Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: учащиеся 6-х классов, в количестве 40 учащихся (6 класс «А», 6 класс «Б»).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования компетенций школьников о травматизме в летний период 6
1.1 Проблема детского травматизма 6
1.2 Особенности профилактики детского травматизма в летний период 11
1.3 Методические аспекты формирования компетенций школьников о травматизме в летний период 14
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение компетенций школьников о травматизме в летний период 21
2.1 Анализ особенностей детского травматизма в летний период 21
2.2 Организация и методика исследования 23
2.3 Анализ результатов исследования 26
2.4 Рекомендации по формированию у школьников компетенций о травматизме в летний период 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Актуальность исследования. На сегодняшний день травматизм является важной проблемой в России. К категориям людей, наиболее подверженных травматизму, относятся дети, подростки, молодежь, а также пожилые люди и малоимущие слои населения. Причины травматизма многообразны и часто взаимосвязаны, что требует широкомасштабных стратегических решений. Особенно актуальна проблема детского травматизма, но решить ее усилиями одной только системы здравоохранения невозможно. Врачи, как правило, имеют дело с результатами необдуманных действий детей и подростков, приведших к травмам, и исправляют их последствия. Поэтому важным элементом противодействия травматизму должно стать его предотвращение путем формирования у детей навыков безопасного поведения.
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не благоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице.
Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Степень изученности проблемы. Анализ литературы показывает, что проблема детского травматизма находит отражение в ряде исследований. Так, медико-социальные аспекты детского травматизма рассматривают А.Г. Бермус, Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, Н.И. Хромов и др. О тенденции к росту числа травм среди детей и их причинах указывают в своих исследованиях С.В. Белов, С.П. Данченко, М.А. Картавых и др. Подходы к профилактике различных видов детского травматизма в условиях образовательного учреждения описаны в исследованиях С.Г. Броневщук, И.М. Войтик, Т.В. Мельниковой, Ю.Г. Сапронова и др.
Однако, многие организационные формы профилактики детского травматизма в летний период на сегодняшний день устарели и не отвечают требованиям времени, как и методическое обеспечение этой работы. Кроме того, учителя часто подходят к выполнению своих обязанностей по профилактике травматизма обучающихся формально. Они сообщают теоретические знания, но не добиваются усвоения их школьниками, не проверяют уровень сформированности навыков безопасного поведения и избегания травмоопасных ситуаций в летний период. Не применяются новые педагогические технологии обучения и воспитания школьников, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных ситуаций, не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Далеко не все педагоги, преподающие основы безопасности жизнедеятельности или окружающий мир, имеют специальную подготовку для обучения школьников основам безопасного поведения.
Объект исследования – процесс формирования компетенций школьников о травматизме в летний период.
Предмет исследования – педагогические условия формирования компетенций школьников о травматизме в летний период.
Цель исследования – изучение методических аспектов формирования компетенций школьников о травматизме в летний период.
Гипотеза исследования: организация работы по формированию компетенций школьников о травматизме в летний период будет успешной, если:
- в ней будут учтены возрастные особенности уобучающихся, их потребности и интересы;
- будут использованы нетрадиционные формы и методы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы формирования компетенций школьников о травматизме в летний период.
2. Определить практические и методические аспекты формирования компетенций школьников о травматизме в летний период.
3. Разработка рекомендации по повышению компетенций школьников о травматизме в летний период.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ тестирования и анкетирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по формированию компетенций школьников о травматизме в летний период.
Выборка: в исследовании приняли участие 40 учащихся 6-х классов: 20 учащихся 6-го класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 6-го класса «Б» составили контрольную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности компетенций школьников о травматизме в летний период. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе исследования установлено, что детский травматизм – это совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах у детей за определенный отрезок времени. Травматизмом называют статистический показатель, который показывает эпидемиологию различного вида травм, ее опасность и указывает пути профилактики. Эффективным способом борьбы с травматизмом может стать его профилактика, подразумевающая работу как с детьми (знакомство их с различными видами опасностей и способами их избегания), так и со взрослыми (объяснение необходимости внимательного и ответственного отношения к детям и развития способности предугадывания и предотвращения потенциально травмоопасных для них ситуаций).
Отмечено, что достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского травматизма в летний период возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями. Причиной получения школьником травмы не всегда является незнание им правил безопасности или невнимательность взрослых. Нередко рискованный тип поведения выбирается ребенком сознательно в силу тех или иных психологических причин. Это следует учитывать при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма в летний период. Чтобы снизить детский травматизм во время летних каникул, необходимо повышать компетенцию школьников о травматизме во время изучения курса ОБЖ, а также в процессе проведения внеурочных занятий.
Выявлено, что в работе школы должны выделяться следующие виды деятельности по профилактике детского травматизма в летний период: организационная работа; инструктивно-методическая работа; массовая работа.
Проведенное исследование показало, что у обучающихся 6-х классов уровень сформированности компетенции о травматизме в летний период – 50% в 6-м классе «А», 55% в 6-м классе «Б», также высокий процент учащихся с низким уровнем – 25% учащихся 6-го класса «А» и 15% 6-го класса «Б». Результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы по повышению компетентности обучающихся в вопросах травматизма в летний период. В качестве рекомендаций предлагается программа элективного курса по повышению компетентности обучающихся 6-х классах в вопросах травматизма в летний период. Тема элективного курса была выбрана «Травматизм в летний период. Как уберечься?».
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Конвенция ООН о правах ребенка // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
2. Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2016 // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
5. Федеральный Законом от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
6. Федеральный законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
Основная литература
7. Айзман, Р. И. Значение курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» в современной подготовке школьников [Текст] / Р. И. Айзман, В. А. Королев // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – №7. – С. 210–215
8. Акимов, В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций : энциклопедический справочник. 5 – 11 классы [Текст] / В. А. Акимов, Р. А. Дурнев, С. К. Миронов. – Москва : Дрофа, 2018. – 285 с.
9. Ахкиямова, Г. Р. Обновление содержания и форм организации учебных и внеучебных занятий по ОБЖ в условиях нового ФГОС [Текст] / Г. Р. Ахкиямова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – Т. 19. – С. 8–11.
10. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров [Текст] / С. В. Белов. – Москва : Юрайт, 2013. – 682 с.
11. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А. Г. Бермус. – Москва : Наука, 2015. – 142 с.
12. Броневщук, С. Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. В помощь руководителям и учителям школ [Текст] / С. Г. Броневщук. – Москва : Издательский дом «Витязь-М», 2018. – 208 с.
13. Войтик, И. М. Профилактика детского травматизма в школе [Текст] / И. М. Войтик. – Новосибирск : СибАКС, 2019. – 168 с.
14. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник [Текст] / М. В. Графкина, Б. Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, 2018. – 416 с.
15. Данченко, С. П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / С. П. Данченко // Педагогика высшей школы. – 2016. – №3.1. – С. 68-72.
16. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы : Методическое пособие [Текст] / Р. А. Дурнев. – Москва : Дрофа, 2018. – 156 с.
17. Ибрагимова, Э. Э. Методические подходы к формированию навыков безопасного поведения учащихся образовательных учреждений [Текст] / Э. Э. Ибрагимова // Проблемы современного педагогического образования. –2021. – № 71-2. – С. 150-152.
18. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2023. – 33 с.
19. Казин, Э. М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности : настоящее и будущее. – Казань, 2018. – С. 205–211.
20. Картавых, М. А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / М. А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – Москва : Русский журнал. – 2019. – № 4. – С. 14-21.
21. Кузнецов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : Методика преподавания предмета: 5–11 классы [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер. – Москва : ВАКО, 2021. – 176 с.
22. Кузнецов, В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2019. – № 12. – С. 34-38.
23. Мацко, Ю. А. Роль учителя основ безопасности жизнедеятельности в профилактике травматизма детей [Текст] / Ю. А. Мацко // В книге : Тезисы докладов XLVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа. Материалы конференции. Редколлегия : И. Н. Калинина [и др.]. – 2020. – С. 103.
24. Мельникова, Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения : Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. В. Мельникова. – Санкт-Петербург, 2012. – 18 с.
25. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : практикум [Текст] / Авт.-сост. Э. А. Кузнецова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.
26. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
27. Основы безопасности жизнедеятельности : Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Текст] / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – Москва : Дрофа, 2018. – 112 с.
28. Официальный сайт ГИБДД. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.gibdd.ru. (Дата обращения: 12.02.2024 г.)
29. Попова, Г. А. Школьный травматизм и его профилактика [Текст] / Г. А. Попова // В сборнике : Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей по материалам XХII международной научно-практической конференции. – Киров, 2023. – С. 756-765.
30. Приешкина, А. Н. Профилактика детского травматизма в школе [Текст] / А. Н. Приешкина // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2021. – № 2 (10). – С. 55-62.
31. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы [Текст] / Авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Ваногородский, М. А. Ульянова. – Москва : Дрофа, 2013. – 106 с.
32. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Ю. Г. Сапронов. – Москва : НОРМА-ИНФРА., 2012. – 336 с.
33. Сидорина, Н. А. Проактивный подход к проблеме формирования культуры личной безопасности [Текст] / Н. А. Сидорина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12 (178). – С. 432-436.
34. Скворцова, Ю. С, Социальный проект «Безопасные каникулы» [Текст] / Ю. С. Скворцова // В сборнике : Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Т. Т. Щелина. 2019. – С. 532-535.
35. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
36. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
37. Статистика детского травматизма. – [Электронный ресурс] . – Режим доступа : https://odkb.ru/_pacientam/stati/detskij-travmatizm-v-letnij-period. (Дата обращения: 20.02.2024 г.).
38. Толочко, Е. И. Методические особенности формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах [Текст] / Е. И. Толочко // В сборнике : Актуальные проблемы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). материалы межведомственной научно-практической конференции. Составители : А. В. Вашкевич, А. В. Ефимовский. – 2019. – С. 270-280.
39. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И. К. Топоров. – Москва : Просвещение, 2009. – 93 с.
40. Хромов, Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях : Методическое пособие [Текст] / Н. И. Хромов. – Москва : Айрис-пресс, 2013. – 288 с.