Введение 3
Глава 1. Русская речевая культура. Оскорбление в наивной картине мира 7
§ 1. Наивная и профессиональная картина мира 7
§ 2. Лексикографическая интерпретация оскорбления 12
§ 3. Оскорбление в текстах художественной литературы XIX-XXI вв. (на материале Национального корпуса русского языка) 26
§ 4. Выводы по главе 1 65
Глава 2. Оскорбление в юридической картине мира. Сопоставление представлений об оскорблении в русской речевой культуре 67
§ 1. История понятия оскорбление в юридической картине мира 67
§ 2. Сопоставление семантики оскорбления в наивной и юридической картинах мира 80
§ 3. Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Использованная литература 89
Использованные словари 96
Использованные юридические документы 98
Приложение 1. Фрагменты юридических документов 100
XIX - начало XX вв 100
XX век 121
конец XX - начало XXI века 131
Приложение 2. Оскорбление в наивной и юридической картинах мира (таблица) 136
Речевая культура - часть культуры народа, связанная с использованием языка. В неё включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощённые в устной или письменной форме. Кроме того, в неё входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения, совокупность текстов на данном языке (Сиротинина 2006: 343). Понятие речевой культуры шире понятия культуры речи, в которое включается только характер использования языка, отношение к нему, но не сам язык и закреплённая в нем картина мира.
Картина мира - одно из фундаментальных понятий гуманитарного знания. В филологии существует представление о языковой картине мира (ЯКМ). Тем не менее, современные исследователи (Арестова 2006; Пименова 2011) выделяют и другие картины мира в соответствии с целью лингвистического исследования, а также характеристики особенностей различных языковых личностей и языковых общностей. Так, могут изучаться языковые аспекты научной, религиозной и других картин мира.
Изучение фрагментов языковой картины мира носителя русского языка - актуальная проблема современной лингвистической науки. Особого внимания заслуживают вопросы совпадения и несовпадения представлений об одном и том же явлении в разных видах картин мира: научной и наивной, религиозной, профессиональной и др. Выбор темы настоящей работы обусловлен интересом к такому понятию русской картины мира, как оскорбление, его семантическим и прагматическим свойствам и особенностям функционирования. В исследовании также предлагается рабочее определение юридической картины мира и подробно рассматривается её фрагмент, связанный с оскорблением.
Актуальность и практическая значимость исследования связана с обращением к таким проблемам современной лингвистики, как наивная и профессиональная картины мира, природа термина и его бытование в обиходном языке, природа и типы речевой агрессии, специфика лингвистической экспертизы как особого ракурса анализа конфликтогенного текста.
Актуальность темы объясняется крайне недостаточной определённостью понятия оскорбление в законодательстве и несовпадением его со своим «двойником» в сознании носителей языка в целом ряде существенных черт; следствием из этого являются постоянные сложности в работе судебных, следственных и пр. органов, влекущие регулярные назначения лингвистических экспертиз. Несмотря на то, что тема оскорбления в целом не была обойдена вниманием лингвистов, в ней остаётся немало спорных моментов. Не уделялось, в частности, специального внимания соотношению представлений об оскорблении в наивной и юридической картинах мира (отметим, что данная проблема разрабатывалась нами и в бакалаврской ВКР). Анализ этого соотношения позволяет развести исследуемое понятие в представлениях носителей языка и в правоприменительной практике. Отсюда очевидна не только актуальность темы исследования, но и его практическая значимость, связанная с интересами как государства, так и общества.
В качестве теоретической базы исследования представляется необходимым обратиться к трудам, связанным со следующими областями лингвистики:
1. Картина мира: Ю. Д. Апресян, Н. Ю. Шведова, А. Вежбицкая, Г. В. Колшанский, А. А. Арестова, Е. А. Балашова, М. В. Пименова, Е. С. Яковлева.
2. Ключевые понятия русской речевой культуры: Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев, И. Б. Левонтина, А. В. Санников.
3. Точки соприкосновения наивной и юридической картин мира: И. А. Стернин, К. И. Бринев, А. К. Симонов, М. В. Горбаневский, И. Б. Левонтина, Е. С. Кара-Мурза, Е. И. Галяшина, Н. Д. Голев, О. Н. Матвеева, Г. В. Кусов.
Цель работы - комплексный анализ представлений об оскорблении, актуализирующихся в русской речевой культуре.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• работа с теоретическими источниками;
• рассмотрение значений и оттенков значений понятия в словарях;
• выявление актуальности значений по текстам художественной литературы с помощью НКРЯ;
• анализ содержания понятия в формулировках законов и нормативных актов выбранного отрезка времени;
• комплексное сравнение содержания понятия в двух картинах мира.
Объект исследования - понятие оскорбления, функционирующее в русской речевой культуре. Таким образом, предмет исследования - семантическое наполнение исследуемого понятия.
Материал исследования - фрагменты текстов художественной литературы, отобранные при помощи Национального корпуса русского языка, разноаспектные словари русского языка, специальные словари и энциклопедии (психологические, юридические и др.), а также нормативно-правовые акты периода XIX-XXI вв. Русский язык рассматривается на современном этапе его развития - от периода его становления в пушкинскую эпоху по настоящее время (язык нового тысячелетия).
Способ сбора материала: в НКРЯ - метод контролируемого отбора (по заданным параметрам), в текстах нормативно-правовых документов - метод сплошной выборки.
Способ анализа материала: дескриптивный, дистрибутивный и компонентный (семный) анализ лексемы, контекстуальный анализ функционирования понятия оскорбление в иллюстративном материале словарей и в художественных текстах XIX-XXI вв., сравнительный анализ данных словарей различных типов (лексикографическое портретирование выбранного понятия), лексический анализ юридических текстов XIX-XXI веков, мультипараметрическое сравнение содержания исследуемого понятия.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списков использованной литературы, словарей и юридических документов, включающих 60, 27 и 14 наименований соответственно, а также двух приложений, первое из которых включает фрагменты юридических документов XIX-XX вв., а второе представляет собой сводную таблицу характеристик оскорбления, выведенных в настоящем исследовании.
Настоящее исследование посвящено изучению фрагментов русской речевой культуры и понятию оскорбление, функционирующему в наивной и юридической картинах мира носителя русского языка. Крайне недостаточная определённость этого понятия и его несовпадение в наивном сознании и юридической практике обсуловливают некоторый круг проблем и сложностей в работе судей и лингвистических экспертов. Поиск и комплексный анализ причин такого несовпадения позволили разносторонне и многоаспектно охарактеризовать оскорбление, а также развести представления о нём в НКМ и ЮКМ.
Оскорбление унижает и достоинство человека, и его честь. Данные этические понятия не разводятся в юридической практике и существуют в тесной связи друг с другом. Как было показано в работе, в бытовом понимании оскорбление относится, скорее, к умалению чести, а унижение достоинства - атрибут понятия обида, которое, согласно данным словарей русского языка, можно считать более широким понятием (при этом оскорбление понимается как ‘тяжёлая обида’). Лексемы русского языка, близкие по значению к оскорблению, толкуются в лексикографических изданиях через одни и те же понятия (оскорбление, унижение, обида, уязвление и т. п.). Интересно, что понятие обиды, хотя и является одним из центральных для наивной картины мира (Кусов 2011: 42), не имеет на настоящий момент юридических признаков и не закреплено в текстах права. В свою очередь, оскорбление может быть административным и, в отдельных случаях, уголовным правонарушением, то есть входит в понятийное пространство двух картин мира: наивной (языковой) и юридической (профессиональной).
Сопоставление фрагментов этих картин мира и проведённый таким образом анализ функционирования оскорбления в русской речевой культуре стали главными результатами исследования. Проведённый анализ обнаружил сходства и различия в бытовых и законодательных представлениях об оскорблении. Лексикографический, семный и контекстуальный анализ позволили выделить и сравнить смыслы, закладываемые в одно понятие в разных картинах мира. Общим для НКМ и ЮКМ является понимание оскорбления, в первую очередь, как унижения чести и достоинства лица, а также отнесение оскорбления к сфере межличностных контактов и возможные последствия факта оскорбления. Различным в понимании оскорбления оказываются представления о человеческом факторе, этико-эстетическом воздействии оскорбления на человека, личных чувствах и переживаниях оскорблённого, которые никак не фиксируются в ЮКМ. Выявленная информация существенно расширяет представления об актуализации исследуемого понятия в русской речевой культуре. Несмотря на некоторые пробелы и размытые формулировки в законодательстве, всё- таки представляется возможным разграничить бытовое понимание оскорбления и оскорбление как юридический термин, хотя и основанный на наивных представлениях, но вместе с тем имеющий более узкое и строгое определение. Становится понятным и объяснимым стремление людей защитить свои честь и достоинство даже в тех случаях, когда случившееся не будет считаться оскорблением с юридической точки зрения (однако будет считаться таковым в наивном представлении).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть полезны студентам, аспирантам и преподавателям высшей школы, обращающимся к научным проблемам на стыке лингвистики и юриспруденции. В первую очередь к ним относятся сотрудники юридических и филологических факультетов, занимающиеся проблемами лингвистической экспертизы и преподаванием её основ. За пределами системы образования материал исследования может быть использован работниками судебно-исполнительной системы для уточнения формулировок и квалификации правонарушения как оскорбления, при проведении лингвистической экспертизы, а также для консультаций населения в связи с исками по делам о защите чести и достоинства. Кроме того, полученные результаты могут использоваться при ликвидации правовой безграмотности населения путём объяснения разницы между бытовым и юридическим пониманием одной и той же лексической единицы.
Дальнейшим направлением исследования может быть изучение функционирования оскорбления (1) в других разновидностях картин мира для расширения представлений о семантическом наполнении понятия (например, в религиозной), (2) в речевых культурах других народов в сопоставлении с русской, (3) в более широком диахроническом срезе. Кроме того, возможно рассмотрение оскорбления в соотнесении с другими ключевыми понятиями русской речевой культуры (достоинство, честь, смирение, обида и др.). Эти же слова в отрыве от оскорбления могут быть проанализированы по схожей методике, позволяющей подробно рассмотреть актуализацию взятого понятия в двух картинах мира.
1. Апресян Ю. Д. Вводные замечания о наивной модели мира // Избранные труды: в 2 т. М., 1995. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 629-630.
2. Апресян Ю. Д. Наивная картина мира // Избранные труды: в 2 т. М., 1995. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 350-352.
3. Апресян Ю. Д. Семантический язык как средство толкования лексических значений // Избранные труды: в 2 т. М., 1995. Т. 1. Лексическая семантика. С. 56-69.
4. Арестова А. А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности. Тамбов, 2006. 131 с.
5. Балашова Е. А. К вопросу об отражении наивной картины мира в лексикографии и лексикологии [Электронный ресурс] // Филологические заметки. 2006. Ч. 2. (дата обращения: 20.04.2018).
6. Банников К. Об экстремальных состояниях ума [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2014. № 6 (63) (дата обращения: 20.04.2018).
7. Бринев К. И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза. Барнаул, 2009. 252 с.
8. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов // Язык. Культура. Познание. М., 1996. С. 231-283.
9. Воронцова Е. Понятие визуальной картины мира [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2012. № 24. (дата обращения: 20.04.2018).
10. Габбасова А. Р., Фаткуллина Ф. Г. Языковая картина мира: основные признаки, типология и функции [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. (дата обращения: 20.04.2018).
11. Галяшина Е. И. Ошибки судебной лингвистической экспертизы // Экспертизы - нерешенный вопрос российского правосудия / Под ред. А. К. Симонова. М., 2013. С. 31-62.
12. Голев Н. Д., Матвеева О. Н. Лингвистическая экспертиза: на стыке языка и права [Электронный ресурс] // Юрислингвистика-7: Язык как феномен правовой коммуникации: межвузовский сборник научных статей / Под ред. Н. Д. Голева. Барнаул, 2006. (дата обращения: 20.04.2018).
13. Голев Н. Д. О специфике языка права в системе общенародного русского языка и ее юридического функционирования [Электронный ресурс] // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права: межвузовский сборник научных статей / Под ред. Н. Д. Голева. Барнаул, 2004. (дата обращения: 20.04.2018).
14. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистического исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 396-405.
15. Егорова В. Ф. Концепт «богатство» в пословичной картине мира русского, якутского и французского народов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 12. С. 127-129.
...