Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

Работа №132551

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Научные подходы к осмыслению проблемы интеграции иноэтнических сообществ 12
§ 1 Основные теоретические подходы в исследовании процесса интеграции 12
§ 2. Базовые измерения адаптации и интеграции иноэтнических групп 25
Глава II. Миграционная и интеграционная политика Франции 32
§ 1. Основные направления миграционной и интеграционной политики Франции 32
в отношении мусульманского населения страны 32
§ 2. Социально-политические проблемы процесса интеграции мусульманских меньшинств 45
Глава III. Механизмы и инструменты решения проблемы интеграции мусульманских общин во Франции 54
§ 1. Религиозный и культурный аспект интеграции мусульман: адаптации и интеграции мусульман 54
§ 2. Проблема исламского радикализма в восприятии французского общества 62
Заключение 69
Список литературы и источников 72
Приложения 84

Европа является домом для многих различных религиозных и этнических общин, в том числе для миллионов мусульман, которые вносят вклад в формирование многочисленных культур, образуя европейское общество. Многие исламские общины Европы сами состоят из групп, чьи потребности варьируются в зависимости от их происхождения, местности и исторических корней. Тем не менее, все они имеют общую проблему: борьбу за равноправное положение наряду с европейцами.
Предрассудки и враждебность по отношению к мусульманским общинам, которые широко распространены во всех европейских государствах, часто приводили к дискриминации в отношении мусульман и к их исключению из основных социальных, политических и экономических сфер общественной деятельности.
Ивонна Бемельманс и ее коллега Мария Хосе Фреитас отмечают, что такой страх к исламу вырос за последние десятилетия, и это обусловлено последними международными событиями, такими как война в Персидском заливе и террористические нападения в Соединенных Штатах 11 сентября 2001г. Все больше и больше общественность и средства массовой информации вызывают дискурс опасности исламского фундаментализма, таким образом, стигматизируя мусульманские меньшинства в том числе. Авторы утверждают, что в основе таких террористических атак лежит общий страх и чувство отчужденности на почве дискриминации в европейском обществе1.
В настоящее время появляется все больше политиков, которые опасаются такой религии как ислам. Ярым противником мусульман является Дональд Трамп, который в своих выступлениях продолжает высказывать все большие опасения относительно мусульманского сообщества. 5 марта 2016г. журнал «Time» назвал кандидата на пост президента США, главным исламофобом года2.
С. Ф Хантингтон отмечает: « на самом деле сегодня вряд ли отыщется какой- нибудь мусульманин, будь то политик, чиновник, представитель научных либо деловых кругов или журналист, который в своих заявлениях восхваляет западные духовные ценности и институты. Вместо этого они подчеркивают различия между своей и западной цивилизациями, превосходство своей культуры и необходимость сохранения целостности этой культуры перед натиском Запада. Мусульмане боятся мощи Запада, она вызывает у них возмущение, они видят в ней угрозу для своего общества и своей веры»3.
Барри Бузан отмечал, что «холодная война» с исламом послужит в целом укреплению европейской идентичности в критически важный для процесса европейского объединения период. Следовательно, большая вероятность, что многие общественные круги на Западе заинтересованы в поддержании напряженных отношений с исламом»4.
По нашему мнению, С.Ф. Хантингтон наиболее точно выражает проблему взаимодействия ислама и запада. Он утверждает: «до тех пор, пока ислам остается исламом (каковым он и останется) и Запад остается Западом (что более сомнительно), этот фундаментальный конфликт между двумя великими цивилизациями и свойственным каждой образом жизни будет продолжаться, определяя взаимоотношения этих цивилизаций в будущем в той же мере, в какой он определял их на протяжении минувших четырнадцати столетий»5.
На наш взгляд, данное высказывание автора о взаимодействии ислама и запада наиболее точно определяет проблематику. Действительно, до тех пор, пока европейское общество не начнет принимать и понимать специфику мусульманской культуры, а мусульмане не будут считаться с тем образом жизни страны, в которую они прибыли, то диалога с правительством и интеграции мусульманских меньшинств так и не наступит.
Исторически так сложилось, Франция представляет собой державу, в которой проживает самое большое количество мусульман в Европе. Это государство вынуждено и по сей день принимать миллионы мусульман у себя в стране, а новые потоки и изменения требуют принятия новых мер в иммиграционной политике, социальной, экономической и политической сферах. К тому же, процесс принятия новых решений усложняется религиозным и культурным аспектом мусульман.
Обращает на себя внимание резкая нехватка научных трудов и монографий, в которых затрагивалась бы не только проблематика взаимодействия ислама и Европы и истоки этой проблемы, но и пути их решения. Нет точных и однозначных ответов на специфическое поведение мусульманских меньшинств в европейском обществе.
Указанные обстоятельства обусловили актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступают миграционные процессы и эволюция миграционной политики Франции.
Предметом настоящей выпускной работы являются адаптация и интеграция мусульман во Франции.
Хронологические рамки исследования для рассмотрения положения мусульманских сообществ определены настоящем временем, с начала XXI в. по 2018 год. Выбор данного периода обусловлен тем, что исламофобия просочилась в широкие массы во всем мире именно после ряда террористических атак 11 сентября 2001 года. В связи с произошедшими событиями во многих европейских странах гонения и агрессия в отношении мусульман также стали совершенно нормальным явлением. Безусловно, в этом процессе, а также в том, что исламофобия стала нарастать как снежный ком, огромную роль сыграли не только СМИ, но и политики. Франция не стала исключением, более того, на ее территории проживает самое большое число мусульман, поэтому решение проблемы взаимодействия двух диаметрально противоположных культур на территории одного государства занимает значимое место во французской политике на протяжении нескольких десятилетий.
Целью настоящей работы является: определить, каким образом происходит интеграция мусульманских меньшинств в европейское общество во Франции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные направления политики Франции в решении проблем интеграции мусульманских меньшинств;
• выяснить какие существуют проблемы социально-политического процесса интеграции
• определить как религиозный и культурный аспект влияет на интеграцию мусульманских общин во Франции. Выяснить, является ли это причиной возникновения конфликтов;
• выяснить причины исламского радикализма в Европе и определить его восприятие французским обществом;
• сформулировать и обосновать предложения и рекомендации по урегулированию взаимоотношений мусульманских меньшинств с европейским обществом;
Так как крупные мусульманские общины начали формироваться после Второй мировой войны и до сих пор пребывают в Европу. Как отмечает Ольга Трофимова: «несмотря на принимаемые политико-правовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. И сейчас Европу завоевывают те, кого европейцы завоевали в прошлом, в период колониализма. Темпы прироста мусульман в европейских странах втрое превышают аналогичные показатели коренного населения»6.
К сожалению, до сих пор не получены серьезные теоретические разработки применительно к взаимодействию мусульманских меньшинств с государством и европейским обществом.
Среди источников особую важность составили нормативно-правовые акты и договоры для точного определения политики Франции. Так, Конституция Франции7 помогли определить базисные принципы государства. Для определения специфики миграции и положения мусульманских меньшинств были использованы отдельные положения и акты. Например, закон о запрете ношения платков и религиозной атрибутики во Франции в учебных заведениях8, позже закон о запрете ношения одежды полностью или частично покрывающей лицо9, рамочное соглашение от 3 июля 2001 г. о будущей организации мусульман Франции10, устав мусульманской религии во Франции11, закон об иммиграции во Франции12, закон о дискриминации во Франции13. Для проведения точного анализа о количестве мусульман, о мнении жителей Франции в отношении мусульман использовался исследовательский центр Pew Research Centre 14 Для определения уровня интеграции иммигрантов использовался сайт оценки интеграции15. Чтобы определить официальные шаги правительств, использовались официальные сайты: министерства внутренних дел Франции16. Более того, чтобы разобраться в истоках религии ислама и его специфики, использовался Священный Коран17. В данной работе широко использовались средства массовой информации. Среди главных источников можно выделить: «BBC news»18, «Time official»19, «InoZpress»20, французское новостное агентство «Le Monde»21, «reutes France»22, «Le parisien»23 и «Le Point»24, специализированные новости и статьи мусульманского мира «Islamnews»25 и «Aljazeera»26, информационно-аналитический федеральный портал «Islam today»27, «Islam review»28 и «Islamrf»29 30, новостное агентство «ИТАР-ТАСС» 30. Далее, были использованы такие материалы СМИ, как интервью научных деятелей и известных аналитиков для определения точек зрения на развитие интеграции мусульманских сообществ. А именно интервью Тарика Рамадана на канале Press TV31. Также будучи на стажировке во Франции, автор данного исследования имел возможность говорить на исследуемую тему с французами, а также с мигрантами арабского происхождения. И хотя полученные в ходе бесед сведения субъективны и в силу этого их нельзя назвать репрезентативным источником, всё же они способствовали написанию данной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Над вопросом миграционного процесса и процесса интеграции мусульманских меньшинств работали многие ученые. Так, для анализа истории развития миграционных процессов и процессов интеграции были использованы такие работы как «Мусульмане-иммигранты на Западе» З. И. Левина32, «Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов» И. Цапенко33. Для понимания модели интеграции как мультикультурализм использовались работы: К.Малика «Крах мультикультурализма»34, В.В Сахаровой «Мультикультурализм и проблемы интеграции мигрантов»35. Такие авторы как А.И. Куропятник36, И.В. Понкин37, Я.Р. Стрельцова38, Д.Ю. Морозов39, И.С. Новожженова40, застрагивают вопросы миграции и интеграции во Франции. Акцентирует внимание на мигрантах мусульманах А.В. Веретевская41, что помогает определить специфические особенности интеграции меньшинств и проблем, с которыми они сталкиваются в процессе интеграции в европейское сообщество. В этом ключе стоит отметить и других авторов, которые помогли взглянуть на предпринимаемые шаги правительством Франции и рассмотреть проблематику модели интеграции42. Для того, чтобы определить источники проблем интеграции мусульман использовались труды и иностранных авторов, таких как Дж.Л. Эспозито43, который дает общее объяснение специфики религии ислама, Андре Сервиер44 и Ноел О Суливан45. Стоит отметить работу С. Хангтингтона46, который пишет о столкновении двух различных цивилизаций и как трудно выстроить между ними диалог. Вопросами миграции и интеграции именно в социальной и политической сфере также посвящено много трудов как российских, так и зарубежных авторов47. Для определения исламского радикализма и причин плохой интеграции мусульман использовалась работа Ольги Четверековой «Ислам в современной Европе: Стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции»48, где больше акцентируется внимание на нежелание интегрироваться в европейское общество и на специфику поведения мусульман в Европе. Труды М. Ласкера49, M. Барда50, А. Цуркана51 и И.П. Добаева52, посвященные исламскому радикализму и как он может разрушить общественную жизнь в странах Европы, так же нашли свое широкое применение для написания данной работы.
Новизна данного исследования заключается в том, что в настоящей работе осуществлен комплексный анализ проблем интеграции мусульманских меньшинств во Франции в XXI в. В работе используются новейшие источники, исследования и сообщения СМИ, позволяющие выстроить наиболее полную картину о современной миграционной ситуации Франции с учетом выстраивания новой политики Э. Макрона.
Методология исследования. Результаты и выводы выпускной квалификационной работы получены на основе общих и частных методов научного познания: логического, исторического, сравнительного, системного. На различных этапах исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа. При разработке вопросов правоприменения использовались формально-юридический, статистический и иные способы собирания и изучения информационного материала. Также во время обучения во Франции в качестве иностранного студента был осуществлен сбор первичных данных на основе наблюдений, опросов, что позволяет включить метод полевых исследований в методологическую базу исследования.
Структура исследования. В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на шесть параграфов, в которых последовательно рассматриваются основные вопросы исследуемой темы, заключения, списка используемых источников, литературы и приложения. Во введении приводится библиографический обзор по данной теме, поставлена цель и выявлены основные задачи, приведены характеристика источников, научная новизна и композиция исследовательской работы. Главы основной части разделены по хронологическому принципу в связи с ключевыми этапами формирования и основными проблемами интеграционной политики Франции. Следует также отметить, что в ходе работы было необходимо несколько выходить за временные рамки, установленные в главах, чтобы исследование той или иной проблемы предстало полным и необорванным, без упущения каких-либо важных исторических аспектов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам изучения положения мусульманских меньшинств во Франции представляется возможным сделать ряд выводов и обобщений.
В нашем исследовании были достойным образом определены условия формирования миграционной политики Франции, что позволило прийти к выводам, что политика ассимиляции, изначально выбранная Францией - не принесла положительных результатов, так же, как и политика мультикультурализма. Обе системы интеграции были признаны провальными. Полностью интегрироваться прибывшим иммигрантом не удалось.
В связи с чем остро встает вопрос о том, почему в стране с такой давней традицией иммиграции, как Франция, проблема миграционного урегулирования недавно вернулась на передний план публичных дебатов. Безусловно, политика ассимиляции, на первый взгляд, может показаться оптимальной. С одной стороны, она позволяет государству поддерживать культурно-ценностную однородность общества, с другой, она делает процесс интеграции иммигрантов более плавным, так как позволяет им гармонично вписаться в новую социокультурную среду. Однако возрастание числа иммигрантов, относящихся к иной этноконфессиональной среде, во второй половине XX века привело к тому, что политика ассимиляции начала давать сбои. Представители другой этнорелигиозной группы сталкиваются с значительно более серьезными трудностями, а именно при получении вида на жительство, поиске работы и получении гражданства. Более того, даже получение французского гражданства не решает проблему социально-профессиональной дискриминации арабов и африканцев. Причём дискриминация касается и детей иммигрантов, родившихся во Франции, которых коренное население отказывается идентифицировать как французов. С другой стороны, сами иммигранты и их дети не настроены на интеграцию во французское общество, а напротив, скорее пытаются навязать коренному населению свои культурно-религиозные ценности, что приводит к размыванию национальной идентичности французов.
Попытки применения политики мультикультурализма, предполагающего предоставление национальным, религиозным, культурным и другим сообществам возможности решать свои собственные проблемы внутри своей общины, а также представлять консолидированные интересы общины в диалоге с действующей властью, только усугубили ситуацию.
На наш взгляд, политика Франции продемонстрировала свою неэффективность в отношении иностранцев, исповедующих ислам. Все больше и больше наблюдается недовольство в обществе и со стороны граждан стран и со стороны мусульман. Французское общество, воодушевленное былыми успехами по интеграции иммигрантов из других европейских стран, никогда не придерживалось идеи мультикультурного общества. Национальной французской идеей является полная интеграция иммигранта, что, соответственно, требует значительных затрат. Мусульманская община, однако, оказалась невосприимчива ко всем усилиям по ее интеграции во французское общество. В связи с чем страну захлестнула социальная напряженность, вылившаяся в так называемый бунт окраин, что продолжается до сих пор. Во Франции есть специальные поселения для мигрантов и беженцев, где как раз царят беспорядки, и данные районы можно отнести к наиболее проблематичным и небезопасным округам. Хотя опасения граждан по отношению исламского радикализма наблюдаются в большинстве европейских стран, но во Франции он проявляется больше. Можно полагать, что причиной тому более жесткая политика Франции по отношению к религиозным меньшинствам.
Религиозный и культурный аспект пребывания мусульман на территории Франции также остается достаточно проблемным. Хотя именно в этой стране открыто достаточно большое количество мечетей и школ, в которых преподают исламские учения, дискриминация и проявление недружелюбия со стороны европейского сообщества продолжает наблюдаться. Франция приняла закон о запрете ношения хиджаба, и в обществе относятся с недоверием к такому проявлению своей религиозности, однако большая часть французов осталась довольна такой политикой. В свою очередь мусульмане возмущены таким положением дел.
Таким образом, размывание национальной идентичности, социальная изоляции, отчуждение и замкнутость многих французских иммигрантов, имеющих арабские и африканские корни и ощущающих преданность нормам ислама, подогреваемые усилением дискриминации и подъемом националистических настроений, могут привести к критическим последствиям для Франции.
По нашем мнению, французскому правительству необходимо выработать комплексную стратегию, направленную на урегулирование отношений и интеграцию мусульман во французское общество. Политическая и социальная система Франции очевидно требует реформ и реноваций посредством внедрения новых программ, а также модернизации уже существующих ведомств, регулирующих миграционные и интеграционные процессы.
На наш взгляд, основной задачей, прежде всего, принимая во внимание масштабы демографического явления в будущем, станет решение именно социально-политических проблем. Не смотря на то, что социальная политика Франции в отношении мусульманских меньшинств, предлагает достаточно много возможностей. Необходимо создать многокультурное, неконфронтационное общество, которое предполагает идею единой нации, независимо от происхождения ее членов.
Также, стоит отметить, что важным шагом в политике интеграции Франции является адаптация практики мусульманской религии к западным демократиям, что подразумевает установление формы конкордата между мусульманами и их принятой страной, четкое определение того, что возможно, а что нет. Следует урегулировать систему образования, которая будет действительно передавать европейские демократические и гуманистические ценности для всех резидентов Франции, которые должны идти перед любой религиозной принадлежностью, для борьбы с экстремистскими излишествами. Более того необходимо выработать гармонизированную систему социально-политических, экономических, а также культурных программ, нацеленных на как на интеграцию иноэтнических групп, так и на изменение стереотипного радикалистского мышления французских граждан в отношении мигрантов мусульманского происхождения. Что, в свою очередь, на наш взгдяд, является возможным в случае консолидации, координации и гармонизации усилий по решению существующего кризиса на общеевропейском уровне, а также в усилении контроля над внешними границами как со стороны Евросоюза, так и со стороны французского руководства, министерств и межправительственных ведомств.
По нашему мнению такой подход, может иметь долгосрочные перспективы для французского общества, в случае построения эффективного плана действий и выработки твердости в иммиграционной политике.


Источники:
Нормативно-правовые акты и договоры:
1. «Закон об усилении внутренней безопасности и борьбе с терроризмом». LOI п° 2017-1510 du 30 octobre 2017 renforgant la sdcuritd intdrieure et la lutte contre le terrorisme URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichLoiPubliee.do?idDocument=JORFDOLE0000 34990290&type=general&legislature=15 (Дата обращения: 31.03.2018).
2. Основной закон Франции. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil- constitutionnel/root/bank mm/constitution/constitution russe version aout2009.pdf (Дата обращения: 02.05.2018)
3. Рамочное соглашение от 3 июля 2001 г. о будущей организации мусульман Франции // Понкин И. В. Ислам во Франции. М., 2005. С. 74.
4. Священный Коран. URL: http://xn—8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/perevod-smyslov- porokhovoj-sury-41-60.html (Дата обращения: 02.05.2018).
5. Устав мусульманской религии во Франции от 10.12.1994 // Понкин И. В. Ислам во Франции. М., 2005. С. 72-73.
6. Loi constitutionnelle du 2 novembre 1945 URL:http://www.conseil- constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/les-constitutions-de-la- france/loi-du-2-novembre-1945-portant-organisation-provisoire-des-pouvoirs- publics.104265.html(Дата обращения: 08.05.2018)
7. La loi du 15 mars 2004. Loi sur le port des signes religieux ostensibles URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/064000177.pdf (Дата обращения: 17.02.2018).
8. Loi n° 80-9 du 10 janvier 1980 relative a la prevention de l'immigration clandestine et portant modification de l'ordonnance n° 45-2658 du 2 novembre 1945 relative aux conditions d'entree et de sejour en France (Дата обращения: 03.05.2018)
9. Le loi n° 2006-911 du 24 juillet 2006 relative a l'immigration et a l'integration от 25 июля 2006 года. URL:http://admi.net/jo/20060725/INTX0600037L.html. (Дата обращения: 15.02.2018).
10. La loi n° 2008-496 du 27 mai 2008 portant diverses dispositions d'adaptation au droit communautaire dans le domaine de la lutte contre les discriminations (1) URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=7E1C0E935B5A98CDBB38 77A2769A951C.tpdila08v 1?cidTexte=JORFTEXT000018877783&dateTexte=20160 606 (Дата обращения:16.02.2018).
11. Loi du 01 juin 2011 Loi visant a interdire le port de tout vetement cachant totalement ou de maniere principale le visage URL: http://www.etaamb.be/fr/loi-du-01-juin- 2011 n2011000424.html (Дата обращения: 30.04.2018).
Выступления официальных лиц, политических, общественных деятелей:
1. Message du president de la Rdpublique a l’Assemblde nationale, le 30 mai 1974, Journal officiel de la Rdpublique Frangaise (1974), 2336-2337. Disponible sur : http://archives.assemblee-nationale.fi75/cri/1973-1974-ordinaire2/003.pdf (Дата обращения 08.05.2018).
Интернет ресурсы и материалы официальных сайтов органов правительств и исследовательских центров:
1. Официальный сайт «Бюро по защите беженцев и апатридов» (Office frangais de protection des rdfugids et des apatrides) - http://www.ofpra.gouv.fr/index.html. (Дата обращения: 07.03.2018)
2. Gouvernement.fr. URL: https://www.gouvernement.fr (Дата обращения: 30.03.2018).
3. Haut Conseil a l'Integration. Официальный сайт URL:http://archives.hci.gouv.fr (Дата обращения: 18.04.2018)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ