Введение 3
Глава 1. Идеологические и мировоззренческие аспекты национал - революционного крыла «консервативной революции» 16
1.1 Предпосылки и общие доктринальные установки национал-революционного крыла «консервативной революции» 16
1.2 Национал-революционное крыло «консервативной революции» в контексте типологии Армина Мёлера 25
1.3 Особенности национал-революционного крыла «консервативной революции» 28
Глава 2. Национал-революционное крыло «консервативной революции» в годы Веймарской республики 32
2.1 «Новый национализм» Эрнста Юнгера 32
2.2 Национал-большевизм Эрнста Никиша 45
2.3 «Революционное пруссачество» Эрнста фон Заломона 55
2.4 «Черный Фронт» Отто Штрассера 61
Глава 3. Национал-революционное крыло «консервативной революции» в условиях нацистской диктатуры 69
3.1 «Внутренняя эмиграция» Эрнста Юнгера 69
3.2 Антинацистское сопротивление Эрнста Никиша 73
3.3 Творческий нейтралитет Эрнста фон Заломона 78
3.4 Отто Штрассер и борьба в изгнании 82
Заключение 86
Описок источников и литературы 89
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена развитием социально-политических процессов в Европе, США и России в конце XX и начале XXI века. В Европе, начиная с 1970-х годов на волне евроскептицизма происходит активное обращение различных крайне правых политических и общественных движений к наследию «консервативной революции» для построения своей идеологической платформы. В европейском контексте наиболее ярко эти тенденции выражаются в феномене «новых правых» (Neue Rechte в Германии, Nouvelle Droite во Франции), фундамент мировоззрения которых вдохновлен многими элементами «консервативной революции». В США схожий феномен прослеживается в движении «альтернативных правых» (alt-right). В России, начиная с 90-х годов, многие лидеры и теоретики националистического движения, разрабатывающие доктрины национализма, также черпают вдохновение в трудах «консервативной революции», интерес к которой не в последнюю очередь обусловлен идеологическим вакуумом, образовавшимся после распада СССР. В последние 10-15 лет активно переводятся основные труды деятелей «консервативной революции», которая рассматривается её сторонниками как определенный эталон политической идеологии альтернативной как либерализму, так и коммунизму. Все эти процессы и тенденции, несомненно влияющие на обстановку в современном мире, заставляют обратиться к изучению феномена «консервативной революции» с научных позиций.
Объектом исследования является национал-революционное крыло «консервативной революции» в Германии в 20-30-е годы XX века.
Предмет исследования - деятельность основных лидеров и организаций национал-революционного крыла «консервативной революции» в Германии в 20-30-е годы XX века.
...
Национал-революционное крыло «консервативной революции» представляло собой наиболее яркое и динамичное явление в социально-политической жизни в Германии в 1920-1930-е годы. Среди её политических лидеров и лиц, выражающих установки данного течения, были люди из различных сфер жизни - политики, культуры, искусства, но всех их объединяло неравнодушие к судьбе Германии, выразившееся в формировании доктринальных и мировоззренческих основ «нового национализма».
Как и национал-социализм «консервативная революция» явилась ответом на тот глобальный кризис в котором оказалось немецкое общество в конце Первой мировой войны. Однако имея общий генезис национал- революционное крыло было отличным от национал-социализма явлением, что прослеживается как на страницах источников, которые оставили после себя деятели этого направления, так и на рассмотрении их жизненного пути в годы Веймарской Германии и Третьего рейха.
Среди общих доктринальных установок национал-революционного крыла «консервативной революции» можно обнаружить радикальный национализм, антидемократизм и антилиберализм, сильные симпатии социалистическим идеям, активное неприятие Веймарской республики и внешнеполитической обстановки, сложившейся после Первой мировой войны. Синтез этих идеологических тенденций отчетливо прослеживаются на страницах работ лидеров данного направления. К специфическим чертам, отличающих национал-революционеров, от других течений «консервативной революции» можно отнести ставку на революционность, активную волевую позицию, динамизм, совмещение крайних форм национализма, социализма и антикапитализма, а также геополитические симпатии к Советской России. Парадоксально, но именно эти черты, делают национал-революционное крыло «консервативной революции» наименее консервативным среди остальных течений. Интересы и устремления национал-революционеров направлены больше в будущее нежели в прошлое, их интересовал революционный прорыв в будущее, а не возвращение к отживших, по их мнению, исторических формам. Не случайны симпатии лидеров данного направления к технике и техническому вообще, что может свидетельствовать о данном течении, как течении альтернативной модернизации.
В Веймарский период национал-революционное крыло «консервативной революции» заняло двойственное положение. С одной стороны критика национал-революционеров была направлена радикально против Веймарской республики и сложившейся по итогам Первой мировой войны Версальской системы, с другой стороны в этот период национал- революционное крыло старалось обособиться от других схожих по характеру течений, в том числе и от национал-социализма. Именно в Веймарский период наиболее активно были разработаны доктринальные основы мировоззрения национал-революционеров, в этот период их деятельность была наиболее динамична и энергична. На страницах трудов и политической публицистики основных лидеров в данный период преобладали тематика радикальной критики, как окружавшей их немецкой действительности, так и в целом либеральной, демократической и капиталистической идеологии в которой они видели своего врага. Национал-революционеры выступали за ликвидацию Веймарской республики и установления национальной диктатуры, как авторитарной формы правления.
Не ограничиваясь разработкой только теоретических аспектов своей идеологии, национал-революционеры пытались также на практике проводить свои взгляды. Так, многие члены национал-революционного крыла активно поддерживали протесты консервативно-настроенного крестьянства, а один из лидеров национал-революционеров Эрнст фон Заломон и вовсе был осужден за участие в убийстве Вальтера Ратенау.
В размежевании и дистанцировании от национал-социалистов сыграли роль такие факторы как стремление радикально отстаивать более социалистическую повестку дня, а также просоветские геополитические симпатии. Не последним элементом критики в адрес национал-социалистов также была ориентация последних на массовость, что по мнению национал- революционеров снижала качество политической доктрины. Этот акцент на элитарности национал-революционного мировоззрения не позволил национал-революционерам стать массовым движением и прийти к власти, в отличии от национал-социалистов, которые научились разговаривать с массами на понятном им языке. В большинстве своем национал- революционное крыло не испытывало больших симпатий по отношению к национал-социалистам и не являлось членами НСДАП. Исключением являлся случай Отто Штрассера, которой под влиянием своего брата вступил в партию и пытался реформировать её в русле национал-революционных идей, однако потерпев поражение в аппаратной игре против Гитлера он был выгнан из НСДАП и занялся оппозиционной по отношению к нацистам деятельностью.
В период Третьего рейха дистанция между национал-революционерами и национал-социалистами еще более увеличилась. Реакция национал- революционного крыла на установление нацистской диктатуры разделилась на умеренную и радикальную. Умеренная выражалась во внутренней эмиграции многих национал-революционеров, желании дистанцироваться от политической действительности в личной и творческой жизни. Радикальная реакция же заключалась в активном противоборстве с режимом Третьего рейха, что в конечном итоге привело к репрессиям тех, кто не желал или не смог скрыться от полицейских органов государства. В этой связи, к началу Второй мировой войны деятельность национал-революционного крыла «консервативной революции» фактически сошла на нет и практически утратила свои позиции, тем не менее оставшись ярким следом в германской истории 1920-1930-х годов.
1. Версальский мирный договор. М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. 198 с.
2. Мёллер ван ден Брук А., Васильченко А.В. Миф о вечной империи и Третий рейх. М.: Вече, 2009. 368 с.
3. Никиш Э. Жизнь, на которую я отважился. Спб.: Владимир Даль, 2012. 560 с.
4. Никиш Э. Политические сочинения. Спб.: Владимир Даль, 2011. 416 с.
5. Саломон Э. Город. URL://http://velesova-sloboda.vho.org/archiv/pdf/salomon- gorod.pdf
6. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис. 2002. 240 с.
7. Штрассер О. Гитлер и я. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. 384 с.
8. Юнгер Э. Африканские игры: повесть // Иностранная литература. - 2014. - № 1, 2.
9. Юнгер Э. В стальных грозах. Спб.: Изд. «Владимир Даль», 2000. 336 с.
10. Юнгер Э. На мраморных утесах. М.: Ад Маргинем Пресс, 2009. 256 с.
11. Юнгер Э. Националистическая революция. М.: Скимень, 2008. 368 с.
12. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб.: Наука, 2002. 546 с.
13. Юнгер.Э. Годы оккупации (апрель 1945 - декабрь 1948). СПб.: «Владимир Даль», 2007. 368 с.
14. Aufruf der Otto-Strasser-Gruppe 4.7.1930. Die Sozialisten verlassen die NSDAP. URL:// http://www.ns-archiv.de/nsdap/sozialisten/sozialisten- verlassen-nsdap.php
15. Hofmannsthal H. Natur und Erkenntnis. Das Schrifttum als geistiger Raum der Nation Rede, gehalten im Auditorium maximum der Universitat Munchen am 10. Januar 1927 // URL: http://gutenberg.spiegel.de/buch/natur-und-erkenntnis- 971/20
...