Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Работа №132534

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы анализа этничности, межэтнического конфликта и технологий его урегулирования 9
1.1 Теоретический дискурс определения понятия «этнос» 9
1.2 Теоретические подходы анализа межэтнического конфликта 20
1.3 Современные методологии урегулирования межэтнического конфликта 35
Глава 2. Этнические организации в системе межэтнического конфликта 47
2.1. К определению понятия «этнические организации» и их виды в современной России 47
2.2. Исследование направлений деятельности этнических организаций 59
2.3 Методы работы этнических организаций в межэтническом конфликте 68
Заключение 79
Список использованной литературы 87
Приложения 96

Российская Федерация многонациональная и многоконфессиональная страна. На территории страны проживают представители 193 народов, каждый из них обладает отличительными особенностями материальной и духовной культуры. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения (по данным переписи населения 2010 года)1.
Многообразие культур народов России поражает своей палитрой и разнообразием, при этом за все века люди во имя общего блага страны находили способы жить друг с другом, несмотря на сложные условия существования. В тоже время в последние 20 лет все чаще можно встретить в российских СМИ новости о различных политических и бытовых конфликтах с этнической подоплекой. «В Бирюлево, например, недовольство жителей накапливалось годами. Обращения были и в полицию, и в местную управу, и к руководству округа. Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей?»2 - заметил В. В. Путин в 2013г.
Все это приводит к конфликтам, в том числе на национальной и религиозной почве, и попыткам решить их силовыми методами. Хотя региональные и федеральные власти стараются замалчивать или представлять данные конфликты как бытовые драки, все же имеет место выраженная этническая составляющая у субъектов конфликта. В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием.
Данную проблематику не единожды затрагивал в своих выступлениях президент Российской Федерации В.В. Путин. Он справедливо заметил, что провоцируют такие конфликты: «не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям — как к своим, так и к чужим»3, и в октябре 2016 года он предложил к обсуждению закон о «российской нации», который бы способствовал укреплению единого духа населения станы.
«Мы, безусловно, должны и будем противостоять этим разрушительным тенденциям. И здесь ключевая роль принадлежит общественному и духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами России, что у них - людей разных национальностей - общая страна, что их объединяют общие ценности и традиции, великая русская культура, русский язык»4.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире нарастают тенденции размывания традиционных ценностей и разжигаются межэтнические и межрелигиозные розни и противоречия. В последнее десятилетие в России возникают межэтнические конфликты, имеющие большой резонанс в прессе и обществе, основными участниками которых являются молодые люди до 30 лет с разной этнической составляющей. Например, беспорядки в Кондопоге, Удомле, Москве, Санкт-Петербурге, Пугачеве, Бирюлево. И это далеко не полный список конфликтов, которые затронули большое количество людей, и, причины которых были восприняты неоднозначно.
На этом фоне важной и наиболее актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Для этого необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию федеральных и региональных программ, направленных на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности.
Степень научной разработанности.
Многие ученые, философы, политики, общественные деятели анализируют проблемы межнационального и межэтнического взаимодействия.
Большую известность имеет теоретическая работа Э. Геллнера «Нации и национализм»(1991 г.), а также книга Д. Хоровица «Конфликт этнических групп». В современной России изучением межнациональных конфликтов занимаются такие ученые, как Е.И. Степанов, А.В. Дмитриев, A. Г. Здравомыслов, В.А. Тишков, А.А. Налчаджян. Несмотря на то, что существует много работ по изучению межэтнических противоречий и конфликтов, проблема завершения этнического конфликта изучена значительно меньше, чем других социальных конфликтов.
Определенный вклад в изучение проблем, связанных с вопросами общей конфликтологии и национальной политики, внесли и ученые Саратова: Х.Б. Тадтаев, И.А. Ефимова, А.Н. Николаев, Е.Ю. Федосеев, С.И. Барзилов. В их работах прослеживается общая тенденция анализа причин и природы конфликтов с точки зрения социокультурных составляющих.
В отечественной науке проблематика национально-культурных организаций, объединений и ассоциаций нашла отражение в работах социологов: О.А. Богатова, О. Бредникова, Б. Винер, В. Воронков, С.К. Жидкова, СИ. Замогильный, О. Калачева, О. Карпенко, И. Освальд, Т.В. Полоскова, П.В. Романов, Е. Чикадзе.
Вопросы профилактики конфликтов изучают Базуева Д.А., Архипова B. А., Губина Е.С., Мамаков С.Х., Москвин Д.Е., Мартынова Т. Н., Охуни Х.С., Ашаева А.Р., Исаева Е.С., Стадник В.Ю.
Объектом данного исследования выступает многонациональное гражданское общество.
Предметом являются этнические организации в системе межнационального конфликтного взаимодействия.
Цель: выявление роли и значимости этнических организаций в урегулировании межэтнических конфликтов.
Задачи:
1. Обозначить теоретический дискурс понятия «этнос»;
2. Проанализировать основные теоретические подходы анализа межэтнических конфликтов;
3. Обозначить виды, формы и основные функции этнических организаций существующих в России;
4. Раскрыть внутреннее содержание и структуру современных этнических организаций в современной России;
5. Выявить и обозначить основное место и роль этнических организаций в структуре межэтнического конфликта;
6. Показать механизм влияния этнических организаций на межэтнические конфликты (по методу иерархий Т. Саати);
7. Оценить роль этнических организаций в урегулировании межэтнических конфликтов.
Научная новизна исследования заключается в том, что изучается деятельность этнических организаций как моноэтнических, так и межнациональных, разных регионов и уровней влияния, при этом акцент исследования ставится на их деятельности в ситуации возможного межэтнического конфликта.
Методы анализа
Анализ исследований и статей о межэтнических конфликтах, вторичный анализ социологических данных, анализ официальных документов и постановлений законодательства, полуструктурированное интервью, метод анализа иерархий Т. Саати.
Практическая значимость: теоретические и эмпирические исследования роли этнических организаций в предотвращении межэтнических конфликтов способствуют улучшению работы не только самих организаций, но и государственных структур, ответственных за функционирование социальных и национальных отношений. Результаты и выводы работы могут быть использованы в практической деятельности институтов гражданского общества, как субъектов национальной политики, а также в реализации интеграционных проектов по профилактике конфликтов.
Апробация работы: проведенные исследования были озвучены на Всероссийской научно-практической и научно-методической конференции «Конфликты в социальной сфере 2014г.» в Казани; Городской научно-практической конференции Дыльновские чтения «Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн» (2014); Международной конференции «Развитие современного региона: вопросы науки и практики» ноябрь 2015г.; Ежегодной студенческой научно-практической конференции «Политическая конфликтология: теория и практика» СПбГУ (2016).
Публикация исследований представлена в сборниках материалов:
Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»: - Саратов: Изд-во ООО Издательский Центр «Наука», 2014. - С. 192-195
Развитие современного региона: вопросы науки и практики: сб. науч. статей. - Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014. Вып.7. С.68-70,
Общество и этнополитика: материалы Седьмой междунар. науч. - практ. Интернет-конф., 1 мая-1 июня 2014г. / РАНХиГС, Сиб. Ин-т упр., под науч. Ред. Л.В. Савинова. - Новвосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. С.381-385
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из ведения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из теоретического дискурса понятия этнос, можно сделать вывод о том, что каждое направление ученых не исчерпывает полностью всех граней этого феномена в своем определении и обозначении формирования этнических групп. Так, примордиалисты относят этничность к врожденным качествам человека, инструменталисты же видят всего лишь артефакт, который создается отдельными индивидами или группами с целью консолидации людей для достижения неких определенных результатов. Конструктивисты говорят о том, что этнос формируется интеллигенцией для достижения политических и идеологических целей. Когнитивисты соединяют все теории и утверждают, что этнос создается сознанием человека для удовлетворения своих потребностей, как материальных, так и психологических.
Все направления изучения этноса полезны для создания общей картины понимания этнических групп. Дополняя друг друга, каждая теоретическая школа изучает специфичную часть всеобъемлющего термина этнос.
Использование примордиализма оказывается полезным для понимания происхождения групп, разделения индивидов по различным этническим, культурным и психологическим характеристикам. Инструментализм способствует выявлению причин, целей и методов использования категории этноса. Конструктивизм содействует пониманию влияния группового самосознания на создание этнической группы. Конгнитивизм полезен с точки зрения определения этноса через способности человека к самоопределению и осмыслению себя для удовлетворения своих потребностей, а также определенной классификации индивидов с различием по принадлежности к своей группе и чужой.
Некоторые ученые пытаются объединить все накопленные знания в одно определение этноса для того, чтобы наиболее точно и конкретно использовать в практических целях обозначение этических групп и разделение общества. Данные попытки приводят либо к увеличению смысловых нагрузок на термин, либо к его полному отрицанию.
Из теоретических подходов к определению межэтнических конфликтов можно заметить, что данный тип конфликта, как правило, определяют через столкновение этнических групп. Основные отличительные черты в толковании природы возникновения противоборства между ними. Одни ученые определяют конфликт через борьбу за материальные ресурсы, другие через нематериальные факторы, третьи выделяют заинтересованность группы в насилии. При этом отмечается, что каждый конфликт уникален по составляющим его характеристикам. Причины межэтнических конфликтов могут быть разнообразны и зависят от каждого конкретного случая.
При этом конфликтогенными факторами, которые могут провоцировать возникновение конфликтов, могут быть как социальные и экономические противоречия, так и психологические установки индивидов, которые были выработаны как, исходя из существующей причастности к определенной группе, так в процессе социализации, и воспринимаются им как значимые.
Значительная часть психологических трактовок возникновения межэтнических конфликтов опирается на дуализм «мы и они». Считая, что уже присутствие «чужих» воспринимается как угроза и возможный дестабилизирующий фактор межэтнических отношений. Проведенные учеными эксперименты доказывают групповой фаворитизм и дискриминацию другой группы, при этом конфликты с данной установкой считаются наиболее жестокими, так как этнические характеристики присущи индивиду с самого рождения и сильно эмоционально насыщены.
С другой стороны существующая теоретическая и практическая база исследований этнических конфликтов предполагает, что межэтнические противоречия, как правило, выходят за рамки полярности «мы и они» и имеют более сложную структуру. Данный подход применим и полезен для объяснения влияния идентичности на эскалацию конфликта. Не стоит отрицать, что психологические установки играют определенную роль в отношениях между людьми, которые причастны к разным этническим группам и имеют свою историческую память и стереотипы поведения.
Обозначенная типологизация межэтнических конфликтов, дает представление о том, как можно структурировать уже имеющиеся столкновения и выработать механизмы работы с возникающими конфликтами, исходя из характеристик определенного типа противоборства.
Выявление негативных представлений о межэтническом конфликте формирует механизмы предотвращения и минимизации деструктивных последствий. Позитивистская точка зрения предлагает поддерживать определенные конфликтные столкновения как значимые для развития этнической группы и сохранение ее уникальности.
В настоящее время самой популярной технологией профилактики конфликта ученые и практики считают «теорию совместных дел», при которой люди разных национальностей объединяется ради общей цели или идеи. Для этого образуются молодежные клубы, межнациональные организации, студенческие кружки и различные некоммерческие общественные организации, реализующие проекты для молодежи.
Практикуемыми технологиями предупреждения конфликтов являются информационная и культурная. Они представляют собой демонстрацию положительных и, опять же, объединительных моментов взаимодействия разных этнических групп через проведение фестивалей, этнических праздников и использование социальной рекламы.
Определенным недостатком данной стратегии выступает исключительная культурная составляющая, которая дополняется стратегией информационного замалчивания возникающих этнических столкновений. Блокирование информации о возникающих конфликтах играет и положительную роль, так как не создает пространства для дальнейшего развития агрессивных столкновений и не формирует негативных фреймов.
Предложенный учеными в 1993 году комплекс методов по работе с межэтническими конфликтами в меморандуме Кона, является обобщенным материалом теоретических наработок и практического опыта. В нем представлен комплекс политических, силовых и информационных действий в различный период протекания конфликтного взаимодействия между этносами. Данный меморандум является рекомендаций в основном для государственных структур по работе с возникающими конфликтами и содержит в себе общие действия для предотвращения и урегулирования межэтнического конфликта. Последовательность действий, описанная в нем еще в конце 20 века, применяется и в настоящее время, что можно отследить по действиям государственных структур в межнациональной политике РФ.
Переговорная стратегия урегулирования межэтнических конфликтов, которую предложил У. Юри, предлагает акцентировать внимание на коммуникационных мероприятиях, на которых будут присутствовать все участники конфликта и заинтересованные в нем стороны, для совместной выработки способов разрешения своего уникального конфликта. Его советы по организации дискуссии в настоящее время трансформировались в проведение медиации или переговорных площадок по урегулированию локальных конфликтов, где участники согласны совместно разрешать проблему. Его теоретические разработки применимы для урегулирования конфликтов, где участники хотят разрешить проблему мирным путем и заинтересованы в завершении конфликта.
Выявленные теоретические методы урегулирования межэтнических конфликтов разнообразны по своей форме: совместная деятельность, информационные, культурные и образовательные технологии, переговорные процедуры, правовые методы.
Вторичный анализ данных исследовательского центра ФОМ за 2014 год показал, что все предложенные варианты работы по предотвращению межнациональных конфликтов респондентами, в той или иной степени отвечают теоретическим разработкам ученых. В данном опросе также прослеживаются причины конфликтов, которые отмечают и респонденты, и исследователи: это и недоверие к политической системе, и материально-экономическое неблагополучие, и потребность в нравственном воспитании индивидов.
В регламентирующих актах деятельности этнических объединений указываются цели и задачи по укреплению межнационального согласия и налаживанию межнационального диалога. В России существует несколько видов этнических общественных объединений, занимающихся сохранением этнической культуры народов, - это национальные общественные объединения и организации, национально-культурные автономии, национальные центры, землячества, общественные движения, ассоциации народов.
Согласно федеральным законам эти организации являются добровольными и самостоятельными, не имеющими политической активности. Они, как некоммерческие социально ориентированные организации, имеют налоговые льготы и иные преимущества, могут пользоваться региональной и федеральной поддержкой в рамках национального законодательства.
Организации могут быть как моноэтническими, так и межэтническими, разного территориального уровня (от местных до федеральных), состоять в союзах, лигах и региональных центрах или ассоциациях, при этом сохраняя за собой право на самоопределение, название и целевую политику.
С 1998 года существует общероссийская общественная организация «Ассоциация народов РФ», которая объединяет основные диаспоры, представленные на территории России. За последние 5 лет виден активный рост этнических организаций, которые занимаются не только культурной сферой жизни, но и инициативами в политической и общественной жизни общества. Появляются организации, нацеленные на работу с этнической молодежью, при этом кроме основной цели - сохранение культуры и языка, возникают такие цели, как просвещение молодежи в рамках интернационального согласия, противодействие экстремизму и повышение этнической грамотности.
Государство все чаще обращается к этническим организациям за содействием в укреплении межнационального согласия в стране. Эта тенденция видна в обращениях высших руководителей страны и федеральных законах и целевых программах, нацеленных на улучшение коммуникации и работы между государственными структурами и некоммерческими организациями. При этом ни в одном федеральном документе или регламентирующем акте, который регулирует работу организаций, не указываются конкретные меры по предотвращению или урегулированию конфликтов.
Основные направления работы проанализированных этнических организаций: культурно-историческое, физкультурно-оздоровительное, образовательное, благотворительные. В рамках этих направлений они проводят мероприятия по сохранению языка, традиций, обычаев, а также косвенно предотвращают конфликты через сближение людей разных национальностей, познавание и понимание их традиций и культуры.
Основные проблемы в деятельности этнических институтов гражданского общества можно выделить четыре: финансирование, информирование населения, привлечение молодежи, преемственность власти внутри организации. Соотнося проблемы с исследованиями «Левады-центра» от 2011 года, проблемные поля не изменились в общем, а только еще больше расширились. Многие организации не могут приспособиться к новым условиям привлечения молодежи в общественную деятельность.
Представители опрошенных организаций отмечают, что если и возникают конфликты между разными этническими группами, то, как правило, это от недостатка культуры и воспитания человека, а не из-за напряженной вражды между этносами.
В целом все характеризуют свою деятельность как направленную на предотвращение конфликта через просвещение и различные коммуникационные мероприятия, которые сплачивают этнические группы, так как действуют в рамках парадигмы «незнание порождает конфликт». Исходя из данных, полученных в ходе проведенного исследования, этнические организации осуществляют свою деятельность в конфликте во время его латентной и завершающей стадиях. Все основные методы работы сосредоточены на предотвращение конфликта и сглаживания его последствий, потому что возникающие конфликты базируются не только на межэтническом противоречии, но и на целом комплексе причин и предпосылок.
Для исследования эффективности данных методов был применен метод анализа иерархий Т. Саати, в котором анализируемыми альтернативами были обозначены способы работы этнических организаций в конфликте. Были определены информационный, проектный, культурный и социальный методы.
Исходя из анализа иерархий, можно сделать вывод, что все альтернативы имеют практически одинаковый показатель (Проектный -0.281, Ценностный - 0.261, Информационный - 0.240, Социальный - 0.217).
Относительно выделенных критериев сравнения каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны. Данный анализ продемонстрировал отношение применяемых методов работы в конфликте этнических организаций через призму урегулирования конфликта. Как видно имеющиеся методы направлены в основном на предотвращение конфликтов или являются определенной базовой точкой для возможного последующего урегулирования. Этнические организации не имеют четкой структуры работы с уже возникшим конфликтом и действуют, исходя из парадигмы «незнание порождает конфликт», что демонстрируют их основные методы работы.
Следовательно, роль этнических организаций как системы не столь значительна в урегулировании межэтнических конфликтов. Моноэтнические организации не имеют цели урегулирования конфликтов или гармонизации отношений. Их основные мероприятия в основном представлены в ценностном и социальном методе работе в конфликте и, как правило, не систематизированы и носят точечный характер. Данные методы, как было выявлено в сравнение иерархий Т. Саати, имеют средний показатель и действуют на предотвращение конфликта, а не его урегулирование.
Межэтнические организации, несмотря на то, что имеют основной целью гармонизацию межэтнических отношений, и проводят различные мероприятия, входящие во все выявленные методы работы, также характеризуются в системе урегулирования средним показателем. Потому что имеют малый охват аудитории, действуют также, как моноэтнические организации в парадигме «незнание - конфликт». Даже используя мероприятия из всех выявленных методов, межэтнические организации работают не системно, что снижает их роль как субъектов урегулирования межэтнических конфликтов.
Соотнося теоретическую базу с опытом, можно сказать, что российские этнические организации при урегулировании конфликтов применяют разработки исследователей. При этом организации не имеют четких функций, кроме сохранения своей этнической идентичности. Они стараются работать с возникающими конфликтами теми методами, которые им доступны, или не работают с ними вообще, действуя на латентных стадиях. Тем самым их роль в урегулировании межэтнических конфликтов нельзя назвать качественной и эффективной.
Для более качественной работы по урегулированию и предотвращению конфликтов нужна качественная политика государства, которая бы устраняла политические и экономические противоречия между людьми и способствовала бы воспитанию толерантного взаимоотношения всех людей, проживающих на данной территории.


1. Абдулатипов Р. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях.- М.: Научная книга, 2005.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.- М.: Эксмо, 2009.
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука,1989.
4. Арутюнов С.А., Козлов С.Я. Диаспоры: скрытая угроза или дополнительный ресурс // Народы России, 2005. URL: http://www.narodru.ru/smi4383.html (дата доступа 03.03.2017).
5. Баронин А. С. Этническая психология. Киев, 2000.
6. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.- М.: Наука, 1983.
7. Бромлей Ю.В. Еще раз о соотношении этнической и экономической общности // Этнографическое обозрение.-1972.- №3. URL: http: //j ournal .iea.ras.ru/archive/1970s/1972/Bromley_1972_3 .pdf (дата доступа 06.03.2017).
8. Бубейкер Р. Этничность без групп /пер. с англ. И. Борисовой // Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
9. Волков Д. Перспективы гражданского общества в России // Аналитический центр Ю. Левады Левада-центр. - Москва; 2011.
10. Галустова О. В. Этнопсихология. М., 2005.
11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. URL: http://gumilevica.kulichki.net/EBE/ (дата доступа 20.04.2017).
12. Гуриева С.Д. Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009.- №1-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sposoby-uregulirovaniya- mezhetnicheskih-konfliktov (дата обращения: 23.04.2017).
13. Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение).- М., 1994.
14. Жириновский В.В. Эффективная молодежная политика поможет предотвратить межэтнические конфликты. 17.12.2010. URL: http://www.ldpr-moskva.ru/news/new1417.html (дата доступа 17.01.2016).
15. Заринов И.Ю. Время искать общий язык. Проблема интеграции этнических теорий и концепций // Этнографическое обозрение, 2000.- № 2.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ