Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности субъективного благополучия у административного и производственного персонала (Практикум по качественным и количественным методам психологического исследования, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)

Работа №132520

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы31
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: компании Desan, производящей продукты питания.
Выборка: 20 команд .

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 8
1.1 Субъективное благополучие 8
1.2 Ценностные ориентации 13
ГЛАВА 2. ПЛАН ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РАБОЧИХ КОМАНД ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ СХОЖЕСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЕЖДУ СОБОЙ 19
2.1 Выборка будущего исследования 19
2.2 Процедура и методы 19
2.3 Результаты 21
2.4 Интерпретация 22
Выводы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

В данной курсовой работе исследуются особенности субъективного благополучия у административного и производственного персонала посредством изучения взаимосвязи субъективного благополучия рабочих команд производственного и административного профиля с разной степенью схожести ценностных ориентаций между собой. Ценностные ориентации, согласно определению В. А. Ядова, это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения (Ядов, 1994). Субъективное благополучие по Савельевой О. С. - это интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало (цит. по. Кадочникова, 2022). Сотрудники производственного профиля - это служащие на предприятии, которые ответственны за исполнительную деятельность, а также работники низшего звена, обслуживающий персонал. Сотрудники административного профиля - это категория сотрудников, которыми непосредственно осуществляются управленческие функции.
Актуальность работы
В современном мире, где конкуренция между коммерческими организациями становится все более острой, эффективная работа команд становится одним из ключевых факторов, обеспечивающих благополучное работу и развитие бизнеса. Многие зарубежные исследования уже доказали, что работники с высоким уровнем субъективного благополучия, которые чувствуют себя более счастливыми, демонстрируют также более высокие показатели активности (Watson et al., 1992; Csikszentmihalyi, Wong, 1991) и уверенности в себе (Headey, Veenhoven, 1989), они коммуникабельны и идут на контакт со своими коллегами (Cunningham, 1988; Isen, 1970). Более того, они скорее могут использовать эффективные и действенные стратегии обработки информации, чем менее счастливые люди (Baron, 1990; Bodenhausen et al., 1994; Isen, Means, 1983). При этом, контакт между производственным и административным профилем, между сотрудниками и управленцами, может сказаться на связи удовлетворенности и эффективности работы сотрудников, поскольку административный профиль имеет возможность влиять на удовлетворение нужд своих работников (Wright, 2000).
На данный момент есть исследования, которые изучали особенности соответствия ценностей личности референтным группам и уровня ее субъективного благополучия. Сагив и Шварц изучали соответствие ценностей студентов бизнес-направления и студентов-психологов ценностям, преобладающим на факультетах, на которых они решили учиться (Sagiv, Schwartz, 2000). Они предположили, что в израильских бизнес-школах ценности власти важнее ценностей доброжелательности, но в психологии верно обратное, и это предположение было поддержано Гандалем, Роккасом, Сагивом и Вжесневски (Gandal et al., 2005). Как и ожидалось, те, кто поддерживал ценности, соответствующие окружающей среде, имели более высокое благосостояние. Одобрение ценностей власти положительно связано с субъективным благополучием среди студентов бизнес направления, но не среди студентов-психологов. Одобрение ценностей доброжелательности положительно связано с субъективным благополучием среди студентов-психологов, но не студентов бизнес-направления. Хапцова и Шварц обнаружили большую удовлетворенность жизнью среди тех, чьи ценности в большей степени соответствовали ценностям других людей со схожими социально-демографическими характеристиками (возраст, пол, образование и этническая принадлежность) (Хапцова, Шварц, 2016).
Однако исследования студентов бизнес школ в Сингапуре (Kasser, Ahuvia, 2002) и Бельгии (Vansteenkiste et al., 2006) не выявили эффекта конгруэнтности. В этих исследованиях измерялись внешние и материалистические ценности в традиции теории самоопределения, а не ценность власти. Они обнаружили, что у студентов-бизнесменов уровень благосостояния был тем ниже, чем большее значение они придавали материалистическим ценностям. Противоположные результаты могут отражать различия в индексе ценностей, национальных культурах или что-то еще. Чтобы прояснить это, необходимы дальнейшие исследования.
Помимо этого, есть исследование, в котором изучалось влияние сходства ценностей супругов на их удовлетворенность браком (Мусликова, Карпушина, 2009). Было обнаружено, что наибольшую удовлетворенность браком испытывают пары, у которых средняя степень сходства ценностей. Авторы объясняют это тем, что при высоком сходстве ценностей в паре наблюдается идиллия, которая может наскучить супругам и сделать их семейную жизнь малоинтересной, а большие различия в ценностях ведут к несовпадению интересов и разочарованию. Однако сами авторы акцентируют внимание на том, что в их исследовании подобралась достаточно специфическая выборка, в связи с чем полученные результаты нельзя распространять на другие выборки и генеральные совокупности. Полученные в ходе исследования закономерности являются частными, а не общими. Более того, семейная жизнь сильно отличается от взаимоотношений на работе и внутри рабочих команд в силу особенностей профессиональной среды, норм и уставов (Шаройко, 2017).
Таким образом, на данный момент уже есть подтвержденные данные о том, что что субъективное благополучие связано со многими показателями, необходимыми для эффективной работы сотрудников. Также, существуют достаточное количество исследований, показывающих значимость соответствия ценностей во взаимодействии в субъективном благополучии.
В связи с этим, проблема данного исследования в том, что на данный момент существует недостаток исследований ценностей команд разного профиля деятельности в рамках одной организации, при том, что есть исследования, показывающие значимость соответствия ценностей во взаимодействии в субъективном благополучии
Объект: субъективное благополучие.
Предмет: взаимосвязь субъективного благополучия рабочих команд производственного и административного профиля с разной степенью схожести ценностных ориентаций между собой.
Цель исследования – изучение взаимосвязи субъективного благополучия рабочих команд производственного и административного профиля с разной степенью схожести ценностных ориентаций между собой.
Задачи исследования:
1) Провести анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия сотрудников производственного и административного профиля;
2) Проанализировать существующие методики и определить те, с помощью которых можно определить взаимосвязь субъективного благополучия рабочих команд производственного и административного профиля с разной степенью схожести ценностных ориентаций;
3) Проанализировать предполагаемые результаты исследования и сделать выводы относительно взаимосвязи субъективного благополучия рабочих команд производственного и административного профиля с разной степенью схожести ценностных ориентаций.
Гипотеза: субъективное благополучие будет выше в тех рабочих командах, где индивидуальные ценности руководителей и подчиненных имеют наибольшую схожесть.
Обоснование выдвинутых гипотез:
Поскольку сотрудники административного профиля, управленцы, имеют предписанные их должности полномочия, они способны применять положительные или отрицательные социальные санкции, которые могут быть применены в компании. Когда люди разделяют схожие ценности, эти ценности приобретают нормативную силу. Выражение конгруэнтных ценностей способствует развитию субъективного благополучия, потому что другие люди, сотрудники администрации, подтверждают их и оказывают социальную поддержку. Выражение неконгруэнтных ценностей руководителя и подчиненных подрывает уровень субъективного благополучия, потому что другие не одобряют их или даже наказывают (Sagiv, Schwartz, 2000).
Методики: Сокращенный вариант ТЛЦ А.В. Капцова - «Аксиологической направленности личности» (Капцов, Карпушина, 2007), Адаптированный вариант шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Жуковской Л. В. и Трошихиной Е. Г. (Жуковская, Трошихина, 2011).
Планируемая выборка: 20 команд компании, производящей продукты питания, уравненных по количеству человек, полу и возрасту.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате данного исследования был проведен анализ существующих психологических подходов к субъективному благополучию и ценностным ориентациям. Показано, что, на данный момент уже есть подтвержденные данные о том, что что субъективное благополучие связано со многими показателями, необходимыми для эффективной работы сотрудников. Также, существуют достаточное количество исследований, показывающих значимость соответствия ценностей во взаимодействии в субъективном благополучии. Однако, существует недостаток исследований ценностей команд разного профиля деятельности в рамках одной организации, при том, что есть исследования, показывающие значимость соответствия ценностей во взаимодействии в субъективном благополучии
Был разработан план эмпирического исследования, направленный на проверку гипотезы о том, что субъективное благополучие будет выше в тех рабочих командах, где индивидуальные ценности руководителей и подчиненных имеют наибольшую схожесть. Рассмотрены и проанализированы предполагаемые варианты результатов исследования в случае подтверждения либо же не подтверждения гипотезы о том, что субъективное благополучие будет выше в тех рабочих командах, где индивидуальные ценности руководителей и подчиненных имеют наибольшую схожесть, а также их связь с проведенными ранее исследованиями.
Результаты данной работы могут быть использованы для повышения эффективности работы организаций, для подбора рабочих команд на предприятии, провидении диагностики уже сформированных групп сотрудников, в hr-менеджменте, организационном консультировании и консалтинге.



1. Евдокимова Т.Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 1(11). С. 65–75. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-1-65-75
2. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф //Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – №. 2. – С. 82-93.
3. Кадочникова И. В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ ПЕРИОДАХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2022. – №. 12 (214). – С. 650-654.
4. Калугин Алексей Юрьевич Психометрический анализ двух «Ценностных» методик-аналогов: «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина и опросник «Аксиологическая направленность личности» А. В. Капцова, Л. В. Карпушиной // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihometricheskiy-analiz-dvuh-tsennostnyh-metodik-analogov-oprosnik-terminalnyh-tsennostey-i-g-senina-i-oprosnik-aksiologicheskaya (дата обращения: 28.09.2023).
5. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. – Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007.
6. Мусликова Мадина Теймуровна, Карпушина Людмила Валентиновна Влияние социально-психологических характеристик супругов на уровень удовлетворенности браком // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialno-psihologicheskih-harakteristik-suprugov-na-uroven-udovletvorennosti-brakom-1 (дата обращения: 26.10.2023).
7. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 17с.
8. Шаройко Ф. В. ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ //Публикуется по решению Ученого совета Московского регионального социально-экономического института, Президиума Международной педагогической академии. – 2017. – С. 54.
9. Ядов В.А. Социальная стратификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
10. Baron R. A. Environmentally induced positive affect: Its impact on self)efficacy, task per) formance, negotiation, and conflict // Journ. of Applied Social Psychology. 1990. V. 20.
11. Bobowik, M., Basabe, N., Páez, D., Jiménez, A., & Bilbao, M. Á. (2011). Personal values and well-being among Europeans, Spanish natives and immigrants to Spain: Does the culture matter? Journal of Happiness Studies, 12, 401-419.
12. Bodenhausen G. V., Kramer G. P., Susser K. Happiness and stereotypic thinking in social judgment // Journ. of Personality and Social Psychology. 1994. V. 66.
13. Brülde, B., 2007. Happiness theories of the good life. Journal of Happiness Studies 8, 15–49.
14. Csikszentmihalyi M., Wong M. M. The situational and personal correlates of happiness: A crossnational comparison. Subjective wellbeing: An interdisciplinary perspective. N. Y., 1991.
15. Cunningham M. R. Does happiness mean friendliness? Induced mood and heterosexu) al self)disclosure // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988. V. 14.
16. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1995). Human autonomy. In Ef icacy, agency, and self-esteem (pp. 31-49). US: Springer
17. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. – 1984. – № 95, no. 3. – P. 542–575.
18. Diener E. Subjective well-being //Psychological bulletin. – 1984. – Т. 95. – №. 3. – С. 542.
19. Feather, N. T. (1995). Values, valences, and choice: The influence of values on the perceived attractiveness and choice of alternatives. Journal of Personality and Social Psychology, 68, 1135-1151.
20. Gandal, N., Roccas, S., Sagiv, L., & Wrzesniewski, A. (2005). Personal value priorities of economists. Human Relations, 58, 1227-1252.
21. Gibson, J. J. (1977). The theory of affordances. In R. Shaw & J. Bransford (Eds.),Perceiving, acting, and knowing: Toward an ecological psychology (pp. 67-82). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
22. Haybron, D.M., 2000. Two philosophical problems in the study of happiness. Journal of Happiness Studies 1, 207–225.
23. Headey B., Veenhoven R. Does happiness induce a rosy outlook? // How harmful is happiness? Consequences of enjoying life or not. Rotterdam, 1989.
24. Huta V. Eudaimonic and hedonic orientations: Theoretical considerations and research find ings // Handbook of Eudaimonic Well-Being / ed. by J. Vitterso – N.Y. : Springer, 2016. – Р. 215–231.
25. Isen A. M. Success, failure, attention and reaction to others: Thewarm glow of suc) cess // Journ. of Personality and Social Psychology. 1970. V. 15.
26. Isen A. M., Means B. The influence of positive affect on decision)making strategy // Social Cognition. 1983. V. 2.
27. Joshanloo, M., & Ghaedi, G. (2009). Value priorities as predictors of hedonic and eudaimonic aspects of wellbeing. Personality and Individual Dif erences, 47, 294-298.
28. Karabati, S., & Cemalcilar, Z. (2010). Values, materialism, and well-being: A study with Turkish university students. Journal of Economic Psychology, 31, 624-633.
29. Kasser, T., & Ahuvia, A. (2002). Materialistic values and well-being in business students. European Journal of Social Psychology, 32, 137-146.
30. Kluckhohn, C. (1951). Values and value orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification. In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action (pp.388 433). Cambridge, MA: Harvard University Press.
31. Linley P. A, Maltby J., Wood A. M., Osborne G., Hurling R. Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well-being measures // Personality and Individual Differences. – 2009. – Vol. 47. – Р. 878–884.
32. Oishi, S., Diener, E., Suh, E., & Lucas, R. E. (1999). Value as a moderator in subjective well-being.Journal of Personality, 24, 1319–1331.
33. Plant, R., 1991. Modern political thought. Blackwell, Oxford.
34. Rohan, M. J. (2000). A rose by any name? The values construct. Personality and Social Psychology Review, 4, 255–277.
35. Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York: Free press.
36. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of psychology. – 2001. – Vol. 52, no. 1. – P. 141–166.
37. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2001). On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual Review of Psychology, 52, 141–166.
38. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. – 1989. – Vol. 57, no. 6. – Р. 1069–1081.
39. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69, no. 4. – P. 719–727.
40. Sagiv L., Schwartz S. H. Value priorities and subjective well‐being: Direct relations and congruity effects //European journal of social psychology. – 2000. – Т. 30. – №. 2. – С. 177-198.
41. Sagiv, L., & Schwartz, S. H. (2000). Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects. European Journal of Social Psychology, 30, 177-198.
42. Schwartz S. H., Sortheix F. Values and subjective well-being //Handbook of well-being. – 2018.
43. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1-65). New York: Academic Press.
44. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1-65). New York: Academic Press.
45. Schwartz, S. H. (2015). Basic individual values: Sources and consequences. In D. Sander and T. Brosch (Eds.), Handbook of value (pp.63-84). Oxford: UK, Oxford University Press.
46. Sortheix, F. M., & Lönnqvist, J. E. (2015). Person-group value congruence and subjective well-being in students from Argentina, Bulgaria and Finland: The role of interpersonal relationships. Journal of Community & Applied Social Psychology, 25(1), 34-48.
47. Sortheix, F. M., & Schwartz, S. H. (2017). Values that underlie and undermine well-being: Variability across countries. European Journal of Personality, 31(2), 187-201
48. Sortheix, F. M., & Schwartz, S. H. (2017). Values that underlie and undermine well-being: Variability across countries. European Journal of Personality, 31(2), 187-201.
49. Sortheix, F. M., Olakivi, A., & Helkama, K. (2013). Values, life events, and health: A study in a Finnish rural community. Journal of Community & Applied Social Psychology, 23(4), 331-346.
50. Van Horn J. E., Taris T. W., Schaufeli W. B., Schreurs P. J. G. The structure of occupational well-being: A study among Dutch teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2004. — Vol. 77, no. 3. – P. 365–375.
51. Vansteenkiste, M., Duriez, B., Simons, J., & Soenens, B. (2006). Materialistic values and well-being among business students: Further evidence of their detrimental effect. Journal of Applied Social Psychology, 36(12), 2892-2908.
52. Waterman A. S. The Questionnaire for Eudaimonic Well-Being: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity // The Journal of Positive Psychology. – 2010. – Vol. 5, no. 1. – P. 41–61.
53. Watson D., Clark L. A., McIntyre C. W., Hamaker S. Affect, personality, and social activity // Journ. of Personality and Social Psychology. 1992. V. 54.
54. Wright R. Nonzero: The logic of human destiny. N. Y., 2000.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ