ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГЕРМАНИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
Список использованных сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Понятие энергетической безопасности в научном и политическом дискурсе 10
1.1 Определение понятия и сущности энергетической безопасности 10
1.2 Конструктивистское направление и концепция секьюритизации 16
1.3. Применение концепций международной политической экономии к проблеме энергетической безопасности 24
Глава 2. Международно-политические аспекты энергетической стратегии Германии 33
2.1. Энергетический сектор Германии 33
2.1.1. Энергетическая политика Германии – курс на «Энергетический поворот» 33
2.1.2. Экономические и геополитические факторы, формирующие зависимость Германии от импорта энергоресурсов 37
2.2. Энергетическая политика Германии в орбите энергетической политики Европейского Союза – поддержка «политики паники» или десекьюритизация энергобезопасности? 47
Глава 3. Внешнеполитические механизмы обеспечения энергетической безопасности Германии 61
Раздел 3.1. Энергетическое сотрудничество Германии 61
3.1.1. Деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности в многосторонних организациях, форумах и инициативах 61
3.1.2 Деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности в рамках энергетического партнерства на примере энергодиалога с Российской Федерацией 66
Раздел 3.2. Ключевые проекты Германии по диверсификации источников и маршрутов поставок энергоресурсов 72
3.2.1 Проекты газовой сферы 72
3.2.2 Проекты в сфере возобновляемых источников энергии 81
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 98
Источники 98
Литература 105
Приложения 109
Приложение 1. Основные законодательные акты, регулирующие энергетический сектор Германии 109
Приложение 2. Основные тенденции топливно-энергетического баланса Германии с период с 1995 – 2015 гг. 122
Приложение 3. Программы сотрудничества МЭА в области технологий 132
Приложение 4. Крупные двухсторонние международные проекты Германии в сфере ВИЭ 133
Приложение 5. Исследования потенциала ВИЭ Института технической термодинамики при Немецком Аэрокосмическом центре 140
Приложение 6. Основные участники проектов в сфере оффшорной ветроэнергетики 141
Введение 5
Глава 1. Понятие энергетической безопасности в научном и политическом дискурсе 10
1.1 Определение понятия и сущности энергетической безопасности 10
1.2 Конструктивистское направление и концепция секьюритизации 16
1.3. Применение концепций международной политической экономии к проблеме энергетической безопасности 24
Глава 2. Международно-политические аспекты энергетической стратегии Германии 33
2.1. Энергетический сектор Германии 33
2.1.1. Энергетическая политика Германии – курс на «Энергетический поворот» 33
2.1.2. Экономические и геополитические факторы, формирующие зависимость Германии от импорта энергоресурсов 37
2.2. Энергетическая политика Германии в орбите энергетической политики Европейского Союза – поддержка «политики паники» или десекьюритизация энергобезопасности? 47
Глава 3. Внешнеполитические механизмы обеспечения энергетической безопасности Германии 61
Раздел 3.1. Энергетическое сотрудничество Германии 61
3.1.1. Деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности в многосторонних организациях, форумах и инициативах 61
3.1.2 Деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности в рамках энергетического партнерства на примере энергодиалога с Российской Федерацией 66
Раздел 3.2. Ключевые проекты Германии по диверсификации источников и маршрутов поставок энергоресурсов 72
3.2.1 Проекты газовой сферы 72
3.2.2 Проекты в сфере возобновляемых источников энергии 81
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 98
Источники 98
Литература 105
Приложения 109
Приложение 1. Основные законодательные акты, регулирующие энергетический сектор Германии 109
Приложение 2. Основные тенденции топливно-энергетического баланса Германии с период с 1995 – 2015 гг. 122
Приложение 3. Программы сотрудничества МЭА в области технологий 132
Приложение 4. Крупные двухсторонние международные проекты Германии в сфере ВИЭ 133
Приложение 5. Исследования потенциала ВИЭ Института технической термодинамики при Немецком Аэрокосмическом центре 140
Приложение 6. Основные участники проектов в сфере оффшорной ветроэнергетики 141
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из главных глобальных проблем XXI века является ресурсно-сырьевая, связанная с количественной и качественной ограниченностью ресурсного потенциала планеты при постоянном росте потребления энергоресурсов. Непропорциональное распределение топливно-энергетических ресурсов среди производителей и потребителей оказывает значительное влияние на формирование внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии государств и их объединений на мировом энергетическом рынке. В связи с этим, одной из жизненно важных целей национальных стратегий и концепций стало обеспечение энергетической безопасности.
Риски обеспечения необходимыми для населения Германии и нормального функционирования ее экономики и промышленности энергоресурсами в сочетании с высокой степенью политизации, характерной для топливно-энергетического сектора в целом, влияют как на стабильность национальной энергетической системы государства, так и на действия других международных участников, к примеру, стран-соседей, Европейского Союза, международных энергетических организаций и т.д. Немецкие государственные институты, органы и предприятия проводят многоплановую работу по укреплению национальной безопасности, посредством проектирования, тщательной проработки и реализации большого количества национальных и международных проектов и инициатив, обладающих различным потенциалом влияния на существующую энергетическую парадигму страны и региона в целом.
Для Российской Федерации Германия является основным партнером и главным рынком сбыта энергетических ресурсов в Западной Европе, по ее территории проходит система трубопроводов, поставляющая российские углеводороды в государства Европейского Союза, минуя транзитные страны. В связи с этим построение взаимовыгодного и стабильного диалога с Германией требует проведения тщательного анализа стратегических основ, механизмов и эффективности энергетической политики государства, в особенности в ее международном измерении. Значимость подобного исследования обусловлена как внешними факторами, к примеру, существующей напряженной политической ситуацией между Россией и странами Европейского Союза, так и внутренними, такими как принятие концепции «энергетического поворота». И те и другие факторы ведут к изменению сложившейся энергетической системы и модели ее построения.
Целью диссертационного исследования является выявление особенностей внешнеполитической стратегии Германии по обеспечению национальной энергетической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить содержание понятия и сущности энергетической безопасности в современном научном и политическом дискурсе;
• выявить политические и экономические предпосылки, обуславливающие формирование внешнеполитической стратегии Германии по обеспечению энергетической безопасности;
• определить стратегические рамки Европейского Союза, влияющие на проведение собственной энергетической политики Германии и ее концепцию энергетической безопасности;
• рассмотреть внешнеполитические инструменты и механизмы обеспечения энергетической безопасности Германии, в частности:
o проанализировать современное сотрудничество государства с различными международными организациями, а также двухсторонние отношения Германии на примере энергетического диалога с Российской Федерацией;
o выделить основные направления возможной диверсификации источников и маршрутов поставки энергоресурсов в газовом секторе и сфере ВИЭ;
Объектом исследования выступает Германия, предметом – особенности формирования и реализации энергетической стратегии Германии во внешнеполитическом пространстве.
Степень научной разработанности различных аспектов энергетической безопасности можно характеризовать как достаточную. Изучение данной проблемы находится в фокусе внимания как отдельных исследователей, так и целых научных направлений и институтов, также развивается междисциплинарное изучение проблем энергетики. Среди ключевых рассмотренных российских работ, посвященных изучению различных аспектов энергетической безопасности, необходимо отметить работы таких авторов, как Жизнин С.В., Боровский Ю.В., Трачук К.В.. За рубежом интенсивно развиваются политологические исследования энергетического сотрудничества в трудах Д. Морана, Д. Рассела , М. Т. Клэра, А. Голдтау, А. Брессана, К. Дж. Феттвейса.
В качестве теоретической основы для диссертационного исследования были выбраны конструктивизм, а именно концепция «секьюритизации», рассмотренная, прежде всего, в трудах основных представителей Копенгагенской школы О. Вэвера, Б.Бузана и Я. де Вильде и некоторых других исследователей, вроде С. Озджана, В. Мякела и Михаила Зеленского, а также различные направления международной политической экономии, представленные в работах Ткаченко С. Л., Р. Данройтера, К. Паскуаля и Э. Замбетакиса, С. Краснера и т.д.
Источниковая база исследования включает официальные статистические данные, а также политические концепции и стратегии, нормативно-правовые акты Европейского Союза и Германии. Среди них Лиссабонский договор, «Европейская стратегия для устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики», Стратегия Энергетической безопасности ЕС, Пакет Энергетического союза, различные законодательные акты, документы и стратегии национального уровня – прежде всего, Энергетическая концепция Германии до 2050 г. Помимо этого была изучена информация на официальных сайтах институтов и органов Германии, Европейского союза, международных энергетических организаций, а также на некоторых новостных порталах в сети Интернет.
Методологическую основу составляет комплекс общенаучных и логических методов, а также совокупность научных инструментов политологии и смежных общественных и социальных наук. Выбор конкретных методов обусловлен поставленными в исследовании задачами. Был использован дискурс-анализ и сравнительный метод, системный и геополитический анализ, сравнительно-исторический метод, анализ документов и метод изучения кейсов. Частично применялись методы политического и экономического прогнозирования.
Научная новизна исследования характеризуется недостаточной изученностью в России стратегии Германии по формированию и обеспечению энергетической безопасности. Большинство исследователей рассматривают одиночные аспекты, сосредотачиваясь, в основном, на конкретной сфере энергетического сектора государства. В то же время в европейском и немецком научном и политическом дискурсе изучаемая проблема освещается достаточно широко, однако, в данном случае объективность представленных данных зачастую подвергается сомнению благодаря сложившимся политическим предпочтениям и взглядам в регионе. Автор делает попытку непредвзято оценить ключевые особенности – основные экономические и политические предпосылки, внешние факторы, оказывающие влияние на формирование энергетической стратегии государства, а также важнейшие внешнеполитические механизмы достижения и сохранения энергетической безопасности Германии.
Логика исследования обусловлена целью и задачами. В первой главе рассмотрена теоретическая основа работы – подходы к определению понятия и сущности энергетической безопасности, современные конструктивистские теории, а именно теория секьюритизации, а также различные теоретические направления международной политической экономии. Во второй главе анализируются различные международно-политические аспекты энергетической стратегии Германии, в том числе современное состояние энергетической политики государства, экономические и политические предпосылки формирования, внешние факторы – в большей степени влияние, оказываемое Европейским Союзом. В третьей главе были оценены основные внешнеполитические механизмы, используемые государством для укрепления национальной энергобезопасности – энергетическое сотрудничество с международными организациями и форумами, энергодиалог с Российской Федерацией, а также ключевые проекты в газовом секторе и сфере возобновляемых источников энергии.
Риски обеспечения необходимыми для населения Германии и нормального функционирования ее экономики и промышленности энергоресурсами в сочетании с высокой степенью политизации, характерной для топливно-энергетического сектора в целом, влияют как на стабильность национальной энергетической системы государства, так и на действия других международных участников, к примеру, стран-соседей, Европейского Союза, международных энергетических организаций и т.д. Немецкие государственные институты, органы и предприятия проводят многоплановую работу по укреплению национальной безопасности, посредством проектирования, тщательной проработки и реализации большого количества национальных и международных проектов и инициатив, обладающих различным потенциалом влияния на существующую энергетическую парадигму страны и региона в целом.
Для Российской Федерации Германия является основным партнером и главным рынком сбыта энергетических ресурсов в Западной Европе, по ее территории проходит система трубопроводов, поставляющая российские углеводороды в государства Европейского Союза, минуя транзитные страны. В связи с этим построение взаимовыгодного и стабильного диалога с Германией требует проведения тщательного анализа стратегических основ, механизмов и эффективности энергетической политики государства, в особенности в ее международном измерении. Значимость подобного исследования обусловлена как внешними факторами, к примеру, существующей напряженной политической ситуацией между Россией и странами Европейского Союза, так и внутренними, такими как принятие концепции «энергетического поворота». И те и другие факторы ведут к изменению сложившейся энергетической системы и модели ее построения.
Целью диссертационного исследования является выявление особенностей внешнеполитической стратегии Германии по обеспечению национальной энергетической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить содержание понятия и сущности энергетической безопасности в современном научном и политическом дискурсе;
• выявить политические и экономические предпосылки, обуславливающие формирование внешнеполитической стратегии Германии по обеспечению энергетической безопасности;
• определить стратегические рамки Европейского Союза, влияющие на проведение собственной энергетической политики Германии и ее концепцию энергетической безопасности;
• рассмотреть внешнеполитические инструменты и механизмы обеспечения энергетической безопасности Германии, в частности:
o проанализировать современное сотрудничество государства с различными международными организациями, а также двухсторонние отношения Германии на примере энергетического диалога с Российской Федерацией;
o выделить основные направления возможной диверсификации источников и маршрутов поставки энергоресурсов в газовом секторе и сфере ВИЭ;
Объектом исследования выступает Германия, предметом – особенности формирования и реализации энергетической стратегии Германии во внешнеполитическом пространстве.
Степень научной разработанности различных аспектов энергетической безопасности можно характеризовать как достаточную. Изучение данной проблемы находится в фокусе внимания как отдельных исследователей, так и целых научных направлений и институтов, также развивается междисциплинарное изучение проблем энергетики. Среди ключевых рассмотренных российских работ, посвященных изучению различных аспектов энергетической безопасности, необходимо отметить работы таких авторов, как Жизнин С.В., Боровский Ю.В., Трачук К.В.. За рубежом интенсивно развиваются политологические исследования энергетического сотрудничества в трудах Д. Морана, Д. Рассела , М. Т. Клэра, А. Голдтау, А. Брессана, К. Дж. Феттвейса.
В качестве теоретической основы для диссертационного исследования были выбраны конструктивизм, а именно концепция «секьюритизации», рассмотренная, прежде всего, в трудах основных представителей Копенгагенской школы О. Вэвера, Б.Бузана и Я. де Вильде и некоторых других исследователей, вроде С. Озджана, В. Мякела и Михаила Зеленского, а также различные направления международной политической экономии, представленные в работах Ткаченко С. Л., Р. Данройтера, К. Паскуаля и Э. Замбетакиса, С. Краснера и т.д.
Источниковая база исследования включает официальные статистические данные, а также политические концепции и стратегии, нормативно-правовые акты Европейского Союза и Германии. Среди них Лиссабонский договор, «Европейская стратегия для устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики», Стратегия Энергетической безопасности ЕС, Пакет Энергетического союза, различные законодательные акты, документы и стратегии национального уровня – прежде всего, Энергетическая концепция Германии до 2050 г. Помимо этого была изучена информация на официальных сайтах институтов и органов Германии, Европейского союза, международных энергетических организаций, а также на некоторых новостных порталах в сети Интернет.
Методологическую основу составляет комплекс общенаучных и логических методов, а также совокупность научных инструментов политологии и смежных общественных и социальных наук. Выбор конкретных методов обусловлен поставленными в исследовании задачами. Был использован дискурс-анализ и сравнительный метод, системный и геополитический анализ, сравнительно-исторический метод, анализ документов и метод изучения кейсов. Частично применялись методы политического и экономического прогнозирования.
Научная новизна исследования характеризуется недостаточной изученностью в России стратегии Германии по формированию и обеспечению энергетической безопасности. Большинство исследователей рассматривают одиночные аспекты, сосредотачиваясь, в основном, на конкретной сфере энергетического сектора государства. В то же время в европейском и немецком научном и политическом дискурсе изучаемая проблема освещается достаточно широко, однако, в данном случае объективность представленных данных зачастую подвергается сомнению благодаря сложившимся политическим предпочтениям и взглядам в регионе. Автор делает попытку непредвзято оценить ключевые особенности – основные экономические и политические предпосылки, внешние факторы, оказывающие влияние на формирование энергетической стратегии государства, а также важнейшие внешнеполитические механизмы достижения и сохранения энергетической безопасности Германии.
Логика исследования обусловлена целью и задачами. В первой главе рассмотрена теоретическая основа работы – подходы к определению понятия и сущности энергетической безопасности, современные конструктивистские теории, а именно теория секьюритизации, а также различные теоретические направления международной политической экономии. Во второй главе анализируются различные международно-политические аспекты энергетической стратегии Германии, в том числе современное состояние энергетической политики государства, экономические и политические предпосылки формирования, внешние факторы – в большей степени влияние, оказываемое Европейским Союзом. В третьей главе были оценены основные внешнеполитические механизмы, используемые государством для укрепления национальной энергобезопасности – энергетическое сотрудничество с международными организациями и форумами, энергодиалог с Российской Федерацией, а также ключевые проекты в газовом секторе и сфере возобновляемых источников энергии.
Внешнеполитическая деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности характеризуется как типичными для большинства государств Европы чертами, так и несколькими яркими особенностями.
Определение понятия энергетической безопасности Германией характерно для стран-потребителей сырья, для которых наиболее важным фактором является безопасность поставок энергоресурсов, подразумевающая непрерывный доступ к энергоресурсам по доступной цене. Поэтому ключевыми аспектами для государства являются диверсификация поставок энергоресурсов, безопасность перевозки и транспортировки, наличие необходимых запасов на территории страны, доступность своевременной и достоверной информации, надежность инфраструктуры, стабильность международных рынков энергоресурсов, повышение энергоэффективности, привлечение инвестиций, научно-технологический прогресс и надлежащая защита окружающей среды.
В целом подход Германии к обеспечению энергетической безопасности с точки зрения классических теорий МПЭ скорее близок к либеральному направлению, признающему, что, хотя отношения между государствами и негосударственными акторами зачастую анархичны, с течением времени под влиянием различных политических и социально-экономических процессов они становятся все более и более управляемыми. В современных международных энергетических отношениях государство склоняется к «вашингтонскому консенсусу», приверженному принципам либерализма, конкуренции и экологичности, которому свойственно воспринимать ресурсы как обыкновенный товар или общественное благо. Основным отличием является тот факт, что в рамках Энергетического поворота энергетическая безопасность Германии более тесно связана со стремлением расширения ниши возобновляемых источников энергии, укреплением энергоэффективности, развитием климатической политики и охраны окружающей среды.
Однако, несмотря на приверженность государства развитию «зеленой» энергетики, государство практически полностью зависит от импорта нефти, нефтепродуктов и природного газа, и, примерно на 50% от поставок твердых видов топлива. Тем не менее, Германия, в отличие от Европейского Союза, крайне спокойно относится к своей зависимости от поставок энергоресурсов – так для импорта нефти и нефтепродуктов, а также природного газа, на территории государства создана хорошо диверсифицированная и гибкая инфраструктура, обеспечивающая бесперебойный импорт энергоресурсов, сочетающаяся с налаженными стабильными отношениями с поставщиками и значительными складскими мощностями, позволяющими осуществлять хранение ресурсов в достаточных объемах. Если ЕС склонен к политизации, а в некоторых случаях, секьюритизации энергетической безопасности, к примеру, в энергетических отношениях с Российской Федерацией, при которой зависимость стран-членов от поставок российского природного газа является потенциальной «экзистенциальной угрозой», то Германия скорее деполитизирует и десекьюритизирует энергобезопасность, предпочитая рассматривать все с точки зрения «нормальной политики», экономики и бизнеса, что является одной из ключевых особенностей ее внешнеполитической стратегии по обеспечению энергобезопасности.
Тем не менее, можно сказать, что ЕС для Германии выступает одновременно как рамки, в которых формируется энергетическая политика государства и деятельность в обеспечении энергетической безопасности, так и механизмом, посредством которого можно добиться достижения определенных целей тогда, когда это необходимо. В целом отношение Германии к энергетической политике ЕС достаточно амбивалентно – государство активно поддерживает только те проекты, которые имеют для нее большое значение, к примеру, в области более активной деятельности в сфере ВИЭ, энергоэффективности и «озеленения» экономики региона, оказывающей косвенное влияние на энергетическую безопасность государства. Одновременно Германия достаточно прохладно относится к инициативам, которых так или иначе негативно влияют на ее отношения с ключевыми игроками, оказывающими влияние на ее энергетическую безопасность.
В ближайшем будущем Германия по-прежнему будет полагаться на импорт энергоресурсов, что формирует одну из основных целей внешней энергетической политики государства – обеспечение надежности и доступности энергоресурсов в долгосрочной перспективе. При этом одним из основных внешнеполитических инструментов и механизмов обеспечения энергобезопасности выступают энергетическое взаимодействие Германии с различными международными организациями, форумами и инициативами, а также двусторонние энергодиалоги с государствами-партнерами, что наглядно подтверждает теоретические аспекты институциональных теорий либерального подхода МПЭ, в особенности значимость разработки и применения совместных мер для достижения положительных результатов в энергетическом секторе и в сфере энергобезопасности.
Одной из особенностей в отношениях Германии с международными организациями и форумами является то, что с их помощью государство реализует свои климатические цели и задачи по расширению доли ВИЭ и укреплению энергоэффективности на национальном и международном уровне, что оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на обеспечение энергетической безопасности государства. Партнерские отношения в энергетическом секторе с другими государствами, к примеру, с Российской Федерацией являются примером регулярного межправительственного диалога двух стран для реализации конкретных совместных проектов. Основной особенностью в данном случае является взаимное признание взаимозависимости отношений государств как импортера и экспортера, а также стремление Германии действовать с точки зрения своих собственных национальных интересов, что вызывает явное недовольство Европейского Союза. В данном случае Германия не поддерживает стремление ЕС к секьюритизации, если использовать терминологию Копенгагенской школы, энергетической безопасности в энергодиалоге с Россией. Эмпирические данные подтверждают, что Германия предпочитает решать вопросы энергетической сферы, в том числе энергетической безопасности, на уровне «нормальной политики», четко выражая приверженность основным постулатам десекьюритизации энергобезопасности государства. Врожденный прагматизм немцев и их стремление рассматривать все с экономической точки зрения для получения наилучшей выгоды служит стимулом дальнейшего развития энергетических отношений.
Помимо этого, Германия укрепляет свою энергетическую безопасность через проекты и инициативы по диверсификации источников и маршрутов импортируемых ресурсов. В силу исторических экономических и политических предпосылок ключевыми для государства являются инициативы в газовом секторе и сфере ВИЭ. Среди проектов газового сектора наиболее приоритетными являются строительство Трансадриатического газопровода и «Северного потока – 2». Последняя инициатива является куда более важной для Германии, пусть и не с точки зрения поиска альтернативных маршрутов, но с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, однако его реализация в данный момент еще находится под вопросом благодаря озабоченности Европейского Союза противоречием проекта энергетической политике, энергобезопасности и предпочтениям ЕС в области внешней политики в более общем плане, поскольку государства-члены опасаются еще большего увеличения зависимости от российской энергетики. Однако предлагаемый в качестве альтернативы сжиженный природный газ не является предпочтительным для государства по ряду технических аспектов, касающихся физических свойств СПГ и состояния энергетической инфраструктуры Германии, а также с точки зрения экономической выгоды.
Другим важным направлением диверсификации источников и маршрутов энергоресурсов является участие Германии в проектах, связанных с ВИЭ, несущих государству как косвенную выгоду, вроде смягчения последствий изменения климата и ослабления глобальной конкуренции в секторе дефицитных энергетических ресурсов, так и напрямую способствующих усилению долгосрочной энергетической безопасности Германии. Помимо различных двухсторонних проектов государства с различными странами мира, куда более важными являются проекты, реализуемые в близлежащих к стране регионах – Средиземном море, а также Северном и Балтийском морях.
Прежде всего, это проект Desertec – инициатива, направленная на создание глобального плана по развитию возобновляемых источников энергии, основанного на концепции выработки устойчивой энергии в наиболее благоприятных для этого областях, и ее передачи через высоковольтные сети постоянного тока в центры потребления. Проект рассматривает все виды возобновляемых источников энергии, но в большей степени ориентируется на солнечную энергию, вырабатываемую в регионе БВСА. Однако, несмотря на множество реализованных проектов, продолжение действия инициативы под влиянием ряда политических и организационных проблем находится под большим вопросом.
Куда более реальным выглядит сотрудничество Германии со странами Балтийского и Северного морей в международных инициативах по развитию оффшорной ветроэнергетики. Государство обладает большим потенциалом для крупномасштабной выработки энергии ветра, что только поспособствует обеспечению бесперебойного снабжения энергией и значительно усилит энергетическую безопасность Германии, но и поможет Германии достичь своих климатических целей, а также получить ряд других экономических выгод, поскольку генерируемая энергия ветра может быть распределена и передана через линии постоянного тока во все страны, граничащие с Северным морем.
Определение понятия энергетической безопасности Германией характерно для стран-потребителей сырья, для которых наиболее важным фактором является безопасность поставок энергоресурсов, подразумевающая непрерывный доступ к энергоресурсам по доступной цене. Поэтому ключевыми аспектами для государства являются диверсификация поставок энергоресурсов, безопасность перевозки и транспортировки, наличие необходимых запасов на территории страны, доступность своевременной и достоверной информации, надежность инфраструктуры, стабильность международных рынков энергоресурсов, повышение энергоэффективности, привлечение инвестиций, научно-технологический прогресс и надлежащая защита окружающей среды.
В целом подход Германии к обеспечению энергетической безопасности с точки зрения классических теорий МПЭ скорее близок к либеральному направлению, признающему, что, хотя отношения между государствами и негосударственными акторами зачастую анархичны, с течением времени под влиянием различных политических и социально-экономических процессов они становятся все более и более управляемыми. В современных международных энергетических отношениях государство склоняется к «вашингтонскому консенсусу», приверженному принципам либерализма, конкуренции и экологичности, которому свойственно воспринимать ресурсы как обыкновенный товар или общественное благо. Основным отличием является тот факт, что в рамках Энергетического поворота энергетическая безопасность Германии более тесно связана со стремлением расширения ниши возобновляемых источников энергии, укреплением энергоэффективности, развитием климатической политики и охраны окружающей среды.
Однако, несмотря на приверженность государства развитию «зеленой» энергетики, государство практически полностью зависит от импорта нефти, нефтепродуктов и природного газа, и, примерно на 50% от поставок твердых видов топлива. Тем не менее, Германия, в отличие от Европейского Союза, крайне спокойно относится к своей зависимости от поставок энергоресурсов – так для импорта нефти и нефтепродуктов, а также природного газа, на территории государства создана хорошо диверсифицированная и гибкая инфраструктура, обеспечивающая бесперебойный импорт энергоресурсов, сочетающаяся с налаженными стабильными отношениями с поставщиками и значительными складскими мощностями, позволяющими осуществлять хранение ресурсов в достаточных объемах. Если ЕС склонен к политизации, а в некоторых случаях, секьюритизации энергетической безопасности, к примеру, в энергетических отношениях с Российской Федерацией, при которой зависимость стран-членов от поставок российского природного газа является потенциальной «экзистенциальной угрозой», то Германия скорее деполитизирует и десекьюритизирует энергобезопасность, предпочитая рассматривать все с точки зрения «нормальной политики», экономики и бизнеса, что является одной из ключевых особенностей ее внешнеполитической стратегии по обеспечению энергобезопасности.
Тем не менее, можно сказать, что ЕС для Германии выступает одновременно как рамки, в которых формируется энергетическая политика государства и деятельность в обеспечении энергетической безопасности, так и механизмом, посредством которого можно добиться достижения определенных целей тогда, когда это необходимо. В целом отношение Германии к энергетической политике ЕС достаточно амбивалентно – государство активно поддерживает только те проекты, которые имеют для нее большое значение, к примеру, в области более активной деятельности в сфере ВИЭ, энергоэффективности и «озеленения» экономики региона, оказывающей косвенное влияние на энергетическую безопасность государства. Одновременно Германия достаточно прохладно относится к инициативам, которых так или иначе негативно влияют на ее отношения с ключевыми игроками, оказывающими влияние на ее энергетическую безопасность.
В ближайшем будущем Германия по-прежнему будет полагаться на импорт энергоресурсов, что формирует одну из основных целей внешней энергетической политики государства – обеспечение надежности и доступности энергоресурсов в долгосрочной перспективе. При этом одним из основных внешнеполитических инструментов и механизмов обеспечения энергобезопасности выступают энергетическое взаимодействие Германии с различными международными организациями, форумами и инициативами, а также двусторонние энергодиалоги с государствами-партнерами, что наглядно подтверждает теоретические аспекты институциональных теорий либерального подхода МПЭ, в особенности значимость разработки и применения совместных мер для достижения положительных результатов в энергетическом секторе и в сфере энергобезопасности.
Одной из особенностей в отношениях Германии с международными организациями и форумами является то, что с их помощью государство реализует свои климатические цели и задачи по расширению доли ВИЭ и укреплению энергоэффективности на национальном и международном уровне, что оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на обеспечение энергетической безопасности государства. Партнерские отношения в энергетическом секторе с другими государствами, к примеру, с Российской Федерацией являются примером регулярного межправительственного диалога двух стран для реализации конкретных совместных проектов. Основной особенностью в данном случае является взаимное признание взаимозависимости отношений государств как импортера и экспортера, а также стремление Германии действовать с точки зрения своих собственных национальных интересов, что вызывает явное недовольство Европейского Союза. В данном случае Германия не поддерживает стремление ЕС к секьюритизации, если использовать терминологию Копенгагенской школы, энергетической безопасности в энергодиалоге с Россией. Эмпирические данные подтверждают, что Германия предпочитает решать вопросы энергетической сферы, в том числе энергетической безопасности, на уровне «нормальной политики», четко выражая приверженность основным постулатам десекьюритизации энергобезопасности государства. Врожденный прагматизм немцев и их стремление рассматривать все с экономической точки зрения для получения наилучшей выгоды служит стимулом дальнейшего развития энергетических отношений.
Помимо этого, Германия укрепляет свою энергетическую безопасность через проекты и инициативы по диверсификации источников и маршрутов импортируемых ресурсов. В силу исторических экономических и политических предпосылок ключевыми для государства являются инициативы в газовом секторе и сфере ВИЭ. Среди проектов газового сектора наиболее приоритетными являются строительство Трансадриатического газопровода и «Северного потока – 2». Последняя инициатива является куда более важной для Германии, пусть и не с точки зрения поиска альтернативных маршрутов, но с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, однако его реализация в данный момент еще находится под вопросом благодаря озабоченности Европейского Союза противоречием проекта энергетической политике, энергобезопасности и предпочтениям ЕС в области внешней политики в более общем плане, поскольку государства-члены опасаются еще большего увеличения зависимости от российской энергетики. Однако предлагаемый в качестве альтернативы сжиженный природный газ не является предпочтительным для государства по ряду технических аспектов, касающихся физических свойств СПГ и состояния энергетической инфраструктуры Германии, а также с точки зрения экономической выгоды.
Другим важным направлением диверсификации источников и маршрутов энергоресурсов является участие Германии в проектах, связанных с ВИЭ, несущих государству как косвенную выгоду, вроде смягчения последствий изменения климата и ослабления глобальной конкуренции в секторе дефицитных энергетических ресурсов, так и напрямую способствующих усилению долгосрочной энергетической безопасности Германии. Помимо различных двухсторонних проектов государства с различными странами мира, куда более важными являются проекты, реализуемые в близлежащих к стране регионах – Средиземном море, а также Северном и Балтийском морях.
Прежде всего, это проект Desertec – инициатива, направленная на создание глобального плана по развитию возобновляемых источников энергии, основанного на концепции выработки устойчивой энергии в наиболее благоприятных для этого областях, и ее передачи через высоковольтные сети постоянного тока в центры потребления. Проект рассматривает все виды возобновляемых источников энергии, но в большей степени ориентируется на солнечную энергию, вырабатываемую в регионе БВСА. Однако, несмотря на множество реализованных проектов, продолжение действия инициативы под влиянием ряда политических и организационных проблем находится под большим вопросом.
Куда более реальным выглядит сотрудничество Германии со странами Балтийского и Северного морей в международных инициативах по развитию оффшорной ветроэнергетики. Государство обладает большим потенциалом для крупномасштабной выработки энергии ветра, что только поспособствует обеспечению бесперебойного снабжения энергией и значительно усилит энергетическую безопасность Германии, но и поможет Германии достичь своих климатических целей, а также получить ряд других экономических выгод, поскольку генерируемая энергия ветра может быть распределена и передана через линии постоянного тока во все страны, граничащие с Северным морем.
Подобные работы
- Роль Российской Федерации в обеспечении энергетической
безопасности Европейского Союза
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Преодоление ресурсозависимости как фактор обеспечения национальной безопасности Японии
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI
ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Внешнеполитическая стратегия России в контексте европейской интеграции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1990-2016 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Российско-германские отношения в сфере энергетики в XXI веке (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Национальная безопасность: современные политические технологии
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования в Российской Федерации
в условиях новых вызовов и угроз
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021



