Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГЕРМАНИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Работа №132519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список использованных сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Понятие энергетической безопасности в научном и политическом дискурсе 10
1.1 Определение понятия и сущности энергетической безопасности 10
1.2 Конструктивистское направление и концепция секьюритизации 16
1.3. Применение концепций международной политической экономии к проблеме энергетической безопасности 24
Глава 2. Международно-политические аспекты энергетической стратегии Германии 33
2.1. Энергетический сектор Германии 33
2.1.1. Энергетическая политика Германии – курс на «Энергетический поворот» 33
2.1.2. Экономические и геополитические факторы, формирующие зависимость Германии от импорта энергоресурсов 37
2.2. Энергетическая политика Германии в орбите энергетической политики Европейского Союза – поддержка «политики паники» или десекьюритизация энергобезопасности? 47
Глава 3. Внешнеполитические механизмы обеспечения энергетической безопасности Германии 61
Раздел 3.1. Энергетическое сотрудничество Германии 61
3.1.1. Деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности в многосторонних организациях, форумах и инициативах 61
3.1.2 Деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности в рамках энергетического партнерства на примере энергодиалога с Российской Федерацией 66
Раздел 3.2. Ключевые проекты Германии по диверсификации источников и маршрутов поставок энергоресурсов 72
3.2.1 Проекты газовой сферы 72
3.2.2 Проекты в сфере возобновляемых источников энергии 81
Заключение 94
Список использованных источников и литературы 98
Источники 98
Литература 105
Приложения 109
Приложение 1. Основные законодательные акты, регулирующие энергетический сектор Германии 109
Приложение 2. Основные тенденции топливно-энергетического баланса Германии с период с 1995 – 2015 гг. 122
Приложение 3. Программы сотрудничества МЭА в области технологий 132
Приложение 4. Крупные двухсторонние международные проекты Германии в сфере ВИЭ 133
Приложение 5. Исследования потенциала ВИЭ Института технической термодинамики при Немецком Аэрокосмическом центре 140
Приложение 6. Основные участники проектов в сфере оффшорной ветроэнергетики 141


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из главных глобальных проблем XXI века является ресурсно-сырьевая, связанная с количественной и качественной ограниченностью ресурсного потенциала планеты при постоянном росте потребления энергоресурсов. Непропорциональное распределение топливно-энергетических ресурсов среди производителей и потребителей оказывает значительное влияние на формирование внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии государств и их объединений на мировом энергетическом рынке. В связи с этим, одной из жизненно важных целей национальных стратегий и концепций стало обеспечение энергетической безопасности.
Риски обеспечения необходимыми для населения Германии и нормального функционирования ее экономики и промышленности энергоресурсами в сочетании с высокой степенью политизации, характерной для топливно-энергетического сектора в целом, влияют как на стабильность национальной энергетической системы государства, так и на действия других международных участников, к примеру, стран-соседей, Европейского Союза, международных энергетических организаций и т.д. Немецкие государственные институты, органы и предприятия проводят многоплановую работу по укреплению национальной безопасности, посредством проектирования, тщательной проработки и реализации большого количества национальных и международных проектов и инициатив, обладающих различным потенциалом влияния на существующую энергетическую парадигму страны и региона в целом.
Для Российской Федерации Германия является основным партнером и главным рынком сбыта энергетических ресурсов в Западной Европе, по ее территории проходит система трубопроводов, поставляющая российские углеводороды в государства Европейского Союза, минуя транзитные страны. В связи с этим построение взаимовыгодного и стабильного диалога с Германией требует проведения тщательного анализа стратегических основ, механизмов и эффективности энергетической политики государства, в особенности в ее международном измерении. Значимость подобного исследования обусловлена как внешними факторами, к примеру, существующей напряженной политической ситуацией между Россией и странами Европейского Союза, так и внутренними, такими как принятие концепции «энергетического поворота». И те и другие факторы ведут к изменению сложившейся энергетической системы и модели ее построения.
Целью диссертационного исследования является выявление особенностей внешнеполитической стратегии Германии по обеспечению национальной энергетической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить содержание понятия и сущности энергетической безопасности в современном научном и политическом дискурсе;
• выявить политические и экономические предпосылки, обуславливающие формирование внешнеполитической стратегии Германии по обеспечению энергетической безопасности;
• определить стратегические рамки Европейского Союза, влияющие на проведение собственной энергетической политики Германии и ее концепцию энергетической безопасности;
• рассмотреть внешнеполитические инструменты и механизмы обеспечения энергетической безопасности Германии, в частности:
o проанализировать современное сотрудничество государства с различными международными организациями, а также двухсторонние отношения Германии на примере энергетического диалога с Российской Федерацией;
o выделить основные направления возможной диверсификации источников и маршрутов поставки энергоресурсов в газовом секторе и сфере ВИЭ;
Объектом исследования выступает Германия, предметом – особенности формирования и реализации энергетической стратегии Германии во внешнеполитическом пространстве.
Степень научной разработанности различных аспектов энергетической безопасности можно характеризовать как достаточную. Изучение данной проблемы находится в фокусе внимания как отдельных исследователей, так и целых научных направлений и институтов, также развивается междисциплинарное изучение проблем энергетики. Среди ключевых рассмотренных российских работ, посвященных изучению различных аспектов энергетической безопасности, необходимо отметить работы таких авторов, как Жизнин С.В., Боровский Ю.В., Трачук К.В.. За рубежом интенсивно развиваются политологические исследования энергетического сотрудничества в трудах Д. Морана, Д. Рассела , М. Т. Клэра, А. Голдтау, А. Брессана, К. Дж. Феттвейса.
В качестве теоретической основы для диссертационного исследования были выбраны конструктивизм, а именно концепция «секьюритизации», рассмотренная, прежде всего, в трудах основных представителей Копенгагенской школы О. Вэвера, Б.Бузана и Я. де Вильде и некоторых других исследователей, вроде С. Озджана, В. Мякела и Михаила Зеленского, а также различные направления международной политической экономии, представленные в работах Ткаченко С. Л., Р. Данройтера, К. Паскуаля и Э. Замбетакиса, С. Краснера и т.д.
Источниковая база исследования включает официальные статистические данные, а также политические концепции и стратегии, нормативно-правовые акты Европейского Союза и Германии. Среди них Лиссабонский договор, «Европейская стратегия для устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики», Стратегия Энергетической безопасности ЕС, Пакет Энергетического союза, различные законодательные акты, документы и стратегии национального уровня – прежде всего, Энергетическая концепция Германии до 2050 г. Помимо этого была изучена информация на официальных сайтах институтов и органов Германии, Европейского союза, международных энергетических организаций, а также на некоторых новостных порталах в сети Интернет.
Методологическую основу составляет комплекс общенаучных и логических методов, а также совокупность научных инструментов политологии и смежных общественных и социальных наук. Выбор конкретных методов обусловлен поставленными в исследовании задачами. Был использован дискурс-анализ и сравнительный метод, системный и геополитический анализ, сравнительно-исторический метод, анализ документов и метод изучения кейсов. Частично применялись методы политического и экономического прогнозирования.
Научная новизна исследования характеризуется недостаточной изученностью в России стратегии Германии по формированию и обеспечению энергетической безопасности. Большинство исследователей рассматривают одиночные аспекты, сосредотачиваясь, в основном, на конкретной сфере энергетического сектора государства. В то же время в европейском и немецком научном и политическом дискурсе изучаемая проблема освещается достаточно широко, однако, в данном случае объективность представленных данных зачастую подвергается сомнению благодаря сложившимся политическим предпочтениям и взглядам в регионе. Автор делает попытку непредвзято оценить ключевые особенности – основные экономические и политические предпосылки, внешние факторы, оказывающие влияние на формирование энергетической стратегии государства, а также важнейшие внешнеполитические механизмы достижения и сохранения энергетической безопасности Германии.
Логика исследования обусловлена целью и задачами. В первой главе рассмотрена теоретическая основа работы – подходы к определению понятия и сущности энергетической безопасности, современные конструктивистские теории, а именно теория секьюритизации, а также различные теоретические направления международной политической экономии. Во второй главе анализируются различные международно-политические аспекты энергетической стратегии Германии, в том числе современное состояние энергетической политики государства, экономические и политические предпосылки формирования, внешние факторы – в большей степени влияние, оказываемое Европейским Союзом. В третьей главе были оценены основные внешнеполитические механизмы, используемые государством для укрепления национальной энергобезопасности – энергетическое сотрудничество с международными организациями и форумами, энергодиалог с Российской Федерацией, а также ключевые проекты в газовом секторе и сфере возобновляемых источников энергии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внешнеполитическая деятельность Германии по обеспечению энергетической безопасности характеризуется как типичными для большинства государств Европы чертами, так и несколькими яркими особенностями.
Определение понятия энергетической безопасности Германией характерно для стран-потребителей сырья, для которых наиболее важным фактором является безопасность поставок энергоресурсов, подразумевающая непрерывный доступ к энергоресурсам по доступной цене. Поэтому ключевыми аспектами для государства являются диверсификация поставок энергоресурсов, безопасность перевозки и транспортировки, наличие необходимых запасов на территории страны, доступность своевременной и достоверной информации, надежность инфраструктуры, стабильность международных рынков энергоресурсов, повышение энергоэффективности, привлечение инвестиций, научно-технологический прогресс и надлежащая защита окружающей среды.
В целом подход Германии к обеспечению энергетической безопасности с точки зрения классических теорий МПЭ скорее близок к либеральному направлению, признающему, что, хотя отношения между государствами и негосударственными акторами зачастую анархичны, с течением времени под влиянием различных политических и социально-экономических процессов они становятся все более и более управляемыми. В современных международных энергетических отношениях государство склоняется к «вашингтонскому консенсусу», приверженному принципам либерализма, конкуренции и экологичности, которому свойственно воспринимать ресурсы как обыкновенный товар или общественное благо. Основным отличием является тот факт, что в рамках Энергетического поворота энергетическая безопасность Германии более тесно связана со стремлением расширения ниши возобновляемых источников энергии, укреплением энергоэффективности, развитием климатической политики и охраны окружающей среды.
Однако, несмотря на приверженность государства развитию «зеленой» энергетики, государство практически полностью зависит от импорта нефти, нефтепродуктов и природного газа, и, примерно на 50% от поставок твердых видов топлива. Тем не менее, Германия, в отличие от Европейского Союза, крайне спокойно относится к своей зависимости от поставок энергоресурсов – так для импорта нефти и нефтепродуктов, а также природного газа, на территории государства создана хорошо диверсифицированная и гибкая инфраструктура, обеспечивающая бесперебойный импорт энергоресурсов, сочетающаяся с налаженными стабильными отношениями с поставщиками и значительными складскими мощностями, позволяющими осуществлять хранение ресурсов в достаточных объемах. Если ЕС склонен к политизации, а в некоторых случаях, секьюритизации энергетической безопасности, к примеру, в энергетических отношениях с Российской Федерацией, при которой зависимость стран-членов от поставок российского природного газа является потенциальной «экзистенциальной угрозой», то Германия скорее деполитизирует и десекьюритизирует энергобезопасность, предпочитая рассматривать все с точки зрения «нормальной политики», экономики и бизнеса, что является одной из ключевых особенностей ее внешнеполитической стратегии по обеспечению энергобезопасности.
Тем не менее, можно сказать, что ЕС для Германии выступает одновременно как рамки, в которых формируется энергетическая политика государства и деятельность в обеспечении энергетической безопасности, так и механизмом, посредством которого можно добиться достижения определенных целей тогда, когда это необходимо. В целом отношение Германии к энергетической политике ЕС достаточно амбивалентно – государство активно поддерживает только те проекты, которые имеют для нее большое значение, к примеру, в области более активной деятельности в сфере ВИЭ, энергоэффективности и «озеленения» экономики региона, оказывающей косвенное влияние на энергетическую безопасность государства. Одновременно Германия достаточно прохладно относится к инициативам, которых так или иначе негативно влияют на ее отношения с ключевыми игроками, оказывающими влияние на ее энергетическую безопасность.
В ближайшем будущем Германия по-прежнему будет полагаться на импорт энергоресурсов, что формирует одну из основных целей внешней энергетической политики государства – обеспечение надежности и доступности энергоресурсов в долгосрочной перспективе. При этом одним из основных внешнеполитических инструментов и механизмов обеспечения энергобезопасности выступают энергетическое взаимодействие Германии с различными международными организациями, форумами и инициативами, а также двусторонние энергодиалоги с государствами-партнерами, что наглядно подтверждает теоретические аспекты институциональных теорий либерального подхода МПЭ, в особенности значимость разработки и применения совместных мер для достижения положительных результатов в энергетическом секторе и в сфере энергобезопасности.
Одной из особенностей в отношениях Германии с международными организациями и форумами является то, что с их помощью государство реализует свои климатические цели и задачи по расширению доли ВИЭ и укреплению энергоэффективности на национальном и международном уровне, что оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на обеспечение энергетической безопасности государства. Партнерские отношения в энергетическом секторе с другими государствами, к примеру, с Российской Федерацией являются примером регулярного межправительственного диалога двух стран для реализации конкретных совместных проектов. Основной особенностью в данном случае является взаимное признание взаимозависимости отношений государств как импортера и экспортера, а также стремление Германии действовать с точки зрения своих собственных национальных интересов, что вызывает явное недовольство Европейского Союза. В данном случае Германия не поддерживает стремление ЕС к секьюритизации, если использовать терминологию Копенгагенской школы, энергетической безопасности в энергодиалоге с Россией. Эмпирические данные подтверждают, что Германия предпочитает решать вопросы энергетической сферы, в том числе энергетической безопасности, на уровне «нормальной политики», четко выражая приверженность основным постулатам десекьюритизации энергобезопасности государства. Врожденный прагматизм немцев и их стремление рассматривать все с экономической точки зрения для получения наилучшей выгоды служит стимулом дальнейшего развития энергетических отношений.
Помимо этого, Германия укрепляет свою энергетическую безопасность через проекты и инициативы по диверсификации источников и маршрутов импортируемых ресурсов. В силу исторических экономических и политических предпосылок ключевыми для государства являются инициативы в газовом секторе и сфере ВИЭ. Среди проектов газового сектора наиболее приоритетными являются строительство Трансадриатического газопровода и «Северного потока – 2». Последняя инициатива является куда более важной для Германии, пусть и не с точки зрения поиска альтернативных маршрутов, но с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, однако его реализация в данный момент еще находится под вопросом благодаря озабоченности Европейского Союза противоречием проекта энергетической политике, энергобезопасности и предпочтениям ЕС в области внешней политики в более общем плане, поскольку государства-члены опасаются еще большего увеличения зависимости от российской энергетики. Однако предлагаемый в качестве альтернативы сжиженный природный газ не является предпочтительным для государства по ряду технических аспектов, касающихся физических свойств СПГ и состояния энергетической инфраструктуры Германии, а также с точки зрения экономической выгоды.
Другим важным направлением диверсификации источников и маршрутов энергоресурсов является участие Германии в проектах, связанных с ВИЭ, несущих государству как косвенную выгоду, вроде смягчения последствий изменения климата и ослабления глобальной конкуренции в секторе дефицитных энергетических ресурсов, так и напрямую способствующих усилению долгосрочной энергетической безопасности Германии. Помимо различных двухсторонних проектов государства с различными странами мира, куда более важными являются проекты, реализуемые в близлежащих к стране регионах – Средиземном море, а также Северном и Балтийском морях.
Прежде всего, это проект Desertec – инициатива, направленная на создание глобального плана по развитию возобновляемых источников энергии, основанного на концепции выработки устойчивой энергии в наиболее благоприятных для этого областях, и ее передачи через высоковольтные сети постоянного тока в центры потребления. Проект рассматривает все виды возобновляемых источников энергии, но в большей степени ориентируется на солнечную энергию, вырабатываемую в регионе БВСА. Однако, несмотря на множество реализованных проектов, продолжение действия инициативы под влиянием ряда политических и организационных проблем находится под большим вопросом.
Куда более реальным выглядит сотрудничество Германии со странами Балтийского и Северного морей в международных инициативах по развитию оффшорной ветроэнергетики. Государство обладает большим потенциалом для крупномасштабной выработки энергии ветра, что только поспособствует обеспечению бесперебойного снабжения энергией и значительно усилит энергетическую безопасность Германии, но и поможет Германии достичь своих климатических целей, а также получить ряд других экономических выгод, поскольку генерируемая энергия ветра может быть распределена и передана через линии постоянного тока во все страны, граничащие с Северным морем.



1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // http://minenergo.gov.ru URL: http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 15.01.2017).
2. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council, European Energy Security Strategy /* COM/2014/0330 final */ // http://eur-lex.europa.eu URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52014DC0330&qid=1407855611566 (дата обращения: 11.04.2017).
3. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank Clean Energy For All Europeans // https://ec.europa.eu URL: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:fa6ea15b-b7b0-11e6-9e3c-01aa75ed71a1.0001.02/DOC_1&format=PDF (дата обращения: 11.04.2017).
4. Dannreuther R. International Relations Theory: Energy, Minerals and Conflict / R. Dannreuther // POLINARES working paper n.8.- September 2010. – 24 p.
5. Desert Power: Getting started // https://www.db.com URL: https://www.db.com/cr/de/docs/Desert-Power-Getting-Started-Full-Report-English-Screen(1).pdf (дата обращения: 20.04.2017).
6. Desertec-Traum geplatzt // https://web.archive.org URL: https://web.archive.org/web/20141014185135/http://www.tagesschau.de/wirtschaft/desertec-aus-101.html (дата обращения: 20.04.2017).
7. Energy Concept for an Environmentally Sound, Reliable and Affordable Energy Supply // http://www.osce.org URL: http://www.osce.org/eea/101047?download=true (дата обращения: 28.02.2017).
8. Energy Policies of IEA Countries 2013 Review Germany // http://www.iea.org URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Germany2013_free.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
9. Federal Government The White Paper on German Security Policy // - 2016. – 144 p.
10. Gesetz zur Sicherung der Energieversorgung // http://www.gesetze-im-internet.de/ URL: http://www.gesetze-im-internet.de/ensig_1975/index.html (дата обращения: 25.12.2016).


11. Germany - Energy System Overview // http://www.iea.org URL: http://www.iea.org/media/countries/Germany.pdf (дата обращения: 08.04.2017).
12. Green Paper: A European strategy for sustainable, competitive and secure energ // http://eur-lex.europa.eu URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/GA/TXT/?uri=uriserv:l27062 (дата обращения: 12.04.2017).
13. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community (2007/C 306/01) // http://eur-lex.europa.eu URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A12007L%2FTXT (дата обращения: 10.04.2017).

Официальные пресс-релизы, выступления и интервью
14. Baltic InteGrid – Integrated Baltic offshore wind electricity grid development // http://www.offshore-stiftung.de URL: http://www.offshore-stiftung.de/en/baltic-integrid (дата обращения: 21.04.2017).
15. Building the Energy Union // https://ec.europa.eu URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/building-energy-union (дата обращения: 11.04.2017).
16. Converting solid urban waste into energy // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/worldwide/29020.html (дата обращения: 20.04.2017).
17. Commission proposes new rules for consumer centred clean energy transition // https://ec.europa.eu URL: https://ec.europa.eu/energy/en/news/commission-proposes-new-rules-consumer-centred-clean-energy-transition (дата обращения: 11.04.2017).
18. Cooperation agreement affirms German-Swedish direct current project "Hansa PowerBridge" // http://www.baltic-integrid.eu URL: http://www.baltic-integrid.eu/index.php/newsreader/cooperation-agreement-affirms-german-swedish-direct-current-project-hansa-powerbridge.html (дата обращения: 21.04.2017).
19. Directorate for financial and enterprise affairs competition Committee, Energy Security and Competition Policy. - Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development , 2008. - P. 376.
20. Energy Security Strategy // https://ec.europa.eu URL: https://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy (дата обращения: 11.04.2017).

21. European Commission In-depth study of European Energy Security // - Brussels: 2014. - P. 233.
22. European Energy Union // https://www.bmwi.de URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Artikel/Energy/european-energy-policy-03.html (дата обращения: 11.04.2017).
23. G7 Presidency 2015 Final Report by the Federal Government on the G7 Presidency 2015 // https://www.bundesregierung.de URL: https://www.bundesregierung.de/Content/EN/_Anlagen/G7/2016-01-20-g7-abschluss-eng_en.pdf?__blob=publicationFile&v=4 (дата обращения: 25.03.2017).
24. German Climate Technology Initiative: Promoting climate-friendly biogas technology in Brazil // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/worldwide/23804.html (дата обращения: 20.04.2017).
25. German reactions to the EU energy package // https://www.cleanenergywire.org URL: https://www.cleanenergywire.org/news/german-reactions-eu-energy-package (дата обращения: 11.04.2017).
26. Germany assumes 2017 G20 Presidency - with a first meeting of G20 Digital Ministers // http://www.bmwi.de URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Pressemitteilungen/2016/20161201-deutschland-uebernimmt-die-g20-praesidentschaft-2017-erstmals-mit-treffen-der-g20-digitalminister.html (дата обращения: 25.03.2017).
27. Indo-German Energy Programme (IGEN) // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/worldwide/15767.html (дата обращения: 20.04.2017).
28. International Energy Policy // http://www.bmwi.de URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Textsammlungen/Energy/internationale-energiepolitik.html?cms_artId=255600 (дата обращения: 24.03.2017).
29. IRENA and Germany’s Foreign Renewable Energy Policy // https://www.swp-berlin.org URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/arbeitspapiere/Rks_Wep_FG08WorkingPaper_2013.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
30. New rules on energy take effect on 1 January 2017 // http://www.bmwi.de URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Pressemitteilungen/2016/20161230-neuregelungen-im-bereich-energie-zum-1-januar-2017.html (дата обращения: 13.04.2017).
31. PROMOTioN – progress on meshed HVDC offshore transmission networks // http://www.offshore-stiftung.de URL: http://www.offshore-stiftung.de/en/PROMOTioN (дата обращения: 21.04.2017).

32. The Desertec-atlas // http://www.desertec.org URL: http://www.desertec.org/desertec-atlas (дата обращения: 20.04.2017).
33. The German Energy Transition // http://www.bmwi.de URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Namensartikel/20151201-the-german-energy-transition.html%D0%BC (дата обращения: 25.03.2017).
34. Three TSOs sign agreement on North Sea Wind Power Hub // http://www.baltic-integrid.eu URL: http://www.baltic-integrid.eu/index.php/newsreader/three-tsos-sign-agreement-on-north-sea-wind-power-hub.html (дата обращения: 21.04.2017).

Статистическая и справочная информация
35. About GIZ // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/html/about_giz.html (дата обращения: 20.04.2017).
36. About us // http://www.transitgas.org URL: http://www.transitgas.org/EN/about_us.aspx# (дата обращения: 16.04.2017).
37. Brazil // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/worldwide/392.html (дата обращения: 20.04.2017).
38. Energy balances // http://ec.europa.eu URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/energy/data/energy-balances (дата обращения: 08.04.2017).
39. Energy dependence // http://ec.europa.eu URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=tsdcc310&language=en (дата обращения: 08.04.2017).
40. Energy intensity of the economy // http://ec.europa.eu URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsdec360&plugin=1 (дата обращения: 08.04.2017).
41. German Offshore Wind Energy Foundation – Tailwinds for climate protection and the maritime industry // http://www.offshore-stiftung.de URL: http://www.offshore-stiftung.de/en/mission (дата обращения: 20.04.2017).
42. Germany // http://www.iea.org URL: http://www.iea.org/countries/membercountries/germany/ieatechnologycollaborationprogrammes/ (дата обращения: 24.03.2017).
43. Gross inland energy consumption by fuel type // http://ec.europa.eu URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=tsdcc320&language=en (дата обращения: 08.04.2017).

44. Half-yearly electricity and gas prices (EUR) // http://ec.europa.eu URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Half-yearly_electricity_and_gas_prices_(EUR).png (дата обращения: 20.04.2017).
45. India // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/worldwide/368.html (дата обращения: 20.04.2017).
46. Mexico // https://www.giz.de URL: https://www.giz.de/en/worldwide/306.html (дата обращения: 20.04.2017).
47. Primary production of energy by resource // http://ec.europa.eu URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=ten00076&language=en (дата обращения: 08.04.2017).
48. Project Partners // http://www.baltic-integrid.eu URL: http://www.baltic-integrid.eu/index.php/project-partners.html (дата обращения: 22.04.2017).
49. Technology Collaboration Programmes // http://www.iea.org URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/TechnologyCollaborationProgrammes.pdf (дата обращения: 24.03.2017).
50. The Project Partners // https://www.promotion-offshore.net URL: https://www.promotion-offshore.net/about_promotion/the_project_partners/ (дата обращения: 22.04.2017).
51. Southern Gas Corridor // https://www.tap-ag.com URL: https://www.tap-ag.com/the-pipeline/the-big-picture/southern-gas-corridor (дата обращения: 16.04.2017).
52. Über Uns // https://www.ise.fraunhofer.de URL: https://www.ise.fraunhofer.de/de/ueber-uns.html (дата обращения: 20.04.2017).

Сообщения СМИ
53. «Газпром» начал продавать газ в Европе на 20% дешевле рынка // http://www.rbc.ru URL: http://www.rbc.ru/economics/09/06/2016/575973bc9a7947c723a9d3ae (дата обращения: 29.03.2017).
54. Копенгагенская школа (секьюритизация) // http://www.securitylab.ru URL: http://www.securitylab.ru/blog/personal/avetjan/22855.php (дата обращения: 14.02.2017).
55. Норвегия вытеснила Газпром из Литвы пока только на словах // https://vz.ru URL: https://vz.ru/economy/2016/2/9/793142.html (дата обращения: 16.04.2017).
56. Один год экспорта СПГ из США: провал в Европе пытаются закрыть Азией // https://eadaily.com URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/01/13/odin-god-eksporta-spg-iz-ssha-proval-v-evrope-pytayutsya-zakryt-aziey (дата обращения: 16.04.2017).
57. ОМК начала отгрузку труб большого диаметра для «Северного потока – 2» // http://portnews.ru URL: http://portnews.ru/news/226776/ (дата обращения: 16.04.2017).
58. Очень дорогой Nabucco // http://www.trubagaz.ru URL: http://www.trubagaz.ru/issue-of-the-day/ochen-dorogojj-nabucco/ (дата обращения: 28.03.2017).
59. Противоречивые коэффициенты в отчётности Газпрома // http://www.eegas.com URL: http://www.eegas.com/mmbtu_ru.htm (дата обращения: 29.03.2017).
60. Развитие рынка СПГ в Германии и Европе в свете экономических интересов Российской Федерации // http://portnews.ru URL: http://portnews.ru/digest/17384/ (дата обращения: 16.04.2017).
61. Стратегическое партнерство Германии и России в области энергетики // https://lib.herzen.spb.ru URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/12(86)/gusev_12_86_71_74.pdf (дата обращения: 28.03.2017).
62. Цена российского газа в Германии рухнула на 56% // http://www.forbes.ru URL: http://www.forbes.ru/news/319177-tsena-rossiiskogo-gaza-v-germanii-rukhnula-na-56 (дата обращения: 16.04.2017).
63. Aufgaben und Struktur // http://www.bmub.bund.de URL: http://www.bmub.bund.de/bmub/aufgaben-und-struktur/ (дата обращения: 14.04.2017).
64. Cedigaz: European LNG net imports up in 2015 // http://www.lngworldnews.com URL: http://www.lngworldnews.com/cedigaz-european-lng-net-imports-up-in-2015/ (дата обращения: 16.04.2017).
65. Coordination mechanisms/governance structure // https://sustainabledevelopment.un.org URL: https://sustainabledevelopment.un.org/partnership/?p=1619 (дата обращения: 25.03.2017).
66. Could the desert sun power the world? // https://www.theguardian.com URL: https://www.theguardian.com/environment/2011/dec/11/sahara-solar-panels-green-electricity (дата обращения: 20.04.2017).
67. Deutsche Europapolitik // http://www.bmwi.de URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Artikel/Europe/shaping-germanys-european-policy.html (дата обращения: 14.04.2017).
68. Die Energiewende gestalten // https://www.dena.de URL: https://www.dena.de/wir-und-die-energiewende/ (дата обращения: 14.04.2017).
69. EU-backed Nabucco project ‘over’ after rival pipeline wins Azeri gas bid // http://www.euractiv.com URL: http://www.euractiv.com/section/energy/news/eu-backed-nabucco-project-over-after-rival-pipeline-wins-azeri-gas-bid/ (дата обращения: 16.04.2017).
70. European Energy Policy // http://www.bmwi.de/ URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Textsammlungen/Energy/european-energy-policy.html?cms_artId=255506 (дата обращения: 26.12.2016).
71. Germany, Dump Nord Stream 2 // http://carnegieeurope.eu URL: http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/62567 (дата обращения: 16.04.2017).
72. Integrated solar combined-cycle (ISCC) plant in Algeria // http://www.abengoasolar.com URL: http://www.abengoasolar.com/web/en/plantas_solares/plantas_para_terceros/argelia/ (дата обращения: 20.04.2017).
73. LNG as a key solution for challenges for the German gas and transportation sectors // http://www.gwi-essen.de URL: http://www.gwi-essen.de/fileadmin/img/T%C3%A4titgkeitsberichte/03_fb_Mozgovoy.pdf (дата обращения: 16.04.2017).
74. Members and Their Programs // http://www.cleanenergyministerial.org URL: http://www.cleanenergyministerial.org/Our-Work/Initiatives/Energy-Management/Members-and-Their-Programs (дата обращения: 28.03.2017).
75. Ministerium // http://www.bundesfinanzministerium.de URL: http://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Ministerium/ministerium.html (дата обращения: 14.04.2017).
76. Morocco to host first solar farm in €400bn renewables network // https://www.theguardian.com URL: https://www.theguardian.com/environment/2011/nov/02/morocco-solar-farm-renewables (дата обращения: 20.04.2017).
77. Nord Stream 2 Pipeline Project Must Comply With EU Laws - Merkel // https://sputniknews.com URL: https://sputniknews.com/business/201701311050201019-merkel-nord-stream/ (дата обращения: 16.04.2017).
78. Nord Stream 2: The elephant in the room // https://euobserver.com URL: https://euobserver.com/energy/136806 (дата обращения: 16.04.2017).
79. The Bundesnetzagentur // https://www.bundesnetzagentur.de URL: https://www.bundesnetzagentur.de/EN/General/Bundesnetzagentur/Bundesnetzagentur-node.html (дата обращения: 14.04.2017).
80. The case against Nord Stream 2 // http://energypost.eu URL: http://energypost.eu/case-nord-stream-2/ (дата обращения: 16.04.2017).
81. The Italian ally in the V4 gas security battle // https://www.naturalgasworld.com URL: https://www.naturalgasworld.com/the-italian-ally-in-the-v4-gas-security-battle-30857 (дата обращения: 29.03.2017).
82. The First Law of Petropolitics // http://foreignpolicy.com URL: http://foreignpolicy.com/2009/10/16/the-first-law-of-petropolitics/ (дата обращения: 18.03.2017).
83. Tunisian sun will light European homes by 2016 // http://media.wix.com URL: http://media.wix.com/ugd/19e817_5dff8bcfe8a54ed2ac3cbb61116e4cf5.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
84. Über Uns // http://www.bgr.bund.de URL: http://www.bgr.bund.de/DE/Gemeinsames/UeberUns/ueberuns_node.html (дата обращения: 14.04.2017).
85. Über uns // https://www.destatis.de URL: https://www.destatis.de/DE/UeberUns/UeberUns.html (дата обращения: 14.04.2017).
86. UK overseas gas imports to surge to $11 billion by 2015 // http://uk.reuters.com URL: http://uk.reuters.com/article/uk-energy-gas-britain-imports-idUKBRE88I0J620120919 (дата обращения: 16.04.2017).
87. US exports and the trans-Atlantic cost question // http://www.timera-energy.comhttp://www.timera-energy.com URL: http://www.timera-energy.com/us-exports-and-the-trans-atlantic-cost-question/ (дата обращения: 16.04.2017).
88. What is energy security? // https://www.iea.org URL: https://www.iea.org/topics/energysecurity/subtopics/whatisenergysecurity/ (дата обращения: 20.12.2016).

Литература
Монографии
1. Боровский Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики/Боровский Ю.В. - М.: Навона, 2011. – 232 с.
2. Ткаченко С.Л. Европейская валютная интеграция: теория и практика / С. Л. Ткаченко. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 608 с.
3. Цыганков, П.А. Теория международных отношений / П.А. Цыганков.. - М.: Гардарики, 2003. – 320 с.
4. Buzan B. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era / B.Buzan. - Colchester: ECPR Press, 2008. – 318 p.
5. Buzan B., Waever O., de Wilde J. Security: A New Framework for Analysis / B. Buzan, O. Waever, J. de Wilde. - London: Lynne Rienner Publishers, 1998. – 239 p.
6. Goldthau, A. Assessing Nord Stream 2: regulation, geopolitics & energy security in the EU, Central Eastern Europe & the UK / A. Goldthau. - London: EUCERS, 2016. – 40 p.
7. Mäkelä V. Securing energy, threating lives, An interpretative analysis of the energy security concept through the “logic”of exceptionalism / V. Mäkelä // Master's thesis, Politics - Tampere, 2015. – 129 p.
8. Zelensky M. Changing the Energy Security Balance in the Baltic Sea Region: Building Regional Energy Security Complex and Community. Nord Stream gas pipeline case study / M. Zelensky // Master's thesis, Politics - Tampere, 2009. - 88 p.

Статьи

9. Боровский Ю. В., Трачук К. В. Исследования энергетики в теории международных отношений / Ю.В. Боровский, К.В. Трачук // Международные процессы. - 2015. - №13 (4). - С. 86-98.
10. Жизнин, С.З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика) / С.З. Жизнин // Балтийский регион. - 2010. - №1. - С. 8-21.
11. Могильникова, М. В. История российско-немецких газовых отношений: взаимосвязь политики и энергетики / М.В. Могильникова // Вестник ЗабГУ. - Чита: ЗабГУ, 2016. - С. 62-71.
12. Ткаченко С.Л. Международная политэкономия – Российская школа / С.Л. Ткаченко // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2015. - №6 (4). - С. 106-118.
13. Трачук К.В. Современные исследования проблем энергетической безопасности: теоретические аспекты / К.В. Трачук // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - №4 (31). - С. 219-226.
14. Трачук К.В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны- импортеры против стран-экспортеров / К.В. Трачук // Вестник МГИМО Университета . - 2010. - №6. - С. 258-264.
15. Bressand, A. The future of producer-consumer cooperation: A policy perspective / A. Bressand. - Berlin: Global Public Policy Institute, 2010. - P. 372.
16. Buzan B. New Patterns of Global Security in the Twenty-first Century / B. Buzan // International Affairs – 1991. - №67(3). – P. 431-451
17. Deni, J. R., Smith Stegen K. Transatlantic Energy Relations: Convergence Or Divergence / J,R, Deni, K. Smith Stegen // Journal of Transatlantic Studies. – 2012. – n.10(4). - P. 305-312.
18. Fettweis, C. No Blood for Oil: Why Resource Wars Are Obsolete / C. Fettweis // Energy Security Challenges for the 21st Century. A Reference Handbook / ed. G. Luft, A. Korin. – United Stated: ABC-CLIO, LLC, 2009. – 371 p.
19. Goldthau, W., Witte J. Global Energy Governance / W. Goldthau , J. Witte. - Berlin: Global Public Policy Institute, 2010. - P. 372.
20. Klare, M.T. There Will Be Blood: Political Violence, Regional Warfare, and the Risk of Great-Power Conflict over Contested Energy Sources / M.T. Klare // Energy Security Challenges for the 21st Century. A Reference Handbook / ed. G. Luft, A. Korin. – United Stated: ABC-CLIO, LLC, 2009. - P. 371
21. Krasner S. International Regimes / S. Krasner // Ithaca: Cornell University Press, 1982. - P. 185-205.
22. Moran, R. Energy Security and Global Politics, The militarization of resource management / R. Moran // Energy Security and Global Politics / ed.: A. Karp, R. Karp, T. Teriff. – Oxon: Routledge global security studies, 2009. - P. 256.
23. Moran, R. The battlefield and the marketplace / R. Moran. - Oxon: Routledge global security studies, 2009. - P. 19.
24. Özcan, S. Securitization of energy through the lenses of Copenhagen school / S. Özcan // Orlando International Conference. - Orlando: West East Institute, 2013. - P. 3-18
25. Pascual C., Zambetakis E. The Geopolitics of Energy: From Security to Survival / C. Pascual, E. Zambetakis // ed. Pascual C., Elkind J. - Washington: Brookings Institution Press, 2010. - P. 9-37.
26. Skidmore, D. Security: A New Framework for Analysis / D. Skidmore // The American Political Science Review. - 1999. - №93 (4). - P. 1010-1011.
27. Stone, M Security According to Buzan: A Comprehensive Security Analysis / M. Stone // Security discussion papers series 1. - 2009. - P. 11.
28. Taureck, R Securitisation Theory and Securitisation Studies / R. Taureck // Journal of International Relations and Development. - 2006. - №9. - С. 53-61.
29. Verbruggen, A. Im Hürdenlauf zur Energiewende Von Transformationen, Reformen und Innovationen / A. Verbruggen / ed. A. Brunnengräber, Di Nucci, M. Rosaria. - Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden, 2014. - P. 191-131.
30. Williams, M. Words, Images, Enemies: Securitization and International Politics / M. Williams // International Studies Quarterly. - 2003. - №47 (4). - P. 511-531.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ