Введение 2
Глава 1. Основные мотивы, связанные с творчеством 8
1.1. Мотив одиночества 8
1.2. Мотив двойничества 11
1.3. Мотив смерти 15
1.4. Мотив рока 17
1.5. Мотив гениальности как сумасшествия 20
Глава 2. Творчество и творец 25
Заключение 46
Библиография 48
Критики обратили внимание на творчество Дины Рубиной после публикации повести «Когда же пойдет снег?...» в 1977 году. Современная критика отмечает особый стиль автора, но все-таки отношение к ее творчеству достаточно спорное. Некоторые относят ее к «массовой словесности» и не признают в ней талант. Другие же отмечают, что в современной русской литературе мало авторов, способных соперничать с Рубиной в мастерстве повествования. В статье «Лопнувший формат» Е. Луценко отмечает: «Рубина виртуозно владеет навыками остросюжетного повествования, приемы которого известны давно: закрученный событийный ряд, основанный на несоответствии фабулы сюжету, темповые диалоги, блестящая передача разговорного языка, лаконизм описаний <…> Сегодняшний толстожурнальный критик также убежден: книги Рубиной читаются залпом, они из тех, “которые листаешь, поверяя, сколько страниц осталось, – в надежде «на большее»”».
Спору о том, к какому типу литературы относить творчество Д. Рубиной, посвящена беседа «Вокруг Дины Рубиной», проведенная Михаилом Эдельштейном. В беседе участвовали: прозаик Афанасий Мамедов, литературный обозреватель Наталья Юдина, критик Давид Гарт и преподаватель РГГУ Елена Луценко. Исследователи сошлись на мнении, что творчество автора находится на границе «массовой» и «высокой» литературы: «Творчество Рубиной находится на границе очень достойной беллетристики и “высокой” литературы. В каком-то смысле в нашей литературе она “пограничник”» .
При изучении творчества писателя исследователи, в основном, обращают внимание на несколько проблем: проблема самоопределения Рубиной, выделение «ташкентского» текста в её произведениях, изучение особенностей поэтики, отнесение автора к женской прозе и изображение творчества в романах.
Существует несколько работ, посвящённых вопросу литературного контекста, в котором работает автор. Несмотря на то, что пишет Рубина на русском языке, некоторые исследователи считают её еврейским автором. Такого мнения придерживается, например, Ю. Павлов в статье «Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки»: «Однако вызывает озабоченность здоровье, состояние ума и души тех авторов, которые вопреки очевидному <...> пытаются из Дины Рубиной, еврейского русскоязычного писателя, сделать классика русской литературы <...> То есть давайте изучать Д. Рубину и ей подобных русскоязычных авторов, которыми целенаправленно подменяют русских писателей в школе и вузе, по их “прописке”, по “ведомству” еврейской словесности» . Сама Рубина отмечает, что она не относит себя к какой-то одной национальной литературе: «Вот я ‒ пишу на русском языке, на разные темы, порой и на еврейские... А на днях закончила книгу новелл о путешествиях по разным странам. К какому подвиду отнести эту книгу, к какой национальности ‒ к туристической?» . К выводу о том, что невозможно точно определить принадлежность текстов Д. Рубиной к определенной национальной традиции приходят в статьях А. Ронелл и Р. Н. Тривотер-Липес.
Особое внимание теме «ташкентского» текста критики уделяют в связи с романом «На солнечной стороне улицы», но для анализа также берутся и такие рассказы Рубиной как «Камера наезжает», «Яблоки из Шлицбутера», «Дом за зеленой калиткой» и др. Э. Шафранская и Т. Пономарева говорят об особом взгляде рубинского повествователя. Для не город и чужой, и свой одновременно.
Говоря об особенностях поэтики Д. Рубиной, исследователи отмечают ее умение «мгновенно сменить тональность» , то есть постоянное чередование лирических отступлений, экспрессивных монологов и философских размышлений. Этой позиции придерживается и А. Иличевский в статьях «Дина Рубина» и «Цыганское зеркало». Но существует также и мнение о том, что такая смена тональностей не талант автора, а всего удачный «рыночный ход» . Исследователи говорят о том, что Рубина всего лишь сочетает разные приемы для того, чтобы привлечь читателя, продать больше книг.
Последние пару десятилетий существует тенденция относить современных авторов-женщин к особому жанру женской прозы. Эта тенденция прослеживается в учебниках по современной литературе (например, учебное пособие «Русская женская проза рубежа веков» ), а также и в отдельных критических статьях . Сама писательница не согласна с этим выделением. В интервью она говорит о том, что не понимает этого особого жанра женской прозы: «Ненавижу! Меня трясет, когда я слышу что-то о “женской литературе”. В последнее время я уже научилась как-то себя сдерживать. Но раньше, как человек эмоциональный, просто выгоняла людей, которые мне говорили, например, что я ‒ родоначальник женской прозы» .
Интересующая нас тема творчества в трилогии «Люди воздуха» почти не разработана критиками. Этой темы касаются в статьях К. Загороднева, А. Парамонова и Г. Фролова, В. Дейнега и др. Во всех работах творчество рассматривают как особый тип избранности, который зачастую равен постоянному страданию, отрешенности от всего остального мира. Г. Вайнштейн в статье «Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия» отмечает: «<...> во всех трех романах цикла обращает на себя мотив избранности, посвященности. Но тайны мастерства обрекают героев на одиночество и отчуждение от мира». О неразрывной связи гениальности наказания говорит П. Басинский в рецензии «Смерть в зеркале»: «Гениальность ‒ не подарок и не дар небес. Гениальность ‒ жестокое наказание, с которым человек либо справляется, претворяя свой частный жизненный кошмар в феномен высокого искусства или науки, либо обречен погибнуть под этой ношей» .
Отметим, что творчеству Д. Рубиной посвящены в основном критические статьи небольшого объема, рецензии и отзывы. На данный момент существует только одна монография о Д. Рубиной ‒ книга Э. Шафранской «Синдром голубки. Мифопоэтика прозы Дины Рубиной». В ней несколько разделов: пространство прозы, мифологический текст, герой прозы, «ташкентский» текст и прозаические циклы. В основном, исследователи занимаются изучением ранних рассказов автора или романа «На солнечной стороне улицы». Малоизученностью творчества автора и объясняется новизна исследования.
Тема творчества является одной из ключевых в произведениях разных периодов и в русской, и в зарубежной литературах. Актуальность работы заключается в изучении особенностей изображения творчества, которое является одним из ключевых вопросов литературоведения, в произведениях современного автора.
Выбор материала обосновывается тем, что именно трилогия «Люди воздуха» полностью посвящена гениальным людям. По словам писательницы, темой трилогии является «двоящаяся реальность»: «<…> где-то она двоится в зеркалах, где-то между искусством подделки и просто искусством, а в последнем романе – между человеком и куклой» . В интервью Рубина признается, что работа над этой трилогией была для нее и интересна, и сложна одновременно: «Эти романы были для меня очень тяжелы. Не то, что переступаешь через себя – наступаешь на себя и топчешь ногами».
Объектом настоящего исследования является трилогия Д. Рубиной «Люди воздуха», в которую входят следующие романы: «Белая голубка Кордовы», «Почерк Леонардо», «Синдром Петрушки».
Предмет исследования – особенности изображения творчества, творца и творения в трилогии «Люди воздуха».
Методологической базой исследования станут работы М. М. Бахтина, Б. М. Гаспарова, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана, И. А. Морозова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского.
Цель исследования – выявить особенности изображения творчества, творца и творения в трилогии «Люди воздуха». Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Выявить в произведениях основные мотивы, связанные с темой творчества;
• Проанализировать особенность изображения автором творческой личности в романах, процесса создания произведений, а также изучить отношения между творцом и его творением.
Структура работы будет следующей:
• Введение, которое будет состоять из истории и теории вопроса;
• Первая глава будет посвящена анализу основных мотивов, связанным с темой творчества;
• Вторая глава будет посвящена анализу изображения творческой личности в трилогии;
• В заключении будут сформулированы выводы, полученные в результате анализа текстов.
Недостаточный объем нашей магистерской диссертации объясняется тем, что мы занимаемся изучением современного автора. Как нам представляется, тема, заявленная в названии нашей работы, раскрыта на данном этапе наиболее полным образом. Для более полного осмысления феномена творчества в трилогии «Люди воздуха» необходимо, чтобы исследователя и анализируемый им текст разделяла большая временная дистанция.
Одна из основных тем трилогии: мир творческого человека. Дина Рубина показывает состязание главных героев с Творцом и то, к чему оно приводит. Герои, хоть и пытаются состязаться с Творцом, но осознают его власть над собой, понимаю, что несмотря на все их попытки, судьба все равно выстроит их жизнь по известному только ей порядку. Драматизм создается оппозициями: счастье творения и болезнь – очарованность своим творением; жажда любви и жажда власти; творческий и реальный мир; живое и мертвое; тело и душа. Автор постоянно играет с читателем, заставляет его задуматься о правильности выбора, который кажется естественным и верным сначала. Для героев конфликтной оказывается принадлежность двум мирам – реальному и творческому. Творческое пространство их не отпускает, но в то же время реальный еще более притягивает.
Силу и глубину конфликта: талант создания красоты и опасность породить смертельную болезнь, оживление неживого и угроза живым чувствам, полноте жизни – Д. Рубина передает средствами композиции: пересечение реального и творческого пространств героями; взаимопроникновение реальной, творческой и детективно-мистической сюжетных линий; смена точек зрения, с которых ведется повествование, что создает иллюзию многомерности, таинственности жизни.
Художественное пространство трилогии плотно обжито не только людьми, но и вещами. В романе «Почерк Леонардо» ¬‒ это зеркала, в «Голубке Кордовы» ‒ картины, а в «Синдроме Петрушки» ‒ куклы.
Мир трилогии подробен, многоцветен, затягивает читателя. Кажется, иногда, что автору хочется попробовать себя в создании не только полнокровных образов героев, но и образов кукол, изображении картин, а также в создании цирковых трюков. В каждом из романов нет двух предметов искусства. Они отличаются не только внешне, но и по характеру и истории создания
Творчество в трилогии является связующим элементом на всех уровнях повествования. Но особенно это видно на мотивном уровне трилогии. Мотивы судьбы, одиночества, смерти, двойничества и гениальности как сумасшествия являются традиционными приемами мировой литературы. Д. Рубина использует их для характеристики и главных персонажей и второстепенных; для мистификации «обычной» жизни; для усложненной композиции романа.
«В наше время в прозе побеждает артист» , – утверждает Д. Рубина в одном из интервью. Игра приемов – от романтических – до постмодернистических – в романе «Синдром Петрушки» образует интертекстуальное поле; разнообразие культурных кодов активизирует читателя.
Перспектива исследования видится нам как близкая – феномен творения и Творца не только в трилогии, но и во всей прозе Д. Рубиной, так и более отдаленная – тема счастья и трагедии художника в современной литературе.
1. Рубина Д. И. Белая голубка Кордовы. М.: Эксмо, 2012. 704 с.
2. Рубина Д. И. Синдром Петрушки. М.: Эксмо, 2011. 544 с.
3. Рубина Д. И. Почерк Леонардо. М.: Эксмо, 2011. 634 с.
Интервью
4. Рубина, Д. И. Береги Дев! // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/tair2011.html (дата обращения: 24.04. 2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Рубина Д. И. Биография // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dinarubina.com/biography.html (дата обращения: 13.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Рубина Д. И. В наше время в прозе побеждает артист // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/izvestia2014.html (дата обращения: 20.03.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
7. Рубина Д. И. Вижу – думаю – пишу // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://rg.ru/2008/07/23/rubina.html (дата обращения: 23.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Рубина Д. И. Зачем я собираю кукол // Dolly. 2013. Апрель. С. 18–24.
9. Рубина Д. И. Между земель, между времен // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dinarubina.com/interview/kultura_tv_2010.html (дата обращения: 14.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
10. Рубина Д. И. Меня трясет, когда я слышу что-то о «женской литературе» // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/rg2010.html (дата обращения: 30.04.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Рубина Д. И. Не люблю любое «собрание» // Российская газета [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/10/03/rubina.html (дата обращения: 10.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Рубина Д. И. Никто из писателей не был душкой // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/ interview/litacademia.html (дата обращения: 13.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Рубина Д. И. Писатель ‒ это рентген, который просвечивает всё // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/ok2012.html (дата обращения: 20.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
14. Рубина Д. И. По характеру я страшный интроверт! // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/wikers_weekly2013.html (дата обращения: 21.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Рубина Д. И. То, чего не выносит душа, чрезвычайно вредно для личности // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/odnako2012.html (дата обращения: 29.03.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
16. Рубина Д. И. Тянет в незнакомые места // Российская газета [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://rg.ru/2015/12/10/rubina.html (дата обращения: 20.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
17. Рубина Д. И. Я никогда не была очарована существом, носящим громкий титул царя природы // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/jeps.html (дата обращения: 21.04.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
18. Рубина Д. И. Я решила описать тяжелую, страстную, идеальную любовь // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/interview/metronews2010.html (дата обращения: 30.04.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
19. Ток-шоу «Линия жизни». Дина Рубина / реж. Константин Владимиров // Сайт телеканала «Культура» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/154261/video_id/ 154261/ (дата обращения: 06.05.2015). М., 2011. 52 мин. Передача вышла в эфир в 2011 г.
Научная литература, литературная критика
20. Басинский П. В. Смерть в зеркале // Российская газета [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://rg.ru/2008/05/19/rubina.html (дата обращения: 21.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
21. Барашкова С. И., Желобцова С. В. Особенности поэтики современной женской прозы // Вестник ЯГУ. 2009. Т. 6. № 2. С. 98‒102.
22. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М: Искуство, 1986. 444 с.
23. Беззубцев-Кондаков А. Смерть Пигмалеона // Топос. Литературно-философский журнал. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.topos.ru/article/6702 (дата обращения: 09.05.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
24. Вайнштейн Г. Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия. // Новый журнал. 2011. № 5. С. 11‒15.
25. Воронцова В. Дина Рубина. Белая голубка. Место для нового героя // Проза. ру [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.proza.ru/ 2010/05/31/466 (дата обращения: 15.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
26. Выготский Л. С. Психология искусства. М: Лабиринт, 2008. 349 с.
27. Ганнушкин Б. П. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1998. 128 с.
28. Гаспаров Б. М. Послесловие. Структура текста и культурный контекст // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, 1993. С. 274−303.
29. Гинзбург Л. Я. Вещный мир // Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.: Сов.Писатель, 1974. С. 311‒353.
30. Дейнега В. В. Проблематика и поэтика романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2010. № 1. С. 18‒21.
31. Дмитриев Д. Несерьезный писатель // Знамя. 2002. № 3. С. 218‒220.
32. Дубова Г. Роман-реставрация и роман-фальсификация // Сайт Полит. ру [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://polit.ru/article/2010/09/03/dirub/ (дата обращения: 11.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
33. Загороднева К. В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения. 2012. № 17. С. 272‒277.
34. Загороднева К. В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 3. Т. 1. С. 67−74.
35. Загороднева К. В. Художественные особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» и его пушкинская проекция // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 1. С. 46‒54.
36. Знятдинова Д. Д. «Иаковский код» в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 178‒185.
37. Иличевский А. Дина Рубина // Книжное обозрение. 2007. № 46. С. 9‒10.
38. Иличевский А. В цыганском зеркале // Книжное обозрение. 2007. № 39. С. 5.
39. Колядич Т. М. Мотивный дискурс в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Интернет-газета newslab.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://newslab.ru/article/267083 (дата обращения: 15.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
40. Липневич В.Универсаль беллетристики // Знамя. 1999. № 12. С. 207‒209.
41. Липовецкий М. Акунин и другие злодеи // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания: материалы междунар. практич. конф.; ПГПУ. Пермь, 2007. Ч. I. С. 125‒151.
42. Липовецкий М.Трикстер и «закрытое» общество // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 224‒245.
43. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М: Академич. Проект, 2011. 240 с.
44. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: Искусство‒СПб, 1998. С. 14−285.
45. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн: Александра, 1992. С. 377‒380.
46. Луценко Е. Лопнувший формат // Вопросы литературы. 2009. № 5. С. 100–113.
47. Копылова В. Петрушкины слезки // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dinarubina.com/interview/mk2010.html (дата обращения: 15.03.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
48. Максимова Н. В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Гуманитарные исследования. 2012. № 3. С. 133‒136.
49. Некрасова Е. «Код да Винчи» Дины Рубиной // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/critique/ nudelman2010.html (дата обращения: 15.05.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
50. Несынова Ю. В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Филологический класс. 2015. № 2. С. 75‒81.
51. Нудельман Р. Так похожи на людей // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dinarubina.com/critique/nudelman2010.html (дата обращения: 15.05.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
52. Осипов А. И. Интервью по личным вопросам // Силуэт. 2005. № 3. С. 72‒77.
53. Павлов Ю. Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки // Российский писатель [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rospisatel.ru/pavlov-rubina.htm (дата обращения: 26.03.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
54. Пановица В. Ю. Метафорическое моделирование дара в трилогии Дины Рубиной // КиберЛенинка [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 15.05.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
55. Пановица В. Ю. Метафорическая модель «Жизнь – это театр кукол» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 1. С. 258‒262.
56. Пановица В. Ю. Метафорическое моделирование как принцип организации романной структуры (на материале романного цикла Д. Рубиной): автореф. дис. канд. филол. наук. Кемерово: КемГУ, 2014. 23 с.
57. Пановица В. Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально текстовое воплощение // Вестник Сибири. 2013. № 4. С. 215‒223.
58. Пановица В. Ю. Роль обратимых метафорических моделей в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 2. С. 155‒160.
59. Парамонова А. В., Фролова Г. А. Ключевые мотивы в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» и «Синдром Петрушки» // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 122–124.
60. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Особенности повествовательной структуры романы Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. 2014. № 2. С. 160‒163.
61. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики; [Отв. ред. Т. В. Цивьян]. М: Наука, 1983. С. 80–108.
62. Успенский Б. А. «Точки зрения» в пространственно-временной характеристике // Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. С. 80–107.
63. Шафранская Э. Ф. Дина Рубина // Русская словесность. 2011. № 3. С. 45‒57.
64. Шафранская Э.Ф. Дина Рубина: продолжение чеховских традиций // Русская словесность. 2003. № 7. С. 70‒72.
65. Шафранская Э., Пономарева Т.Ориенталистские и постколониальные мотивы в современной литературе: «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной и «Нас там нет» Ларисы Бау // Русская словесность. 2014. № 1. С. 34‒42.
66. Шафранская Э. Ф. Синдром голубки. Мифопоэтика прозы Дины Рубиной. СПб: Свое Издательство, 2012. 470 с.
67. Шишкова-Шипунова С. Е. Почерк голубки // Знамя. 2010. № 5. С. 150–161.
68. Шульпяков Г. Проза, которая никогда не станет текстом // Сайт Дины Рубиной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.dinarubina.com/ critique/shulpiakov.html (дата обращения: 07.04.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.
69. Эдельштейн М. Вокруг Дины Рубиной // Лехаим [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/215/edelshteyn.html (дата обращения: 01.05.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
70. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Класс, 1997. 288 с.
71. Ronell A.P. Introducing Dina Rubina // Some thoughts on Russian Language Israeli Fiction. 2008. P. 197‒231.
72. Treewater-Lipes R.N. Jewish Russianness or Rusian Jewishness: Dina Rubina and the Russian-speaking Allyah Identity // Новейшая история России. 2014. С. 181‒189.