Когда говорят, что взгляд способен обмануть, не ошибаются. Разве что заблуждаются насчет того, как именно он обманывает. Суть не в том, что увиденное может оказаться недостоверным, но в том, с какой податливостью взгляд подчиняется возлагаемой на него сознанием ответственности утверждать представленное к виду: нечто видимое может не существовать в действительности, однако плотности, приданной ему суггестивной силой взгляда, достаточно, чтобы оно приобрело реальность в настоящем. Направляясь, взгляд не просто становится способом верификации, но превращается в инстанцию полагания: видимое - то, что присутствует под взором; тогда как присутствовать - быть так или иначе видимым. И взгляд, благодаря имеющейся возможности быть подвижным, активным, готов исполнять функцию наделяющего присутственностью, не раскрывая, однако (по крайней мере, не раскрывая с легкостью), что сам состоит во взаимоотношениях с тем, что невидимо, или хотя бы с не видимым четко, противящимся становиться созерцаемым. Взгляд обманывает в том, что поддерживает веру в наличность, как единственный способ быть.
Из этого же заблуждения - или, возможно, намеренного лукавства - исходят, когда кино «смотрят». В таком случае кино описывается, как непосредственно имеющееся на экране и поддающееся дейктическому жесту, всегда и точно попадающему именно в то, на что указывают. С той же уверенностью и аналитика опыта просмотра опирается на прямое воздействие, оказываемое видимым. Однако кино, сколь бы визуально оно ни было, не подтверждает свою раскрытость, непременное нахождение на виду: движение, будь оно даже признано образом самим по себе, то есть став вполне различимым, от того не перестает ускользать; монтажный триггер, интервал обязательно западает и, если и поддается усмотрению через обрамляющие его кадры, то еще не доказывает, что именно такая видимость ему свойственна; упущенное событие в нарративной структуре имеет возможность упускать, ничего не представляя к возвращению. Становящееся все более и более заметным противодействие программе репрезентации (будь то деструкция сюжета или его настойчивое «опустошение», глитчевое разрушение изображения либо вовсе - эксприментальная рассинхронизация фильма) свидетельствует: кино обладает потенциалом не показывать и не показываться, не пропадая притом и продолжая воздействовать на зрителя. Стоит даже предположить, что этот потенциал является ресурсом для открытия опыта, не возникающего при привычной наглядности изображения.
Следуя интуиции, можно сформулировать гипотезу о вненаходимости кино исключительно в модусе наличного - кино сохраняет отсутствие, которое фундирует его и, тем не менее, им не манифестируется. Принятие подобного допущения содействует попытке тематизации отношений кино и смотрящего без опоры на присутствующее как показываемое. Более того, именно такой подход позволяет открыть кино как неестественный способ видения - способ взаимодействия с данностью, которая совсем не гарантирует своего превращения в наличность.
Вероятно, невнимание к последнему, недооцененность его значимости уводила аналитику связи не-присутствия и фильмического от феноменологических или онтологических решений. Так, исследования кино, осуществляемые, например, в рамках эстетики исчезновения или кинохонтологии, все чаще экстериоризируют опыт, внедряя его в социальный и исторический контексты. В соответствии с этим, целью работы является осмысление сокрытости отсутствия внутри самого кино как медиума, чья репрезентативность подразумевает обращение к оприсутствливанию тем или иным образом; а также - благодаря указанию на возможность существования вовне видимого на экране - создание предпосылки для проективной онтологии кино, возвращающейся от наличного к данному.
Задачи исследования:
• Разработка понятия отсутствия при посредстве реконструкции аналитики негативного: ничто, привативность, бедность и непосильная чрезмерность;
• Обнаружение событийных форм отсутствия в кино;
• Анализ воздействия этих форм на способность восприятия зрителя.
Таким образом, объектом исследования выступает кино и устанавливающиеся между ним и зрителем взаимоотношения. Предметом же являются различные формы отсутствия, обосновывающие опыт просмотра.
Учитывая направленность исследования на связь между кино и смотрящим, методологическим основанием работы стал феноменологический проект - в частности, расширенный чрез посредство концепций видимого и невидимого М.Мерло-Понти, «насыщенного феномена» Ж.-Л.Мариона и им же переосмысленного различия «невидимое/невиданное». Логично, что принципиальной оказалась также фундаментальная онтология М.Хайдеггера, позволяющая тематизировать сокрытое, неявленное, привативное и обращаться с не феноменальным феноменом. В свою очередь, систематический подход к негативному обеспечила трансцендентальная аналитика И.Канта.
Структуру работы составляют введение, три главы и заключение со списком использованной литературы и фильмографией. В первой главе при помощи восстановления философской мысли о явлении и неявленном дается определение отсутствия и негативности. Во второй описываются формы отсутствия, как происходит явление неявляющегося и как зрительское восприятие отвечает на невидимое. Наконец, в третьей главе производится анализ смысла отсутствия для кино.
Данная работа исходила из гипотезы, в соответствии с которой кино - не только налично, оно может быть невидимым, но притом оставаться воспринимаемым. Интуицию исследования питали многочисленные вариации ускользаний, изъятий, сокрытий, которые всегда находились в кино, однако стали столь очевидными, что ими более невозможно пренебрегать, лишь с постепенным высвобождением из границ необходимости «быть кино» - реконструировать реальность или создавать ее; быть нарративным или иметь насыщенную визуальность; нести движение.
В силу невозможности отрицать фильмическую материальность и техничность, в качестве основных понятий, которые могли бы содействовать описанию обнаруживаемых не-наличных форм присутствия в кино и вместе с тем предоставлять своего рода концептуальную опору, были избраны «отсутствие» и «негативность». Не являющиеся столь однозначными и, как представляется, содержащие позитивный потенциал, данные понятия способствовали выработке той модальности, что позволила произвести дескрипцию тонких, неустойчивых отношений видимого и невидимого.
Кроме того, будучи одновременно достаточно широкими и вместе с тем не посягающими на универсальность, эти понятия позволили - в стесненных обстоятельствах катастрофической ограниченности представленного материала1 - произвести выбор текстов для теоретического корпуса. Так, в произведенную в первой главе реконструкцию вошли работы И.Канта, М.Хайдеггера, М.Мерло-Понти и Ж.-Л.Мариона. Несмотря на методологическую разницу, выбранные тексты сходятся в интенции переосмысления негативного, изъятия его из пространства тривиальной негации. Возможно, принятые в качестве методологической основы работы не привели к созданию аналитического аппарата, однако предоставили доступ к языку, посредством которого возможно описывать опыт отсутствия, находясь в переизбытке присутствия; говорить о трансцендентом, удерживаясь в поле имманентного.
В соответствии с выше обозначенным, предметом исследования стали различные формы отсутствия, в которых восприятие смотрящего сталкивается с пределом собственной возможности. В качестве наиболее радикальных, а потому и наиболее интенсивных в отношении опыта, были признаны ослепление зрителя, происходящее как малость мгновения, вводящая в просмотр как видение; упущенное событие, которое не служит более нарративным структурам; а также невидимое кино, которое действительно не распознается на уровне ощущений, однако аффицирует.
В результате проведенного анализа, опирающегося на разносторонний фильмический материал (А.Вирасетакул, Дж.Коэн, Ж.Деру и М.Пистон, М.Фраммартино, Ж.-Ш.Фитусси, Х.Сан Су), был сделан вывод об укорененности отсутствия в кино, его фундаментальной, допустимо сказать фундирующей, роли в производстве видимого. Выявление неразрывной взаимосвязи между наличным и не-наличествующим привело к предположению о включенности в кино специфической работы фетишизации отсутствия. Этот процесс, в свою очередь, раскрылся в двух возможных вариантах: либо отсутствие скрывается визуальным и изнутри своего собственного сокрытия неустанно его питает, либо оно демонстративно обнаруживается и приводится к воспроизведению посредством наличных средств.
Таким образом, учитывая проведенный анализ можно констатировать, что отсутствие содержится в кино, не предоставляется взгляду, но воздействует именно на чувственность смотрящего2. Наконец, можно допустить: именно отсутствие содействует тому, что реальность, открываемая экраном, не есть реальность воображаемого, реальность знака или реальность моей действительности. Это нечто обособленное, состоящее в единственных отношениях со всем перечисленным лишь по принципу возникновения на их месте. Это не замещение, не вытеснение, не подмена или идентификация, но только необходимость, в какой формируется новая реальность в канун удаления реальности привычной. Она возникает в качестве длящейся сингулярности в ходе ослепления зрителя. И это есть эстетическое переживание, которое только и осуществляет прорыв в реальность действительности Я, так ее меняя. Все, что меняется, - меняется посредством подобной подвешенности на необходимой немотивированности.
1) Августин Аврелий. Исповедь / Блаженный Августин. Пер. М.Е. Сергеенко; отв. ред. Н.Н. Казанский. - СПб.: Наука, 2013. - 373 с.
2) Арендт Х. Лекции по политической философии Канта / Х. Арендт; пер. с англ. А. Глухова. - СПб. : Наука, 2012. - 302 с.
3) Барт Р. Третий смысл. - М.: Ад Маргинем, 2015. - 104 с.: ил.
4) Белоглазова К. Брессон. Дюмон. Мутон. URL: http://seance.ru/blog/reviews/bresson-dumon-muton/ (дата обращения: 03.09.2016)
5) Венера в мехах: Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж.Делёз. Представление Захер-Мазоха. З.Фрейд. Работы о мазохизме. Пер. с нем. и франц. - М.: РИК «Культура», 1992. - 380 с.
6) Гуссерль Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Академический Проект, 2010. - 229 с.
7) Делез Ж. Кино. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 560 с.
8) Делез Ж. Критика и клиника / Пер. с фр. О.Е. Волчек и С.Л. Фокина. - СПб.: Machina, 2011. - 240 с.
9) Делез Ж. Различие и повторение. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
10) Жюльен Ф. Великий образ не имеет формы, или Через живопись - к не-объекту. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 368 с.
11) Инишев И. Феноменология как теория образа // Логос - 2010. - №5 (78). - 196-204 с. URL: http://www.logosjournal.ru/arch/35/logos-35.pdf (дата обращения: 15.04.2017)
12) Кант И. Сочинения: В 6 т. [Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. Т. 2.: Опыт введения в философию понятия отрицательных величия / И. Кант. - М.: Мысль, 1964. - 511 с.
13) Кант И. Сочинения: В 6 т. [Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. Т. 3.: Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Мысль, 1964. - 799 с.
14) Кант И. Сочинения: В 8 т. Т.5.: Критика способности суждения / И. Кант. - М. : Чоро, 1994. - 414 с.
15) Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. - СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.
...