Введение 3
ГЛАВА I. Специфические особенности российского модного журнала 7
§1. Коммуникативная эффективность печатной периодики в сфере модной журналистики 7
1.1. Ключевые этапы перехода медийного издания из веб-пространства в печать 9
1.2. Понятие женской прессы и ее типология 14
1.3. Характеристика журнала мод как глянцевого издания 16
§2. Особенности визуальной организации модных журналов 20
2.1. Содержательная форма модного журнала как основа коммерческого успеха издания 21
2.2. Специфика «независимых» журналов мод 26
ГЛАВА II. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель модного журнала So Serious Fashion 33
§3. Тематическая концепция издания 34
§4. Конкурентная среда 41
§5. Композиционно-графическая модель издания 46
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение 68
Наравне со спортивной, политической, международной и другими типами журналистики, в России представлен еще один сегмент - модная журналистика, или fashion-журналистика. Деятельность таких журналистов связана с написанием материалов для СМИ, специализирующихся на освещении индустрии моды. Модные журналы - это отдельный вид периодики, имеющий собственную специфику функционирования, которая сегодня трансформируется ввиду некоторых технологических факторов.
Появление Интернета и развитие мультимедийных технологий привело к возникновению новых форм медийных структур - сетевых. Они имеют аналогичное целевое направление - распространение массовой информации, но у них отсутствуют другие формальные критерии оценки СМИ: показатели объема, тиража, четкая периодичность и т.п. В fashion-журналистике, как и в изданиях другой тематической направленности, также существует тенденция создания online only media, среди которых можно выделить The Blueprint, Buro 24/7, Intermoda и др.
Актуальность исследования. В последние годы индустрия моды в России начала развиваться еще стремительнее. В 2017 году в Петербурге был создан Центр индустрии моды как генератор развития легкой промышленности1, цель которого помочь российской индустрии моды развиваться самостоятельно, а не повторять пройденный мировыми конкурентами путь. На наш взгляд, создание оригинальной модели отечественного модного журнала будет способствовать повышению интереса российской читательской аудитории к сфере моды, что, возможно, поможет ускорить развитие всей индустрии.
Отметим, что модные журналы на российском рынке делятся на две категории - российские и иностранные. Последние превалируют по количеству. Концепция журнала «экспортируется» у зарубежного аналога, но в нем появляется информация и об отечественных брендах и дизайнерах. Среди представителей российских журналов о моде можно выделить SNC, «Каталог 365», но тем не менее адаптированные модели (Vogue Russia, Elle Russia, Harper’s Bazaar и т.п.) более широко распространены на российском рынке.
Несмотря на то, что множество российских fashion-изданий уходит в сеть, многие из них сохраняют печатную периодическую продукцию. Однако, на наш взгляд, российский журнал мод может быть спроектирован на основе не «экспортированной» модели. Поскольку сама российская индустрия развивалась иначе, чем западная, и специализированная периодика может выглядеть более самобытно; она способна отличаться от популярных западных аналогов.
В связи с этим мы предприняли попытку создания печатного периодического fashion-издания для веб-портала So Serious Fashion. Это информационное агентство, занимающееся сбором и распространением новостей моды. Целевая аудитория этого портала не только деятели сферы fashion, но и заинтересованные искусством и миром моды люди. Проект не имеет территориальных границ, он доступен всем городам федеральных округов России и зарубежья, где есть возможность получить доступ в Интернет. Уникальность этого модного информационного агентства заключается в том, что оно занимается освещением новостей исключительно российской fashion-индустрии.
Новизна работы заключается в попытке создать проект независимого российского журнала мод, модель которого не будет «экспортирована» у западного образца (как, например, у изданий L’Officiel Russia, Cosmopolitan Russia и т.п.).
Целью данной работы является создание дизайн-проекта печатного издания для информационного веб-портала о моде.
Для выполнения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить особенности функционирования издания в процессе перехода из веб- в печатное пространство;
2. Определить особенности представления текстовой и визуальной информации в глянцевых журналах;
3. Рассмотреть понятие «независимого» журнала мод и определить его специфику на примере зарубежных изданий;
4. Разработать композиционно-графическую модель печатного издания, а также адаптировать тематическую концепцию сетевого издания для его печатной версии.
Объектом исследования является визуальная организация изданий, посвященных сфере моды.
Предметом исследования стали тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала о российской моде.
В теоретическую базу исследования вошли российские научные работы в области модной журналистики и женской прессы. Наиболее полезными источниками стали исследования Е. Пленкиной о типологических и профильных особенностях элитарного женского журнала, а также научный труд С. Альпериной об адаптации женских иностранных изданий к российскому медиарынку. Об определении особенностей трансформации коммуникационных моделей глянцевых журналов в условиях глобализации наиболее полно изложено в исследовании С. Черменской.
В основу теоретико-методологической базы вошли исследования в области графического дизайна, верстки, типографики и визуального восприятия. Наиболее ценными для исследования были монографии С. Галкина о принципах художественного конструирования газеты и журнала, Г. Гнидовича и Г. Бридинга об особенностях дизайн-проектирования журнальной периодики, а также учебное пособие В. Лесняка по основам графического дизайна.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски современных российских журналов мод - Vogue, Tatler, Elle, а также выпуски зарубежных независимых журналов о моде - DANSK, Vertoj, Puss Puss, Riposte и др.
Хронологические рамки исследования включают периодику с 2014 по 2018 год.
Методологической базой исследования стали контент-анализ, методы сравнительного, сопоставительного и системного анализа, методы конструирования и визуального анализа.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение, список источников и приложение.
Во введении обосновывается актуальность и новизна, формулируются цели и задачи работы, а также описываются теоретическая, эмпирическая и методологическая базы исследования.
В первой главе обоснованы преимущества печатного СМИ над сетевым в fashion-журналистике; даны определения понятий женская пресса и глянцевое издание, а также проведен обзор научной литературы о функционировании российских fashion-изданий на медиарынке. Также рассматриваются особенности визуальной организации ведущих журналов мод в России; дается характеристика независимому журналу мод как явлению, проводится анализ зависимости внешнего облика модного издания от его позиционирования.
Вторая глава посвящена описанию тематической концепции и композиционно-графической модели проектируемого издания.
В заключении описаны основные выводы, сформулированные в ходе исследования, а также подведены итоги проделанной творческой работы.
Список источников содержит 53 наименования.
В исследовании была обоснована необходимость создания параллельно функционирующего печатного издания для информационного веб-портала о моде. Печатное издание, как способ коммуникации в модной индустрии, на наш взгляд, эффективно, поскольку обеспечивает следующие параметры: широкие возможности визуального оформления контента, жанровое разнообразие информации, концентрированность информации, функцию отложенного чтения, а также положительные эстетические и тактильные ощущения для читателя.
При переходе из веб-пространства в печатную периодику созданное нами издание получит такое жанровое определение, как «журнал мод». Согласно Р. Ямпольской, такое издание принадлежит к группе периодики под названием «женская пресса». Рассматривая функционирование женской прессы на российском медиарынке (а именно журналов мод), мы определили, что наиболее коммерчески успешной моделью является адаптированный, созданный по франшизе, журнал, например, Vogue Russia. Мы выяснили, что интернациональность модной женской прессы связана с ее направленностью на «элитарную», «буржуазную» читательскую аудиторию, однако возрастающий интерес общества к русской национальной культуре не может не затрагивать и журнальное производство.
Специфика визуальной организации журнала мод заключается в преобладании визуального контента над текстовым. По мнению Е. Пленкиной, в модных журналах в борьбе по значительности между формой и содержанием формируется понятие содержательной формы. Иллюстрация в современном процессе дизайн-проектирования журнальной периодики (это касается не только фотографии) выполняет не только информативную, но документальную и эстетическую функции.
Ведущие глянцевые издания, занимаясь дизайн-проектированием, основной своей целью ставят создание атмосферы роскоши, что является необходимым для рекламы на страницах журналов дорогостоящих товаров. В ходе анализа композиционно-графической и тематической модели ведущих глянцевых изданий (Vogue, Elle и Tatler), мы определили следующие стандарты, на которые опираются дизайнеры при верстке журналов на модную тематику:
1. Оформление обложки издания по однотипной модели (фото модели во всю полосу, разнообразное шрифтовое оформление анонсов, логотип издания, выполненный контрастным шрифтом).
2. Схожесть тематических разделов не только по их содержанию, но и названию (например, «Vogue Красота» и «Elle Красота»), отделение разделов друг от друга при помощи специальных «обложек».
3. Коллажное расположение иллюстративного материала на полосе.
4. Свободное оформление заголовочных комплексов, когда каждое слово может быть выполнено в различной гарнитуре, различным кеглем и начертанием.
Можно сказать, что на сегодняшний день сформировался определенный стандарт композиционно-графической модели издания о моде, и эта модель коммерчески успешна на медиарынке.
В ходе работы мы также определили, что внешний облик модного издания неразрывно связан с его позиционированием. Изменение общепринятого позиционирования журнала мод (установка «мода для избранных» меняется на установку «мода для всех») приводит к изменению внешнего облика изданий этой тематики, что выражается в появлении независимых журналов мод, или indie-fashion-magazines. Такие журналы в меньшей степени зависят от рекламодателей, что дает им больше свободы в выборе иллюстративного материала, героев, текстового контента, а также в определении стилевых и оформительских особенностей.
Независимый журнал мод выглядит иначе, не копирует успешные композиционно-графические модели, поскольку заработок для издателя подобной периодики не является основной целью. Такие журналы можно также обозначить термином «зин» - некоммерческое и непрофессиональное издание, которое выпускается малым тиражом командой энтузиастов. Они отличаются нечастой периодичностью (2-4 раза в год). Среди представителей подобных изданий можно выделить такие зарубежные журналы, как DANSK, Vertoj, Riposte, Marfa Journal и др. Как правило, независимые журналы занимают определенную нишу в представленном ими тематическом спектре (например, Puss Puss - издание о моде и кошках), что обеспечивает им круг читателей со схожим мироощущением. В России подобные независимые журналы о моде пока не представлены.
Проектируемый нами журнал So Serious Fashion (SSF) мы бы охарактеризовали как независимый модный журнал, так как: а) он является частью структуры (информационного веб-агентства); б) в его миссию не входит демонстрация роскошного стиля жизни, что не обязывает его становится рекламоемким; в) журнал освещает тему российской индустрии моды, поэтому занимает определенную нишу, которая до настоящего момента не была представлена в России; г) этот журнал имеет узкую целевую аудиторию (представители «модной тусовки» различных городов России; д) журнал предполагает не только наличие эстетически удачных визуальных решений, но и качественного текстового контента, что делает его не только журналом «для просмотра», но и «для прочтения».
Такое издание нельзя назвать источником большой коммерческой выгоды. Скорее, его выпуск, помимо выполнения основной миссии издания, направлен еще и на повышение лояльности целевой аудитории информационного веб-портала (стратегия поведения D-first, см. §1). Мы могли бы также охарактеризовать такое издание как имиджевое, по этой причине его можно рассматривать как часть пиар-компании веб-портала.
В тематической концепции издания SSF заявлен ряд разделов: «Новомодно», «Модное прочтение» и «Здесь и сейчас». Существующие в разделах рубрики делятся на постоянные и непостоянные, их количество может изменяться от выпуска к выпуску. Кроме освещения главных событий российской индустрии моды, в издании предполагается наличие интервью с различными значимыми фигурами в отечественной сфере моды, материалы о том, как устроена сфера изнутри, fashion-съемки от российских фотографов, обзор коллекций отечественных дизайнеров и т.д.
Композиционно-графическая модель журнала связана с его тематической концепцией. Формат издания, модульная сетка и заданные ею принципы верстки, шрифтовое расписание, визуальная идентификация разделов отвечают коммуникативным запросам издания. Основная идея композиционно-графической модели: демонстрация различных модных тенденций при помощи графики; синтез графики и моды.
В исследовании нами также была изучена конкурентная среда журнала мод SSF на российском медиарынке. В ходе анализа мы определили, что у журнала нет прямых, но есть ряд косвенных конкурентов (The Blueprint, Be- in.ru, Profashion и т.п.). Отметим, что до настоящего времени не существовало журнала, освещающего исключительно достижения и события российской индустрии моды. Кроме того, у информационного агентства So Serious Fashion не было собственного печатного издания.
Проведенное нами исследование обладает не только теоретической значимостью, но и практической. Нами сформулирована тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала для реально существующего специализированного информационного агентства.
1. Альперина С. И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку. На примере журналов «Космополитен» и «Элль»: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2003. 132 с.
2. Байджанова Ю. Ш. Язык глянцевых журналов как особенность современной массовой культуры // Вестник Башкирского университета. - Уфа, 2012. - №3., Т. 17. - С. 1641-1642.
3. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции / И. Ф. Бельчиков. - М.: Высшая школа, 1965. - 160 с.
4. Боннер-Смеюха В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. - Ростов-н/Д., 2000. 2000. - № 2. - С. 9-34.
5. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала / С. И. Галкин. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 215 с.
6. Герчук Ю. А. Художественная структура книги: уч. пособие для студ. вузов / Ю. А. Герчук. - М.: РИП-Холдинг, 2014. - 140 с.
7. Гнидович Г. Дизайн журнала. Руководство по эффективной визуальной коммуникации / Г. Гнидович, Г. Бридинг. - М.: Институт подготовки специалистов журнально-издательского дела, 2001. - 55 с.
8. Голомбински К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа / К. Голомбински, Р. Хаген. - СПб.: Питер, 2013. - 272 с.
9. Коломийцева Е. Ю. Отечественные женские журналы XX века: история развития и типология / Е.Ю. Коломийцева. - М.: Лазурь, 2008. - 132 с.
10. Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий: учеб. пособие для студ. вузов / (Е. Б. Адамов, В.Г. Кричевский, Е.В. Черневич, Н.А. Гончарова и др.) // С. М. Болховитинова. - М.: Изд- во МГУП, 2000. - 166 с.
11. Коньков В. И. Журнал мод как стилевая система // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. - СПб., 2002. - № 4. - C. 120-121.
12. Кричевский В. Г. Идеальный дизайн / В. Г. Кричевский. - М.: Типолигон-АБ, 2012. - 64 с.
13. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах / В. Г. Кричевский. - М.: Слово, 2000. - 144 с.
14. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии) / В. Лесняк. - М.: ИндексМаркет, 2011. - 416 с.
15. Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения / Э. Луптон. - СПб.: Питер, 2013. - 184 с.
...