Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимопроникновение политических и религиозных стереотипов в американских СМИ

Работа №132502

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Понятие стереотипа в психологических и лингвистических исследованиях 7
1.2. Свойства стереотипа 16
1.3. Механизм создания стереотипа 21
1.3.1. Способы формирования стереотипов 24
1.4. Внутреннее строение, структура и содержательная сторона стереотипа 27
1.5. Виды стереотипов. Особенности политических и религиозных стереотипов 29
Выводы по I главе 40
Глава 2. Особенности взаимодействия религиозных и политических стереотипов в СМИ США 43
2.1. О роли религиозной общины в общественной жизни американского общества 43
2.2. Характеристика периодических изданий, служивших источниками отбора материала для исследования 55
2.3. Особенности апелляции к религиозным и политическим стереотипам в периодических изданиях США 58
2.3.1. Количественные характеристики использования религиозных стереотипов в исследуемых источниках 62
Выводы по главе 2 99
Заключение 102
Список использованной литературы 105
Список источников примеров 110

Сегодня в силу развития средств массовой информации значительно совершенствуются технологии манипулирования общественным сознанием, это, в свою очередь, вызывает интерес к стереотипам общественного сознания, так как они становятся удобными средствами воздействия на потребителя информации, представленной в различных СМИ.
Учитывая тот факт, что понятие стереотип соотносится со сложным когнитивным явлением, оно является предметом изучения как социальных наук, так и лингвистики. Сам процесс исследования стереотипа в качестве феномена мыслительной деятельности человека начался еще в 1920 году, но до с их пор однозначно не определена роль стереотипа в поведении индивидуума, пристальное внимание ученых приковано к механизмам формирования стереотипа, особенностям его функционирования в человеческом сознании.
Приведенные выше факторы объясняют обращение в нашей работе к исследованию особенностей взаимопроникновения политических и религиозных стереотипов в СМИ США, данная работа является актуальным исследованием, поскольку его результаты дадут возможность сделать определенные выводы относительно особенностей использования лингвистических средств религиозной тематики политическими деятелями в ходе различных пропагандистских кампаний. Такой анализ может представлять интерес в силу того, что американцы, являясь гражданами светского государства, в то же время характеризуются как глубоко религиозный народ, подверженный влиянию религиозных стереотипов, тем более что вопрос взаимодействия религиозных и политических стереотипов ранее систематически в научных работах не исследовался.
Специфика религиозной жизни Америки заключается в наличии широкого спектра различных религиозных организаций и лидеров на местном уровне, отсутствием централизованного руководства этими организациями и достаточной свободой в толковании тех или иных положений Священных книг. Таким образом, политик, аппелирующий к массовой аудитории, должен постоянно учитывать как ее глубокую религиозность, так и ее региональную специфику.
Объектом исследования выступали отрезки речи (800 примеров), относящиеся к политическому дискурсу, содержащие религиозные стереотипы, отобранные методом сплошной выборки из материалов, опубликованных в современных периодических изданиях США в выпусках за 2015 год. Из газеты The Tennessean - 4 статьи; из газеты Deseret News - 4 статьи; из публикаций информационного агентства новостей Associated Press - 4 статьи [электронный ресурс]
Предмет исследования - особенности взаимодействия религиозных и политических стереотипов в политическом дискурсе.
Целью нашей работы является определение особенностей функционирования различных лингвистических средств, дающих возможность увязать воедино политические и религиозные стереотипы и использовать их с целью воздействия на аудиторию.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1) уточнить понятие и структуру стереотипа;
2) определить механизмы его формирования;
3) установить качественно-количественные характеристики употребления лингвистических средств религиозной тематики, используемых в политическом дискурсе с целью воздействия на читательскую аудиторию.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении роли лингвистических средств религиозной тематики, связывающих воедино религиозные и политические сткреотипы, что в свою очередь является вкладом в изучение специфики политического дискурса СМИ США.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования приведенного в ней материала при создании методических пособий и практикумов для изучающих такие дисциплины как английский язык и лингвокультурология.
Работа состоит из: введения; главы 1, в которой анализируются различные точки зрения относительно понятия «стереотип», механизмов его формирования, особенностей функционирования; главы 2, в которой предлагается рабочее определение «стереотипа», которое используется в данной работе, устанавливаются качественно-количественные характеристики функционирования религиозных стереотипов в политических контекстах, делаются выводы относительно манипулятивных возможностей взаимодействия религиозных и политических стереотипов; выводов и список использованной литературы (64 теоретических источника, 13 источников иллюстративного материала).
На защиту выносятся следующие положения:
а) стереотип является комплексной когнитивной единицей, представляющей собой систему понятий, каждое из которых соотносится с тем или иным явлением объективной действительности;
б) в свою очередь понятия, составляющие тот или иной стереотип, также могут при определенных обстоятельствах сами становиться стереотипами, представляя собой стереотипы второго уровня;
в) средства вербализации отдельных фрагментов конкретных явлений объективной действительности, относящихся к понятиям, составляющим стереотипы и являющихся существенными для его идентификации, трактуются нами как маркеры стереотипа;
г) стереотипы, соотносящийся с лексемой «religion» и «faith» и их производными (соответсвенно маркерами данных стереотипов) выступают наиболее частотными религиозными стереотипами, взаимодействующими с политическим дискурсом, это является показателем тесной взаимосвязи религии и политики в американском обществе, т.к. стереотип «religion» и его маркеры представлены во всех группах исследуемых публикаций вне зависимости от религиозно-политической ориентации владельцев изданий, а также объема охватываемой ими читательской аудитории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования мы определили, что стереотип возникает в процессе социального взаимодействия, он является соответствующим элементом сознания, представляет собой запас упрощенных теоретических и практических знаний о каком-либо предмете или явлении. Характеризуется устойчивостью и имеет, по мнению ряда исследователей, в определенной степени тенденцию к искажению действительности, присущему явлениям предрассудка и догмы. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.
По мнению политологов и психологов, с политико-психологической точки зрения, стереотип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. В научной литературе отмечено, что иногда политический стереотип определяется как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В широком смысле, это традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения, способ осуществления действий в определенной последовательности, единообразие, тождество, инерция мышления, косность, ригидность и т. п.
Характеризуя религиозный стереотип, можно отметить, что он определяет целостное представление о групповой религиозности. В широком смысле, религиозный стереотип рассматривается как подтип социального стереотипа, поведение которого взаимосвязано с выполнением норм вероучения или традиции. Религиозный стереотип как базовое понятие в системе деятельности обеспечивает успех в духовном, культурном, политическим, идеологическом влияния в области национально-религиозного и этно-конфессионального взаимодействия.
В нашей работе мы провели качественно-количественный анализ использования языковых единиц, соотносимых с религиозными стереотипами и маркерами религиозных стереотипов, отобранных из исследуемых публикаций, с целью создания определенного политического образа.
Следует заметить, что в нашем понимании стереотип является комплексной когнитивной единицей, представляющей собой систему понятий, каждое из которых соотносится с тем или иным явлением объективной действительности. Эти понятия в свою очередь также могут при определенных обстоятельствах становиться стереотипами, представляя собой стереотипы второго уровня. Отдельные фрагменты конкретных явлений объективной действительности, составляющих стереотипное понятие и являющиеся существенными для его идентификации, трактуются нами как маркеры стереотипа. Так, например, стереотип «религия» включает следующие понятия: вероучение, т.е. система догматов, Бог-Антибог(Боги- Антибоги), обрядность, моральные, этические и поведенческие нормы, эстетические нормы, системы пищевых табу. Следовательно, понятие «христианин» есть стереотипным понятием второго уровня по отношению к макростереотипу «религия», в то время как «крестик», «крещение» есть маркером, как стереотипа «христианин», так и стереотипа «религия». С нашей точки зрения, использование в тексте различных маркеров стереотипов в определенных контекстах и с определенной частотой обладает существенным манипулятивным воздействием (например, в наших материалах это высокочастотное использование стереотипов faith, religion Christian, маркера doctrine в контексте предвыборной агитации и создании образа политика).
Отметим, что маркеры стереотипов в зависимости от конкретного контекста и читательской аудитории могут приобретать как положительный так и отрицательный характер. Например, concervative Christian, содержит как политическую, так и религиозную коннотации, является маркером как религиозного стереотипа «образцовый верующий», так и политического «образцовый политик», данное понятие является положительным с точки зрения политического истеблишмента США, в то же время ассоциируется у определенной части американского общества с образом ограниченного деревенского обывателя.
Результаты нашего анализа свидельствуют о том, что к наиболее частотным религиозным стереотипам, взаимодействующим с политическим дискурсом, употребляющимися в исследованном материале, являются стереотипы, соотносящийся с лексемой «religion» и «faith» и их производными (соответственно маркерами данных стереотипов), 155 случаев употребления. Данный факт свидетельствует о тесной взаимосвязи религии и политики в американском обществе, т.к. стереотип «religion» и его маркеры представлены во всех группах исследуемых публикаций вне зависимости от религиозно-политической ориентации владельцев изданий, а также объема охватываемой ими читательской аудитории.
В зависимости от конкретных религиозных предпочтений для достижения определенных политических целей широко варьируются как сами религиозные стереотипы, так и их маркеры, тем самым достигается эффективность воздействия публикации на конкретную читательскую аудиторию. Например, в публикациях, направленных на католическую аудиторию, широко используются стереотипы второго порядка, соотносимые с макростереотипом Christian Catholic - Vatican, Pope, nun, а также маркеры стереотипа Christian Catholic - St.Peter’s Square, cleric.
Таким образом, тесная взаимосвязь религиозных и политических стереотипов в СМИ значительно повышает их манипулятивную эффективность.


1. Англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа-II». Под ред. доктора филологических наук, профессора Г.В. Чернова. // М.В. Васянин, О.Н. Гришина, И.В. Зубанова, А.Н. Натаров, Е.Б. Санникова, О.А. Тарханова, Г.В. Чернов, С.Г. Чернов; М.: Большая Российская энциклопедия. — 2005. — 280 с.
2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. — 2-е изд., перераб. и доп., 2002. — 1456 с.
4. Власов А.И. В конфликте с реальностью. М.: Международные отношения, 1972. — 226 с.
5. Глинчевский Э. И. Вербализация концепта "Международный терроризм" в русском и английском языках: на материале медиатекстов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20.- Москва, 2007. — 222 с.: ил.
6. Гуревич П. С. Философия: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.
7. Гуревич П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М.: Издательство политической литературы, 1978. — 160 с.
8. Гуревич П. С. Политическая психология: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2013. — 565 с
9. Жаркова Т.И. Роль и значение знания национальных стереотипов для реализации межкультурной коммуникации http://www. shema. slovarik. org/vesti-7/data-id32900 (дата обращения 11.02.2016)
10. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. — 248 с.
11. Кондратенко Г.М. Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ. 1966. № 1. — С. 97- 101.
12. Майкова С.Е., Федоров А.Б., Шевякова Л.П. Средства массовой информации в предвыборной кампании: применения методов психологического воздействия http:// www.psycho.ru/biblio/influence/smi wbory.html (дата обращения 14.02.2016)
13. Макаревич Эдуард. Психология восприятия информационных и пропагандистских сообщений // Диалог№7—1997— С.56 — 64.
14. Мельник Г. C. Mass media: психологические процессы и эффекты. . , СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та ,1996. — 159 с.
15. Немов Р. С. Психологический словарь. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2007. - 560 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ