ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ (2000-2017 ГГ.)
|
Введение 3
Глава 1. Развитие российско-южнокорейских отношений при I и II сроках В.В. Путина (2000 – 2008 гг). 9
1.1 История российско-корейских отношений до 2000 г. 9
1.2 Построение двустороннего сотрудничества на прагматической основе после 2000 г. 24
Глава 2 Углубление двусторонних связей при Д.А. Медведеве (2008 – 2012 гг). 35
2.1 Проект газопровода Россия – Республика Корея. 35
2.2 Развитие диалога между двумя государствами. 43
Глава 3. Укрепление российско-южнокорейского сотрудничества в период III срока В.В. Путина (2012-2017 гг). 48
3.1. «Евразийская инициатива» Пак Кынхе. 48
3.2. Основные препятствия для построения двустороннего партнёрства и новая Концепция внешней политики Российской Федерации. 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Глава 1. Развитие российско-южнокорейских отношений при I и II сроках В.В. Путина (2000 – 2008 гг). 9
1.1 История российско-корейских отношений до 2000 г. 9
1.2 Построение двустороннего сотрудничества на прагматической основе после 2000 г. 24
Глава 2 Углубление двусторонних связей при Д.А. Медведеве (2008 – 2012 гг). 35
2.1 Проект газопровода Россия – Республика Корея. 35
2.2 Развитие диалога между двумя государствами. 43
Глава 3. Укрепление российско-южнокорейского сотрудничества в период III срока В.В. Путина (2012-2017 гг). 48
3.1. «Евразийская инициатива» Пак Кынхе. 48
3.2. Основные препятствия для построения двустороннего партнёрства и новая Концепция внешней политики Российской Федерации. 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Сближение СССР и Республики Корея началось в 1985 г. после начала перестройки в СССР. СССР не признавал официально Республику Корея, считая КНДР единственным законным государством на Корейском полуострове. После 1985 г. внешнеполитический антагонизм между странами сошёл на нети СССР и Республика Корея начали политическое и экономическое сближение. Данный процесс был выгоден обеим странам. Целью Советского Союза, а позже и Российской Федерации, было получение финансовой помощи, инвестиций и кредитов от Республики Корея. СССР обладал статусом сверхдержавы, что было особенно важно для Республики Корея, которая стремилась повысить свой международный авторитет сотрудничеством с Советским Союзом, а также с его помощью оказать давление на КНДР. После распада СССР, президентства Б.Н. Ельцина и прихода к власти Путина, ситуация для Российской Федерации и Республики Корея кардинально не изменилась: для России, особенно после 2014 г., особую ценность представляют южнокорейские инвестиции для развития экономики Дальнего Востока. Для Республики Корея желательно более деятельное участие Российской Федерации в решении проблем Корейского полуострова на южнокорейской стороне. Республика Корея желает разрешить сложную политическую ситуацию на Корейском полуострове в свою пользу, в котором Российская Федерация имеет интересы по обеспечению безопасности у своих границ. На данный момент Россия по большей части утратила возможность какого-либо прямого влияния на КНДР. Сфера межгосударственного сотрудничества между Республикой Корея и Российской Федерацией с начала 2000-х гг. перетекла в экономическое русло. Например, большую роль для Республики Корея могут играть российские энергоресурсы, необходимые для развития южнокорейской экономики.
По этой причине, актуальность темы исследования не вызывает сомнения, потому что в отношениях Республики Корея и Российской Федерации заложен большой потенциал, обе стороны осознают, что уровень экономического взаимодействия очень далёк от раскрытия их максимального потенциала. Для его достижения нужно рассмотреть все успехи и неудачи в двустороннем взаимодействии государств.
В данном исследовании мы будем рассматривать дипломатические отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией, а также будет уделено внимание экономическому сотрудничеству двух государств. Кратко будет упомянуто сотрудничество в научной и культурной сферах за указанный период времени.
Особенностью степени разработанности проблемы политических отношений Республики Корея и Российской Федерации является то, что на наш взгляд проблема политических отношений Республики Корея и Российской Федерации, несмотря на достаточное количество работ по данной проблематике, остаётся недостаточно разработанной. Дело в том, что вопрос отношений Российской Федерации и Республики Корея изучается сравнительно непродолжительное время. До 1985 г. государства были соперниками на политической арене, а с середины 1990-х гг., после периода «взаимных завышенных ожиданий» в первую половину 1990-х гг., наступило охлаждение в политических и экономических отношениях. Только начиная с 2000-х гг. Российская Федерация и Республика Корея начали строить двустороннее сотрудничество на экономической основе, большую роль в которых играют природные ресурсы.
Большая часть исследований посвящена отдельным аспектам двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Корея, или теме отношений России и Республики Корея в контексте политической обстановки на Корейском полуострове при участии других государств. Количество комплексных трудов, посвящённых только проблеме двусторонних отношений Республики Корея и Российской Федерации невелико. Как правило, это отдельные статьи, опубликованные в тематических монографиях конференций корееведов, или на Интернет-ресурсах различных изданий.
К комплексным трудам, посвящённым теме двусторонних политических отношений двух государств, можно отнести коллективную работу южнокорейских учёных под руководством профессора кафедры международных исследований Университета Ханянг и директора Исследовательского центра Азиатско-Тихоокеанского региона при Университете Ханянг Ом Гухо, посвящённую политическому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и Республикой Корея «Перспективы российско-корейских отношений на период до 2030 года».
Теме двусторонних политических отношений Российской Федерации и Республики Корея в период с конца 1980-х гг. и до 2017 г. в своих статьях уделяли внимание такие авторы, как Воронцов А.В, Ревенко О.П., Мацегора А. И., Петровский В.Е., Захарова Л.В., Асмолов К.В., Сухинин В.Е., Радченко С.С., Ким Ен Ун, российский учёный корейского происхождения, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.
К научным трудам, посвящённым истории внешней политики государств Корейского полуострова относится коллективная монография Денисова В.И., Торкунова А.В и Ли В. Ф. «Корейский полуостров метаморфозы послевоенной истории», посвящённая послевоенному политическому, экономическому и культурному развитию КНДР и Республики Корея, а также их двусторонним отношениям с СССР и Российской Федерацией. Важно отметить монографию Ланцовой И.С. «Государства Корейского полуострова в международных отношениях (конец ХХ – начало ХХI вв.)», где главная роль уделена внешнеполитическим вопросам Корейского полуострова и заинтересованных держав региона.
Большое внимание уделено экономическим отношениям между Республикой Корея и Российской Федерацией как в прошлом, так и на современном этапе. Данной теме посвящены статьи Савельева Р.В., Суслиной С.С., Самсоновой В.Г., Воронцова А.В., Лешакова П.С., Ковша А.В. Так как сегодня перед Российской Федерацией остро стоит проблема развития удаленных регионов, в частности – Дальнего Востока, то тема участия Республики Корея в развитии данного региона также нашла своё отражение в трудах отечественных специалистов. По данной проблематике писали Петровский В.Е. и упомянутая ранее Суслина С.С.
Важную роль для изучения корейской проблематики сыграл российский дипломат, востоковед, советник-посланник Посольства Российский Федерации в Республике Корея в 1993 – 1998 гг. Толорая Г.Д. Научные работы Толорая Г.Д. посвящены как политическим вопросам, так и экономической проблематике. , ,
Зарубежные специалисты мало уделяли внимания проблеме российско-южнокорейских отношений. По этой причине упомянутая ранее коллективная работа южнокорейских учёных «Перспективы российско-корейских отношений на период до 2030 года» является в своём роде уникальной. В то же время данную работу нельзя считать до конца объективной, т.к. оценка российско-южнокорейских отношений ведётся без должного учёта влияния на них внешнеполитической позиции США.
Подавляющее большинство научных и аналитических зарубежных работ по российско-южнокорейской проблематике являются статьями по тем или иным отдельным вопросам (как правило, энергетическим), опубликованных в The Korea Herald, Bloomberg, Peterson Institute for International Economics (PIIE).
Целью исследования является изучение дипломатических отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией с 2000 по 2017 гг., т.е. с начала первого президентского срока В.В. Путина и до отставки южнокорейского президента Пан Кын Хе.
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть историю дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея в период с 2000 по 2017 год.
2. Изучить ведущие политические тенденции в российско-корейских дипломатических отношениях в 2000-2017 гг.
3. Исследовать двусторонние торгово-экономические отношения РФ и РК.
4. Дать оценку «Евразийской инициативе» Пак Кынхе.
5. Выявить основные препятствия для построения двустороннего партнёрства РФ и РК.
Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом исследования является развитие двусторонних дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея с 2000 по 2017 гг.
Хронологические рамки исследования, в связи с заявленной темой, охватывают период с начала первого президентского срока В.В. Путина в 2000 г. и до отставки президента Республики Корея Пан Кынхе в 2017 г.
Основой методологии диссертационного исследования, посвященного исторической тематике, стали принципы историзма, научной объективности, системного, хронологического и компаративного подходов, которые позволили комплексно рассмотреть поставленные задачи, и предусматривающие логически последовательный, всесторонний, объективный анализ исторических событий в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При написании работы использовался и проблемно-хронологический метод, заключавшийся в поиске, анализе и исследовании материалов и источников, связанных с двусторонними отношениями Российской Федерации и Республики Корея, метод сравнительного анализа, позволяющий выявить специфику политических и экономических взаимоотношений в период с 2000 по 2017 гг., их основные тенденции и перспективы в данный временной период, системный метод, позволяющий представить динамику взаимодействия двух государств, выделяя ее основные элементы. Для решения поставленных в диссертации задач использовался логически-концептуальный анализ документов и источников.
Структура диссертации соответствует цели и задачи исследования, и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Новизна исследования состоит в том, что проблему двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Корея в заявленный исторический период, с 2000 по 2017 гг., рассматривало незначительное число российских исследователей-корееведов, и в то же время данная проблема имеет особую значимость, так как Корейский полуостров является проблемным регионом, где имеют свои интересы ведущие державы Азиатско-Тихоокеанского региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве аналитического материала специалистами, занимающимися проблематикой двусторонних отношений между Россией и Республикой Корея. Исследование имеет значение для более полного понимания внешнеполитических стратегий Российской Федерации и Республики Корея с 2000 г. по настоящее время и их влияние на двусторонние отношения между государствами.
Апробация работы. Результаты и выводы работы были представлены на Международной конференции студентов «Ломоносов 2018», проходившей с 9 по 13 апреля 2018 г. в МГУ, и на VII Международной конференции корееведов, проходившей 18 мая 2018 г. в ДВФУ, Владивосток.
По этой причине, актуальность темы исследования не вызывает сомнения, потому что в отношениях Республики Корея и Российской Федерации заложен большой потенциал, обе стороны осознают, что уровень экономического взаимодействия очень далёк от раскрытия их максимального потенциала. Для его достижения нужно рассмотреть все успехи и неудачи в двустороннем взаимодействии государств.
В данном исследовании мы будем рассматривать дипломатические отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией, а также будет уделено внимание экономическому сотрудничеству двух государств. Кратко будет упомянуто сотрудничество в научной и культурной сферах за указанный период времени.
Особенностью степени разработанности проблемы политических отношений Республики Корея и Российской Федерации является то, что на наш взгляд проблема политических отношений Республики Корея и Российской Федерации, несмотря на достаточное количество работ по данной проблематике, остаётся недостаточно разработанной. Дело в том, что вопрос отношений Российской Федерации и Республики Корея изучается сравнительно непродолжительное время. До 1985 г. государства были соперниками на политической арене, а с середины 1990-х гг., после периода «взаимных завышенных ожиданий» в первую половину 1990-х гг., наступило охлаждение в политических и экономических отношениях. Только начиная с 2000-х гг. Российская Федерация и Республика Корея начали строить двустороннее сотрудничество на экономической основе, большую роль в которых играют природные ресурсы.
Большая часть исследований посвящена отдельным аспектам двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Корея, или теме отношений России и Республики Корея в контексте политической обстановки на Корейском полуострове при участии других государств. Количество комплексных трудов, посвящённых только проблеме двусторонних отношений Республики Корея и Российской Федерации невелико. Как правило, это отдельные статьи, опубликованные в тематических монографиях конференций корееведов, или на Интернет-ресурсах различных изданий.
К комплексным трудам, посвящённым теме двусторонних политических отношений двух государств, можно отнести коллективную работу южнокорейских учёных под руководством профессора кафедры международных исследований Университета Ханянг и директора Исследовательского центра Азиатско-Тихоокеанского региона при Университете Ханянг Ом Гухо, посвящённую политическому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и Республикой Корея «Перспективы российско-корейских отношений на период до 2030 года».
Теме двусторонних политических отношений Российской Федерации и Республики Корея в период с конца 1980-х гг. и до 2017 г. в своих статьях уделяли внимание такие авторы, как Воронцов А.В, Ревенко О.П., Мацегора А. И., Петровский В.Е., Захарова Л.В., Асмолов К.В., Сухинин В.Е., Радченко С.С., Ким Ен Ун, российский учёный корейского происхождения, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.
К научным трудам, посвящённым истории внешней политики государств Корейского полуострова относится коллективная монография Денисова В.И., Торкунова А.В и Ли В. Ф. «Корейский полуостров метаморфозы послевоенной истории», посвящённая послевоенному политическому, экономическому и культурному развитию КНДР и Республики Корея, а также их двусторонним отношениям с СССР и Российской Федерацией. Важно отметить монографию Ланцовой И.С. «Государства Корейского полуострова в международных отношениях (конец ХХ – начало ХХI вв.)», где главная роль уделена внешнеполитическим вопросам Корейского полуострова и заинтересованных держав региона.
Большое внимание уделено экономическим отношениям между Республикой Корея и Российской Федерацией как в прошлом, так и на современном этапе. Данной теме посвящены статьи Савельева Р.В., Суслиной С.С., Самсоновой В.Г., Воронцова А.В., Лешакова П.С., Ковша А.В. Так как сегодня перед Российской Федерацией остро стоит проблема развития удаленных регионов, в частности – Дальнего Востока, то тема участия Республики Корея в развитии данного региона также нашла своё отражение в трудах отечественных специалистов. По данной проблематике писали Петровский В.Е. и упомянутая ранее Суслина С.С.
Важную роль для изучения корейской проблематики сыграл российский дипломат, востоковед, советник-посланник Посольства Российский Федерации в Республике Корея в 1993 – 1998 гг. Толорая Г.Д. Научные работы Толорая Г.Д. посвящены как политическим вопросам, так и экономической проблематике. , ,
Зарубежные специалисты мало уделяли внимания проблеме российско-южнокорейских отношений. По этой причине упомянутая ранее коллективная работа южнокорейских учёных «Перспективы российско-корейских отношений на период до 2030 года» является в своём роде уникальной. В то же время данную работу нельзя считать до конца объективной, т.к. оценка российско-южнокорейских отношений ведётся без должного учёта влияния на них внешнеполитической позиции США.
Подавляющее большинство научных и аналитических зарубежных работ по российско-южнокорейской проблематике являются статьями по тем или иным отдельным вопросам (как правило, энергетическим), опубликованных в The Korea Herald, Bloomberg, Peterson Institute for International Economics (PIIE).
Целью исследования является изучение дипломатических отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией с 2000 по 2017 гг., т.е. с начала первого президентского срока В.В. Путина и до отставки южнокорейского президента Пан Кын Хе.
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть историю дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея в период с 2000 по 2017 год.
2. Изучить ведущие политические тенденции в российско-корейских дипломатических отношениях в 2000-2017 гг.
3. Исследовать двусторонние торгово-экономические отношения РФ и РК.
4. Дать оценку «Евразийской инициативе» Пак Кынхе.
5. Выявить основные препятствия для построения двустороннего партнёрства РФ и РК.
Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предметом исследования является развитие двусторонних дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея с 2000 по 2017 гг.
Хронологические рамки исследования, в связи с заявленной темой, охватывают период с начала первого президентского срока В.В. Путина в 2000 г. и до отставки президента Республики Корея Пан Кынхе в 2017 г.
Основой методологии диссертационного исследования, посвященного исторической тематике, стали принципы историзма, научной объективности, системного, хронологического и компаративного подходов, которые позволили комплексно рассмотреть поставленные задачи, и предусматривающие логически последовательный, всесторонний, объективный анализ исторических событий в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При написании работы использовался и проблемно-хронологический метод, заключавшийся в поиске, анализе и исследовании материалов и источников, связанных с двусторонними отношениями Российской Федерации и Республики Корея, метод сравнительного анализа, позволяющий выявить специфику политических и экономических взаимоотношений в период с 2000 по 2017 гг., их основные тенденции и перспективы в данный временной период, системный метод, позволяющий представить динамику взаимодействия двух государств, выделяя ее основные элементы. Для решения поставленных в диссертации задач использовался логически-концептуальный анализ документов и источников.
Структура диссертации соответствует цели и задачи исследования, и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Новизна исследования состоит в том, что проблему двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Корея в заявленный исторический период, с 2000 по 2017 гг., рассматривало незначительное число российских исследователей-корееведов, и в то же время данная проблема имеет особую значимость, так как Корейский полуостров является проблемным регионом, где имеют свои интересы ведущие державы Азиатско-Тихоокеанского региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве аналитического материала специалистами, занимающимися проблематикой двусторонних отношений между Россией и Республикой Корея. Исследование имеет значение для более полного понимания внешнеполитических стратегий Российской Федерации и Республики Корея с 2000 г. по настоящее время и их влияние на двусторонние отношения между государствами.
Апробация работы. Результаты и выводы работы были представлены на Международной конференции студентов «Ломоносов 2018», проходившей с 9 по 13 апреля 2018 г. в МГУ, и на VII Международной конференции корееведов, проходившей 18 мая 2018 г. в ДВФУ, Владивосток.
Дипломатические отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией за свою историю прошли непростой путь от их установления до полноценных двусторонних отношений. Однозначным успехом можно считать создание в 1990-х и в начале 2000-х гг. договорно-правовой базы отношений, налаживание регулярных контактов между высшими лицами государств и внешнеполитическими ведомствами. Это дало возможность как для создания крупных международных проектов, таких как газопровод из России в Республику Корея, так и позволило России занимать особую роль во внешней политике РК. Примерами особой роли России являются её участие в Шестисторонних переговорах и значимая позиция в «Евразийской инициативе» Пак Кынхе. Принципиально важным для российско-южнокорейских отношений является подписанное в 2013 г. Соглашение о взаимной отмене визовых требований. В то же время нельзя сказать, что двусторонние отношения развивались легко. Первой проблемой для двух стран стала ошибка в оценке (или можно даже сказать, игнорирование) интересов друг друга. Это привело к временному охлаждению во второй половине 1990-х гг., длившееся до начала 2000-х гг. С начала 2000-х гг. и до конца первого десятилетия двусторонние отношения развивались на прагматической основе и свелись, как правило, к экономическому взаимодействию. Разумеется, адекватная оценка интересов партнёра это ключевой фактор успеха, но экономическое сотрудничество России и Республики Корея в первое десятилетие 2000-х гг. явно не соответствовало потенциальным возможностям двух стран – товарооборот ежегодно рос, но оставался на низком уровне. Периодические и успешные встречи первых лиц государств, подписание соглашений и договоров, и даже сотрудничество в космической сфере не оказали какого-либо ключевого влияния на объём товарооборота между РФ и РК и не вывели торговые отношения на качественно новый уровень.
После прихода к власти Д.А. Медведева активизировались работы по проекту транскорейского газопровода, который имел бы не только экономические перспективы (улучшение инфраструктуры Дальнего Востока России, рост российско-южнокорейского товарооборота и упрочнение торговых связей), но и политические – данный проект позволил бы нормализовать ситуацию на Корейском полуострове. Имелся шанс через экономическое сотрудничество КНДР и РК побудить КНДР отказаться от своей ядерной программы. Решение ядерной проблемы на Корейском полуострове дало бы возможность российско-южнокорейским отношениям выйти на новый политический уровень, ведь, как известно, ядерная проблема является для РК первостепенной задачей и успешная деятельность России в решении данного вопроса не была бы не замеченной. Кроме того, реализация проекта укрепила бы политический авторитет России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. План строительства российско-южнокорейского газопровода был амбициозным и перспективным, но рискованным – для успешной реализации масштабного трёхстороннего проекта необходимо согласие всех участвующих в нём стран. Но из-за смерти Ким Чен Ира в декабре 2011 г. и более радикальной политической позиции Ким Чонына проект газопровода развития не получил. Ни РФ, ни РК, не имели (и не имеют до сих пор) каких либо рычагов давления на КНДР. По этим причинам перспективный проект, ради реализации которого были приложены значительные политические усилия, российское руководство пошло на уступки КНДР и Республике Корея, и который сам по себе мог стать отправной точкой разрешения ядерного кризиса на Корейском полуострове за счет вовлечения КНДР в масштабное экономическое сотрудничество, не был реализован. Вопрос по реализации проекта газопровода из России в Республику Корея остаётся открытым до сих пор.
Вскоре появился ещё один шанс вывести российско-южнокорейские отношения на новый качественный уровень. В 2013 г. новоизбранный президент РК Пак Кынхе провозгласила «Евразийскую инициативу», главной идеей которой было сплочение стран Евразии для сохранения мира и взаимовыгодного стратегического сотрудничества. России, территория которой расположена на территории Азии и Европы, в данной инициативе отводилось особое место. Идея южнокорейского президента была с интересом встречена в научных и политических кругах, но также практически сразу был замечен главный изъян данной инициативы, а именно отсутствие конкретного плана по её реализации. В результате, с 2013 по 2016 г. (до политического скандала в РК) не раз поднималась тема о потенциале реализации «Евразийской инициативы», ноне было предпринято каких-либо конкретных практических шагов. Также именно в этот временной период вмешался внешний политический фактор, а именно ухудшение российско-американских отношений. РК заняла довольно сдержанную позицию по отношению к роли России в украинском кризисе 2014 г., но стоит учитывать то, что Республика Корея действует в векторе внешней политики США, и ухудшение российско-американских отношений негативно отразилось на российско-южнокорейских отношениях. Сложно говорить о качественном развитии двусторонних отношений России и Республики Корея в экономической и политической сферах без улучшения отношений между Россией и США. В итоге, в середине 2010-х гг. повторилась картина начала 2000-х гг. – Россия и Республика Корея не нашли возможностей для политического и взаимовыгодного взаимодействия, которое позволило бы вывести политические отношения на новый уровень, а экономические отношения остались на низком уровне.
Можно с определённой долей уверенности утверждать, что сложившееся положение вещей устраивает руководство Российской Федерации, так как укрепление двусторонних отношений с Республикой Корея нарушило бы политику «равноудалённости» России от РК и КНДР. Политическое сближение России с Республикой Корея негативно бы отразилось на российско-северокорейских отношениях, как случилось в середине 1990-х гг. В то же время Республике Корея не выгодно улучшать отношения с Россией, ставя под угрозу отношения с США. Более того, Россия ничего не может предложить Республике Корея взамен в экономическом плане, кроме газа и нефти. Кроме того, у России в этой сфере имеются конкуренты в лице стран Ближнего Востока. К тому же масштабное торговое сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии невозможно без развития российского Дальнего Востока и Сибири. Создание территорий опережающего развития с налоговыми и административными льготами не привлекло южнокорейских инвесторов. Как говорилось ранее, инвестирование РК в российскую экономику ограничилось строительством отдельных промышленных и торговых объектов в районе Москвы и Санкт-Петербурга.
Как показала история российско-южнокорейского газопровода, Республика Корея не испытывает острой необходимости в российском газе. А ничего, кроме природных ресурсов, Россия Южной Корее предложить не может.
Развитие политического сотрудничества также сомнительно как по причине сложных отношений между РФ и США на данный момент, так и отсутствия заинтересованности друг в друге. Республика Корея в Азиатско-Тихоокеанском регионе значимое и влиятельное государство, но на данный момент Российская Федерация не стремится прочно укрепить свои политические позиции в данном регионе, вследствие чего для России южнокорейский политический вес не имеет особой ценности. В то же время в политическом плане РФ мало что может предложить РК – наиважнейшей политической целью для Республики Корея является проблема ядерного оружия КНДР, но Россия не имеет возможности как-то оказать давление на КНДР.
Как политический, так и экономический партнёр КНР для РК более выгоден, чем Россия. Отсутствует реалистичный сценарий для развития российско-южнокорейского двустороннего сотрудничества. Характерным примером является неоднократно упомянутая ранее «Евразийская инициатива» Пак Кынхе, у которой отсутствовали чётко поставленные задачи по её реализации. А «Евразийская инициатива» была единственным политическим проектом, который был изначально нацелен на качественный рост экономических и политических отношений России и Южной Кореи.
Для исправления сложившейся ситуации и развития двустороннего сотрудничества России и Республике Корея необходим глобальный пересмотр политических и экономических приоритетов, после которых РФ и РК будут в политическом и экономическом плане взаимовыгодны друг другу. Но с определённой долей уверенности можно утверждать, что шанс данного развития событий низок. РК не пересмотрит свой внешнеполитический вектор в ущерб отношениям с США, с которыми у РФ на данный момент напряжённые отношения. Также маловероятно, что в сложившейся обстановке РФ как-то изменит свой внешнеполитический курс ради Республики Корея. В экономическом плане Россия интересует Южную Корею только как источник природных ресурсов, и это справедливо, так как ничего другого Россия Южной Корее на данный момент предложить не может. Однако имеется другая возможность для, как минимум, укрепления двусторонних отношений, а именно масштабное развитие экономики и инфраструктуры российского Дальнего Востока, тем самым повысив ценность региона для иностранных инвесторов. Данное развитие событий укрепит двусторонние экономические связи и создаст прочный и надёжный фундамент для развития партнёрства между двумя странами. История российско-южнокорейских отношений с 2000 по 2017 г. показала, что без взаимной заинтересованности сторон и экономического сотрудничества масштабные проекты, такие как российско-южнокорейский газопровод или «Евразийская инициатива», имеют мало шансов на успешную реализацию.
После прихода к власти Д.А. Медведева активизировались работы по проекту транскорейского газопровода, который имел бы не только экономические перспективы (улучшение инфраструктуры Дальнего Востока России, рост российско-южнокорейского товарооборота и упрочнение торговых связей), но и политические – данный проект позволил бы нормализовать ситуацию на Корейском полуострове. Имелся шанс через экономическое сотрудничество КНДР и РК побудить КНДР отказаться от своей ядерной программы. Решение ядерной проблемы на Корейском полуострове дало бы возможность российско-южнокорейским отношениям выйти на новый политический уровень, ведь, как известно, ядерная проблема является для РК первостепенной задачей и успешная деятельность России в решении данного вопроса не была бы не замеченной. Кроме того, реализация проекта укрепила бы политический авторитет России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. План строительства российско-южнокорейского газопровода был амбициозным и перспективным, но рискованным – для успешной реализации масштабного трёхстороннего проекта необходимо согласие всех участвующих в нём стран. Но из-за смерти Ким Чен Ира в декабре 2011 г. и более радикальной политической позиции Ким Чонына проект газопровода развития не получил. Ни РФ, ни РК, не имели (и не имеют до сих пор) каких либо рычагов давления на КНДР. По этим причинам перспективный проект, ради реализации которого были приложены значительные политические усилия, российское руководство пошло на уступки КНДР и Республике Корея, и который сам по себе мог стать отправной точкой разрешения ядерного кризиса на Корейском полуострове за счет вовлечения КНДР в масштабное экономическое сотрудничество, не был реализован. Вопрос по реализации проекта газопровода из России в Республику Корея остаётся открытым до сих пор.
Вскоре появился ещё один шанс вывести российско-южнокорейские отношения на новый качественный уровень. В 2013 г. новоизбранный президент РК Пак Кынхе провозгласила «Евразийскую инициативу», главной идеей которой было сплочение стран Евразии для сохранения мира и взаимовыгодного стратегического сотрудничества. России, территория которой расположена на территории Азии и Европы, в данной инициативе отводилось особое место. Идея южнокорейского президента была с интересом встречена в научных и политических кругах, но также практически сразу был замечен главный изъян данной инициативы, а именно отсутствие конкретного плана по её реализации. В результате, с 2013 по 2016 г. (до политического скандала в РК) не раз поднималась тема о потенциале реализации «Евразийской инициативы», ноне было предпринято каких-либо конкретных практических шагов. Также именно в этот временной период вмешался внешний политический фактор, а именно ухудшение российско-американских отношений. РК заняла довольно сдержанную позицию по отношению к роли России в украинском кризисе 2014 г., но стоит учитывать то, что Республика Корея действует в векторе внешней политики США, и ухудшение российско-американских отношений негативно отразилось на российско-южнокорейских отношениях. Сложно говорить о качественном развитии двусторонних отношений России и Республики Корея в экономической и политической сферах без улучшения отношений между Россией и США. В итоге, в середине 2010-х гг. повторилась картина начала 2000-х гг. – Россия и Республика Корея не нашли возможностей для политического и взаимовыгодного взаимодействия, которое позволило бы вывести политические отношения на новый уровень, а экономические отношения остались на низком уровне.
Можно с определённой долей уверенности утверждать, что сложившееся положение вещей устраивает руководство Российской Федерации, так как укрепление двусторонних отношений с Республикой Корея нарушило бы политику «равноудалённости» России от РК и КНДР. Политическое сближение России с Республикой Корея негативно бы отразилось на российско-северокорейских отношениях, как случилось в середине 1990-х гг. В то же время Республике Корея не выгодно улучшать отношения с Россией, ставя под угрозу отношения с США. Более того, Россия ничего не может предложить Республике Корея взамен в экономическом плане, кроме газа и нефти. Кроме того, у России в этой сфере имеются конкуренты в лице стран Ближнего Востока. К тому же масштабное торговое сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии невозможно без развития российского Дальнего Востока и Сибири. Создание территорий опережающего развития с налоговыми и административными льготами не привлекло южнокорейских инвесторов. Как говорилось ранее, инвестирование РК в российскую экономику ограничилось строительством отдельных промышленных и торговых объектов в районе Москвы и Санкт-Петербурга.
Как показала история российско-южнокорейского газопровода, Республика Корея не испытывает острой необходимости в российском газе. А ничего, кроме природных ресурсов, Россия Южной Корее предложить не может.
Развитие политического сотрудничества также сомнительно как по причине сложных отношений между РФ и США на данный момент, так и отсутствия заинтересованности друг в друге. Республика Корея в Азиатско-Тихоокеанском регионе значимое и влиятельное государство, но на данный момент Российская Федерация не стремится прочно укрепить свои политические позиции в данном регионе, вследствие чего для России южнокорейский политический вес не имеет особой ценности. В то же время в политическом плане РФ мало что может предложить РК – наиважнейшей политической целью для Республики Корея является проблема ядерного оружия КНДР, но Россия не имеет возможности как-то оказать давление на КНДР.
Как политический, так и экономический партнёр КНР для РК более выгоден, чем Россия. Отсутствует реалистичный сценарий для развития российско-южнокорейского двустороннего сотрудничества. Характерным примером является неоднократно упомянутая ранее «Евразийская инициатива» Пак Кынхе, у которой отсутствовали чётко поставленные задачи по её реализации. А «Евразийская инициатива» была единственным политическим проектом, который был изначально нацелен на качественный рост экономических и политических отношений России и Южной Кореи.
Для исправления сложившейся ситуации и развития двустороннего сотрудничества России и Республике Корея необходим глобальный пересмотр политических и экономических приоритетов, после которых РФ и РК будут в политическом и экономическом плане взаимовыгодны друг другу. Но с определённой долей уверенности можно утверждать, что шанс данного развития событий низок. РК не пересмотрит свой внешнеполитический вектор в ущерб отношениям с США, с которыми у РФ на данный момент напряжённые отношения. Также маловероятно, что в сложившейся обстановке РФ как-то изменит свой внешнеполитический курс ради Республики Корея. В экономическом плане Россия интересует Южную Корею только как источник природных ресурсов, и это справедливо, так как ничего другого Россия Южной Корее на данный момент предложить не может. Однако имеется другая возможность для, как минимум, укрепления двусторонних отношений, а именно масштабное развитие экономики и инфраструктуры российского Дальнего Востока, тем самым повысив ценность региона для иностранных инвесторов. Данное развитие событий укрепит двусторонние экономические связи и создаст прочный и надёжный фундамент для развития партнёрства между двумя странами. История российско-южнокорейских отношений с 2000 по 2017 г. показала, что без взаимной заинтересованности сторон и экономического сотрудничества масштабные проекты, такие как российско-южнокорейский газопровод или «Евразийская инициатива», имеют мало шансов на успешную реализацию.
Подобные работы
- Отношения Российской Федерации с Республикой Корея на современном этапе развития (2000-2017)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие отношений Австралийского Союза и Республики Корея: история, современное состояние, перспективы
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Российско-корейские отношения в период с 2004 по 2017 гг.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Становление и развитие российско-южнокорейских отношений с 1990 по 2015 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Становление и развитие российско-южнокорейских отношений с 1990 по 2015 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Экономические отношения между Японией и Республикой Корея в 2019-2021 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Роль Республики Корея в формировании системы безопасности в Восточной Азии на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы развития отношений между Россией и КНДР в
2000-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019



