Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика освещения проблем материнства в российских СМИ

Работа №132494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблематика материнства в современной социальной журналистике 9
1.1 Социальная журналистика как средство решения общественных проблем 9
1.2 Социальная проблематика в СМИ: темы, форматы и особенности освещения 16
1.3 Материнство как социальная роль 22
Глава 2. Стратегии освещения темы материнства в СМИ 27
2.1 Выбор средствами массовой информации тематического направления внутри проблематики материнства 27
2.2 Форматы текстов о материнстве в различных изданиях и особенности подачи материала 35
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70

На разных этапах существования общество ставит перед собой всё новые и новые задачи. В эпоху потребительства, когда материальные ценности навязываются, а духовные обесцениваются, особенно важно сохранять те ориентиры, на которых строится жизнь социума вне зависимости от уровня его развития. Одной из таких ценностей во все времена являлась семья.
Современная Россия проводит активную политику по защите материнства и детства и социальной поддержке молодых семей. Подобные правительственные установки направлены на решение ключевой для страны задачи в сфере социальной политики - преодоления демографического кризиса и повышение темпов рождаемости. В 2017 году в стране вновь была зафиксирована естественная убыль населения - «она составила 134 тысячи человек, уровень рождаемости упал до минимума за последние 10 лет»1. Немалую роль в успешной реализации этой задачи играет институт материнства. Внедрение масштабных государственных инициатив приводит к тому, что часть проблем (пусть менее крупных, но при этом не менее важных) остаются вне правительственного внимания. При этом для женщин, ставших матерями, они так же значимы, как размер социальных выплат или очередная поправка к закону о защите материнства и детства.
Актуальность исследования обусловлена местом и ролью СМИ в процессе освещения проблем и удовлетворения информационных запросов общества. Социальная журналистика всегда выступала в качестве «рупора» для решения назревших в обществе вопросов. Именно социальные медиа призваны регулировать и улучшать взаимоотношения социума и государства и предлагать способы устранения существующих проблем.
Сегодня проблемы материнства являются темой публикаций на различных платформах. Средства массовой информации служат площадкой для обсуждения данных вопросов, и, в идеале, поиска их эффективного решения. Однако подходы к освещению данной проблематики на каждом из ресурсов отличаются. Анализ особенностей тематики и формата материалов, а также специфики подачи информации, проведенный в данной дипломной работе, позволит выявить наиболее эффективные техники работы с проблематикой материнства.
Объектом исследования стали тексты СМИ, освещающие проблемы материнства.
Предмет исследования - средства и способы подачи проблематики материнства в публикациях различных изданий.
Цель исследования - выявить особенности освещения проблематики материнства в российском медиаполе.
Перед нами стоят следующие задачи:
1. обозначить цели и задачи социальной журналистики как отдельной сферы профессиональной деятельности;
2. выявить особенности подачи социальной проблематики в СМИ, обозначив ключевые темы и специфику освещения социальных вопросов;
3. объяснить значение материнства как особой социальной роли в контексте социальной проблематики в СМИ;
4. посредством опроса проанализировать информационные запросы целевой аудитории и сравнить их с публикуемым медиаконтентом;
5. выявить основные закономерности освещения проблем журналистским сообществом, установив особенности тематического деления и форматов публикаций;
6. разработать алгоритмы работы с проблематикой материнства для профессионального сообщества.
Степень изученности проблемы. Социальная журналистика уже ни одно десятилетие является предметом изучения различных наук. В разные периоды теоретики, а затем и практики анализировали социальную журналистику (прежде всего как часть профессиональной деятельности). Постепенно формировалось определение самого понятия, обозначались цели и задачи социальной журналистики, обозначался круг тем, которые принято называть «социальными».
Отдельные аспекты социальной журналистики являются сферой профессиональных интересов ученых различных школ. Одним из исследователей социальной журналистики является Т. И. Фролова, доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати МГУ. В контексте социальной журналистики она изучает «предметно­функциональные особенности социальной журналистики», «гуманитарную повестку российских СМИ», «технологии социальной журналистики», «проблемы социальной сферы» и пр.
Исследованием социальной проблематики на телевидении активно занимается М. А. Бережная, доктор филологических наук, заведующая кафедры телерадиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Основным опорным научным трудом (в данной дипломной работе) по названной теме стало учебное пособие «Социальные проблемы в фокусе ТВ», выпущенное в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета в 2017 году. Пособие представляет собой теоретическое осмысление социальной журналистики как профессиональной идеологии и анализ основных тенденций социальной проблематики на отечественном телевидении.
М. И. Дзялошинский также активно изучает социальную сферу общественной жизни в контексте медиа. Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета Высшая школа экономики исследует гражданское общество и гражданские коммуникации, информационную открытость органов власти в вопросах социального партнерства, прессу и социально уязвимые слои населения.
Однако если социальную журналистику как научную дисциплину можно считать хорошо изученной, то отдельные аспекты социальной проблематики в СМИ анализируются и осмысляются гораздо реже. Вышеназванные исследователи, безусловно, обращаются к некоторым сторонам социальной жизни при работе с эмпирическим материалом, однако большинство социальных проблематик на сегодняшний день не изучены в полной мере - это касается и вопросов материнства. Материнство как явление хорошо изучено в рамках таких наук, как психология или медицина, однако исследований, посвященных роли матери в современном обществе и транслированию этого образа в СМИ на сегодняшний день фактически нет.
Феномен материнства исследуется, в первую очередь, в аспекте психологического состояния женщины-матери. Самосознание матери активно изучается М. Ю. Чибисовой и С. А. Минюровой.
Современный образ материнства является предметом изучения и активных дискуссий. Многие исследователи говорят о потери значимости концепта «традиционного материнства» в настоящее время, и, вслед за этим, пытаются исследовать и описать новый образ женщины-матери. «Кризис материнства» - еще один из часто освещаемых вопросов за последнее десятилетие. Так, Л. Н. Тронина осмысляет данную тенденцию в контексте нравственных ценностей в целом, а также поднимает вопрос влияния этики и психологии на формирование мировоззренческой картины современной матери.
Теоретической базой для исследования послужили научные статьи о социальной журналистике и роли материнства в современном обществе, учебные пособия и о журналистике как научной и практической дисциплине, авторефераты диссертаций по исследуемой проблематике.
Эмпирическим материалом стали 43 материала российских СМИ, в которых затрагиваются проблемы материнства, опубликованные с 1 июня 2016 года по 1 мая 2018 года.
Новизна работы заключается в том, что впервые проблемы материнства, освещаемые в СМИ, рассматриваются как комплексное явление. Благодаря выявлению тематической специфики и особенностей форматов подачи информации для разной аудитории данная дипломная работа может стать базисом для создания перечня практически ориентированных рекомендаций для профессионального сообщества при освещении данной проблематики.
Методы исследования: описание, сопоставление, сравнительный анализ, социологический опрос.
Структура работы. Дипломный проект «Специфика освещения проблем материнства в российских СМИ» состоит из нескольких частей: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрено понятие «социальной журналистики», определены её цели и задачи, обозначена специфика подачи социальной проблематики в российских СМИ, выявлены основные черты материнства как особой роли в социальном дискурсе.
Вторая глава посвящена анализу специфики освещения проблематики материнства в российских медиа. В рамках данный главы был проведен анализ публикаций о проблемах материнства на предмет их тематического и жанрового разнообразия, а также особенностей формата подачи информации. По результатам исследования были выделены основные тенденции освещения проблематики материнства, на основании которых был создан перечень рекомендаций журналистам по работе с данной темой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ценность материнства в современном обществе трудно переоценить. При этом женщины, имеющие детей, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, которые должны решаться не только собственными усилиями, но и благодаря поддержке государства и общественных институтов. Роль СМИ в этом процессе так же огромна: именно медиа призваны отражать существующие в обществе проблемы и предлагать эффективные методики их решения.
При этом анализ публикаций показал, что журналисты не всегда подходят к освещению темы должным образом. Главным выводом данной дипломной работы стал следующий факт: тематики текстов, публикуемых в медиа, в значительной мере не отвечают реальным запросам аудитории.
В качестве одной из основных тенденций при освещении проблем материнства можно назвать неравномерность обращения к тем или иным проблематикам. Такой подход не позволяет отразить реально существующую картину в обществе в полном объеме и с максимальной степенью объективности. Причиной для создания журналистского материала зачастую служит не значимость темы как таковая, а появление в информационной поле повода, актуализирующего обращение к вопросу. Причем чем более резонансен информационный повод, тем чаще СМИ тиражируют его.
Весь массив представленных в средствах массовой информации текстов можно условно разделить на «информирующие» и «воздействующие»: в первых журналистская роль в тексте сводится к минимуму, основу материала составляют цифры, факты, мнения экспертов. «Воздействующие» тексты представляют собой попытку осмысления проблемы, они призваны формировать определенное отношение к вопросу у читательской аудитории.
Многие проанализированные публикации можно назвать «мультиформатными»: в одном материале журналист подает материал с помощью разных форм (информативного блока, экспертных комментариев, практико-ориентированных фрагментов и пр.). Тенденция к «смешению» прослеживается и на тематическом уровне: в одной публикации нередко поднимается сразу несколько взаимосвязанных вопросов.
Анализ материалов, посвященных не материнству как явлению в целом, а именно тем проблемам, с которыми сталкивается женщина, ставшая матерью, привел к еще одному выводу: материалы, освещающие спорные и дискуссионные для общества вопросы могут нести негативный посыл, что приводит к демотивации женщин к материнству. Переход от информирования к воздействию проявляется и в заголовках публикаций. Особенно это прослеживается в контексте освещения «криминального аспекта материнства»: тексты трагического содержания называются сенсационными, но спорными по уместности заголовками.
Аналитические публикации, в которых журналист делает попытки обобщения проблемы, зачастую не дорабатываются: текст остается качественным обзором вопроса, но почти не имеет практической значимости в виде обозначения способов решения той или иной проблемы. При этом в статьях, обзорах и интервью, включающих в себя анализ и интерпретацию социологических исследований, а также мнения экспертной стороны, существует тенденция трансформации текста - из чисто журналистского он превращается в «журналистский с элементами научного».
Оценка тематической специфики и особенностей подачи материалов о материнстве - не единственная задача, реализованная в данной дипломной работе. Результаты данного анализа стали основой для перечня рекомендаций для журналистского сообщества при освещении данной проблематики.
В качестве ориентиров при работе с тематикой материнства нами были выработаны следующие рекомендации:
1. при написании журналистского материала в различных жанрах и форматах ориентироваться на разные аудиторные группы: создание интересного и полезного контента не только для непосредственной целевой группы (мам) поможет привлечению внимания к проблематике большего круга лиц;
2. при освещении проблемных и негативных явлений в сфере материнства сохранять нейтральность журналистской позиции: объективно освещать негативные стороны явления, но, при этом, не формировать общее отрицательное отношение к материнству как социальной роли;
3. при создании материала в формате «личных историй» предварять монологические фрагменты «информационной базой»: статистическими данными и пояснением инфоповода; в таком случае текст приобретает общесоциальное значение и перестает рассматриваться как освещение проблемы отдельной женщины или семьи;
4. при работе с наиболее «острыми» и неоднозначными аспектами материнства дополнять собственные журналистские выводы экспертными мнениями и статистическими данными - таким образом будет подтверждаться справедливость журналисткой позиции и формироваться комплексное осмысление проблемы;
5. при работе с жанром экспертного интервью уходить от поверхностного освещения проблематики: методика задавания острых и проблемных вопросов действительно осведомленному эксперту позволит создать контент, ценность которого будет значительно выше, чем собственно журналистской публикации;
6. не только осмыслять проблемы материнства как социально-значимую проблему, но и создавать материалы, которые способствовали её решению на различных уровнях (серии публикаций в формате «отслеживания проблемы», инструкции и практико-ориентированные материалы, способствующие решению вопросов прикладного и бытового характера);
7. при включении в материал иронических и сатирических фрагментов следить за их уместностью и необходимостью использования; верное употребление подобных стилистических средств позволит еще сильнее заострить внимание на проблеме, ошибочное - покажет некомпетентность автора и иллюзорную «мелкоту» поднимаемой проблематики;
8. даже при создании проблемных материалов не отказываться от умелого использования в текстах элементов инфотеймента, ярких репортажных фрагментов, привлекающих внимание (но уместных) заголовков;
9. при создании материалов в формате «советов» и «рекомендаций» опираться на мнения специалистов по освещаемому вопросу, а не только на собственное видение проблематики; выступать не экспертом по теме, а транслировать экспертные рекомендации целевой аудитории;
10. освещение проблем в сфере материнства не следует проводить исключительно с помощью демонстрации негативных примеров: в первую очередь, следует говорить и демонстрировать положительные образцы для формирования верных паттернов поведения.
Данные советы могут служить «опорой» для журналиста, освещающего в собственных материалах те вопросы, которые так или иначе затрагивают проблемы материнства. Учет выдвинутых рекомендаций позволит упростить процесс создания текстов и, возможно, избежать многих ошибок, возникающих при работе над проблемной публикацией.


Книги, монографии, сборники, учебные пособия:
1. Бережная М. А. Социальная тележурналистика. СПб., 2005.
2. Бережная М. А. Социальные проблемы в фокусе ТВ: учеб. пос. СПб.: Высш. школа журналистики и мас. коммуник. СПбГУ, 2017.
3. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2005.
4. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: Учеб. пос. / Под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М.: Аспект Пресс, 2008.
5. Шнейдерман Н. A. Откровенный разговор: Рождаемость и меры ее регулирования. Москва, Мысль. 1991.
Научные статьи:
1. Бондаревская М. А. Особенности создания журналистского текста на социальную тематику (на примере собственных материалов) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. №1 (15).
2. Дзялошинский И. М. Поле для профессионалов или поляна для дилетантов? // Социальная журналистика: профессия и позиция. М., 2005.
3. Желудева Е. В. Социальная журналистика: актуальные задачи и перспективы развития // Научный опыт и знания: историческое прошлое, настоящее и перспективы будущего. 2015.
4. Иванян Р. Г. Журналист социальной сферы: личностные и профессиональные характеристики // Журналистика и социология- 2004 / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2005.
5. Минюрова С. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. 2003. № 4.
6. Социальная информация в российских периодических изданиях // Информационно-аналитический бюллетень АСИ. 1997. № 30; 1998. № 21.
7. Тронина Л. Н. Кризис современного материнства как выражение кризиса нравственных ценностей // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. №14 (85).
8. Тулупов В. В. Социальные проблемы и социальная журналистика // Вестник Воронежского государственного университета. 2012.
9. Фролова Т. И. Предметно-функциональные особенности социальной журналистики // Известия БГУ. 2014. №2.
10. Фролова Т.И. Человеческое развитие в коммуникационных стратегиях российской журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ