Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическая политика Китая в регионе Центральной Азии

Работа №132481

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Внешнеполитический вектор сотрудничества Китая и стран Центральной Азии
1.1. Этапы становления внешнеполитических отношений Китая и стран Центральноазиатского региона
1.2. Геополитическое значение Центральноазиатского региона для Китая
1.3. Основные факторы сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии
Глава 2. Экономические интересы Китая в Центральной Азии
2.1. Экономические инструменты, применяемые Китаем в Центральноазиатском регионе
2.2. Экономическое сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии
2.3. Сравнительный анализ зависимости государств ЦА от экономического участия Китая в регионе
Глава 3. Экономический пояс Шелкового пути – новая геополитическая и геоэкономическая стратегия Китая
3.1. Роль Центральноазиатского региона в китайской инициативе Шелкового пути
3.2. Проект ЭПШП как проявление «умной силы» Китая в регионе
Заключение
Список источников и литературы


Сегодня тема возвышения Китая является ключевым фактором в развитии современной мировой политики. Современный Китай – это не только политическая и экономическая мощь, но так же и интеллектуальный вызов. Одним из важных факторов быстрого экономического роста КНР стала успешная реализация стратегии «Выхода за рубеж», которая была озвучена еще в 1998 году Цзян Цзэминем. Сегодня Китай ведет свою политику, с позиции «умной силы», используя всевозможные экономические механизмы и рычаги воздействия, добиваясь своих геополитических целей.
Наряду с общими вопросами и изучением проблем положения Китая в мировой политике, актуальны исследования и отдельных направлений его внешней политики. Среди множеств направлений, особое положение занимает Центральноазиатский регион, находящийся в непосредственной близости от Китая. КНР по многим причинам заинтересован в выстраивании конструктивного диалога и взаимодействия с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, которые обрели независимость сравнительно недавно. Регион богат природными ресурсами, в особенности углеводородами. А в условиях ускоренного экономического развития КНР приходится заботиться о проблемах энергетической безопасности, поэтому Центральная Азия представляется перспективным маршрутом диверсификации импорта топлива. Экономические интересы Китая в ЦАР не ограничиваются энергетическими аспектами: также во главу угла поставлено развитие западных районов, в первую очередь Синьцзяно-Уйгурского автономного региона, который граничит с государствами Центральной Азии.
Сегодня взаимоотношения Китая и стран ЦА вышли на новый уровень и отчасти, благодаря новой концепции, провозглашенной Си Цзиньпином в 2013 году. Концепция «Один пояс Один путь» кардинально меняет расстановку сил внутри региона и делает Центральную Азию чуть ли не ключевым пунктом в этом проекте. И мы не ошибемся, если скажем, что данный проект еще один ключевой экономический рычаг Китая в отношениях со странами ЦА. Кредиты, инвестиции, инфраструктурные проекты – все это стало частью политики Китая по взаимодействию с государствами и даже регионами богатыми природными ресурсами или же представляющими стратегическую важность. Особенно успешно такой формат взаимодействия применяется именно к странам Центральной Азии.
Регион Центральной Азии имеет важную геополитическую роль, что обуславливает вовлеченность в этот регион все большего количества международных акторов. Проводя, так называемые, «многовекторные внешние политики», центральноазиатские государства вовлекают в регион максимальное количество доноров. Однако зачастую, геополитическое соперничество оказывает негативное влияние на проекты содействия развитию. Присутствие в регионе различных сил приводит к тому, что внешняя помощь становится не только фактором помощи в содействии развития и обеспечения безопасности, но и фактором продвижения собственно национальных интересов в рамках разного рода проектов.
Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, все возрастающим значением, которое Центральная Азия играет в современных международных отношениях, являясь точкой пересечения интересов крупнейших мировых акторов – России, США, Китая, ЕС, и, одновременно, полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама. Центральная Азия – ключевой регион на карте мира, установление контроля над которым позволяет управлять глобальным транзитом углеводородов и других видов стратегического сырья для крупнейших развивающихся экономик (прежде всего, Китая) и, как следствие, влиять на их экономический рост, совокупную мощь и направления экспансии. Свое исключительное положение Центральная Азия сохраняет и сегодня.
В связи с этим столь активная экономическая политика Китая в Центральноазиатском регионе вызывает бурные обсуждения в среде политологов, экономистов и исследователей международных отношений. Не является ли Китай той самой державой, которая в скором времени будет иметь контроль над стратегическим евразийским регионом, Хартлендом современных международных отношений.
В этом контексте представляется актуальным рассмотреть позиции Китая как одного из крупнейших актором мировой политики в вопросах расширения своего геополитического и геоэкономического влияния в регионе Центральной Азии.
Однако, прежде чем приступить к изучению проблемы, необходимо определиться с понятием «Центральная Азия» и с его геополитическими рамками. В советский период понятия «Центральная Азия» не существовало, эта территория обозначалась как «Средняя Азия и Казахстан». Впервые сами страны региона обозначили свои геополитические рамки в 1993 г., когда произошла встреча глав всех пяти независимым республик. По инициативе президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, за регионом закрепилось новое название - «Центральная Азия» , охватывающее пять республик: Казахстан, Каиргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Однако не все согласились с географическим рамками Центральноазиатского региона. Так, в 2005 г. С.Ф. Старр предложил проект «Большая Центральная Азия» , куда помимо пяти республик вошли территории Китая, Монголии, Ирана и Афганистан.
В рамках диссертации, под «Центральной Азией» предполагается регион, ограниченный пятью государствами, бывшими постсоветскими республиками: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Цель магистерской диссертации - определить роль экономической политики Китая в развитии государств Центральной Азии.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть этапы становления внешнеполитического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;
2. Определить геополитическую значимость Центральноазиатского региона для Китая;
3. Выявить факторы сотрудничества КНР со странами Центральной Азии;
4. Проанализировать основные экономические инструменты Китая, применяемые относительно государств Центральной Азии;
5. Выявить степень зависимости государств Центральной Азии от экономического участия Китая
6. Изучить роль проекта Экономического пояса Шелкового пути как экономического инструмента Китая.
Объектом исследования является экономическая политика Китая на современном этапе развития.
Предмет исследования - экономическое взаимодействие Китая со странами Центральной Азии.
Хронологические рамки исследования ограничиваются современным этапом (1991-2017гг.) развития отношений Китая с пятью государствами Центральной Азии. За точку отсчета предлагается взять 1991 г., когда Центральноазиатские республики обрели независимость и заключение дипломатических отношений с Китаем. Верхний рубеж исследования ограничивается форумом «Один пояс - один путь», который состоялся в середине мая 2017 г., по итогам которого было принято совместное коммюнике, где были обозначены цели и принципы, а также видение совместного будущего в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Данный форум также важен с точки зрения масштабов инвестиций, обещанных Китаем. Пекин намерен увеличить финансовую поддержку и выделить в Фонд Шелкового пути 14,5 млрд. долларов, и 55 млрд. долларов выделить в виде займов на развитие своей инициативы .
Диссертационное исследование основывается на двух подходах: неореалистическом и геополитическом. Неореалистический подход во главу угла ставит понятие силы и мощи государства. Только в отличие от классического реализма, где главной составляющей был военный фактор, неореализм выводит еще один критерий – экономика. Экономическое развитие становится сегодня определяющим фактором успеха государства в рамках мировой политики, а также одним из инструментов «мягкой силы». Геополитический подход рассматривает международные отношения с точки зрения борьбы государств за территории и разделение сфер влияния. В рамках диссертации Центральная Азия представляет особую геополитическую значимость, ввиду своего энергоресурсного и транзитного потенциала. Именно поэтому регион является ареной борьбы ключевых акторов мировой политики, в том числе и Китая.
Методологическую основу исследования составляет:
 историко-ретроспективный метод, применяемый при рассмотрении этапов политического и экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии;
 Статистический метод был полезен при определении параметров и масштабов торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;
 метод сравнительного анализа использовался при оценке уровня зависимости каждого из государств Центральной Азии от экономического участия Китая;
 SWOT-анализ применялся при анализе угроз и возможностей для стран Центральной Азии при сотрудничестве с Китаем.
 Метод структурного анализа позволил рассмотреть государства Центральной Азии как единый регион, чтобы определить его геополитическую значимость в рамках проекта Экономического Шелкового пути;
Степень разработанности проблемы исследования. Совокупность исследований, взятых за основу диссертационной работы можно разделить на три труппы: к первой относятся исследования аспектов становления взаимоотношений Китая и стран Центральноазиатского региона и появление Центральноазиатского вектора во внешней политики Китая; ко второй группе относятся труды, посвященные изучению экономического фактора сотрудничества Китая и государств Центральной Азии. Третья группа включает в себя исследования по вопросу реализации китайского проекта Экономический пояс Шелкового пути в Центральноазиатском регионе.
Обширное исследование этапов сотрудничества, как в политической, так и в экономической областях между Китаем и странами Центральной Азии провела группа авторов во главе с экспертом по Центральной Азии В.В. Парамоновым. В своем научном труде А.Ф. Клименко анализирует геополитическое значение Центральноазиатского региона в современных международных отношениях, а также исследует интересы основных акторов, участвующих в жизни региона, прежде всего Китая. К исследованиям первой группы также стоит отнести работу Д.Б. Малышевой, в которой автор оценивает положение постсоветских республик в мировой политике, дает характеристику Центральноазиатскому региону и выявляет интересы Китая в регионе. Определенный вклад в исследование проблемы внес сборник статей Российского института стратегических исследований (РИСИ) под редакцией К.А. Кокаревой совместно с Китайской академией современных международных отношений. Авторы определяют уникальное географическое положение региона, характеризующееся богатой ресурсной базой и транзитным потенциалом, что собственно и привлекает в регион большое количество игроков. Особое внимание авторы уделяют политике Китая, проводимой в регионе. К первой группе можно также отнести работу авторского коллектива под редакцией доктора исторических наук Т.С. Гузенковой, где авторы рассматривают приоритеты и методы реализации внешнеполитической стратегии Китая в отношении стран Центральной Азии.
Вопросы китайско-центральноазиатского торгово-экономического взаимодействия находят отражения в трудах центральноазиатских исследователей. Особенно стоит выделить коллектив авторов В.В. Парамонова, А.В. Строкова и А.О. Столповского, которые в свое работе поэтапно и детально разобрали двусторонние экономические отношения Китая с каждой из стран Центральной Азии. Огромный вклад в изучение вопросов безопасности Центральноазиатского региона, его сотрудничества с Китаем, а также специфики китайского присутствия в регионе внесла монография казахстанского профессора К.Л. Сыроежкина, а также ряд его аналитических статей.
Геоэкономическая стратегия Китая и применяемые им экономические инструменты продвижения своих интересов отражены в работах В.Г. Гельбраса, Т.Г. Терентьевой, Я.В. Лексютиной, В.Н. Ремыга, Л.Е. Васильева, А.Э. Мордвиновой
Составляющая предмет исследования проблематика третьей группы, связанная с аспектами реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», а также ролью Центральноазиатского региона в данной стратегии является объектом анализа многих статей и докладов . Данная тема также отражена в аналитическом докладе, который подготовил авторский коллектив в составе: А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, Е.И. Денисов, К.Л. Сыроежкин и А.С. Пятачкова.
Источниковедческую базу исследования составили отчеты Всемирного банка и международной организации ЮНКТАД, Региональные соглашения, двусторонние межгосударственные соглашения в области внешнеполитических связей и экономики, Стратегии развития государств Центральной Азии и Китая ,концепция «Экономического пояса Шелкового пути» ,Доклад British Petroleum по мировой энергетике, данные Национального банк Республики Казахстан и Национальных статистических комитетов Республик Центральной Азии ,речи и обращения глав государств.
Научная новизна исследования заключается в ранжировании стран Центральной Азии по степени зависимости от экономического участия Китая.
• Выявляется взаимосвязь экономических и геополитических факторов в китайско-центральноазиатских отношениях.
• Среди экономических инструментов, применяемых КНР в странах Центральной Азии выделены: инвестиции, кредиты, продвижение инфраструктурных проектов, укрепление китайской валюты за счет увеличения количества валютных пар с участием юаня.
• Проект «Экономического Шелкового пути» выступает как один из механизмов «экономической экспансии» Китая, на примере которого проводится анализ зависимости государств Центральной Азии от экономической помощи Китая.
• Определено, что политика Китая, проводимая в регионе основывается на концепции «умной силы». Сочетание жесткой и мягкой силы отражены сочетающей в себе методы экономического давления и распространения культурных ценностей. Сдержанность китайской дипломатии сочетается с борьбой за удержание позиций в мировой экономике.
Структура диссертации определяется целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы. Общий объем диссертации 79 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


I. В рамках диссертационного исследования были выделены четыре этапа внешнеполитического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии:
1. 1991-1995 гг.–характеризуется установлением дипломатических отношений Китая и стран Центральной Азии. Основополагающими мотивами сотрудничества выступают пограничные споры и проблемы безопасности.
2. 1996-2000 гг. –происходит институциализация отношений в рамках «Шанхайской пятерки», обозначаются основные сферы сотрудничества: безопасность, энергоресурсы, экономика.
3. 2001-2013 гг. –характеризуется активизацией и укреплением двусторонних отношений Китая и стан Центральной Азии, увеличением товарооборота практически в 50 раз, реализацией энергетических проектов (строительство нефтепровода «Казахстан-Китай» и газопровода «Центральная Азия-Китай»).
4. 2013 г.- по настоящее время –данный этап характеризуется отказом китайского правительства от заветов Дэн Сяопина «держаться в тени и вести себя скромно и осторожно» и переходом к активной внешней политики, а также защите своих интересов на международной арене. В этой связи Центральноазиатский регион представляется стратегически важным в рамках концепции «Экономического Шелкового пути», поскольку является ключевой транзитной артерией данного проекта. На этом этапе отношения Китая и стран Центральной Азии характеризуются интенсификацией торгово-экономических отношений, транспортно-логистических проектов и увеличением инвестиционных потоков со стороны Китая.
II. В рамках исследования были выявлены аспекты, определяющие геополитическую значимость Центральноазиатского региона для Китая: во-первых, геополитической точки зрения, Центральная Азия представляет для Китая альтернативный и самый близлежащий вариант доставки энергоресурсов. Во-вторых, с геостратегической точки зрения, Центральная Азия – это выгодное географическое расположение, высокий транзитный потенциал и доступ к стратегически важным регионам Южной, Восточной Азии, Среднему Востоку и Европе, что позволит Китаю расширить рынки сбыта своих товаров. В-третьих, Центральноазиатский регион играет важную роль в стабилизации и развитии северо-западных районов Китая, в частности Синьцзяно-Уйгурского автономного района (СУАР). Сегодня, в условиях смещения геополитических приоритетов США и стран Европейского Союза в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также возрастающей проблемы энергетической безопасности и борьбы за доступ к энергоресурсам Центральная Азия представляется альтернативным источником нефти и газа. Кроме того, в условиях конкуренции экономических проектов США (Транс-Тихоокеанское партнерство) и Китая, Центральная Азия занимает ключевую позицию в новой китайской инициативе «Экономический пояс Шелкового пути».
III. Центральная Азия находится в сфере внешнеполитических интересов Китая, поэтому основные факторы сотрудничества определяются следующими положениями:
 Географическая близость региона тесно связана с политикой Китая по созданию пояса дружественных государств для дальнейшего внутреннего развития сраны.
 Богатая ресурсная база региона является подспорьем для взаимовыгодного сотрудничества, поскольку странам Центральной Азии необходимы инвестиции для освоения нефтегазовых ресурсов и рынки сбыта, а Китаю необходима диверсификация источников энергии. Вопрос бесперебойности поставок энергоресурсов и устойчивости цен на рынках энергоносителей одни из составляющих понятия «энергетической безопасности», что особенно актуально для Китая в свете экономической конкуренции с Соединенными Штатами.
 Высокий транзитный потенциал (доступ к стратегически важным регионам Южной, Восточной Азии и Среднему Востоку). Через страны Центральной Азии проходят основные пути в Европу, Южную Азию и Ближний Восток. А в свете реализации новой китайской концепции «Шелкового пути» этот фактор представляет стратегическое значение для Китая, который стремится осваивать новые рынки, в том числе и европейские.
 Одним из приоритетных направлений как внутренней, так и внешней политики Китая является экономическое развитие своих северо-западных регионов (СУАР), чтобы не только повысить его экономическое значение и придать стимул внутреннему развитию, но и минимизировать угрозу сепаратизма и терроризма, которые являются объединяющими для Китая и стран Центральной Азии. Поэтому совместные экономические проекты стран Центральной Азии и Китая призваны повысить уровень и качество жизни в СУАР, превратив эту область в одну из стратегических во внешнеэкономической политике Китая. В период реализации второго этапа (2011-2030) концепции «Большого освоения западных земель» в СУАР должны быть проложены транспортные коридоры для импорта энергоресурсов из Центральной Азии и обеспечен экономический потенциал региона для интервенции в западном направлении.
IV. В рамках «экономической экспансии» Китая в отношении стран Центральной Азии применяются следующие инструменты:
 Увеличение зарубежных инвестиций китайских предприятий, которые решают для Китая сразу три важных вопроса: доступ к современным технологиям, к энергоресурсам и другим полезным ископаемым, а также содействуют поиску новых рынков сбыта.
 Политика кредитования, которая стала важным рычагом Китая в выстраивании отношений со странами богатыми энергоресурсами. В частности, самая высокая кредитная активность Китая наблюдается в Казахстане и Туркменистане, как странах с большим запасом энергоресурсов. Как правило, кредиты предоставляются на льготной основе на срок 15-20 лет под низкий процент (1,5-3%).
 Участие Китая в транспортно-логистических проектах и их финансирование, что ведет к формированию его положительного имиджа, как среди населения стран, так и среди их элиты, которые в свою очередь отдают предпочтение Китаю в вопросах сотрудничества в сфере разработки и добычи энергоресурсов. Кроме того, в ходе реализации инфраструктурных проектов, непременным условием должно быть то, что подавляющее большинство рабочих должно быть гражданами Китая. Оказание трудовых услуг позволяет решать ряд внутренних проблем: Китай обеспечивает занятость своего населения, повышается профессиональный опыт китайских рабочих, стимулируется китайский экспорт в соответствующие страны.
 Превращение юаня в свободно конвертируемую валюту. Намереваясь увеличить долю юаня в мировых платежах, Китай в последнее время начал увеличивать количество валютных пар с участием юаня. Уже сегодня на пространстве Центральной Азии действует три своп-линии (с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном), которые позволяют производить валютные расчеты в одной валюте, эквивалентной сумме в другой.
V. В ходе сравнительного анализа автором была выявлена степень зависимости государств Центральной Азии от китайского экономического участия: 1. Высокая степень зависимости наблюдается в Таджикистане и Туркменистане. Для этих государств Китай является ключевым инвестором. Китайские инвестиции в экономику Таджикистана составляют 58% от общей суммы, в связи с этим долг страны перед Китаем уже составляет более полвины от всего внешнего долга (1,2 млрд. долларов). Экономика Туркменистана большей частью ориентирована на Китай: более 60% экспорта газа направляется в Поднебесную, а Китайская национальная нефтегазовая корпорация практически монополизировала разработки одного из самых крупным месторождений газа – Галканыш. 2. Средняя степень зависимости у Киргизии. Это определяется уровнем долга перед Китаем, который составляет 38% (1,5 млрд. долларов) от общего долга страны, а также инвестиционной активностью Китая, который занимает лидирующие позиции в стране. 3. Малая степень зависимости наблюдается у Казахстана и Узбекистана. Поскольку это страны с достаточно развитой экономикой среди государств региона, то они умело используют китайские кредиты и инвестиции, направляя их не только в сырьевой сектор, но и на развитие инновационно-технологических областей. Крое того, Китай не является ключевым инвестиционным партнером для этих стран, занимая лишь 4-е место.
Странам Центральной Азии необходимо более рационально подходить к сотрудничеству с Китаем, а также диверсифицировать свои экспортные потоки. Поскольку дальнейшая ориентация исключительно на Китай, это, прежде всего, касается Таджикистана и Туркменистана, может негативно сказаться на развитии национальной экономики этих стран и спровоцировать внутренние волнения.
VI. Инициатива ЭПШП не только кардинально поменяет геополитическое равновесие в регионе, но и усилит роль Китая как регионального лидера и выдвинет его в ряды держав, способных влиять на мировые процессы.
Растущая вовлеченность Китая в мировую экономику, зависимость от поставок энергоресурсов, вероятность террористической угрозы, а также нестабильность международной системы (санкции, блокада основных торговых путей Китая) – все эти факторы послужили толчком в поисках новых возможностей создания мирного внешнего окружения для своего внутреннего развития. Экономический пояс Шелкового пути – китайская инициатива, заточенная на диверсификацию своих торговых маршрутов, поставок энергоресурсов и увеличение объемов экспорта своих товаров в Европу. Проект китайского Шелкового пути – это стратегия стимулирования китайского экспорта.
Увеличение объемов товарооборота и инфраструктурные проекты будут способствовать, по замыслу китайского руководства, решению внутренних проблем Китая, связанных с экономической отсталостью северо-западных районов страны. А связка СУАР с Центральноазиатскими странами поможет снизить уровень конфликтности и угрозу терроризма.
Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» является приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности Китая, способный усилить позиции Пекина на международной арене.



1. Белая книга по энергетики Китая, 2007. [Электронный ресурс] URL:http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2008-06/17/content_15840243_4.htm (дата обращения-12.02.2017)
2. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев Университете // Женьминьжибао [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/95197/8392674.html (дата обращения- 27.03.2017)
3. Декларация о создании ШОС (15.06.2001 г.) [Электронный ресурс] URL:http:// http://infoshos.ru/ru/?id=37 (дата обращения-28.01.2017)
4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] URL:http://www.kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsx/dok_iedhai.htm (дата обращения-20.02.2017)
5. Договор о партнерских отношениях дружбы и сотрудничества между Китаем и Узбекистаном [Электронный ресурс] URL:http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2059800 (дата обращения-26.02.2017)
6. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути 21 века 2015/03/28 [Электронный ресурс] URL:http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml
7. Совместная декларация КНР и Республики Таджикистан об установлении отношений стратегического партнерства // Агентство Синьхуа [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/31521/8251299.html (дата обращения-23.02.2017)
8. Совместная декларация Китая и Казахстана об установлении и развитии стратегического партнерства [Электронный ресурс] URL:http://kz.chineseembassy.org/rus/ztbd/shanghai/huzhuxifanghabingchuxifenghui/t205202.htm (дата обращения-20.02.2017)
9. Совместная Декларация об установлении отношений стратегического партнерства между Китайской Народной Республикой и Туркменистаном // Министерство иностранных дел КНР [Электронный ресурс] URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/t1154276.shtml
10. Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско - китайской государственной границе [Электронный ресурс] URL:http:// http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsi/dok_pernsi.htm (дата обращения-28.01.2017)
11. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (07.06.2002 г.) [Электронный ресурс] URL:http:// http://infoshos.ru/ru/?id=33 (дата обращения-28.01.2017)
12. Шанхайская конвенция 2001 г. [Электронный ресурс] URL:http:// http://infoshos.ru/ru/?id=86
13. Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 - 2019 годы [Электронный ресурс] URL:http://kfm.gov.kz/ru/activity/strategy-and-program/state-program-on-infrastructure-development-nurly.html
14. World Investment Report 2016, UNCTAD Р. 6.[Электронныйресурс]. URL:http//www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_en.pdf (дата обращения-08.02.2017)
15. China Global Investment Tracker. [Электронный ресурс] URL:http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения-10.02.2017)

Научные издания (книги, монографии):
1. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). М.: Научный эксперт, 2016. – 130 с.
2. Клименко А.Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009. – 373 с
3. Малышева Д.Б. Центральноазиатский узел мировой политики. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – 100
4. Один пояс – один путь»: инициатива с китайской спецификой / Ю. Кулинцев. – М.: РСМД. – 22.06.2015. [Электронный ресурс] URL:http://www.russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/1868
5. Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский А.О. Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат». – 2010. – 160 с.
6. Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский А.О. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: 2008 г. – 201 с.
7. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии. № 28/2016 / [А.А. Казанцев, И.Д. Звягельская, Е.М. Кузьмина, С.Г. Лузянин]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2016. – 52 с.
8. Страны СНГ и Балтии в глобальной политике Китая / под ред. д.и.н. Т.С. Гузенковой, М.В. Карпова. – М.: РИСИ, 2013. – 166 с.
9. Центральная Азия сегодня:вызовы и угрозы/ Под общей редакцией доктора политических наук, профессора К.Л. Сыроежкина: Монография. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. – 456 с.
10. Центральная Азия: проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая): сб. ст. / под ред. К. А. Кокарева, Д. А. Александрова, И. Ю. Фроловой. – М.: РИСИ, 2013. – 316 с.
11. SébastienPeyrouse Central Asia’s growing partnership with China, October 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aei.pitt.edu/13585/1/WP4-EN.pdf (дата обращения – 28.01.2017)

Статьи в научных журналах:
1. Васильев Л.Е. О современном состоянии политического и экономического сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии// Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – Т. 21. – № 21. – 2016. С 174-188
2. Гельбрас В.Г. Геоэкономическая стратегия Китая // Азия и Африка сегодня. - №1. – 2016
3. Голишников О. Центральная Азия на прицеле Китая: последствия для России / Россия в глобальной политике. – 2014. [Электронный ресурс] URL:http://www.gobalaffairs.ru/studconf/Tcentralnaya-Aziya-na-pritcele-Kitaya-posledstviya-dlya-Rossii-16693 (дата обращения-02.02.2017)
4. Горбунова М.Л., Комаров И.Д. Гибридные механизмы многостороннего экономического сотрудничества – новое явление во внешней политике КНР// Вестник международных организаций. - № 3. – 2016. – С. 82-98 [Электронный ресурс] URL:https://iorj.hse.ru/2016-11-3/193352853.html (дата обращения-18.03.2017)
5. Данильченко А.В., Гаврилко Г.Н. Сюй Люмэй Экономическая транснационализация бизнеса китайских компаний// «Новости науки и технологий». - № 4 (39). – 2016. URL:http//www.belisa.org.by/pdf/Publ/Art6_i39.pdf (дата обращения-10.02.2017)
6. Денисов И. Шелковая безопасность: новая китайская концепция развития и правила игры в Евразии / И. Денисов // Индекс безопасности. - № 3 (114). – 2015
7. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. М.: ИМЭМО РАН, 2009 [Электронный ресурс]. URL:http://www.imemo.ru/index.php?page_id=645&id=746 (дата обращения-02.02.2017)
8. Зеленева И.В. История экономического присутствия Российской Федерации и Китайской Народной Республики в Центральной Азии (1991-2008 гг.) // Евразийский юридический журнал. - № 12 (91). - 2015.
9. Зеленева И.В. Перспективы экономического и политического присутствия России и Китая в Центральной Азии // Управленческое консультирование. - № 9 (69). – 2014 [Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-prisutstviya-rossii-i-kitaya-v-tsentralnoy-azii
10. Зонн И.С, Тянь Юй-чжао Новое прочтение Великого Шелкового пути
11. Из истории делимитации государственных границ Республики Казахстан / Ауанасова А.М., Сулейменов А.М. // Евразийский юридический журнал. - № 4 (23). – 2010. [Электронныйресурс]. URL: http://www. eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=652%3A2010-06-03-09-21-06&catid=99%3A2010-06-02-08-56-30&Itemid=124 (датаобращения – 28.01.2017)
12. Кефели И. Ф., Светличный С. А. Евразийская геополитика — идейная основа формирования полицентричного мира // Геополитика и безопасность. - № 2. – 2014. - С.78-83.
13. Кефели И.Ф., Малафеев О. А. Проблемы объединения интересов государств ЕАЭС, ШОС и БРИКС в контексте теории кооперативных игр // Геополитика и безопасность. - № 3. – 2015. – С. 33-42.
14. Кравченко Л.И. Новый шелковый путь – не экономика, а геополитика// Центр Сулакшина, Центр научной политической мысли и идеологии.- 02.08.16
15. Лексютина Я.В. Экономическая дипломатия Китая в XXI веке // Проблемы Дальнего Востока. – №2. – 2015
16. Мальцев А.Е. Особенности политики КНР в Центральной Азии в оценках российских и западных ученых // Сравнительная политика. - № 4 (10). – 2012. – С. 17-31
17. Мордвинова А.Э. Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты// Российский институт стратегических исследований (РИСИ), 2016 [Электронный ресурс]. URL:http//www.riss.ru/analytics/28788
18. Мордвинова А.Э. Юань завоёвывает Центральную Азию// РИСИ. – 2016 [Электронный ресурс]URL:http://www.riss.ru/analytics/29924 (дата обращения - 16.02.2017)
19. Мордвинова А.Э. Китайский шелковый путь пройдет по железным дорогам Центральной Азии // Российский Институт Стратегических Исследований [Электронный ресурс] URL:http://www.riss.ru/analytics/27356 (дата обращения-05.04.2017)
20. Немчинова Т.С., Музалев А.А., Говоркова А,Е. Взаимодействие ключевых геополитических игроков в Центральной Азии: конкурентный выбор или историческая данность?// Актуальные проблемы мировой политики в 21 веке. Вып.8: сб.статей / под ред. В.С. Ягья, Т.С. Немчиновой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2016. – С. 213-223
21. Новосельцев С.В. Концепция «китайской мечты» и ее проактическое применение // Сравнительная политика. - №1. – 2016. – С. 5-21
22. О современном состоянии политического и экономического сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии// Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - №21. - 2016. - С.174-188
23. Островский А.В. Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» как путь к международому экономическому сотрудничеству // Азия и Африка сегодня. - №2. – 2015
24. Первыхин В.В. «Новый Шелковый путь» / Энергетическая политика. - №3. – 2014.
25. Ремыга В.Н. Новая глобальная стратегия Китая - Экономический пояс шелкового пути. – 2015. [Электронный ресурс ]. URL:http://www.ic-ie.com/remiga_artikle.docx
26. Савкович Е.В. Новые направления взаимодействия КНР и стран Центральной Азии в конце первого десятилетия 2000-х гг. // Сравнительная политика. 2011. № 4. С. 75–89
27. Серебрякова Н.В Центральноазиатская политика КНР как региональная проекция «теории гармоничного мира» [Электронный ресурс] URL:http://www.ifes-ras.ru/attaches/conferences/2009_round_table_shoss/serebryakova.pdf (дата обращения-18.03.2017)
28. Ся Липин, Цзян Сиюань Чжунго хэпин цзюэци (Мирное возвышение Китая)// Россия в глобальной политике. – 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/book/n_4246 (дата обращения-18.03.2017)
29. Терентьева Т.Г. КНР. Дальнейшее развитие стратегии «Выхода за рубеж» // Азия и Африка сегодня. - №4. – 2015


Электронные ресурсы:
1. Алексеева Н., Хлусова К.Маршрут построен: почему Шелковый путь из Китая в Европу трудно проложить без России,09.02.2017 [Электронный ресурс] URL:http://www.russian.rt.com/world/article/357606-shyolkovyi-put-kitai-evropa-rossiya (дата обращения-03.04.2017
2. Аминжонов Ф. Игра «старыми картами»: чем грозит чрезмерная зависимость Туркменистана от китайского спроса на газ? // Central Asis Analytical Network .- 17.02.17 [Электронный ресурс] www.caa-network.org/archives/8406 (дата обращения-26.02.2017)
3. Бактыгулов Шерадил Китай и Кыргызстан: основные вызовы и тенденции сотрудничества// Central Asian Bureau for Analytical Reporting (CABAR). – 29.03.16 [Электронный ресурс] URL:http://www.cabar.asia/ru/sheradil-baktygulov-kitaj-i-kyrgyzstan-osnovnye-vyzovy-i-tendentssii-sotrudnichestva (дата обращения-25.02.2017)
4. Бондаренко К. Внешний долг Таджикистана: растущие риски на фоне хрупкой стабильности// Central Asian Bureau for Analytical Reporting (CABAR). - 12.10.2016. [Электронный ресурс] URL: http://cabar.asia/ru/konstantin-bondarenko-vneshnij-dolg-tadzhikistana-rastushhie-riski-na-fone-hrupkoj-stabilnosti/?upm_export=print (дата обращения-16.02.2017)
5. Елюбаева Айнагуль РК и Китай реализуют совместные проекты на $24 млрд // Капитал – Центр деловой информации, 20.01.2016 [Электронный ресурс] URL:https://kapital.kz/economic/47156/rk-i-kitaj-realizuyut-sovmestnye-proekty-na-24-mlrd.html (дата обращения-10.02.2017)
6. Зависимость КНР от поставок зарубежной нефти вырастет до 66%. [Электронный ресурс] URL:http://www.rosbalt.ru/business/2014/03/19/1245770.html (дата обращения-10.02.2017)
7. Инвестиции Китая в Кыргызстан: плюсы и минусы, 12.12.2014 [Электронный ресурс] URL:http://www.investicii-v.ru/investicii-kitaja-v-kyrgyzstan-pljusy-i-minusy (дата обращения-23.02.2017)
8. Казахстан и ЕС подпишут новое Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве // Информационное агентство ТАСС, 21.12.2015 [Электронный ресурс] URL:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2544389 (дата обращения-02.02.2017)
9. Казахстан и Китай укрепляют торгово-экономические отношения// International Trade and Sustainable Davelopment. - 23.09.15 [Электронный ресурс] URL:http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/казахстан-и-китай-укрепляют-торгово-экономические-отношения (дата обращения-20.02.2017)
10. Казахстан и Китай подписали договор о передаче CNPC доли в месторождении Кашаган// Информационное агентство REGNUM [Электронный ресурс] URL:http://www.regnum.ru/news/1704418.html (дата обращения-28.03.2017)
11. Казахстан создаст 50 совместных с Китаем предприятий. - 21.09.16 [Электронный ресурс] URL:http:// www.newtimes.kz/ekonomika/item/38512-kazakhstan-sozdast-50-sovmestnykh-s-kitaem-predpriyatij
12. Как Китай отвоевывает у России Центральную Азию // Газета «Ведомости». – 15.10.2015. . [Электронный ресурс] URL:http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/26/614254-kitai-aziyu-rossii?from=newsletter-editor-choice (дата обращения-02.02.2017)
13. Китай может выйти из числа чистых экспортеров капитала// Международное информационное агентство Деловой Казахстан, 28.03.17 [Электронный ресурс] URL:http//www.dknews.kz/xinhua/13827-kitai-mozhet-vyjti-iz-chisla-chistykh-eksporterov-kapitala.html (дата обращения-10.02.2017)
14. Китайско-казахстанские двусторонние отношения характеризуются близостью, стабильностью, скоростью и прагматичностью -- Лэ Юйчэн, Агентство Синьхуа, 06.09.2013 [Электронный ресурс] URL:http://www.russian.cri.cn/841/2013/09/05/1s482134.htm (дата обращения-20.02.2017)
15. Китай наращивает инвестиции в Казахстан// InternationalTradeandSustainableDavelopment [Электронный ресурс] URL:http:// www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/китай-наращивает-инвстиции-в-казахстан (дата обращения-10.02.2017)
16. Китайские инвестиции в Кыргызстан: все ли так безоблачно?//Центральноазиатский портал. – 17.03.2014 [Электронный ресурс] URL:http://www.ca-portal.ru/article:10925 (дата обращения-25.02.2017)
17. Китай прокладывает железный «Шелковый путь» к лидерству // Информационный портал «Накануне». – 03.09.2015 [Электронный ресурс] URL:http://www.nakanune.ru/articles/110851/ (дата обращения-28.03.2017)
18. Китай вошел в нефтяной мегапроектКашаган в Казахстане [Электронный ресурс] URL:http://www.ru.reuters.com/article/businessNews/idRUMSE98800520130909 (дата обращения-(дата обращения-28.03.2017)
19. Китай получил 138,6 млрд м3 газа из Туркменистана по сети газопроводов Центральная Азия – Китай, 26.05.2016 [Электронный ресурс] URL:http://www.neftegaz.ru/news/view/149466-Kitay-poluchil-1386-mlrd-m3-gaza-iz-Turkmenistana-po-seti-gazoprovodov-Tsentralnaya-Aziya-Kitay (дата обращения-28.03.2017)
20. Китай оплатит новый газопровод из Туркмении [Электронный ресурс] URL:http://www.lenta.ru/news/2013/09/04/pipeline/ (дата обращения-28.03.2017)
21. Кравченко Л.И. Новый шелковый путь – не экономика, а геополитика// Центр Сулакшина, Центр научной политической мысли и идеологии.- 02.08.16 [Электронный ресурс] URL:http://rusrand.ru/analytics/novyj-shelkovyj-put-ne-ekonomika-a-geopolitika (дата обращения- 28.03.2017)
22. Куда пойдут 14 млрд долларов китайских инвестиций в Казахстан. - 19.02.15 [Электронный ресурс] URL:http://www.forbez.kz/finances/investment/zolotoy_dojd_iz_podnebesnoy (дата обращения-10.02.2017)
23. Лексютина Я.В. О «добрососедской дипломатии» Китая // Новое Восточное обозрение. 19.10.2015 [Электронный ресурс] URL: http://ru.journal-neo.org/2015/10/19/o-dobrososedskoj-diplomatii-kitaya/
24. Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Комитет по статистике [Электронный ресурс] URL: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersCrossTrade2015?lang=ru&_afrLoop=23004544210681541#%40%3F_afrLoop%3D23004544210681541%26lang%3Dru%26_adf.ctrl-state%3Dranmi3zby_60 (дата обращения-10.02.2017)
25. Обзормировойэнергетики // BP Statistical Review of World Energy. – June 2015.
26. Обзор: Китай и Узбекистан на пути стратегического партнерства //Синьхуа новости [Электронный ресурс] URL:http://russian.news.cn/2016-06/20/c_135451476.htm (дата обращения-26.02.2017)
27. Оверченко Михаил Таджикистан привлечет 6 млрд. долларов китайских инвестиций// Ведомости. – 22.10.14 [Электронный ресурс] URL:http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/10/22/Tadzhikistan-privlechet-6-mlrd-kitajskih-investicij (дата обращения-23.02.2017)
28. О деятельности CNPC в Казахстане. Сайт китайской национальной нефтегазовой корпорации. [Электронный ресурс] URL:http//www.cnpc.com.cn/ru/ (дата обращения-12.02.2017)
29. Одинцов В. Стратегическое присутствие Китая в Средней Азии / Владимир Одинцов // Война и мир. – 25.03.2016. [Электронный ресурс]. URL:http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/110306 (дата обращения-28.01.2017)
30. Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России / А. Артемьев, Г. Макаренко // Новостной портал РБК, 15.12.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/politics/15/12/2015/56703a6d9a7947f88a89ae7d (дата обращения-05.04.2017)
31. Открыта своп-линия между Таджикистаном и Китаем// Новостной портал Таджикистана. – 14.12.2015 [Электронный ресурс] URL: http://ru.sputnik-tj.com/economy/20151214/1017929810.html (дата обращения - 16.02.2017)
32. Официальный сайт компании КазМунайГаз [Электронный ресурс] URL:http://www.kmgep.kz/rus/investor_relations/financial_information/?cid=12 (дата обращения-10.02.2017)
33. Попов Д.С. Таджикистан в контексте внешнеэкономических стратегий крупных государств [Электронный ресурс]URL:https://riss.ru/images/pdf/journal/2011/3/06_%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D0%94.%20%D0%A1..pdf (дата обращения-16.02.2017)
34. Сокращение объемов товарооборота Казахстана: основные факторы риска [Электронный ресурс] URL:http://www.stanradar.com/news/full/16871-sokraschenie-obemov-tovarooborota-kazahstana-osnovnye-faktory-riska.html (дата обращения-10.02.2017)
35. Стратегия пояса и пути открывает перед Синьцзяном большие возможности развития // Журнал «Китай». – 03.12.2015 [Электронный ресурс] http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-03/11/content_35025760.htm (дата обращения-05.04.2017)
36. Фаттох Н. Таджикистан-Китай. Экономическое сотрудничество или экономическое подневолье? // ЦентрАзия- аналитический портал. – 15.02.16 [Электронный ресурс] URL:http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1455538260 (дата обращения-23.02.2017)
37. Шепард Уэйд Многочисленные маршруты между Китаем и Европой: почему новый Шелковый путь станет настоящим поворотным моентом [Электронный ресурс] URL:http://www.inosmi.ru/politic/20170418/239166335.html (дата обращения-03.04.2017)
38. Шустов А. Туркменистан сменил зависимость от России на Китай// Евразия эксперт. – 26.12.16 [Электронный ресурс] URL:http://www.eurasia.expert/turkmenistan-smenil-zavisimost-ot-rossii-na-kitay (дата обращения-26.02.2017)
39. Юнсалиева Ф. Инвестиционная политика Китая в Центральной Азии, 2016. [Электронный ресурс] URL:https://www.turkishnews.com/ru/content/2016/12/07/инвестиционная-политика-китая-в-цент/ (дата обращения-16.02.2017)
40. Jack Farchy, James Kygne, Chris Campbell, David Blood The new Trade Routes: Silk Road Corridor// Financial Times, 14.09.2016 [Электронный ресурс] URL:http://www.ig.ft.com/sites/special-reports/one-belt-one-road/
41. U.S. Energy Information Administration analysis based on United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD/RMT/2013), Review of Maritime Transport 2013, Annex I: World seaborne trade by country group (December 2013). http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=753; Cedigaz, Statistical Database (August 29, 2013); Lloyd's List Intelligence, Analysis of Petroleum Exports (APEX) database; BP, Statistical Review of World Energy 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ