Экономическая политика Китая в регионе Центральной Азии
|
Введение
Глава 1. Внешнеполитический вектор сотрудничества Китая и стран Центральной Азии
1.1. Этапы становления внешнеполитических отношений Китая и стран Центральноазиатского региона
1.2. Геополитическое значение Центральноазиатского региона для Китая
1.3. Основные факторы сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии
Глава 2. Экономические интересы Китая в Центральной Азии
2.1. Экономические инструменты, применяемые Китаем в Центральноазиатском регионе
2.2. Экономическое сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии
2.3. Сравнительный анализ зависимости государств ЦА от экономического участия Китая в регионе
Глава 3. Экономический пояс Шелкового пути – новая геополитическая и геоэкономическая стратегия Китая
3.1. Роль Центральноазиатского региона в китайской инициативе Шелкового пути
3.2. Проект ЭПШП как проявление «умной силы» Китая в регионе
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Внешнеполитический вектор сотрудничества Китая и стран Центральной Азии
1.1. Этапы становления внешнеполитических отношений Китая и стран Центральноазиатского региона
1.2. Геополитическое значение Центральноазиатского региона для Китая
1.3. Основные факторы сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии
Глава 2. Экономические интересы Китая в Центральной Азии
2.1. Экономические инструменты, применяемые Китаем в Центральноазиатском регионе
2.2. Экономическое сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии
2.3. Сравнительный анализ зависимости государств ЦА от экономического участия Китая в регионе
Глава 3. Экономический пояс Шелкового пути – новая геополитическая и геоэкономическая стратегия Китая
3.1. Роль Центральноазиатского региона в китайской инициативе Шелкового пути
3.2. Проект ЭПШП как проявление «умной силы» Китая в регионе
Заключение
Список источников и литературы
Сегодня тема возвышения Китая является ключевым фактором в развитии современной мировой политики. Современный Китай – это не только политическая и экономическая мощь, но так же и интеллектуальный вызов. Одним из важных факторов быстрого экономического роста КНР стала успешная реализация стратегии «Выхода за рубеж», которая была озвучена еще в 1998 году Цзян Цзэминем. Сегодня Китай ведет свою политику, с позиции «умной силы», используя всевозможные экономические механизмы и рычаги воздействия, добиваясь своих геополитических целей.
Наряду с общими вопросами и изучением проблем положения Китая в мировой политике, актуальны исследования и отдельных направлений его внешней политики. Среди множеств направлений, особое положение занимает Центральноазиатский регион, находящийся в непосредственной близости от Китая. КНР по многим причинам заинтересован в выстраивании конструктивного диалога и взаимодействия с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, которые обрели независимость сравнительно недавно. Регион богат природными ресурсами, в особенности углеводородами. А в условиях ускоренного экономического развития КНР приходится заботиться о проблемах энергетической безопасности, поэтому Центральная Азия представляется перспективным маршрутом диверсификации импорта топлива. Экономические интересы Китая в ЦАР не ограничиваются энергетическими аспектами: также во главу угла поставлено развитие западных районов, в первую очередь Синьцзяно-Уйгурского автономного региона, который граничит с государствами Центральной Азии.
Сегодня взаимоотношения Китая и стран ЦА вышли на новый уровень и отчасти, благодаря новой концепции, провозглашенной Си Цзиньпином в 2013 году. Концепция «Один пояс Один путь» кардинально меняет расстановку сил внутри региона и делает Центральную Азию чуть ли не ключевым пунктом в этом проекте. И мы не ошибемся, если скажем, что данный проект еще один ключевой экономический рычаг Китая в отношениях со странами ЦА. Кредиты, инвестиции, инфраструктурные проекты – все это стало частью политики Китая по взаимодействию с государствами и даже регионами богатыми природными ресурсами или же представляющими стратегическую важность. Особенно успешно такой формат взаимодействия применяется именно к странам Центральной Азии.
Регион Центральной Азии имеет важную геополитическую роль, что обуславливает вовлеченность в этот регион все большего количества международных акторов. Проводя, так называемые, «многовекторные внешние политики», центральноазиатские государства вовлекают в регион максимальное количество доноров. Однако зачастую, геополитическое соперничество оказывает негативное влияние на проекты содействия развитию. Присутствие в регионе различных сил приводит к тому, что внешняя помощь становится не только фактором помощи в содействии развития и обеспечения безопасности, но и фактором продвижения собственно национальных интересов в рамках разного рода проектов.
Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, все возрастающим значением, которое Центральная Азия играет в современных международных отношениях, являясь точкой пересечения интересов крупнейших мировых акторов – России, США, Китая, ЕС, и, одновременно, полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама. Центральная Азия – ключевой регион на карте мира, установление контроля над которым позволяет управлять глобальным транзитом углеводородов и других видов стратегического сырья для крупнейших развивающихся экономик (прежде всего, Китая) и, как следствие, влиять на их экономический рост, совокупную мощь и направления экспансии. Свое исключительное положение Центральная Азия сохраняет и сегодня.
В связи с этим столь активная экономическая политика Китая в Центральноазиатском регионе вызывает бурные обсуждения в среде политологов, экономистов и исследователей международных отношений. Не является ли Китай той самой державой, которая в скором времени будет иметь контроль над стратегическим евразийским регионом, Хартлендом современных международных отношений.
В этом контексте представляется актуальным рассмотреть позиции Китая как одного из крупнейших актором мировой политики в вопросах расширения своего геополитического и геоэкономического влияния в регионе Центральной Азии.
Однако, прежде чем приступить к изучению проблемы, необходимо определиться с понятием «Центральная Азия» и с его геополитическими рамками. В советский период понятия «Центральная Азия» не существовало, эта территория обозначалась как «Средняя Азия и Казахстан». Впервые сами страны региона обозначили свои геополитические рамки в 1993 г., когда произошла встреча глав всех пяти независимым республик. По инициативе президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, за регионом закрепилось новое название - «Центральная Азия» , охватывающее пять республик: Казахстан, Каиргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Однако не все согласились с географическим рамками Центральноазиатского региона. Так, в 2005 г. С.Ф. Старр предложил проект «Большая Центральная Азия» , куда помимо пяти республик вошли территории Китая, Монголии, Ирана и Афганистан.
В рамках диссертации, под «Центральной Азией» предполагается регион, ограниченный пятью государствами, бывшими постсоветскими республиками: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Цель магистерской диссертации - определить роль экономической политики Китая в развитии государств Центральной Азии.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть этапы становления внешнеполитического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;
2. Определить геополитическую значимость Центральноазиатского региона для Китая;
3. Выявить факторы сотрудничества КНР со странами Центральной Азии;
4. Проанализировать основные экономические инструменты Китая, применяемые относительно государств Центральной Азии;
5. Выявить степень зависимости государств Центральной Азии от экономического участия Китая
6. Изучить роль проекта Экономического пояса Шелкового пути как экономического инструмента Китая.
Объектом исследования является экономическая политика Китая на современном этапе развития.
Предмет исследования - экономическое взаимодействие Китая со странами Центральной Азии.
Хронологические рамки исследования ограничиваются современным этапом (1991-2017гг.) развития отношений Китая с пятью государствами Центральной Азии. За точку отсчета предлагается взять 1991 г., когда Центральноазиатские республики обрели независимость и заключение дипломатических отношений с Китаем. Верхний рубеж исследования ограничивается форумом «Один пояс - один путь», который состоялся в середине мая 2017 г., по итогам которого было принято совместное коммюнике, где были обозначены цели и принципы, а также видение совместного будущего в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Данный форум также важен с точки зрения масштабов инвестиций, обещанных Китаем. Пекин намерен увеличить финансовую поддержку и выделить в Фонд Шелкового пути 14,5 млрд. долларов, и 55 млрд. долларов выделить в виде займов на развитие своей инициативы .
Диссертационное исследование основывается на двух подходах: неореалистическом и геополитическом. Неореалистический подход во главу угла ставит понятие силы и мощи государства. Только в отличие от классического реализма, где главной составляющей был военный фактор, неореализм выводит еще один критерий – экономика. Экономическое развитие становится сегодня определяющим фактором успеха государства в рамках мировой политики, а также одним из инструментов «мягкой силы». Геополитический подход рассматривает международные отношения с точки зрения борьбы государств за территории и разделение сфер влияния. В рамках диссертации Центральная Азия представляет особую геополитическую значимость, ввиду своего энергоресурсного и транзитного потенциала. Именно поэтому регион является ареной борьбы ключевых акторов мировой политики, в том числе и Китая.
Методологическую основу исследования составляет:
историко-ретроспективный метод, применяемый при рассмотрении этапов политического и экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии;
Статистический метод был полезен при определении параметров и масштабов торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;
метод сравнительного анализа использовался при оценке уровня зависимости каждого из государств Центральной Азии от экономического участия Китая;
SWOT-анализ применялся при анализе угроз и возможностей для стран Центральной Азии при сотрудничестве с Китаем.
Метод структурного анализа позволил рассмотреть государства Центральной Азии как единый регион, чтобы определить его геополитическую значимость в рамках проекта Экономического Шелкового пути;
Степень разработанности проблемы исследования. Совокупность исследований, взятых за основу диссертационной работы можно разделить на три труппы: к первой относятся исследования аспектов становления взаимоотношений Китая и стран Центральноазиатского региона и появление Центральноазиатского вектора во внешней политики Китая; ко второй группе относятся труды, посвященные изучению экономического фактора сотрудничества Китая и государств Центральной Азии. Третья группа включает в себя исследования по вопросу реализации китайского проекта Экономический пояс Шелкового пути в Центральноазиатском регионе.
Обширное исследование этапов сотрудничества, как в политической, так и в экономической областях между Китаем и странами Центральной Азии провела группа авторов во главе с экспертом по Центральной Азии В.В. Парамоновым. В своем научном труде А.Ф. Клименко анализирует геополитическое значение Центральноазиатского региона в современных международных отношениях, а также исследует интересы основных акторов, участвующих в жизни региона, прежде всего Китая. К исследованиям первой группы также стоит отнести работу Д.Б. Малышевой, в которой автор оценивает положение постсоветских республик в мировой политике, дает характеристику Центральноазиатскому региону и выявляет интересы Китая в регионе. Определенный вклад в исследование проблемы внес сборник статей Российского института стратегических исследований (РИСИ) под редакцией К.А. Кокаревой совместно с Китайской академией современных международных отношений. Авторы определяют уникальное географическое положение региона, характеризующееся богатой ресурсной базой и транзитным потенциалом, что собственно и привлекает в регион большое количество игроков. Особое внимание авторы уделяют политике Китая, проводимой в регионе. К первой группе можно также отнести работу авторского коллектива под редакцией доктора исторических наук Т.С. Гузенковой, где авторы рассматривают приоритеты и методы реализации внешнеполитической стратегии Китая в отношении стран Центральной Азии.
Вопросы китайско-центральноазиатского торгово-экономического взаимодействия находят отражения в трудах центральноазиатских исследователей. Особенно стоит выделить коллектив авторов В.В. Парамонова, А.В. Строкова и А.О. Столповского, которые в свое работе поэтапно и детально разобрали двусторонние экономические отношения Китая с каждой из стран Центральной Азии. Огромный вклад в изучение вопросов безопасности Центральноазиатского региона, его сотрудничества с Китаем, а также специфики китайского присутствия в регионе внесла монография казахстанского профессора К.Л. Сыроежкина, а также ряд его аналитических статей.
Геоэкономическая стратегия Китая и применяемые им экономические инструменты продвижения своих интересов отражены в работах В.Г. Гельбраса, Т.Г. Терентьевой, Я.В. Лексютиной, В.Н. Ремыга, Л.Е. Васильева, А.Э. Мордвиновой
Составляющая предмет исследования проблематика третьей группы, связанная с аспектами реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», а также ролью Центральноазиатского региона в данной стратегии является объектом анализа многих статей и докладов . Данная тема также отражена в аналитическом докладе, который подготовил авторский коллектив в составе: А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, Е.И. Денисов, К.Л. Сыроежкин и А.С. Пятачкова.
Источниковедческую базу исследования составили отчеты Всемирного банка и международной организации ЮНКТАД, Региональные соглашения, двусторонние межгосударственные соглашения в области внешнеполитических связей и экономики, Стратегии развития государств Центральной Азии и Китая ,концепция «Экономического пояса Шелкового пути» ,Доклад British Petroleum по мировой энергетике, данные Национального банк Республики Казахстан и Национальных статистических комитетов Республик Центральной Азии ,речи и обращения глав государств.
Научная новизна исследования заключается в ранжировании стран Центральной Азии по степени зависимости от экономического участия Китая.
• Выявляется взаимосвязь экономических и геополитических факторов в китайско-центральноазиатских отношениях.
• Среди экономических инструментов, применяемых КНР в странах Центральной Азии выделены: инвестиции, кредиты, продвижение инфраструктурных проектов, укрепление китайской валюты за счет увеличения количества валютных пар с участием юаня.
• Проект «Экономического Шелкового пути» выступает как один из механизмов «экономической экспансии» Китая, на примере которого проводится анализ зависимости государств Центральной Азии от экономической помощи Китая.
• Определено, что политика Китая, проводимая в регионе основывается на концепции «умной силы». Сочетание жесткой и мягкой силы отражены сочетающей в себе методы экономического давления и распространения культурных ценностей. Сдержанность китайской дипломатии сочетается с борьбой за удержание позиций в мировой экономике.
Структура диссертации определяется целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы. Общий объем диссертации 79 страниц.
Наряду с общими вопросами и изучением проблем положения Китая в мировой политике, актуальны исследования и отдельных направлений его внешней политики. Среди множеств направлений, особое положение занимает Центральноазиатский регион, находящийся в непосредственной близости от Китая. КНР по многим причинам заинтересован в выстраивании конструктивного диалога и взаимодействия с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, которые обрели независимость сравнительно недавно. Регион богат природными ресурсами, в особенности углеводородами. А в условиях ускоренного экономического развития КНР приходится заботиться о проблемах энергетической безопасности, поэтому Центральная Азия представляется перспективным маршрутом диверсификации импорта топлива. Экономические интересы Китая в ЦАР не ограничиваются энергетическими аспектами: также во главу угла поставлено развитие западных районов, в первую очередь Синьцзяно-Уйгурского автономного региона, который граничит с государствами Центральной Азии.
Сегодня взаимоотношения Китая и стран ЦА вышли на новый уровень и отчасти, благодаря новой концепции, провозглашенной Си Цзиньпином в 2013 году. Концепция «Один пояс Один путь» кардинально меняет расстановку сил внутри региона и делает Центральную Азию чуть ли не ключевым пунктом в этом проекте. И мы не ошибемся, если скажем, что данный проект еще один ключевой экономический рычаг Китая в отношениях со странами ЦА. Кредиты, инвестиции, инфраструктурные проекты – все это стало частью политики Китая по взаимодействию с государствами и даже регионами богатыми природными ресурсами или же представляющими стратегическую важность. Особенно успешно такой формат взаимодействия применяется именно к странам Центральной Азии.
Регион Центральной Азии имеет важную геополитическую роль, что обуславливает вовлеченность в этот регион все большего количества международных акторов. Проводя, так называемые, «многовекторные внешние политики», центральноазиатские государства вовлекают в регион максимальное количество доноров. Однако зачастую, геополитическое соперничество оказывает негативное влияние на проекты содействия развитию. Присутствие в регионе различных сил приводит к тому, что внешняя помощь становится не только фактором помощи в содействии развития и обеспечения безопасности, но и фактором продвижения собственно национальных интересов в рамках разного рода проектов.
Актуальность темы исследования определяется, в первую очередь, все возрастающим значением, которое Центральная Азия играет в современных международных отношениях, являясь точкой пересечения интересов крупнейших мировых акторов – России, США, Китая, ЕС, и, одновременно, полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама. Центральная Азия – ключевой регион на карте мира, установление контроля над которым позволяет управлять глобальным транзитом углеводородов и других видов стратегического сырья для крупнейших развивающихся экономик (прежде всего, Китая) и, как следствие, влиять на их экономический рост, совокупную мощь и направления экспансии. Свое исключительное положение Центральная Азия сохраняет и сегодня.
В связи с этим столь активная экономическая политика Китая в Центральноазиатском регионе вызывает бурные обсуждения в среде политологов, экономистов и исследователей международных отношений. Не является ли Китай той самой державой, которая в скором времени будет иметь контроль над стратегическим евразийским регионом, Хартлендом современных международных отношений.
В этом контексте представляется актуальным рассмотреть позиции Китая как одного из крупнейших актором мировой политики в вопросах расширения своего геополитического и геоэкономического влияния в регионе Центральной Азии.
Однако, прежде чем приступить к изучению проблемы, необходимо определиться с понятием «Центральная Азия» и с его геополитическими рамками. В советский период понятия «Центральная Азия» не существовало, эта территория обозначалась как «Средняя Азия и Казахстан». Впервые сами страны региона обозначили свои геополитические рамки в 1993 г., когда произошла встреча глав всех пяти независимым республик. По инициативе президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, за регионом закрепилось новое название - «Центральная Азия» , охватывающее пять республик: Казахстан, Каиргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Однако не все согласились с географическим рамками Центральноазиатского региона. Так, в 2005 г. С.Ф. Старр предложил проект «Большая Центральная Азия» , куда помимо пяти республик вошли территории Китая, Монголии, Ирана и Афганистан.
В рамках диссертации, под «Центральной Азией» предполагается регион, ограниченный пятью государствами, бывшими постсоветскими республиками: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Цель магистерской диссертации - определить роль экономической политики Китая в развитии государств Центральной Азии.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть этапы становления внешнеполитического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;
2. Определить геополитическую значимость Центральноазиатского региона для Китая;
3. Выявить факторы сотрудничества КНР со странами Центральной Азии;
4. Проанализировать основные экономические инструменты Китая, применяемые относительно государств Центральной Азии;
5. Выявить степень зависимости государств Центральной Азии от экономического участия Китая
6. Изучить роль проекта Экономического пояса Шелкового пути как экономического инструмента Китая.
Объектом исследования является экономическая политика Китая на современном этапе развития.
Предмет исследования - экономическое взаимодействие Китая со странами Центральной Азии.
Хронологические рамки исследования ограничиваются современным этапом (1991-2017гг.) развития отношений Китая с пятью государствами Центральной Азии. За точку отсчета предлагается взять 1991 г., когда Центральноазиатские республики обрели независимость и заключение дипломатических отношений с Китаем. Верхний рубеж исследования ограничивается форумом «Один пояс - один путь», который состоялся в середине мая 2017 г., по итогам которого было принято совместное коммюнике, где были обозначены цели и принципы, а также видение совместного будущего в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Данный форум также важен с точки зрения масштабов инвестиций, обещанных Китаем. Пекин намерен увеличить финансовую поддержку и выделить в Фонд Шелкового пути 14,5 млрд. долларов, и 55 млрд. долларов выделить в виде займов на развитие своей инициативы .
Диссертационное исследование основывается на двух подходах: неореалистическом и геополитическом. Неореалистический подход во главу угла ставит понятие силы и мощи государства. Только в отличие от классического реализма, где главной составляющей был военный фактор, неореализм выводит еще один критерий – экономика. Экономическое развитие становится сегодня определяющим фактором успеха государства в рамках мировой политики, а также одним из инструментов «мягкой силы». Геополитический подход рассматривает международные отношения с точки зрения борьбы государств за территории и разделение сфер влияния. В рамках диссертации Центральная Азия представляет особую геополитическую значимость, ввиду своего энергоресурсного и транзитного потенциала. Именно поэтому регион является ареной борьбы ключевых акторов мировой политики, в том числе и Китая.
Методологическую основу исследования составляет:
историко-ретроспективный метод, применяемый при рассмотрении этапов политического и экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии;
Статистический метод был полезен при определении параметров и масштабов торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;
метод сравнительного анализа использовался при оценке уровня зависимости каждого из государств Центральной Азии от экономического участия Китая;
SWOT-анализ применялся при анализе угроз и возможностей для стран Центральной Азии при сотрудничестве с Китаем.
Метод структурного анализа позволил рассмотреть государства Центральной Азии как единый регион, чтобы определить его геополитическую значимость в рамках проекта Экономического Шелкового пути;
Степень разработанности проблемы исследования. Совокупность исследований, взятых за основу диссертационной работы можно разделить на три труппы: к первой относятся исследования аспектов становления взаимоотношений Китая и стран Центральноазиатского региона и появление Центральноазиатского вектора во внешней политики Китая; ко второй группе относятся труды, посвященные изучению экономического фактора сотрудничества Китая и государств Центральной Азии. Третья группа включает в себя исследования по вопросу реализации китайского проекта Экономический пояс Шелкового пути в Центральноазиатском регионе.
Обширное исследование этапов сотрудничества, как в политической, так и в экономической областях между Китаем и странами Центральной Азии провела группа авторов во главе с экспертом по Центральной Азии В.В. Парамоновым. В своем научном труде А.Ф. Клименко анализирует геополитическое значение Центральноазиатского региона в современных международных отношениях, а также исследует интересы основных акторов, участвующих в жизни региона, прежде всего Китая. К исследованиям первой группы также стоит отнести работу Д.Б. Малышевой, в которой автор оценивает положение постсоветских республик в мировой политике, дает характеристику Центральноазиатскому региону и выявляет интересы Китая в регионе. Определенный вклад в исследование проблемы внес сборник статей Российского института стратегических исследований (РИСИ) под редакцией К.А. Кокаревой совместно с Китайской академией современных международных отношений. Авторы определяют уникальное географическое положение региона, характеризующееся богатой ресурсной базой и транзитным потенциалом, что собственно и привлекает в регион большое количество игроков. Особое внимание авторы уделяют политике Китая, проводимой в регионе. К первой группе можно также отнести работу авторского коллектива под редакцией доктора исторических наук Т.С. Гузенковой, где авторы рассматривают приоритеты и методы реализации внешнеполитической стратегии Китая в отношении стран Центральной Азии.
Вопросы китайско-центральноазиатского торгово-экономического взаимодействия находят отражения в трудах центральноазиатских исследователей. Особенно стоит выделить коллектив авторов В.В. Парамонова, А.В. Строкова и А.О. Столповского, которые в свое работе поэтапно и детально разобрали двусторонние экономические отношения Китая с каждой из стран Центральной Азии. Огромный вклад в изучение вопросов безопасности Центральноазиатского региона, его сотрудничества с Китаем, а также специфики китайского присутствия в регионе внесла монография казахстанского профессора К.Л. Сыроежкина, а также ряд его аналитических статей.
Геоэкономическая стратегия Китая и применяемые им экономические инструменты продвижения своих интересов отражены в работах В.Г. Гельбраса, Т.Г. Терентьевой, Я.В. Лексютиной, В.Н. Ремыга, Л.Е. Васильева, А.Э. Мордвиновой
Составляющая предмет исследования проблематика третьей группы, связанная с аспектами реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», а также ролью Центральноазиатского региона в данной стратегии является объектом анализа многих статей и докладов . Данная тема также отражена в аналитическом докладе, который подготовил авторский коллектив в составе: А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, Е.И. Денисов, К.Л. Сыроежкин и А.С. Пятачкова.
Источниковедческую базу исследования составили отчеты Всемирного банка и международной организации ЮНКТАД, Региональные соглашения, двусторонние межгосударственные соглашения в области внешнеполитических связей и экономики, Стратегии развития государств Центральной Азии и Китая ,концепция «Экономического пояса Шелкового пути» ,Доклад British Petroleum по мировой энергетике, данные Национального банк Республики Казахстан и Национальных статистических комитетов Республик Центральной Азии ,речи и обращения глав государств.
Научная новизна исследования заключается в ранжировании стран Центральной Азии по степени зависимости от экономического участия Китая.
• Выявляется взаимосвязь экономических и геополитических факторов в китайско-центральноазиатских отношениях.
• Среди экономических инструментов, применяемых КНР в странах Центральной Азии выделены: инвестиции, кредиты, продвижение инфраструктурных проектов, укрепление китайской валюты за счет увеличения количества валютных пар с участием юаня.
• Проект «Экономического Шелкового пути» выступает как один из механизмов «экономической экспансии» Китая, на примере которого проводится анализ зависимости государств Центральной Азии от экономической помощи Китая.
• Определено, что политика Китая, проводимая в регионе основывается на концепции «умной силы». Сочетание жесткой и мягкой силы отражены сочетающей в себе методы экономического давления и распространения культурных ценностей. Сдержанность китайской дипломатии сочетается с борьбой за удержание позиций в мировой экономике.
Структура диссертации определяется целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы. Общий объем диссертации 79 страниц.
I. В рамках диссертационного исследования были выделены четыре этапа внешнеполитического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии:
1. 1991-1995 гг.–характеризуется установлением дипломатических отношений Китая и стран Центральной Азии. Основополагающими мотивами сотрудничества выступают пограничные споры и проблемы безопасности.
2. 1996-2000 гг. –происходит институциализация отношений в рамках «Шанхайской пятерки», обозначаются основные сферы сотрудничества: безопасность, энергоресурсы, экономика.
3. 2001-2013 гг. –характеризуется активизацией и укреплением двусторонних отношений Китая и стан Центральной Азии, увеличением товарооборота практически в 50 раз, реализацией энергетических проектов (строительство нефтепровода «Казахстан-Китай» и газопровода «Центральная Азия-Китай»).
4. 2013 г.- по настоящее время –данный этап характеризуется отказом китайского правительства от заветов Дэн Сяопина «держаться в тени и вести себя скромно и осторожно» и переходом к активной внешней политики, а также защите своих интересов на международной арене. В этой связи Центральноазиатский регион представляется стратегически важным в рамках концепции «Экономического Шелкового пути», поскольку является ключевой транзитной артерией данного проекта. На этом этапе отношения Китая и стран Центральной Азии характеризуются интенсификацией торгово-экономических отношений, транспортно-логистических проектов и увеличением инвестиционных потоков со стороны Китая.
II. В рамках исследования были выявлены аспекты, определяющие геополитическую значимость Центральноазиатского региона для Китая: во-первых, геополитической точки зрения, Центральная Азия представляет для Китая альтернативный и самый близлежащий вариант доставки энергоресурсов. Во-вторых, с геостратегической точки зрения, Центральная Азия – это выгодное географическое расположение, высокий транзитный потенциал и доступ к стратегически важным регионам Южной, Восточной Азии, Среднему Востоку и Европе, что позволит Китаю расширить рынки сбыта своих товаров. В-третьих, Центральноазиатский регион играет важную роль в стабилизации и развитии северо-западных районов Китая, в частности Синьцзяно-Уйгурского автономного района (СУАР). Сегодня, в условиях смещения геополитических приоритетов США и стран Европейского Союза в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также возрастающей проблемы энергетической безопасности и борьбы за доступ к энергоресурсам Центральная Азия представляется альтернативным источником нефти и газа. Кроме того, в условиях конкуренции экономических проектов США (Транс-Тихоокеанское партнерство) и Китая, Центральная Азия занимает ключевую позицию в новой китайской инициативе «Экономический пояс Шелкового пути».
III. Центральная Азия находится в сфере внешнеполитических интересов Китая, поэтому основные факторы сотрудничества определяются следующими положениями:
Географическая близость региона тесно связана с политикой Китая по созданию пояса дружественных государств для дальнейшего внутреннего развития сраны.
Богатая ресурсная база региона является подспорьем для взаимовыгодного сотрудничества, поскольку странам Центральной Азии необходимы инвестиции для освоения нефтегазовых ресурсов и рынки сбыта, а Китаю необходима диверсификация источников энергии. Вопрос бесперебойности поставок энергоресурсов и устойчивости цен на рынках энергоносителей одни из составляющих понятия «энергетической безопасности», что особенно актуально для Китая в свете экономической конкуренции с Соединенными Штатами.
Высокий транзитный потенциал (доступ к стратегически важным регионам Южной, Восточной Азии и Среднему Востоку). Через страны Центральной Азии проходят основные пути в Европу, Южную Азию и Ближний Восток. А в свете реализации новой китайской концепции «Шелкового пути» этот фактор представляет стратегическое значение для Китая, который стремится осваивать новые рынки, в том числе и европейские.
Одним из приоритетных направлений как внутренней, так и внешней политики Китая является экономическое развитие своих северо-западных регионов (СУАР), чтобы не только повысить его экономическое значение и придать стимул внутреннему развитию, но и минимизировать угрозу сепаратизма и терроризма, которые являются объединяющими для Китая и стран Центральной Азии. Поэтому совместные экономические проекты стран Центральной Азии и Китая призваны повысить уровень и качество жизни в СУАР, превратив эту область в одну из стратегических во внешнеэкономической политике Китая. В период реализации второго этапа (2011-2030) концепции «Большого освоения западных земель» в СУАР должны быть проложены транспортные коридоры для импорта энергоресурсов из Центральной Азии и обеспечен экономический потенциал региона для интервенции в западном направлении.
IV. В рамках «экономической экспансии» Китая в отношении стран Центральной Азии применяются следующие инструменты:
Увеличение зарубежных инвестиций китайских предприятий, которые решают для Китая сразу три важных вопроса: доступ к современным технологиям, к энергоресурсам и другим полезным ископаемым, а также содействуют поиску новых рынков сбыта.
Политика кредитования, которая стала важным рычагом Китая в выстраивании отношений со странами богатыми энергоресурсами. В частности, самая высокая кредитная активность Китая наблюдается в Казахстане и Туркменистане, как странах с большим запасом энергоресурсов. Как правило, кредиты предоставляются на льготной основе на срок 15-20 лет под низкий процент (1,5-3%).
Участие Китая в транспортно-логистических проектах и их финансирование, что ведет к формированию его положительного имиджа, как среди населения стран, так и среди их элиты, которые в свою очередь отдают предпочтение Китаю в вопросах сотрудничества в сфере разработки и добычи энергоресурсов. Кроме того, в ходе реализации инфраструктурных проектов, непременным условием должно быть то, что подавляющее большинство рабочих должно быть гражданами Китая. Оказание трудовых услуг позволяет решать ряд внутренних проблем: Китай обеспечивает занятость своего населения, повышается профессиональный опыт китайских рабочих, стимулируется китайский экспорт в соответствующие страны.
Превращение юаня в свободно конвертируемую валюту. Намереваясь увеличить долю юаня в мировых платежах, Китай в последнее время начал увеличивать количество валютных пар с участием юаня. Уже сегодня на пространстве Центральной Азии действует три своп-линии (с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном), которые позволяют производить валютные расчеты в одной валюте, эквивалентной сумме в другой.
V. В ходе сравнительного анализа автором была выявлена степень зависимости государств Центральной Азии от китайского экономического участия: 1. Высокая степень зависимости наблюдается в Таджикистане и Туркменистане. Для этих государств Китай является ключевым инвестором. Китайские инвестиции в экономику Таджикистана составляют 58% от общей суммы, в связи с этим долг страны перед Китаем уже составляет более полвины от всего внешнего долга (1,2 млрд. долларов). Экономика Туркменистана большей частью ориентирована на Китай: более 60% экспорта газа направляется в Поднебесную, а Китайская национальная нефтегазовая корпорация практически монополизировала разработки одного из самых крупным месторождений газа – Галканыш. 2. Средняя степень зависимости у Киргизии. Это определяется уровнем долга перед Китаем, который составляет 38% (1,5 млрд. долларов) от общего долга страны, а также инвестиционной активностью Китая, который занимает лидирующие позиции в стране. 3. Малая степень зависимости наблюдается у Казахстана и Узбекистана. Поскольку это страны с достаточно развитой экономикой среди государств региона, то они умело используют китайские кредиты и инвестиции, направляя их не только в сырьевой сектор, но и на развитие инновационно-технологических областей. Крое того, Китай не является ключевым инвестиционным партнером для этих стран, занимая лишь 4-е место.
Странам Центральной Азии необходимо более рационально подходить к сотрудничеству с Китаем, а также диверсифицировать свои экспортные потоки. Поскольку дальнейшая ориентация исключительно на Китай, это, прежде всего, касается Таджикистана и Туркменистана, может негативно сказаться на развитии национальной экономики этих стран и спровоцировать внутренние волнения.
VI. Инициатива ЭПШП не только кардинально поменяет геополитическое равновесие в регионе, но и усилит роль Китая как регионального лидера и выдвинет его в ряды держав, способных влиять на мировые процессы.
Растущая вовлеченность Китая в мировую экономику, зависимость от поставок энергоресурсов, вероятность террористической угрозы, а также нестабильность международной системы (санкции, блокада основных торговых путей Китая) – все эти факторы послужили толчком в поисках новых возможностей создания мирного внешнего окружения для своего внутреннего развития. Экономический пояс Шелкового пути – китайская инициатива, заточенная на диверсификацию своих торговых маршрутов, поставок энергоресурсов и увеличение объемов экспорта своих товаров в Европу. Проект китайского Шелкового пути – это стратегия стимулирования китайского экспорта.
Увеличение объемов товарооборота и инфраструктурные проекты будут способствовать, по замыслу китайского руководства, решению внутренних проблем Китая, связанных с экономической отсталостью северо-западных районов страны. А связка СУАР с Центральноазиатскими странами поможет снизить уровень конфликтности и угрозу терроризма.
Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» является приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности Китая, способный усилить позиции Пекина на международной арене.
1. 1991-1995 гг.–характеризуется установлением дипломатических отношений Китая и стран Центральной Азии. Основополагающими мотивами сотрудничества выступают пограничные споры и проблемы безопасности.
2. 1996-2000 гг. –происходит институциализация отношений в рамках «Шанхайской пятерки», обозначаются основные сферы сотрудничества: безопасность, энергоресурсы, экономика.
3. 2001-2013 гг. –характеризуется активизацией и укреплением двусторонних отношений Китая и стан Центральной Азии, увеличением товарооборота практически в 50 раз, реализацией энергетических проектов (строительство нефтепровода «Казахстан-Китай» и газопровода «Центральная Азия-Китай»).
4. 2013 г.- по настоящее время –данный этап характеризуется отказом китайского правительства от заветов Дэн Сяопина «держаться в тени и вести себя скромно и осторожно» и переходом к активной внешней политики, а также защите своих интересов на международной арене. В этой связи Центральноазиатский регион представляется стратегически важным в рамках концепции «Экономического Шелкового пути», поскольку является ключевой транзитной артерией данного проекта. На этом этапе отношения Китая и стран Центральной Азии характеризуются интенсификацией торгово-экономических отношений, транспортно-логистических проектов и увеличением инвестиционных потоков со стороны Китая.
II. В рамках исследования были выявлены аспекты, определяющие геополитическую значимость Центральноазиатского региона для Китая: во-первых, геополитической точки зрения, Центральная Азия представляет для Китая альтернативный и самый близлежащий вариант доставки энергоресурсов. Во-вторых, с геостратегической точки зрения, Центральная Азия – это выгодное географическое расположение, высокий транзитный потенциал и доступ к стратегически важным регионам Южной, Восточной Азии, Среднему Востоку и Европе, что позволит Китаю расширить рынки сбыта своих товаров. В-третьих, Центральноазиатский регион играет важную роль в стабилизации и развитии северо-западных районов Китая, в частности Синьцзяно-Уйгурского автономного района (СУАР). Сегодня, в условиях смещения геополитических приоритетов США и стран Европейского Союза в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также возрастающей проблемы энергетической безопасности и борьбы за доступ к энергоресурсам Центральная Азия представляется альтернативным источником нефти и газа. Кроме того, в условиях конкуренции экономических проектов США (Транс-Тихоокеанское партнерство) и Китая, Центральная Азия занимает ключевую позицию в новой китайской инициативе «Экономический пояс Шелкового пути».
III. Центральная Азия находится в сфере внешнеполитических интересов Китая, поэтому основные факторы сотрудничества определяются следующими положениями:
Географическая близость региона тесно связана с политикой Китая по созданию пояса дружественных государств для дальнейшего внутреннего развития сраны.
Богатая ресурсная база региона является подспорьем для взаимовыгодного сотрудничества, поскольку странам Центральной Азии необходимы инвестиции для освоения нефтегазовых ресурсов и рынки сбыта, а Китаю необходима диверсификация источников энергии. Вопрос бесперебойности поставок энергоресурсов и устойчивости цен на рынках энергоносителей одни из составляющих понятия «энергетической безопасности», что особенно актуально для Китая в свете экономической конкуренции с Соединенными Штатами.
Высокий транзитный потенциал (доступ к стратегически важным регионам Южной, Восточной Азии и Среднему Востоку). Через страны Центральной Азии проходят основные пути в Европу, Южную Азию и Ближний Восток. А в свете реализации новой китайской концепции «Шелкового пути» этот фактор представляет стратегическое значение для Китая, который стремится осваивать новые рынки, в том числе и европейские.
Одним из приоритетных направлений как внутренней, так и внешней политики Китая является экономическое развитие своих северо-западных регионов (СУАР), чтобы не только повысить его экономическое значение и придать стимул внутреннему развитию, но и минимизировать угрозу сепаратизма и терроризма, которые являются объединяющими для Китая и стран Центральной Азии. Поэтому совместные экономические проекты стран Центральной Азии и Китая призваны повысить уровень и качество жизни в СУАР, превратив эту область в одну из стратегических во внешнеэкономической политике Китая. В период реализации второго этапа (2011-2030) концепции «Большого освоения западных земель» в СУАР должны быть проложены транспортные коридоры для импорта энергоресурсов из Центральной Азии и обеспечен экономический потенциал региона для интервенции в западном направлении.
IV. В рамках «экономической экспансии» Китая в отношении стран Центральной Азии применяются следующие инструменты:
Увеличение зарубежных инвестиций китайских предприятий, которые решают для Китая сразу три важных вопроса: доступ к современным технологиям, к энергоресурсам и другим полезным ископаемым, а также содействуют поиску новых рынков сбыта.
Политика кредитования, которая стала важным рычагом Китая в выстраивании отношений со странами богатыми энергоресурсами. В частности, самая высокая кредитная активность Китая наблюдается в Казахстане и Туркменистане, как странах с большим запасом энергоресурсов. Как правило, кредиты предоставляются на льготной основе на срок 15-20 лет под низкий процент (1,5-3%).
Участие Китая в транспортно-логистических проектах и их финансирование, что ведет к формированию его положительного имиджа, как среди населения стран, так и среди их элиты, которые в свою очередь отдают предпочтение Китаю в вопросах сотрудничества в сфере разработки и добычи энергоресурсов. Кроме того, в ходе реализации инфраструктурных проектов, непременным условием должно быть то, что подавляющее большинство рабочих должно быть гражданами Китая. Оказание трудовых услуг позволяет решать ряд внутренних проблем: Китай обеспечивает занятость своего населения, повышается профессиональный опыт китайских рабочих, стимулируется китайский экспорт в соответствующие страны.
Превращение юаня в свободно конвертируемую валюту. Намереваясь увеличить долю юаня в мировых платежах, Китай в последнее время начал увеличивать количество валютных пар с участием юаня. Уже сегодня на пространстве Центральной Азии действует три своп-линии (с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном), которые позволяют производить валютные расчеты в одной валюте, эквивалентной сумме в другой.
V. В ходе сравнительного анализа автором была выявлена степень зависимости государств Центральной Азии от китайского экономического участия: 1. Высокая степень зависимости наблюдается в Таджикистане и Туркменистане. Для этих государств Китай является ключевым инвестором. Китайские инвестиции в экономику Таджикистана составляют 58% от общей суммы, в связи с этим долг страны перед Китаем уже составляет более полвины от всего внешнего долга (1,2 млрд. долларов). Экономика Туркменистана большей частью ориентирована на Китай: более 60% экспорта газа направляется в Поднебесную, а Китайская национальная нефтегазовая корпорация практически монополизировала разработки одного из самых крупным месторождений газа – Галканыш. 2. Средняя степень зависимости у Киргизии. Это определяется уровнем долга перед Китаем, который составляет 38% (1,5 млрд. долларов) от общего долга страны, а также инвестиционной активностью Китая, который занимает лидирующие позиции в стране. 3. Малая степень зависимости наблюдается у Казахстана и Узбекистана. Поскольку это страны с достаточно развитой экономикой среди государств региона, то они умело используют китайские кредиты и инвестиции, направляя их не только в сырьевой сектор, но и на развитие инновационно-технологических областей. Крое того, Китай не является ключевым инвестиционным партнером для этих стран, занимая лишь 4-е место.
Странам Центральной Азии необходимо более рационально подходить к сотрудничеству с Китаем, а также диверсифицировать свои экспортные потоки. Поскольку дальнейшая ориентация исключительно на Китай, это, прежде всего, касается Таджикистана и Туркменистана, может негативно сказаться на развитии национальной экономики этих стран и спровоцировать внутренние волнения.
VI. Инициатива ЭПШП не только кардинально поменяет геополитическое равновесие в регионе, но и усилит роль Китая как регионального лидера и выдвинет его в ряды держав, способных влиять на мировые процессы.
Растущая вовлеченность Китая в мировую экономику, зависимость от поставок энергоресурсов, вероятность террористической угрозы, а также нестабильность международной системы (санкции, блокада основных торговых путей Китая) – все эти факторы послужили толчком в поисках новых возможностей создания мирного внешнего окружения для своего внутреннего развития. Экономический пояс Шелкового пути – китайская инициатива, заточенная на диверсификацию своих торговых маршрутов, поставок энергоресурсов и увеличение объемов экспорта своих товаров в Европу. Проект китайского Шелкового пути – это стратегия стимулирования китайского экспорта.
Увеличение объемов товарооборота и инфраструктурные проекты будут способствовать, по замыслу китайского руководства, решению внутренних проблем Китая, связанных с экономической отсталостью северо-западных районов страны. А связка СУАР с Центральноазиатскими странами поможет снизить уровень конфликтности и угрозу терроризма.
Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» является приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности Китая, способный усилить позиции Пекина на международной арене.
Подобные работы
- Китайская экономическая стратегия в Центральной Азии в энергетической сфере в начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: КАЗАХСТАН КАК КЛЮЧЕВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - Ведущие мировые державы Центральной Азии с 1992 по 2014 г.г.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Внешняя политика Китая в Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Расширение экономического присутствия Китая в Центральной Азии: состояние и вызовы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Политика России,Китая и США в Центральной Азии (конец XX - начало XXI вв.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ В СУАР В
КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



