ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ РЫНКА ТЕАТРАЛЬНЫХ СМИ
§1. Исследование российского рынка театральных медиа 7
§2. Сегментирование аудитории 12
§3. Анализ визуального оформления сетевых медиа о театре 16
ГЛАВА II. ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА О ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
§4. Анализ аудитории 30
§5. Тематическая концепция 32
§6. Графическая концепция 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность. Профессиональное театрально-критическое сообщество, привыкшее осуществлять свою деятельность в формах печатной периодики, в качестве своего главного конкурента последние десять лет рассматривает блогосферу. Именно в блоги, а также различные социальные сети, считают театральные критики, перемещается дискуссия о современном российском театре. Еще пять лет назад основной площадкой, составлявшей конкуренцию печатным изданиям, считался портал LiveJournal. В настоящее время такой площадкой стал Facebook.
Театральный PR-специалист К. Рожкова в одной из своих статей приводит следующее объяснение сложившейся ситуации: «Традиционные формы театральной критики и new media находятся в непростых отношениях. Если раньше конкурентная борьба шла между бумажными и электронными СМИ, то в последние годы в борьбу за аудиторию включились и сетевые дневники. Интерес к ним со стороны пользователей Интернета объясняется довольно легко: простому зрителю кажется, что материалы, опубликованные в газетах или журналах, - это скучно, сложно и далеко от реальности»1.
Блоги о театре автор рассматривает как единственную форму существования в интернет-пространстве, будто театральная критика и журналистика еще в 2012 году оставили попытки освоить формат интернет- ресурсов о театре. Отчасти так оно и есть.
Небогатый в количественном плане рынок печатных театральных медиа в России отличается от рынка электронных СМИ о театре тем, что последний представлен еще более скудно. Значительная его доля - интернет-версии журналов о современном театральном искусстве, которые мало чем отличаются от версий печатных, а в некоторых случаях полностью их дублируют не только содержанием, но и способом визуального представления материалов. Так, свои сайты имеют следующие печатные издания: «Петербургский театральный журнал» (http://ptj.spb.ru/), «Театр.» (http://oteatre.info), «Театрал» (http://www.teatral-online.ru), «Сцена» (http://the- stage.ru), «Замыслы» (http://zamisli.ru) и др. Фактически все перечисленные сетевые издания используют те же способы подачи информации, что и их бумажные версии.
Разумеется, что такой формат уже давно не удовлетворяет информационные потребности ни интернет-аудитории, которая нуждается в структурированной, яркой и понятной подаче информации, ни театральных организаций, которым требуется удобная и эффективная площадка в Интернете для рекламы и, в некоторых случаях, даже творческих экспериментов.
Сама тематика театрального искусства открывает широкие возможности использования мультимедийного контента, однако, на нынешнем интернет- рынке театральной журналистики в России до сих пор нет медиа, использующих их в полной мере, - большинство интернет-журналов, информационных сайтов и интернет-порталов о театральном искусстве ограничиваются использованием текста и фотографий (в лучшем случае цветных).
Тем временем, информационная политика многих петербургских театральных площадок, демонстрирует их заинтересованность в привлечении аудитории и через интернет-ресурсы. Театры сейчас активно используют социальные сети для своего продвижения, уже сгенерировав огромное количество мультимедийного контента, который могли бы использовать в своей деятельности и театральные веб-ресурсы, но на данный момент его не используют. Популярность, например, набирает формат театральных тизеров- трейлеров, которые многие театры используют в качестве рекламы спектаклей из своего репертуара. Однако кроме как на собственных информационных площадках, театры данный вид рекламы больше не могут нигде использовать.
Перечисленные обстоятельства обуславливают актуальность данной работы, в рамках которой была разработана дизайн-концепция интернет- портала о театральном искусстве. То есть информационной площадки, которая наиболее полно выполняла бы задачи, стоящие перед театральной журналистикой в Интернете.
Новизна работы определяется тем, что в ней произведен выявлены проблемы российского рынка театральных медиа на современном этапе, выявлены основные ошибки и недочеты дизайн-проектирования интернет- ресурсов на театральную тематику и в соответствии с полученными результатами разработан интернет-портал на театральную тематику. Проекты подобного формата на рынке медиа о театральном искусстве в данный момент практически не представлены, поэтому разработанный нами проект можно назвать востребованным со стороны аудитории.
Объектом исследования являются современные российские медиа о театральном. Предметом - особенности дизайн-проектирования сайтов СМИ на театральную тематику, использующих мультимедийный контент.
Цель работы - разработать дизайн-проект интернет-портала о театральном искусстве.
Задачи:
• произвести анализ современного российского рынка театральных медиа;
• описать визуальный облик наиболее эффективных театральных веб-ресурсов с точки зрения функциональности их дизайна;
• разработать дизайн-концепцию интернет-портала о театральном искусстве на основе сегментации целевой аудитории.
Теоретическая база исследования была составлена из работ отечественных и зарубежных исследователей в области веб-проектирования: Дж. Гарретта, Л. Зайцевой, Д. Кирсанова И. Маркотта Н. В. Обухова, Дж. Раскина, Д. Фимушкина, А. Якунина, - и графического дизайна: В. Кричевского, А. Шеховцовой, М. Эвами, Д. Эйри. Также нами были изучены научные труды, затрагивающие вопросы функционирования рынка интернет- медиа и сегментирования аудитории таких авторов как Л. Гроховский, И. Севостьянов, Д. Иванов, Ф. Фиронов, М. Жебит, Ф. Котлер. Отдельное внимание было уделено статьям П. Богдановой, В. Борзенко, А. Гордеевой, К. Рожковой, Д. Трубочкина, посвященным вопросам современного развития и положения театральной журналистики в Интернете.
Методы, использованные в данной работе, включают в себя как творческие - конструирование и проектирование, так и исследовательские - анализ сегментов аудитории и визуальный анализ.
В качестве эмпирической базы были выбраны электронные ресурсы российских СМИ о театральном искусстве: «Петербургский театральный журнал» (http://ptj.spb.ru/), «Театр.» (http://oteatre.info), «Театрал» (http://www.teatral-online.ru), а также интернет-порталы на театральную тематику «Страницы московской театральной жизни» (http://www.theatre.ru) и «Культу.Ру!» (http://www.cultu.ru). Перечисленные издания, на наш взгляд, довольно полно представляют типологические особенности таких форматов как электронная версия издания и интернет-портал в сегменте театральных интернет-медиа. В рамках настоящей работы был произведен визуальный анализ этих веб-ресурсов.
Структура данной работы состоит из введения, первой главы, в которой произведен анализ российского рынка медиа о театре и визуальный анализ шести российских интернет-ресурсов о театре; и второй главы, в которой представлена тематическая концепция и композиционно-графическая модель созданного нами интернет-портала о театральном искусстве; заключения, списка литературы и приложений.
В рамках настоящей работы был создан интернет-портал о театральном искусстве «Софит». Подготовка тематической и графической концепций проекта потребовала анализа российского рынка театральных медиа, сегментации аудитории данного сектора СМИ, а также визуального анализа существующих сетевых ресурсов о театре.
В первой части работы выявлена важная особенность современного российского рынка медиа на театральную тематика: при типологическом разнообразии и широте представленных форматов на рынке присутствует дефицит информационных продуктов. В сегменте печатных СМИ данная проблема связана, в первую очередь, с экономическим фактором. Вопрос поиска финансирования изданий стоит как перед опытными участниками рынка, так и перед новичками. Узкая специализация рассматриваемого сегмента определяет низкую заинтересованность рекламодателей в размещении рекламы на страницах театральных СМИ, а государственная поддержка, как показал опыт 2015 года, не является достаточным и надежным источником финансирования. Российские интернет-медиа о театре также демонстрируют разнообразие форматов, однако данный сегмент рынка, начав активно развиваться около 10-15 лет назад, сейчас демонстрирует некоторую отсталость и однообразие.
В ходе исследования нами были рассмотрены сетевые издания двух групп: электронные версии печатных СМИ и интернет-порталы о театральном искусстве. Эмпирическим материалом стали следующие участники рынка: «Петербургский театральный журнал» (http://ptj.spb.ru/), «Театр.» (http://oteatre.info), «Театрал» (http://www.teatral-online.ru), а также интернет- порталы на театральную тематику «Страницы московской театральной жизни» (http://www.theatre.ru) и «Культу .Ру!» (http://www.cultu.ru).
Анализ перечисленных медиа позволил определить основные ошибки в визуальном и концептуальном решении веб-ресурсов. Главной проблемой современных сетевых ресурсов о театре, на наш взгляд, является игнорирование такого качества интернет-продуктов как мультимедийность. Под мультимедийными материалами современными медиаисследователями понимаются такие «журналистские материалы, которые представляют информацию с помощью разных знаковых систем - текста, звука, изображения, видео и т.д.»1. На большинстве проанализированных нами сайтов используются только текст и изображение, что визуально и функционально приравнивает интернет-ресурсы к архивам печатных СМИ. Отметим отдельно, что обозначенная особенность характерна не только для электронных версий театральных журналов. Например, портал-интернет трансляций «Культу.Ру!» в то время, когда на нем не проводятся трансляции, также представляет собой сайт, на котором пользователь может ознакомиться только с текстом и изображениями. Однако, на наш взгляд, театральные медиа в Интернете должны отличаться по способу представления информации от печатных СМИ.
Разработанный нами интернет-портал о театральном искусстве «Софит» ориентируется на аудиторию, находящуюся на пересечении интернет- аудитории и аудитории российских театров.
Так, ведущим принципом организации структуры сайта была избрана модель поведения интернет-пользователя при удовлетворении своих информационных потребностей в сфере театрального искусства. Отличительными особенностями представления информации на нашем веб-ресурсе являются структурированность подачи информации, активное использование мультимедиа в журналистских материалах, широкие возможности интерактивного взаимодействия пользователя с веб-ресурсом.
В целом, созданный нами интернет-портал о театральном искусстве «Софит» ориентирован на удовлетворение информационных потребностей и широкой любительской аудитории, и профессионального театрального сообщества. Позиция «между зрителем и театром», на наш взгляд, является наиболее конкурентоспособной на современном рынке театральных медиа.
В связи с этим при разработке тематической концепции сетевого ресурса нами были определены следующие задачи:
• облегчить пользователям-театралам поиск разрозненной информации на театральную тематику,
• упростить форму подачи сложных театроведческих материалов,
• создать удобную платформу для обмена мнениями о произведениях театрального искусства;
• предоставить эффективную рекламную площадку для современных театральных проектов,
• наладить дополнительный канал коммуникации между театральными деятелями и зрителями,
• предложить театральному сообществу новую среду для творчества.
Все эти задачи были реализованы нами в визуальном облике интернет- проекта с помощью различных графических средств. В рамках графической концепции издания нами описаны логотип, цветовое решение, шрифтовое оформление, модульная сетка и дизайн интерфейса спроектированного интернет-портала.
Таким образом, результатом настоящей работы стала разработка дизайн- проекта сетевого ресурса о театральном искусстве, удовлетворяющего требованиям современного российского рынка театральных медиа.
1. Афанасьева А. Онлайн-медиа не хватает мобильности. // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3630912?utm_source=vk.com&utm_mediu m=social&utm_campaign=nesmotrya-na-to-chto-mobilnaya-auditoriya-ru.
2. Богданова П. Для кого пишут критики? // URL: http://www.smotr.ru/pressa/text/crit.htm.
3. Борзенко В. театральная журналистика в Интернете. // URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu- www.woa/wa/Main?textid=2261&level 1=main&level2=articles.
4. Гарретт Дж. Веб-дизайн: Элементы опыта взаимодействия / пер. с англ. СПб, 2008.
5. Гордеева А. Чаю не обещают. // URL: http://www.vremya.ru/2010/191/10/262897.html.
6. Гроховский Л. О., Севостьянов И. О., Иванов Д. В., Фиронов Ф. А. Продвижение порталов и интернет-магазинов. СПб, 2014.
7. ДмитриевскаяМ. Сайт «ПТЖ». // URL: https://planeta.ru/campaigns/454.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М, 2000. В 2 т.
9. Жебит М. Э. Факторы сегментации аудитории интернет-СМИ // Вестник МГУП, 2012. №6.
10. Зайцева Л. И. Дизайн web-сайтов. // URL: http://do.gendocs.ru/docs/index- 19574.html.
11. И давайте без экспериментов: социальный состав российской аудитории // URL: http://oteatre.info/i-davaite-bez-eksperimentov-sozialny-sostav-rossijskoi-auditorii/#identifier_0_527.
12. Информационные сайты и порталы // URL: http://corpsite.ru/Encyclopedia/Public/Portal.aspx.
13. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. // URL: https://coollib.com/b/354746/read#t44.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга: Краткий курс. М, 2007.
15. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. М, 2000. Т. 1.
...