Введение 3
ГЛАВА 1.Новостной контент в сетевых медиа: необходимость адаптации
§1. Новостной контент в сети Интернет в 2010-е годы 9
1.1. Новость и новостной контент: к вопросу о терминологии 9
1.2. Трансформация новостного производства под воздействием сети Интернет 14
1.3. Критерии отбора информации для медиаплатформ 20
§2. Необходимость адаптации современного новостного контента 27
2.1. Адаптация контента под технологическую платформу 27
2.2. Адаптация контента под аудиторную нишу 32
2.3. Отбор новостей и структура новостного текста на базе мессенджеров 35
ГЛАВА 2. Адаптация новостного контента в медиаканалах мессенджера Telegram
§3. Мессенджер Telegram и методика его изучения 39
3.1. Telegram и функция публичных каналов (Channels) 39
3.2. Методология и выборка исследования 43
§4. Модели и динамика адаптации новостного контента русскоязычных медиа в мессенджере Telegram 47
4.1. Каналы российских СМИ с незначительной адаптацией контента 47
4.2. Промежуточная группа каналов: частичная адаптация 51
4.3. Каналы, максимально адаптированные к платформе «Telegram» 57
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения
Приложение 1. Общая статистика анализируемых каналов 79
Приложение 2. Контент-анализ каналов Telegram 80
Актуальность исследования. Вопрос о том, следует ли медиа конкурировать с новыми платформами распространения массовой информации или же использовать их для расширения аудиторного охвата, всё чаще поднимается в научной и журналистской среде. Исследователи ещё не пришли к однозначному ответу на этот вопрос, так как существуют и аргументы за причисление социальных сетей и новых дигитальных платформ к перечню СМИ(как, например, в работах о гражданской журналистике и блоггинге Клайда Бентли)1, и аргументы против, а также практические примеры использования различными медиа новых технологических площадок2.
Тем не менее журналистская практика не стоит на месте: опыт изданий в освоении социальных сетей c середины 2000-х, таких как Facebook, Twitter, Bebo, Instagram, SnapChat, «ВКонтакте» и «Одноклассники», уже зарекомендовал себя как успешный ход в продвижении бренда, а также в расширении читательской аудитории и охвата - количества показов той или иной публикации пользователям социальной сети.3 Обосновавшись в лентах, СМИ стали частью не только публичной, но и межличностной коммуникации, получив колоссальные ресурсы для своего развития. И вот спустя десять лет после появления социальных сетей массмедиа начинают освоение ещё одного нового коммуникационного канала - мессенджеров.
Новым маркетинговым инструментом продвижения материалов СМИ становятся каналы в мессенджерах, которые рассматриваются как новые площадки технологизации общения «издание - читатель». Так, уже в 2016 году резко возрастает конкуренция трёх платформ для передачи текстовых сообщений - Viber, WhatsApp и Telegram, а на основе опыта этого «соперничества» пишутся научные статьи, в которых сравниваются возможности каждого из мессенджеров4 не только в технологическом плане, но и в контексте продвижения СМИ.
Платформа Telegram, созданная Павлом Дуровым и функционирующая с 2013 года, в 2014 году уже была названа самым быстрорастущим стартапом Европы.5 В сентябре 2015 года появилась функция создания публичных каналов (channels): у групп пользователей появилась возможность организовывать публичную рассылку с неограниченным числом участников. Благодаря данной функции мессенджера СМИ начали активно осваивать новую платформу и основывать свои Telegram-каналы, используя при этом различные стратегии создания и адаптации дигитального медиаконтента.
К сожалению, 13 апреля 2018 года Таганский районный суд Москвы постановил заблокировать работу мессенджера на территории России по иску Роскомнадзора. Но заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин прокомментировал решение суда следующим образом: «Те, кто захочет остаться в данном продукте, знают большое количество способов, каким образом обойти блокировку»6. Судя по первым результатам блокировки, массив активной аудитории, пользующейся каналами СМИ и блоггеров, останется на платформе, тогда как люди, использовавшие мессенджер только в качестве средства связи, уйдут. В силу этого наше исследование остаётся актуальным даже после решения суда и его частичной реализации.
Новизна данного исследования заключается в выделении функциональных групп каналов СМИ в Telegram с точки зрения стратегий и эффективности платформенной и аудиторной адаптированности материалов. В связи с тем, что Telegram и его функция «Channels» («Каналы») функционируют в совокупности не более пяти лет, исследований стратегий ведения каналов Telegram различными российскими СМИ и их эффективности не проводилось. Подробное рассмотрение темы нисследования и русскоязычного сегмента Интернета может помочь российским СМИ скорректировать стратегии поведения не только в Telegram для достижения более эффективного информирования и результативного привлечения аудитории, но и на базе других, незабло- кированных мессенджеров и социальных сетей.
Объект исследования - особенности контента в Telegram-каналах российских СМИ.
Предмет исследования -степени адаптации медийного контента для платформы Telegram.
Целью данного исследования является выявление групп каналов российских СМИ по степени адаптации контента для платформы Telegram. Достижению названной цели исследования призвано служить выполнение ряда задач, а именно:
1. Сформулировать понятие новости в контексте современных преобразований СМИ, в частности - активного функционирования сетевых медиа.
2. Выявить современные критерии отбора информации для публикации в СМИ путем анализа различных подходов к трактовке «news values» (критериев отбора новостей).
3. Рассмотреть процесс адаптации медийного контента с точки зрения технологических площадок и аудиторной ниши.
4. Проанализировать стратегии адаптации контента в восьми Telegram-каналах русскоязычных СМИ: «Коммерсантъ», «Российская газета», «Проект Сноб», «Meduza-LIVE», «RT на русском», «TJ», «Лентач», «Телеканал Дождь».
5. Выявить различия контента официальных сайтов изданий и Telegram-каналов с точки зрения избранных редакциями способов адаптации и примененных «news values», тем самым определить степень адаптации.
6. Сформулировать признаки функциональных групп Telegram- каналов российских СМИ.
Хронологические рамки исследования. В нашей работе мы проанализировали контент восьми Telegram-каналов, опубликованный в феврале 2018 года. Месячный период нам показался достаточным, так как каждый из каналов опубликовал около 200-300 сообщений за этот период. 30% проанализированного контента от генеральной совокупности может считаться репрезентативным результатом для иллюстрации общих тенденций функционирования каналов СМИ в текущем году. Кроме того, анализ публикаций за февраль 2018 года дал свежие и корректные результаты, так как исключены информационные всплески и выбросы, сезонно происходящие в январе. Март был исключен, так как в этот месяц в России проходили выборы президента, а также произошла трагедия в Кемерово. Таким образом, февраль - это оптимальная хронологическая рамка для получения наиболее достоверных и качественных результатов контент-анализа.
Следует также указать, что для формирования выводов о динамике адаптации СМИ под формат и аудиторию Telegramмы использовали результаты, полученные нами в предварительном исследовании в 2017 году.
Telegram-каналы СМИ - явление новое и малоисследованное, поэтому теоретической базой настоящей работы стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные смежным проблемам. Так, онлайн- журналистике посвящены исследования К. Кавамото, Л. Сафко и Н. Фентон.
Феномен Telegram рассматривают А. О. Фольц и Д. В. Соколова, а также зарубежные исследователи Т. Сутикно, Л. Хандаяни, Д. Стьюван.
Критерии отбора текстовой информации («news values») широко представлены в классических трудах зарубежных медиаисследователей - это в том числе П. Голдинг и Ф. Эллиотт, Ю. Галтунг и М. Х. Руге, С. Аллан и др. Более современная работа Д. Макгрегор продолжает исследование критериев отбора новостей и дополняет дополнительными критериями. В 2010-х продолжилась разработка актуальных критериев отбора информации для публикации в СМИ: особо важна для данного исследования работа исследователей Т. Хэркуп и Д. О’Нейл, в которой преобразовываются канонические «news values» для обновившихся реалий медиа-индустрии.
Адаптация контента была рассмотрена в двух аспектах: под технологическую платформу и под аудиторную нишу. Адаптивность медиа под платформы представлена в работах А. Амзина, К. Майер и Г. Кормелинк. Подход к выстраиванию процесса адаптации контента под аудиторную нишу был описан в связи с конкретными аудиторными показателями Telegram за январь 2018 года. Так, были использована работа М. Пренски о феномене разделения пользователей Интернета на Digital Natives и Digital Immigrants, исследования М. Маклюэна и Г. Рейнгольд. При этом следует подчеркнуть, что работ, посвященных комплексной оценке адаптации русскоязычных новостей к платформе Telegram, нами не обнаружено.
Методологической базой исследования послужили количественные и качественные методы текстового анализа. Для анализа эмпирического материала были применены структурно-функциональный анализ, метод контент- анализа, типологический анализ, а также метод сравнения, который позволил выявить общие положения в адаптации контента различными СМИ и качественные различия в функционировании медиаконтента на платформе Telegram.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической базы за единицу анализа было взято 30% материалов, опубликованных за февраль 2018 года в Telegram-каналах выбранных СМИ. Нами была применена случайная (рандомная) выборка при подборе и анализе эмпирического материала, так как выбранные для анализа Telegram-каналы отличаются друг от друга по количеству опубликованных материалов в месяц, а также по частоте публикаций в день; примененный метод составления выборки позволил сделать результаты сравнимыми. Общий объём выборки составил 928 материалов новостного характера.
Результаты предварительных исследований по теме настоящей работы апробированы на двух научных конференциях - IV Межвузовской научно-практической конференции для бакалавров, магистрантов и аспирантов «Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы» НИУ ВШЭ и 17 Международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.
Структура исследовательской работы включает введение, две главы и шесть параграфов, заключение, список литературы, список источников и два приложения.
Перед нами в исследовательской работе стояла следующая цель: выявить группы каналов российских СМИ по степени адаптации контента для платформы Telegram.
Выводами после рассмотрения восьми Telegram-каналов российских СМИ являются следующие положения:
1. Появившиеся в 2016 году Telegram-каналы выбранных СМИ применили различные стратегии поведения на новой площадке. Выбранные стратегии повлияли на количество подписчиков на канал и на среднее количество просмотров одной новостной публикации.
2. Каналы СМИ с незначительной адаптацией контента - «RG: новости», «Коммерсант». Признаками первой функциональной группы стали: дословное дублирование заголовков/лидов текстов сайта, рдкое применение адаптационных методов первого кластера (рерайтинг), основной метод адаптации - иллюстрирование; стабильно низкое количество просмотров на новость (ниже 30%).
3. Промежуточная функциональная группа каналов с частичной адаптацией - «Проект Сноб», «Лентач», «TJ» -отличается использованием методов первого (рерайтинг) и четвертого (иллюстрации) кластеров для адаптации контента для Telegram; приближенностью по формату новостного контента к новостям из социальных сетей и первоначальных сайтов; общий процент просмотров каналов колеблется в пределах 50-80% от общего числа подписчиков: высокий уровень просматриваемости контента;
4. Максимально адаптированы под платформу каналы «RT на русском», «Дождь» и «Meduza-LIVE». Третья функциональная группа характеризуется публикацией эксклюзивного контента на платформеTelegram, использованием второго (изменение стилистики текстов), третьего (уникальный контент) и четвертого (иллюстрации) кластеров адаптационных методов; среднее 68 количество просмотров на одну новость колеблется в пределах 20-70% от общего числа подписчиков.
5. Сообщения, измененные самыми сложными методами адаптации третьего кластера (уникальный контент) не пользуются популярностью аудитории, в отличие от постов с применением методов второго (изменение стилистики текста) и четвертого (иллюстрации).
6. Отбор новостей общественно-политическими медиа для платформы Те1едгатпроисходит одинаково. Такие «newsvalues», как «the power elite», «relevance» и «conflict», часто встречаются в каждом из проанализированных каналов и являются основными критериями отбора.
7. «News values» склоняются к более неформальным, таким как «drama», «entertainment» и «surprise», лишь в тех каналах СМИ, редакционной политикой которых предусмотрено постоянное использование данных критериев в повседневной работе журналистов («Лентач», «TJ»). Выбор этих трёх «newsvalues» диктуется не платформой, а форматом основной площадки медиа (веб-порталом).
8. На платформе Telegram произошел процесс нормализации паттернов создания и потребления медиаконтента. При сопоставлении результатов эмпирического анализа, полученных в феврале 2017 и марте 2018, мы пришли к выводу о том, что стандартный паттерн потребления медиапродуктов стал применим и к контенту каналов онлайн-СМИ в мессенджерах. За год активного функционирования русскоязычных СМИ внутри платформы, произошел процесс привыкания аудитории к ранее новой площадке, включение её в ряд привычных источников новостной информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в русскоязычном сегменте Telegram за неполных четыре года существования каналов СМИ выработались функциональные группы по степени адаптации контента со своими признаками. Та или иная избранная стратегия влияет на лояльность читателей к каналу, а значит и к количеству просмотров новостей и количеству подписок на каналы.
Недостатком работы мы считаем отсутствие комментариев экспертов медиаиндустрии, а также редакторов новостной ленты в Telegram рассмотренных медиа. Дальнейшее рассмотрение темы адаптации контента не только в Telegram, но и в других функционирующих месенджерах, релевантных русскоязычной аудитории, расширение круга каналов и увеличение выборки позволит выработать рекомендации для российских СМИ по ведению каналов на схожих платформах. Кроме того, исследование позволит сформулировать рекомендации по корректировке поведенческой стратегии с аудиторией для достижения большего охвата, а значит и большей эффективности журналисткой деятельности.
1. Alejandro J. Journalism in the Age of Social Media // Reuters Institute Fellow's Paper, University of Oxford, 2010. URL: http://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/research/files/Journalism %2520in%2520the%2520Age%2520of%2520Social%2520Media.pdf.
2. Allan S. NewsCulture. London, 2010. URL: https://books.google.ru/books/about/News Culture.html?id=e4RxyCSXAHQC&r edir esc=y.
3. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. New York, 2006. URL:https://books.google.ru/books?id=Jiel57FrjaMC&printsec=frontcover&hl=r u#v=onepage&q&f=false.
4. Azza K. WhatsApp Vs Telegram Vs Viber, which is best for chatting?, URL: http://goo.gl/OrlqSR.
5. Bell A. The Language of News Media. Canada: John Wiley & Sons.1991.
6. Bell E., Owen T. The Platform Press: How Silicon Valley reengineered journalism. URL: https://www.cjr.org/tow_center_reports/platform-press-how-silicon- valley-reengineered-journali sm .php/.
7. Bentley C. H. Citizen Journalism: Back to the Future? // Discussion paper prepared for the Carnedie-Knight Conference on the Future of Journalism, 2008. URL: http://www.hks .harvard.edu/presspol/carnegie_knight/Conference%20June %202008/Bentley.%20 Citizen%20Journalism.pdf.
8. Braida N. Web Documentary: Documenting Reality in the Post-Media Age. Udine, 2013. URL: https://www.academia.edu/4284909/Web Documentary.- Documenting Re ality in the Post-media Age?auto=download.
9. Buchenscheit A., Konings B., Neubert A., Schaub F., Schneider M., Kargl F. Privacy implications of presence sharing in mobile messaging applications // ACM International Conference Proceeding Series, 2014.
10. Deuze M. Journalism and the WebAn Analysis of Skills and Standards in an Online Environment // DOI: 10.1177/0016549299061005002. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 245517591_Journalism_and_the_Web An_Analysis_of_Skills_and_Standards_in_an_Online_Environment.
11. Digital News Report 2017 / Reuters Institute for the Study of Journalism. URL: http://www.digitalnewsreport.org/interactive-2017/.
12. Domingo D. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries / D. Domingo, A. Heinonen // Nordicom Review, 2008. No 29 (1).
13. Fenton N. Drowning or Waving? New Media, Journalism and Democracy // DOI: 10.4135/9781446280010.n1. URL: https://www.gold.ac.uk/media/documents-by-section/departments/research- centres-and-units/research-centres/leverhulme-media-research/Drowning-or- Waving.pdf.
14. Fenton N. New Media, Old News: Journalism and Democracy in the Digital Age. London, 2009.
15. Galtung J., Ruge M. H. The structure of foreign news: The presentation of the Congo, Cuba and Cyprus Crises in four Norwegian newspapers // Journal of Peace Research, 1965. No. 1, Vol. 2. URL: http://www.jstor.org/stable/423011?seq=1#page scan tab contents.
...