Введение 3
Глава I. Содержательно-стилистические особенности периодических изданий о стиле жизни 7
1.1. Типологическая характеристика изданий о стиле жизни 7
1.2. Гендерные особенности изданий о стиле жизни 20
1.3. Речевой облик журналов о стиле жизни: гендерный аспект 29
1.3.1. Речевой облик журнала «Esquire» 32
1.3.2. Речевой облик журнала «SNC» 38
Глава II. Выражение побудительной интенции в изданиях о стиле жизни 46
2.1. Побудительность в журналистике о стиле жизни: общая характеристика 46
2.2. Средства выражения побудительной интенции в журнале «SNC» 53
2.3. Средства выражения побудительной интенции в журнале «Esquire» 63
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложения 80
Среди глянцевой периодики отдельную нишу занимают журналы о стиле жизни, или lifestyle-издания. Наталия Архангельская, главный редактор журнала «SNC», считает, что lifestyle - «это некий набор тем, от которого мы не убежим никогда, потому что каждому читателю развлекательного журнала важно знать, куда сходить поесть, потанцевать, где выпить и какой фильм посмотреть»1. Издания о стиле жизни популярны: например, мужские lifestyle-журналы «Esquire» и «GQ» вошли в десятку самых популярных и цитируемых журналов 2017 года.2
Однако за 2016 год объем выпуска журнальной продукции упал на 10%3. Одна из причин - многие читатели делает выбор в пользу электронных платформ. Для того чтобы отвечать требованиям времени, редакции глянцевых журналов дублируют часть материалов на сайт, создают сообщества в социальных сетях и приглашают разработчиков для создания удобных приложений.
Актуальность работы. Несмотря на то, что электронные аналоги обходятся редакциям намного дешевле, печатные версии журналов обладают рядом преимуществ: качественная полиграфия, устоявшийся имидж, особенности восприятия печатной версии и выверенная подборка материалов.4 Данные преимущества позволяют редакциям lifestyle-изданий рассказывать читателям об определенном стиле жизни, поданном в красивой «упаковке». Привлечь внимание аудитории помогают разные средства - от дизайнерских до речевых. Среди последних особенный интерес для изучения представляют те, что помогают автору выразить побудительную интенцию. Они удерживают внимание читателей, помогают изменить их взгляды и подталкивают к определенным действиям. Правильное использование средств выражения побудительной интенциональности как в печатной, так и в электронной версии издания, их грамотное сочетание не вызывает раздражения аудитории, наоборот, способствует повышению эффективности функционирования изданий о стиле жизни.
Таким образом, целью настоящей работы видится выявление особенностей выражения побудительной интенции в текстах периодических изданий о стиле жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать общую характеристику изданиям о стиле жизни;
2) рассмотреть выбранные lifestyle-издания с точки зрения гендерного аспекта;
3) изучить речевой облик выбранных изданий;
4) выявить способы выражения побудительной интенции в изданиях о стиле жизни.
Объектом исследования является побудительный потенциал изданий о стиле жизни. Предметом - речевые средства выражения побудительной интенции в изданиях исследуемого типа.
В данной работе мы использовали такие методы, как наблюдение, контент-анализ, сравнительно-сопоставительный, интенционально-стилистический анализ, дефинитивный анализ и др.
Теоретической базой при изучении изданий о стиле жизни как типа СМИ послужили работы А. Ю. Маевской, А. А. Надыршиной, О. И. Пименовой, А. О. Слепцовой, Т. В. Яковлевой. Существенным подспорьем при изучении концепции гедонизма стали статьи Т. Ф. Гусаковой. При изучении гендерных особенностей изданий о стиле жизни мы опирались на труды Э. Р. Каюмовой, О. В. Рябова, А. О. Шатовой, Т. А. Юровой. При рассмотрении речевого облика выбранных изданий теоретической базой послужили работы Л. Р. Дускаевой, В. И. Конькова, О. В. Неупокоевой, В. Е. Чернявской. При изучении побудительности в журналистике о стиле жизни основой стали труды Г. А. Абросимовой, Е. В. Алтабаевой, А. Е. Волковой, Л. Р. Дускаевой, И. П. Сусова и др.
Эмпирической базой исследования являются журналы «Esquire» и «SNC». Выбор обусловлен следующим. Во-первых, оба издания, несмотря на принадлежность к разным издательским группам, дистанцируются от прочей журнальной периодики, позиционируя себя как «умный глянец». Во-вторых, оба издания пользуются значительной популярностью у аудитории. Так, у журнала «SNC» большой тираж - миллион экземпляров. За 2015 год сайт посетили два миллиона уникальных пользователей.5 Можно предположить, что издание имеет большое влияние на читателей, к тому же редакция прямо говорит о том, что миссия журнала - «стать постоянным спутником (курсив наш. - Д. О.) для молодой и яркой читательницы»6. Что касается журнала Esquire, у него также большая аудитория, но в социальных сетях: почти 500 000 подписчиков в сообществе «ВКонтакте». Для сравнения, аудитория журнала «Men’s Health» на 50 000 человек меньше.
Хронологические рамки исследования. Для выявления речевых средств выражения побудительной интенции были проанализированы номера журналов, вышедшие в течение года (с мая 2017 по май 2018 года).
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении имеющихся подходов к изучению изданий о стиле жизни и в комплексном описании способов выражения побудительной интенциональности в изданиях указанного типа.
Практическая значимость исследования. Материалы дипломной работы могут быть использованы как иллюстративный материал в курсах современного русского языка и стилистики для медиадеятелей, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных досуговым изданиям.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цель и задачи исследования, описывается возможность применения результатов. В первой главе исследуются издания о стиле жизни, их гендерные особенности, выявляется речевой облик изданий «Esquire» и «SNC». Во второй главе рассматривается побудительность в журналистике о стиле жизни, проводится интенционально-стилистический анализ выбранных изданий, выявляются речевые средства выражения побудительной интенции. В заключении представлены основные выводы исследования. Список литературы включает 63 наименования. Приложения представляют дополнительный иллюстративный материал исследования.
В данной работе рассмотрены типологические особенности изданий о стиле жизни (интерес авторов к внутреннему миру человека, к историям обычных людей, внедрение новых визуальных приемов), а также их гендерные особенности. Было установлено, что гендерные стереотипы влияют на подачу материалов в женских и мужских изданиях. Однако исследование речевого облика «Esquire» и «SNC» показало, что данные издания о стиле жизни не всегда ориентируются на стереотипы и стремятся выделиться среди прочих глянцевых журналов.
В процессе анализа текстов на предмет речевых средств выражения побудительной интенциональности мы пришли к выводу, что побудительный потенциал обоих изданий о стиле жизни высок, хотя в «Esquire» прямая побудительность встречается реже, чем в «SNC». В изданиях преобладают мягкие формы выражения побудительности: советы, рекомендации, призывы, инструкции.
Для выражения побудительной интенции журналисты изданий используют похожие средства, среди которых преобладают глаголы повелительного наклонения второго лица множественного числа, а также инфинитивные конструкции. Отметим, что данные средства, помимо побуждения, часто используются для привлечения внимания читателя.
Необходимо отметить, что журналисты изданий используют найденные речевые средства абсолютно по-разному. В «SNC» они локализуются преимущественно в разделе «Style», наполненном подборками и обзорами одежды, обуви и аксессуаров, функция которого - стимулировать выбор. В «Esquire» средства выражения побудительной интенции встречаются преимущественно в авторских колонках, туристических обзорах, инструкциях. И наоборот, косвенные средства выражения побуждения, реализуемые через подбор тем, героев и изображений, активно используются редакцией «Esquire» для материалов о моде и стиле. В «SNC» косвенное побуждение представлено преимущественно в блоках «News» и «Comments». Возможно, в этой особенности «Esquire» кроется еще одна причина популярности журнала среди женской аудитории (первая, на наш взгляд - гендерно-нейтральная тематика). Устав от большого количества прямого побуждения в женских изданиях, они обращают внимание на журнал, где побудительность более «деликатная».
Различная тактика изданий, использующих одни и те же речевые средства в абсолютно разных типах материалов, ставит вопрос о том, какая из них является более подходящей для повышения эффективности функционирования lifestyle-изданий. Мы склонны прийти к следующему выводу: для формирования определенного стиля жизни подходит тактика, которой придерживается «SNC». Однако если издание стремится не только сформировать стиль жизни, но и привлечь новую лояльную аудиторию, завоевать ее доверие надолго - ему стоит обратить внимание на то, как эту задачу решает редакция «Esquire».
1. Абросимова Г. А. Побуждение как объект лингвистического исследования // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2014. № 29. С. 201-208.
2. Алтабаева Е. В. Модальные функции высказывания с семантикой волеизъявления // Семантика лексических и грамматических единиц: Межвуз. сб. науч. трудов. М., 1995. 221 с.
3. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. 560 с.
4. Волкова А. Е. Побудительность как грамматическое и функционально-семантическое явление // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2010. № 1. С. 31-36.
5. Волкова А. Е. Способы выражения непрямого побуждения в высказываниях разной степени категоричности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 1. № 4-1. С. 134-141.
6. Гусакова Т. Ф. Гедонистические мотивы античной философии // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2011. № 10. С. 166-173.
7. Гусакова Т. Ф. Культура Ренессанса: от аскезы к принципу удовольствия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 50-53.
8. Гусакова Т. Ф. Современный социум: искушение гедонизмом // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2009. № 5. С. 221-224.
9. Данилевская Н. В. Женский журнал как гипержанр современной медиакоммуникации // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа. СПб., 2014. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1398323709_119.pdf
10. Данилова Г. Стиль жизни // Fashionista.ru. URL: http://www.fashionista.ru/lifestyle/culture/women_glossy.htm
11. Деменев А. Г. Счастье и добродетель в этике утилитаризма // Проблемы и перспективы современной науки. 2017. № 17. С. 116-118.
12. Денисова А. А. Гендерные стереотипы // Словарь гендерных терминов. URL: http://www.owl.ru/gender/042.htm
13. Диалоги о журналистике: «Как меняется лайфстайл-журналистика». URL: http://www.journ.msu.ru/about/news/20331/?mobile=Y
14. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394529248_3919.pdf
15. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. СПб., 2012. 249 с.
...