Введение 5
Глава 1. Формирование и развитие культуры досуга в Западной столице Танской империи Чанъани 12
Столичные города императорского Китая 12
Краткая характеристика танской эпохи 14
Влияние экономического и политического расцвета в эпоху Тан на развитие культурной жизни столичных городов 18
Предпосылки для развития сферы досуга в Чанъани 21
Чанъань - культурный и экономический центр Танской империи 23
Экзотика в столичной жизни 29
Сфера развлечений на закате танской эпохи 32
Глава 2. Досуг и развлечения во время традиционных праздников 35
Новый год 37
«Чуци» ^^ 39
«Юаньсяоцзе» yLC'i'j’ или Праздник фонарей 40
«Хуэйжи» В§0 - последний день первого лунного месяца 41
Люстрация 42
Праздник омовения Будды «Юй Фо цзе» MW^ 42
«Ханьшицзе» ^^^ или Праздник холодной пищи 42
«Дуаньуцзе» ^^^ 43
«Цисицзе» L^/'i'j’ 44
«Чжунъюаньцзе» 11 Ol'i'j" или Фестиваль [голодного] призрака 45
«Чжунцюцзе» ФЖ^ или Праздник середины осени 46
Праздник двойной девятки «Чунъянцзе» ШР0^ 47
Канун Нового Г ода «Чуси» ^^ 47
Глава 3. Фестивали и пышные застолья 49
Фестивали и карнавалы 50
Артисты и их номера 54
Акробаты 55
Борцы 56
Иллюзионисты 57
Цирковые номера и фокусы с животными 60
Театральные представления 62
Театр кукол 63
Сказительство 64
Музыка, танцы и поэзия как неотъемлемая составляющая пышных приемов и застолий танской эпохи 65
Танец «Поханьхуси» 'ЖЖ^^ 73
Глава 4. Спортивные развлечения и настольные игры 75
Стрельба из лука 75
Охота 76
Футбол 78
Поло 81
Гольф 82
Древнекитайский «боулинг» 83
Игра «Тоуху» S® 84
«Паоцю» Ш^ 84
«Тацю» ^Й 85
Легкая атлетика 85
Тяжелая атлетика 85
Петушиные бои 87
Детские игры и развлечения 87
«Ецзы си» Иф^^ 88
«Шестерка» АШ 90
Двойная шестерка «Шуанлю» ЖА 91
«Облавные [китайские] шашки Вэйци» ЩЖ 91
«Таньци» ^Ж 92
Настольная игра «Цайсюаньгэ» ^^^ 94
Старинная азартная игра «Чупу» Ш'Ж 95
Глава 5. Культурно-досуговые учреждения 97
Чайные дома 97
Трактиры и винные лавки 99
Публичные дома 101
Северный квартал Бэйли 103
Клубы воскурения благовоний 111
Заключение 113
Приложение 116
Список источников и литературы 145
Определение основных понятий: «культура», «культурная жизнь», «досуг» и «культура досуга». Современный человек достаточно часто употребляет в своей речи слово «культура». Это понятие уже давно прочно закрепилось в нашем лексиконе, а потому его использование кажется привычным, а значение - понятным. Мы употребляем в повседневной жизни такие словосочетания, как «физическая культура», «культура речи», «культура делового общения» и т.п., подразумевая под культурой определенный уровень навыков и эрудиции, отсутствие которых именуется бескультурьем. Говоря же о многочисленных «культурах», принадлежащих разным народам, социальным группам или эпохам, мы воспринимаем культуру как «специфический класс явлений, наделенных символическим значением, присущим [данному] человеческому сообществу» (Л. Уайт) или, например, как «носительницу истории» (М. Фуко). Также культуру определяют, как искусственную среду обитания человека («вторую природу»), изменяющуюся знаковую систему и даже как систему стратегий удовольствия [Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 7, 40].
Очевидно, что несмотря на то, что понятие «культура» является одним из наиболее фундаментальных в современной науке, оно не имеет одного конкретного определения. Поле его значений довольно широко и во многом зависит от того, какой подход к определению данного понятия был выбран. В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура»: повседневный и научный. Однако советский историк Л.Е. Кертман выделял три подхода к определению понятия «культура»: антропологический, социологический и философский [Минченко О. Культура: типология определений].
Так, в 1952 г. американские антропологи А. Кребер и К. Клахон выпустили книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions», в которой они собрали и систематизировали 164 основных определения культуры и примерно такое же количество всевозможных дополнительных толкований. Авторы пишут, что в течение 23 лет после того, как в 1871 г. Э. Тэйлор дал первое определение для понятия «культура», больше этого не делал никто. А в период с 1903 по 1916 г. они обнаружили всего 6 новых определений. Зато в период с 1920 по 1950 г. А. Кребер и К. Клахон обнаружили уже 157 новых дефиниций понятия «культура» [Kroeber A.L., Kluckhohn Clyde 1952: 149].
Появившись в древнеримской культуре, это понятие означало «возделывать почву», «обрабатывать», а также «образование», «воспитание» и «почитание». С течением времени исходное значение слова постепенно менялось, обогащаясь в процессе развития языка, философии, науки [Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 40]. В результате появились разные типы определений «культуры»: описательный, исторический, нормативный, психологический, структурный и генетический [По Kroeber A.L., Kluckhohn Clyde 1952].
При формулировании темы, а также во время написания данной исследовательской работы, автор главным образом исходил из описательных определений культуры, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает это понятие; нормативных определений, ориентирующихся на идею образа жизни, представления об идеалах и ценностях; психологических определений культуры, в которых упор делается на процесс адаптации к среде, процесс научения или формирование привычек [Минченко О. Культура: типология определений]. В их числе [Цит. по: Kroeber A.L., Kluckhohn Clyde 1952: 43, 72, 50, 56]:
1. Культура включает в себя все проявления социальных привычек общества, а также поведенческие реакции индивида под влиянием общественных норм, характерных для той группы, в которой он живет (Ф. Боас);
2. Культура может быть определена как то, что общество делает и думает (Э. Сепир);
3. Культура - это все действия, осуществляемые группой людей, населяющих общую территорию: их поступки; то как они мыслят и чувствуют; их материальные ценности и символы (Р. Линд);
4. Можно сказать, что культура общества состоит из определенных, характерных для данного общества способов поведения, посредством которых удовлетворяются базовые потребности членов этого общества (Ч.У. Моррис).
Таким образом, говоря о «культурной жизни» в Чанъани (618 - 907 гг.), автор работы имеет ввиду различные социальные привычки городских жителей, т.е. определенный уклад жизни, принятый обществом того времени. Исходя из этого, под «культурной жизнью» автор подразумевает образ жизни данного конкретного общества, который зависит от созданной ими «совокупности искусственных порядков и объектов, а также заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира» (А.Я. Флиер) [Цит. по: Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 40].
«Культурой досуга» автор называет характерные для данного общества способы поведения, посредством которых люди удовлетворяли свои интеллектуальные (образование, творчество, стратегические игры), эстетические (поэзия, танцы, музыка, прекрасные гетеры), социальные (дружба, любовь, общение с людьми своего круга, участие в массовых мероприятиях как официального, так и неофициального характера), а также духовные потребности (соблюдение обычаев, ритуалов, гадания и т.п.).
Также следует отметить, что в данной работе автор разделяет понятия «досуг» и «свободное время». Под досугом автор понимает «часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору», а под свободным временем - «часть бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, то есть от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.)» [Головина Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности: 105 - 106].
Микроистория и культура повседневности. Понятие «повседневность» имеет в русском языке как минимум два значения: во-первых, так называется та часть жизни, которой присущ регулярный ход привычных дел, круговорот будничных вещей; во-вторых, категория «повседневность» может использоваться как научное понятие, указывающую на новую сферу интереса гуманитарных наук.
В первом толковании термин «повседневность» близок по смыслу слову «быт», однако включает в себя существенно больше, одновременно охватывая как приватную, так и публичную стороны жизни.
В качестве предмета научного исследования повседневность - это не только окружающие людей бытовые вещи, но и различные виды отношений между людьми: семейные, бытовые, производственные, неформальные, возникающие в культурно-досуговой, рекреационной среде, и др.
Представление о повседневности как особом предмете научного знания о человеке сложилось в начале 30-х гг. XX в., под влиянием школы «Анналов»1. Интерес историков начал фокусироваться не на политической истории, а на истории процессов, в частности экономических и социальных. Предметом особого внимания становятся маловажные на первый взгляд события и люди.
Одно из направлений «Новой исторической науки» стало называться микроисторией. Тематикой микроисторических исследований стали реалии повседневной жизни и изменения в ней. В исторической науке возобладал интерес к своеобразию отдельных культурно-исторических форм и сложилось понимание того, что это своеобразие определяется не столько характером масштабных исторических событий, сколько обыденными представлениями и взаимоотношениями. В круг тем, связанных с изучением повседневной жизни, вошли труд, быт, досуг, питание, мода и др. [Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 235 - 239]
Таким образом, досуг является одной из составляющих повседневной жизни общества, исследование и изучение которой имеет большое значение для изучения различных культурно-исторических типов и описания культурных реалий прошлого.
Актуальность выбранной темы. В эпоху Тан Китай достиг своего наивысшего процветания. Многие проблемы истории, политики, экономики, культуры и литературы танского Китая нашли освещение в работах отечественных и зарубежных исследователей. При этом такая значимая составляющая повседневной жизни танского общества, как сфера развлечений не нашла полного описания в научной литературе. Именно поэтому автор данной работы считает актуальным представить и систематизировать основные виды досуговой деятельности в столице танской империи Чанъани, которая представляла собой не только политический и экономический, но также культурный центр страны. Написание данной работы позволит не только обобщить разрозненные сведения по данной теме, но также даст возможность глубже познакомиться с особенностями жизни и быта китайцев танской эпохи.
Целью данной работы является исследование культуры развлечений, а также систематизация основных видов досуговой деятельности в Чанъани эпохи Тан (618 - 907 гг.).
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи: представить краткую характеристику столичных городов императорского Китая и танской эпохи в целом; проанализировать развитие культурной жизни столичных городов танской эпохи в контексте экономической и политической ситуации в империи; проанализировать предпосылки развития сферы досуга в Западной столице Танской империи Чанъани; рассмотреть процесс проникновения экзотики в различные аспекты культурной жизни Западной столицы; представить краткое описание основных традиционных праздников танской эпохи, а также наиболее характерных для них способов проведения досуга; рассмотреть особенности проведения фестивалей и пышных застолий в танскую эпоху; представить краткую характеристику спортивных развлечений и интеллектуальных игр танской эпохи; рассмотреть наиболее популярные виды культурно-досуговых учреждений танской столицы.
Объектом исследования является культура развлечений столицы Танской империи Чанъани в различных ее аспектах.
Предметом исследования являются традиционные китайские праздники, характерные для танской эпохи; фестивали и застолья того времени; уличные артисты и их номера; популярные в танскую эпоху спортивные развлечения и настольные игр; различные виды увеселительных заведений.
Анализ использованных источников и литературы. Теоретическую базу работы составляют труды российских и зарубежных востоковедов, а также китайских ученых, специализирующихся на изучении истории своей страны. Историческая часть работы и описание государственного устройства Китая в эпоху Тан во многом основаны на материалах работ отечественных историков-востоковедов, таких как С.Л. Тихвинский, И.Ф. Попова, М.Е. Кравцова («История Китая с древнейших времен до начала XXI в.» (Т.111, - 2014 г.), Б.Г. Доронин («Столичные города Китая», - 2001 г.) и др. Основная часть материалов по различным аспектам культурной жизни в Китае VII-X вв. взята из трудов европейских и китайских ученых. Среди наиболее значимых из них можно выделить: Шефер Э. «Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан», Charles B. «China’s golden age. Everyday life in the Tang Dynasty», Lewis M. E. «China’s cosmopolitan empire: The Tang dynasty», Мэн Цзин «Исследование предпосылок развития культуры досуга и отдыха в Чанъани в эпоху Тан», Сэнь Линьлу «Путеводитель по танской эпохе: памятка о жизни людей в Чанъани и других местах Танской империи» и др. Во время сбора информации о различных видах досуговой деятельности, распространенных в Китае VII-X вв., автор обнаружил, что данная тема достаточно глубоко изучена китайскими специалистами: можно найти большое количество работ и статей, посвященных спортивным и стратегическим играм в древнем Китае, разного рода развлечениям и увеселительным заведениям и т.д. Так, особую практическую значимость представляют сведения о всевозможных видах спортивных состязаний древнего Китая, представленные на сайте «Г осюэ ван»: работа У Чэнчжуна «Отдых и развлечения в древнем Китае», статьи «Несколько историй о винных лавочках на Шелковом пути, которые держали “северные инородцы”» и «Легенда о торговце чаем, переправлявшем свой товар по Великому каналу Повесть о том, как Ван Кэцзюя оклеветали и приговорили к тюремному заключению» из ежедневной газеты «Лоян жибао», статья «Праздник весны и Праздник фонарей в танской Чанъани» из ежедневной газеты «Сиань жибао» и материалы опубликованные на сайте электронной Энциклопедии по истории Тан «Танчао лиши байкэ». Из работ российских ученых, так или иначе связанных с темой культуры досуга в древнем Китае, можно обозначить учебное методическое пособие «Традиционная игровая культура стран Восточной Азии», составленное востоковедом из г. Новосибирска Е.Э. Войтишек, которая занималась исследованиями в сфере игровых традиций Китая, Кореи и Японии. Также в процессе работы использовались труды российских и европейских антропологов, социологов и философов. Так большую ценность для данного исследования имела работа американских антропологов А. Кребера и К. Клахона «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» (Культура: критический обзор понятий и определений).
В процессе написания работы автор применял системный и историко - диффузионный методы культурологического исследования.
Сфера досуга является важной составляющей повседневной жизни общества, и ее изучение имеет значение для правильного понимания культурных ориентиров людей в любую эпоху. Наиболее популярные среди столичных жителей танского времени способы отдыха и развлечений отразили не только их отношение к жизни, но и важнейшие характеристики культуры, связанные с социальным статусом, образованием, психологическими особенностями представителей разных слоев общества.
В нашей работе представлено описание главных традиционных форм досуга и праздников танской эпохи, а также наиболее характерных для них способов развлечений, связанных с народными ритуалами, буддийскими и даосскими верованиями, театром, музыкой и танцами. Большое влияние на досуговую, как и на прочие стороны жизни, также оказывало наличие в танской столице иноземной экзотики.
Важное место в досуговой сфере танской Чанъани занимали красочные фестивали и роскошные пиршества, ставшие неотъемлемой частью повседневной жизни горожан. В отличие от праздников, у пышных фестивалей и банкетов танской эпохи не было фиксированных дат или какого-либо религиозного подтекста. Их наличие зависело исключительно от желания императора или влияния особых обстоятельств, а их проведение не предусматривало изготовления никаких специальных блюд и напитков. Будучи одними из главных воплощений празднества и народной смеховой культуры, банкеты и фестивали представляют собой неофициальный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений. Изучение данного аспекта жизни общества не менее важно для правильного понимания его культурного сознания, чем изучение остальных его составляющих.
Крупномасштабные праздники танской эпохи были не только временем чревоугодия, они проходили на улицах города и сопровождались массовыми шествиями (парадами). В развлекательную программу танских фестивалей входили номера акробатов, борцов, иллюзионистов, фокусы с животными, театры кукол и сказителей, а также разнообразные музыкально-танцевальные номера. Наличие в столице танского Китая большого количества профессиональных коллективов исполнителей объяснялось расположением здесь специализированных государственных образовательных учреждений, в число которых вошли придворные музыкальные школы Нэйцзяофан Й^Й и Цзяофан ШЙ.
Важным аспектом культурной жизни жителей Чанъани также были разнообразные спортивные и интеллектуальные игры. В число наиболее распространенных спортивных развлечений того периода вошли стрельба из лука, охота, футбол, поло, гольф, «древнекитайский боулинг», легкая и тяжелая атлетика, игры «тоуху» Йж и «паоцю» ШЖ а также петушиные бои. Наиболее популярными настольными играми танской эпохи были «Ецзы си» ф^^, «Шестерка» АЖ «Двойная шестерка» ЖА, «Облавные шашки Вэйци» ЩЖ, «Таньци» ^Ж, «Цайсюаньгэ» ЖДА и «Чупу» ЖЖ. Примечательно, что многие из вышеперечисленных игр и развлечений, в первую очередь спортивных, вовсе не требовали наличия каких-либо специальных условий, а потому были доступны всем желающим. Отдельным пунктом в работе приводится перечень популярных в танское время детских игр.
Жители танской столицы проводили свой досуг как дома, так и на улице, и в особых кварталах развлечений. Со временем стали пользоваться популярностью винные лавки и чайные дома, которые изначально имели не столько развлекательный, сколько социальный характер, будучи подходящим местом для встреч и общения с друзьями, а также клубы воскурения благовоний. Сфера досуга при Тан была развита настолько, что могла удовлетворить духовные, социальные, эстетические и другие потребности людей не только разного возраста, но и разного социального и материального положения. Особенно богата и разнообразна была жизнь жителей столицы, в распоряжении которых было большое количество увеселительных заведений, предоставлявших им массу возможностей для отдыха и развлечений.
Источники
На китайском языке
Лю Сюй 945 - Цзю Тан шу. [Старая история Тан] ЭД^. 1НЖ^ .-[Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue123.com/shibu/0101/00jts/ (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Оуян Сю 1060 - Синь Тан шу. [Новая история династии Тан] ^ВДШ. Ж Ж ^ . - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue123.com/shibu/0101 /00xts/ (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Сунь Ци. Бэйличжи. [Записки о северном квартале]. #^. ЖЖЖ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue.com/tangyanjiu/tdsl/blz001.htm (дата обращения: 07.04.2016 г.)
(Тан) Ликан. Дуи чжи. [Записки о необыкновенном] (Ж) Жл. О&ЖЖ » - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.360doc.com/content/15/1007/01/13358165 503724103.shtml (дата обращения: 28.02.2016 г.)
Цзя Кэгу. Цзихуаньпинь. [Аксессуары для создания причесок]. !х^А. Ж Ш ш . - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.guoxue123.com/j ij ij ibu/0201/09xycs/053. htm (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Шэнь Цзицзи. Жэньши чжуань. [Жизнеописание Жэнь] ^МЖ ЖКЖ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jpgushi.com/c/tangsong/12687.html (дата обращения: 10.02.2016 г.)
Юй Вэньшицзи. Чжуантайцзи. [Записки о туалетном столике]. ЖЖЖ^ . & ^ Й . - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.guoxue123.com/j ij ij ibu/0201/09xycs/052. htm (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Литература
На русском языке
Абрамян Л.А. 1983 - Первобытный праздник и мифология. - Ереван: Издательство АН. - 109.
Алимов И. 2000 - Нефритовая роса: из китайских сборников бицзи X - XIII вв. - СПб: издательство «Азбука». - 190.
Бахтин М. 1990 - Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. Лит. - 543.
Бичурин Н.Я. 2002 - Статистическое описание китайской империи. - М.: Восточный Дом. - 464.
Войтишек Е.Э. 2009 - Игровые традиции в духовной культуре стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония). - Новосибирск: Новосибирский государственный университет. - 278.
Гулик Р. ван 2004 - Сексуальная жизнь в древнем Китае. / Пер. с англ. А.М. Кабанова. - СПб: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение». - 544.
Грубе В. 1912 - Духовная культура Китая. Литература, религия, культура. - СПб: типография Акц. Общества «Брокгаузъ-Ефронъ». - 237 с.
Доронин Б.Г. 2001 - Столичные города Китая: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 120.
...