Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРА ДОСУГА В ЧАНЪАНИ ЭПОХИ ТАН (618 - 907гг.)

Работа №132459

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы155
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Формирование и развитие культуры досуга в Западной столице Танской империи Чанъани 12
Столичные города императорского Китая 12
Краткая характеристика танской эпохи 14
Влияние экономического и политического расцвета в эпоху Тан на развитие культурной жизни столичных городов 18
Предпосылки для развития сферы досуга в Чанъани 21
Чанъань - культурный и экономический центр Танской империи 23
Экзотика в столичной жизни 29
Сфера развлечений на закате танской эпохи 32
Глава 2. Досуг и развлечения во время традиционных праздников 35
Новый год 37
«Чуци» ^^ 39
«Юаньсяоцзе» yLC'i'j’ или Праздник фонарей 40
«Хуэйжи» В§0 - последний день первого лунного месяца 41
Люстрация 42
Праздник омовения Будды «Юй Фо цзе» MW^ 42
«Ханьшицзе» ^^^ или Праздник холодной пищи 42
«Дуаньуцзе» ^^^ 43
«Цисицзе» L^/'i'j’ 44
«Чжунъюаньцзе» 11 Ol'i'j" или Фестиваль [голодного] призрака 45
«Чжунцюцзе» ФЖ^ или Праздник середины осени 46
Праздник двойной девятки «Чунъянцзе» ШР0^ 47
Канун Нового Г ода «Чуси» ^^ 47
Глава 3. Фестивали и пышные застолья 49
Фестивали и карнавалы 50
Артисты и их номера 54
Акробаты 55
Борцы 56
Иллюзионисты 57
Цирковые номера и фокусы с животными 60
Театральные представления 62
Театр кукол 63
Сказительство 64
Музыка, танцы и поэзия как неотъемлемая составляющая пышных приемов и застолий танской эпохи 65
Танец «Поханьхуси» 'ЖЖ^^ 73
Глава 4. Спортивные развлечения и настольные игры 75
Стрельба из лука 75
Охота 76
Футбол 78
Поло 81
Гольф 82
Древнекитайский «боулинг» 83
Игра «Тоуху» S® 84
«Паоцю» Ш^ 84
«Тацю» ^Й 85
Легкая атлетика 85
Тяжелая атлетика 85
Петушиные бои 87
Детские игры и развлечения 87
«Ецзы си» Иф^^ 88
«Шестерка» АШ 90
Двойная шестерка «Шуанлю» ЖА 91
«Облавные [китайские] шашки Вэйци» ЩЖ 91
«Таньци» ^Ж 92
Настольная игра «Цайсюаньгэ» ^^^ 94
Старинная азартная игра «Чупу» Ш'Ж 95
Глава 5. Культурно-досуговые учреждения 97
Чайные дома 97
Трактиры и винные лавки 99
Публичные дома 101
Северный квартал Бэйли 103
Клубы воскурения благовоний 111
Заключение 113
Приложение 116
Список источников и литературы 145

Определение основных понятий: «культура», «культурная жизнь», «досуг» и «культура досуга». Современный человек достаточно часто упо­требляет в своей речи слово «культура». Это понятие уже давно прочно закре­пилось в нашем лексиконе, а потому его использование кажется привычным, а значение - понятным. Мы употребляем в повседневной жизни такие слово­сочетания, как «физическая культура», «культура речи», «культура делового общения» и т.п., подразумевая под культурой определенный уровень навыков и эрудиции, отсутствие которых именуется бескультурьем. Говоря же о мно­гочисленных «культурах», принадлежащих разным народам, социальным группам или эпохам, мы воспринимаем культуру как «специфический класс явлений, наделенных символическим значением, присущим [данному] челове­ческому сообществу» (Л. Уайт) или, например, как «носительницу истории» (М. Фуко). Также культуру определяют, как искусственную среду обитания человека («вторую природу»), изменяющуюся знаковую систему и даже как систему стратегий удовольствия [Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 7, 40].
Очевидно, что несмотря на то, что понятие «культура» является одним из наиболее фундаментальных в современной науке, оно не имеет одного кон­кретного определения. Поле его значений довольно широко и во многом зави­сит от того, какой подход к определению данного понятия был выбран. В со­временной культурологии существуют два основных подхода к описанию по­нятия «культура»: повседневный и научный. Однако советский историк Л.Е. Кертман выделял три подхода к определению понятия «культура»: антропо­логический, социологический и философский [Минченко О. Культура: типо­логия определений].
Так, в 1952 г. американские антропологи А. Кребер и К. Клахон выпу­стили книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions», в которой они собрали и систематизировали 164 основных определения культуры и при­мерно такое же количество всевозможных дополнительных толкований. Ав­торы пишут, что в течение 23 лет после того, как в 1871 г. Э. Тэйлор дал первое определение для понятия «культура», больше этого не делал никто. А в период с 1903 по 1916 г. они обнаружили всего 6 новых определений. Зато в период с 1920 по 1950 г. А. Кребер и К. Клахон обнаружили уже 157 новых дефиниций понятия «культура» [Kroeber A.L., Kluckhohn Clyde 1952: 149].
Появившись в древнеримской культуре, это понятие означало «возделы­вать почву», «обрабатывать», а также «образование», «воспитание» и «почи­тание». С течением времени исходное значение слова постепенно менялось, обогащаясь в процессе развития языка, философии, науки [Солонин Ю.Н., Су­рова Е.Э. 2014: 40]. В результате появились разные типы определений «куль­туры»: описательный, исторический, нормативный, психологический, струк­турный и генетический [По Kroeber A.L., Kluckhohn Clyde 1952].
При формулировании темы, а также во время написания данной иссле­довательской работы, автор главным образом исходил из описательных опре­делений культуры, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает это понятие; нормативных определений, ориентирующихся на идею образа жизни, представления об идеалах и ценностях; психологических определений культуры, в которых упор делается на процесс адаптации к среде, процесс научения или формирование привычек [Минченко О. Культура: типо­логия определений]. В их числе [Цит. по: Kroeber A.L., Kluckhohn Clyde 1952: 43, 72, 50, 56]:
1. Культура включает в себя все проявления социальных привычек об­щества, а также поведенческие реакции индивида под влиянием об­щественных норм, характерных для той группы, в которой он живет (Ф. Боас);
2. Культура может быть определена как то, что общество делает и ду­мает (Э. Сепир);
3. Культура - это все действия, осуществляемые группой людей, насе­ляющих общую территорию: их поступки; то как они мыслят и чув­ствуют; их материальные ценности и символы (Р. Линд);
4. Можно сказать, что культура общества состоит из определенных, ха­рактерных для данного общества способов поведения, посредством которых удовлетворяются базовые потребности членов этого обще­ства (Ч.У. Моррис).
Таким образом, говоря о «культурной жизни» в Чанъани (618 - 907 гг.), автор работы имеет ввиду различные социальные привычки городских жите­лей, т.е. определенный уклад жизни, принятый обществом того времени. Ис­ходя из этого, под «культурной жизнью» автор подразумевает образ жизни данного конкретного общества, который зависит от созданной ими «совокуп­ности искусственных порядков и объектов, а также заученных форм человече­ского поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира» (А.Я. Флиер) [Цит. по: Со­лонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 40].
«Культурой досуга» автор называет характерные для данного общества способы поведения, посредством которых люди удовлетворяли свои интеллек­туальные (образование, творчество, стратегические игры), эстетические (поэ­зия, танцы, музыка, прекрасные гетеры), социальные (дружба, любовь, обще­ние с людьми своего круга, участие в массовых мероприятиях как официаль­ного, так и неофициального характера), а также духовные потребности (со­блюдение обычаев, ритуалов, гадания и т.п.).
Также следует отметить, что в данной работе автор разделяет понятия «досуг» и «свободное время». Под досугом автор понимает «часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления фи­зических и психических сил человека; деятельность ради самосовершенство­вания, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору», а под свободным временем - «часть бюджета лично­сти, которая освобождена от непреложных временных затрат, то есть от обя­зательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.)» [Го­ловина Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности: 105 - 106].
Микроистория и культура повседневности. Понятие «повседнев­ность» имеет в русском языке как минимум два значения: во-первых, так назы­вается та часть жизни, которой присущ регулярный ход привычных дел, кру­говорот будничных вещей; во-вторых, категория «повседневность» может ис­пользоваться как научное понятие, указывающую на новую сферу интереса гуманитарных наук.
В первом толковании термин «повседневность» близок по смыслу слову «быт», однако включает в себя существенно больше, одновременно охватывая как приватную, так и публичную стороны жизни.
В качестве предмета научного исследования повседневность - это не только окружающие людей бытовые вещи, но и различные виды отношений между людьми: семейные, бытовые, производственные, неформальные, воз­никающие в культурно-досуговой, рекреационной среде, и др.
Представление о повседневности как особом предмете научного знания о человеке сложилось в начале 30-х гг. XX в., под влиянием школы «Анна­лов»1. Интерес историков начал фокусироваться не на политической истории, а на истории процессов, в частности экономических и социальных. Предметом особого внимания становятся маловажные на первый взгляд события и люди.
Одно из направлений «Новой исторической науки» стало называться микроисторией. Тематикой микроисторических исследований стали реалии повседневной жизни и изменения в ней. В исторической науке возобладал ин­терес к своеобразию отдельных культурно-исторических форм и сложилось понимание того, что это своеобразие определяется не столько характером мас­штабных исторических событий, сколько обыденными представлениями и взаимоотношениями. В круг тем, связанных с изучением повседневной жизни, вошли труд, быт, досуг, питание, мода и др. [Солонин Ю.Н., Сурова Е.Э. 2014: 235 - 239]
Таким образом, досуг является одной из составляющих повседневной жизни общества, исследование и изучение которой имеет большое значение для изучения различных культурно-исторических типов и описания культур­ных реалий прошлого.
Актуальность выбранной темы. В эпоху Тан Китай достиг своего наивысшего процветания. Многие проблемы истории, политики, экономики, культуры и литературы танского Китая нашли освещение в работах отече­ственных и зарубежных исследователей. При этом такая значимая составляю­щая повседневной жизни танского общества, как сфера развлечений не нашла полного описания в научной литературе. Именно поэтому автор данной ра­боты считает актуальным представить и систематизировать основные виды досуговой деятельности в столице танской империи Чанъани, которая пред­ставляла собой не только политический и экономический, но также культур­ный центр страны. Написание данной работы позволит не только обобщить разрозненные сведения по данной теме, но также даст возможность глубже познакомиться с особенностями жизни и быта китайцев танской эпохи.
Целью данной работы является исследование культуры развлечений, а также систематизация основных видов досуговой деятельности в Чанъани эпохи Тан (618 - 907 гг.).
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулиро­ваны следующие задачи: представить краткую характеристику столичных го­родов императорского Китая и танской эпохи в целом; проанализировать раз­витие культурной жизни столичных городов танской эпохи в контексте эконо­мической и политической ситуации в империи; проанализировать предпо­сылки развития сферы досуга в Западной столице Танской империи Чанъани; рассмотреть процесс проникновения экзотики в различные аспекты культур­ной жизни Западной столицы; представить краткое описание основных тради­ционных праздников танской эпохи, а также наиболее характерных для них способов проведения досуга; рассмотреть особенности проведения фестива­лей и пышных застолий в танскую эпоху; представить краткую характери­стику спортивных развлечений и интеллектуальных игр танской эпохи; рас­смотреть наиболее популярные виды культурно-досуговых учреждений тан­ской столицы.
Объектом исследования является культура развлечений столицы Тан­ской империи Чанъани в различных ее аспектах.
Предметом исследования являются традиционные китайские празд­ники, характерные для танской эпохи; фестивали и застолья того времени; уличные артисты и их номера; популярные в танскую эпоху спортивные раз­влечения и настольные игр; различные виды увеселительных заведений.
Анализ использованных источников и литературы. Теоретическую базу работы составляют труды российских и зарубежных востоковедов, а также китайских ученых, специализирующихся на изучении истории своей страны. Историческая часть работы и описание государственного устройства Китая в эпоху Тан во многом основаны на материалах работ отечественных историков-востоковедов, таких как С.Л. Тихвинский, И.Ф. Попова, М.Е. Крав­цова («История Китая с древнейших времен до начала XXI в.» (Т.111, - 2014 г.), Б.Г. Доронин («Столичные города Китая», - 2001 г.) и др. Основная часть ма­териалов по различным аспектам культурной жизни в Китае VII-X вв. взята из трудов европейских и китайских ученых. Среди наиболее значимых из них можно выделить: Шефер Э. «Золотые персики Самарканда. Книга о чужезем­ных диковинах в империи Тан», Charles B. «China’s golden age. Everyday life in the Tang Dynasty», Lewis M. E. «China’s cosmopolitan empire: The Tang dynasty», Мэн Цзин «Исследование предпосылок развития культуры досуга и отдыха в Чанъани в эпоху Тан», Сэнь Линьлу «Путеводитель по танской эпохе: памятка о жизни людей в Чанъани и других местах Танской империи» и др. Во время сбора информации о различных видах досуговой деятельности, распростра­ненных в Китае VII-X вв., автор обнаружил, что данная тема достаточно глу­боко изучена китайскими специалистами: можно найти большое количество работ и статей, посвященных спортивным и стратегическим играм в древнем Китае, разного рода развлечениям и увеселительным заведениям и т.д. Так, особую практическую значимость представляют сведения о всевозможных ви­дах спортивных состязаний древнего Китая, представленные на сайте «Г осюэ ван»: работа У Чэнчжуна «Отдых и развлечения в древнем Китае», статьи «Не­сколько историй о винных лавочках на Шелковом пути, которые держали “се­верные инородцы”» и «Легенда о торговце чаем, переправлявшем свой товар по Великому каналу Повесть о том, как Ван Кэцзюя оклеветали и приговорили к тюремному заключению» из ежедневной газеты «Лоян жибао», ста­тья «Праздник весны и Праздник фонарей в танской Чанъани» из ежедневной газеты «Сиань жибао» и материалы опубликованные на сайте электронной Эн­циклопедии по истории Тан «Танчао лиши байкэ». Из работ российских уче­ных, так или иначе связанных с темой культуры досуга в древнем Китае, можно обозначить учебное методическое пособие «Традиционная игровая культура стран Восточной Азии», составленное востоковедом из г. Новоси­бирска Е.Э. Войтишек, которая занималась исследованиями в сфере игровых традиций Китая, Кореи и Японии. Также в процессе работы использовались труды российских и европейских антропологов, социологов и философов. Так большую ценность для данного исследования имела работа американских ан­тропологов А. Кребера и К. Клахона «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» (Культура: критический обзор понятий и определений).
В процессе написания работы автор применял системный и историко - диффузионный методы культурологического исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сфера досуга является важной составляющей повседневной жизни об­щества, и ее изучение имеет значение для правильного понимания культурных ориентиров людей в любую эпоху. Наиболее популярные среди столичных жителей танского времени способы отдыха и развлечений отразили не только их отношение к жизни, но и важнейшие характеристики культуры, связанные с социальным статусом, образованием, психологическими особенностями представителей разных слоев общества.
В нашей работе представлено описание главных традиционных форм до­суга и праздников танской эпохи, а также наиболее характерных для них спо­собов развлечений, связанных с народными ритуалами, буддийскими и даос­скими верованиями, театром, музыкой и танцами. Большое влияние на досу­говую, как и на прочие стороны жизни, также оказывало наличие в танской столице иноземной экзотики.
Важное место в досуговой сфере танской Чанъани занимали красочные фестивали и роскошные пиршества, ставшие неотъемлемой частью повседнев­ной жизни горожан. В отличие от праздников, у пышных фестивалей и банке­тов танской эпохи не было фиксированных дат или какого-либо религиозного подтекста. Их наличие зависело исключительно от желания императора или влияния особых обстоятельств, а их проведение не предусматривало изготов­ления никаких специальных блюд и напитков. Будучи одними из главных во­площений празднества и народной смеховой культуры, банкеты и фестивали представляют собой неофициальный и внегосударственный аспект мира, че­ловека и человеческих отношений. Изучение данного аспекта жизни общества не менее важно для правильного понимания его культурного сознания, чем изучение остальных его составляющих.
Крупномасштабные праздники танской эпохи были не только временем чревоугодия, они проходили на улицах города и сопровождались массовыми шествиями (парадами). В развлекательную программу танских фестивалей входили номера акробатов, борцов, иллюзионистов, фокусы с животными, те­атры кукол и сказителей, а также разнообразные музыкально-танцевальные номера. Наличие в столице танского Китая большого количества профессио­нальных коллективов исполнителей объяснялось расположением здесь специ­ализированных государственных образовательных учреждений, в число кото­рых вошли придворные музыкальные школы Нэйцзяофан Й^Й и Цзяофан ШЙ.
Важным аспектом культурной жизни жителей Чанъани также были раз­нообразные спортивные и интеллектуальные игры. В число наиболее распро­страненных спортивных развлечений того периода вошли стрельба из лука, охота, футбол, поло, гольф, «древнекитайский боулинг», легкая и тяжелая ат­летика, игры «тоуху» Йж и «паоцю» ШЖ а также петушиные бои. Наиболее популярными настольными играми танской эпохи были «Ецзы си» ф^^, «Шестерка» АЖ «Двойная шестерка» ЖА, «Облавные шашки Вэйци» ЩЖ, «Таньци» ^Ж, «Цайсюаньгэ» ЖДА и «Чупу» ЖЖ. Примечательно, что многие из вышеперечисленных игр и развлечений, в первую очередь спортив­ных, вовсе не требовали наличия каких-либо специальных условий, а потому были доступны всем желающим. Отдельным пунктом в работе приводится пе­речень популярных в танское время детских игр.
Жители танской столицы проводили свой досуг как дома, так и на улице, и в особых кварталах развлечений. Со временем стали пользоваться популяр­ностью винные лавки и чайные дома, которые изначально имели не столько развлекательный, сколько социальный характер, будучи подходящим местом для встреч и общения с друзьями, а также клубы воскурения благовоний. Сфера досуга при Тан была развита настолько, что могла удовлетворить ду­ховные, социальные, эстетические и другие потребности людей не только раз­ного возраста, но и разного социального и материального положения. Осо­бенно богата и разнообразна была жизнь жителей столицы, в распоряжении которых было большое количество увеселительных заведений, предоставляв­ших им массу возможностей для отдыха и развлечений.


Источники
На китайском языке
Лю Сюй 945 - Цзю Тан шу. [Старая история Тан] ЭД^. 1НЖ^ .-[Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue123.com/shibu/0101/00jts/ (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Оуян Сю 1060 - Синь Тан шу. [Новая история династии Тан] ^ВДШ. Ж Ж ^ . - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue123.com/shibu/0101 /00xts/ (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Сунь Ци. Бэйличжи. [Записки о северном квартале]. #^. ЖЖЖ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue.com/tangyanjiu/tdsl/blz001.htm (дата обращения: 07.04.2016 г.)
(Тан) Ликан. Дуи чжи. [Записки о необыкновенном] (Ж) Жл. О&ЖЖ » - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.360doc.com/content/15/1007/01/13358165 503724103.shtml (дата обращения: 28.02.2016 г.)
Цзя Кэгу. Цзихуаньпинь. [Аксессуары для создания причесок]. !х^А. Ж Ш ш . - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.guoxue123.com/j ij ij ibu/0201/09xycs/053. htm (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Шэнь Цзицзи. Жэньши чжуань. [Жизнеописание Жэнь] ^МЖ ЖКЖ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jpgushi.com/c/tangsong/12687.html (дата обращения: 10.02.2016 г.)
Юй Вэньшицзи. Чжуантайцзи. [Записки о туалетном столике]. ЖЖЖ^ . & ^ Й . - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.guoxue123.com/j ij ij ibu/0201/09xycs/052. htm (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Литература
На русском языке
Абрамян Л.А. 1983 - Первобытный праздник и мифология. - Ереван: Из­дательство АН. - 109.
Алимов И. 2000 - Нефритовая роса: из китайских сборников бицзи X - XIII вв. - СПб: издательство «Азбука». - 190.
Бахтин М. 1990 - Творчество Франсуа Рабле и народная культура сред­невековья и Ренессанса. - М.: Худ. Лит. - 543.
Бичурин Н.Я. 2002 - Статистическое описание китайской империи. - М.: Восточный Дом. - 464.
Войтишек Е.Э. 2009 - Игровые традиции в духовной культуре стран Во­сточной Азии (Китай, Корея, Япония). - Новосибирск: Новосибирский госу­дарственный университет. - 278.
Гулик Р. ван 2004 - Сексуальная жизнь в древнем Китае. / Пер. с англ. А.М. Кабанова. - СПб: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение». - 544.
Грубе В. 1912 - Духовная культура Китая. Литература, религия, куль­тура. - СПб: типография Акц. Общества «Брокгаузъ-Ефронъ». - 237 с.
Доронин Б.Г. 2001 - Столичные города Китая: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 120.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ