Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 учащихся 7-го класса, занимающихся в секции по баскетболу в общеобразовательной школе.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 7
1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» 7
1.2 Возрастные особенности ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста 12
1.3 Влияние занятий баскетболом на здоровый образ жизни учащихся 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В БАСКЕТБОЛЕ 22
2.1 Процедура и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО БАСКЕТБОЛУ 32
3.1 Разработка недельных микроциклов учебно-тренировочного процесса для улучшения физической подготовки как основы здорового образа жизни учащихся 32
3.2 Применение здооровьесберегиющих технологий в секции по баскетболу 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Выборка: 20 учащихся 7-го класса, занимающихся в секции по баскетболу в общеобразовательной школе.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 7
1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» 7
1.2 Возрастные особенности ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста 12
1.3 Влияние занятий баскетболом на здоровый образ жизни учащихся 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В БАСКЕТБОЛЕ 22
2.1 Процедура и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО БАСКЕТБОЛУ 32
3.1 Разработка недельных микроциклов учебно-тренировочного процесса для улучшения физической подготовки как основы здорового образа жизни учащихся 32
3.2 Применение здооровьесберегиющих технологий в секции по баскетболу 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Актуальность исследования. Забота о здоровье учащихся актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения. Отношение учащихся к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение школьников к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия.
Баскетбол считается одним из самых увлекательных и зрелищных видов спорта. Но не стоит забывать, что этот вид физической активности может не только дать возможность провести интересное время, но и укрепить здоровье как физическое, так и психологическое. Проблема формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся в процессе занятий баскетболом занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание учащимися основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников придерживаются такого образа жизни, но, как правило, у учащихся подросткового возраста не сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Степень разработанности проблемы. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, А.А. Овчарова и др., психологии – О.В. Верхорубова и др., педагогики – Д.А. Кольцов, Ю.В. Науменко и др. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизниу учащихся в процессе занятий спортом представлены в работах Т.Ю. Мысиной, Н.В. Полтавцевой и др. Вопросы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе занятий баскетболом раскрыты в научных трудах В.С. Кузнецова, А.В. Салтыкова и др.
Цель исследования – изучение условий формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Предмет исследования – условия формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Гипотеза исследования: если создать специальные условия в секции по баскетболу и применять здоровьесберегающие технологии, то можно сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категорий «здоровье», «здоровый образ жизни», «ценностное отношение к здоровью».
2. Определить возрастные особенности отношения к здоровому образу жизни учащихся подросткового возраста.
3. Определить уровень сформированности основ здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста в экспериментальном исследовании.
5. Предложить рекомендации по созданию условий для формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование; методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что для формировании здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом предлагается использовать здоровьесберегающие технологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации, предложенные в ходе исследования, могут быть использованы для формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Баскетбол считается одним из самых увлекательных и зрелищных видов спорта. Но не стоит забывать, что этот вид физической активности может не только дать возможность провести интересное время, но и укрепить здоровье как физическое, так и психологическое. Проблема формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся в процессе занятий баскетболом занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание учащимися основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников придерживаются такого образа жизни, но, как правило, у учащихся подросткового возраста не сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Степень разработанности проблемы. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, А.А. Овчарова и др., психологии – О.В. Верхорубова и др., педагогики – Д.А. Кольцов, Ю.В. Науменко и др. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизниу учащихся в процессе занятий спортом представлены в работах Т.Ю. Мысиной, Н.В. Полтавцевой и др. Вопросы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе занятий баскетболом раскрыты в научных трудах В.С. Кузнецова, А.В. Салтыкова и др.
Цель исследования – изучение условий формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Предмет исследования – условия формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Гипотеза исследования: если создать специальные условия в секции по баскетболу и применять здоровьесберегающие технологии, то можно сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категорий «здоровье», «здоровый образ жизни», «ценностное отношение к здоровью».
2. Определить возрастные особенности отношения к здоровому образу жизни учащихся подросткового возраста.
3. Определить уровень сформированности основ здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста в экспериментальном исследовании.
5. Предложить рекомендации по созданию условий для формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование; методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что для формировании здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом предлагается использовать здоровьесберегающие технологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации, предложенные в ходе исследования, могут быть использованы для формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Потребность в здоровом образе жизни вкачает в себя такие компоненты, как: систему питания, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, занятие спортом и закаливающие упражнения. Здоровый образ жизни для учащихся должен основываться на принципах нравственности, быть рационально организованным, активным и закаливающим, и в то же время защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Соблюдение принципов здорового образа жизни является необходимым условием в современном обществе.
Отношение к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста находится в зависимости от их личностного роста, уровня личностной зрелости, особенностей ценностного отношения.
Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что у учащихся, занимающихся баскетболом, есть проблемы в ценностном отношении к здоровому образу жизни. Как показали ответы на вопросы анкеты, учащиеся, не совсем понимают важность и необходимость соблюдать здоровый образ жизни, не совсем понимают ценность здоровья для человека и общества, не осознают его необходимость для собственного развития.
С целью формирования здорового образа жизни у учащихся в секции по баскетболу были разработаны недельные микроциклы учебно-тренировочного процесса по баскетболу, которые являются эффективным средством для развития физических качеств как основы здорового образа жизни баскетболистов подросткового возраста, что является немаловажным, потому что в данном возрасте закладывается фундамент, который в последствии отразится на тренировочной работе. Также предлагается в секции по баскетболу использование здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Отношение к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста находится в зависимости от их личностного роста, уровня личностной зрелости, особенностей ценностного отношения.
Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что у учащихся, занимающихся баскетболом, есть проблемы в ценностном отношении к здоровому образу жизни. Как показали ответы на вопросы анкеты, учащиеся, не совсем понимают важность и необходимость соблюдать здоровый образ жизни, не совсем понимают ценность здоровья для человека и общества, не осознают его необходимость для собственного развития.
С целью формирования здорового образа жизни у учащихся в секции по баскетболу были разработаны недельные микроциклы учебно-тренировочного процесса по баскетболу, которые являются эффективным средством для развития физических качеств как основы здорового образа жизни баскетболистов подросткового возраста, что является немаловажным, потому что в данном возрасте закладывается фундамент, который в последствии отразится на тренировочной работе. Также предлагается в секции по баскетболу использование здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



