Особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула.
Выборка исследования: 10 детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (3-4 года).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Этиология и патогенез детского церебрального паралича 7
1.2 Пространственные представления и закономерности их развития в младшем дошкольном возрасте 13
1.3 Особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 25
2.1 Описание процедуры исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Выборка исследования: 10 детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (3-4 года).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Этиология и патогенез детского церебрального паралича 7
1.2 Пространственные представления и закономерности их развития в младшем дошкольном возрасте 13
1.3 Особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 25
2.1 Описание процедуры исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность темы исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов, логопедов и дефектологов привлечено к проблемам физического, психического и речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период – это важный период с точки зрения наиболее интенсивного развития ребенка, период формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое, психическое и речевое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, на современном этапе на первое место выходит проблема нарушений речевого, психического и физического развития ребенка, которая имеет ряд причин. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является детский церебральный паралич (далее – ДЦП).
В литературе по специальной педагогике и психологии подчеркивается, что совершенствование пространственных представлений, умения устанавливать причинно-следственные отношения ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира (Б. Г. Ананьев, Т. А. Муссейибова, Н. Я. Семаго и др.). Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. Ряд ученых (Л. Г. Парамонова, Е. Н. Соколова, В. В. Тимофеева и др.) выделяет у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП особенности нарушения восприятия внутреннего пространства (соматопространство), восприятия внешнего пространства, восприятие квазипространства (понимание логико-грамматических конструкций), затрудняются дети в ориентировании в пространстве. Нарушения в развитии пространственных представлений, в умении выявлять причинно-следственные отношения оказывают негативное влияние на развитие всех познавательных процессов ребенка, что в будущем создаст определенные трудности в овладении учебной информацией (И. И. Мамайчук, Н. Я. Семаго и др.). Исследования, проведенные учеными, доказали, что дети младшего дошкольного возраста с ДЦП имеют в основном низкий уровень развития пространственных представлений, умения выявлять причинно-следственные отношения. Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
В психолого-педагогической литературе и практике довольно широко представлены доктринальные основы развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП, их сущностные характеристики, исследуются основные формы работы, направленные на развитие пространственных представлений у младших дошкольников с ДЦП.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, сегодня сложилось противоречие между потребностью в развитии пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия на основе диагностических методов.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: какие особенности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – пространственные представления младших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) с ДЦП пространственные представления, умения выявлять причинно-следственные отношения развиты в основном на низком уровне: дети данной группы:
- не оперируют такими понятиями, как «вправо», «влево», «назад», «вперед» и т.д.;
- неправильно применяют пространственные предлоги;
- допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений;
- могут выделять только отдельные признаки пространства;
- не могут устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к особенностям формирования пространственных преставлений в дошкольном возрасте – Б. Г. Ананьев, И. Я. Каплунович, Е. Ф. Рыбало и др.;
- подходы к психофизическому развитию дошкольников с ДЦП – Н. А. Государев, С. Ю. Кондратьева, И. И. Мамайчук и др.;
- подходы к изучению пространственных представлений у младших дошкольников с ДЦП – К. В. Лобанова, В. В. Осокин и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (3-4 года).
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2023 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2023 г. – декабрь 2023 г.) осуществлялось исследование, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2024 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В литературе по специальной педагогике и психологии подчеркивается, что совершенствование пространственных представлений, умения устанавливать причинно-следственные отношения ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира (Б. Г. Ананьев, Т. А. Муссейибова, Н. Я. Семаго и др.). Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. Ряд ученых (Л. Г. Парамонова, Е. Н. Соколова, В. В. Тимофеева и др.) выделяет у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП особенности нарушения восприятия внутреннего пространства (соматопространство), восприятия внешнего пространства, восприятие квазипространства (понимание логико-грамматических конструкций), затрудняются дети в ориентировании в пространстве. Нарушения в развитии пространственных представлений, в умении выявлять причинно-следственные отношения оказывают негативное влияние на развитие всех познавательных процессов ребенка, что в будущем создаст определенные трудности в овладении учебной информацией (И. И. Мамайчук, Н. Я. Семаго и др.). Исследования, проведенные учеными, доказали, что дети младшего дошкольного возраста с ДЦП имеют в основном низкий уровень развития пространственных представлений, умения выявлять причинно-следственные отношения. Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
В психолого-педагогической литературе и практике довольно широко представлены доктринальные основы развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП, их сущностные характеристики, исследуются основные формы работы, направленные на развитие пространственных представлений у младших дошкольников с ДЦП.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, сегодня сложилось противоречие между потребностью в развитии пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия на основе диагностических методов.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: какие особенности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – пространственные представления младших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) с ДЦП пространственные представления, умения выявлять причинно-следственные отношения развиты в основном на низком уровне: дети данной группы:
- не оперируют такими понятиями, как «вправо», «влево», «назад», «вперед» и т.д.;
- неправильно применяют пространственные предлоги;
- допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений;
- могут выделять только отдельные признаки пространства;
- не могут устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к особенностям формирования пространственных преставлений в дошкольном возрасте – Б. Г. Ананьев, И. Я. Каплунович, Е. Ф. Рыбало и др.;
- подходы к психофизическому развитию дошкольников с ДЦП – Н. А. Государев, С. Ю. Кондратьева, И. И. Мамайчук и др.;
- подходы к изучению пространственных представлений у младших дошкольников с ДЦП – К. В. Лобанова, В. В. Осокин и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (3-4 года).
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2023 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2023 г. – декабрь 2023 г.) осуществлялось исследование, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2024 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Актуальность данной темы исследования бесспорна, так как пространственные представления являются основополагающими в усвоении детьми дошкольного возраста основных понятий и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Проведенный анализ литературы свидетельствует, что современные педагоги уделяют особое внимание изучению пространственных представлений в силу их особой роли. Низкий уровень сформированности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста оказывает отрицательное воздействие на психическую и познавательную деятельность. Это отражается на процессе формирования устной речи, на познание окружающего мира, освоение математических представлений, формирование изобразительных навыков, формирование бытовых и трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Особенностью ДЦП является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Психические процессы прямо или косвенно участвующие в развитии пространственных представлений, как и сами представления, у детей с ДЦП качественно специфичны. До самого конца дошкольного возраста у детей с ДЦП нет четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив человека. У них появляются трудности при ориентировке практически во всех направлениях пространства, в особенности правого и левого. Понимание и употребление временных и пространственных представлений для дошкольников младшего возраста с ДЦП является сложным, непонятным.
Проведенное исследования показало, что для младших дошкольников с ДЦП характерны нарушения в развитии пространственных представлений. У многих детей с ДЦП отмечается несформированность самых элементарных уровней овладения пространством. У детей данной группы возникают значительные трудности в анализе пространственных взаимоотношений внешних объектов в вертикальной и горизонтальной плоскостях по отношению к их собственному телу.
Выводы по результатам экспериментального исследования следующие:
1. Дети младшего дошкольного возраста с ДЦП нуждаются в организации специального обучения в развитии пространственных представлений, а также в развитии умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять причинно-следственные отношения. Особого внимания дефектологов и воспитателей требуют дошкольники с ДЦП, показавшие по результатам обследования навыков пространственной ориентировки и пространственных представлений (пространственная ориентировка – 60% и пространственные представления – 50%).
2. В результате анализа результатов исследования было установлено, что как дети младшего дошкольного возраста с ДЦП со средним уровнем развития пространственного ориентирования (4 детей – 40%), так и младшие дошкольники с низким уровнем развития пространственного ориентирования (6 дошкольников – 60%) имеют представления о собственном теле, показывают и называют части своего тела, но путают правую и левую сторону. У большинства детей смладшего дошкольного возраста со средним уровнем развития пространственного ориентирования с ДЦП недостаточно сформированы представления об окружающем пространстве, вместе с тем у детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития пространственного ориентирования представления об окружающем пространстве не сформированы вообще. Можно предположить, что нарушения у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП в развитии пространственных представлений вторичны и зависят от характера дефекта.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Проведенный анализ литературы свидетельствует, что современные педагоги уделяют особое внимание изучению пространственных представлений в силу их особой роли. Низкий уровень сформированности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста оказывает отрицательное воздействие на психическую и познавательную деятельность. Это отражается на процессе формирования устной речи, на познание окружающего мира, освоение математических представлений, формирование изобразительных навыков, формирование бытовых и трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Особенностью ДЦП является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Психические процессы прямо или косвенно участвующие в развитии пространственных представлений, как и сами представления, у детей с ДЦП качественно специфичны. До самого конца дошкольного возраста у детей с ДЦП нет четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив человека. У них появляются трудности при ориентировке практически во всех направлениях пространства, в особенности правого и левого. Понимание и употребление временных и пространственных представлений для дошкольников младшего возраста с ДЦП является сложным, непонятным.
Проведенное исследования показало, что для младших дошкольников с ДЦП характерны нарушения в развитии пространственных представлений. У многих детей с ДЦП отмечается несформированность самых элементарных уровней овладения пространством. У детей данной группы возникают значительные трудности в анализе пространственных взаимоотношений внешних объектов в вертикальной и горизонтальной плоскостях по отношению к их собственному телу.
Выводы по результатам экспериментального исследования следующие:
1. Дети младшего дошкольного возраста с ДЦП нуждаются в организации специального обучения в развитии пространственных представлений, а также в развитии умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять причинно-следственные отношения. Особого внимания дефектологов и воспитателей требуют дошкольники с ДЦП, показавшие по результатам обследования навыков пространственной ориентировки и пространственных представлений (пространственная ориентировка – 60% и пространственные представления – 50%).
2. В результате анализа результатов исследования было установлено, что как дети младшего дошкольного возраста с ДЦП со средним уровнем развития пространственного ориентирования (4 детей – 40%), так и младшие дошкольники с низким уровнем развития пространственного ориентирования (6 дошкольников – 60%) имеют представления о собственном теле, показывают и называют части своего тела, но путают правую и левую сторону. У большинства детей смладшего дошкольного возраста со средним уровнем развития пространственного ориентирования с ДЦП недостаточно сформированы представления об окружающем пространстве, вместе с тем у детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития пространственного ориентирования представления об окружающем пространстве не сформированы вообще. Можно предположить, что нарушения у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП в развитии пространственных представлений вторичны и зависят от характера дефекта.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП (Психология лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



