Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №132455

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы38
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула.
Выборка исследования: 10 детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (3-4 года).
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Этиология и патогенез детского церебрального паралича 7
1.2 Пространственные представления и закономерности их развития в младшем дошкольном возрасте 13
1.3 Особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 25
2.1 Описание процедуры исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39


Актуальность темы исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов, логопедов и дефектологов привлечено к проблемам физического, психического и речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период – это важный период с точки зрения наиболее интенсивного развития ребенка, период формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое, психическое и речевое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, на современном этапе на первое место выходит проблема нарушений речевого, психического и физического развития ребенка, которая имеет ряд причин. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является детский церебральный паралич (далее – ДЦП).
В литературе по специальной педагогике и психологии подчеркивается, что совершенствование пространственных представлений, умения устанавливать причинно-следственные отношения ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира (Б. Г. Ананьев, Т. А. Муссейибова, Н. Я. Семаго и др.). Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. Ряд ученых (Л. Г. Парамонова, Е. Н. Соколова, В. В. Тимофеева и др.) выделяет у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП особенности нарушения восприятия внутреннего пространства (соматопространство), восприятия внешнего пространства, восприятие квазипространства (понимание логико-грамматических конструкций), затрудняются дети в ориентировании в пространстве. Нарушения в развитии пространственных представлений, в умении выявлять причинно-следственные отношения оказывают негативное влияние на развитие всех познавательных процессов ребенка, что в будущем создаст определенные трудности в овладении учебной информацией (И. И. Мамайчук, Н. Я. Семаго и др.). Исследования, проведенные учеными, доказали, что дети младшего дошкольного возраста с ДЦП имеют в основном низкий уровень развития пространственных представлений, умения выявлять причинно-следственные отношения. Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
В психолого-педагогической литературе и практике довольно широко представлены доктринальные основы развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП, их сущностные характеристики, исследуются основные формы работы, направленные на развитие пространственных представлений у младших дошкольников с ДЦП.
Но, несмотря на существующие в этой области исследования, сегодня сложилось противоречие между потребностью в развитии пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП и недостаточной реализацией данного условия на основе диагностических методов.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования: какие особенности пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования – изучение особенностей пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – пространственные представления младших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) с ДЦП пространственные представления, умения выявлять причинно-следственные отношения развиты в основном на низком уровне: дети данной группы:
- не оперируют такими понятиями, как «вправо», «влево», «назад», «вперед» и т.д.;
- неправильно применяют пространственные предлоги;
- допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений;
- могут выделять только отдельные признаки пространства;
- не могут устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
2. Описать особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с развитием в норме.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к особенностям формирования пространственных преставлений в дошкольном возрасте – Б. Г. Ананьев, И. Я. Каплунович, Е. Ф. Рыбало и др.;
- подходы к психофизическому развитию дошкольников с ДЦП – Н. А. Государев, С. Ю. Кондратьева, И. И. Мамайчук и др.;
- подходы к изучению пространственных представлений у младших дошкольников с ДЦП – К. В. Лобанова, В. В. Осокин и др.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
База исследования: ДОУ «Звуковичок» №204 г. Барнаула.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (3-4 года).
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2023 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2023 г. – декабрь 2023 г.) осуществлялось исследование, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2024 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность данной темы исследования бесспорна, так как пространственные представления являются основополагающими в усвоении детьми дошкольного возраста основных понятий и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Проведенный анализ литературы свидетельствует, что современные педагоги уделяют особое внимание изучению пространственных представлений в силу их особой роли. Низкий уровень сформированности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста оказывает отрицательное воздействие на психическую и познавательную деятельность. Это отражается на процессе формирования устной речи, на познание окружающего мира, освоение математических представлений, формирование изобразительных навыков, формирование бытовых и трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Особенностью ДЦП является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Психические процессы прямо или косвенно участвующие в развитии пространственных представлений, как и сами представления, у детей с ДЦП качественно специфичны. До самого конца дошкольного возраста у детей с ДЦП нет четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив человека. У них появляются трудности при ориентировке практически во всех направлениях пространства, в особенности правого и левого. Понимание и употребление временных и пространственных представлений для дошкольников младшего возраста с ДЦП является сложным, непонятным.
Проведенное исследования показало, что для младших дошкольников с ДЦП характерны нарушения в развитии пространственных представлений. У многих детей с ДЦП отмечается несформированность самых элементарных уровней овладения пространством. У детей данной группы возникают значительные трудности в анализе пространственных взаимоотношений внешних объектов в вертикальной и горизонтальной плоскостях по отношению к их собственному телу.
Выводы по результатам экспериментального исследования следующие:
1. Дети младшего дошкольного возраста с ДЦП нуждаются в организации специального обучения в развитии пространственных представлений, а также в развитии умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять причинно-следственные отношения. Особого внимания дефектологов и воспитателей требуют дошкольники с ДЦП, показавшие по результатам обследования навыков пространственной ориентировки и пространственных представлений (пространственная ориентировка – 60% и пространственные представления – 50%).
2. В результате анализа результатов исследования было установлено, что как дети младшего дошкольного возраста с ДЦП со средним уровнем развития пространственного ориентирования (4 детей – 40%), так и младшие дошкольники с низким уровнем развития пространственного ориентирования (6 дошкольников – 60%) имеют представления о собственном теле, показывают и называют части своего тела, но путают правую и левую сторону. У большинства детей смладшего дошкольного возраста со средним уровнем развития пространственного ориентирования с ДЦП недостаточно сформированы представления об окружающем пространстве, вместе с тем у детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем развития пространственного ориентирования представления об окружающем пространстве не сформированы вообще. Можно предположить, что нарушения у детей младшего дошкольного возраста с ДЦП в развитии пространственных представлений вторичны и зависят от характера дефекта.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аббасов, М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / М. Г. Аббасов // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 38-42.
2. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей младшего дошкольного возраста / А. Б. Аблитарова, Н. В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 55-59.
3. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2021. – 400 с.
4. Акшонина, А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А. Я. Акшонина, Г. В. Васина. – Москва : ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2019. – 356 с.
5. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбало. – Москва : Просвещение, 2015. – 346 с.
6. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян. – Москва : Новый мир, 2010. – 103 с.
7. Вавилова, Д. О. Коррекция пространственных представлений у младших дошкольников с детским церебральным параличом / Д. О. Вавилова // В сборнике : Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2018. – С. 70-71.
8. Выготский, JI. C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Наука, 1983. – 369 с.
9. Габбасова, Р. М. Индивидуальная траектория развития детей с ДЦП в начальных классах общеобразовательного учреждения / Р. М. Габбасова // В сборнике : Современная психология и педагогика : проблемы и решения. Сборник статей по материалам LXVIII международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2023. – С. 9-15.
10. Государев, Н. А. Психосоматическая концепция и детский церебральный паралич / Н. А. Государев // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2001. – № 7. – С. 66–69.
11. Добрынина, Е. В. Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с церебральным параличом / Е. В. Добрынина // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова. – 2006. –№3. – С. 210-220.
12. Доможирова, А. А. Формирование пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом / А. А. Доможирова // В книге : Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2022. – С. 123-124.
13. Ермоленко, Н. А. Клинико-психологический анализ развития дыхательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами / Н. А. Ермоленко, И. А. Скворцов, А. Ф. Неретина // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2000. – № 3. – С. 19–23.
14. Каплунович, И. Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И. Я. Каплунович / / Вопросы психологии. –1999. – № 1. – С. 60–68.
15. Ковшиков, В. А. Дефектология / В. А. Ковшиков. – Москва : Инфра-М, 2013. – 412 с.
16. Константинова, Е. В. Психолого-педагогические особенности младших дошкольников с дизартрией и ДЦП / Е. В. Константинова, В. А. Дубовская // Экономика XXI века : инновации, инвестиции, образование. – 2022. – Т. 10. – № 7. – С. 172-175.
17. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка ДЦП / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 64 с.
18. Леушина, А. М. Развитие пространственного ориентирования и пространственного мышления у младших дошкольников средствами дидактических игр / А. М. Леушина // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 44-48.
19. Лобанова, К. В. Исследование математических способностей детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом / К. В. Лобанова // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 6 (47). – С. 142-152.
20. Малинина, К. М. Особенности сенсомоторной координации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / К. М. Малинина // В сборнике : Инновационный потенциал молодёжи – 2017. сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. – 2017. – С. 155-161.
21. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 224 с.
22. Матеева, А. Р. Сущность понятия «пространственные представления» / А. Р. Матеева // Open Innovation : сб. ст. конф. – Пенза : Наука и Просвещение, 2019. – С. 88–91.
23. Морозова, Р. О. Проблема ориентировки в пространстве у дошкольников с ДЦП в процессе подвижных игр / Р. О. Морозова // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 41-45.
24. Мусейибова, Т. А. Ориентировка в пространстве у младших дошкольников с ДЦП / Т. А. Мусейибова // Дефектология. – 2017. – №8. – С. 17 – 25.
25. Осокин, В. В. Клинико-неврологические и психологические особенности детей со спастической диплегией в зависимости от профиля межполушарных взаимоотношений / В. В. Осокин, Д. Х Астрахан // Трудности развития у детей : Диагностика и коррекция : межрегион. науч. конф. : материалы. – Иркутск, 2004. – Ч. 2. – С. 28–31.
26. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников с ДЦП / Т. А. Павлова // Сб. игровых упражнений. – Москва : Школьная пресса, 2014. – 64 с.
27. Парамонова, Л. Г. Пространственная ориентировка у детей с ДЦП / Л. Г. Парамонова // Логопед. – 2010. – №4. – С. 15-17.
28. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго. – Москва : Айрис – Пресс, 2014. – 523 с.
29. Сидорова, В. А. Основные направления формирования пространственных представлений / В. А. Сидорова // Student Research: сб. ст. / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза : Наука и Просвещение, 2018. – С. 144–149.
30. Соколова, Е. Н. Развитие пространственного мышления у младших дошкольников с ДЦП / Е.Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56.
31. Тимофеева, В. В. Проблемы психического развития младших дошкольников С ДЦП с сохранным интеллектом / В. В. Тимофеева // В сборнике : Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. –С. 93-96.
32. Яркова, Д. Л. ДЦП как причина несформированности пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста / Д. Л. Яркова // Дефектология. – 2019. – №3. – С. 65-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ