Миграционный вопрос в российско-итальянских отношениях (2014-2019 гг.)
|
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Правовая основа сотрудничества России и ЕС по вопросам миграции…….……………12
1.1. Общеевропейское миграционное законодательство………...………………………12
1.2. Миграционное право Итальянской республики………………………..……………22
1.3. Миграционное право России
2. Миграционная политика: Италия-Россия case……………………………………………..45
2.1. Двусторонние соглашения, касающиеся миграционных вопросов………...………45
2.2. Особенности российско-итальянских отношений в 2014-2019 гг
2.3. Миграционные потоки между странами
Заключение
Список используемых источников и литературы…
1. Правовая основа сотрудничества России и ЕС по вопросам миграции…….……………12
1.1. Общеевропейское миграционное законодательство………...………………………12
1.2. Миграционное право Итальянской республики………………………..……………22
1.3. Миграционное право России
2. Миграционная политика: Италия-Россия case……………………………………………..45
2.1. Двусторонние соглашения, касающиеся миграционных вопросов………...………45
2.2. Особенности российско-итальянских отношений в 2014-2019 гг
2.3. Миграционные потоки между странами
Заключение
Список используемых источников и литературы…
История российско-итальянских отношений – это история сближения двух народов, затем – наций, наполненная абсолютно разными событиями как по содержанию, так и по интенсивности. Поиск подходов друг к другу, построение доверительно близких отношений, нарастающая холодность в двусторонних отношениях, взаимное признание, партнёрство… Таков вектор развития наших отношений. Но главное, что получили мы в итоге: желание быть и оставаться друзьями, поддерживая друг друга и сглаживая (или разбираясь в) негативные моменты.
Миграционные вопросы в отношениях между Россией и Италией являются очень красноречивым показателем активных межнациональных связей. Миграция в двусторонних отношениях строится на основании двусторонних соглашений, национального миграционного законодательства, европейского и международного права. Но главное – миграция строится на людях, которые принимают решение мигрировать, выбирают направление миграции и знакомятся с культурой и ценностями другого народа. Отсюда вытекает важность упрощения процедуры миграции, защиты мигрантов и их знакомства с законами иностранного государства, что в целом приводит к взаимопониманию народов, нивелированию всех предрассудков и формированию объективной картины мира.
Объект настоящего исследования – миграционная политика
Предметом исследования является вопрос миграции в российско-итальянских отношениях.
Хронологические рамки настоящего исследования охватывают время с 2014 года по 2019 год. 2014 год – переломная дата для развития российско-европейских контактов в целом, и российско-итальянских в частности. 2014 год стал катализатором для ухудшения отношений по линии Брюссель-Москва и тому последующие события являются подтверждением. И важно заметить, что на общем фоне охлаждения, есть страны, чьё позитивное мнение о контактах с Россией теряется в кулуарах общеевропейских институтах, но важно для сохранения двусторонних контактов. 2019 год – год перед пандемией вируса Covid-19, перед временем, когда проявилась сила непредсказуемого характера событий.
Цель настоящей работы – показать, как поменялся тон диалога по миграционному вопросу после 2014 г, и ответить на вопрос, может ли сотрудничество в этой области считаться критерием для определения успешности двусторонних отношений. Ведь именно как особенные и успешные характеризуют российско-итальянские отношения многие исследователи и политики.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
1. исследовать правовую базу, на основании которой решаются вопросы миграции в ЕС, в Италии и в России. Национальные законодательные акты и законы ЕС определяют открытость государств к мигрантам и их усилия по их интеграции.
2. рассмотреть нормативно-правовую базу взаимоотношений Италии и России с 1990-х годов по настоящее время. Важно понимать, что все проблемы и успехи имеют свои корни в прошлом, и для настоящей работы представляется необходимым проследить, как строилась правовая основа отношений, чтобы стать пригодной почвой для дальнейшего сближения стран и народов
3. уточнить, как строились отношения России и Италии после 2014 г., продемонстрировав благожелательную настроенность двух стран друг на друга. При этом важно показать, чем руководствуются страны в своём выборе “партнёра”
4. акцентировать внимание на миграционные потоки между странами и показать их интенсивность. Интересно изучить перемещение граждан с целью краткосрочных и долгосрочных поездок.
Исследование строилось на основе нескольких научных методов.
Во-первых, основным методом исследования стал метод case-study. За основу было взято утверждение, что российско-итальянские контакты можно охарактеризовать как наиболее успешные по сравнению с отношениями России с другой европейской страной или Евросоюзом в целом. Было акцентировано внимание на одной из областей сотрудничества Италии и России – вопросы миграции. Исследование данного вопроса в двусторонних отношениях может подтвердить или опровергнуть утверждение об исключительности наших контактов.
Во-вторых, использовался метод статистического анализа. Сотрудничество наших стран в вопросах миграции может быть выявлено через показатели, связанные с взаимными миграционными потоками: количество человек, (1) подающих на визу и получающих это разрешение на въезд, (2) мигрирующих на короткий или долгий срок и (3) желающих и получающих гражданство другой страны. Через миграционные предпочтения граждан можно проследить отношение народов друг к другу, а следовательно и особое отношение между государствами.
При написании настоящей работы большое значение имели источниковая база и научная литература.
Используемые источники можно разделить на несколько категорий:
1. Официальные документы:
- законодательные акты России, Италии и ЕС;
- договора и соглашения между Италией и Россией (также отчасти использовались данные соглашений между Россией и ЕС);
2. Статистические источники;
3. Публицистические источники
4. Дипломатические источники
К первой категории – законодательные акты относятся правовые документы Российской Федерации, Итальянской республики и Европейского союза. Эти документы непосредственно связаны с миграционной политикой государств и формированием миграционного законодательства отдельных акторов. Относительно российских законодательных актов можно сказать, что огромное значение имели Федеральные законы N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", которые составляют костяк миграционного права РФ. Они предоставляют информацию о правах и обязанностях мигрантов, о процедуре пересечения российской границы. Данные законы регламентируют легальное пребывание иностранных граждан на территории России.
Были также рассмотрены Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, принятые в 2012, затем в 2019 году. Они определяют направления реализации миграционной политики государства, отмечая проблемные места и вызовы, которым нужно отвечать. Эти документы важны тем, что государство признаёт наличие пробелов в миграционном законодательстве и пытается предложить пути решения.
При изучении итальянского миграционного права внимание было уделено отдельным законодательным актам (например, закон №189 от 2002 г., закон №113 от 2018 г. и др.), но наибольшее значение для настоящей работы имел «Единый акт о положениях касающихся вопросов иммиграции и норм о состоянии иностранца» , который с 1998 года дополняется новыми положениями. Он является сводным документом всех принятых актов Италии и Евросоюза, касающихся пребывания и интеграции, прав и обязанностей иммигрантов.
По вопросам интеграции обращались к «Плану по интеграции и безопасности», принятым в 2010 году и рассчитанным до 2020 года. Интеграция становится важным элементом миграционной политики Италии: это средство сохранения безопасного пространства и мирного сосуществования граждан.
При рассмотрении законов России и Италии первостепенное место было отведено положениям Конституций, на основании которых и строились вышеобозначенные акты.
При анализе миграционного права Евросоюза были использованы тексты основополагающих актов организации (Договора о Европейском союзе (1992 г.) и Договора о функционировании Европейского союза (Римский договор, 1957 г) с дополнениями Лиссабонского договора, 2009 г.), провозглашавшие основы функционирования и реализации совместной политики стран-членов ЕС. Далее были задействованы в ходе работы постановления и предписания Европейского Парламента, Совета и Еврокомиссии. Были изучены положении Повестки дня 2015 года. Большой пласт документов был посвящен Шенгенскому пространству, визовой политике и содержания приграничных пунктов пропусков.
К категории источников – двусторонние соглашения между Россией и Италией представляются существенными в плане значения для достижения цели настоящей работы. Рим и Москва создали основательную правовую основу для развития тесных контактов: в 1994 г. вступил в силу «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» , до этого в 1991 г принята «Совместная декларация об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Итальянской Республикой» , в 1998 г подписан «План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» и др. Далее идёт серия узкопрофильных соглашений, которые напрямую связаны с нашим исследованием: о туризме , об упрощении выдачи виз и др.
Статистические источники являются ещё одной основой для написания настоящей работы. Были использованы и проанализированы данные о миграционных потоках между странами: учитывались такие показатели, как количество поданных заявлений на выдачу виз, число выданных виз и отказов в выдаче, количество граждан одной страны, получивших гражданство другой страны и т.д. Статистические данные были предоставлены Евростатом, Статистик ШенгенВиза, Статиста ком, Росстатом и Консульским информационным порталом МИД РФ.
Также при изучении российско-итальянских взаимоотношений была использована информация, представленная а) в российских и итальянских СМИ в виде новостных сводок, интервью политических деятелей и оценок экспертов; б) в интернет-пространстве межправительственных (Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия - http://rusit.duma.gov.ru/) и неправительственных организаций (Российский совет по международным делам - https://russiancouncil.ru/).
Эти источники интересны тем, что дают возможность составить общее представление о мнениях отдельных дипломатов, реакций населения и СМИ на актуальные события, что позволит нам достичь поставленных задач. Относительно работы с новостными источниками следует учитывать политическую конъюнктуру, которая изменилась после 2014 года и стала оказывать сильное влияние на содержание новостей и интерпретацию событий.
Также отдельно можно выделить в качестве дипломатических источников сайты Посольства России в Италии и Генерального Консульства Италии в России, Министерства внутренних дел России и Министерства труда Италии , портала по интеграции иммигрантов в Италии, Европейской комиссии
Историография
Вопросы миграции являлись предметом исследования многих ученых и специалистов по российско-итальянским отношениям, которые внесли неоценимый вклад в разработку и углубление знаний по этим проблемам, касающихся как двусторонних отношений, так и всего международного сообщества.
Литературу по данному вопросу можно разделить на работы российских исследователей и иностранных.
При написании настоящей работы особое значение имели исследования доктора политических наук, профессора и заслуженного деятеля науки Российской Федерации Татьяны Владимировны Зоновой. Она является одним из ведущих исследователей дипломатии Италии и дипломатических отношений между Россией и Италией и уже несколько десятилетий преподаёт в МГИМО.
Её работы были посвящены итальянской внешней политике и её российскому направлению , где отражается и историческая связь двух стран и их заинтересованность друг в друге в настоящее время. Т.Н. Зонова предлагает и пути развития двусторонних контактов, делая акцент на проблемных точках отношений . И, безусловно, она касается миграционных вызовов, с которыми сталкивается Италия и которые пытается преодолеть
Также важными для настоящей работы стали исследования кандидата политических наук Елены Александровны Масловой. Её работы посвящены внутренней и внешней политики Италии , российско-европейским отношениям и отношениям России и Италии. Большой интерес представляла её работа, связанная с имиджем России и взглядом на неё из Италии. И благодаря Е.А. Масловой был раскрыт феномен «роли моста» относительно Италии, который был впервые описан в её диссертации. Для настоящей работы это важная точка отсчета, чтобы утверждать об особых отношениях Италии и России.
Российские авторы (Животовская И. Г, Шогунц А.В., Нестерова Т.П., Потемкина О.Ю., Зверев К.А. и др.) большого пласта работ помогли разобраться в миграционном вопросе и составить общую картину миграции в Италии и России, что углубило настоящую работу и сделало её более содержательной
Много исследовательских работ появляется на иностранном языке, которые рассматривают вопросы миграции и привносят свой взгляд на проблемы отношений России с западными странами. В данном наборе исследований можно выделить работы, написанные итальянскими исследователями: монографии A. Terlizzi, V. Federico и G. C. Feroni и др., статьи G. Bonvicini, D. Scalea и т.д.
Далее следует отметить, что вопросами внешней политики Италии, её взаимоотношениями с Россией и миграционной проблемой занимались и исследователи из других стран (F. Piobbichi, M. Siddi, András Rácz и Kristi Raik и др.). Это выступает свидетельством того, что тема действительна интересна и многогранна для того, чтобы её изучать и с ней ознакомить научный мир.
Исследования затрагивают острые злободневные темы, связанные с ухудшением диалога по линии Москва-Брюссель, и дают свои оценки происходившим событиям (в частности, события на Украине 2014 г.). Отсюда вытекает порой негативные коннотации российских действий в период 2014-2019 гг., что придаёт работам обвинительный характер. Тоже самое прослеживается и в российской историографии: в своих текстах авторы выступают с обвинениями Запада. Отсюда вытекает необходимость учитывать авторство и время написания работ.
Настоящая работа поднимает насущные проблемы, которые возникли после кризиса на Украине 2014 года. Возрастающие недоверие и холодность в отношениях Москвы и Брюсселя охватили все сферы сотрудничества, в том числе контакты между людьми. Усложнилась ситуация на граничном контроле, отношения между народами стали полны предрассудков и недопонимания. Так, конфронтация на государственном уровне спустилась до гражданина в таком нелицеприятном виде: у людей отняли возможность в скором времени ожидать отмену визового режима, а в некоторых случаях они получили ужесточение требований к получению визы. Можно смело предположить, что отношения России и ЕС сделали несколько шагов назад в плане вопросов миграции, взаимообогащения культур и социальных контактов. Тем и актуальна настоящая работа: в противостоянии на высшем уровне не заметен человек, его потребности в развитии и знакомстве с миром. А если представить, насколько мы (Россия и Евросоюз) были бы открыты в плане границ и насколько сблизились бы наши народы и нации в культурном, моральном и других плоскостях при условии непрекращающегося продуктивного сотрудничества все эти годы (тут отсчет можно начать аж с 2004 года, когда пошли первые «трещины»), ощущение упущенного времени и настоящее положение дел могут привести к отчаянию. В данной ситуации актуально показать, насколько враждебная настроенность двух сторон не соответствует, даже противоречит, интересам граждан. Отсюда и новизна настоящей работы заключается в том, чтобы продемонстрировать влияние событий международного масштаба на миграционные потоки между двумя странами; подтвердить через исследование миграционной политики тот факт, что Италия и Россия, не смотря на международную турбулентность, сохраняют особый статус отношений не только на государственном уровне, но и на уровне граждан.
Миграционные вопросы в отношениях между Россией и Италией являются очень красноречивым показателем активных межнациональных связей. Миграция в двусторонних отношениях строится на основании двусторонних соглашений, национального миграционного законодательства, европейского и международного права. Но главное – миграция строится на людях, которые принимают решение мигрировать, выбирают направление миграции и знакомятся с культурой и ценностями другого народа. Отсюда вытекает важность упрощения процедуры миграции, защиты мигрантов и их знакомства с законами иностранного государства, что в целом приводит к взаимопониманию народов, нивелированию всех предрассудков и формированию объективной картины мира.
Объект настоящего исследования – миграционная политика
Предметом исследования является вопрос миграции в российско-итальянских отношениях.
Хронологические рамки настоящего исследования охватывают время с 2014 года по 2019 год. 2014 год – переломная дата для развития российско-европейских контактов в целом, и российско-итальянских в частности. 2014 год стал катализатором для ухудшения отношений по линии Брюссель-Москва и тому последующие события являются подтверждением. И важно заметить, что на общем фоне охлаждения, есть страны, чьё позитивное мнение о контактах с Россией теряется в кулуарах общеевропейских институтах, но важно для сохранения двусторонних контактов. 2019 год – год перед пандемией вируса Covid-19, перед временем, когда проявилась сила непредсказуемого характера событий.
Цель настоящей работы – показать, как поменялся тон диалога по миграционному вопросу после 2014 г, и ответить на вопрос, может ли сотрудничество в этой области считаться критерием для определения успешности двусторонних отношений. Ведь именно как особенные и успешные характеризуют российско-итальянские отношения многие исследователи и политики.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
1. исследовать правовую базу, на основании которой решаются вопросы миграции в ЕС, в Италии и в России. Национальные законодательные акты и законы ЕС определяют открытость государств к мигрантам и их усилия по их интеграции.
2. рассмотреть нормативно-правовую базу взаимоотношений Италии и России с 1990-х годов по настоящее время. Важно понимать, что все проблемы и успехи имеют свои корни в прошлом, и для настоящей работы представляется необходимым проследить, как строилась правовая основа отношений, чтобы стать пригодной почвой для дальнейшего сближения стран и народов
3. уточнить, как строились отношения России и Италии после 2014 г., продемонстрировав благожелательную настроенность двух стран друг на друга. При этом важно показать, чем руководствуются страны в своём выборе “партнёра”
4. акцентировать внимание на миграционные потоки между странами и показать их интенсивность. Интересно изучить перемещение граждан с целью краткосрочных и долгосрочных поездок.
Исследование строилось на основе нескольких научных методов.
Во-первых, основным методом исследования стал метод case-study. За основу было взято утверждение, что российско-итальянские контакты можно охарактеризовать как наиболее успешные по сравнению с отношениями России с другой европейской страной или Евросоюзом в целом. Было акцентировано внимание на одной из областей сотрудничества Италии и России – вопросы миграции. Исследование данного вопроса в двусторонних отношениях может подтвердить или опровергнуть утверждение об исключительности наших контактов.
Во-вторых, использовался метод статистического анализа. Сотрудничество наших стран в вопросах миграции может быть выявлено через показатели, связанные с взаимными миграционными потоками: количество человек, (1) подающих на визу и получающих это разрешение на въезд, (2) мигрирующих на короткий или долгий срок и (3) желающих и получающих гражданство другой страны. Через миграционные предпочтения граждан можно проследить отношение народов друг к другу, а следовательно и особое отношение между государствами.
При написании настоящей работы большое значение имели источниковая база и научная литература.
Используемые источники можно разделить на несколько категорий:
1. Официальные документы:
- законодательные акты России, Италии и ЕС;
- договора и соглашения между Италией и Россией (также отчасти использовались данные соглашений между Россией и ЕС);
2. Статистические источники;
3. Публицистические источники
4. Дипломатические источники
К первой категории – законодательные акты относятся правовые документы Российской Федерации, Итальянской республики и Европейского союза. Эти документы непосредственно связаны с миграционной политикой государств и формированием миграционного законодательства отдельных акторов. Относительно российских законодательных актов можно сказать, что огромное значение имели Федеральные законы N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", которые составляют костяк миграционного права РФ. Они предоставляют информацию о правах и обязанностях мигрантов, о процедуре пересечения российской границы. Данные законы регламентируют легальное пребывание иностранных граждан на территории России.
Были также рассмотрены Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, принятые в 2012, затем в 2019 году. Они определяют направления реализации миграционной политики государства, отмечая проблемные места и вызовы, которым нужно отвечать. Эти документы важны тем, что государство признаёт наличие пробелов в миграционном законодательстве и пытается предложить пути решения.
При изучении итальянского миграционного права внимание было уделено отдельным законодательным актам (например, закон №189 от 2002 г., закон №113 от 2018 г. и др.), но наибольшее значение для настоящей работы имел «Единый акт о положениях касающихся вопросов иммиграции и норм о состоянии иностранца» , который с 1998 года дополняется новыми положениями. Он является сводным документом всех принятых актов Италии и Евросоюза, касающихся пребывания и интеграции, прав и обязанностей иммигрантов.
По вопросам интеграции обращались к «Плану по интеграции и безопасности», принятым в 2010 году и рассчитанным до 2020 года. Интеграция становится важным элементом миграционной политики Италии: это средство сохранения безопасного пространства и мирного сосуществования граждан.
При рассмотрении законов России и Италии первостепенное место было отведено положениям Конституций, на основании которых и строились вышеобозначенные акты.
При анализе миграционного права Евросоюза были использованы тексты основополагающих актов организации (Договора о Европейском союзе (1992 г.) и Договора о функционировании Европейского союза (Римский договор, 1957 г) с дополнениями Лиссабонского договора, 2009 г.), провозглашавшие основы функционирования и реализации совместной политики стран-членов ЕС. Далее были задействованы в ходе работы постановления и предписания Европейского Парламента, Совета и Еврокомиссии. Были изучены положении Повестки дня 2015 года. Большой пласт документов был посвящен Шенгенскому пространству, визовой политике и содержания приграничных пунктов пропусков.
К категории источников – двусторонние соглашения между Россией и Италией представляются существенными в плане значения для достижения цели настоящей работы. Рим и Москва создали основательную правовую основу для развития тесных контактов: в 1994 г. вступил в силу «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» , до этого в 1991 г принята «Совместная декларация об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Итальянской Республикой» , в 1998 г подписан «План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» и др. Далее идёт серия узкопрофильных соглашений, которые напрямую связаны с нашим исследованием: о туризме , об упрощении выдачи виз и др.
Статистические источники являются ещё одной основой для написания настоящей работы. Были использованы и проанализированы данные о миграционных потоках между странами: учитывались такие показатели, как количество поданных заявлений на выдачу виз, число выданных виз и отказов в выдаче, количество граждан одной страны, получивших гражданство другой страны и т.д. Статистические данные были предоставлены Евростатом, Статистик ШенгенВиза, Статиста ком, Росстатом и Консульским информационным порталом МИД РФ.
Также при изучении российско-итальянских взаимоотношений была использована информация, представленная а) в российских и итальянских СМИ в виде новостных сводок, интервью политических деятелей и оценок экспертов; б) в интернет-пространстве межправительственных (Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия - http://rusit.duma.gov.ru/) и неправительственных организаций (Российский совет по международным делам - https://russiancouncil.ru/).
Эти источники интересны тем, что дают возможность составить общее представление о мнениях отдельных дипломатов, реакций населения и СМИ на актуальные события, что позволит нам достичь поставленных задач. Относительно работы с новостными источниками следует учитывать политическую конъюнктуру, которая изменилась после 2014 года и стала оказывать сильное влияние на содержание новостей и интерпретацию событий.
Также отдельно можно выделить в качестве дипломатических источников сайты Посольства России в Италии и Генерального Консульства Италии в России, Министерства внутренних дел России и Министерства труда Италии , портала по интеграции иммигрантов в Италии, Европейской комиссии
Историография
Вопросы миграции являлись предметом исследования многих ученых и специалистов по российско-итальянским отношениям, которые внесли неоценимый вклад в разработку и углубление знаний по этим проблемам, касающихся как двусторонних отношений, так и всего международного сообщества.
Литературу по данному вопросу можно разделить на работы российских исследователей и иностранных.
При написании настоящей работы особое значение имели исследования доктора политических наук, профессора и заслуженного деятеля науки Российской Федерации Татьяны Владимировны Зоновой. Она является одним из ведущих исследователей дипломатии Италии и дипломатических отношений между Россией и Италией и уже несколько десятилетий преподаёт в МГИМО.
Её работы были посвящены итальянской внешней политике и её российскому направлению , где отражается и историческая связь двух стран и их заинтересованность друг в друге в настоящее время. Т.Н. Зонова предлагает и пути развития двусторонних контактов, делая акцент на проблемных точках отношений . И, безусловно, она касается миграционных вызовов, с которыми сталкивается Италия и которые пытается преодолеть
Также важными для настоящей работы стали исследования кандидата политических наук Елены Александровны Масловой. Её работы посвящены внутренней и внешней политики Италии , российско-европейским отношениям и отношениям России и Италии. Большой интерес представляла её работа, связанная с имиджем России и взглядом на неё из Италии. И благодаря Е.А. Масловой был раскрыт феномен «роли моста» относительно Италии, который был впервые описан в её диссертации. Для настоящей работы это важная точка отсчета, чтобы утверждать об особых отношениях Италии и России.
Российские авторы (Животовская И. Г, Шогунц А.В., Нестерова Т.П., Потемкина О.Ю., Зверев К.А. и др.) большого пласта работ помогли разобраться в миграционном вопросе и составить общую картину миграции в Италии и России, что углубило настоящую работу и сделало её более содержательной
Много исследовательских работ появляется на иностранном языке, которые рассматривают вопросы миграции и привносят свой взгляд на проблемы отношений России с западными странами. В данном наборе исследований можно выделить работы, написанные итальянскими исследователями: монографии A. Terlizzi, V. Federico и G. C. Feroni и др., статьи G. Bonvicini, D. Scalea и т.д.
Далее следует отметить, что вопросами внешней политики Италии, её взаимоотношениями с Россией и миграционной проблемой занимались и исследователи из других стран (F. Piobbichi, M. Siddi, András Rácz и Kristi Raik и др.). Это выступает свидетельством того, что тема действительна интересна и многогранна для того, чтобы её изучать и с ней ознакомить научный мир.
Исследования затрагивают острые злободневные темы, связанные с ухудшением диалога по линии Москва-Брюссель, и дают свои оценки происходившим событиям (в частности, события на Украине 2014 г.). Отсюда вытекает порой негативные коннотации российских действий в период 2014-2019 гг., что придаёт работам обвинительный характер. Тоже самое прослеживается и в российской историографии: в своих текстах авторы выступают с обвинениями Запада. Отсюда вытекает необходимость учитывать авторство и время написания работ.
Настоящая работа поднимает насущные проблемы, которые возникли после кризиса на Украине 2014 года. Возрастающие недоверие и холодность в отношениях Москвы и Брюсселя охватили все сферы сотрудничества, в том числе контакты между людьми. Усложнилась ситуация на граничном контроле, отношения между народами стали полны предрассудков и недопонимания. Так, конфронтация на государственном уровне спустилась до гражданина в таком нелицеприятном виде: у людей отняли возможность в скором времени ожидать отмену визового режима, а в некоторых случаях они получили ужесточение требований к получению визы. Можно смело предположить, что отношения России и ЕС сделали несколько шагов назад в плане вопросов миграции, взаимообогащения культур и социальных контактов. Тем и актуальна настоящая работа: в противостоянии на высшем уровне не заметен человек, его потребности в развитии и знакомстве с миром. А если представить, насколько мы (Россия и Евросоюз) были бы открыты в плане границ и насколько сблизились бы наши народы и нации в культурном, моральном и других плоскостях при условии непрекращающегося продуктивного сотрудничества все эти годы (тут отсчет можно начать аж с 2004 года, когда пошли первые «трещины»), ощущение упущенного времени и настоящее положение дел могут привести к отчаянию. В данной ситуации актуально показать, насколько враждебная настроенность двух сторон не соответствует, даже противоречит, интересам граждан. Отсюда и новизна настоящей работы заключается в том, чтобы продемонстрировать влияние событий международного масштаба на миграционные потоки между двумя странами; подтвердить через исследование миграционной политики тот факт, что Италия и Россия, не смотря на международную турбулентность, сохраняют особый статус отношений не только на государственном уровне, но и на уровне граждан.
В 2019 году Президент Франции Эмманюэль Макрон в одной из своих речей говорил, что «для диалога, так же, как для танго, нужны двое, и поэтому многое зависит от желания вовлеченной стороны двигаться вперед или нет» . Но для танго также важны чувства (страсть) и эмоции, иначе танец превратится в своё чёрствое и бездушное подобие. Тоже касается и двусторонних контактов международных акторов: нужно не просто желание двигаться в одном направлении, но вовлеченность друг друга в процесс, взаимное признание, уважение и умение понять друг друга. Это приобретает особую важность, когда дело касается российско-итальянских взаимоотношений: имея исторически крепкие межнациональные связи, наши страны стараются поддерживать приоритетный характер сотрудничества.
Сфера миграции очень чётко регламентируется национальными законами, а в случае Италии – ещё и общеевропейским правом. Каждая страна имеет достаточно развитое миграционное право. Итальянская республика применяет Сводный акт о мигрантах, куда инкорпорированы и национальные законы, и законы ЕС, посвященные положению мигрантов, пребывающих в Шенгенской зоне. В этом плане идет реализация общей миграционной политики Евросоюза, хотя Италия и проводит свою собственную линию, например, по борьбе с нелегальной иммиграцией. Российские миграционное право зафиксировано в нескольких федеральных законах, принятых давно, действующих с многими поправками. При этом стоит отметить, что вопросы интеграции в законодательстве РФ затрагиваются намного меньше, чем в европейском праве.
Миграционный вопрос в российско-итальянских отношениях в 2014-2019 гг. решался на основании двусторонних соглашений, заключенных ещё в 1990-е и 2000-е гг. Позднее нормативно-правовая база пополняется менее активно, но более прицельно и показательно (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике, 2016 г.), что свидетельствует о поддержании дружественных контактов даже во время охлаждения диалога между Россией и Европейским союзом.
Безусловно, обе страны на протяжении 2014-2019 гг. находились в трудном положении в связи с введенными санкциями и контрсанкциями, которые негативно отразились на торгово-экономической сфере нашего партнёрства. Понимая это и руководствуясь прагматическими интересами (Италии нужны российские энергоносители, Италии нужно поддерживать свою особую роль, поэтому она становится «мостом» между Россией и Западом), политические деятели не раз продвигали идею отмены санкций. Но Италия скована обязательствами перед Европейским союзом и возникающие в связи с этим риски не дают ей довести свою идею до логического конца. Италии нужна Россия, а Россия – Италии. Конечно, в данное утверждение можно поставить две любые другие страны, но это только покажет то, что уровень взаимозависимости и взаимонеобходимости очень высок в наше время глобализации. И судить о том, является ли Италия другом России в Европе, можно через интерес, который проявляют её граждане к России, что доказано приведенными нами статистическими данными.
Заинтересованность России в развитии диалога очевидна: политические деятели не раз говорили о приоритетном характере нашего партнёрства. А ориентируясь на статистические источники, любовь россиян к Италии неоспорима. Неслучайно известный российский писатель, историк П. Муратов подчеркивал, что Италия «никогда не уйдет из поля зрения русской духовной жизни» и что если уж русский человек постигает прелесть Италии, то любовь свою к ней сохраняет до конца своей жизни . Таким образом, подтверждается взаимная заинтересованность двух стран в контактах друг с другом, их «взаимопритяжение».
Что касается сферы миграции, то у наших стран определенно наблюдались прорывы: в 2003 году было заключено Соглашение об упрощении выдачи виз, в 2013-2014 гг. проводился перекрёстный год туризма. Но после Украинского кризиса 2014 года о прорыве не может идти речи. Хотя следует отметить, что несмотря на созданный негативный образ России на Европейском континенте и обвинения Запада со стороны РФ в политике двойных стандартов, миграционная связь не рушится: россияне получают гражданство Италии, итальянцы – гражданство России. Желающие получить визу в 98% случаях её получают. Конечно, на объем миграционного потока влияли события, происходящие на мировой арене (миграционный кризис в Европе 2015 г.), но предвзятость, которая могла возникнуть на политическом уровне, не переходила порога Консульских учреждений, занимающихся выдачей виз.
Итак, российско-итальянские отношения в вопросах миграции претерпели мало изменений в 2014-2019 гг., они отличались постоянством и благоприятной атмосферой, располагавшей к движению вперёд. Но это вряд ли можно назвать адекватным показателем для подтверждения того, что наши отношения более успешны на фоне отношений России с Европейским союзом. Это показывает только одно: существуют налаженные связи между нашими обществами, которые не были разрушены ни международными кризисами, ни создаваемым вокруг государств негативным имиджем. При этом нужно понимать, что данные связи не неуязвимы и формирующаяся политическая обстановка в дальнейшем всё-таки рискует ухудшить не только отношения на государственном уровне (что и происходит), но и на уровне гражданских обществ.
Сфера миграции очень чётко регламентируется национальными законами, а в случае Италии – ещё и общеевропейским правом. Каждая страна имеет достаточно развитое миграционное право. Итальянская республика применяет Сводный акт о мигрантах, куда инкорпорированы и национальные законы, и законы ЕС, посвященные положению мигрантов, пребывающих в Шенгенской зоне. В этом плане идет реализация общей миграционной политики Евросоюза, хотя Италия и проводит свою собственную линию, например, по борьбе с нелегальной иммиграцией. Российские миграционное право зафиксировано в нескольких федеральных законах, принятых давно, действующих с многими поправками. При этом стоит отметить, что вопросы интеграции в законодательстве РФ затрагиваются намного меньше, чем в европейском праве.
Миграционный вопрос в российско-итальянских отношениях в 2014-2019 гг. решался на основании двусторонних соглашений, заключенных ещё в 1990-е и 2000-е гг. Позднее нормативно-правовая база пополняется менее активно, но более прицельно и показательно (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике, 2016 г.), что свидетельствует о поддержании дружественных контактов даже во время охлаждения диалога между Россией и Европейским союзом.
Безусловно, обе страны на протяжении 2014-2019 гг. находились в трудном положении в связи с введенными санкциями и контрсанкциями, которые негативно отразились на торгово-экономической сфере нашего партнёрства. Понимая это и руководствуясь прагматическими интересами (Италии нужны российские энергоносители, Италии нужно поддерживать свою особую роль, поэтому она становится «мостом» между Россией и Западом), политические деятели не раз продвигали идею отмены санкций. Но Италия скована обязательствами перед Европейским союзом и возникающие в связи с этим риски не дают ей довести свою идею до логического конца. Италии нужна Россия, а Россия – Италии. Конечно, в данное утверждение можно поставить две любые другие страны, но это только покажет то, что уровень взаимозависимости и взаимонеобходимости очень высок в наше время глобализации. И судить о том, является ли Италия другом России в Европе, можно через интерес, который проявляют её граждане к России, что доказано приведенными нами статистическими данными.
Заинтересованность России в развитии диалога очевидна: политические деятели не раз говорили о приоритетном характере нашего партнёрства. А ориентируясь на статистические источники, любовь россиян к Италии неоспорима. Неслучайно известный российский писатель, историк П. Муратов подчеркивал, что Италия «никогда не уйдет из поля зрения русской духовной жизни» и что если уж русский человек постигает прелесть Италии, то любовь свою к ней сохраняет до конца своей жизни . Таким образом, подтверждается взаимная заинтересованность двух стран в контактах друг с другом, их «взаимопритяжение».
Что касается сферы миграции, то у наших стран определенно наблюдались прорывы: в 2003 году было заключено Соглашение об упрощении выдачи виз, в 2013-2014 гг. проводился перекрёстный год туризма. Но после Украинского кризиса 2014 года о прорыве не может идти речи. Хотя следует отметить, что несмотря на созданный негативный образ России на Европейском континенте и обвинения Запада со стороны РФ в политике двойных стандартов, миграционная связь не рушится: россияне получают гражданство Италии, итальянцы – гражданство России. Желающие получить визу в 98% случаях её получают. Конечно, на объем миграционного потока влияли события, происходящие на мировой арене (миграционный кризис в Европе 2015 г.), но предвзятость, которая могла возникнуть на политическом уровне, не переходила порога Консульских учреждений, занимающихся выдачей виз.
Итак, российско-итальянские отношения в вопросах миграции претерпели мало изменений в 2014-2019 гг., они отличались постоянством и благоприятной атмосферой, располагавшей к движению вперёд. Но это вряд ли можно назвать адекватным показателем для подтверждения того, что наши отношения более успешны на фоне отношений России с Европейским союзом. Это показывает только одно: существуют налаженные связи между нашими обществами, которые не были разрушены ни международными кризисами, ни создаваемым вокруг государств негативным имиджем. При этом нужно понимать, что данные связи не неуязвимы и формирующаяся политическая обстановка в дальнейшем всё-таки рискует ухудшить не только отношения на государственном уровне (что и происходит), но и на уровне гражданских обществ.
Подобные работы
- Феномен евроскептицизма в современном мире и его влияние на ЕС 2014-2019
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ПАРТИЙ «ДВИЖЕНИЕ ПЯТИ ЗВЕЗД» И «ЛИГА» В УКРЕПЛЕНИИ ПОЗИЦИИ ЕВРОСКЕПТИЦИЗМА В ИТАЛИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Политика Великобритании на постсоветском пространстве до и после Брексит
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Евроскептицизм в процессе развития европейской интеграции 1970 — 201Ое гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ОТСУТСТВИЕ ПАРТИЙНОЙ ДОМИНАНТЫ В ИТАЛИИ КАК СПЕЦИФИКА ПАРЛАМЕНТА СТРАНЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Евроскептицизм в XXI столетии на примере Великобритании, Германии и Италии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ (2015-2021)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



