Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Правовая основа сотрудничества России и ЕС по вопросам миграции…….……………12
1.1. Общеевропейское миграционное законодательство………...………………………12
1.2. Миграционное право Итальянской республики………………………..……………22
1.3. Миграционное право России
2. Миграционная политика: Италия-Россия case……………………………………………..45
2.1. Двусторонние соглашения, касающиеся миграционных вопросов………...………45
2.2. Особенности российско-итальянских отношений в 2014-2019 гг
2.3. Миграционные потоки между странами
Заключение
Список используемых источников и литературы…
История российско-итальянских отношений – это история сближения двух народов, затем – наций, наполненная абсолютно разными событиями как по содержанию, так и по интенсивности. Поиск подходов друг к другу, построение доверительно близких отношений, нарастающая холодность в двусторонних отношениях, взаимное признание, партнёрство… Таков вектор развития наших отношений. Но главное, что получили мы в итоге: желание быть и оставаться друзьями, поддерживая друг друга и сглаживая (или разбираясь в) негативные моменты.
Миграционные вопросы в отношениях между Россией и Италией являются очень красноречивым показателем активных межнациональных связей. Миграция в двусторонних отношениях строится на основании двусторонних соглашений, национального миграционного законодательства, европейского и международного права. Но главное – миграция строится на людях, которые принимают решение мигрировать, выбирают направление миграции и знакомятся с культурой и ценностями другого народа. Отсюда вытекает важность упрощения процедуры миграции, защиты мигрантов и их знакомства с законами иностранного государства, что в целом приводит к взаимопониманию народов, нивелированию всех предрассудков и формированию объективной картины мира.
Объект настоящего исследования – миграционная политика
Предметом исследования является вопрос миграции в российско-итальянских отношениях.
Хронологические рамки настоящего исследования охватывают время с 2014 года по 2019 год. 2014 год – переломная дата для развития российско-европейских контактов в целом, и российско-итальянских в частности. 2014 год стал катализатором для ухудшения отношений по линии Брюссель-Москва и тому последующие события являются подтверждением. И важно заметить, что на общем фоне охлаждения, есть страны, чьё позитивное мнение о контактах с Россией теряется в кулуарах общеевропейских институтах, но важно для сохранения двусторонних контактов. 2019 год – год перед пандемией вируса Covid-19, перед временем, когда проявилась сила непредсказуемого характера событий.
Цель настоящей работы – показать, как поменялся тон диалога по миграционному вопросу после 2014 г, и ответить на вопрос, может ли сотрудничество в этой области считаться критерием для определения успешности двусторонних отношений. Ведь именно как особенные и успешные характеризуют российско-итальянские отношения многие исследователи и политики.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
1. исследовать правовую базу, на основании которой решаются вопросы миграции в ЕС, в Италии и в России. Национальные законодательные акты и законы ЕС определяют открытость государств к мигрантам и их усилия по их интеграции.
2. рассмотреть нормативно-правовую базу взаимоотношений Италии и России с 1990-х годов по настоящее время. Важно понимать, что все проблемы и успехи имеют свои корни в прошлом, и для настоящей работы представляется необходимым проследить, как строилась правовая основа отношений, чтобы стать пригодной почвой для дальнейшего сближения стран и народов
3. уточнить, как строились отношения России и Италии после 2014 г., продемонстрировав благожелательную настроенность двух стран друг на друга. При этом важно показать, чем руководствуются страны в своём выборе “партнёра”
4. акцентировать внимание на миграционные потоки между странами и показать их интенсивность. Интересно изучить перемещение граждан с целью краткосрочных и долгосрочных поездок.
Исследование строилось на основе нескольких научных методов.
Во-первых, основным методом исследования стал метод case-study. За основу было взято утверждение, что российско-итальянские контакты можно охарактеризовать как наиболее успешные по сравнению с отношениями России с другой европейской страной или Евросоюзом в целом. Было акцентировано внимание на одной из областей сотрудничества Италии и России – вопросы миграции. Исследование данного вопроса в двусторонних отношениях может подтвердить или опровергнуть утверждение об исключительности наших контактов.
Во-вторых, использовался метод статистического анализа. Сотрудничество наших стран в вопросах миграции может быть выявлено через показатели, связанные с взаимными миграционными потоками: количество человек, (1) подающих на визу и получающих это разрешение на въезд, (2) мигрирующих на короткий или долгий срок и (3) желающих и получающих гражданство другой страны. Через миграционные предпочтения граждан можно проследить отношение народов друг к другу, а следовательно и особое отношение между государствами.
При написании настоящей работы большое значение имели источниковая база и научная литература.
Используемые источники можно разделить на несколько категорий:
1. Официальные документы:
- законодательные акты России, Италии и ЕС;
- договора и соглашения между Италией и Россией (также отчасти использовались данные соглашений между Россией и ЕС);
2. Статистические источники;
3. Публицистические источники
4. Дипломатические источники
К первой категории – законодательные акты относятся правовые документы Российской Федерации, Итальянской республики и Европейского союза. Эти документы непосредственно связаны с миграционной политикой государств и формированием миграционного законодательства отдельных акторов. Относительно российских законодательных актов можно сказать, что огромное значение имели Федеральные законы N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", которые составляют костяк миграционного права РФ. Они предоставляют информацию о правах и обязанностях мигрантов, о процедуре пересечения российской границы. Данные законы регламентируют легальное пребывание иностранных граждан на территории России.
Были также рассмотрены Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, принятые в 2012, затем в 2019 году. Они определяют направления реализации миграционной политики государства, отмечая проблемные места и вызовы, которым нужно отвечать. Эти документы важны тем, что государство признаёт наличие пробелов в миграционном законодательстве и пытается предложить пути решения.
При изучении итальянского миграционного права внимание было уделено отдельным законодательным актам (например, закон №189 от 2002 г., закон №113 от 2018 г. и др.), но наибольшее значение для настоящей работы имел «Единый акт о положениях касающихся вопросов иммиграции и норм о состоянии иностранца» , который с 1998 года дополняется новыми положениями. Он является сводным документом всех принятых актов Италии и Евросоюза, касающихся пребывания и интеграции, прав и обязанностей иммигрантов.
По вопросам интеграции обращались к «Плану по интеграции и безопасности», принятым в 2010 году и рассчитанным до 2020 года. Интеграция становится важным элементом миграционной политики Италии: это средство сохранения безопасного пространства и мирного сосуществования граждан.
При рассмотрении законов России и Италии первостепенное место было отведено положениям Конституций, на основании которых и строились вышеобозначенные акты.
При анализе миграционного права Евросоюза были использованы тексты основополагающих актов организации (Договора о Европейском союзе (1992 г.) и Договора о функционировании Европейского союза (Римский договор, 1957 г) с дополнениями Лиссабонского договора, 2009 г.), провозглашавшие основы функционирования и реализации совместной политики стран-членов ЕС. Далее были задействованы в ходе работы постановления и предписания Европейского Парламента, Совета и Еврокомиссии. Были изучены положении Повестки дня 2015 года. Большой пласт документов был посвящен Шенгенскому пространству, визовой политике и содержания приграничных пунктов пропусков.
К категории источников – двусторонние соглашения между Россией и Италией представляются существенными в плане значения для достижения цели настоящей работы. Рим и Москва создали основательную правовую основу для развития тесных контактов: в 1994 г. вступил в силу «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» , до этого в 1991 г принята «Совместная декларация об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Итальянской Республикой» , в 1998 г подписан «План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» и др. Далее идёт серия узкопрофильных соглашений, которые напрямую связаны с нашим исследованием: о туризме , об упрощении выдачи виз и др.
Статистические источники являются ещё одной основой для написания настоящей работы. Были использованы и проанализированы данные о миграционных потоках между странами: учитывались такие показатели, как количество поданных заявлений на выдачу виз, число выданных виз и отказов в выдаче, количество граждан одной страны, получивших гражданство другой страны и т.д. Статистические данные были предоставлены Евростатом, Статистик ШенгенВиза, Статиста ком, Росстатом и Консульским информационным порталом МИД РФ.
Также при изучении российско-итальянских взаимоотношений была использована информация, представленная а) в российских и итальянских СМИ в виде новостных сводок, интервью политических деятелей и оценок экспертов; б) в интернет-пространстве межправительственных (Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия - http://rusit.duma.gov.ru/) и неправительственных организаций (Российский совет по международным делам - https://russiancouncil.ru/).
Эти источники интересны тем, что дают возможность составить общее представление о мнениях отдельных дипломатов, реакций населения и СМИ на актуальные события, что позволит нам достичь поставленных задач. Относительно работы с новостными источниками следует учитывать политическую конъюнктуру, которая изменилась после 2014 года и стала оказывать сильное влияние на содержание новостей и интерпретацию событий.
Также отдельно можно выделить в качестве дипломатических источников сайты Посольства России в Италии и Генерального Консульства Италии в России, Министерства внутренних дел России и Министерства труда Италии , портала по интеграции иммигрантов в Италии, Европейской комиссии
Историография
Вопросы миграции являлись предметом исследования многих ученых и специалистов по российско-итальянским отношениям, которые внесли неоценимый вклад в разработку и углубление знаний по этим проблемам, касающихся как двусторонних отношений, так и всего международного сообщества.
Литературу по данному вопросу можно разделить на работы российских исследователей и иностранных.
При написании настоящей работы особое значение имели исследования доктора политических наук, профессора и заслуженного деятеля науки Российской Федерации Татьяны Владимировны Зоновой. Она является одним из ведущих исследователей дипломатии Италии и дипломатических отношений между Россией и Италией и уже несколько десятилетий преподаёт в МГИМО.
Её работы были посвящены итальянской внешней политике и её российскому направлению , где отражается и историческая связь двух стран и их заинтересованность друг в друге в настоящее время. Т.Н. Зонова предлагает и пути развития двусторонних контактов, делая акцент на проблемных точках отношений . И, безусловно, она касается миграционных вызовов, с которыми сталкивается Италия и которые пытается преодолеть
Также важными для настоящей работы стали исследования кандидата политических наук Елены Александровны Масловой. Её работы посвящены внутренней и внешней политики Италии , российско-европейским отношениям и отношениям России и Италии. Большой интерес представляла её работа, связанная с имиджем России и взглядом на неё из Италии. И благодаря Е.А. Масловой был раскрыт феномен «роли моста» относительно Италии, который был впервые описан в её диссертации. Для настоящей работы это важная точка отсчета, чтобы утверждать об особых отношениях Италии и России.
Российские авторы (Животовская И. Г, Шогунц А.В., Нестерова Т.П., Потемкина О.Ю., Зверев К.А. и др.) большого пласта работ помогли разобраться в миграционном вопросе и составить общую картину миграции в Италии и России, что углубило настоящую работу и сделало её более содержательной
Много исследовательских работ появляется на иностранном языке, которые рассматривают вопросы миграции и привносят свой взгляд на проблемы отношений России с западными странами. В данном наборе исследований можно выделить работы, написанные итальянскими исследователями: монографии A. Terlizzi, V. Federico и G. C. Feroni и др., статьи G. Bonvicini, D. Scalea и т.д.
Далее следует отметить, что вопросами внешней политики Италии, её взаимоотношениями с Россией и миграционной проблемой занимались и исследователи из других стран (F. Piobbichi, M. Siddi, András Rácz и Kristi Raik и др.). Это выступает свидетельством того, что тема действительна интересна и многогранна для того, чтобы её изучать и с ней ознакомить научный мир.
Исследования затрагивают острые злободневные темы, связанные с ухудшением диалога по линии Москва-Брюссель, и дают свои оценки происходившим событиям (в частности, события на Украине 2014 г.). Отсюда вытекает порой негативные коннотации российских действий в период 2014-2019 гг., что придаёт работам обвинительный характер. Тоже самое прослеживается и в российской историографии: в своих текстах авторы выступают с обвинениями Запада. Отсюда вытекает необходимость учитывать авторство и время написания работ.
Настоящая работа поднимает насущные проблемы, которые возникли после кризиса на Украине 2014 года. Возрастающие недоверие и холодность в отношениях Москвы и Брюсселя охватили все сферы сотрудничества, в том числе контакты между людьми. Усложнилась ситуация на граничном контроле, отношения между народами стали полны предрассудков и недопонимания. Так, конфронтация на государственном уровне спустилась до гражданина в таком нелицеприятном виде: у людей отняли возможность в скором времени ожидать отмену визового режима, а в некоторых случаях они получили ужесточение требований к получению визы. Можно смело предположить, что отношения России и ЕС сделали несколько шагов назад в плане вопросов миграции, взаимообогащения культур и социальных контактов. Тем и актуальна настоящая работа: в противостоянии на высшем уровне не заметен человек, его потребности в развитии и знакомстве с миром. А если представить, насколько мы (Россия и Евросоюз) были бы открыты в плане границ и насколько сблизились бы наши народы и нации в культурном, моральном и других плоскостях при условии непрекращающегося продуктивного сотрудничества все эти годы (тут отсчет можно начать аж с 2004 года, когда пошли первые «трещины»), ощущение упущенного времени и настоящее положение дел могут привести к отчаянию. В данной ситуации актуально показать, насколько враждебная настроенность двух сторон не соответствует, даже противоречит, интересам граждан. Отсюда и новизна настоящей работы заключается в том, чтобы продемонстрировать влияние событий международного масштаба на миграционные потоки между двумя странами; подтвердить через исследование миграционной политики тот факт, что Италия и Россия, не смотря на международную турбулентность, сохраняют особый статус отношений не только на государственном уровне, но и на уровне граждан.
В 2019 году Президент Франции Эмманюэль Макрон в одной из своих речей говорил, что «для диалога, так же, как для танго, нужны двое, и поэтому многое зависит от желания вовлеченной стороны двигаться вперед или нет» . Но для танго также важны чувства (страсть) и эмоции, иначе танец превратится в своё чёрствое и бездушное подобие. Тоже касается и двусторонних контактов международных акторов: нужно не просто желание двигаться в одном направлении, но вовлеченность друг друга в процесс, взаимное признание, уважение и умение понять друг друга. Это приобретает особую важность, когда дело касается российско-итальянских взаимоотношений: имея исторически крепкие межнациональные связи, наши страны стараются поддерживать приоритетный характер сотрудничества.
Сфера миграции очень чётко регламентируется национальными законами, а в случае Италии – ещё и общеевропейским правом. Каждая страна имеет достаточно развитое миграционное право. Итальянская республика применяет Сводный акт о мигрантах, куда инкорпорированы и национальные законы, и законы ЕС, посвященные положению мигрантов, пребывающих в Шенгенской зоне. В этом плане идет реализация общей миграционной политики Евросоюза, хотя Италия и проводит свою собственную линию, например, по борьбе с нелегальной иммиграцией. Российские миграционное право зафиксировано в нескольких федеральных законах, принятых давно, действующих с многими поправками. При этом стоит отметить, что вопросы интеграции в законодательстве РФ затрагиваются намного меньше, чем в европейском праве.
Миграционный вопрос в российско-итальянских отношениях в 2014-2019 гг. решался на основании двусторонних соглашений, заключенных ещё в 1990-е и 2000-е гг. Позднее нормативно-правовая база пополняется менее активно, но более прицельно и показательно (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике, 2016 г.), что свидетельствует о поддержании дружественных контактов даже во время охлаждения диалога между Россией и Европейским союзом.
Безусловно, обе страны на протяжении 2014-2019 гг. находились в трудном положении в связи с введенными санкциями и контрсанкциями, которые негативно отразились на торгово-экономической сфере нашего партнёрства. Понимая это и руководствуясь прагматическими интересами (Италии нужны российские энергоносители, Италии нужно поддерживать свою особую роль, поэтому она становится «мостом» между Россией и Западом), политические деятели не раз продвигали идею отмены санкций. Но Италия скована обязательствами перед Европейским союзом и возникающие в связи с этим риски не дают ей довести свою идею до логического конца. Италии нужна Россия, а Россия – Италии. Конечно, в данное утверждение можно поставить две любые другие страны, но это только покажет то, что уровень взаимозависимости и взаимонеобходимости очень высок в наше время глобализации. И судить о том, является ли Италия другом России в Европе, можно через интерес, который проявляют её граждане к России, что доказано приведенными нами статистическими данными.
Заинтересованность России в развитии диалога очевидна: политические деятели не раз говорили о приоритетном характере нашего партнёрства. А ориентируясь на статистические источники, любовь россиян к Италии неоспорима. Неслучайно известный российский писатель, историк П. Муратов подчеркивал, что Италия «никогда не уйдет из поля зрения русской духовной жизни» и что если уж русский человек постигает прелесть Италии, то любовь свою к ней сохраняет до конца своей жизни . Таким образом, подтверждается взаимная заинтересованность двух стран в контактах друг с другом, их «взаимопритяжение».
Что касается сферы миграции, то у наших стран определенно наблюдались прорывы: в 2003 году было заключено Соглашение об упрощении выдачи виз, в 2013-2014 гг. проводился перекрёстный год туризма. Но после Украинского кризиса 2014 года о прорыве не может идти речи. Хотя следует отметить, что несмотря на созданный негативный образ России на Европейском континенте и обвинения Запада со стороны РФ в политике двойных стандартов, миграционная связь не рушится: россияне получают гражданство Италии, итальянцы – гражданство России. Желающие получить визу в 98% случаях её получают. Конечно, на объем миграционного потока влияли события, происходящие на мировой арене (миграционный кризис в Европе 2015 г.), но предвзятость, которая могла возникнуть на политическом уровне, не переходила порога Консульских учреждений, занимающихся выдачей виз.
Итак, российско-итальянские отношения в вопросах миграции претерпели мало изменений в 2014-2019 гг., они отличались постоянством и благоприятной атмосферой, располагавшей к движению вперёд. Но это вряд ли можно назвать адекватным показателем для подтверждения того, что наши отношения более успешны на фоне отношений России с Европейским союзом. Это показывает только одно: существуют налаженные связи между нашими обществами, которые не были разрушены ни международными кризисами, ни создаваемым вокруг государств негативным имиджем. При этом нужно понимать, что данные связи не неуязвимы и формирующаяся политическая обстановка в дальнейшем всё-таки рискует ухудшить не только отношения на государственном уровне (что и происходит), но и на уровне гражданских обществ.
1. Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия URL: http://rusit.duma.gov.ru/?page_id=177 (дата обращения 20.05.2021)
2. Директива Совета Европейского Союза 2003/109/ЕС от 25 ноября 2003 г. о статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе URL: http://base.garant.ru/2564502/ (дата обращения 20.05.2021)
3. «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» от 14 октября 1994 г. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102019473 (дата обращения 20.05.2021)
4. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия от 10 мая 2005 г. – 12 с. URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_freedom,_security_and_justice_2005_russian.pdf (дата обращения 20.05.2021)
5. Интерфакс: Посол Италии в РФ: нормализация отношений с Москвой - приоритет председательства Рима в ЕС URL: https://www.interfax.ru/interview/383869 (дата обращения 20.05.2021)
6. Конституция Российской Федерации URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm (дата обращения 20.05.2021)
7. «Консульская конвенция между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» от 17 декабря 2001 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/901808461 (дата обращения 20.05.2021)
8. Консульский информационный портал. Открытые данные. URL: https://www.kdmid.ru/opendata/default1.aspx (дата обращения 20.05.2021)
9. «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 13 июня 2012 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения 20.05.2021)
10. Министерство внутренних дел Российской Федерации URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения 20.05.2021)
11. Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/ru/home (дата обращения 20.05.2021)
12. «План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» от 10 февраля 1998 года URL: http://docs.cntd.ru/document/901755601 (дата обращения 20.05.2021)
13. Посольство России в Италии и Сан-Марино URL: https://roma.mid.ru/ru/ (дата обращения 20.05.2021)
14. Постоянный представитель России при ЕС: "На безвизовый режим с Европой можем выйти к 2008 году" URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/politics/119751-.html (дата обращения 20.05.2021)
15. РБК: Россия и Италия готовят соглашение о трудовой миграции, 23 ноября 2013 URL: https://www.rbc.ru/economics/20/11/2013/5704133d9a794761c0ce3e3b (дата обращения 20.05.2021)
16. РИА Новости: Визовые санкции против россиян нанесут удар по туриндустрии стран ЕС, 6 марта 2014 г. URL: https://ria.ru/20140306/998411103.html (дата обращения 20.05.2021)
17. РИА Новости: Визовый режим со странами Шенгена может быть упрощен в мае URL: https://ria.ru/20050214/27910695.html (дата обращения 20.05.2021)
18. РИА Новости: Казус Проди: зачем европейский политик призывает снять санкции с России URL: https://ria.ru/20170124/1486379700.html (дата обращения 20.05.2021)
19. РИА Новости: Пьер Леви: Париж и Москва обсуждают возможность визита Макрона в Россию URL: https://ria.ru/20210201/levi-1595154252.html (дата обращения 20.05.2021)
20. Российский центр науки и культуры в Риме URL: http://ita.rs.gov.ru/%20%09/about (дата обращения 20.05.2021)
21. «Совместная декларация об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Итальянской Республикой» от 19 декабря 1991 года URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1560 (дата обращения 20.05.2021)
22. «Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза» от 25 мая 2006 г. URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/agreement_on_the_facilitation_of_the_issuance_of_visas_2006_russian.pdf (дата обращения 20.05.2021)
23. «Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии» от 25 мая 2006 г. URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/agreement_on_readmission_2006_russian.pdf (дата обращения 20.05.2021)
24. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования» от 26 июля 2000 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/8311699 (дата обращения 20.05.2021)
25. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области туризма» от 26 января 2001 года URL: https://docs.cntd.ru/document/901789252 (дата обращения 20.05.2021)
26. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики» от 7 марта 2005 года URL: https://docs.cntd.ru/document/901906968 (дата обращения 20.05.2021)
27. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике» от 3 декабря 2009 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604260044?rangeSize=50 (дата обращения 20.05.2021)
28. «Соглашение об упрощенных правилах въезда, пребывания и выезда с территории своих государств для членов экипажей воздушных судов» от 30 ноября 2010 г. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-116/55318?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1 (дата обращения 20.05.2021)
29. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58986#sel=18:17:Fjh,18:44:GCh;19:20:kcg,19:22:gck;21:11:cXl,21:20:ikW;22:11:fi,22:12:if;24:57:Efh,24:73:Vfj;35:34:ajo,35:40:jaa;37:33:hea,37:64:coc;42:12:gUj,42:19:VhW;45:2:haC,46:11:GCf;49:2:mge,49:4:egm;51:1:Sj,51:2:jS (дата обращения 20.05.2021)
30. Федеральный закон № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/1084d905fa1d14c68e8d6dc599631d0bc6614241/#dst49 (дата обращения 20.05.2021)
31. Федеральный закон №109-ФЗ от 18 июля 2006 г. (ред. от 08.06.2020) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/#dst0 (дата обращения 20.05.2021)
32. Федеральный закон № 114-ФЗ от 18.07.1997 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102043016 (дата обращения 20.05.2021)
33. Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 20.05.2021)
34. Федеральный закон № 4730-I от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103372/paragraph/293340:0 (дата обращения 20.05.2021)
35. Articolazione degli uffici URL: https://www.lavoro.gov.it/Amministrazione-Trasparente/Organizzazione/Pagine/Articolazione-uffici.aspx (дата обращения 20.05.2021)
36. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions. A European Agenda on Migration. 13.5.2015. Brussels. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52015DC0240&from=EN (дата обращения 20.05.2021)
37. Communication from the Commission. European Neighbourhood Policy: strategy paper. – Brussels, 12.05. 2004 – 35 р.
38. Consolato Generale d’Italia a Mosca URL: https://consmosca.esteri.it/consolato_mosca/ru/ (дата обращения 20.05.2021)
39. «Consolidated version of the Treaty on the functioning of the European Union» // Official Journal of the European Union – 26.10.2012. – С326 – P. 47-390. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:12012E/TXT:en:PDF (дата обращения 20.05.2021)
40. «Costituzione della Repubblica Italiana» dicembre 2012 URL: https://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione.pdf (дата обращения 20.05.2021)
41. Decreto-legge N. 113 4 ottobre 2018. URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2018/10/04/18G00140/sg (дата обращения 20.05.2021)
42. Decreto legislativo N. 108 28 giugno 2012 URL: https://www.gazzettaufficiale.it/atto/serie_generale/caricaDettaglioAtto/originario?atto.dataPubblicazioneGazzetta=2012-07-24&atto.codiceRedazionale=012G0124&elenco30giorni=false (дата обращения 20.05.2021)
43. Decreto Legislativo N. 286 25 luglio 1998 «Testo unico delle disposizioni concernenti la disciplina dell'immigrazione e norme sulla condizione dello straniero». URL: https://www.altalex.com/documents/codici-altalex/2014/04/09/testo-unico-sull-immigrazione (дата обращения 20.05.2021)
44. «Direzione Generale dell'immigrazione e delle politiche di integrazione» URL: https://www.lavoro.gov.it/ministro-e-ministero/Il-ministero/Organizzazione/Pagine/DG-immigrazione-e-delle-politiche-di-integrazione.aspx (дата обращения 20.05.2021)
45. «Direzione generale per gli italiani all'estero e le politiche migratorie. Il visto per l'ITALIA» URL: https://vistoperitalia.esteri.it/home.aspx (дата обращения 20.05.2021)
46. EST | RUS Cross Border Cooperation Programme URL: https://www.estoniarussia.eu/about-the-programme/ (дата обращения 20.05.2021)
47. EU neighbours. Европейская политика соседства (ЕПС) URL: https://www.euneighbours.eu/ru/policy/evropeyskaya-politika-sosedstva-eps (дата обращения 20.05.2021)
48. European Commission URL: https://ec.europa.eu/info/index_en (дата обращения 20.05.2021)
49. Eurostat URL:https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения 20.05.2021)
50. General Conditions URL: https://www.estoniarussia.eu/wp-content/uploads/2018/04/171219-ENI-CBC-EE-RU-Annex-I-General-Conditions-RU-Alternate-EN-FINAL.pdf (дата обращения 20.05.2021)
51. Il sole 24 ore. «Che cosa si intende nel mondo per italianità» 10 marzo 2012 URL: http://www.ilsole24ore.com/art/cultura/2012-03-10/cosa-intende-mondo-italianita-131435.shtml (дата обращения 20.05.2021)
52. Istituto Italiano di Cultura di San Pietroburgo URL: https://iicsanpietroburgo.esteri.it/iic_sanpietroburgo/ru/ (дата обращения 20.05.2021
53. Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and social committee of the regions: Review of the European Neighbourhood Policy. – Brussels, 18.11.2015 – 65 р.
54. Legge N. 35 4 aprile 2012 URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2012/04/06/012G0056/sg (дата обращения 20.05.2021)
55. Legge N. 94 15 luglio 2009 «Disposizioni in materia di sicurezza pubblica» URL : http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2009-07-15;94!vig. (дата обращения 20.05.2021)
56. Legge N. 189 30 luglio 2002 URL : http://www.parlamento.it/leggi/02189l.htm. (дата обращения 20.05.2021)
57. Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale URL: https://www.esteri.it/mae/it/ (дата обращения 20.05.2021)
58. Ministero del Lavoro e delle Politiche Sociali URL: https://www.lavoro.gov.it/Pagine/default.aspx (дата обращения 20.05.2021)
59. News.com: Визы для россиян в страны Евросоюза могут быть отменены к 2008 году URL: https://www.newsru.com/russia/17jul2003/viza.html (дата обращения 20.05.2021)
60. News.com: МИД РФ передал в ЕС все, что нужно для отмены виз. Ответ ждут к декабрю, 25 сентября 2010 г. URL: https://www.newsru.com/russia/25sep2010/esvizy.html (дата обращения 20.05.2021)
61. Piano per l’integrazione nella sicurezza : Identità e Incontro (ITALIA 2020) – 10 giugno. 2010. URL: http://www.inps.it/docallegati/mig/informazioni/template/migranti/pdf/Pubblicazioni_guide/Ministeri_Interno_e_Lavoro_Piano_per_Integrazione_Sicurezza_%20identita_e_incontro.pdf (дата обращения 20.05.2021)
62. Portale dell'Immigrazione URL: https://www.portaleimmigrazione.it/ (дата обращения 20.05.2021)
63. Portale Integrazione migranti URL: http://www.integrazionemigranti.gov.it/Pagine/default.aspx (дата обращения 20.05.2021)
64. Poste italiane. Permessi di soggiorno URL: https://www.poste.it/prodotti/guida-rilascio-e-rinnovo-permesso-di-soggiorno.html (дата обращения 20.05.2021)
65. Regulation (EU) 2016/399 of the European Parliament and of the Council of 9 March 2016 on a Union Code on the rules governing the movement of persons across borders (Schengen Borders Code) // Official Journal of the European Union – 23.3.2016. – L77 – P. 1-52 URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32016R0399&from=EN (дата обращения 20.05.2021)
66. Regulation (EU) 2017/2226 of the European Parliament and of the Council of 30 November 2017 establishing an Entry/Exit System (EES) to register entry and exit data and refusal of entry data of third-country nationals crossing the external borders of the Member States and determining the conditions for access to the EES for law enforcement purposes, and amending the Convention implementing the Schengen Agreement and Regulations (EC) No 767/2008 and (EU) No 1077/2011 // Official Journal of the European Union – 09.12.2017 – L327 – P. 20-82 URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32017R2226&from=EN (дата обращения 20.05.2021)
67. Regulation (EU) 2018/1806 of the European Parliament and of the Council of 14 November 2018 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement // Official Journal of the European Union – 28.11.2018 – L303 – P. 39-58 URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018R1806&from=EN (дата обращения 20.05.2021)
68. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on the Functioning of the Schengen Evaluation and Monitoring Mechanism pursuant to Article 22 of Council Regulation (EU) No 1053/2013 First Multiannual Evaluation Programme (2015-2019) URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52020DC0779&from=EN (дата обращения 20.05.2021)
69. Statista URL:https://www.statista.com/ (дата обращения 20.05.2021)
70. Schengen Visa Statistics URL: https://statistics.schengenvisainfo.com/ (дата обращения 20.05.2021)