Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы управления социально- экологическими рисками в городах. 8
1.1. Управление социально-экологическими рисками как социальная проблема. 8
1.2 Социологические подходы к изучению проблемы управления социально-экологическими рисками в городах. 24
Инструменты управления социально-экологическими рисками в городах в эпоху цифровизации 28
Глава 2: Практика управления социально-экологическими рисками в российских и китайских городах 31
Практика управления социально-экологическими рисками в российских городах 31
Липецк 35
Нижний Тагил 41
Санкт-Петербург 51
Пекин 63
Гуанчжоу 64
Харбин 67
Глава 3: Сравнительный анализ практик управления социально-экологическими рисками в городах России и Китая: опыт социологического исследования 70
3.1. Методология проведения эмпирического социологического исследования 70
3.2. Анализ результатов эмпирического социологического исследования 75
Заключение 82
Литература 86
Приложения 97
В условиях современного города увеличивается возникновение экологических рисков для населения, которые впоследствии становятся проблемой для всего мира. Экологические риски являются одной из причин роста социальной напряженности, так как их последствия оказывают непосредственное влияние на уровень жизни людей, в особенности, на их здоровье. Особое внимание мировой общественности уже много лет занимают экологические проблемы Китая, решению которых страна в последнее время уделяет значительное внимание, государство осознает социально-экологические риски и принимает меры по их минимизации. Нельзя говорить о полном устранении экологических рисков в КНР, но действия применяемые государством страны в действительности, меняют обстановку к лучшему. России следует также осознавать наличие социально-экологических рисков и принимать меры по их минимизации и дальнейшем устранении. Наблюдая за опытом Китая можно сделать вывод, что первый шаг на пути к управлению социально-экологическими рисками – это их осознание. В Российской Федерации, на данный момент не существует программ по управлению социально-экологическими рисками на высшем государственном уровне, но важно отметить, что муниципальные власти некоторых городов страны занимаются данной проблемой.
Эта научно-исследовательская работа нацелена на выявление рисков социально-экологического характера в Российских и Китайских городах и выявление наиболее успешных стратегий управления ими в реалиях КНР и РФ.
Степень разработанности проблемы:
Проблема управления социально-экологическими рисками относится к социальной экологии, сфере, которая в свою очередь, относится к междисциплинарному направлению исследований, с высокой динамикой, в эту сферу входят традиции социальных и естественных наук.
В России, проблема экологии больше известна, со стороны органических наук, например, Вернадский В. И. – основоположник биогеохимии, считал, что под влиянием научного прогресса и деятельности человека, биосфера постепенно переходит в сферу разума, иначе называемую «ноосферой». Среди представителей естественных наук, наиболее известны исследования А. П. Павлова, Ч. Шухерта и В. И. Вернадского, проводимые в геологической (антропогенной) сфере.
В социальных науках, первые исследования, в сфере экологии относятся к Чикагской школе, сформированной в 1920-1940-х годах, где наибольшее внимание проблеме уделяли Роберт Парк и Эрнест Берджесс, написавшие книгу ««TheCitySuggestionsforInvestigationofHumanBehaviourintheUrbanEnvironment», опубликованную в 1925 году издательством Чикагского Универститета. В этой книге и других работах Парка и Берджесса экологическая проблематика имела прикладной характер, связанный с решением исключительно урбанистических проблем. В результате произошедшего позже синтеза традиций чикагской и нео-марксистских идей франкфуртской школы социологии были образованы современные социально-экологических теории. Более того, говоря об экологической тематике исследований, нельзя не отметить тенденции к экологической переориентации этики, которые находят свое отражение в различных этических концепциях. Например, в учении А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, этике природы американского эколога О. Леопольда, космической этике К.Э. Циолковского, этике любви к жизни, разработанной советским биологом Д.П. Филатовым, и др.
В аспектах управления рисками стоит отметить таких ученых, как Энтони Гидденс и Уильрих Бек. У. Бек, очень точно описывал общество риска, рассматривая связь таких факторов, как элементы социального класса человека (прибыль, менталитет и так далее) с отношением человека к экологии. В их основе лежала, разработанная немецким социологом Уильтрихом Беком концепция «общества риска», который считал, что общественный риск тесно связан с процессом индустриализации общества, но не давал точного определения этого термина и последствиями модернизации, имеющими негативный характер. Э. Гидденс занимался изучением общества риска, как и Бек он выдвигал эту концепцию в рамках концепции модернизации, свойственной современной западной социологии.
Маслоу в Пирамиде Потребностей рассматривал ступени развития индивида, в зависимости от удовлетворенных им потребностей и его перехода на последующую ступень в пирамиде. Согласно этой концепции, только удовлетворив потребности предыдущей ступени, индивид сможет перейти на последующий, исходя из этого, человек, не удовлетворивший потребности в потребностях нижней ступени не станет задумываться о самообразовании, проблемах окружающих и в том числе проблемах экологии.
Научная проблема исследования:
ООН задает тенденцию на экологию, по той причине, что безопасность окружающей среды. Следовательно, человеческой жизни и само качество человеческой жизни являются ценностями большинства развитых западных стран. Именно ООН занимается оценкой социально-экологических рисков, в том числе и финансовой. Любой риск может быть оценен и оплачен, на данный момент, оценкой рисков на глобальном уровне занимается ООН. Цели устойчивого развития ООН являются ключевой парадигмой в управлении социально-экологическими рисками. ООН ценит окружающую среду, качество и продолжение жизни человека, а риск этим ценностям рассматривает, как угрозу, следовательно, оказывает на КНР политическое давление с целью эту угрозу минимизировать.
Объектами данного исследования выступают жители российских и китайских городов, в том числе, члены местных администраций.
Предметом настоящего исследования являются социально-экологические риски.
Гипотеза:
Экологические риски должны решаться на микроуровне (уровне городов), следовательно, у местных властей должно быть больше полномочий. Понятие «риска» является социально сконструированным. Социальное понятие риска будет отличаться для русского и китайца, по причине разницы в культурном фонде жителей двух разных стран.
Цель исследования:
Целью настоящего научного исследования является выявление наиболее успешных стратегий управления ими в реалиях КНР и РФ.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретико-методологические основы изучения проблемы управления социально- экологическими рисками в городах.
2. Исследовать социологические подходы к изучению проблемы управления социально-экологическими рисками в городах.
3. Исследовать существующие практики управления социально-экологическими рисками в российских и китайских городах:
4. Исследовать практики управления социально-экологическими рисками в российских городах: Липецке, Нижнем Тагиле и Санкт-Петербурге.
5. Исследовать практики управления социально-экологическими рисками в китайских городах: Пекине, Гуанчжоу и Харбине.
6. Провести сравнительный анализ практик управления социально-экологическими рисками в городах России и Китая: опыт социологического исследования.
7. Выявить какие меры по защите окружающей среды принимаются в РФ и КНР.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Р. Э. Парк – концепция города, как социальной лаборатории.
2. Р. Э. Парк и Э. Берджесс– прикладной подход к планированию и управлению городской средой.
3. У. Бек – концепция общества риска, в рамках процесса модернизации.
4. Э. Гидденс – концепция риска, как следствия современности.
5. Сайт ООН – концепция экологической безопасности, цели устойчивого развития.
6. Е. Эспозито – концепция перфомативности.
Методы сбора и анализа данных:
Вторичное исследование:
1. Анализ социально-экологических рисков в Российских и Китайских городах, использованием вторичных общедоступных источников:
1.1. Статей на русском и английском языках,
1.2. Исследований экологической ситуации в России и Китае,
1.3. Сайтов городских администраций в указанных в Таб.1 городах;
1.4. Анализ деятельности городских администраций
2. Использование статистических данных открытых источников:
2.1. РОССТАТ’а,
2.2. Национального бюро статистики Китая,
2.3. Статистика ООН
3. Проведение сравнительно макро-социологического анализа
Первичное исследование:
1. Планируется проведение анкетных опросов, с использованием стихийной выборки (от пяти человек на город)
2. Анализ полученных данных будет осуществлен посредствам QDAMiner и SPSS
В таблице (см. Таб.1) приведены города, которые будут рассмотрены. Качество воздуха будет изучено в Липецке и Пекине, качество воды в Санкт-Петербурге и Харбине, а качество земли в Нижнем Тагиле и Гуанчжоу.
В качестве информационной базы исследования были использованы статьи, книги ученых, занимающихся социально-экологической проблематикой и проблемами общества риска, в частности, работы социологов, а также работы писателей публицистов, писавших о социально-экологической проблематике.
Научно-практическая значимость исследования:
Изучение экологической ситуации в городах России и Китая, привлечение внимания к социальным проблемам, связанным с экологическими рисками в этих городах (см. Таб. 1).
В ходе настоящей научно-исследовательской работы было выявлено, что финансирование позитивно влияющих изменений на экологию и использование методов IoT можно отнести к наиболее эффективным. Китайские власти регулярно прибегают к зеленым инвестициям, ввиду нехватки местных бюджетов в то время, как в России проблеме чаще не уделяется должного внимание со стороны властей, на локальном, городском уровне. Однако, в РФ существуют бюджеты, целью которых является повышение качества окружающей среды. Следовательно, власти РФ могут позволить себе работу над формированием более безопасной экологической обстановки в проблемных городах и подобные работы ведутся, успешные в Липецке и Нижнем Тагиле. Власти Санкт-Петербурга, же, преимущественно делают упор на формирование экологического сознания граждан посредствам продвижения экологического образования. Снова о Нижнем Тагиле, там, помимо деятельности местных властей, проблемами экологии занимаются местные предприятия, которые вкладывают деньги в окружающую среду города. Более того, Нижний Тагил пользуется средствами полученными от соседних, региональных инвесторов. Липецкие власти регулярно совершенствуют новейшие научные разработки, нацеленные на борьбу за чистый воздух.
Так, почему, эти города уже много лет не покидают рейтинги «городов с худшей экологией Российской Федерации»?
В первую очередь, следует обращать внимание на даты, года, в которые все перечисленные и описанные ранее в работе, меры были приняты – сравнительно недавно, пять, четыре, три года назад. Государственные инвестиции в экологию РФ можно отследить лишь начиная с 2014 года, заканчивая 2019. Значит ли это, что до 2014 года проблемы не было? Определенно, нет. Отсутствие подобных данных до 2014 года может означать, скорее то, что проблеме не уделяли достаточно внимания, что не удивительно ввиду того, что институционализация проблем окружающей среды в нашей стране, по-прежнему является новым явлением.
В КНР ситуация отчасти схода с Российской, однако, стоит отметить существующее политическое давление на страну со стороны экономических конкурентов из стран запада, представители которых оказывают на власти Китая политическое давление, ввиду плохой экологии страны, а после, используют зеленые кредиты, как методы контроля экологической обстановки страны. Однако, стоит помнить, что любые инвестиции позволяют не только контролировать то куда направляются денежные ресурсы (экологическую обстановку), но и саму страну, делая ее зависимой от страны кредитора.
Финансы играют важную роль в управлении экологическими рисками. Так, например, власти КНР под давлением стран ООН вынуждены брать кредиты на зеленое развитие, так как вкладываемых средств на данный момент недостаточно, по мнению партнеров и союзников страны. Таким образом, для Китая инвестирование является ключевым инструментов в управлении социально-экологическими рисками.
На Россию ООН оказывает значительно меньшее давление в связи с проблемами окружающей среды, тем не менее, угрозы жизни и здоровья гражданам городов, связанные с экологией часто и широко освящаются в СМИ, что зачастую побуждает местные власти к действиям и не смотря на наличие федеральных бюджетов на экологию в РФ, власти, как правило, локальные больше склонны именно к применению цифровых технологий с целью оценки, мониторинга и введения улучшений в сфере экологии на своих территориях.
Следовательно, в то время как власти КНР находятся под давлением стран Запада, власти Российской Федерации подходят к оценке и контролю экологической обстановки по инициативе граждан, то есть, им не требуется давление извне.
С учетом вышеописанного о ситуации с участием ООН, важно отметить, что по сути своей, проблема экологических рисков социально сконструирована. ООН фактически, определяет само понятие риска на глобальном уровне в то время, как будучи социальным конструктом оно (понятие риска) различается, в зависимости от культурных тенденций конкретной страны.
В ходе качественного интервью, респондентам были заданы вопросы, которые вместе с вырезками интервью представлены ниже:
1. Принимаете ли Вы участие в какой-либо природоохранной деятельности и если «да», то расскажите пожалуйста.
Р1: «Занимаюсь экологическим активизмом, участвую в акциях. Возможно, Вы слышали о проекте «Эко Новая Охта».» (девушка, 21 год, Санкт-Петербург)
Р2: «Стараюсь больше ходить пешком, изначально пошел на это ради здоровья. Но ведь это засчитывается?» (мужчина, 28 лет, г. Нижний Тагил)
Р3: «Нет, не думаю, езжу на работу в другой конец города на машине, активизмом не занимаюсь.» (женщина, 40 лет г. Липецк)
2. Стараетесь ли Вы сокращать какие-нибудь вещества: бытовую химию, например?
Р1: «Стараюсь, сейчас можно найти много рецептов по замене химии и удодовых средств в интернете.» (девушка, 21 год, Санкт-Петербург)
Р2: «Так получилось, что использую меньше топлива. Собственной машины не имею.» (мужчина, 28 лет, г. Нижний Тагил)
Р3: «Стараюсь не покупать напитки в одноразовой упаковке. Дочь отучила.» (женщина, 40 лет г. Липецк)
3. Вы осведомлены о концепции ZeroWaste, что о ней думаете?
Р1: «Если каждый начнет с малого, город, а то и мир будет лучше.» (девушка, 21 год, Санкт-Петербург)
Р2: «Честно, что-то слышал.» (мужчина, 28 лет, г. Нижний Тагил) (Уточнение интервьюера: это осознанное сокращение отходов, вредных для экологии, отходов от продуктов питания…)«Выбрасывал бы мусор отдельно, будь такая возможность, а так, что я могу?»
Р3: «Стараюсь брать кофе и еду с собой на работу, а если нет, хожу в кафе, где все сервируют на нормальной посуде.» (женщина, 40 лет г. Липецк)
4. Можете ли Вы назвать свой выбор направленным на экологическое благополучие города или у Вас есть иные причины?
Р1: «Отчасти да, но когда начинаешь самостоятельно делать аналоги популярных продуктов – втягиваешься и то, что предлагают в магазинах, начинает казаться неприятным. Запахи, консистенция...» (девушка, 21 год, Санкт-Петербург)
Р3: «Мне просто не приятно пить кофе из одноразовых стаканчиков, они портят вкус.» (женщина, 40 лет г. Липецк)
1. «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», 2014. 1986. 137 с.
2. Chicago School of Sociology URL: http://sociology.iresearchnet.com/urban-sociology/chicago-school-of-sociology/ (дата обращения: 31.04.2020).
3. Current status of agricultural soil pollution by heavy metals in China: A meta-analysis [Электронный ресурс] / Ying Huang, Lingyu Wang, Wenji Wang, и др. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0048969718340762?via%3Dihub
4. Dp.ru. 2021. Еще совсем не зеленый. Умный город в России становится экологичным слишком медленно. [online] Режим доступа: [дата обращения: 1.02. 2021].
5. ECOportal [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2008. — Режим доступа: http://ecoportal.su/news.php?id=31480, свободный. — Источник: РИА АМИ
6. Esposito, E., 2007: Die Fiktion der wahrscheinlichenRealität. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
7. Esposito, E., 2011: The Future of Futures. The Time of Money in Financing and Society. Cheltenham: Edward Elgar.
8. Esposito, E., 2011: Using the future in the present: Risk and surprise in financial markets, economic sociology_theeuropean electronic newsletter, ISSN 1871-3351, Max Planck Institute for the Study of Societies, Cologne, Vol. 12, Iss. 3, pp. 13-18
9. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1991.
10. Harbin Municipal People's Government URL: http://www.harbin.gov.cn/ (дата обращения: 11.12.19).
11. Industrial Profits decreased 2.9 percent in the First Ten Months of 2019 // National Bureau of Statistics of China URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/201911/t20191128_1712383.html (дата обращения: 09.12.19).
12. Kastrenakes, J., 2021. iPhones start slowing down after a year of use, and that’s way too soon. [online] TheVerge. Режим доступа: [дата обращения: 1.02. 2021].
13. New Security Beat [Электронный ресурс] / ShawnArchbold. — Электрон. текстовые дан. — 2019. — Режим доступа: https://www.newsecuritybeat.org/2019/09/china-puts-soil-pollution-spotlight/, свободный
14. R. Park The City as a Social Laboratory // - 2002.
15. Report on the State of the Ecology and Environment in China| China. [online] Режим доступа: https://www.epa.gov/home/pdf-files (дата обращения: 01.05. 2021).
16. Science Direct [Электронный ресурс] / YiWang, PengWang, YujunBai, и др. — Электрон. текстовые дан. — 2019. — Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S157064431200086X, свободный
17. Ulybina O., Fennell S. Forest sertification in Russia: challenges of institutional development //Ecological Economics. – 2013. – V. 95. – С.178–187.
18. Urban Forest Strategy // City of Melbourne URL: http://www.melbourne.vic.gov.au/community/greening-the-city/urban-forest/Pages/urban-forest-strategy.aspx (датаобращения: 29.04.2020).
19. URL: http://www.stats.gov.cn/english/ (дата обращения: 01.10.13).
20. US EPA. 2021. PDF Files | US EPA. [online] Режим доступа: [дата обращения: 1.02. 2021].
21. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
22. Алексеев Ю.В. Тяжелые металлы в почвах и растениях. -Л.: Агропромиздат, 1987. С. 30-39.
23. Алексеев Ю.В. Тяжелые металлы в почвах и растениях. -Л.: Агропромиздат, 1987. С. 30-39.
24. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
25. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну/Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. - М: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
26. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. ПДК химических веществ в окружающей среде. -Л.: 1985. 528 с.
27. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. ПДК химических веществ в окружающей среде. -Л.: 1985. 528с.
28. Блам Ю. Ш., Машкина Л. В. Лесной комплекс России в контексте «зеленой» экономики // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2014. – Т. 3. – № 1. – С. 64–68.
29. В этом году на территории НЛМК высажено около 11 тысяч деревьев и кустарников // Липецк. Официальный сайт администрации города. URL: http://lipetskcity.ru/iblock/news/e/v_jetom_godu_na_territorii_nlmk_visazheno_okolo_11_tisjach_derevev_i_kustarnikov_09-12-2019/ (дата обращения: 11.12.19).
30. Всемирная организация здравоохранения. Работа в качестве единой ООН для устранения коренных экологических причин плохого состояния здоровья. URL: http://www.who.int/mediacentre/commentaries/2017/one-un-environmental-health/ru/
31. Города Урала. Нижний Тагил: ужасная экология и имидж//УралПолит.Ru URL: https://uralpolit.ru/article/sverdl/26-09-2019/185430 (дата обращения: 20.04.2020).
32. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2015 году». Екатеринбург, 2016. 310 с.
33. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды
34. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Свердловской области в 2013 году». В 3 т.
35. Гуанжоу - официальный сайт администрации. URL: http://www.guangzhou.gov.cn/
36. Даваева Ц.Д., Сангаджиева Л.Х., Булуктаев А.А., Бадмаева З.Б. Биоиндикация и мониторинг
37. Даваева Ц.Д., Сангаджиева Л.Х., Булуктаев А.А., Бадмаева З.Б. Биоиндикация и мониторинг состояния нефтезагрязненных территорий Прикаспийской низменности//Монография. Элиста. ЗАО ОПП «Джангр». 2014. -152с.
38. Деревяшкина Е. [Электронный ресурс]: Документы и факты. – / Е. Деревяшкина. – Электронные данные. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).
39. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почв. М.: Изд-во Моск. ун-та,
40. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 137 с.
41. Европейская экономическая комиссия ООН. Женева, 2009.
42. Екатеринбург: Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, ФБУЗ
43. Здравоохранение Санкт-Петербурга в 1987—1996 гг. / Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга. СПб., 1997.
44. Злокачественные новообразования в Санкт-Петербурге / под ред. В. М. Мерабишвили. СПб., 1997.
45. Иноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Издательство «Экономика», 2003.
46. Кабата-Пендиас А., Пендиас Х. Микроэлементы в почвах и растениях. Мир. 1989. 452 с.
47. Кабата-Пендиас А., Пендиас Х. Микроэлементы в почвах и растениях. Мир. 1989. 452 с.
48. Калугина З. И. Человеческий капитал приграничных регионов Сибири//ЭКО. – 2014. – № 11. – С. 70–87.
49. Королева Е. В. Социология политических процессов Ульриха Бека//Социологические исследования. 2007. №5. С120-123
50. Литвиненко Т. В. Социально-экологические последствия трансформации использования природных ресурсов в восточной части России в постсоветский период//Известия Российской академии наук. Серия геогр. – 2012. – № 3. – С. 40–53.
51. Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении М.: Высшая школа. 1998. 123 c.
52. Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении М.: Высшая школа. 1998. 123 c.
53. Ломакина Н. В. Минеральный сектор экономики в Госпрограмме развития Дальнего Востока: целевые задачи и ожидаемые результаты //Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – № 3. – С. 22–29. URL:http://www.mba-journal.ru/archive/2013/3/
54. Маршак А.К. Глобальная экологическая культура общества как фактор формирования социальной толерантности// Общество и право.2003. № 1. С.38-51.
55. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч. 1: Общественное здоровье. М., 2003.
56. Минакир П. А. Экономика регионов. Дальний Восток. – М.: Экономика, 2006. – 848 с.
57. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы. URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/81d/gosprogramma %202012_2020.pdf
58. Молчанова Я. П. Связи организаций с общественностью: экономические, социальные, экологические аспекты: учеб. пособие для студентов вузов. М.: РХТУ, 2002. 112 с.
59. Население Санкт-Петербурга по районам // URL: http://www.statdata.ru/naselenie-sankt-peterburga-po-rajonam (дата обращения: 29.04.2020).
60. НЛМК ввел в эксплуатацию обновленную доменную печь № 6 // Липецк. Официальный сайт администрации города. URL: http://lipetskcity.ru/iblock/news/e/nlmk_vvel_v_jekspluataciju_obnovlennuju__domennuju_pech_6__05-11-2019/ (дата обращения: 23.11.19).
61. Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) // Нижний Тагил. Официальный сайт администрации города. URL: https://ntagil.org/zkh/tko/ (дата обращения: 11.12.19).
62. ОПП «Джангр». 2014. -152с.
63. Официальный сайт Пекинской администрации URL: http://www.beijing.gov.cn/
64. Охрана окружающей среды в России. - Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2018.
65. Оценка экологических и социальных рисков // АО «ЭКСАР» URL: https://www.exiar.ru/about/international_practices_and_standards/ekologiya-i-sotsialnaya-otvetstvennost/
66. Первая интернет-газета Липецка//Lipetsknews.ruURL: https://lipetsknews.ru/view/massovyy-ishod-pochemu-lipeckaya-molodyozh-pokidaet-svoy-gorod (дата обращения: 20.04.2020).
67. Под знаком «онко». Почему жители Липецкой области чаще других болеют раком России [Электронный ресурс]: электронные данные. / Черноземье. – Электрон. журн. – № 28. АиФ-Липецк, 2019. - . – режим доступа к журн.: https://chr.aif.ru/health/pod_znakom_onko_pochemu_zhiteli_lipeckoy_oblasti_chashche_drugih_boleyut_rakom
68. Природный капитал региона и российско-китайские трансграничные отношения: перспективы и риски / Под ред. И. П. Глазыриной, Л. М. Фалейчик; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2014.
69. Программа модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011— 2012 гг. // Социальная политика: газ. 2011. № 32 (816). Медицинское обозрение. —15 авг. С. 3.
70. Российской Федерации в 2015 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2016. 639 с.
71. Сангаджиева Л.Х. Микроэлементы в ландшафтах Калмыкии и биогеохимическое районирование ее территории// Монография. Элиста. АПП Джангр, 2004. -115 с.
72. Сангаджиева Л.Х. Микроэлементы в ландшафтах Калмыкии и биогеохимическое районирование ее территории// Монография. Элиста. АПП Джангр, 2004. -115 с.
73. Состояние и прогноз здоровья населения Санкт-Петербурга в изменяющихся экологических условиях / ред. С. Г. Инге-Вечтомов, Н. П. Напалков ; НИИ химии СПбГУ. СПб., 1998.
74. состояния нефтезагрязненных территорий Прикаспийской низменности//Монография. Элиста. ЗАО
75. У. Бек Общество риска. На пути к другому модерну. Прогресс-Традиция, 2000.
76. Худолей В. В., Мизгирев И. В. Экологически опасные факторы / Банк Петровский. СПб., 1996.
77. Цели в области устойчивого развития URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 31.04.2020)
78. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского региона в контексте глобальных изменений. СПб., 1996.
79. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев / под. ред. А. И. Чистобаева ; СПб НЦ РАН, ВВМ. СПб., 2005.
80. Экологические проблемы городов // ECOPORTALURL: https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-gorodov/ (дата обращения: 20.04.2020).
81. Энергетики направят порядка 100 млн рублей на улучшение экологической обстановки в Липецке // Липецк. Официальный сайт администрации города. URL: http://lipetskcity.ru/iblock/news/e/jenergetiki_napravjat_porjadka_100_mln_rublej_na_uluchshenie_jekologicheskoj_obstanovki_v_lipecke_06-09-2019/ (дата обращения: 11.12.19).