ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В АРГЕНТИНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ 11
1.1 Взгляды латиноамериканских исследователей на причины, содержание и оценку административных реформ 11
1.2. Дискуссия об этапах реформ в Латинской Америке (включая Аргентину) 17
ВТОРАЯ ГЛАВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ В АРГЕНТИНЕ И РОССИИ 31
2.1. Сравнительный анализ антикоррупционных курсов в обеих странах 31
2.2 Оценка уровня открытости правительств двух стран 41
ТРЕТЬЯ ГЛАВА: ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АРГЕНТИНЫ И РОССИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 51
3.1. Осведомлённость населения о сути и направлениях административных реформ в Аргентине 52
3.2. Осведомлённость российского населения о сути и направлениях административных реформ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Приложение 1. Иерархия нормативно-правовых актов в Аргентине 85
Приложение 2. Содержание основных законов об административной реформе в Аргентине 86
Приложение 3. Сравнение социально-экономических условий прохождения трёх этапов административных реформ в Аргентине 89
Приложение 4. Таблица сравнения основных положений антикоррупционного законодательства в Аргентине и России 91
Приложение 5. «Аргентинская цифровая программа» (AgendaDigitalArgentina - ADA) 93
Приложение 6. Сравнительный анализ трёх планов действий Правительства Аргентины в рамках OpenGovernmentPartnership 94
Приложение 7. Программа исследования «Осведомлённость населения Аргентины и России об административной реформе: сравнительный анализ» 95
Приложение 8. Анкетирование приведено в Аргентине 98
Приложение 9. Анкетирование проведено в России 100
Актуальность. В последних декадах ХХ века, ища новую динамику включения в многополярный мир, большинство стран начинают процессы реформирования государственного управления с многочисленными целями: справиться с экономическими кризисами, повысить степень управляемости политическими или социально-экономическими процессами, усовершенствовать систему государственной службы.
На протяжении истории государства преобразовывались разными способами, как правило, революциями или реформами. Последние, в отличие от революций, подразумевают ненасильственные изменения в рамках демократической легитимности с целью принятия новых, совершенствования старых и/или адаптации чужих законов, типов учреждения или социальных институтов.
Государственные реформы не являются определенной политикой (курсом) или конкретным событием. Это - долгосрочные сложные процессы, предусматривающие деятельность в экономической, политической, институциональной и государственной сферах. Чаще всего эта сложность предполагает неопределённость понятий экономической, политической и административной реформ (с одной стороны), равно как и параллельность в их протекании (с другой).
Следует отличать административные реформы от экономических (политических). Административные – предполагают многообразие технологий и способов, связанных с совершенствованием государственной службы, включая изменение её роли в обществе, организационные преобразования, повышение квалификации работников и другие.
Экономические (рыночные) реформы означают развитие рыночных механизмов в стране, включая поощрение частного предпринимательства, приватизацию государственной собственности, поощрение конкуренции.
Политические реформы означают изменение соотношений между акторами политики: Президентом, исполнительной и законодательной властью, а также совершенствование избирательного механизма. На стыке между административной и политической реформ лежит сфера взаимодействия между уровнями власти. В Аргентине это – перераспределение полномочий между центральным правительством и провинциями, а также между провинциальной и местной властью. В России - между Центральным правительством и многообразными формами территориальных: субъекты федерации, республики, края, равно как и ускорение формирования института местного самоуправления.
Латиноамериканские авторы различают существенные и институциональные реформы. Согласно Р. Энганиа (R. Engaña) и К. Эчабарриа (K. Echabarría) под институциональной реформой понимается то, что влияет на проектирование и функционирование ведомств, т. е. организацию власти и её взаимодействие для разработки и осуществления государственной политики. Существенная реформа, напротив, относится к содержанию государственной деятельности, меняя её цели. Например, внедрение новых технологий, меняющих взаимодействие власти и населения: обязательность публичной подотчётности.
Существенные реформы связываются с государственной политикой (что делать), а институциональные с государственным управлением (как делать). Институциональные реформы могут быть политическими или административными. Политические реформы подразумевает изменения в организации власти, например переход от диктатуры к демократии или от президентской формы правления к парламентской. Административные реформы включают изменения в системе учреждений исполнительной власти, которые осуществляют государственную политику. Таким образом, административная реформа состоит из следующих на-правлений: совершенствование управлением государственной службы (1), структурные преобразования в органах власти и управления (2), изменения в механизмах принятии решений и отношениях с гражданским обществом (3) .
Такой взгляд совпадает с понятием русских исследователей, согласно которым под административной реформой понимаются преобразования в органах исполнительной власти для создания системы управления, работающей в интересах на-селения и им контролируемой .
Административная реформа, в отличие от модернизации, подразумевает изменение в содержании институтов, а не только простую адаптацию некоторых компонентов, т. е. предполагает изменение политического курса по внедрению качественных изменений в структуру управления, правил игры и функционирование государственного управления. Модернизация, напротив, относится к постоянным процессам адаптации к условиям окружающей среды посредством определенных изменений, например, внедрения технологии или административных процедур.
Административные реформы пронизывают всю систему государственного управления, внедряя в него новые технологии: например, контроля за бюджетным процессом, оценки прозрачности процесса принятия решений, публичность от-чётности руководителей органов власти, а также оценки эффективности функционирования учреждений (гос. корпораций) и программ, внедрение процедуры ОРВ (оценки регулирующего воздействия) и др.
Представляется, что административные реформы являются стержневой проблемой, стоящей как перед аргентинским, так и перед российским обществом. Формирование государственности нового типа – PublicAdministration – когда правительство не просто руководит обществом, но и учитывает его интересы, отчитывается перед ним, когда создана система демократического отбора лучших представителей общества во власть – важнейшее направление социального развития обеих стран. Этот переход осуществляется не просто: волны успеха сопровождаются откатом (что естественно и описано в литературе как закономерности демократизации).
Административные реформы осуществляются в большинстве стран мира. Хотя существуют общие черты, такие как изменение роли государства в обществе, совершенствование структуры и функций органов государственного управления, рост эффективности их функционирования, повышение контроля за расходованием финансовых средств и ресурсов, внедрение принципов и практик подотчётности и прозрачности в государственном управлении, - в каждой стране реформы приобретают особый характер в соответствии со своими историческими, культурными и политическими особенностями.
Наша диссертация стремится выявить некоторые особенности административных реформ именно в странах с разными институциональными традициями (Аргентина и Россия). Не имея возможности сравнить все направления реформ, акцент будет сделан на двух: борьбе с коррупцией и мерами по росту открытости управления.
Теоретическая проработанность темы. Значимость реформ отражена в их серьёзном научном обсуждении, как в Аргентине, так и в России. Назовём знаковые фигуры исследователей той и другой страны. Не претендуя на полноту перечня, к аргентинским исследователям административных реформ можно отнести Андара А. (Andara, A.), Блутман Г. (Blutman, G.), Боззо А. (Bozzo, A.), Эстевес А. (Estévez, A.), Лопез Б. (López, В.) Латинской Америке действует международный центр, где постоянно изучаются вопросы, связанные с государственным управлением и государственной службой: Латиноамериканский центр управления развитием (CentroLa-tinoamericanodeAdministraciónparaelDesarrollo - CLAD). Исследования по тематике проводятся также в Центре исследований государственного управления на факультете экономических наук Университета Буэнос-Айреса (CentrodeInvestigaciónenAdministraciónPública- CIAP) и в Национальном институте государственного управления (InstitutoNacionaldelaAdministraciónPública - INAP).
В России центрами изучения реформ являются Аналитический центр при Правительстве РФ, НИУ ВШЭ, европейски университет, некоторые независимые экспертные центры: «фонд ИНДЕМ», «Стратегия», частично ВЦИОМ. К современным исследователям, ставшими лидерами изучения этого направления можно отнести, Васильеву Е.А., Нисневича Ю.А., Оболонского А.В., Охотского Е.В., Сморгунова Л.В., Соловьева А.И., Перегудова С.П. и других
Кафедра социального управления и планирования СПбГУ также активно включена в тематику. Ею изданы два учебника: «Основы государственного и муниципального управления: PublicAdministration» и «Основы государственного и муниципального управления: агенты и технологии принятия политических решений», в которых красной линией проходит курс на административные реформы.
В Латинской Америке исследователи выделяют 3 парадигмы (совокупность принципов и направлений), которые составляют суть административной реформы: NewPublicManagement (NPM) [Армстронг А. (ArmstrongA.), Ашбурнер Л. (Ashburner, L.), Эванс П. (Evans, P.), Ферле Э. (Ferlie, E.), Фиджералд Л. (Fitzgerald, L.,)Хоод К. (Hood, C.)], демократизацию государственного управления [Бругэ К. (Brugué, Q.), Кастельс М. (Castells, M.), КуниллГрау Н. (CunillGrau, N.)Флеури С. (Fleury, S.), Кликсберг Б. (Kliksberg, B.), Олиас де Лима Б. (OlíasdeLima, B.), Виллорриа М. (Villorria, M.)] и «неовеберианский подход», выражающийся в повышении качества функционирования государственной службы [Фуэнтес Г. (Fuentes, G.), Рамио К. (Ramió, C.)].
Согласно NPM модель бюрократического государственного управления заменяется на конкурентную и независимую, что, в свою очередь, предполагает: раз-деление политических и административных функций (1); дифференциацию видов деятельностей, обязательно реализуемых государством (например, разработка государственных политик, контроль и надзор) и тех, которые могут выполнять другие акторы (2); улучшение возможности контроля за результативностью (3); внедрение подотчётности (accountability) (4).
Второе направление -демократизация государственного управления или «неореспубликанский» подход - предполагает, адаптацию управленческих функций к современному обществу и меняющейся реальности, когда достигнут высокий уровень образованности населения и его компьютерная грамотность, обеспечивающие любого жителя и выходом на каналы коммуникации, и к базам информации. Согласно Кликсберг Б. (KliksbergB.) изменения происходят как в государственном управлении, так в гражданском обществе .
Неовеберианский подход сочетает полезные элементы NewPublicManagementдля модернизации государственного управления с элементами бюрократической парадигмы, такими как, важность определения иерархий и профессионализации работников государственной службы. Последнее проявляется в жёстких требованиях к наличию высшего профессионального образования, к постоянному повышению квалификации, проведению аттестаций и внедрению отчётности за проделанную работу.
В целом в Аргентине преобладают исследования экономических, а не административных реформ. Практически отсутствует их анализ в сравнении с другими странами, как латинской Америки, так и мира.
В России существует большое количество теоретических работ об административных реформах. хотя интерес к тематике уменьшается: отсутствуют современные общие работы, посвящённых оценке хода реформ; в литературе преобладает анализ конкретных направлений, не проводятся сравнения с другими странами.
Объектом диссертационного исследования является административная ре-форма в двух государствах: Аргентине и России.
Предмет его - выявление сходств и различия в проведении административных реформ применительно к двум названным странам.
Цель исследования - проанализировать содержание административных реформ в Аргентине и России, выявив, в том числе, черты сходства и различия.
Задачи.
1. Выявить особенности подхода учёных к понимаю причин, направлений и оценок административных реформ в Латинской Америке .
2. Проанализировать этапы, меры и результаты административных реформ в Аргентине.
3. Выявить сходства и различия в антикоррупционного направления реформ в Аргентине и России.
4. Сравнить оценку «Открытого правительства» обеих странах.
5. Выявить и сравнить осведомлённость населения Аргентины и России об административной реформе.
Методы научного исследования. В работе применялись следующие обще-научные методы: анализа и синтез, системны и сравнительны подход и другие: а также социологические методы: анкетирование, анализ документов (законодательных актов).
Научная значимость исследования может быть сформулирована в следующих положениях.
1. углублён анализ административных реформ в Аргентине,
2. расширено представление об административных реформах в Аргентине в поле российской науки,
3. за счёт сравнения с процессами в Аргентине по-новому представлена ситуация с реформами в России.
Научная новизна связана с тремя направлениями: выявлены и обоснованы проблемы административных реформ (1), сформулирована оценка осведомлённости населения об административных реформах в Аргентине (такая оценка с применением социологического метода в стране не проводилась) (2), углублено понимание особенностей протекания реформ за счёт их сравнения в двух странах (3).
Практическая значимость исследования. Можно свести к двум направлениям: первое - описано содержание теоретических подходов и направлений административных реформ в Латинской Америке, которое может быть использовано в курсе лекций; второе - выявлены оценки населения, что может быть интересно и полезно при желании повысить качество работы государственной службы.
Понятийный аппарат.
Административная реформа –это объединённая единой концепцией продуманная система мер модернизации различных институтов исполнительной власти.
Модернизация (от греч. modeme новейший) –это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Рыночная реформа –это сознательно проводимые государством преобразования, направленные на изменение экономических отношений в рамках доминирования рыночных принципов хозяйствования
Политическая реформа – это превращение, изменение, переустройство политической жизни общества (отношений, порядка, институтов, организаций), совершающееся без изменения основ существующего строя. Политические реформы связаны с эволюционным развитием общества, его политических и социальных институтов власти. Это - изменения политической системы общества, политических отношений, направленные и организуемые политические преобразования.
Государственное управление –это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (publicpolicy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Государственная служба: –это институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих 6 параграфов, списка литературы, включая источники на русском, испанском и английском языках и 9 приложений. Объем работы составляет 101 страниц, из которых 72 составляют основной текст диссертации. В ней 14 таблиц и 10 диаграмм
Несомненно, сравнение направлений административных реформ в Аргентине и России, содействует пониманию проблем современного государственного управления, позволяет оценить его готовность эффективно отвечать на требования на-селения, реализуя принципы демократизации, прозрачности в использовании ресурсов и подотчётности в принимаемых управленческих решениях.
Суть нашего методологического подхода совпадает с современным общемировым трендом на актуализацию внимания к процессам на микро уровне. В данном случае – это страны. Его цель - выявления факторов, объясняющих ход (1) и на-правления административных реформ (2), а также предопределяющих их перспективы (успешность/неуспешность) (3).
В первой главе был сделан акцент на изучение работ аргентинских авторов, равно как и описание хода административных реформ в этой стране, поскольку в России они менее известны, чем собственные. Этот анализ позволил выявить фоновые особенности аргентинского общества: начало развития рыночных отношений (1), глубокий экономический кризис, выразившийся как в неразвитости национального производства, так и огромной бедности населения (2), слабость государственной службы в силу её постоянной сменяемости (3), особенности населения страны как гражданского общества (не очень высокий уровень его образования, безработица, но готовность к политической активности и активным формам протеста в защиту своих прав) (4).
В соответствии с указанными социально-экономическими и политическими обстоятельствами, можно выявить особенности протекания административных реформ в стране. К ним можно отнести их инициацию влиянием извне (международными банками или организациями), трудности в реализации принятых правительственных курсов, как вследствие недостаточности финансирования, так и из-за политической неустойчивости. Частая смена Правительств, свойственная данному периоду, делает невозможным доведения до конца хотя бы текущие задачи по ре-формированию управления. Административные реформы переплетены с рыночными и политическими, равно как и сопровождаются социальными преобразованиями, что затрудняет их выделение в общем потоке модернизации страны. При этом в стране есть свои, а также присутствуют зарубежные научные центры, анализирующие и оценивающие перемены.
Во второй главе диссертации анализировались две болевые проблемы, в равной мере свойственные и в Аргентине и России, борьба с коррупцией и формирование «открытого правительства». Что касается АКМ, в обеих странах существуют институты, реализующие их на практике: приняты соответствующие законы, на предприятиях действуют Кодексы поведения и др., разработаны и действуют механизмы внешнего контроля, включая сайты, куда можно обратиться с жалобой. Однако, до создания действенной системы эффективного противостояния коррупции им ещё далеко. «Слабым местом» обеих стран является создание институтов публичной подотчётности как органов власти, так и руководителей.
Российское антикоррупционное законодательство более широкое, чем аргентинское: в нем шире список запретных действий, включая ситуации конфликта интересов (запрет поддерживать родственников или друзей в рамках своей зоны ответственности, иметь счёта за границей, принимать нематериальной подарки в виде услуг, обязанность предоставлять сведения о своих доходах и членов семей и др.). Важной особенностью является и принятие в России планов антикоррупционной деятельности.
При этом нельзя не признать, что в обеих странах антикоррупционное регулирование можно оценить средними оценками: оно существует, достигло определенных успехов, но им далеко до Европы, Канады и США. В Аргентине и России отсутствует развёрнутый контроль за коррупционной деятельностью, практически нет мер противостояния коррупции на верхнем уровне: не разработаны технологии «вращающихся дверей» и «захвата государства», когда элита бесконтрольно может перераспределять финансовые потоки в нужное ей русло. Опять же эти страны не помышляют о контроле за качеством работы СМИ, и обоснованности принятых решений (политических и экономических) как новых и формирующихся направлениях АКМ в развитых странах.
В обеих странах существуют органы, ответственные за борьбу с коррупцией. Однако у них различные задачи. В России отмечается сочетание централизованной координации с повсеместным оперативным управлением АК деятельностью не только в органах государственной службы, но иногда и в коммерческих предприятиях. В Аргентине реализация АКМ сконцентрирована на одном офисе. В России сам президент осуществляет руководство им, а в Аргентины, президент выбирает его руководителя.
Анализ показывает, что уровень развития «открытого правительства» как в России, так и в Аргентине относительно высок: технологии e-government применяются для улучшения качества государственных услуг и обеспечение доступа населения к информации. Однако, что соответствует предупреждению зарубежных исследователей, одной открытости данных для качественного и публичного управления мало. Необходимо, с одной стороны, сделать доступ удобным, поощряя стремление людей к получению информации, а с другой – нужно желании и навыки самого населения её получать и использовать. Пока этого нет. Нужно, таким образом, улучшить технические условия интернет коммуникации: обеспечить достоверность информации, доступность её поиска, создать понятность данных. Параллельно, не нужно забывать о том, что большую часть населения нужно постоянно обучать пользованию интернетом и информационными базами.
Один из наиболее значительных результатов нашей диссертации - это оценивание уровня осведомлённости населения двух стран об административных реформах. Думается, что эта задача крайне важна, поскольку населения обязано знать и участвовать в реформах. Они проводятся для людей и должны ими оцениваться и контролироваться, но, как оказывается, практически им не известны.
Разработав программу исследования, нами было опрошено примерно 122 респондентов из Аргентины и 56 из России. В обеих странах реформы большинством респондентов воспринимаются как простая формальность, их направления мало известны людям. В Аргентине доминирует негативное к ним отношение. В России - большинство указало на их медлительность.
Выявлено общее негативное направление к реализации двух основных на-правлений административных реформ: демократизации управления и введения контроля. Почти половина респондентов в обеих странах оценивают их по низшей из предложенных оценок.
Респонденты двух стран по-разному относятся к выборам. В Аргентине, где по Конституции участие в выборах обязательно, население считает голосование - доступной формой решения проблем. В РФ, где голосование не обязанность, сложился парадокс, чем ближе государственное управление к людям и вроде бы избиратели должны иметь больший интерес к депутатам, быть лучше информированы об их деятельности в органах власти, на самом деле участие в выборах ниже.
В Аргентине респонденты активнее участвуют в политических акциях (которые не являются официальными), а в России - в общественных. Аргентинцы значительно больше, чем россияне участвуют в акциях протеста, поскольку политическая их активность - неотъемлемая черта нашей демократии. Наш опрос показал полную неосведомлённость населения о возможности участия в обсуждении законов. Ни один человек из обеих стран не упомянул об ОРВ, о наличие сайтов с предложениями и возможностью критики актов законодательной системы.
Проведённое исследование показало, что как в Аргентине, так в России административные реформы не являются эффективными в полной мере. Они остаются малоизвестными населению, и, по-нашему мнению, не выполняют своей главной цели – росту демократизации и профессионализации управления.
1. Ley 23696/1989 «De reforma del Estado» («О государственной реформе»)
2. Ley23697/1989 «Deemergenciaeconómica» («Об экономической чрезвычайной ситуации»)
3. Ley 24156/1992 «De reforma financiera y sistemas de control» («О финансовой реформе и системе контроля»)
4. Ley 24629/1996 «De reforma administrativa» («Об Административной реформе»)
5. Ley25164/1999 «Marcoderegulacióndelempleopúblico» («О регулировании занятости в государственной службе»)
6. Ley 25188/1999 «De ética en la administración pública»(«Об этике государственного управления»)
7. Ley 25233/1999 «De creación de la Oficina Anticorrupción» («О создании Офиса по борьбе с коррупцией»)
8. Ley 25246/2000 «De lavado de activos» («О отмывании денек»)
9. Ley 26737/2012 «Régimen de protección al dominio nacional sobre la propiedad, posesión o tenencia de la tierra» («Орежимеохранынациональнойсобственностиивладениясельскимиземлями»)
10. Ley 26857/2013 «De declaraciones juradas patrimoniales» («О публикации деклараций чиновников»)
11. Ley 27275/2016 «De acceso a la información» («О доступе к информации»)
12. Decreto 435/1990- 612/1990 «De estabilidad económica y reforma del Estado» («Об экономической стабилизаций и государственной реформы»).
13. Decreto 1757/1990 «De reforma administrativa» («Об административной реформе»)
14. Decreto 2476/1990 «De racionalización de la estructura del Estado» («О рационализации государственной структуры»)
15. Decreto 993/1991«De creación del Sistema Nacional de Administración Pública» («О создание SINAPA -Национальная система административной профессии)
16. Decreto 1883/1991«De procedimientos administrativos»(«Об административных процедурах»)
17. Decreto 1545/1994 «De disposiciones varias» («Об общей администрации»)
18. Decreto 558/1996 «De reforma del Estado. Organización, funciones, plazos, normasgenerales» («О внесении изменений в государственную службу»)
19. Decreto 660/1996 «De reforma del Estado. Modificacióndeactualestructura»(«О внесении изменений в государственную структуру»)
20. Decreto 928/1996 «De plan estratégico- diseño» «О стратегическом плане»
21. Decreto 41/1999 «Código de ética» (Кодекс этики).
22. Decreto 102/1999. «Funciones de la Oficina Anticorrupción» («О функциях Офиса по борьбе с коррупцией»)
23. Decreto 1023/2001«Sobre el régimen de compras y contrataciones»(«О режиме найма товаров и услуг в государстве»)
24. Decreto 1172/2003 «De acceso a la información» («О доступе к информации»)
25. Decreto 214/2006 («Sobre los convenios colectivos de trabajo en la administración pública» («Околлективныхдоговорахсработникамисферыгосударственногоуправления»
26. Decreto 466/2007 «Sobre la estructura de la Oficina Anticorrupción» («О структуре Офиса по борьбе с коррупцией»)
27. Decreto2098/2008 «SobrelacreacióndelSINEP» («О созданиеSINEP-Национальной системы государственной занятости)»
28. Decreto 13/2015 «Modificación de Ministerios»(«О модификации министерств»)
29. Decreto 214/2016 «Plan de modernización de la administración pública» («О плане модернизации государственного управления»)
30. Decreto 820/2016 «Sobre modificación del decreto 274/2012» («О поправках -к указу 274/2012»)
31. Decreto 174/2018 «Sobre la modificación decreto 357/2002» («О структуре государственной службы»).
1. Andara, Abraham Enrique. La segunda generación de Reforma del Estado y su efecto en la administración pública local de América Latina. - - Provincia, N° 17. Mérida: Universidad de los Andes, 2007.
2. Babino, Luis. Gobierno Abierto en Argentina: avances en el cumplimiento al Plan de Acción. Ponencia presentada en el XX Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administración Pública, Quito, Ecuador, 2014.
3. Barros, Alejandro. Datos abiertos: ¿Qué son y cuál es su utilidad? - - En Hoffman, Andrés; Ramírez, Álvaro y Bejorquez, José (coord.) La promesa del gobierno abierto. México: ITAIP e InfoDF, 2013.
4. Bensa, Jessica. El estudio de las políticas de reforma del Estado en América Latina en perspectiva comparada con los países anglosajones, 1990-2014. En Tanaka, Martín y Dargent, Eduardo (eds). Qué implica hacer ciencia política desde el sur y desde el norte? Lima: Pontifica Universidad Católica de Perú, 2015.
5. Blutman, Gustavo. Ensayos truncos de Reforma y Modernización del Estado. Handbook de Administración Pública Organizado por César Madurerira María Asencio Lisboa INA Editora, 2013.
6. Blutman, Gustavo. La reforma y modernización del estado en Argentina, el papel de la cultura organizacional. Tesis doctoral. Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires, Facultad de Ciencias Económicas, 2009.
7. Blutman, Gustavo. Impacto de la Reforma del Estado y las Reformas Administrativas en Argentina. - - Ponencia presentada en III Congreso argentino de Administración Pública, Sociedad, Estado y Administración: Repensando las relaciones entre Estado, democracia y desarrollo. San Miguel de Tucumán, junio, 2005.
8. Blutman, Gustavo. Aproximaciones a la Reforma del Estado: cambios en Argentina entre 1989-1992. - -Buenos Aires: Eudeba, 1998.
9. Bozzo, Cristina, López, Beatriz y Zapata, Andrea. Los procesos de Reforma del Estado. La Segunda Etapa y su Agenda. En Revista Aportes, Año 3, No. 6. Asociación de Administradores Gubernamentales, Buenos Aires, 1996.
10. Bozzo, Cristina, López, Beatriz, Rubins, Roxana y Zapata, Andrea. La Segunda Reforma del Estado: Balance. En Cepas, Buenos Aires, 1997.
11. Bresser Pereira, Luiz Carlos. Reformas del Estado para la ciudadanía. La reforma gerencial en América Latina en la perspectiva internacional. Buenos Aires: CLAD, Eudeba, 1999.
12. Bresser Pereira, Luiz Carlos. La reforma del Estado de los años noventa: lógica y mecanismos de control. - - En Acuña, Carlos (comp.). Lecturas sobre el Estado y las políticas públicas: Retomando el debate de ayer para fortalecer el actual. - - Buenos Aires: Proyecto Modernización del Estado, 2007.
13. Brugué, Quim. Modernizar la administración desde la izquierda: burocracia, nueva gestión pública y administración deliberativa. Revista del CLAD Reforma y Democracia Nº 29, Caracas, 2006.
14. Cafarelli, María Laura. Los Recursos Humanos del Sector Público Nacional Argentino: saber quiénes somos para saber quiénes queremos ser. - - Revista Asociación Argentina de Presupuesto y Administración Financiera Pública (ASAP), N° 50, 2012.
15. Campione, Daniel. El Estado en Argentina. A propósito de cambios y paradigmas. - - Revista Reforma y Democracia N° 9, Caracas, 1997.
16. Cao, Horacio. Las provincias pobres. Tesis doctoral. Facultad de Ciencias Económicas, Universidad de Buenos Aires, Buenos Aires, 2002.
17. Chanes Nieto, José. Alcances y límites de la reforma del Estado. Ponencia presentada VI Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administración Pública, del 5 al 9 de noviembre. Argentina: CLAD, 2001.
18. Castellani, Ana y Canelo, Paula. Puerta giratoria, conflictos de interés y captura de la decisión estatal en el gobierno de Macri. El caso del Ministerio de Energía y Minería de la Nación. - - Informe de Investigación N° 2. Observatorio de las elites argentinas. Buenos Aires: IDAES-UNSAM, 2017.
19. Castells, Manuel. ¿Hacia el Estado red? Globalización económica e instituciones políticas en la era de la información. - - En Seminário Internacional sobre Sociedade e Reforma do Estado. Brasilia: MARE,1998.
20. Chudnovsky, Mariana y Cafarelli, María Laura. Los cambios en las estructuras organizacionales del Estado y su vínculo con la composición del empleo público. Argentina, 2003-2016. - - Revista Foro Internacional N° 232, México, 2018.
21. Chudnovsky, Mariana y DoussettFarjat, Micaela. Cuando la falla en la implementación de las reglas se busca modificar con más reglas: la historia de las reformas del empleo público en Argentina. - - En Revista Desarrollo Económico, vol. 55, N° 217, 2016.
22. Crozier, Michel. La transición del paradigma burocrático a una cultura de
gestión pública. - - En Revista del CLAD Reforma y Democracia N° 7, Caracas, 1997.
23. Cunill Grau, Nuria. La rearticulación de las relaciones Estado-Sociedad: en búsqueda de nuevos sentidos. En Revista del CLAD Reforma y Democracia N° 4, Caracas, 1995.
24. Dalbosco, Hugo. La reforma del Estado en sus aspectos estructurales y de gestión. En Prudentia IURIS, N° 55, 2002.
25. Escobar Salinas, Celso. Reforma del Estado: aspectos generales y su implementación en México, 2014. Disponible en: https://www.academia.edu/8744317/REFORMA_DEL_ESTADO._ASPECTOS_GENERALES_Y_SU_IMPLEMENTACI%C3%93N_EN_M%C3%89XICO
26. Echebarria Ariznabarreta, Koldo. Reivindicación de la reforma administrativa: significado y modelos conceptuales. Ponencia presentada en el V Congreso CLAD, Santo Domingo, República Dominicana, 2000.
27. Engaña, Rodrigo. Reforma y modernización del Estado en Chile: avances y desafíos. - - En Revista del Centro de Estudios Públicos N° 85. Santiago de Chile, 2002.
28. Estévez, Alejandro. Una comparación entre la teoría del Nuevo Management Público y la Gestión de la Calidad Total. - - En La Reforma Managerialista del Estado. Estevez, Alejandro (comp.). Buenos Aires: Ediciones cooperativas, 2001.
29. Fleury, Sonia. Reforma del Estado. - - Indes. Washington: 2000.
30. Fuentes, Guillermo. Modernizar y democratizar la Administración Pública Una mirada desde la realidad latinoamericana. - - En Revista Enfoques, vol. 7, N°11, Santiago de Chile, 2009.
31. Gantus, Diego. Estudios sobre la administración pública en la Argentina contemporánea. En Barros, Sebastián, Castellani, Ana, y Gantus, Diego (coord.). Estudios sobre estado, gobierno y administración pública en la Argentina contemporánea. - - Ciudad Autónoma de Buenos Aires: CLACSO, 2016.
32. García Chourio, José Guillermo. De la primera a la segunda generación de reformas del estado en américa latina; giro ideológico y cambio conceptual. - - En Revista Cuadernos de Economía vol. 22, N° 38, Bogotá, 2003.
33. García Delgado, Daniel. Estado y Sociedad: la nueva relación a partir del cambio estructural. Buenos Aires :Flacso – Sociales - Grupo Editorial Norma, 2001.
34. Gómez Díaz de León, Carlos y León de la Garza, Elda Ayde. Método comparativo. - - En Métodos y técnicas cualitativas y cuantitativas aplicables a la investigación en ciencias sociales. México: Tirant Humanidades, 2014. Pp. 223-251.
35. Hellman, Joel y Kauffman, Daniel. La captura del Estado en las economías en transición. - - En Revista Finanzas y desarrollo N° 38, 2001. Pp. 31-35.
36. Heymann, Daniel. Políticas de reforma y comportamiento macroeconómico: la Argentina de los noventa. - - En Revista Serie Reformas Económicas N°61, Buenos Aires, 2001.
37. Iacoviello, Mercedes. Desarrollo estratégico de recursos humanos en el Estado. - - En Revista del CLAD Reforma y Democracia, No. 15, Caracas, 1999.
38. Kliksberg, Bernardo (comp.). El rediseño del Estado: una perspectiva internacional. - - México: Fondo de Cultura Económica, 1994.
39. Krikorian, Marcelo. La hiperinflación de 1989/90. Aportes y reflexiones sobre un episodio que marcó la historia argentina. - - En Revista Anales vol. 7, N° 40, 2010.
40. López, Andrea. y Zeller, Norberto. La Administración Pública Nacional en la Argentina (1983-2001): el impacto de las reformas sobre su estructura y el personal. - - Revista Argentina de Sociología, Nº 4, Buenos Aires, 2006.
41. Makón, Marcos. El modelo de gestión por resultados en los organismos de la Administración Pública Nacional. Documento presentado como ponencia en el V Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y la Administración Pública, República Dominicana, 2000.
42. Martínez Nogueira, Roberto. Calidad institucional y Reforma de la Gestión Pública: Modelos y Aprendizajes. - - En Revista Política y Gestión vol. 5, Homos Sapiens editores, Rosario, 2003.
43. Martínez, Rubí y Soto, Ernesto. El Consenso de Washington: la instauración de las políticas neoliberales en América Latina. - - Revista Política y Cultura Nº 37, México, 2012.
44. Montero, Gregorio. Gobierno abierto en América Latina. - - En Políticas y experiencias de Gobierno Abierto en Argentina. Thill, Eduardo (comp.). Buenos Aires: Jefatura de Gabinete de Ministros, 2015.
45. Olías de Lima, Blanca. Servicios Públicos y gobernanza. - - Revista Sistema Nº 184-185, Madrid, 2005.
46. Organización para la Cooperación y el Desarrollo Económicos. Recomendación del Consejo de la OCDE para el Gobierno Abierto, 2016.
Disponible en https://www.oecd.org/gov/oecd-recommendation-of-the-council-on-open-government-es.pdf
47. Orlansky, Dora. Política y burocracia. La Reforma del Estado en Argentina. Tesis doctoral. Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires, Facultad de Ciencias Económicas, 2006.
48. Orlansky, Dora. Política y burocracia: Argentina 1989-1999. - - Documento de trabajo, N° 26, Instituto de Investigaciones Gino Germani-Facultad de Ciencias Sociales-Universidad de Buenos Aires, Buenos Aires, 2001.
49. Orlansky, Dora. Crisis y Transformación del Estado en la Argentina (1960-1993). - - En Revista Ciclos Nº 7, Buenos Aires, 1994.
50. Oszlak, Oscar. Gobierno abierto: promesas, supuestos, desafíos. Ponencia presentada en la VIII Conferencia Anual INPAE, San Juan de Puerto Rico, 2012.
51. Oszlak, Oscar. Burocracia Estatal: Política y Políticas Públicas. - - En Revista PostDataN° 11, Buenos Aires, 2006.
52. Oszlak, Oscar. ¿Responsabilización o Respondibilidad?: El sujeto y el objeto de un Estado responsable. Ponencia presentada en VIII Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administración Publica, del 28 al 31 de octubre. Panamá: CLAD, 2003.
53. Oszlak, Oscar. El mito del estado mínimo: una década de reforma estatal en Argentina. - - En Revista Desarrollo Económico, N° 168, Buenos Aires, 2003.
54. Oszlak, Oscar. El Estado transversal. - - En Revista Encrucijadas, Año uno, vol. 6, 2001.
55. Oszlak, Oscar. De menor a mejor: el desafío de la “segunda” reforma del Estado. - - En Revista Nueva Sociedad, N° 160, Venezuela, 1999.
56. Oszlak, Oscar. Quemar las naves: o cómo lograr reformas estatales irreversibles. - - En Revista Aportes para el Estado y la Administración Gubernamental, N°14, Buenos Aires, 1999.
57. Oszlak, Oscar. Estado y sociedad: ¿nuevas reglas de juego? - - En Revista del CLAD Reforma y Democracia Nº 9, Caracas, 1997.
58. Pousaleda, Ines. Segundo informe de avance. Open GovernmentParthership, 2016.
59. Ramió, Carles. Los problemas de la implantación de la nueva gestión pública en las administraciones públicas latinas: modelos de Estado y cultura institucional. - - En Revista del CLAD, Reforma y Democracia Nº 21, Caracas, 2001.
60. Ramírez Brouchoud, María Fernanda. Las reformas del Estado y la administración pública en América Latina y los intentos de aplicación del New PublicManagement. - - En Revista Estudios Políticos N° 34, Instituto de Estudios Políticos, Universidad de Antioquia, 2009.
61. Romero Perez, Jorge. La reforma del Estado, perspectivas actuales. Ponencia presentada en el X Congreso Latinoamericano de Ciencias Políticas, del 16 al 20 de agosto. San José, Costa Rica: 2004.
62. Thill, Eduardo. La Agenda Digital Argentina: políticas efectivas de inclusión digital. Ponencia presentada en el XX Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administración Pública, Lima, Perú, 2015
63. Tomassini, Luciano. El papel de la gestión pública en la reforma del Estado. Ponencia presentada en el Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administración Pública, del 2 al 5 de noviembre. España: CLAD, 2003
64. Tomassini, Luciano. Estado, gobernabilidad y desarrollo. Serie de Monografías del BID N° 9, Washington, 1993.
65. Varela Barrios, Edgar. La transformación de la burocracia pública: una perspectiva crítica del proceso de reforma del Estado en América Latina 1980-2001. Ponencia presentada VI Congreso Internacional del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administración Pública, del 5 al 9 de noviembre. Argentina: CLAD, 2001.
66. Villoria, Manuel. La democratización de la administración. - - En Ruiz Huerta, Javier y Villoria, Manuel (eds.). Gobernanza y fiscalidad. Madrid: Tecnos, 2009.
67. Weber, Max. Economía y sociedad. - - México: Fondo de Cultura Económica, 1969.
68. Zeller, Norberto. Reseña del proceso de reforma del estado en la Argentina (1989 - 1996). INAP, Serie I. Documento N°58, Buenos Aires, 1997.
69. Zeller, Norberto y Rivkin, Ana. El empleo en la Administración Pública Nacional: estudio de la distribución de cargos y de las características de sus remuneraciones”. INAP, Serie I, Documento Nº69, Buenos Aires, 2003.
Литература на русском
Перечень изученных законодательных актов России
1. ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) денег, нажитых преступным путём и финансированию терроризма» от 2001 г.
2. ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 2005 г.
3. ФЗ №172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 2005 г.
4. ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 2008 г.
5. ФЗ № 3 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении междуна-родных коммерческих сделок» от 1.02.2012 г.
6. ФЗ № 112 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» от 7.07.2013 г.
7. ФЗ № 398 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», от 28.12.2013 г.
8. УП № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в России системы открытого правительства» от 8.02.2012 г.
9. УП № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы госу-дарственного управления» от 7.05.2012 г.
10. УП №361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 04. 03. 1992 г.
11. УП № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов слу-жебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 г.
12. УП № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и На-циональном плане противодействия коррупции на 2010-2011годы», от 13.04.2010 г.
13. УП № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гра-жданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Рос-сийская общественная инициатива"» от 4.03.2013 г.
14. УП № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции» от 13.03.2012 г.
15. УП РФ № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"» от 4.03.2013 г.
16. УП № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» от 11.04.2014 г.
17. УП № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» от 1.04.2016 г.
18. УП № 460 г. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2018 годы» от 16.08.2016 г.
19. УП № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-20 годы» от 29.06.2018 г.
20. ПП от 2018 г. №-228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия»
21. Утв. Президентом РФ Пр-1568 «Национальный план противодействия коррупции» от 31.07. 2008 г.
1. Астафьева, О. Н. Россия на пути к информационному обществу: перспективы открытого правительства в контексте идей модернизации /О. Н. Астафьева,В. И. Савинков//Евразийская интеграция: экономика, право, политика -. 2013. - №13. – C. 234-243.
2. Баркатунов, В. Ф. Мониторинг и экспертная оценка исполнения отдельных Положений национального плана по противодействию Коррупции. / В. Ф. Баркатунов,Е.Ю.Подосинников// Политика, экономика и инновации. -.2017-. № 1. – C. 1-25.
3. Васильева Е. А. Административная реформа в Российской Федерации:
цели, задачи, итоги. / Е. А.Васильева //ИзвестияРГПУ им. А.И. Герцена. -.2014-. №164. – C. 140-150.
4. Васильева, Е. А. Трансформация государственной службы в условиях ад-министративной реформы: социологический анализ.дис. … д-расоц. на-ук22.00.08 – Социология управления. / Васильева Е. А.–Санкт- Петербург, 2015. - 364 с.
5. Галатов, Е. Проблемы современной административно-государственной ре-формы в России. / Е. Галатов//Власть. -.2009.- №3.
6. Глазырин, В. А.Противодействие коррупции: государственная политика и антикоррупционное законодательство / В. Н. Руденко: Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Второй всерос. науч. конф. с междунар. участием. Ин-т философии и права Урал. отдния Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2016.
7. Добросердова, Э. И. Современные механизмы противодействия коррупции в России и пути их совершенствования. / Э. И.Добросердова// Человеческий капитал (67). -.2014.- №7. – C. 140-143.
8. Калгин, А. С. Административная реформа и административные ценности: анализ реформ в русле Нового государственного управления [Электронный ресурс] : препринт WP8/2014/05 / А. С. Калгин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва: Изд-во дом Высшей школы экономики, 2014.
9. Клочко, Е. Н. Особенности реализации проекта открытое правительство в России / Е. Н.Клочко // Научный вестник. Горизонты новой экономики. ЮИМ -.2014.- №1. – C. 15-19.
10. Маркина, В. В. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в ре-гионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / В. В.Маркина, А. В.Осташкова– М: Изд-во ЭксклибрисПресc, 2008. – 321 c.
11. Мэнинг, Н. Реформа государственного управления. Международный опыт / Н. Мэнинг, Н. Парисон– М: ВЕСЬ МИР, 2003. – 127 c.
12. Меньшикова, Г.А. Основы государственного и муниципального управления (PublicAdministration) / Г. АМеньшикова Г.А., Н. А Пруель. — М: Изд-во Юрайт, 2015.– 171c.
13. Меньшикова Г.А. Основы государственного и муниципального управления: Агенты и технологии принятия политических решений / Г. А. Меньшикова, Н. А. Пруель. — М: Изд-во Юрайт, 2017.– 384c.
14. Нисневич, Ю. А. Административная реформа: цели и результаты / Ю. А. Нисневич// Вестник РУДН. -.2008.- № 4. – C. 5-16.
15. Нисневич, Ю. А.Трансформация института государства в условиях постин-дустриального транзита / Ю. А. Нисневич// Полития. -.2011.- №2.– C. 175-185.
16. Нисневич, Ю. А.Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса/ Ю. А. Нисневич — М: Изд-во Юрайт, 2017.– 240c.
17. Оболонский, А. В. Гражданское общество и правовое государство. Этические аспекты регулирования государственной службы.URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/12/1214867301/Obolonski.pdf
18. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления / Е. В. Охотский. — М: Изд-во Юрайт, 2013.– 479c.
19. Перегудов С. П. Корпорации. Общество. Государство: эволюция отношений / С. П. Перегудов— М: Наука, 2003.– 352c.
20. Сергеев, С. Г. Большое/открытое правительство в системе государственного управления современной России: трансформация внеконституционного концепта. / Сергеев С. Г. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. - 2013. - №5.– C. 53-66.
21. Сморгунов, Л. В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в ХХI веке / Л. В. Сморгунов. —СПБ : Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2012.– 360c.
22. Сморгунов, Л. В. От услуги к ценности услуги: российский опыт связанного управления в европейской перспективе / Л.В. Сморгунов // Человек. Сооб-щество. Управление. -. 2014. - №1.– C. 32-51.
23. Соловьев, А. И. Принятие и исполнение государственных решений / А. И. Соловьев. — М: Аспект-Пресс, 2014.– 494c.
24. Сунгуров, А. Ю. Административная реформа и ее проекты в современной России: были ли коалиции поддержки?/ А. Ю.Сунгуров, Д. К.Тиняков // Общественные науки и современность. -.2012-. № 2.– C. 12-18.
25. Тамаев, А. М. Вопросы открытого правительства в России /А. М. Тамаев // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хе-тагурова Общественные науки. -. 2014. - №4.– C. 336-339.
26. Ткаченко, Ю. И. Открытое правительство: сущность, специфика и тенденции развития / Ю. И. Ткаченко, Е. А. Щебуняева // Межвузовский сборник статей студентов, аспирантов, преподавателей. Составитель, ответственный М :Изд -во: Московский государственный областной университет. – C. 104- 111.
27. Черкасов, К. В. Открытое правительство» в России: политико-правовые ас-пекты. / К. В Черкасов., Е. А. Несвит // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -.2015. - № 4.– C. 206- 209.
28. Жильцова, А. Н. Административная реформа в современной России: неко-торые аспекты целеполагания/ А. Н.ЖильцоваВетник //Пагс. -.2008.- № 4.– C. 11- 15.
29. Хантингтон С.Ф. Третья волна. Демократизация в конце ХХ столетия. — Москва: «Российская политическая эн циклопедия» (РОССПЭН), 2003.– 368c.