Введение
Глава 1. Гамлет как миф…
Глава 2. Функционирование логики мифа в «Гамлете»………….14
Глава 3. Роман Иэна Макьюэна «В скорлупе»
Глава 4. Роман Лизы Клейн «Офелия»
Глава 5. Роман Пола Гриффитса «Дайте мне рассказать»
Глава 6. Роман Молли Бут «Спасти Гамлета»
Заключение
Список использованной литературы
Рецепция творчества Уильяма Шекспира в критике и в литературе отличается поразительным разнообразием. Сложность и многоплановость его произведений не только вдохновляют на споры ученых-литературоведов, но и позволяют писателям предлагать бесчисленные художественные интерпретации известных образов и сюжетов. Так, например о «Гамлете» написано множество научных работ, но по его мотивам написано не меньшее количество литературных текстов. Из трагедии Шекспира заимствуются сюжетные линии, персонажи, отдельные узнаваемые образы и мотивы, ставшие крылатыми цитаты— не имеет значения, насколько мала «единица заимствования», важно то, что она обогащает культурный контекст современной литературы и — поскольку законы в искусстве имеют обратное действие — привносит что-то новое в интерпретацию классического текста.
В настоящей работе мы намерены рассмотреть рецепцию трагедии «Гамлет» Шекспира в современном англоязычном романе в самых разных проявлениях. Избрание англоязычной литературы в качестве объекта изучения обусловлено тем, что именно англоязычные авторы имеют дело с оригинальным текстом трагедии, живут внутри культуры, во многом определяемой творчеством Шекспира, говорят и пишут на языке, в плоть и кровь которого вошли шекспиризмы. Жанр романа выбран нами потому, что позволяет охватить наибольшее количество образов и мотивов, вывести наибольшее количество персонажей, и значит, является наиболее показательным для целей нашего исследования.
При этом, как мы уже говорили, рецепция шекспировского наследия весьма неоднородна, и особенно это касается «Гамлета», поэтому, даже сузив рамки исследования до рецепции одной пьесы в границах одного жанра, мы должны для сравнения выбранных произведений свести их к некоторому общему знаменателю. То есть нам придется ответить на вопросы: что, кроме общего источника, объединяет рассматриваемые романы? Почему именно «Гамлет» порождает столько несхожих между собой трактовок? И, наконец, что отличает рецепцию «Гамлета» в современной литературе от рецепции других классических произведений? Ответ, как нам кажется, можно найти, если рассмотреть трагедию Шекспира как миф, а ее рецепцию, соответственно, как рецепцию мифа.
Таким образом, цель нашей работы — изучить рецепцию образов «Гамлета» Шекспира в современном англоязычном романе. Задачи работы:
1. Рассмотреть трагедию «Гамлет» с точки зрения мифологии, выделить черты, роднящие ее с мифом;
2. Выяснить, каким образом мифологические черты произведения влияют на его интерпретацию в литературе;
3. Разобрать на конкретных примерах развитие «мифа о Гамлете» в современном англоязычном романе.
Актуальность работы заключается в выборе для исследования современных произведений, позволяющих в то же время обратиться к классическому тексту, значение которого для мировой культуры неоценимо, и который не теряет популярности даже спустя столетия.
Научная новизна проведенного исследования, в свою очередь, определяется тем, что через современную художественную литературу мы получаем возможность по-новому взглянуть на «Гамлета» Шекспира и сосредоточить внимание на таких аспектах произведения, которые становятся заметны только через призму прошедших веков. Кроме того, мы ввели в научный оборот представление о ряде современных художественных произведений, ранее удостоившихся только рецензий в прессе, но не изучавшихся в контексте рецепции шекспировского наследия.
Изучение рецепции образов «Гамлета» показывает, что, как по закону сообщающихся сосудов, не только классика обогащает современную культуру, но и современность привносит что-то новое в наше видение классических произведений.
Объектом нашего исследования стали следующие романы: «Офелия» («Ophelia», 2006) Лизы Клейн, «Дайте мне рассказать» («Letmetellyou», 2008) Пола Гриффитса, «В скорлупе» («Nutshell», 2011) Иэна Макьюэна и «Спасти Гамлета» («SavingHamlet», 2016) Молли Бут.
При сравнении выбранных романов мы используем компаративистский подход в сочетании с мифокритикой, методологической базой исследования являются труды по мифологии Е. М. Мелетинского, Я. Э. Голосовкера, Дж. Кэмпбелла, К. Г. Юнга, М. Элиаде, Дж. Фрезера. Кроме того, мы обращались к посвященным «Гамлету» Шекспира работам английских, французских и русских авторов. Чтобы подробно проследить развитие критической мысли, мы привлекли не только современные литературоведческие исследования, но и критику XIX века, начиная с С. Т. Кольриджа как основоположника современной шекспировской критики. При анализе же выбранных романов, поскольку большинство из них в силу тех или иных обстоятельств не изучались ранее, мы опирались на интервью сих авторами иотзывами в прессе.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 6 глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования, мы выносим на защиту следующие положения:
1. Трагедия Шекспира «Гамлет», а особенно образ героя, имеет много мифологических черт;
2. Означенные черты позволяют ей функционировать в мировой литературе (и шире — в культуре) схожим с мифом образом;
3. Архетип Гамлета не теряет актуальности, чем объясняется отчасти популярность «Гамлета» в наше время;
4. Именно обращением к «Гамлету» как к тексту мифологическому определяются особенности рецепции шекспировских образов в современной литературе.
В ходе работы мы проанализировали четыре современных англоязычных романа, так или иначе обращающихся к образу шекспировского Гамлета. Даже при такой ограниченной выборке можно увидеть, что диапазон жанровых модификаций очень широк: мы выделили философский, любовно-авантюрный и экспериментальный романы, роман для юношества. Во всех четырех произведениях различались интенции авторов, целевая аудитория, художественные средства, круг обсуждаемых проблем. Различным был и способ включения образа Гамлета в текст. У МакЮэна он выступил героем-повествователем с узнаваемыми чертами; Гриффитс реализовал в первую очередь архетипический сюжет «Гамлета»; Лиза Клейн оттеснила Гамлета на второй план, превратив его в персонаж-функцию; Молли Бут изобразила шекспировского Гамлета абстракцией, способной выражать любые смыслы.
Общая черта выбранных произведений, кроме использования образа Гамлета, - повествование от первого лица. Такой способ наррации типичен для современной литературы и, возможно, не требует дополнительного комментария. Однако заметим, что образ Гамлета, интроспективный и медитативный, сам по себе располагает к этому типу повествования.
Что же касается проблем, которых авторы касаются в своих романах, то их можно условно разделить на вечные и актуальные. Вечные проблемы поднимались еще в трагедии Шекспира и сохранили свое содержание в современной литературе: сюда отнесем проблемы выбора, мести, смерти и любви. Актуальные проблемы, встречающиеся в исследованных романах, это проблемы сексуальности, сексизма и гендерных ролей («Офелия», «Спасти Гамлета»), экологические и политические вызовы («В скорлупе»). Особняком стоит «Дайте мне рассказать» П. Гриффитса, где в круг внимания автора попадают также вопросы об ограниченности языка и языковой детерминированности сознания. Общей для всех романов является проблема самоидентификации, рассматриваемая с разных сторон, от иронического скептицизма Гамлета Макьюэна до борьбы с патриархальным обществом Офелии Клейн.
Именно это последнее обстоятельство и определило, на наш взгляд, обращение авторов к образу шекспировского Гамлета. По нашей гипотезе, Гамлет как архетип отражает процесс индивидуации современного человека, с которым сопряжены как положительные аспекты в виде возрастающей осознанности и свободы выбора, так и трагическая оторванность от окружающей реальности и усиливающаяся изоляция. Длительность этого процесса, начавшегося в эпоху Возрождения и не закончившегося до наших дней, позволяет архетипу Гамлета жить и функционировать в современной культуре на правах нового мифа.
Итак, в результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Гамлет Шекспира является архетипическим образом и имеет полное право стоять в одном ряду с мифическими образами и сюжетами;
2. Этим объясняется популярность трагедии «Гамлет» и образа ее главного героя в наши дни;
3. Обращение к образу Гамлета позволяет авторам поднимать очень широкий круг проблем, от вечных до ультрасовременных;
4. Обращение к образу Гамлета не налагает на авторов никаких ограничений в области жанра и жанровых модификаций;
5. Обращение к образу Гамлета позволяет решать любые художественные задачи, от экспериментальных до просветительских.
Безусловно, анализ четырех романов не может нам дать полную картину рецепции образа даже в пределах одного жанра. Исследование можно продолжать за счет анализа других произведений, таких как «Гертруда и Клавдий» Апдайка, где действие происходит внутри условного мира «Гамлета», или «Черный принц» А. Мердок и «Деньги: записка самоубийцы» М. Эмиса, где «Гамлет» Шекспира существует как часть реального мира. В романах последнего типа интересно было бы проанализировать ассоциирующиеся с «Гамлетом» знаковые атрибуты (череп, черная одежда и т.п.).
Для получения более точного представления о рецепции образа Гамлета можно расширить рамки исследования до других жанров (например, малой прозы) и родов литературы, включив в работу анализ лирических и драматических произведений, а также изучить интерпретации образа в литературе других эпох, а не только современной.
Такое всеохватное исследование позволило бы нам выявить тенденции и проследить их изменение с течением времени и разработать классификацию произведений, обращающихся к архетипу Гамлета, в зависимости от их проблематики, специфики интерпретации образа или других особенностей.
1. Amis M. Money: A Suicide Note. —London: Jonathan Cape, 1984. — 305 p.
2. Booth M. Saving Hamlet. — New York: Hyperion, 2016. —ISBN 9781484758588 (ebook).
3. Griffiths P. Let me tell you.—Hastings: Reality Street, 2014.—139 p.
4. Klein L.M. Ophelia. —New York: Bloomsbury U.S.A. Children’s Books, 2006.—329 p.
5. McEwan I. Nutshell.— New York : Nan A. Talese/Doubleday, 2016.—ISBN 9780385542081 (ebook).
6. Perec G. La Disparition.—Paris: Gallimard, 1989.— 319 p.
7. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet Prince of Denmark[Электронный ресурс]. —URL.:https://www.folgerdigitaltexts.org/html/Ham.html.— (Дата обращения: 03. 01. 2019).
Художественная литература на русском языке
8. Апдайк Дж. Гертруда и Клавдий.— М.: АСТ, 2001. — 256 с.
9. Бельфоре Ф. Из «Необычайных историй»[Электронный ресурс]. —URL.: https://facetia.ru/node/652. —(Дата обращения: 20. 05. 2021).
10. Макьюэн И. В скорлупе.— М.: Эксмо, 2018. — 224 с.
11. Мердок А. Черный принц. — СПб.: Азбука, 2019. — 512 с.
12. Саксон Грамматик. Сага о Гамлете // Деяния датчан. [Электронный ресурс]. — URL: https://norse.ulver.com/src/other/saxo/hamlet.html. — (Дата обращения: 19. 05. 2021).
13. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. — СПб.: Азбука, 2007. — 320 с.
14. Шекспир В. Трагедия о Гамлете, принце Датском. Перевод М. Л. Лозинского // Шекспир В. Полное собрание сочинений в 8 т. / Под ред. А. А. Смирнова. — М.; Л.: Academia. 1936. — Т. 5. С. 1-175.
15. Эмис М. Деньги. Записка самоубийцы. — М.: Махаон, 2002. — 541 с.
Критическая литература на иностранных языках
16. BharA. TheMythCalled “Hamlet”[Электронный ресурс]. —URL: https://www.academia.edu/31919775/Bhar_The_Myth_called_Hamlet_The_Myth_called_Hamlet.— (Дата обращения: 19. 05. 2021).
17. Blackmore S. A. The Riddles of Hamlet// Shakespeare Online, 2011. [Электронный ресурс]. —URL: http://www.shakespeare-online.com/plays/hamlet/opheliarhymes.html. — (Дата обращения: 13.03.2019).
18. Brown H. Gender and Identity in Hamlet: A Modern Interpretation of Ophelia[Электронный ресурс].— URL: https://www.slideshare.net/kimberlyprzybysz/gender-and-identity-in-hamlet.— (Дата обращения: 15.04.2019).
19. Burnett M. T. Ophelia's 'False Steward' Contextualized// The Review of English Studies. — 1995. — Vol. 46, No. 181.— Р. 48-56.
20. Camden C. On Ophelia's Madness// Shakespeare Quarterly. — 1964. — Vol. 15, No. 2. —P. 247-255.
21. Carlisle C. J. Hamlet's "Cruelty" in the Nunnery Scene: The Actors' Views// Shakespeare Quarterly. — 1967. — Vol. 18, No. 2.— P. 129-140.
22. Chapman A. A.Ophelia's "Old Lauds": Madness and Hagiography in "Hamlet" // Medieval & Renaissance Drama in England.— 2007. — Vol. 20. —P. 111-135.
23. Coleridge S. T. Coleridge’s Lectures on Shakespeare and Other Poets and Dramatists / ed. by E. Rhys. — London: J. M. Dent and Sons, 1919. — 479 p.
24. Coursen H. R. Ophelia’s Doubtful Death// Christianity and Literature. — 1978. —Vol. 27, No. 3.—P. 28-31.
25. Fike M. A. A Jungian Study of Shakespeare: the Visionary Mode. —US: Palgrave Macmillan, 2009.— 203 p.
26. Fisher S. K. Hearing Ophelia. Gender and Tragic Discource in "Hamlet"// Renaissance and Reformation/ New Series. — 1990. — Vol. 14, No. 1. — P. 1-10.
27. Hazlitt W. Characters of Shakespeare's plays. —London: J.M. Dent, 1905.—308 p.
28. Jameson A.Shakespeare's heroines; characteristics of women, moral, political, and historical. — Philadelphia: H. Altemus, 1899.— 383 p.
29. Letcher M.Off the Shelves: Old Tales Made New Again: Shakespeare's Place in Young Adult Literature// The English Journal. — 2012. — Vol. 101, No. 5.— P. 88-92.
30. Lyons B. G.The Iconography of Ophelia// English Literary History. — 1977. —Vol. 44, No. 1. — P. 60-74.
31. McGrory E.The Most Beautified Ophelia: The Duality of Femininity in Shakespeare’s Hamlet[Электронный ресурс]. —URL.: https://medium.com/book-things/the-most-beautified-ophelia-the-duality-of-femininity-in-shakespeare-s-hamlet-e8cb6bb13436. — (Дата обращения 22.02.2019).
32. Neely C. T. 'Documents in Madness': Reading Madness and Gender in Shakespeare's Tragedies and Early Modern Culture // Shakespearean Criticism.— 1991. — No. 19.— P. 330-39.
33. Nosworthy J. M. The Death of Ophelia // Shakespeare Quarterly.— 1964. — Vol. 15, No. 4. —P. 345-348.
34. Olivas T. A.Who is Ophelia? An examination of the Objectification and Subjectivity of Shakespeare's Ophelia.—Las Vegas: UNLV Theses, Dissertations, Professional Papers, and Capstones, 2015. —97 p.
35. Poe Е. Teaching Guide for Ophelia/ Interview with Lisa Klein, 2006. [Электронный ресурс]. —URL.: https://media.bloomsbury.com/rep/files/opheliatg.pdf.— (Дата обращения: 09.04.2019).
36. Roth S. Hamlet. The Undiscovered Country. —UK: Open House, 2009.— 172 p.
37. Safaei M., Hashim R. S.Ophelia Transformed: Revisioning Shakespeare’s “Hamlet” //GEMA Online Journal of Language Studies.— 2013. —Vol. 13(2),No. 181. —P.181-191.
38. Salami A. The Contradictory Nature of Ghost in Hamlet // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2011. —No. 26. —P. 71-80.
39. Schrickx W. Solar Symbolism and Related Imagery in Shakespeare [Some Possible Inferences]// Revue Belge de Philologie et d'Histoire. — 1951. —Vol. 29, No.1. —P. 112-128.
40. Scott Esposito V. Writing a Novel Limited to the 483 Words Spoken by Ophelia[Электронный ресурс].—URL.: https://lithub.com/writing-a-novel-limited-to-the-483-words-spoken-by-ophelia/. — (Дата обращения: 17.02.2019).
41. Showalter E. Ophelia, gender and madness, 2016.[Электронный ресурс]. —URL.: https://www.bl.uk/shakespeare/articles/ophelia-gender-and-madness. — (Дата обращения: 11.05.2019).
42. Stapfer P. Shakespeare et les tragiques grecs // Shakespeare et l’antiquitéin 2vols.—Vol. 2. Paris: Librarie Sandoz et Fischbacher, 1880. — 519 p.
43. Tracy R. The Owl and the Baker’s Daughter: A Note on “Hаmlet” IV. V. 42-43 // Shakespeare Quarterly. — 1966. — Vol. 17, No. 1. — P. 83-86.
44. Turner V. From Ritual to Theatre: The Human Seriousness of Play.— New York: Performing Arts Journal Publications, 1982.— 127 p.
45. Wagner L. W. Ophelia: Shakespeare's Pathetic Plot Device //Shakespeare Quarterly. — 1963. — Vol. 14, No. 1. — P. 94-97.
46. White J. Mythology in the Modern Novel:a Study of Prefigurative Techniques. — Princeton: Princeton University Press, 2015. — 278 p.
Критическая литература на русском языке
47. АникстА.Шекспир и художественные направления его времени.[Электронный ресурс]. —URL: http://www.w-shakespeare.ru/library/shekspirovskie-chteniya-1984-4.html. —(Дата обращения: 03. 03. 2020).
48. Барков А. «Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба автора[Электронный ресурс]. — URL: https://lib2.znate.ru/docs/index-308090.html. — (Дата обращения: 19. 05. 2021).
49. Бахтин М. М.Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.— С. 234-406.
50. Выготский Л. С. Психология искусства.— М.: Азбука, 2021. — 448 с.
51. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987. — 218 с.
52. Грейвс Р. Белая богиня(избранные главы) / пер. с англ. И. Егорова. — СПб.: Амфора, 2000. — 197 с.
53. Джонс Э. Гамлет и Эдип [Электронный ресурс]. —URL.: http://www.w-shakespeare.ru/library/gamlet-i-edip.html. — (Дата обращения: 18. 05. 2021).
54. Ернджакян A. A.Особая миссия Горацио: к вопросу трактовки образа// Culture and Civilization.— 2016. — Vol. 6, Is. 6А. — С. 394-400.
55. Захаров В. Д. Архетипы Вильяма Шекспира // Архетипы литературы. Тайна воздействия классики на читателя в 2 кн. — М.: ЛЕНАНД, 2019. —Кн. 1. —176 с.
56. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. —Киев: Довiра, 1994. —255 с.
57. Комарова В. П. Творчество Шекспира. — СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2001. — 256 с.
58. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — СПб.: Питер, 2021. — 544 с.
59. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. — 320 с.
60. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. [Электронный ресурс]. —URL:https://www.psyoffice.ru/9/lose010/txt39.html. —(Дата обращения: 04. 02. 2021).
61. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.—М.: Наука, 1986.—319 c.
62. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. —М.: Мир, 2012.— 331с.
63. Перцева П.С. Была ли Офелия безумной? // Гуманитарные научные исследования.—2015. —№ 9 [Электронный ресурс].— URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12618. — (Дата обращения: 26.03.2019).
64. СайтOpheliaBibliography [Электронныйресурс].—URL.: https://www.shakespearean.org.uk/ophelia-bibliography-compiled-by-thomas-larque/. —(Дата обращения: 03.11. 2018).
65. Сайт 7я.ру[Электронный ресурс].—URL.: https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Misc&trd=226850. — (Дата обращения: 04. 12. 2018).
66. Стороженко Н. И. Опыты изучения Шекспира: Поэтическое вдохновение и законы театрального искусства. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 416 с.
67. Тургенев И. С. Гамлет и Дон Кихот. [Электронный ресурс]. —URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0240.shtml. —(Дата обращения: 19. 05. 2021).
68. Фрейд З. Толкование сновидений. —М.: АСТ, 2009. — 638 с.
69. Фромм Э. Бегство от свободы.—М.: Изд-во АСТ, 2015. — 288 с.
70. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.—М.: Политиздат, 1986.— 703 с.
71. ШеллингФ.Философия искусства. —М.: Мысль, 1966. — 496 c.
72. Элиаде М. Аспекты мифа. —М.: Академический проект, 2010. — 251 с.
73. Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. —М.: Изд-во АСТ, 2019. — 496 с.
74. Юнг К. Г. Человек и его символы / Юнг К. Г. и др. — М.: Медков С. Б., «Серебряные нити», 2006. — 352 с.