Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое благополучие обучающихся в зависимости от их психологических характеристик и выбора направления обучения

Работа №132400

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2021
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Теоретический анализ факторов психологического благополучия 9
1. 1 Этимология и характеристика понятия «благополучие» 9
1.2 Психологические характеристики личности 17
1.2.1. Характеристика самоорганизации человека 17
1.2.2. Смысложизненные ориентации человека 21
1.2.3. Увлеченность учебной деятельностью студентов 24
1.3. Характеристика выбора человека 27
Вывод 31
Глава 2. Методы и организация исследования 33
2.1 Постановка проблемы исследования 33
2.2. Общая характеристика выборки 34
2.3 Методики исследования 34
2.3.1 Увлеченность учебной деятельностью 34
2.3.2 Методика оценки смысложизненных ориентаций 36
2.3.3 Методика оценки самоорганизации деятельности студентов 39
2.3.4 Методика оценки психологического благополучия 43
2.3.5 Методика оценки субъективного качества выбора специальности 47
2.4 Методы обработки и анализа данных 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 50
3.1. Психологическое благополучие обучающихся 50
3.2. Психологические характеристики обучающихся 55
3.2.1. Увлеченность учебной деятельностью обучающихся 55
3.2.2. Смысложизненные ориентации обучающихся 60
3.2.3. Самоорганизация деятельности обучающихся 65
3.3. Субъективное качество выбора обучающихся 68
3.4. Взаимосвязи психологического благополучия обучающихся с их психологическими характеристиками и параметрами субъективного качества выбора направления обучения 71
Выводы 79
Заключение 80
Список использованных источников литературы 82
Приложения


В современном мире одной из важнейшей проблемой является качество жизни человека и психологическое благополучие является одним из основных факторов его повышения. Во Всемирной организацией здравоохранения психологическое благополучие взято в качестве основного компонента определения здоровья, которое охватывает различные аспекты жизнедеятельности человека.
Понятие психологического благополучия затрагивает разные стороны в сферах жизни человека: эффективное взаимодействие с другими людьми; принятие себя; быть автономным; ставить цели; стремиться к самореализации и т.д. Следовательно, мы можем говорить, что психологическое благополучие достаточно обширно и требует глубокого изучения.
В данной работе будут рассматриваться определения психологического благополучия, особенности и механизмы его формирования, психологические характеристики, а также субъективное качество выбора человека и его влияние на уровень психологического благополучия. Также изучаются взаимосвязи психологических характеристик студентов и выбор их направления обучения с их психологическим благополучием.
Цель исследования: изучить психологическое благополучие обучающихся в зависимости от их психологических характеристик и выбора направления обучения.
Общая гипотеза исследования: высокий уровень психологического благополучия обучающихся определяют увлеченность учебной деятельностью, самоорганизация деятельности, осмысленность жизни и удовлетворенностью выбором направления обучения.
Частная гипотеза: психологическое благополучие обучающихся, продолжающих обучение по выбранному направлению выше, чем у обучающихся, сменивших направление дальнейшего обучения.
Задачи исследования:
1. Оценить и сравнить психологическое благополучие обучающихся на разных уровнях обучения и с разным выбором направления обучения.
2. Оценить и сравнить психологические характеристики обучающихся на разных уровнях обучения и с разным выбором направления обучения.
3. Оценить и сравнить субъективное качество выбора обучающихся на разных уровнях обучения и с разным выбором направления обучения.
4. Проанализировать взаимосвязи оценок параметров психологического благополучия обучающихся с их психологическими характеристиками и параметрами субъективного качества выбора направления обучения.
Объект исследования: обучающиеся 4 курса бакалавриата и обучающиеся 1 курса магистратуры Федерального Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный университет».
Предмет исследования: увлеченность учебной деятельностью, осмысленность жизни, психологическое благополучие, самоорганизации деятельности, выбор направления обучения.
Методики исследования:
1. Опросник (UWES) Утрехтская шкала увлеченности У.Б. Шауфели, адаптированная Д.А. Кутузовой (увлеченность учебной деятельностью)
2. Методика оценки смысложизненных ориентаций ДЖ. Крамбо и Л. Махолика, адаптированная А.Д. Леонтьевым
3. Методика оценки самоорганизации деятельности Н. Физера и М. Бонда, адаптированная Е.Ю. Мандриковой
4. Методика оценки психологического благополучия К. Рифф, адаптированная Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной
5. Методика оценки субъективного качества выбора направления обучения Д.А. Леонтьева и А.Х. Фам


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были рассмотрены понятия психологического благополучия и психологические характеристики такие как: самоорганизация, смысложизненные ориентации, увлеченность учебной деятельностью и субъективное качество выбора. Анализ литературы позволил рассмотреть понятие психологическое благополучие с разных сторон и это остается до конца не изученной областью психологии, однако она является крайне важной.
Цель данной работы заключалась в изучении взаимосвязи психологического благополучия студентов с их психологическими характеристиками и выбором направления обучения. Задачи, поставленные для достижения цели исследования, были выполнены, тем самым цель достигнута.
Общая гипотеза, что высокий уровень психологического благополучия обучающихся определяют увлеченность учебной деятельностью, самоорганизация деятельности, осмысленность жизни и удовлетворенностью выбором направления обучения, подтвердилась частично. Высокий уровень психологического благополучия определяют увлеченность учебной деятельность, самоорганизация деятельности и осмысленность жизни. Удовлетворенность выбором связана только с некоторыми параметрами психологического благополучия, такие как личностный рост, жизненные цели и самопринятие.
Частная гипотеза, что психологическое благополучие студентов, продолжающих обучение по выбранному направлению выше, чем у обучающихся, сменивших направление дальнейшего обучения, не подтвердилась, тем самым, можно сделать вывод, что выбор специальности не влияет на психологическое благополучие студентов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической и практической частями в изучении взаимосвязей психологического благополучия и психологических характеристик, а также необходимостью повышать уровень психологического благополучия студентов путем повышения увлеченности учебной деятельности, самоорганизации деятельности и в целом их осмысленности жизни.
Данные о том, что показатели уровня психологического благополучия выше у студентов магистратуры, могут помочь взглянуть на важность и пользу постоянного развития в профессиональной деятельности.
Также полученные данные позволяют лучше понять, как формируется и меняется уровень психологического благополучия и от чего он зависит, чтобы повышать свою продуктивность в учебной деятельности.



1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271с.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М. : Академия, 1996. 224 с.
3. N. Bradburn. The Structure of Psychological Well-Being / N. Bradburn. Chicago: Aldine Pub. Co. (1969)
4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/13583/Благополучие.
5. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. М. : Эксмо, 2007. 416 с., с. 282
6. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited//J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
7. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009.
8. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296с
9. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю. и др. Факторы психологического благополучия личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3. Ч. 1/Ред. А. А. Крылов. СПб., 1997. С. 342-350.
10. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Г.Л. Пучкова. - Хабаровск, 2003. - 17 с. 6.
11. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. 142 с.
12. Костромина С. Н. Психологические основания формирования профессионала на этапе обучения в вузе // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Вып. 4. 2008. С. 329–340.
13. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Автореф. дис докт. психол. наук. М., 1995. 44 с.
14. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.
15. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 3–18.
16. Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека. Казань, 2002. 156 с.
17. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. № 7. С. 83–84.
18. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113–122.
19. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
20. Калашникова С. А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. 2011. № 2. С. 185–189.
21. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004. 464 с.
22. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56–65.
23. NSS – The National Student Survey [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.thestudentsurvey.com).
24. Фрумин И. Д., Горбунова Е. В., Груздев И. А. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. №. 2. С. 67-81.
25. Ouweneel, E., Le Blanc, P. M., & Schaufeli, W. B. Flourishing students: A longitudinal study on positive emotions, personal resources, and study engagement // The journal of positive psychology. 2011. 6(2). pp. 142-153.
26. Olwage, D. Predictors of burnout and engagement of university students. Doctoral dissertation, North- West University, Potchefstroom Campus, 2012.
27. Эфендиев, А.Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А.Г. Эфендиев, О.М. Дудина// Социологические исследования. 1997. №. 9, С. 41-56.
28. Schaufeli, W. B., Martinez, I. M., Pinto, A. M., Salanova, M., & Bakker, A. B. Burnout and engagement in university students a cross-national study // Journal of cross-cultural psychology. 2002. 33(5). Рp. 464- 481.
29. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности // Психология рефлексивных процессов управления / Под ред. В.Е. Лепского. М.; Ярославль, 2000. С. 255—265.
30. Леонтьев Д.А. Выбор // Человек: Философско-энциклопедический словарь. М., 2000а. С. 81—82.
31. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000.
32. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Фам А.Х. Разработка методики диагностики процессуальной стороны выбора // Психол. диагностика. 2007. № 6. С. 4—25.
33. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 97—110.
34. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
35. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
36. Наследов А.Д. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб., 2007.
37. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
38. Пономарева В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально- психологического исследования управленческой деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2000.
39. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффектив- ности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностр. психология. 1996. № 7. С. 71—76.
40. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психол. диагностика. 2005. № 3. С. 95—129.
41. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research. 1999. Vol. 46. P. 137—155.
42. Джидарьян И.А. Современные тенденции в психологических исследованиях оптимизма // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1.: Сб. науч. тр./ Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 298–304.
43. Ефимова Н. С. Социальная психология. М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2008. 192 с
44. Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. СПб. : Издательство Лань, 1997. 256 с.
45. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. C. 119–135.
46. Калашникова С. А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. C. 185-189.
47. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. №8. Т.2. С. 84-87.
48. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кетелла. – СПб.: Питер, 2001.
49. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №6. С.87– 101.
50. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. 320 с.
51. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, 2010, №2. С. 87 - 111.
52. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003. 184 с.
53. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. C. 102-112.
54. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т., Т.1.М., 2009.
55. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
56. Садальская Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003
57. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с.
58. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. СПб. ; М.,2005. 928 с.
59. Фесенко П.П.Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005
60. Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005b. Вып. 46. С. 35–48.
61. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009.
62. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296с
63. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С.95-130
64. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
65. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография/ ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. стр.218.
66. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: МПСИ; Флинта, 1998.
67. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. №2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 04.04.2016).
68. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/13583/Благополучие (дата обращения 04. 04. 16)].
69. Baltes, P. Theoretical propositions of life-span developmental psychology: On the dynamics between growth and decline // Developmental Psychology. 1987. 23(5). P. 611 – 626.
70. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being//J. of Personality and Social Psychology. 1989. Voi. 57. P. 1069-1081.
71. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited//J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
72. Иванова, Т.Ю., Рассказова, Е.И., Осин, Е.Н. (2012). Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики. Организационная психология, 2, 3, 2–15. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012--3/62021308.html
73. Кутузова, Д.А. (2006). Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: Дисс. канд. психол. наук. М.
74. Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. (2006). Тест жизнестойкости. М.: Смысл.
75. Schaufeli, W., Bakker, A. (2010). Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. In A. Bakker, M. Leiter (eds.), Work engagement: A handbook of essential theory and research (5–24). Psychology Press.
76. Schaufeli, W., Bakker, A. (2004). Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: a multi-sample study. Journal of Organizational Behavior, 25, 293–315.
77. Schaufeli, W., Bakker, A. (2003). Utrecht Work Engagement Scale: Preliminary Manual. Utrecht, Netherlands: Occupational Health Psychology Unit.
78. Schaufeli, W.B., Bakker, A., Salanova, M. (2006). The measurement of work engagement with a short questionnaire. Educational and Psychological Measurement, 66, 701–716.
79. Schaufeli, W.B., Salanova, M. (2007). Work engagement: An emerging psychological concept and its implications for organizations. In S.W. Gilliland, D.D. Steiner, & D.P. Skarlicki (eds.), Research in social issues in management (Vol. 5): Managing social and ethical issues in organizations. Greenwich, CT: Information Age Publishers.
80. Xanthopoulou, D., Bakker, A.B, Demerouti, E., Schaufeli, W.B. (2007). The role of personal resources in the job demands-resources model. International Journal of Stress Management, 14, 121–141.
81. Kandiko, C. B., & Mawer, M. Student expectations and perceptions of Higher Education. London: King’s Learning Institute. 2013.
82. Caulfield, J. How to design and teach a hybrid course: Achieving student-centered learning through blended classroom, online, and experiential activities.: Stylus Publishing, 2011.
83. Шкала психологического благополучия К. Рифф. (2011г). Л.В. Жуковская, Е. Г. Трошихина.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ