Введение 3
1. Правление династии Каджаров (1795 — 1925 гг.): общая характеристика периода 6
1.1. Исторический обзор 6
1.2. Развитие основных видов искусства 11
1.2.1. Архитектура 14
1.2.2. Живопись 20
1.2.3. Декоративно-прикладное искусство 26
2. Развитие искусства каллиграфии в Иране до эпохи Каджаров 29
2.1. Источники по истории каллиграфии в Иране 30
2.2. Развитие каллиграфических почерков 34
2.3 Адаптация арабского алфавита к фонетической структуре персидского языка и возникновение в Иране новых каллиграфических почерков 38
2.3.1. Почерки та‘лик и шикасте-йи та‘лик 38
2.3.2. Почерки наста‘лик и шикасте-йи наста‘лик 40
3. Каллиграфия при Каджарах 44
3.1. Основные стили и сферы их применения 49
3.1.1. Наста‘лик 49
3.1.2. Насх 56
3.1.3. Шикасте 62
3.2. Каллиграфия и литографическое книгопечатание 66
3.3. Биографии выдающихся каллиграфов 68
3.4. Женщины каджарской эпохи в общественной жизни и их вклад в развитие каллиграфии 82
Заключение 91
Список использованной литературы 94
4. Приложение 105
4.1. О значении колофонов, их изучении и формулировках 105
4.2. Персидские рукописи XIX в. в Восточном отделе Научной библиотеки им. М Горького: сводная таблица и статистический обзор 108
4.3. Описание рукописей (MS.O. 636, MS.O. 638 и MS.O. 674) в Восточном отделе Научной библиотеки им. М.Горького 127
«Каллиграфия — это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу» (В. В. Лазурский1)
Каллиграфия (греч. kaXXiypapta — «красивый почерк») — искусство красивого и чёткого письма, воплощающее декоративность и эмоционально-образную графическую выразительность; оно тяготеет либо к ясности очертаний, либо к экспрессивному скорописному курсиву, подчас идущему в ущерб лёгкости чтения. В Иране с приходом новой религии, которая существенно ограничивала изобразительное искусство, и распространением новой письменности каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором. [БСЭ, 1973: 218]
Данная магистерская диссертация посвящена исследованию искусства каллиграфии в культуре Ирана с конца XVIII и до первой четверти XX вв. На данный момент эта тема очень актуальна, поскольку по ней до сих пор не было издано ни одного исчерпывающего исследования на русском языке. К тому же только с недавних пор начал появляться интерес к изучению искусства исследуемого периода, и в том числе каллиграфии.
Целью работы является выявление и описание процессов, происходивших в развитии искусства каллиграфии в Иране при Каджарах, раскрытие общих черт и отличий по сравнению с его развитием в предыдущие эпохи.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы следующие задачи:
1) дать краткую характеристику исторической, социальной и культурной сфер жизни иранского общества с конца XVIII и до первой четверти XX вв., выявить особенности развития искусства в этот период и рассмотреть историю развития иранской каллиграфии до эпохи Каджаров;
2) исследовать непосредственно развитие каллиграфии в Иране с конца XVIII и до первой четверти XX вв.;
3) выявить особенности развития каллиграфии в Иране с конца XVIII и до первой четверти XX вв. и сравнить их с тенденциям, отмеченными в этом искусстве в предыдущие эпохи, а также с развитием иных областей культуры и искусства в Каджарское время;
4) просмотреть датированные XIX в. и не датированные рукописи, хранящиеся в Восточном отделе Научной библиотеки им. М.Горького, среди последних выявить по кодикологическим признакам те, что были созданы в Иране в эпоху Каджаров, и затем детально исследовать и описать наиболее примечательные с точки зрения качества каллиграфии списки.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор об истории каллиграфии в эпоху Каджаров была издана лишь одна специализированная работа иранского исследователя ‘Али-Ризы Хашиминижада, вышедшая два года назад. Можно сказать, что наука находится лишь на начальном этапе изучения этой интереснейшей темы. В тоже время интерес к иранской каллиграфии именно этого периода в последнее время растет, чему способствует достаточно большое количество дошедших материалов, ждущих более тщательного изучения.
Объектом исследования является искусство каллиграфии в культуре Ирана в эпоху правления династии Каджаров (1795 — 1925 гг.): процессы развития каллиграфических почерков, персоналии, которые сыграли ключевую роль в их формировании и социальная роль искусства каллиграфии.
Для подготовки данной работы был выбран сравнительно-исторический метод исследования. Кроме того, были использованы все три его вида, так как в работе рассматривается и генетическая связь с прошлыми эпохами, и типологическое сходство и различие между развитием разных сфер искусства и влияние заимствований в рассматриваемый период времени.
Приведенный в работе исторический обзор эпохи Каджаров основывается на исследованиях наших соотечественников М. С. Иванова, Л. Б. Алаева и Н. А. Кузнецовой. Искусствоведческая часть опирается на работы А. Т. Адамовой, О.Ф Акимушкина, Ш. Блэр и Х. Фаза’или. Обширный материал по истории каллиграфии в эпоху Каджаров был почерпнут из вышеупомянутого исследования, современного иранского ученого, посвященного этой теме.
Перед тем как непосредственно приступить к работе, хотелось бы сказать, что эпитет к данному исследованию был выбран не случайно, потому что он наиболее точно, на наш взгляд, отражает смысл искусства красивого письма. За существующей издавна практикой чтения Корана нараспев, каллиграфы начали создавать изящные списки религиозных и священных текстов таким образом, чтобы внешний облик книги подчеркивал важность ее содержания. Поэтому каллиграфия — это такая же услада для человека, как и музыка, но только радующая зрение, а не слух. Искусство красивого письма — это не просто буквы и слова, облеченные в интересную форму, но это сочетание смысла, который несет в себе произведение, и красивой формы, созданной каллиграфом при его переписке.
Большинство людей, которые считали себя образованными, обязательно владели искусством красивого письма. Отличным примером этому могут послужить каджарские правители и их наследники. Ведь одним из их излюбленных занятий было покровительство развитию разных видов искусств, особенно каллиграфии. И это не случайно, поскольку согласно хадису — преданию, появившемуся на рубеже X - XI вв.: «ал-хатт нисф ал-‘илм» — «Письмо — это половина знания». [Акимушкин, 1987: 355; Кази-Ахмад, 1947: 61 ]
Подводя итог всему исследованию, можно сделать вывод, что в эпоху правления Каджаров в развитии большинства видов искусств отчетливо выделяются два периода. Первый начинается с приходом к власти новой династии и продолжается приблизительно до середины XIX в. Он характеризуется тем, что и в архитектуре, и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве, и в каллиграфии прослеживается тенденция к возрождению прежней роскоши и величия.
С приходом к власти Насир ад-дин-шаха в Иране начинается второй период в развитии искусств. В это время в стране усиливаются европейские вкусы и веяния, которые не могли не оказать влияния на процессы, происходящие внутри государства. Таким образом, начиная со второй половины XIX в. иранское искусство претерпевает значительные изменения, которые в том или ином направлении проявляются по-разному. Так, например, в архитектуре наблюдаются существенные изменения лишь в декоре зданий, в то время как планировка остается полностью традиционной. В живописи происходят кардинальные изменения, в ходе которых начали появляться картины в реалистической и даже натуралистической манере.
Что касается искусства красивого письма XIX в., то оно так и не смогло достичь тех вершин, которые ему были присущи при Сафавидах. Однако, время правления династии Каджаров также очень важно в развитии каллиграфии, поскольку определенные новшества и изменения все же имели место быть, и некоторые из них заслуживают отдельного, более глубокого изучения. Как уже говорилось, в исследуемую эпоху нашли свое применение практически все почерковые стили, самыми излюбленными из которых были насх, наста‘лик и шикасте.
В целом, в развитии каллиграфии эпохи Каджаров, как и в вышеописанных видах искусства, можно выделить две тенденции. Первая заключается в том, что при первых Каджарах мастера письма подражали канонам, созданным ранее, причем это можно проследить во всех почерках. А вторая тенденция, начавшаяся с воцарением Насир ад-дин-шаха, характеризуется тем, что каллиграфы позволяли себе немного вольности в системе письма. Это привело к видимым изменениям, которые можно выделить, например, в наста‘лике и особенно после распространения литографского книгопечатания на территории Ирана. Кроме того частое использование этого почерка для создания эпиграфических надписей также способствовало изменениям в его структуре. Колоссальные перемены произошли и в форме использования сийахмашка, который теперь рассматривался не просто как упражнение для оттачивания мастерства каллиграфа, а как отдельная форма художественного самовыражения. Та‘лик, несмотря на все попытки каллиграфов и правителей его возродить, все же полностью вышел из употребления к концу эпохи Каджаров. Конечно, не стоит забывать о том, что во второй половине XIX в. появлялись и совершенно новые почерка, как например гулзар. Итак, для каллиграфов эпохи поздних Каджаров важно в первую очередь привнести что-то уникальное, особенное в почерк, пускай и не столь значимое, нежели совершенствование канонов, созданных предшественниками.
В заключение хотелось бы повториться и сказать, что наука находится лишь на начальном этапе изучения каллиграфии в Иране с конца XVIII до первой четверти XX вв., а достаточно большое количество дошедших материалов, ждущих более тщательного изучения, способствует повышению интереса к этой области среди специалистов.
‘Абадифар, 2014 — ‘Абадифaр Х. Хунар ва ми‘мари дар доуре-йи Каджарийе. (Искусство и архитектура в эпоху Каджаров.) — Тегеран, 2014. — 199 с.
Адамова, 2010 — Адамова А.Т. Персидские рукописи, живопись и рисунок XV — начала XX века. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. — 512 с.
Адамова, 2004-I — Адамова А. Т. Каджарская живопись: официальный придворный стиль. // Иран в Эрмитаже : Формирование коллекций. Сб. статей. - Спб, 2004. - С.166 - 170
Адамова, 2004-II — Адамова А. Т. Персидские лаки. // Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций. Сб. статей. - Спб, 2004. - С. 170 — 192
Айаталлахи, 2007 — Айаталлахи Х.-А. История иранского искусства. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2007. - 352 с.
Азади, 1979 — Азади Х. Пушт-и пардаха-йи харамсара (За занавесом гарема). — Урмие : Интишарат-и Анзали, 1979. - 467 с.
‘Акики-Бахшайиши, 2010 — ‘Акики-Бахшайиши ‘А. Занан-и хушнавис. (Женщины-каллиграфы). — Тегеран, 2010. — 360 с.
Акимушкин, 1987 — Акимушкин О. Ф. Персидская рукописная книга. // Рукописная книга в культуре народов Востока. Книга первая. М. : ГРВЛ Наука, 1987. — С. 330 — 406.
Акимушкин, 2004 — Акимушкин О.Ф. Средневековый Иран: Культура, история, филология. — Спб. : Наука, 2004. — 404 с.
Сафари Ак Кал‘е — Сафари Ак Кал‘е ‘А. Нусхешинахт : Пажухишнаме- йи Нусхешинаси-йи насх-и хатти-йи фарси. (Кодикология : Кодикологическое исследование персидских рукописей). — Тегеран : Мирас-и мактуб, 2011. — 631 с.
Алаев, 2005 — Алаев Л.Б. История Востока. В 6 т. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII - XX в.). Кн. 2. — М. : Вост. Лит., 2005. — 574 с.
Алиев, 2002 — Алиев А. А. Иран vs Ирак: история и современность. М., 2002. - 768 с.
Афшар, 2003 — Афшар И. Макам-и анджаме дар нусхе. (Значение колофона в рукописи) // Наме-йи бахаристан, бахар ва табистан, № 5, 2003. — С. 39 — 100.
Байани, 1985 — Байани М. Ахвал ва асар-и хушнависан. (Жизнеописание и творчество каллиграфов). В 4 т. Тегеран : Интишарат-и ‘илми, 1985.
Бахар, 2002 — Бахар М.Т. Сабкшинаси. (Стилистика). Т. 1, Тегеран: Изд-во : Амир Кабир, 2002.
...