СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА, ГЕНДЕРНЫХ ГРУПП, ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ 8
1.1. Гендер: понятие и виды 8
1.2. Специфика гендерных групп 19
1.3. Виды и причины возникновения гендерных конфликтов 29
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ОГРАНИЗАЦИИ ПАО «ИНВЕСТТОРГБАНК» ФАКП «СТАВРОПОЛЬСКИЙ» 41
2.1. Влияние гендерных стереотипов на поведение сотрудников организации 41
2.2. Гендерные конфликты, возникающие в организации 51
2.3. Рекомендации по урегулированию и профилактике гендерных конфликтов в организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРА, ГЕНДЕРНЫХ ГРУПП, ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ 8
1.1. Гендер: понятие и виды 8
1.2. Специфика гендерных групп 19
1.3. Виды и причины возникновения гендерных конфликтов 29
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ОГРАНИЗАЦИИ ПАО «ИНВЕСТТОРГБАНК» ФАКП «СТАВРОПОЛЬСКИЙ» 41
2.1. Влияние гендерных стереотипов на поведение сотрудников организации 41
2.2. Гендерные конфликты, возникающие в организации 51
2.3. Рекомендации по урегулированию и профилактике гендерных конфликтов в организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время в современном обществе наиболее часто стали возникать конфликты, объектом которых является гендер того или иного индивида. При этом в некоторых случаях имеет особое значение несовпадение гендерной и половой принадлежности либо гендерная дисфория.
Современные процессы изменения социальной жизни, демократизация общества сопровождается расширением социальных противоречий, среди которых важное место занимает гендерный конфликт.
Увеличение числа работ в конфликтологии, социологии и психологии, в которых рассматриваются различные половые и гендерные проблемы, свидетельствует о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки.
Кроме того, вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Данная проблема находится в исследовании многих современных социальных психологов и конфликтологов, которые предвидят переоценку гендерных ценностей. Диспуты, споры, полемика происходят среди ученых в самых разных направлениях конфликтологии, гендерной психологии, социологии, психологии личности, детской психологии, гендерологии.
Также гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в необходимости учета гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, и в ожидании соответствующего поведения, а также в коррекции этих представлений и ожиданий, в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником, что актуально для организации при приеме на работу и последующими решениями во время возникающих конфликтов.
Степень научной разработанности проблемы обуславливается анализом литературы различных областей знаний, в которой затрагиваются гендер, гендерные конфликты, гендерные стереотипы, процесс гендерного самоопределения.
В психологии личности данную проблему рассматривали: Ю.Е. Алёшина, Д. Бакан, А.В. Брушлинский, О.А. Воронина, К. Дио, Р. Кайн, И.С. Клецина, Л.В. Мищенко, Н. Чикурова1.
В детской психологии изучением данной проблемы занимались: К. Басси, С. Бем, К. Джаклин, Л. Колберг, К. Летурно, Дж. Сметана, Б. Фагот, А. Хьюстон2.
В социальной психологии такую проблематику изучали: Г.М. Андреева, Е. Аронсон, А. Игли, Г. Куатроне1.
В гендерной психологии данную ситуацию исследовали: М.Ю. Арутюнян, Ш. Бурн, Т. Силласте, А.А. Широкова2.
В социологии гендер рассматривали: О.Ф. Волочаева, Э. Гидденс, В. Мишель, М.П. Слашер, Д. Уайлдер3.
Также изучением данной проблемы занимались такие гендерологи, как: Дж. Батлер, Д.А. Джентил, П. Тилби4.
Кроме того проблема конфликтного взаимодействия, предметом которого являлись гендерные и другие конфликты рассматривается в работах следующих конфликтологов: М.А. Аствацатуровой, А.Я. Анцупова, Б.Г. Биддла, И.С. Миллер, Л. Сербин, А.И. Шипилова7.
Объектом исследования: является гендерный конфликт.
Предмет исследования - урегулирование и профилактика гендерных конфликтов в организации.
Цель исследования - выявить особенности гендерного конфликта и на основе этого выделить наиболее эффективные способы его урегулирования и предупреждения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и виды гендера.
2. Рассмотреть специфику гендерных групп.
3. Выявить особенности и причины возникновения гендерных конфликтов.
4. Обозначить степень влияния гендерных стереотипов на поведение сотрудников организации.
5. Рассмотреть гендерные и другие конфликты, возникающие в организации.
6. Выработать рекомендации по урегулированию и профилактике гендерных конфликтов в организации.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использовались различные методы системного анализа, методы сравнения (сравнивалось поведение сотрудников различных отделов), методы прогнозирования конфликтных ситуаций, рассмотрены основные теории гендерного конфликта, их причины и последствия на основе исследований ученых Ю.Е. Алешиной, М.А. Аствацатуровой, К. Басси, А.В. Брушлинского, О.Ф. Волочаевой, И.С. Миллер, Л.В. Мищенко и др.
Эмпирические основы исследования. В данной работе использовались статистические данные, полученные в ходе проведенного опроса, тренинга и эксперимента.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования выявленных способов урегулирования и профилактики гендерных конфликтов в организации для дальнейшего развития теории гендера и гендерного конфликта, совершенствования нормативных документов организации, регулирующих возникновение гендерных и других столкновений.
Практическая значимость результатов исследования состоит во внедрении рекомендаций по урегулированию и профилактике гендерных и других конфликтов в организацию.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа подчинена логике исследования и состоит из введения, заключения, двух глав, содержащих шесть параграфов, приложения, библиографического списка, содержащего 97 источника, из них 17 на иностранных языках. Общее количество страниц - 84.
Современные процессы изменения социальной жизни, демократизация общества сопровождается расширением социальных противоречий, среди которых важное место занимает гендерный конфликт.
Увеличение числа работ в конфликтологии, социологии и психологии, в которых рассматриваются различные половые и гендерные проблемы, свидетельствует о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки.
Кроме того, вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Данная проблема находится в исследовании многих современных социальных психологов и конфликтологов, которые предвидят переоценку гендерных ценностей. Диспуты, споры, полемика происходят среди ученых в самых разных направлениях конфликтологии, гендерной психологии, социологии, психологии личности, детской психологии, гендерологии.
Также гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в необходимости учета гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, и в ожидании соответствующего поведения, а также в коррекции этих представлений и ожиданий, в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником, что актуально для организации при приеме на работу и последующими решениями во время возникающих конфликтов.
Степень научной разработанности проблемы обуславливается анализом литературы различных областей знаний, в которой затрагиваются гендер, гендерные конфликты, гендерные стереотипы, процесс гендерного самоопределения.
В психологии личности данную проблему рассматривали: Ю.Е. Алёшина, Д. Бакан, А.В. Брушлинский, О.А. Воронина, К. Дио, Р. Кайн, И.С. Клецина, Л.В. Мищенко, Н. Чикурова1.
В детской психологии изучением данной проблемы занимались: К. Басси, С. Бем, К. Джаклин, Л. Колберг, К. Летурно, Дж. Сметана, Б. Фагот, А. Хьюстон2.
В социальной психологии такую проблематику изучали: Г.М. Андреева, Е. Аронсон, А. Игли, Г. Куатроне1.
В гендерной психологии данную ситуацию исследовали: М.Ю. Арутюнян, Ш. Бурн, Т. Силласте, А.А. Широкова2.
В социологии гендер рассматривали: О.Ф. Волочаева, Э. Гидденс, В. Мишель, М.П. Слашер, Д. Уайлдер3.
Также изучением данной проблемы занимались такие гендерологи, как: Дж. Батлер, Д.А. Джентил, П. Тилби4.
Кроме того проблема конфликтного взаимодействия, предметом которого являлись гендерные и другие конфликты рассматривается в работах следующих конфликтологов: М.А. Аствацатуровой, А.Я. Анцупова, Б.Г. Биддла, И.С. Миллер, Л. Сербин, А.И. Шипилова7.
Объектом исследования: является гендерный конфликт.
Предмет исследования - урегулирование и профилактика гендерных конфликтов в организации.
Цель исследования - выявить особенности гендерного конфликта и на основе этого выделить наиболее эффективные способы его урегулирования и предупреждения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и виды гендера.
2. Рассмотреть специфику гендерных групп.
3. Выявить особенности и причины возникновения гендерных конфликтов.
4. Обозначить степень влияния гендерных стереотипов на поведение сотрудников организации.
5. Рассмотреть гендерные и другие конфликты, возникающие в организации.
6. Выработать рекомендации по урегулированию и профилактике гендерных конфликтов в организации.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использовались различные методы системного анализа, методы сравнения (сравнивалось поведение сотрудников различных отделов), методы прогнозирования конфликтных ситуаций, рассмотрены основные теории гендерного конфликта, их причины и последствия на основе исследований ученых Ю.Е. Алешиной, М.А. Аствацатуровой, К. Басси, А.В. Брушлинского, О.Ф. Волочаевой, И.С. Миллер, Л.В. Мищенко и др.
Эмпирические основы исследования. В данной работе использовались статистические данные, полученные в ходе проведенного опроса, тренинга и эксперимента.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования выявленных способов урегулирования и профилактики гендерных конфликтов в организации для дальнейшего развития теории гендера и гендерного конфликта, совершенствования нормативных документов организации, регулирующих возникновение гендерных и других столкновений.
Практическая значимость результатов исследования состоит во внедрении рекомендаций по урегулированию и профилактике гендерных и других конфликтов в организацию.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа подчинена логике исследования и состоит из введения, заключения, двух глав, содержащих шесть параграфов, приложения, библиографического списка, содержащего 97 источника, из них 17 на иностранных языках. Общее количество страниц - 84.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были выявлены особенности такого общественного явления, как гендерный конфликт и на основе этого выделили наиболее эффективные способы его урегулирования и предупреждения.
Гендер, как таковой, рассматривается не только в гендерологии, но и в психологии личности, социальной и детской психологии, социологии и конфликтологии. Психология личности определяет гендер как социальное детерминирование, с помощью которого люди дают свое толкование понятиям «мужчина» и «женщина», либо свою принадлежность к тем либо к другим. Социальная психология рассматривает формирования гендера, как один из способов социализации индивида. Детская психология говорит о том, что гендер - это конструкт, формирующий будущее сознание и поведение ребенка.
С точки зрения конфликтологии гендер может выступать в различных категориях: как одна из частых причин конфликтов (внутриличностных, межличностных), как один из способов приспособленничества, так одним из способов избегания каких-либо конфликтных взаимодействий (в случае, если представителю одного гендера легче согласиться с приписываемыми ему нормами поведения, чем спорить).
Гендерная группа - это определенная общность людей, которые сознают себя мужчинами или женщинами. К таковым группам относят и такие, в которых у участников просматривается гендерная размытость, гендерная дисфория, к которой относится несоответствие психологического и природного пола, а также соотнесение эмоционально и чувствительно себя к обоим полам, кроме того наблюдается и отрицание различия полов.
Сюда относятся трансгендеры (трансвеститы и транссексуалы), гомосексуалы (гомофилы), интерсексуалы, гендерквиры (бигендеры, агендеры).
Кроме того гендерный конфликт - один из результатов взаимодействия или совокупность внутренних ощущений индивида, которые обуславливают результат противоречивого отношения к гендерным ценностям, ролям и отношениям, приводящие к противоборству целей и интересов. Как и любой другой конфликт, гендерный может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, межгрупповым. Причинами внутриличностного и межличностного конфликтов часто выступает подверженность влиянию у детей и формирование в их сознании в зрелом возрасте определенных гендерных стереотипах, как о правилах жизнедеятельности, так и о формировании определенных ценностей, из-за чего происходит несоответствие ценностей представителя одной гендерной группы требованиям и ценностям представителя другой, что и приводит к конфликтам. Причинами гендерных конфликтов между личностью и группой часто является нежелание принимать группой индивида с отклоняющимся, по их мнению, гендером. Когда речь идет о конфликте межгрупповом, предметом которого является гендер, то в данном случае причинами также будут выступать различные ценности и интересы групп.
В организации ПАО «Инвестторгбанк» ФАКП «Ставропольский» сотрудники, чье поведение продиктовано влиянием гендерных стереотипов, таковыми являются сотрудницы Операционного отдела, чем они и представляют потенциальную конфликтогенную угрозу, которую можно ликвидировать тренингами, беседами, внедрением в отдел лиц противоположного гендера. Также по данным наблюдения, как и по данным опроса, самыми частыми участниками конфликтов являются клиенты и организация, когда, в редких случаях конфликты возникают внутри организации. Кроме того нами были разработаны и внедрены в организацию рекомендации по урегулированию и профилактике гендерных и других конфликтов.
К таковым относятся:
1. Необходимость частичной реконструкции состава отделов, в которых присутствовали только представители одной гендерной группы. В таковые отделы были внедрены работники противоположного гендера.
2. Для снижения уровня конфликтогенности в организации следует один раз в месяц проводить тренинги, беседы с приглашенным конфликтологом.
3. Для профилактики гендерных конфликтов также необходимо один раз в месяц проводить лекции, направленные на формирование у сотрудников гендерной компетентности.
4. Один раз в квартал необходимо конструктивно проводить мероприятия в рамках программы «Team building», направленные на укрепление командных отношений с целью профилактики гендерных и других конфликтов.
5. В действующую систему мотивации руководителей структурных подразделений филиала можно ввести дополнительный ключевой показатель эффективности, оценивающий сплоченность сотрудников в подразделении и отсутствие конфликтных ситуаций.
Гендер, как таковой, рассматривается не только в гендерологии, но и в психологии личности, социальной и детской психологии, социологии и конфликтологии. Психология личности определяет гендер как социальное детерминирование, с помощью которого люди дают свое толкование понятиям «мужчина» и «женщина», либо свою принадлежность к тем либо к другим. Социальная психология рассматривает формирования гендера, как один из способов социализации индивида. Детская психология говорит о том, что гендер - это конструкт, формирующий будущее сознание и поведение ребенка.
С точки зрения конфликтологии гендер может выступать в различных категориях: как одна из частых причин конфликтов (внутриличностных, межличностных), как один из способов приспособленничества, так одним из способов избегания каких-либо конфликтных взаимодействий (в случае, если представителю одного гендера легче согласиться с приписываемыми ему нормами поведения, чем спорить).
Гендерная группа - это определенная общность людей, которые сознают себя мужчинами или женщинами. К таковым группам относят и такие, в которых у участников просматривается гендерная размытость, гендерная дисфория, к которой относится несоответствие психологического и природного пола, а также соотнесение эмоционально и чувствительно себя к обоим полам, кроме того наблюдается и отрицание различия полов.
Сюда относятся трансгендеры (трансвеститы и транссексуалы), гомосексуалы (гомофилы), интерсексуалы, гендерквиры (бигендеры, агендеры).
Кроме того гендерный конфликт - один из результатов взаимодействия или совокупность внутренних ощущений индивида, которые обуславливают результат противоречивого отношения к гендерным ценностям, ролям и отношениям, приводящие к противоборству целей и интересов. Как и любой другой конфликт, гендерный может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, межгрупповым. Причинами внутриличностного и межличностного конфликтов часто выступает подверженность влиянию у детей и формирование в их сознании в зрелом возрасте определенных гендерных стереотипах, как о правилах жизнедеятельности, так и о формировании определенных ценностей, из-за чего происходит несоответствие ценностей представителя одной гендерной группы требованиям и ценностям представителя другой, что и приводит к конфликтам. Причинами гендерных конфликтов между личностью и группой часто является нежелание принимать группой индивида с отклоняющимся, по их мнению, гендером. Когда речь идет о конфликте межгрупповом, предметом которого является гендер, то в данном случае причинами также будут выступать различные ценности и интересы групп.
В организации ПАО «Инвестторгбанк» ФАКП «Ставропольский» сотрудники, чье поведение продиктовано влиянием гендерных стереотипов, таковыми являются сотрудницы Операционного отдела, чем они и представляют потенциальную конфликтогенную угрозу, которую можно ликвидировать тренингами, беседами, внедрением в отдел лиц противоположного гендера. Также по данным наблюдения, как и по данным опроса, самыми частыми участниками конфликтов являются клиенты и организация, когда, в редких случаях конфликты возникают внутри организации. Кроме того нами были разработаны и внедрены в организацию рекомендации по урегулированию и профилактике гендерных и других конфликтов.
К таковым относятся:
1. Необходимость частичной реконструкции состава отделов, в которых присутствовали только представители одной гендерной группы. В таковые отделы были внедрены работники противоположного гендера.
2. Для снижения уровня конфликтогенности в организации следует один раз в месяц проводить тренинги, беседы с приглашенным конфликтологом.
3. Для профилактики гендерных конфликтов также необходимо один раз в месяц проводить лекции, направленные на формирование у сотрудников гендерной компетентности.
4. Один раз в квартал необходимо конструктивно проводить мероприятия в рамках программы «Team building», направленные на укрепление командных отношений с целью профилактики гендерных и других конфликтов.
5. В действующую систему мотивации руководителей структурных подразделений филиала можно ввести дополнительный ключевой показатель эффективности, оценивающий сплоченность сотрудников в подразделении и отсутствие конфликтных ситуаций.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА «КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Управление конфликтами на предприятии (на примере ГКУ "ЦЗН г. Байконур")
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТОМ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИВНОГО КОНФЛИКТА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА МОББИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Оценка эффективности гуманитарной деятельности МККК и КП по защите прав женщин и детей во время вооружённых конфликтов в Северокавказском регионе Российской Федерации
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Социально - психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель-студент ВУЗа (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003





