АННОТАЦИЯ 2
Введение 5
Глава 1. Ответственность в ситуации выбора. Теоретический обзор 8
1.1. Ответственность как психологический феномен 8
1.1.1. Понятие ответственности 8
1.1.2. Проблема ответственности в зарубежной психологии 12
1.1.3. Проблема ответственности в отечественной психологии 26
1.2. Ситуационный подход и ситуация выбора в психологии 35
1.2.1. Понятие ситуации и ситуационный подход в психологии 35
1.2.2. Определение ситуации выбора в психологии 38
1.2.3. Стили поведения в ситуации выбора 39
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Методы организации исследования 46
2.1. Цели и задачи исследования 46
2.2. Объект предмет исследования 46
2.3. Гипотеза исследования 47
2.4. Описание выборки исследования 47
2.5. Методы исследования 48
2.5.1. Русскоязычный опросник каузальных ориентаций (РОКО) Э. Деси и Р. Райана 48
2.5.2. Шкала экзистенции (ШЭ) 49
2.6. Процедура исследования 50
2.7. Математическая обработка данных 54
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 56
3.1. Результаты сравнительного анализа 56
3.1.1. Многомерный дисперсионный анализ 57
3.1.2. T-критерий Стьюдента для независимых выборок 57
3.1.3. Множественный регрессионный анализ 60
3.1.4. Дискриминантный анализ 62
3.2. Обсуждение результатов исследования 63
Выводы 68
Заключение 69
Список использованных источников 74
Проблематика свободы и ответственности давно перестала существовать только в рамках философской категории. Эти некогда философские понятия плотно вошли как в научный психологический мир, так и в психотерапию и повседневный обиход человека, тем самым, став не просто неразрешенным научным вопросом, но и вопросом выживания, вопросом самореализации и самоактуализации каждого отдельного человека.
После проведения теоретического анализа проблематики ответственности, стоит отметить, что в основной части отечественной и зарубежной научной психологической литературы, ответственность рассматривается как: социальное качество, личностная черта, чувство, отношение, экзистенциальная данность, «центр» внутренней саморегуляции др. Тем не менее, научное психологическое сообщество до сих пор не пришло к единому пониманию определению ответственности.
Изучение ответственности, контексте определенной жизненной ситуации человека, а именно, как конкретного психологического феномена в ситуации выбора, необходимо не только для разрешения сугубо научных и методологических задач, но и для решения конкретных кейсов в практической и прикладной психологии.
Объектом исследования является саморегуляция личности, в ситуации выбора, понимаемая как система психологических механизмов, обеспечивающая влияние личности на ее жизнедеятельность.
Предмет исследования - феномен ответственности.
Основной целью исследования мы видим в изучении особенностей феномена ответственности в структуре поведения людей с различными локусами каузальности.
Основные задачи исследования:
• Определение феномена и обоснование понятия ответственности в психологическом контексте;
• Систематизация известных на настоящий момент теоретических разработок, касающихся проблемы ответственности и ситуаций выбора;
• Проведение количественно-качественного исследования в форме:
v Стандартизированных опросников (Э. Деси и Р. Райана; А. Лэнгле и К. Орглер)
v Эксперимент
v Интервью
• Сопоставление, описание и анализ полученных данных
Гипотеза исследования звучит следующим образом, осознание личной ответственности отражается на выборе стиля поведения в ситуации выбора.
Частные гипотезы:
1. Осознание человеком личной ответственности является основным предиктором в выборе стиля поведения в ситуации выбора.
2. Личностная автономия напрямую связана с осознанием своей ответственности в ситуации выбора
3. Ответственность является ключевым фактором при выборе стиля поведения.
Методы и этапы исследования.
Для проверки вышеизложенных гипотез и реализации поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:
1. Стандартизованные опросники.
• Опроник Э. Деси и Р. Райана
• Экзистенциальная исполненность (А. Лэнгле и К. Орглер)
2. Эксперимент
3. Полуструктурированное интервью по итогам эксперимента.
Описание выборки. Выборка исследования состоит из 144 человек, в возрасте от 18 до 55 лет.
Из которых:
• 144 человека приняли участие в исследовании с помощью стандартизированных опросников.
• 37 человек от 18 до 42 лет приняли участие в эксперименте и интервью.
• 10 человек приняли участие в эксперименте как контрольная группа.
Анализируя психологическую литературу, можно заметить, что термин «ответственность», хотя и востребован, зачастую несет множество различных, иногда противоречивых определений. Несмотря на многолетние исследования, феномена ответственности единого определения понятия в психологической литературе не приведено. На сегодняшний день понятие ответственности в научной литературе чаще всего используется для обозначения подотчетности (accountability) или вменяемости (immutability), также, данное понятие используют для обозначения юридической ответственности, т.е. наказуемости (punishability). Подобное понимание ответственности существенно обедняет объяснительные способности науки, а также приводит к определенным деформациям в сфере социальных взаимодействий. Сам же феномен ответственности включает всебя гораздо больше значений, таких как, необходимость ответа (liability), Способность отвечать (answerability), целесообразность (reasonability), точность (precision), надежность, зависимость (dependability), авторство, источник (authorship) и др.
Проблематика свободы и ответственности давно перестала существовать только в рамках философской категории. Эти некогда философские понятия плотно вошли как в научный психологический мир, так и в психотерапию и повседневный обиход человека, тем самым, став не просто неразрешенным научным вопросом, но и вопросом выживания, вопросом самореализации и самоактуализации каждого отдельного человека.
С ранних лет, ребенку говорят о том, что нужно быть «ответственным» человеком, чаще всего имея в виду, способность выполнять обязательства и «нести ответственность» за их невыполнение. В житейской психологии, понятие ответственности, в большинстве случаев, рассматривается как личностная черта или свойство. Иными словами, есть «ответственные» люди, а есть люди «безответственные». Ответственность зачастую пытаются «вывести» через корреляцию с другими, близкими, на первый взгляд, психологическими категориями, такими как «Я-концепция», интернальность/экстернальность, что само по себе оправданно. Но, если уж ответственность является личностным качеством, выраженность которого должна с чем-нибудь коррелировать, то для начала, нужно это личностное качество обнаружить и описать. Ведь то, что на данный момент считается определением ответственности, легко поддается фальсификации экспериментальным путем, и человек заранее определенный как «ответственный» попав в нестандартную, зачастую экстремальную для него ситуацию проявляет «качества ответственного человека» намного менее выраженно, чем человек, названный ранее «безответственным».
Описание ответственности, на наш взгляд, должно строиться строго на описании конкретного случая, жизненной ситуации, в которой человек принимает те или иные решения, опираясь, прежде всего, на собственное восприятие ситуации. Это возможно только с помощью эксперимента, включенного и невключенного наблюдения и последующего
Рассмотрение феномена ответственности производится во всех современных направлениях психологии, однако, понимание этого понятия заметно различается в зависимости от контекста рассмотрения и предмета изучения.
Проведя краткий исторический обзор, была выявлена определенная общая динамика развития понятия ответственности. Несмотря на различия направлений, все больше исследователей, при рассмотрении феномена ответственности связывают ее я причинностью, а также признают в ней ситуационный компонент.
В онтопсихологической теории ответственность не просто как отдельный феномен, а как «психологическую ситуацию, в которой субъект вынужден отвечать, откликаться либо экзистенциально, либо юридически, либо морально. Необходимость адекватного ответа для того, чтобы защитить свою целостность. Это предполагает обращение к идентичности ответствующего, которая объективирует взаимодействие того, кто стимулирует или взывает, и того, кто отвечает. Взывающий способен обусловить ухудшение состояния провоцируемого, если последний уклоняется от ответственности или реагирует неподобающим образом.»
Подобное понимание ответственности логично встраивается в контекст всего исследования. Исследование ответственности целесообразно производить в рамках определенной ситуации, такой подход позволит нам не только изучить сам феномен, но и критически взглянуть на уже имеющийся инструментарий по изучению ответственности.
Таким образом, ценность ситуационного подхода в психологии в целом и в изучении феномена ответственности в частности, сложно переоценить. Понятие «ситуация» широко используется в современных психологических исследованиях, однако, как правило, эта категория редко операционализируется. Несмотря на то, что ситуационными переменными описывается масса неподтвержденных гипотез, работ построенных согласно принципам ситуационного подхода крайне мало. В связи с этим, возрастает потребность в развитии теоретической базы и методологических инструментов исследования в данном подходе.
В работе феномен ответственности мы представляем как имманентную подоплеку любой ситуации, в которую попадает человек. Не важно, попал он в эту ситуацию путем самостоятельных решений и активности или против воли, человека остается ответственным, как минимум, за себя, свои действия и поддержание своего биологического и психически-психологического гомеостаза.
Используя этот подход, все больше виднеется мостик между практической психологической помощью и академической наукой. То, что работает уже не один десяток лет в разных психотерапевтических подходах, наконец, может быть полноценно объяснено и проверено академической наукой. Да, многие термины теперь окажутся ошибочными, например, термин «перекладывание ответственности» оказывается филологически абсурдным, т.к. ответственность нельзя переложить на кого-либо, ее можно только приписать, сознательно или нет, пытаясь оградить себя от травмирующей или просто неконфортной ситуации. Ответственность, исходя из вышесказанного, можно только осознать, экзистенциально принять и решить, какую именно проявлять активность или же бездействовать.
Ответственность зачастую логично связывают с автономностью личности, гуманистические и экзистенциальные теории принимают ответственность, как обязательный компонент свободы. В связи с этим, вполне логично рассмотрение феномена ответственности через призму ситуации выбора. А именно, выбора не самого очевидного, однако встречающегося в жизни человека практически ежедневно, выбора стиля поведения.
После полной обработки результатов исследования наметились зоны развития психологического знания в рамках ситуационного подхода в изучении психологических феноменов. Не ставя целью проведения критического эксперимента, наше исследование получилось во многом, именно таким.
Осознание человеком личной ответственности действительно, является предиктором в выборе стиля поведения в ситуации выбора. Однако, говорить о том, что гипотеза подтверждена полностью, говорить необоснованно, так как для обоснования этого предиктора как основного, требуется дальнейшее исследование и обновленная методологическая база.
Личностная автономия напрямую связана с осознанием своей ответственности в ситуации выбора. Люди, признающие за собой ответственность в ситуации, во время интервью показали статистически достоверно более высокие показатели по шкале автономности. Этот результат также хорошо согласуется с положениями, изложенными экзистенциальными и психологами, о том, что взятие на себя ответственности - путь к свободному поведению.
Рефлексивное понимание человеком собственной каузальности исследуемое с помощью опросника Райана Деси в действительности не имеет статистически значимой связи с реальным стилем поведения человека в поставленной ситуации выбора.
На данный момент, мы не можем утверждать, что ответственность является ключевым фактором определяющим поведение человека в ситуации выбора. Но мы не можем не признать важность этого фактора.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.
2. Акмеологический словарь под редакцией Деркача А.А., РАГС, Москва, 2005. - 161 с
3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб: Речь, 2003. - 368 с
4. Ананьев Б. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Ананьев. М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 c
5. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал,1999. №3 т.20.
6. Бандура А.Теория социального научения. СПб: Евразия, 2000. - 320 с.
7. Бессмертная С.В. Психологические детерминанты ответственности студентов вуза: автореферат. Ставрополь, 2006. - 184 с
8. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. - 400 с.
9. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.1: Психика и жизнь. СПб.: Алетейя, 1999. - 255 с
10. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 182
11. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал, 1991. №6 Т.12.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. - 200 с
13. Введение в философию ответственности / под ред. А. И. Ореховского. Новосибирск: СибГУТИ, 2005. - 186 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. Детская психология /под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432 с
15. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной. СПб.: Специальная Литература, 1999. - 512 с.
...