Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование общественных ценностных представлений в медиатекстах

Работа №132368

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Репрезентация ценностных представлений как научная проблема 11
1.1. Понятие ценности: теоретико-исторический аспект 11
1.2. Типология ценностей в свете аксиологии 18
1.3. Оценочность как ключевая категория учения о ценностях 23
Глава 2. Репрезентация ценностных представлений в речевой структуре литературно-критической статьи 32
2.1. Жанровые особенности литературно-критической статьи 32
2.2. Принципы отбора объектов рецензирования и аксиологическое содержание статьи 43
2.3. Номинация как ключевое средство репрезентации ценностных представлений 50
Глава 3. Творческий опыт Захара Прилепина 62
3.1. Воздействующий потенциал антиномии 62
3.3. Речевые средства выражения категории оценочности 77
Заключение 97
Список литературы 102

Фундаментальным признаком современного медийного пространства является его ориентированность не только на анализ и интерпретацию актуальных проблем окружающей действительности, но и на формирование аксиологических представлений массовой аудитории. Поиск ответа на вопрос, что есть благо, а что зло, оценка окружающей действительности являются сверхзадачей профессиональной деятельности современного журналиста.
Реализация этой сверхзадачи усложняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни, формирование массового, унифицированного общества, повлекло за собой нравственную, ценностную дезориентацию в современном мире1. Аксиосфера, формируемая через медиапространство, оказывается «более продуктивной и удобной для жизненной реализации, нежели система ценностей, формируемая институтами семьи, школы, религии, искусства»2. Возрастающее в связи с этим обстоятельством внимание современной гуманитаристики к аксиологии журналистики и заинтересованность журналистов в поиске новых форм и способов репрезентации ценностных представлений определяют актуальность данного исследования.
Первые научные работы, посвященные ценностям, появились в Древней Греции. Именно тогда формируется «аристотелевское» понимание ценности как соответствия объекта мысли о нем3. В последующем ценности становятся объектом внимания философов Нового времени - Спинозы, Фурье, Гольбаха, которые связывали ценность с понятиями «истинность» и «подлинность»4. В более поздних исследованиях П. Сорокина, О. Шпенглера, Н. Розова ценность рассматривается как единство предметности и антропности5. Современные аксиологические теории базируются на трудах М. С. Кагана, В. К. Шохина, Л. Г. Лисицкой, О. П. Зубец, К. Н. Назарова, А. А. Ивина и др. Ценность понимается как философско-аксиологическая категория, обозначающая для субъекта социальное значение различных форм проявления объективной реальности.
С нашей точки зрения, особый интерес представляет репрезентация ценностных представлений через журналистскую интерпретацию литературных произведений. Правомерность этого интереса определяется, во-первых, жанровыми особенностями литературной критики. Слово «критика» в переводе с греческого языка означает искусство судить, разбирать6. Ориентация критики на современное литературное или медийное пространство, анализ и интерпретация актуальных событий, оценка важных сегодня обстоятельств отличают литературную критику от истории литературы, определяют значение жанра именно в современном медиапространстве, его широкие аксиологические возможности.
Во-вторых, в репрезентации ценностных представлений значительна феноменальность речевой формы оценочных фрагментов текстов, формирующих данный сегмент журналистского арт-дискурса. Н. А. Бердяев писал о том, что человек есть существо оценивающее: определение ценностей и их установка есть трансцендентальная функция сознания7. Современные исследования, посвященные оценочному компоненту в жанре критической статьи, принадлежат Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюновой, В. И. Козыреву, В. А. Марьянчик.
Идеи Е. М. Вольф, В. Н. Крылова легли в основу наших теоретических представлений. Мы убеждены, что журналистское оценивание литературного текста — способ интерпретации литературного произведения с преимущественным влиянием авторских ценностных ориентиров.
Новизна исследования определяется не только отсутствием специальных лингвистических работ, посвященных аксиологическому содержанию жанра литературно-критической статьи, но также попыткой обновить уже существующее научное описание корпуса речевых средств, направленных на репрезентацию ценностных представлений в медиатексте.
Воздействующий потенциал журналистского литературно-критического текста в значительной степени зависит от речевой формы выражения его институциональных характеристик: от репрезентации категории оценочности, от системы контактоустанавливающих средств. Давая оценку в суждениях о литературе сегодняшнего дня, автор критической статьи претендует не только на внутрилитературный авторитет, но и на более широкий - общественный8. Как следствие, эффективность текстов напрямую зависит от значимости в современном медиапространстве фигуры публициста. Именно поэтому в данном сегменте дискурса особый интерес для нас представляют литературно-критические статьи Захара Прилепина, который является одной из популярных сегодня медиаперсон.
Объектом исследования является речевая форма публицистических и литературно-критических произведений, включенных в сборники З. Прилепина «Я пришел из России» (2009), «Terra Tartarara: Это касается лично меня» (2009), «К нам едет пересвет» (2015), «Именины сердца. Разговоры с русской литературой» (2009), «Книгочет» (2012).
Предмет исследования - речевые средства, с помощью которых в текстах литературно-критической статьи при репрезентации авторских оценок формируются ценностные смыслы.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей и закономерностей речевой репрезентации авторских ценностных представлений в литературно-критической статье, созданной профессионалом речи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— Создание терминологической базы исследования.
— Изучение этапов становления аксиологии как научного направления.
— Систематизация научных представлений, связанных с ценностями и ценностной системой.
— Описание жанровых особенностей и речевой структуры текста литературно-критической статьи.
— Описание арсенала речевых средств, направленных на репрезентацию ценностных смыслов в медиатекстах.
— Определение алгоритма репрезентации оценки в тексте литературно-критической статьи.
— Выявление специфики формирования ценностных представлений в литературно-критических произведениях Захара Прилепина.
— Анализ причин, определяющих авторский алгоритм речевой репрезентации ценностных представлений в современном медиатексте.
Эмпирическая база: литературно-критические статьи «Давайте объяснимся. Пара слов о лени», «Пойду на грозу, покажу ей «козу», «Заметки о мужской прозе», «Политэкономия», «Саркастическое отступление», «О лучших книгах «нулевых», «Публицист и Ко», «Теперь мы будем жить отдельно», «Русский язык без почвы не жилец», «Лирическое отступление», «Критика», «Мастера», «Прозаический блиц», «Тенденции», «Как я завел это лето», «О лучших книгах «нулевых» и др. публикации, вошедшие в указанные собрания.
Для реализации поставленных целей и задач в рамках данного исследования использовались общенаучные методы исследования: исторический и сопоставительный, предполагающие систематизацию накопленных теоретических знаний, их анализ и интерпретацию, а также описательный метод и современные аналитические методики, разработанные в русле интенциональной стилистики, направленные на когнитивный анализ текста, выявление его смысловой структуры.
Методологическую базу данной работы составляют фундаментальные исследования в области стилистики (Е. М. Вольф, М. Н. Кожина), философии, культурологии и аксиологии журналистики (А. А. Ивин, В. А. Сидоров, И. В. Ерофеева, В. К. Шохин, М. С. Каган), медиалингвистики (Г. Я. Солганик, Л. Р. Дускаева), а также работы по теории критики (Ю. А. Говорухина, В. Н. Крылов).
Положения, выносимые на защиту:
1. Современный медийный арт-дискурс, ориентированный на формирование аксиологических представлений массовой аудитории, демонстрирует большую эффективность при репрезентации ценностных представлений, нежели традиционные социальные институты семьи, школы, а также искусство и религия.
2. Эффективность репрезентации ценностных представлений в тексте литературно-критической статьи зависит от институциональных особенностей жанра, обеспечивается уникальной речевой формой, коммуникативными возможностями.
3. Эффективность репрезентации ценностных представлений зависит от ценностных установок рецензента; от взаимосвязи интерпретации литературного произведения с социально-историческими характеристиками контекста, с современностью.
4. Феноменальность речевой формы литературно-критических произведений Захара Прилепина выражается в авторском алгоритме текстопорождения, включающем в себя три определяющих этапа: отбор объектов рецензирования, их номинация и детализация авторской оценочной позиции.
5. Восприятие массовой аудиторией транслируемых журналистом или критиком аксиологических смыслов зависит от степени погруженности автора литературно-критической статьи в реальную жизнь, от сложившейся коммуникативной манеры, от его творческой индивидуальности и уровня речевой компетенции.
Практическая значимость диссертации связана с возможностью разработки на её основе учебно-методических рекомендаций, так как через постижение специфики созданного и многократно апробированного Захаром Прилепиным алгоритма текстопорождения, в результате которого интерпретация литературной ситуации соединяется с интерпретацией жизни, мы определили актуальную и эффективную технологию репрезентации ценностных представлений, созданную профессионалом речи.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе «Репрезентация ценностных представлений как научная проблема» реферативно представлены основные положения теории ценностей, существующие научные подходы к ключевым аксиологическим проблемам, а также исследования, посвященные категории оценочности. Во второй главе «Репрезентация ценностных представлений в речевой структуре литературно-критической статьи» анализируются современные научные подходы к жанру литературно­критической статьи, формируется аналитический алгоритм, позволяющий выявить специфику репрезентации оценки в интересующем нас типе медийного текста. В третьей главе «Творческий опыт Захара Прилепина» исследуется специфика процесса формирования ценностных представлений, обусловленная творческой индивидуальностью профессионала речи.
Концепция работы представлена в следующих публикациях автора данного исследования:
1. «Категория авторства в публицистических текстах Захара Прилепина», сборник всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Слово и текст в культурном и политическом пространстве» (2016 г.);
2. «Категория авторства в публицистических текстах Захара Прилепина», сборник международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2016 г.);
3. «Речевая репрезентация ценностных представлений в литературно-критической статье Захара Прилепина», сборник международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2017 г.);
4. «Речевая репрезентация ценностных представлений в литературно - критической статье», сборник международной научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» (2017 г.);
5. «Речевая репрезентация ценностных представлений в литературно - критической статье», сборник международной научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» (2017 г.);
6. «Речевая репрезентация ценностных представлений в литературно- критической статье», сборник международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2018 г.);
7. «Речевая репрезентация ценностных представлений в литературно-критической статье», сборник международной научно-практической конференции «Культура в фокусе научных парадигм» (2018 г.);
8. «Речевая репрезентация ценностных представлений в литературно - критической статье», сборник международной научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» (2018 г.).
Основные положения диссертации были изложены на научных конференциях: «Слово и текст в культурном и политическом пространстве», г. Сыктывкар, 2016 г., «Современная медиасреда: творчество и коммуникативные практики. Взгляд молодых исследователей», г. Санкт-Петербург, 2016 г., «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», г. Санкт-Петербург, 2016-2018 гг., «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», г. Санкт-Петербург, 2017 г., «Культура в фокусе научных парадигм», г. Донецк, 2018 г., «Информационное поле современной России: практики и эффекты», г. Казань, 2018 г., «Ломоносов», г. Москва, 2018 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При исследовании современной литературной критики наше внимание было сосредоточено на речевых особенностях репрезентации ценностных представлений в медиатекстах, созданных профессионалом речи.
Опираясь на работы исследователей аксиологии журналистики (С. Г. Корконосенко, В. А. Сидорова и др.), мы определили, что к особенностям современного медийного арт-дискурса, жанра литературно-критической статьи относится ориентированность не только на анализ и интерпретацию актуальных проблем окружающей действительности, но и нацеленность на формирование аксиологических представлений массовой аудитории.
Современная аксиологическая теория, базирующаяся на философских работах М. С. Кагана, В. К. Шохина, А. А. Ивина и других, позволила нам выявить центральную категорию данного направления - ценность. Под ценностью мы понимали понятийную философскую реалию, которая означает глубинные составляющие структуры личности: её переживания, устремления и достояния. Мы выяснили, что определяющими характеристиками ценности являются соотнесенность их со стоимостью и процессом оценивания, а также взаимосвязь с интенциональностью индивида и объективной реальностью.
Процесс оценивания является центральной категорией взаимоотношений субъекта и объекта. Анализ современных исследований, посвященных лингвистической категории оценочности (труды Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюновой, В. И. Козырева и др.), позволил нам определить, что центральной текстовой категорией в медийном арт-дискурсе является категория оценочности. Под оценочностью в рамках данного исследования мы понимаем свойство речевой единицы, способной эксплицировать авторское отношение к объекту, а также выражать положительные и отрицательные свойства самого объекта. Анализ современных филологических исследований, посвященных оценочным фрагментам текста, авторами которых являются В. Н. Крылов, Ю. А. Говорухина, Т. М. Колядич и другие, позволил выявить ключевой жанр, формирующий данный сегмент журналистского арт-дискурса - жанр литературно-критической статьи.
Мы определили, что литературная критика является уникальной формой коммуникации автора с аудиторией, в процессе которой на основе интерпретации и оценки медиатекстов оказывается влияние на восприятие медийного содержания публикой, а также в целом на представления массовой аудитории о материальном и духовном мире. Такое понимание журналистской критики определило наш интерес к специфике формирования новых аксиологических смыслов или консервации старых за счет особенностей речевой репрезентации.
С нашей точки зрения, эффективность репрезентации ценностных представлений определяется тремя важными характеристиками. В первую очередь, в процессе оценки автор интерпретирует не только произведение, но и действительность, воплощенную в нем. В процессе интерпретации неизбежно репрезентуются ценностные установки автора - это своеобразная интерпретационная база. Во-вторых, процесс интерпретации неразрывно связан с эпохальными, социально-историческими характеристиками контекста - предлагаемые, транслируемые оценки находятся в неразрывной связи с современностью, а в типе оценки, ее мотивации и аргументации выражается «сама жизнь». В-третьих, эффективность процесса оценивания, выражающаяся в читательской реакции, связана с личностью рецензента. В. Г. Белинский писал о том, что для оценивания окружающей действительности необходимо претендовать не только на внутрилитературный авторитет, но и на более широкий - общественный.
Феноменальность прилепинской публицистики заключается в том, что по характеристикам литературно-критические статьи Захара Прилепина соответствуют сразу двум типам критики: писательской, созданной мастером слова, филологом, и читательской, ориентированной на широкую аудиторию, посвященной актуальной общественной проблематике. Прилепин пишет не только о литературе, но и о жизненно важных вопросах. Такой подход является сугубо ценностным, так как связан, с одной стороны, с интенциональностью индивида, а с другой - с объективной реальностью.
Для того, чтобы подтвердить гипотезу, мы проанализировали 160 статей Захара Прилепина, написанных и опубликованных с 2009 по 2016 год, и определили уникальный авторский алгоритм текстопорождения, который определяет феноменальность речевой формы литературно-критических произведений Захара Прилепина.
На наш взгляд, презентация оценки в текстах Захара Прилепина осуществляется на нескольких уровнях. Первый - отбор объектов оценивания. Мы определили, что ключевым моментом при предъявлении массовому читателю определенной системы ценностей через цепочку оцениваемых или имеющих ценностное содержание объектов становится авторская индивидуальность. Захар Прилепин отбирает объекты для оценивания как журналист и аналитик, как писатель и профессионал речи, а также как филолог. Филологическое образование определяет не только включенность Прилепина в современный литературный процесс, но и возможность выстраивать систему аргументации на основании историко-литературных знаний. Анализ работ Захара Прилепина на уровне отбора объектов рецензирования позволил нам определить аксиосферу, формируемую автором в литературно-критических статьях. В неё вошли такие константы как: русский язык, патриотизм, семья, история, труд, честность.
Второй уровень репрезентации оценки - концептуализация ключевых номинаций объектов рецензирования. Особенность номинации объектов рецензирования заключается в использовании слов, в стилистическом значении которых отчетливо выражен эмоционально-оценочный компонент.
Третий этап аксиологической репрезентации объекта рецензирования заключается в создании антиномий - дуальной системы ценностей и антиценностей. В процессе оценивания Захар Прилепин использует языковые контрасты, которые становятся основанием для диалога. В результате, мы определили, что антиномия в тексте литературно-критической статьи обеспечивает эффективность транслируемых ценностных установок за счет включения в повествование читателя при помощи приемов диалогичности и интимизации.
Заключительный этап, определяющий успех Прилепина-критика - это этап отбора средств для уточнения авторской оценочной позиции. Мы выявили, что репрезентация оценки реализуется на уровне анализа автора литературного произведения, самого текста и актуализированной в нем проблематики. Для детализации оценочного суждения Захар Прилепин использует широкую систему речевых средств и приемов, направленных на репрезентацию ценностных смыслов в медиатекстах. В результате систематизации арсенала речевых средств мы определили, что они находят свое выражение на нескольких языковых уровнях: лексическом, морфологическом и синтаксическом.
Системный анализ используемых Прилепиным речевых средств позволяет говорить о том, что автор отбирает речевые средства не только для уточнения своей оценочной позиции, но и для интенсификации воздействия на читателя. Особенность коммуникативной манеры Захара Прилепина, определяющая эффективность его публицистики, заключается в провоцировании эмоциональных читательских состояний, схожих с авторскими.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что через постижение специфики созданного и многократно апробированного Захаром Прилепиным алгоритма текстопорождения, в результате которого интерпретация литературной ситуации соединяется с интерпретацией жизни, мы определили актуальную и эффективную технологию репрезентации ценностных представлений, созданную профессионалом речи. Наши выводы и наблюдения могут быть использованы при создании учебно-методических рекомендаций для студентов и современных журналистов, участвующих в формировании медийного арт-дискурса.


1. Арапова Н. С. Эвфемизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. М.,1990. С. 590.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. С. 341.
3. Бейненсон В. А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики// Вестн. Ниж. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород, 2014. Вып. 2. С. 418-421.
4. Борев Ю. Б. Эстетика: учебное пособие. М., 1988. С. 496.
5. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М., 2007. С. 247.
6. Бочаров А.Г. Вопросы литературы и искусства в газете. М., 1979. С. 44.
7. Вольф Е. М Функциональная семантика оценки. М., 2009. С. 280.
8. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 1996. С. 152.
9. Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №2. С. 28-31.
10. Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХI веков. Монография. Красноярск, 2012. С. 359.
11. Дускаева Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналистском культурно-просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета. №4/2014. С. 206-213.
12. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб. 2012. С. 274.
13. Ершов Ю. М. Методы познавательной деятельности публициста и жанры публицистики: диалектика взаимодействия. Автореферат дис. на соис. уч. степени канд. филол. наук. М., 1987. С. 32.
14. Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981. С. 111.
15. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики. Назрань, 2001. С. 197.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ