Введение 3
ГЛАВА I: КОРПОРАТИВНЫЕ ИЗДАНИЯ В СИСТЕМЕ СМИ 6
1.1. Понятие корпоративной прессы и историческая ретроспектива корпоративных изданий в опыте зарубежных и отечественных корпораций 6
1.2. Типология и функции современных корпоративных печатных изданий 12
1.3. Роль корпоративных медиа в структуре корпоративной культуры 18
1.4. Особенности дизайна отраслевых печатных изданий 20
ГЛАВА II: ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА ДИЗАЙНЕРОВ» 23
2.1. Корпоративное издание в системе СМИ 23
2.2. Тематическая концепция корпоративной газеты «Санкт-Петербургского Союза дизайнеров» 26
2.3. Композиционно-графическая модель корпоративной газеты «Союз» 31
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение 51
«Без эффективных коммуникаций между человеком, корпорацией и государством, основанных на доверительном диалоге, невозможно говорить об удовлетворении даже базовых потребностей общества»1. Развивающиеся практики создания корпоративных изданий сегодня показывают повышенный интерес компаний к корпоративной культуре. Большинство организаций используют корпоративные издания в качестве инструмента для продвижения товаров и услуг на рынке, а также для формирования благоприятного имиджа компании, как у клиентов, так и у сотрудников фирмы, организации, объединения и так далее.
Актуальность исследования обусловлена тенденцией современных компаний выпускать собственные корпоративные СМИ исходя из определенных, поставленных руководством фирмы, целей и задач. Учитывая повышенный интерес компаний к созданию цифровых корпоративных изданий, некоторые исследователи корпоративных медиа прогнозируют сокращение использования печатных форматов и переход изданий в веб-версии. Тем не менее, последние результаты исследований Ассоциации директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России (АКМР) показали, что на российском рынке корпоративных медиа большинство компаний все еще отдают предпочтение именно печатным корпоративным СМИ 2.
Изучение корпоративных медиа в России — относительно новая область исследования. Первые научные работы, посвященные этой теме, датированы 2000-ми годами. Вслед за стремительным развитием цифровых технологий в области СМИ появляются работы, в которых исследователи обращают внимание на процесс трансформации печатных корпоративных изданий в веб-сайты. В тени остается обратный процесс перехода изданий из интернет- версии в печатную или описание способов частичного заимствования структуры сайта для создания печатного издания. В силу этого новизна исследования определяется в постановке исследовательского вопроса: как разработать корпоративное издание, базируясь на существующем у компании веб-сайте, и способно ли печатное корпоративное издание конкурировать с его веб-версией? Возможно ли при определенных обстоятельствах считать печатное издание более эффективным форматом корпоративной коммуникации, чем его цифровой вариант?
Объект исследования — дизайн современных корпоративных изданий.
Предмет исследования — новые методы дизайн-проектирования для трансформации веб-сайта «Санкт-Петербургского Союза дизайнеров» в печатное корпоративное издание.
Цель исследования — разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель корпоративного печатного издания «Санкт-Петербургского Союза дизайнеров».
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю отечественных и зарубежных корпоративных изданий;
2. Проанализировать особенности дизайна корпоративных печатных изданий;
3. Разработать рубрикацию для концепции корпоративного издания;
4. Подготовить тематическую и композиционно-графическую модель печатного корпоративного издания.
Методологическая база исследования основана на методе визуального анализа особенностей дизайна корпоративных изданий и сайта организации, на методе конструирования, использованного для создания модульной сетки издания, а также на методах социологических наук и журналистики, в частности, экспертное интервью.
В теоретическую базу исследования вошли научные труды дизайнеров- графиков, дизайнеров шрифта, исследователей визуальной коммуникации (Кричевский В., Феличи Д., Брингхерст Р., Чихольд Я., Мюллер-Брокманн Й., Рудер Э., Херлберт А., Гордон Ю., Золотарев Д., Белько Т.) и работы по журналистике и корпоративной коммуникации Кривоносова А., Петропавловской Ю., Абрамовой А., Чемякина Ю., Мурзина Д., Рыжиковой Л., Мешкова А.
Эмпирическую базу исследования составили два печатных издания: газета об искусстве «The Art Newspaper Russia» и газета для дизайнеров «4room» («Форум»).
Структура работы представляет собой две главы: теоретическую и практическую. В первой главе определяется понятие корпоративной прессы и прослеживается развитие корпоративных СМИ в зарубежной и отечественной истории, описывается современная типология корпоративных изданий в России, рассматривается роль корпоративной прессы в структуре корпоративной культуры и выявляются закономерности и тенденции в дизайне современных печатных изданий по направлению «искусство и культура».
Во второй главе описывается тематическая и композиционно-графическая модель корпоративной газеты «Союз».
В заключении кратко изложены основные выводы исследования. Приложение включает в себя спроектированный макет дизайн-концепции корпоративной газеты «Союз».
Модель корпоративной прессы в отечественной истории с самого возникновения отличалась от своих западных предшественников. Со времен появления первых в России корпоративных изданий произошли существенные изменения: от заводских «многотиражек» и стенгазет до современных газет, журналов и сайтов. Существующие определения корпоративных СМИ показали, что главной отличительной особенностью таких изданий будет наличие учредителя в лице компании, корпорации, некоммерческой организации и других общественных объединений.
Корпоративные издания — это часть корпоративной культуры, которая важна для каждой организации. В этом отношении газеты и журналы корпорации играют существенную роль для решения стратегических задач руководства компании. Сегодня рынок корпоративных изданий в России стремительно расширяется. Практически в каждой крупной организации выпускают газету, журнал (или его электронную версию). В связи с множеством задач, которые решают корпоративные СМИ, появляется широкая палитра типов такой прессы. Каждый тип корпоративного издания имеет свои специфические особенности. В зависимости от направления деятельности организации корпоративное СМИ может стать частью отраслевой периодики.
Огромное количество существующих корпоративных изданий ставит перед дизайнерами и редакторами сложную задачу: им необходимо привнести в концепцию издания что-то новое и в то же время функциональное, привлекая тем самым внимание требовательной аудитории. При этом обязательным условием является использование элементов фирменного стиля организации: фирменной символики (логотипа) и корпоративных цветов (иногда достаточно лишь первого).
В данной работе мы рассмотрели особенности дизайна газет, посвященных тематике культуры и искусства. По нашим наблюдениям, в таких изданиях особое внимание уделяется внешнему облику: дизайнеры используют различные приемы верстки, изобретательно подходят к работе над системой выделения информации, демонстрируют творческий подход к разработке общей стилистической концепции. Содержательная сторона отличается своей узкой тематической направленностью.
В работе мы изучили историю развития зарубежных и отечественных корпоративных СМИ, определили границы современного понимания корпоративной прессы и роль корпоративных изданий в структуре корпоративной культуры. Анализ эмпирической базы исследования помог нам выявить специфические особенности дизайна газет по теме искусства и культуры. Все это позволило сформировать основу концепции газеты «Санкт- Петербургского Союза дизайнеров».
Для формирования тематической концепции и композиционно-графической модели газеты «Союз» мы провели экспертное интервью с Председателем Правления «Санкт-Петербургского Союза дизайнеров», проанализировали официальный сайт, структуру и фирменный стиль организации.
Корпоративная газета «Союз» спроектирована для существующей некоммерческой общественной творческой региональной организации «Санкт-Петербургский Союз дизайнеров» на основе их официального сайта. Проектирование корпоративной газеты, построенное на частичном заимствовании содержания и визуального оформления сайта организации, создает предпосылки к формированию нового метода конструирования композиционно-графической модели и тематической концепции печатного издания. Этот метод формируется под влиянием медиаконвергенции, для которой характерно смешение разных технологий и их использование на единой платформе. В этих условиях, а также учитывая особенности восприятия информации на бумажном носителе и в виртуальной среде, мы разработали новую навигационную систему и представили ее в макете.
Навигационная система основана на информационной архитектуре сайта и содержит в себе элементы веб-верстки. Ее использование решает проблему ориентирования читателя в газете и позволяет изданию отойти от традиционной системы рубрикации в печатных СМИ.
Печатное издание «Союз» представляет собой специфический формат информационной корпоративной площадки, способный в некоторых случаях конкурировать с сайтом организации. Особенностью газеты как эффективного способа корпоративной коммуникации является ее фиксация на материальном носителе, что дает возможность непосредственного (без использования технических средств) контакта издания с читателем. Еще одним преимуществом печатного корпоративного СМИ является возможность использования вариаций в верстке. Например, для тематических и юбилейных номеров, а также специальных выпусков.
Тематическая и композиционно-графическая модель газеты «Союз» учитывает корпоративную направленность издания, особенности разработки современных печатных СМИ и отвечает интересам целевой аудитории. Разработанная система рубрикации полностью поддерживает структуру сайта организации. Дизайн газеты соответствует фирменному стилю «Санкт- Петербургского Союза дизайнеров» и своему функциональному предназначению. Введение новых способов ориентирования в газете демонстрирует возможность органичного внедрения навигационных элементов веб-верстки в печатные издания.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М, 1974. — 392 C.
2. Абрамова А. В. Становление корпоративной прессы на Западе и в России: Сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского Университета Серия 9. 2010. Вып. № 1. — С. 236-242.
3. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 2011. — 262.
4. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М, 2006. — 432 C.
5. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М, 1970. — 272 C.
6. Духина. Т. Н. Интерпретация корпоративной идентичности в современной западной социологии управления. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Вып. № 2-2, том 8. — С. 98-102.
7. Есин Б. И. История русской журналистики (1703—1917) // Учебно-методический комплект (Учебное пособие). М. 2000. — 249 С.
8. Золотарев Д. А., Белько Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Вып. № 2-1, том 13. — С. 215-220.
9. Играев. Б. А. Корпоративные издания: типологические и профильные особенности. // Известия Тульского государственного университета. Серия гуманитарные науки. 2011. Вып. № 3-1. — С. 192-202.
10. Играев. Б. А. Корпоративные СМИ и коммуникации в бизнес- процессах. // Известия Тульского государственного университета. Серия гуманитарные науки. 2012. Вып. № 1-1. — С. 15-19.
11. Иттен И. Искусство формы. М, 2011. — 136 C.
12. Иттен И. Искусство цвета. М, 2007. — 96 С.
13. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб, 2015. — 240 С.
14. Клее П. Педагогические эскизы. М, 2005. — 56 C.
15. Корпоративные медиа: общая статистика и бюджеты. [Электронный ресурс]. — URL: http://corpmedia.ru/docs/issledovanye-corpmedia- short.pdf
...