Введение 3
Глава 1. Рассмотрение потребности Санкт-Петербурга в объектах транспортной инфраструктуры в стратегии устойчивого развития города 5
1.1. Теоретические основы устойчивого развития города 5
1.2. Санкт-Петербург в стратегии устойчивого развития 7
1.3. Потребность Санкт-Петербурга в объектах транспортной инфраструктуры 9
Глава 2. Изучение возможности редевелопмента территорий под объекты транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (Россия) и Брно (Чехия) 11
2.1. Редевелопмент территорий под объекты транспортной инфраструктуры на примере Брно 12
2.2 Изучение возможности редевелопмента территорий под объекты транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга 15
Глава 3. Анализ факторов привлекательности территорий накопленного экологического ущерба для преобразования на примере Брно 19
3.1 Определение территорий, требующих функционального преобразования 19
3.2 Рассмотрение структуры существующих и преобразованных территорий 22
Глава 4. Изучение возможности применения опыта редевелопмента Брно (Чехия) в Санкт-Петербурге (Россия) 27
Заключение 31
Литература 32
Развитие транспортных коммуникаций является ключевым вопросом настоящего и будущего времени для всех городов мира. Всестороннее развитие города всегда тесно связано с решением существующих транспортных проблем и определением перспектив развития транспортной сети, что, прежде всего, должно способствовать транспортной разгрузке. В настоящее время, в различных городах и в Санкт-Петербурге, в частности, наблюдается нехватка пространства для строительства, в общем, и для строительства транспортной сети, в частности. Однако, в большом количестве городов, как и в Санкт- Петербурге, существует множество депрессивных территорий, не используемых в настоящее время, которые можно и нужно использовать для строительства новых или реконструкции существующих объектов, в том числе и объектов транспортной инфраструктуры. Пока продолжается глобальная экономическая стагнация, снижаются инвестиции, многие предприятия исчезают или перемещаются в страны с дешевой рабочей силой - появляются новые депрессивные территории, и в настоящее время требуется их устойчивая перепланировка. Одним из способов решения проблемы развития транспортной инфраструктуры является редевелопмент депрессивных территорий.
Целью данной работы является проведение анализа факторов привлекательности территорий редевелопмента для объектов транспортной инфраструктуры Санкт- Петербурга (Россия) и Брно (Чехия). Такой анализ позволит выяснить, какие именно депрессивные территории возможно использовать для создания объектов транспортной инфраструктуры, какие факторы влияют на эту возможность. Путем сравнения с Брно (Чехия) можно выяснить, какие факторы будут определяющими. Именно Брно был выбран для проведения такого анализа в силу нескольких важных причин. Брно, как и Санкт-Петербург, является городом с социалистическим прошлым, то есть в городе существуют такие же проблемы, как и у Санкт-Петербурга, связанные с необходимостью использования заброшенных территорий для дальнейшего развития города. Также, в Брно уже успешного реализованы несколько важных проектов перестройки неиспользуемых территорий, что позволит решить несколько важных задач, которые были поставлены для проведения анализа факторов привлекательности таких территорий.
Во-первых, необходимо рассмотреть потребность Санкт-Петербурга в объектах транспортной инфраструктуры в стратегии устойчивого развития города. Так, в стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года генеральной целью является «обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности». В условиях данной стратегии, улучшение транспортной инфраструктуры является приоритетным направлением развития города.
Во-вторых, важно изучить возможность редевелопмента территорий под объекты транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (Россия) и Брно (Чехия). Уже существуют действительно успешные проекты редевелопмента как в нашей стране, так и в других странах. В Санкт-Петербурге интенсивно развивается редевелопмент заброшенных территорий, реализовано множество крупных проектов в этой сфере, среди которых самыми известными и успешными являются: Лофт проект «Этажи», МФК «Треугольник 1880, 1-й Двор», бизнес-центр «Бенуа», Креативное пространство «Ткачи».
В-третьих, для проведения анализа необходимо изучить факторы привлекательности территорий редевелопмента на примере Брно, который схож с Санкт-Петербургом в контексте данной работы, как социалистическим прошлым, так и наличием схожих транспортных проблем. Брно также является вторым по величине городом в Чешской республике, и в нем уже реализован крупнейший проект перестройки железнодорожного узла «Европойнт Брно» (Europoint), для создания которого были использованы заброшенные и депрессивные территории, требующие функционального преобразования.
Заключительной задачей является изучение возможности применения опыта редевелопмента Брно (Чехия) в Санкт-Петербурге (Россия). Как уже указано выше, два города в значительной мере схожи, и применение опыта успешно реализованных проектов является важным пунктом осуществления проектов редевелопмента в Санкт-Петербурге, особенно в контексте развития транспортной инфраструктуры.
В ходе исследования и комплексного решения поставленных задач необходимо оценить привлекательность территории «серого» пояса Санкт-Петербурга, определить возможность реконструкции промышленных территорий под объекты транспортной инфраструктуры города, определить наиболее значительные факторы, применимые к транспортной инфраструктуре.
Исследование выполнило свою главную цель. Был проведен анализ факторов привлекательности территорий редевелопмента под объекты транспортной инфраструктуры. Для Санкт-Петербурга и Брно был проведен анализ заброшенных территорий, требующих функционального преобразования, были выявлены факторы привлекательности таких территорий. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Выявлена потребность Санкт-Петербурга в объектах транспортной инфраструктуры в контексте стратегии устойчивого развития города. В частности, была замечена нехватка объектов транспортной инфраструктуры в районах, где площадь территорий, требующих функционального преобразования, является наибольшей среди остальных районов;
2) В результате изучения возможности редевелопмента территорий под объекты транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Брно обнаружилось, что фактор транспортной доступности территорий является наиболее важным. Редевелопмент территорий под объекты транспортной инфраструктуры будет увеличивать привлекательность прилегающих территорий, требующих функционального преобразования;
3) Анализ факторов привлекательности территорий редевелопмента на примере Брно показал, что объекты накопленного экологического ущерба с большей вероятностью будут преобразованы, если они расположены в привлекательных районах с высоким экономическим потенциалом и хорошим транспортным сообщением, и наоборот, если они расположены в менее благополучных периферийных районах;
4) Опыт редевелопмента в Брно показал, что преобразование территорий в Санкт- Петербурге требует участия административных ресурсов, городским властям необходимо создавать объекты транспортной инфраструктуры на территориях, требующих функционального преобразования, что будет стимулировать развитие «серого» пояса.
Нормативно-правовые акты:
1. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017).
2. Приложение 1 к Закону Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» от 12 мая 2008 года № 274-44.
3. Закон Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга" и Закон Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт- Петербурга" от 19 апреля 2017 № 221-39.
4. Закон Санкт-Петербурга о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Экологический кодекс Санкт-Петербурга" и о признании утратившими силу отдельных законов Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 № 209-38
Учебники и учебные пособия:
1. Воропаева Г.М. Повестка дня на 21 век // Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт- Петербурге в 1999 году. - СПб., 1999. - с.
2. Голубецкая Н.П. Сбалансированное природопользование в условиях переходной экономики. - М.: НИА-Природа, 2000. - 168 с.
3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: Учебник / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Сов. спорт, 2008. - 280 с.
4. Гущин А.Н. Теория устойчивого развития города: учебное пособие. УралГАХА: 2011. - 131 с.
5. Дергунов С. Инженерные сооружения в транспортном строительстве: учебное пособие. ОГУ, 2014. - 184 с.
6. Ксенофонтов Б.С. Промышленная экология: Уч. пос. / Б.С. Ксенофонтов, Г.П. Павлихин, Е.Н. Симакова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
7. Марфенин, Н.Н. Устойчивое развитие человечества / Н.Н. Марфенин. - М.: МГУ, 2007. - 624 с.
8. Тетиор А.Н. Городская экология. 3-е изд., стер. - М.: 2008. - 336 с.
9. Тетиор А.Н. Устойчивое развитие. Устойчивое проектирование и строительство Москва: НИА-Природа, 1998. - 310 с. : ил. - Б. ц.
10. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2013.— 411 с.
11. Чистобаев А.И., Рафиков С.А. и др. Индикаторы устойчивого развития для Санкт- Петербурга, СПб., 2001. - 20 с.
...