Введение 3
Глава 1. Понятие редизайна и анализ рынка местной прессы 5
1.1 Определение редизайна, его принципы. Алгоритм разработки композиционно-графической модели издания 5
1.2 Анализ рынка местной прессы Кировского района Ленинградской области 17
Глава 2. Разработка редизайна для газеты «PRO Отрадное» 26
2.1 История изменения облика издания 26
2.2 Осуществление редизайна газеты «PRO Отрадное» 34
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 52
В интернет-эпоху печатные СМИ теряют свою конкурентоспособность на рынке медиа и рекламы. Рекламодатели уходят в сеть, что, в свою очередь, влияет на прибыль печатных изданий. Для местных изданий Ленинградской области эта проблема усугубляется тем, что читатели предпочитают областной прессе газеты Санкт-Петербурга. Издания Ленинградской области выглядят менее привлекательно в глазах аудитории, чем СМИ Санкт- Петербурга, следовательно, требуют изменений. Актуальность нашей работы продиктована этими тенденциями современного медиа рынка. Данная проблема касается и газеты «PRO Отрадное», которую мы выбрали объектом работы. Исследуемая нами газета уже осуществляла редизайн, однако, мы полагаем, что он не соответствует запросам аудитории. Для привлечения внимания медиапотребителя, печатным СМИ необходимо конструировать навигацию по печатному тексту так, чтобы она была максимально простой, и делала чтение бумажной версии более удобным, чем посещение сайта.
Редакцией газеты была поставлена задача вновь осуществить редизайн, чтобы заинтересовать читателя внешним обликом.
Новизна нашей работы определяется тем, что изменение облика «PRO Отрадное» ранее не осуществлялось комплексно.
Объект данной работы - информационно-аналитическая газета «PRO Отрадное». Предмет - дизайн данного издания.
Цель нашей работы - осуществить редизайн газеты «PRO Отрадное».
Для выполнения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение редизайну, исследовать литературу о принципах редизайна и разработке композиционно-графической модели печатного периодического издания;
2. Исследовать рынок местной прессы;
3. Изучить дизайн «PRO Отрадное» и историю его изменений;
4. Разработать новую композиционно-графическую модель издания, которая будет соответствовать современным тенденциям развития печатного рынка; Осуществить редизайн на примере 1 номера печатного выпуска.
Научно-методической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблеме дизайна и редизайна: Д. А. Носаев, В. В. Тулупов, А. Ю. Тышецкая, Я. Чихольд, С.И. Галкин, К. Фрост, В. В. Волкова, И.Н. Табашников, В.В. Скоробогатько, А. Ф. Цырфа, И.Ю. Мясников.
Эмпирическую базу исследования составили материалы газет Кировского района Ленинградской области: «Ладога», «Ладога Инфо», «Невский исток», «Неделя нашего города», «Отрадное вчера, сегодня, завтра», «PRO Отрадное».
В рамках нашей работы в первой главе применяется метод исследования, а во второй - композиционно-графического моделирования Тулупова и частично матричного конструирования издания Мясникова. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, а также заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе дается определение редизайну, выявляются его принципы, а также алгоритм построения композиционно-графической модели издания. Кроме того, приводится анализ рынка местной прессы Кировского района Ленобласти.
Вторая глава посвящена редизайну газеты «PRO Отрадное». Редизайн будет выполняться на основе алгоритмов по изменению дизайна из материалов первой главы.
Необходимо отметить, что выполнение поставленной редакцией задачи (осуществить редизайн), заведомо ограничено условиями: формат газеты, способ печати, присутствие рекламы, отсутствие хорошего фотоконтента. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы.
В нашей работе мы выполнили все поставленные перед нами задачи: дали определение редизайну и исследовали его принципы, выработали алгоритм разработки композиционно-графической модели печатного периодического издания, исследовали рынок местной прессы, детально изучили историю смены облика газеты «PRO Отрадное», разработали новую композиционно-графическую модель для данного издания, а также элементы оформления. В итоге нам удалось успешно провести редизайн газеты на примере 1 номера.
Перед нами стояла сложная задача, поскольку мы имели дело с существующим изданием, производство которого мы менять не могли. Редакция задала нам определенные технические параметры (качество бумаги, способ печати, типовое качество иллюстративного материала, обязательное наличие рекламных блоков). Несмотря на это, мы смогли разработать дизайн, отвечающий современным тенденциям печати.
Мы модернизировали оформление газеты, теперь она отвечает запросам «рассматривающего» читателя: преобладает большое количество текстографических блоков различных видов (анонсы, цитаты, сервис-блоки, контекстная информация, досье, списки и др.). Новый дизайн позволит читателю экономить своё время - просматривая номер, оформленный в разработанном нами стиле, читатель сможет быстрее сориентироваться в информационном поле газеты и понять, что важно и интересно именно для него. Нам удалось реализовать один из главных принципов редизайна - облегчить понимание читаемого. Для этого мы внедрили пакетный способ подачи информации.
Трансформацию претерпел сам подход к формированию содержания, что также является реализацией одного из ключевых принципов редизайна. Новая концепция заключается в наполнении газеты большим количеством информативных, легко и просто сверстанных блоков. Концепция использования пробельных элементов дает отдохнуть взгляду медиапотребителя.
Кроме того, осуществленный нами редизайн призван упростить работу дизайнера и журналистов: упорядоченность использования шрифтов, иллюстраций, текстов приведет к более слаженной работе журналистов, дизайнеров. Также это вырабатывает у потребителя «системный» подход к чтению публикуемых материалов.
Теперь журналист, подготавливая материал, может пользоваться большим выбором инструментов выделения в тексте важных деталей. Разработанные в едином стиле 4 типа врезок («контекст», «проблема», «вопрос», прямая цитата) могут стать формообразующими при создании текста.
Нами были разработаны рекомендации по оформлению информационных полос в рамках формирования новой коммуникативной стратегии издания - полосы газеты как удобного сервиса для читателя.
Разработанные нами типовые схемы разворотов и ряд макетов- шаблонов для двух видов полос позволят редакции оптимизировать процесс верстки газеты.
Исследование показало, что местная пресса востребована, а значит, коммуникация «читатель-газета» не уходит в прошлое. Жители города заинтересованы в локальной информации. Следовательно, печатные СМИ все еще актуальны как рекламная площадка для любых продуктов.
Мы надеемся, что предлагаемые нами изменения визуального образа газеты приведут к повышению доходов издания и исправят плачевную финансовую ситуацию. Наш дизайн будет выигрышно смотреться на рынке Кировского района, где при прочих равных, дизайн всей прессы - устаревший. Поэтому рекламодатели с большей долей вероятности выберут «PRO Отрадное».
1. Ассоциация коммуникационных агентств России. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2016 году. URL: http: //www. akarussia. ru/knowledge/market_size/id7363
2. Вершинин В. А. Практика использования метода эксперимента в моделировании изданий // Вестн. Томского гос. ун-та. Вып. 6(26)/2013.
3. Виннийчук А.В. Городские газеты: исторический, классификационно-типологический и содержательный аспекты: на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области // Автореферат диссертации. Ростов-на-Дону: 2009.
4. Газета «PRO Отрадное» №7 (431) от 26 февраля 2016 года.
5. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: 2004.
6. Киселев А.П., Ситников В.П. Шрифтовое оформление. Дизайн периодических изданий. М.: 2004.
7. Корконосерко С. Г. Введение в журналистику. Уч. пособие. М.: 2011.
8. Лизунова И. В. Чтение в структуре современного медиапотребления // Библиосфера. Вып. 5/2012. С. 62-67.
9. Мясников И.Ю. Дискурс газеты в жанрах речи. Специфика дискурса печатного издания. Описательная модель речевого жанра. Томск: 2006.
10. Мясников И.Ю. Экспериментальное применение методики проблемно-ориентированного моделирования корпоративного издания // Вестн. Томского гос. ун-та. Вып. 4(12)/2010. С. 118-125.
11. Мясников И.Ю., Мясников Ю.Н. Матричное комплексное проектирование газет и журналов как специализированная методика управления проектами // Вестн. Томского гос. ун-та. Вып. 3(23)/2013. С. 107-115.
12. Носаев Д. А. Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических изданий (на примере газет Краснодарского края) // Диссертация. URL: http://docspace.kubsu.ru/docspace/bitstream/ handle/1/351/,n,HccepT^M%20Hocae B.doc?sequence=1
13. Носаев Д. А. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Вып. 3 (105) / 2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-graficheskoy- modeli-gazety
14. Павленко Е. А., Плетнева. Л. Г. Модульные сетки в полиграфических изданиях URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/f21/pavlenko_e_a_pletnyeva_l_g_modulnye _setki_v_poligraficheskikh_izdaniyakh.pdf
15. Перечень СМИ в избирательной комиссии Ленинградской области 2014 года. URL: http://www.leningrad-reg.izbirkom.ru/etc/010716_psmi_2_version.rtf
...