Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жаргонная лексика в молодежном сериале: функциональный и лингвокультурологический аспекты

Работа №132334

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Жаргон. Молодежный жаргон определение понятия 7
1.1 Понятие жаргона 7
1.1.1 Жаргон и сленг. Жаргон и арго. 9
1.1.2 Основные характеристики жаргона 10
1.1.3 Молодежный жаргон. Студенческий жаргон 11
1.2 Лексический состав жаргона и способы словообразования жаргонизмов 13
1.2.1 Источник пополнения жаргона 13
1.2.2 Лексический состав жаргона 18
1.2.3 Словообразование жаргонизмов 19
1.3 Функционирование жаргонизмов в молодежном сериале 23
1.3.1 Кинотекст: определение понятия. 26
1.3.2. Молодежный сериал: языковые особенности. 28
1.3.3. Лексика как средство характеристики героев 31
Выводы к первой главе: 35
Глава 2. Молодежный жаргон в кинотексте. 37
2.1 Жаргонизмы: лексико-семантический, функциональный, лингвокультурологический аспекты в сериале «Филфак» (2017) 37
2.1.1. Принципы классификации молодежной лексики в кинотексте 39
2.1.2. Тематические группы жаргонных слов и выражений. 42
2.1.3. Морфологические характеристики и этимология жаргонизмов в сериале «Филфак» 46
2.1.4 Функции жаргонизмов в сериале «Филфак» 57
2.1.5 Жаргонизмы в лингвокультурологическом аспекте. 58
2.2 «Языковая личность героя»: гендерный аспект. 60
2.2.1 Жаргонизмы в речи героев. 60
2.2.2 Языковая личность персонажей сериала «Филфак». 62
Выводы ко второй главе. 68
Заключение
Список источников и литературы 73
Приложение 79

Студенческий жаргон является неотъемлемой частью языковой системы, он присутствует во всех культурах, поэтому исследование студенческого жаргона необходимо для международной коммуникации. Знание студенческого жаргона позволяет охарактеризовать мышление и мировоззрение молодежи той или иной страны. Изучение русских жаргонизмов на фоне молодежных телесериалов помогает понять культуру российской студенческой молодежи, использующей жаргон.
Молодежный жаргон меняется чрезвычайно быстро, так как отражает последние тенденции в языке и речи. Именно поэтому исследование молодежного жаргона особенно актуально: изучение жаргонизмов позволяет понять происходящие в языке процессы. В настоящее время изучение молодежного жаргона, в том числе жаргонизмов студенческой молодежи, является одной из интереснейших областей лингвистики. Молодежный жаргон рассматривают с различных точек зрения: исследуются особенности его формирования и функционирования (Н.Н. Беседова, И.А. Грачев, Г.Г. Никитина).
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение жаргонизмов студенческой молодежи является одной из интереснейших областей лингвистики. Изучение молодежного жаргона, который отражает последние тенденции в языке и речи, помогает понять происходящие в языке процессы. Самые новые обновления в языке приходятся на разговорную лексику, в том числе и молодежную. Несмотря на большое количество работ, посвященных ее изучению, существует много вопросов, требующих дополнительного и досконального разбора. Исследование дает представление о речи молодежи и о процессах, которые происходят в лексике (на примере речи студентов в современном молодежном сериале).
Научная новизна. Несмотря на появившееся в последнее время значительное количество исследований, посвященных жаргонной речи и молодежному жаргону, многие относящиеся к данной тематике проблемы нуждаются в дальнейшей разработке, в частности – функционирование жаргонизмов в речи студенческой молодежи и их особенности в разных языках.
Объект: исследования: жаргонизмы студенческой молодежи.
Предмет: функциональные и лингвокультурологические особенности жаргонизмов в речи студенческой молодежи.
Цель исследования – используя лингвокультурологический подход к изучению лексического состава молодежного жаргона, выявить особенности функционирования жаргонизмов в русском языке в кинотексте молодежного сериала.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1) определить понятие «жаргон», «студенческий молодежный жаргон», установить место студенческого молодежного жаргона в системе современного русского языка;
2) выявить основные лексико-семантические группы студенческого молодежного жаргона;
3) cоставить портрет языковых личностей героев телесериала на основе употребления ими жаргонных единиц;
4) рассмотреть особенности функционирования этих групп.
Гипотеза:
1. Жаргонизмы, активно функционирующие в речи современной студенческой молодежи, составляют неотъемлемую часть студенческой разговорной речи.
2. Границы между студенческим и молодежным жаргоном не являются чёткими, наиболее активно используются разговорная лексика из тематических групп жизни, быта, любви, что отражено в языке современных молодежных сериалов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В каждой обособленной социальной группе, такой как студенческая, которая использует жаргонную лексику, существует разделение речи на тематические группы, относящиеся к разным сторонам жизни; изучение этих групп позволяет определить сферу функционирования жаргонизмов.
2. Популярные жаргонные слова и выражения формируют языковую картину молодежного общества.
3. Современный телесериал можно рассматривать с лингвистической точки зрения в качестве материала для исследования групп жаргонных слов и выражений, определения понятия «языковая личность» и выявления лингвокультурологического аспекта молодежного жаргона.
4. Выявление популярных жаргонных слов и выражений в молодежном сериале позволяет определить тенденции в языке молодежи.
5. На основании жаргонного лексикона персонажа сериала можно обрисовать языковую личность современного молодежного человека, определить его осознаваемый социальный статус, кругозор и оценить эмоциональную стабильность.
6. В последнее время речь женщин имеет тенденцию к огрублению речи, становится все более жесткой и техничной.
Научные методы: описательный, семантический анализ, сопоставительный и типологический.
Теоретическая значимость работы состоит в определении функциональных и лингвокультурологических особенностей молодежного студенческого жаргона, а также в разграничении понятий «молодежный жаргон» и «студенческий жаргон».
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в обучении при совершенствовании коммуникативных навыков в разговорной молодежной среде иностранных студентов, изучающих русский язык. Высокая частотность жаргонизмов в современном молодежном дискурсе, снижающая культурноречевой уровень окружающей студентов-иностранцев языковой среды и при этом осложняющая усвоение ими живой русской речи, значительно затрудняет изучение иностранцами разговорной молодежной лексики. Решением этой проблемы может стать сбор актуального материала о процессах образованиях новых жаргонных слов и выражений, ориентированный на изучающих русский язык как иностранный и позволяющего пользователю сформировать навыки правильного восприятия субстандартных русских лексем названного разряда.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Язык существенно изменяется ежегодно, ежечасно, ежесекундно прямо на наших глазах. Перемены в языке есть зеркальное отражение событий и процессов, происходящих в обществе. Молодежный жаргон является показателем развития и обновления общенародного языка.
Жаргон есть неотъемлемой частью разговорной речи, даже такие именитые писатели, как А.С. Пушкин, которого считают родоначальником русского литературного языка, и в дружеских письмах, и в сочинениях свободно использует слова из разных слоев русской лексики: «…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Следовательно, нельзя относиться к жаргонной лексике, как к явлению, которое только снижает уровень вербального общения.
В диссертационной работе на основе современного молодежного сериала «Филфак» 2017 года выпуска был произведен анализ культуры и речи молодого поколения по общеразговорному социолекту – жаргону, отличающимся специфической лексикой и фразеологией, обладающим высоким уровнем экспрессивности и особым использованием лексем.
Основные итоги выполненной работы заключаются в следующем:
– С помощью жаргона молодые люди стараются обособиться от остального социума, утвердить себя как личность и закрепиться в новом обществе. Жаргон несет функцию обособления, что означает наличие слов и выражений, понятных только данной субкультуре, что подтверждает вывод об отходе молодежи, использующей жаргон, от общепринятых правил. Этим объясняется популярность жаргона среди молодого поколения.
– Языковой портрет современной молодежи, основанный на анализе жаргона, представляется наиболее актуальными, так как жаргон – часто меняющаяся ветвь русского разговорного языка, она постоянно претерпевает изменения, вбирает все новые тенденции человеческой деятельности и отражает все новые аспекты жизни людей.
– Основной характеристикой людей в возрасте от 18 до 25 лет является отказ от консервативных мыслей, протест против авторитетов и установление жизненных принципов, основанных на собственном опыте. Жаргон имеет высокий уровень экспрессивности и постоянно изменчив, он противостоит нормированному языку; изучение современного состояния языка неизбежно должно включать изучение жаргона.
– Жаргон подразделяется на различные тематические группы, соответствующие интересам молодых людей. На основании тем, волнующих молодых людей, можно заключить, что представляет собой культура молодежи и определить область функционирования жаргонизмов. В нашей работе основными функциями жаргонной лексики является номинация, адаптация, коммуникация, опознавание, рекреация, преодоление страхов, протест, самоутверждение.
– Молодежный сериал, как правило, приближен к языку молодежи и может служить средством его изучения. Сопоставительным анализом были выявлены различия между героями сериала в использовании ими субстандартных лексем русского языка. Так, жаргон гораздо чаще замечен в речи молодых людей, нежели девушек. Также установлено, что женский лексикон более приближен к мужскому, если в нем присутствует большое количество жаргонных единиц.
– Молодые люди и девушки в равной степени употребляют слова из тематических групп, таких как любовь, отношения, учеба, эмоции, быт, поведение. У молодых людей больше преобладает группа «Компьютер, интернет, игры», в то время как темы, интересующие девушек, не включают в себя жаргонные единицы.
В качестве рекомендаций по применению результатов диссертации рекомендуется включить жаргонную группу слов в состав программы обучения русского языка для студентов-иностранцев, так как жаргон занимает важное место в разговорной живой речи и усвоение жаргонных единиц поможет молодым людям быстрее освоиться в новой среде и легче принять языковые особенности русского языка.
Перспективы дальнейшей разработки темы состоят в продолжении изучения жаргона на основе другого молодежного сериала и сравнении результатов исследования для уточнения и расширения уже исследованного материала; в продолжении изучения уже имеющегося материала, предложении новых вариантов классификации жаргона; в изучении отрицательного влияния жаргона на литературную речь.



1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского литературного языка, М.: МГУ, 1956. 241 с.
2. Анисимова, Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. – 1992.–№1. – С. 71 – 79.
3. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка. – М.: Высшая школа, 1959. – 318 с.
4. Арнольд, И.В. Лексикология : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. –М.: Флинта: Наука, 2012. – 376 с.
5. Арустамова А. А. Современный молодежный сленг и особенности его функционирования: На материале речи студентов Республики Адыгея : автореф. дис. … канд. фил.наук : 10.02.01. –Майкоп, 2006. –260 с.
6. Астафурова, Т.Н.Телескопия: новый способ словообразования,О.Н. Сухорукова // Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. – 2006.–№ 5 –С. 182-185.
7. Балли, Ш. Французская стилистика. –2-е изд. –М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 492 с.
8. Виноградов, В. В.Избранные труды: Лексикология и лексикография.– М.: Наука, 1977. – 409 с.
9. Гловинская, М.Я. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX– XXI веков, Е.И. Галанова– М.: Языки славянских культур, 2008. – 712 с.
10. Гловинская, М.Я. Активные процессы в грамматике. Современный русский язык. – М.: Языки славянских культур, 2008.– 300 с.
11. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 2000. – 400 с.
12. Добродомов, И.Г. Из истории двух жаргонизмов: пацан и шкет на лексикографическом фоне // Политическая лингвистика. –2012. –№ 40. – С. 224-239.
13. Ефремова, М.А. Концепт кинотекста: структура и лингвокультурная специфика (На материале кинотекстов советской культуры) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 – Волгоград, 2004. – 185 с.
14. Жельвис, В.И. Стратегия и тактика брани: гендерный аспект проблемы // Доклады Первой Международной конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация». – М., 2001. – С. 180-187.
15. Зенина, Л.А. Словообразовательные модели в социальных диалектах : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19.–М., 2005 –183 с.
16. Иванов, В.В. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX века// МОН. – 1988. – С. 119-148.
17. Иванова, Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 .–Волгоград, 2001. – 16 с.
18. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Рус. яз. и лит.».–2-е изд.,перераб и доп. –М.: Просвещение, 1983. –223 с.
19. Коробейникова, Н.Н. Опыт социолингвистического анализа жаргонной лексики студентов //MagisterDixit. –2012–№1.–С.172 – 176.
20. Косякова Я.С. Особенности современного молодежного сленга, А. Мазовка// Молодой ученый. – 2017. – №22.1. – С. 14-16.
21. Курилович, Е. Очерки по лингвистике–М.: Издательство иностранной литературы, 1962. – 452 с.
22. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М.Лотман –Таллин: Ээстираамат, 1973. – 140 с.
23. Матюшенко, Е.Е.Наиболее употребительные семантические группы фразеологических единиц речи молодёжи // VIII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. – Волгоград, 2004. – С. 57–59.
24. Мизюрина, Т.В. Определение и общие характеристики понятия «жаргон», его роль в языке и культуре в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. –2013. – № 1 –С. 106–111.
25. Прохорова, В.Н.Полисемия и лексико-семантический способ словообразования в современном русском языке. Лекции по спецкурсу. – М.:МГУ, 1980. – 87 с.
26. Руденя, Ж.И. Жаргонная лексика в современном русском молодежном дискурсе и возможности ее представления в словаре для изучающих русский язык как иностранный : автореф дис. … канд. фил.наук: 10.02.01.–Воронеж, 2017. – 13-16 с.
27. Руденя, Ж.И. Об актуализации жаргонной лексики в молодежном дискурсе// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. –№ 9. – С.2.
28. Слышник, Г.Г. Кинотекст / М.А. Ефремова –М.: Водолей Publishers, 2004. –153 с.
29. Тихонова, Д.В. Понятие «языковая личность»: история возникновения, значение, типология // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы X Междунар. науч.–практ. конф.– Чебоксары, 2016. – № 3. – С. 112–116.
30. Тратникова, А.В. Понятие семантической деривации // Актуальные вопросы филологических наук: материалы III Междунар. науч. конф. –Казань, 2015. – С. 53-55.
31. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии / Пер. с нем. А. А. Холодовича; под ред. С.Д.Кацнельсона; послесл. А.А. Реформатского; вступ. ст. Л.А. Касаткина. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 352 с.
32. Федоров, А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование.–2000.–№ 2.–С. 33-38.
33. Харькова, Е.В. Способы словообразования в молодежном жаргоне русского языка, К.М. Амирханова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –2016.–№ 10–C. 161-163.
34. Шаховский, В.И. Коммуникативно-прагматический аспект экспрессивности–М.:Высшая школа, 1992. – 252 с.
35. Шевченко, О.В. Молодежная субкультура как объект лингвокультурологических исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена– 2009. –№27 – С. 241-248.

На английском языке:
36. Partridge E. Slang Today and Yesterday. – L., 1979. – 176
37. Ullmann S. The principles of semantics. Glasgow, 1957. – 346
38. Green. J. Slang Down the Ages: the Historical Development of Slang. 1993. 400
39. A Dictionary of Slang. Jargon & Cant. [Albert Barrère and Charles Godfrey Leland] 1889 ed. L.: OxfordUniversityPress. 2010. 560

Справочники и словари:
40. Словарь русского арго [Справочное издание] / В. С. Елистратов. –М.: Русские словари, 2000. –694 с.
41. Словарь социолингвистических терминов[Справочное издание] / под ред. Василевича Е.М.–М.: Инст-т языкознания РАН. 2006. –312 с.
42. Толковый словарь [Справочное издание] / Т. Ф. Ефремова.М.: Русский язык,2000 –1209 с.
43. Толковый словарь[Справочное издание] / Д.Н. Ушаков. – М.:Альта-Принт, 2005 –1216 с.
44. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Справочное издание] / М. Фасмер –М.:Прогресс, 1986-1987. – 4 т.
45. Энциклопедия социологии [Справочное издание] / Сост. А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

Электронные ресурсы:
46. Академик [Электронный ресурс] – Электрон. дан. –Б.м.: Академик – Режим доступа: https://dic.academic.ru, свободный. –Загл. с экрана.
47. Вокабула [Электронный ресурс] – Электрон. дан. –Б.м.: Вокабула – Режим доступа: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/, свободный. –Загл. с экрана.
48. Голованова, А.И. Студенческий жаргон как функциональная разновидность русского языка[Электронный ресурс] // Материалы межвузовской студенческой интернет-конференции (2003 г.) On-line версия–Электрон. дан. – Челябинск, 2003 –Режим доступа: http://konf-csu.narod.ru/2003/2003_07.htm–Загл. с экрана.
49. Наумов, В.В.. Лингвистическая идентификация личности [Электронный ресурс] / В.В. Наумов // Texts.News: Прикладная лингвистика. – Электрон. дан. –Б.м., 2006. – Режим доступа: http://texts.news/prikladnaya-lingvistika_1512/vozrastnoy-gendernyiy-aspektyi-yazyikovoy-59176.html–Загл. с экрана.
50. Пеллих, И.В. Молодежный жаргон как социальная разновидность речи. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. [Электронный ресурс] / И.В. Пеллих // Cyberleninka–Электрон. дан. – М., 2008 – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-sleng-kak-sotsialnaya-raznovidnost-rechi–Загл. с экрана.
51. Русский Викисловарь [Электронный ресурс] – Электрон. дан. –Б.м.: Викисловарь– Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki, свободный. –Загл. с экрана.
52. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс] – Электрон. дан. –Б.м.: Словарь молодежного сленга – Режим доступа: http://teenslang.su, свободный. –Загл. с экрана.
53. Шаркаева, И.М. Молодежный жаргон студенческой среды[Электронный ресурс] / И.М. Шаркаева // Docplayer–Электрон. дан. –Б.м., 2017 – Режим доступа: http://docplayer.ru/39278278-Molodezhnyy-sleng-studencheskoy-sredy-sharkaeva-i-m-ulgpu-imeni-i-n-ulyanova-pedagogicheskiy-fakultet-g-ulyanovsk.html–Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ