ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Исламские финансовые институты: религиозно – этические основы и мировой опыт
1.1. Религиозно этические основы формальных и неформальных институтов Исламских финансов.
1.1.1. Богатство и собственность в но мусульманском учении. Закят как один из пяти Столпов Ислама
1.1.2. Осуждение ссудного процента в исламском учении
1.2. Особенности и инструменты становления исламских финансовых институтов
1.3. Мировой опыт функционирования исламских финансовых институтов
1.3.1. Динамика развития исламского но банкинга
1.3.2 Мировой опыт развития исламского страхования
Глава 2. Формирование и проблемы развития исламских финансовых институтов в современной России
2.1. Сравнительный анализ общероссийских и исламских финансовых институтов.
2.2. Пути формирования исламского страхования в РФ
2.3. Пути формирования исламских финансовых институтов (на примере финансовых организаций и финансовых домов) в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, в условиях существования постиндустриального общества, существует большое разнообразие религий и но религиозных институтов, и все они оказывают влияние на различные сферы жизнедеятельности человека. Многие современные ученые считают актуальным влияние религии на социальную экономическую деятельность.
Взаимосвязь между религией и экономикой существует с древнейших времен. Влияние преобладающей в современном мире или преобладавшей в прошлом религии на массовое экономическое поведение отчетливо просматривается в современной экономике. Определенное религиозное влияние можно обнаружить в ценностях современной экономической идеологии и в установках массового экономического сознания – в господствующих представлениях о собственности, деньгах, о мотивах труда, роли государства, о соотношении справедливости и эффективности.
С другой стороны, невозможно исследовать прямую зависимость между религией и экономикой, когда феномены религиозной жизни но непосредственно порождали бы феномены экономические. Это привело бы к неоправданному сходству между религией и экономикой как двух разнокачественных и разнонаправленных сфер жизнедеятельности человека. В то же время считается возможным и необходимым исследовать зависимость между экономическими мотивами больших групп людей в той мере, в какой они определены их религиозными установками, и формами проявления этих мотивов в экономике. Вопросы религиозной этики относятся к неформальным институтам в рамках институциональной теории.
На данный момент в России проживает примерно 20 млн., мусульман – около 13 % населения но страны, следовательно спрос на исламские финансовые институты только возрастает.
Исламская экономика, или исламская экономическая модель, представляет собой систему хозяйствования, в основе которой лежат нормы и принципы мусульманского права. Однако в отличие от мусульманского права, которое регулирует отношения преимущественно в среде мусульман, исламская но экономическая модель адресована всему человечеству, а не только мусульманам или представителям других монотеистических религий — иудаизма и христианства, где, как известно, также, как и в исламе, запрещен ссудный процент. Основной целью исламской экономики является поиск альтернативного решения для актуальных проблем современности, прежде всего — в сфере финансов. При этом принципы и идеи исламской экономики не только стали достоянием ученых-теоретиков, и нашли применение на практике.
Информационной базой работы на заданную тему являются труды отечественных и зарубежных ученых: Беккина Р. И., Рязанова В. Т., Румянцева М. А., Лукина С. В., Раскова Д. Е., Олюнина С. В., Долгой но М. Г., Абрамовой но И. О., но Фукуямы но Ф., Муххамада Ю., Гизелл А., Вебера М., и других, а также данные периодической печати и сети интернет.
Цель работы –раскрыть проблему становления исламских финансовых институтов в России на примерах исламских банков, страховых институтов, выявить возможности и ограничения этого процесса.
Для достижения поставленной цели и получения результата решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать религиозно – этические основы и неформальные институты исламских финансов.
2. Выявить особенности и инструменты становления исламских финансовых институтов
3. Обобщить мировой опыт функционирования исламских финансовых институтов.
4. Провести сравнительны анализ общероссийских и исламских финансовых институтов.
5. Определить возможности и ограничения развития исламских финансовых институтов (на примере финансовых организаций) в России.
6. Раскрыть проблемы становления институтов исламского страхования в России.
Объектом исследования данной работы являются формальные и неформальные исламские финансовые институты.
Предметно исследования: формирование исламских институтов в российской экономике (на примерах исламского банкинга и страхования).
Научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в следующем:
• На основе исследования эволюции исламских финансовых институтов раскрыта сущность, принципы и отличительные особенности этих институтов в современных условиях, выявлены особенности и закономерности развития исламских финансовых институтов как потенциального фактора социально-экономического развития исламских стран;
• Систематизированы взгляды теоретиков исламской экономической модели на роль исламских но финансовых институтов в обеспечении устойчивости кредитной и финансовой системы страны в кризисных ситуациях. Ha основе приведенных в работе примеров доказывается, что эта модель может быть использована и другими неисламскими странами.
• Доказано, что применение исламских принципов банковского дела связана с повышением роли исламских финансовых институтов на этапе перехода к рыночным отношениям, с учётом их высокой устойчивости и сопротивляемости к транснациональным но корпорациям, а также направления использования кредитных ресурсов и перспективы расширения сегмента исламских банков в экономике РФ.
Практическая значимость исследования.
• Заключается в ориентации но научных положений об особенностях функционирования исламской экономической модели и современного исламского банкинга и страхования на разработку стратегии развития финансовых институтов и повышения их роли в становлении рыночных отношении в РФ.
• Теоретические выводы и практические рекомендации могут использоваться органами законодательной и исполнительной власти России и стран СНГ в интересах политики - экономической прагматики и обосновании конкретных экономических и политических действий, а также при разработке стратегии развития но банковского сектора национальной экономики.
• Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при реализации в России отдельных идей и создании исламских финансовых институтов, доказавших свою эффективность в других регионах и странах (в том числе немусульманских).
• Использование исламских методов финансирования в работе банков позволит придать устойчивость финансовой системе государства. Создание исламских финансовых институтов и использование но исламских методов но финансирования в российских регионах.
Публикации. Результаты научного исследования были представлены и получили одобрение на научно-практических и теоретических конференциях По теме диссертации опубликована 1 статья в рецензируемом издании журнала Бенефициар (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Диссертационная работа изложена на .. страницах машинописного текста, содержит 10 рисунков и 6 таблиц.
В первой главе «Религиозно этические основы и мировой опыт Исламских финансовых институтов» рассмотрены: религиозно этические основы формальных и неформальных институтов Исламских финансов, Особенности и инструменты становления исламских финансовых институтов и мировой опыт функционирования Исламских финансовых институтов.
Во второй главе «Формирование и проблемы развития исламских финансовых институтов в современной России» обобщены материалы по исламским финансовым институтам в России, дан сравнительный анализ общероссийских и исламских финансовых инструментов. Выявлены возможности развития и ограничения исламских финансовых институтов России (на примере исламских финансовых домов).
Рассмотрев религиозно этические основы формальных и неформальных институтов Исламских финансов, выявив особенности и инструменты становления исламских финансовых институтов, обобщив мировой опыт функционирования исламских финансовых институтов, проведя сравнительный анализ общероссийских и исламских финансовых институтов, определив возможности и ограничения развития исламских финансовых институтов (на примере финансовых организаций) в России и раскрыв проблемы становления институтов исламского страхования, автор считает целесообразным сделать краткие выводы по каждому из приведенных параграфов:
1. Религиозно этические основы формальных и неформальных институтов Исламских финансов:
В работе были рассмотрены основные неформальные институты Ислама такие как «риба», которая категорически осуждается Кораном, в дословном переводе обозначает – приращение и ее виды: риба «ан-наси'а» (долговая риба) и риба «ал-фадл –ибд» (излишек) и закят – религиозный мусульманский налог или вид благотворительности, который предписан каждому мусульманину.
Можно сделать вывод, что в Исламе основное усилие человека в его земной жизни должно быть направлено на приобретение не материальных, а духовных благ. Ключевая проблема при интерпретации коранического запрета рибы, заключается в следующем: не любой ссудный процент в Исламском учении можно рассматривать как ростовщичество.
2. Особенности и инструменты становления исламских финансовых институтов:
В данном параграфе были проанализированы два наиболее значимых финансовых инструмента исламского банкинга: мудараба и мушарака.
Следует отметить, что основой исламского банкинга является принцип участия владельца денежных средств как в прибыли, так и в убытках. То есть обладатель денежных средств принимает вознаграждение за предоставление активов лишь в том случае, если финансируемый проект оказывается прибыльным.
3. Мировой опыт функционирования Исламских финансовых институтов:
Проанализировав финансовые и статистические показатели исламских финансовых активов (Табл.2, 3. Рис 4, 5, 6) можно сделать вывод, что:
• Показателиисламских финансовых институтов во время кризиса оставались стабильными.
• Активы исламских финансовых институтов возрастали
• Расширялась география.
В ближайшей перспективе исламские финансовые институты способны усилить свои конкурентные позиции благодаря:
• специализации на розничных продуктах,
• региональной диверсификации,
• трансформации банков среднего размера из обычных в исламские.
В то же время можно констатировать, что, даже будучи менее затронутыми кризисом, исламским банкам истраховым компаниям не удалось воспользоваться ухудшением положения традиционного банковского и страхового сектора и осуществить экспансию. Их динамичному развитию препятствуют замкнутость системы исламских финансов, трудности с получением краткосрочных ликвидных ресурсов и ограниченность используемых ими инструментов.
4. Сравнительный анализ общероссийских и исламских финансовых институтов:
Актуальность развития исламских финансовых институтов в России обусловлена финансово-экономическими, внешнеэкономическими, социокультурными и этическими причинами. О возросшем интересе РФ к исламским финансам свидетельствует проведение различных круглых столов, семинаров, дискуссий по данной проблематике.
Рассмотрев основные отличия исламских финансовых институтов от традиционных, которые представлены в табл. 4 -5, можно сделать следующий вывод:
• Исламские банки и исламские страховые компании предлагают широкий спектр различных финансовых инструментов для осуществления финансовых операций, которые тесно связаны с принятием риска и не сильно отличаются от тех, что используются традиционными банками.
• Принципы работы исламских финансовых институтов совершенно не противоречат принципам работы рыночной экономики, и, отказываясь от взимания процента, работать на благотворительных началах исламские банки не стремятся. В то же время, этические запреты ростовщических операций в Исламе выразились в хозяйственно – правовой практике исламских финансовых институтов, в которой ограничены или запрещены спекулятивные трансакции.
5. Пути формирования исламского страхования в РФ
Такафул (исламское страхование) может обеспечить необходимое разнообразие страхового рынка России. Несмотря на то, что это молодой финансовый институт, он набирает популярность быстрыми темпами.
Раскрыта сущность такафула через выполняемые им функции. Доказано, что в такафуле в отличие от коммерческого классического страхования не реализуются такие функции как рисковая и сберегательная.
Для внедрения такафула на территории России целесообразно использовать расширенную гибридную бизнес-модель «вакала + мудараба + вакф», которая предпочтительна как для такафул-оператора, так и для участников.
K преимуществам гибридной бизнес-модели, в отличие от других моделей, относится возможность выплаты страхового возмещения из двух фондов:
• такафул-фонда
• вакф-фонда
что снижает риск нехватки необходимых средств. Такафул-оператор может предоставить беспроцентную ссуду, а участники сделать дополнительные взносы (таббару) для покрытия дефицита.
Научный анализ целесообразности, возможности и перспективы развития института такафул в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, будет способствовать формированию современного рынка страховых услуг, укреплению финансовой системы и социально-политического единства населения страны.
6. Пути формирования исламских финансовых институтов (на примере финансовых организаций и финансовых домов) в РФ:
В настоящее время в России функционирует небольшое количество исламских финансовых компаний, самой крупной из которых является финансовый дом «Амаль».(Рис. 9-10)
Анализ деятельности ФД «Амаль» позволил выявить основные достижения:
• разработка продуктовой линейки в соответствии с ГК РФ и
требованиями ислама;
• создание уникальной организационной структуры, обучение персонала знаниям, которые еще окончательно в России не систематизированы;
• разработка специального программного обеспечения для автоматизации деятельности.
НРА присвоило рейтинг соответствия деятельности ФД «Амаль» требованиям шариата на уровне «Sh1».
В настоящее время исламским финансовым компаниям функционировать в российских реалиях сложно. К примеру происходит удорожание некоторых исламских финансовых операций, в частности, мурабаха облагается налогообложением, так как, с правовой точки зрения, является договором купли-продажи в то время, как операции кредитования в традиционных финансовых институтах не облагаются налогом на добавленную стоимость и, следовательно, операции исламских финансовых компаний становятся менее конкурентными. Конкурировать с финансовыми институтами достаточно сложно и ввиду того, что масштабы институтов и их финансовых операций несопоставимы.
Следовательно существуют проблемы, препятствующие функционированию исламских финансовых институтов в России:
• отсутствие соответствующей нормативной базы;
• неблагоприятная налоговая среда;
• отсутствие общепринятых стандартов для отображения операций исламского финансирования в отчетности;
• дефицит программного обеспечения, адаптированного под российские стандарты бухгалтерского учета;
• сложности с вступлением в систему страхования вкладов физлиц;
• недостаток квалифицированных специалистов со знанием исламских финансов;
• завышенные ожидания и низкая осведомленность об исламских финансах и др.
С целью развития исламских финансов в стране сегодня предпринимаются активные шаги. В августе 2014 года Ассоциация российских банков предложила принять федеральный закон об исламском банкинге. В марте 2015 года в Госдуму был внесен законопроект об исламском банкинге. В конце 2014 года под руководством заместителя председателя Совета Федерации, Умаханова И. М., сформирована Рабочая группа по долевому финансированию, которая может стать действенным катализатором процесса построения индустрии исламских финансов в России.
Для развития исламских финансовых институтов в России необходимо:
создать департамент в структуре Центрального банка Российской Федерации, который будет регулировать деятельность исламских финансовых институтов в стране;
создать дорожную карту развития исламских финансовых институтов в России;
выделить Республики Татарстан и Дагестан в качестве пилотных регионов по реализации проектов, связанных с исламским финансированием;
создать законодательные условия для развития исламского банкинга, исламских страховых и лизинговых компаний, а также выпуска исламских облигаций в России;
развивать международное сотрудничество с ключевыми исламскими экономическими организациями, такими как Исламский банк развития, Организация исламского сотрудничества, Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов, Международный исламский финансовый рынок, Совет по исламским финансовым услугам и др.;
проводить активную работу с инвесторами из стран Ближнего Востока;
развивать исламскую финансовую инфраструктуру;
подготовить высококвалифицированных специалистов (направить специалистов из государственных структур, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, преподавателей в исламские финансовые институты с целью изучения опыта их функционирования);
проводить научно-образовательную работу (форумы, конференции, тренинги, семинары, а также включить дисциплины по исламским финансам в программы обучения ВУЗов);
проводить информационно-разъяснительную работу.