ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Аннотация 4
Введение 6
ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИППОТЕРАПИИ 11
1.1 Необходимость психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 11
1.2 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3 Средства иппотерапии в обеспечении адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья 46
1.3 Психологические эффекты иппотерапевтических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья 58
1.3.1 Биомеханический эффект иппотерапии 59
1.3.2 Психологические эффекты иппотерапии 60
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 69
2.1 Обоснование выбранного направления исследования 69
2.2 Организация объекта исследования 76
2.3 Описание методов и методик исследования 79
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 91
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 91
3.1.1 Результаты исследования психологических эффектов иппотерапевтических занятий 91
3.1.2 Результаты исследования эмоциональных особенностей 101
иппотерапевтов и родителей детей с ОВЗ 101
3.1.3 Результаты исследования взаимосвязи оценки эффективности иппотерапевтических занятий иппотерапевтами и родителями 105
3.2.3 Результаты факторного анализа психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья 117
Выводы 121
Заключение 123
Список использованных источников 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 132
Приложение №1 132
Приложение №2 134
Приложение №3 135
Приложение №4 137
Приложение №5 138
Приложение №6 142
Приложение №7 143
Приложение №8 144
Приложение №9 145
Введение 6
ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИППОТЕРАПИИ 11
1.1 Необходимость психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 11
1.2 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3 Средства иппотерапии в обеспечении адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья 46
1.3 Психологические эффекты иппотерапевтических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья 58
1.3.1 Биомеханический эффект иппотерапии 59
1.3.2 Психологические эффекты иппотерапии 60
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 69
2.1 Обоснование выбранного направления исследования 69
2.2 Организация объекта исследования 76
2.3 Описание методов и методик исследования 79
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 91
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 91
3.1.1 Результаты исследования психологических эффектов иппотерапевтических занятий 91
3.1.2 Результаты исследования эмоциональных особенностей 101
иппотерапевтов и родителей детей с ОВЗ 101
3.1.3 Результаты исследования взаимосвязи оценки эффективности иппотерапевтических занятий иппотерапевтами и родителями 105
3.2.3 Результаты факторного анализа психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья 117
Выводы 121
Заключение 123
Список использованных источников 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 132
Приложение №1 132
Приложение №2 134
Приложение №3 135
Приложение №4 137
Приложение №5 138
Приложение №6 142
Приложение №7 143
Приложение №8 144
Приложение №9 145
В современной социо–культурной ситуации обостряется проблема интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Процесс адаптации и социализации детей, имеющих нарушенное развитие, также является одной из ведущих проблем. В связи с ежегодным увеличением числа таких детей, возрастает необходимость выбора метода специальной психологической помощи и сопровождения детей с разным видом дизонтогенеза.
Существует большое количество способов поддержки, реабилитации и адаптации для детей с особенностями в развитии. Все они вариабельны по своему содержанию. Их применение зависит, в первую очередь, от вида нарушенного развития, тяжести имеющейся патологии, возраст ребенка, возможности родителей. Важно отметить, что возможности методов психологической помощи определяются и характером болезни, его продолжительностью, показаниями и противопоказаниями к применению тех или иных методов. Среди современных методов существуют и такие, популярность которых с каждым днём возрастает. Сегодня, предпочтение часто отдается иппотерапии – лечебная верховая езда (ЛВЕ). Это сравнительно недавно появившийся метод психологической, реабилитационной и адаптационной помощи, несмотря на то, что об этом методе говорил ещё сам Гиппократ. В древней Греции в практике воплощалась идея о том, что воздействие лошади на организм человека помогает вылечить истерию. Последние 20-30 лет иппотерапия развивается как научно–обоснованный метод реабилитации и адаптации.
Реальная эффективность иппотерапии привела к тому, что этот метод интенсивно развивается в США, Германии, Великобритании, Италии, Франции и других странах. В России иппотерапия практикуется, начиная с 1990 года. Первое научное обоснование получает благодаря исследованию Дрёмовой Г.В. о влиянии иппотерапии на социальную интеграцию и реабилитацию лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата Дрёмова Г.В, 1996). (В дальнейшем исследуется эффективность воздействия иппотерапии на детей с задержкой развития (Жихарева Ю.Н., 2002 ), влияние иппотерапии на детско-родительские отношения (Филатова-Сафронова М.А., 2002), на динамику психического развития при детском церебральном параличе (Чеснокова Л.С., 2005).
Однако, несмотря на растущую популярность этого вида психотерапии, теоретических и методических работ в этой области чрезвычайно мало. И в первую очередь отсутствуют исследования, направленные на комплексное изучение воздействия иппотерапии, учитывающее формирование в процессе иппотерапевтических занятий системы «ребенок–лошадь–иппотерапевт–родитель». Научному анализу не подвергалось также изучение психологических эффектов иппотерапевтического процесса, его адаптационных возможностей, эмоциональных особенностей иппотерапевтов и родителей.
В связи с этим возникает определенный парадокс. Сегодня иппотерапия приобретает все большее социальное значение, используется как медицинский подход к лечению и оздоровлению. Однако исследований, направленных на изучение психологической эффективности иппотерапии, влияющей на результат лечение не так много. Вдобавок, мало изучены психологические эффекты лечебной верховой езды в формировании адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Данный парадокс определят проблему исследования, заключающаяся в установлении взаимосвязи психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Рассматривая проблему психологической эффективности иппотерапии мы столкнулись с методическими трудностями. Лечебная верховая езда показана детям с разными особенностями развития, в том числе со сложными и сочетанными нарушениями. Эти дети часто не способны к рефлексии и вербализации своих переживаний. В связи с этим к нашему исследованию привлекались те лица, которые участвуют в сопровождении иппотерапии детей с ОВЗ – это инструкторы и родители. Они являются ключевыми субъектами реабилитационного процесса, наблюдающие его с разных сторон, что позволяет увидеть разнообразие психологических эффектов иппотерапии.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть взаимосвязи психологических эффектов иппотерапевтических занятий, диагностируемых разными субъектами психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, с компонентами адаптационного потенциала.
Под психологическим сопровождением мы понимали совместное участие иппотерапевтов и родителей детей с ОВЗ в организации и проведении иппотерапевтических занятий, обеспечивающее психологическую и физическую безопасность, а также раскрытие адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Под психологическими эффектами иппотерапии мы понимали комплекс проявлений, сопровождающих иппотерапевтическое занятие. В него были включены: эмоциональные, коммуникативные, соматические, энергетические, регуляторные, рефлексивные, мотивационные, поведенческие, координационные проявления.
Гипотезы исследования:
1. Гипотеза 1: иппотерапевтические занятия, воздействуя на организм и психику ребенка с ОВЗ, сопровождаются психологическими эффектами, которые коррелируют с компонентами адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
2. Гипотеза 2: психологическая эффективность иппотерапии обусловливается диагнозом ребенка с ОВЗ. В процессе иппотерапевтических занятий у детей с ДЦП более выражены проявления эмоционального и соматического эффектов, а у детей с другими диагнозами – коммуникативного и регуляторного.
3. Гипотеза 3: в процессе иппотерапевтических занятий иппотерапевты в большей степени фиксируют внимание на энергетических эффектах, в то время как родители - на эмоциональных и коммуникативных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные исследования по проблеме психологических эффектов иппотерапии и адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
2. Раскрыть содержание и структуру психологических эффектов иппотерапевтических занятий, диагностируемых иппотерапевтами и родителями.
3. Выявить связи между психологическими эффектами иппотерапии и компонентами адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Сравнить проявления психологических эффектов иппотерапии детей с ДЦП и другими диагнозами.
7. Разработать комплекс методических средств для выявления психологических эффектов иппотерапии детей с ОВЗ.
Объект исследования – интеграция психологических эффектов иппотерапевтических занятий и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Предмет исследования – психологические эффекты занятий по иппотерапии.
В исследовании были использованы следующие методы статистической обработки эмпирических данных:
• контент–анализ – для выявления содержания психологических эффектов иппотерапии;
• описательная статистика;
• подсчет средне групповых значений и стандартного отклонения;
• корреляционный анализ по методу Спирмена для независимых выборок;
• факторный анализ.
Подсчёт данных производился в программах: Microsoft Office Excel 2008 и статистический пакет для социальных наук SPSS Statistics 23 [43].
Существует большое количество способов поддержки, реабилитации и адаптации для детей с особенностями в развитии. Все они вариабельны по своему содержанию. Их применение зависит, в первую очередь, от вида нарушенного развития, тяжести имеющейся патологии, возраст ребенка, возможности родителей. Важно отметить, что возможности методов психологической помощи определяются и характером болезни, его продолжительностью, показаниями и противопоказаниями к применению тех или иных методов. Среди современных методов существуют и такие, популярность которых с каждым днём возрастает. Сегодня, предпочтение часто отдается иппотерапии – лечебная верховая езда (ЛВЕ). Это сравнительно недавно появившийся метод психологической, реабилитационной и адаптационной помощи, несмотря на то, что об этом методе говорил ещё сам Гиппократ. В древней Греции в практике воплощалась идея о том, что воздействие лошади на организм человека помогает вылечить истерию. Последние 20-30 лет иппотерапия развивается как научно–обоснованный метод реабилитации и адаптации.
Реальная эффективность иппотерапии привела к тому, что этот метод интенсивно развивается в США, Германии, Великобритании, Италии, Франции и других странах. В России иппотерапия практикуется, начиная с 1990 года. Первое научное обоснование получает благодаря исследованию Дрёмовой Г.В. о влиянии иппотерапии на социальную интеграцию и реабилитацию лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата Дрёмова Г.В, 1996). (В дальнейшем исследуется эффективность воздействия иппотерапии на детей с задержкой развития (Жихарева Ю.Н., 2002 ), влияние иппотерапии на детско-родительские отношения (Филатова-Сафронова М.А., 2002), на динамику психического развития при детском церебральном параличе (Чеснокова Л.С., 2005).
Однако, несмотря на растущую популярность этого вида психотерапии, теоретических и методических работ в этой области чрезвычайно мало. И в первую очередь отсутствуют исследования, направленные на комплексное изучение воздействия иппотерапии, учитывающее формирование в процессе иппотерапевтических занятий системы «ребенок–лошадь–иппотерапевт–родитель». Научному анализу не подвергалось также изучение психологических эффектов иппотерапевтического процесса, его адаптационных возможностей, эмоциональных особенностей иппотерапевтов и родителей.
В связи с этим возникает определенный парадокс. Сегодня иппотерапия приобретает все большее социальное значение, используется как медицинский подход к лечению и оздоровлению. Однако исследований, направленных на изучение психологической эффективности иппотерапии, влияющей на результат лечение не так много. Вдобавок, мало изучены психологические эффекты лечебной верховой езды в формировании адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Данный парадокс определят проблему исследования, заключающаяся в установлении взаимосвязи психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Рассматривая проблему психологической эффективности иппотерапии мы столкнулись с методическими трудностями. Лечебная верховая езда показана детям с разными особенностями развития, в том числе со сложными и сочетанными нарушениями. Эти дети часто не способны к рефлексии и вербализации своих переживаний. В связи с этим к нашему исследованию привлекались те лица, которые участвуют в сопровождении иппотерапии детей с ОВЗ – это инструкторы и родители. Они являются ключевыми субъектами реабилитационного процесса, наблюдающие его с разных сторон, что позволяет увидеть разнообразие психологических эффектов иппотерапии.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть взаимосвязи психологических эффектов иппотерапевтических занятий, диагностируемых разными субъектами психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, с компонентами адаптационного потенциала.
Под психологическим сопровождением мы понимали совместное участие иппотерапевтов и родителей детей с ОВЗ в организации и проведении иппотерапевтических занятий, обеспечивающее психологическую и физическую безопасность, а также раскрытие адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Под психологическими эффектами иппотерапии мы понимали комплекс проявлений, сопровождающих иппотерапевтическое занятие. В него были включены: эмоциональные, коммуникативные, соматические, энергетические, регуляторные, рефлексивные, мотивационные, поведенческие, координационные проявления.
Гипотезы исследования:
1. Гипотеза 1: иппотерапевтические занятия, воздействуя на организм и психику ребенка с ОВЗ, сопровождаются психологическими эффектами, которые коррелируют с компонентами адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
2. Гипотеза 2: психологическая эффективность иппотерапии обусловливается диагнозом ребенка с ОВЗ. В процессе иппотерапевтических занятий у детей с ДЦП более выражены проявления эмоционального и соматического эффектов, а у детей с другими диагнозами – коммуникативного и регуляторного.
3. Гипотеза 3: в процессе иппотерапевтических занятий иппотерапевты в большей степени фиксируют внимание на энергетических эффектах, в то время как родители - на эмоциональных и коммуникативных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные исследования по проблеме психологических эффектов иппотерапии и адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
2. Раскрыть содержание и структуру психологических эффектов иппотерапевтических занятий, диагностируемых иппотерапевтами и родителями.
3. Выявить связи между психологическими эффектами иппотерапии и компонентами адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Сравнить проявления психологических эффектов иппотерапии детей с ДЦП и другими диагнозами.
7. Разработать комплекс методических средств для выявления психологических эффектов иппотерапии детей с ОВЗ.
Объект исследования – интеграция психологических эффектов иппотерапевтических занятий и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Предмет исследования – психологические эффекты занятий по иппотерапии.
В исследовании были использованы следующие методы статистической обработки эмпирических данных:
• контент–анализ – для выявления содержания психологических эффектов иппотерапии;
• описательная статистика;
• подсчет средне групповых значений и стандартного отклонения;
• корреляционный анализ по методу Спирмена для независимых выборок;
• факторный анализ.
Подсчёт данных производился в программах: Microsoft Office Excel 2008 и статистический пакет для социальных наук SPSS Statistics 23 [43].
В современной социо–культурной ситуации обостряется проблема интеграции и инклюзии детей с ОВЗ. Процесс формирования адаптационного потенциала таких детей – является одной из ведущих проблем. В связи с ежегодным увеличением числа таких детей, возрастает необходимость выбора метода специальной психологической помощи и сопровождения детей с разным видом дизонтогенеза.
Иппотерапия (лечебная верховая езда) для детей с нарушенным развитием является одним из инновационных методов помощи таким детям, поскольку имеет специфические особенности терапевтического процесса.
Критический анализ подходов к исследованию эффективности иппотерапии и практические наблюдения позволили выделить специфические принципы иппотерапии, отличающие ее от других видов анималотерапии. К ним относятся: ориентация на индивидуальную траекторию иппотерапевтического занятия, принцип опосредованной оценки эффективности иппотерапии, предварительная подготовка лошади, принцип иррадиации, принцип интеграции всех участников терапевтического воздействия. Эти принципы, в свою очередь, позволили нам обратить внимание на тот факт, что участие всех субъектов иппотерапевтического процесса, формируется 4–х компонентную систему «ребенок–лошадь–инструктор–родитель». Данная система основывается на комплексном подходе и, поэтому, активизирует интеграцию психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала. Каждый участник иппотерапевтического занятия сопровождения выполняет свои, никем не заменимые функции, которые в целом обеспечивают комплексное взаимодействие. С помощью комплексного подхода в исследовании удалось выявить особенности психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ, наблюдаемые родителями и иппотерапевтами.
В процессе исследования выдвигалось три гипотезы, однако, в силу трудностей организации и проведения занятий по иппотерапии, а также посредством анализа теоретических и методических работ, они подтвердились частично. Мы предполагали, что иппотерапевтические занятия, воздействуя на организм и психику ребенка с ОВЗ, сопровождаются психологическими эффектами, которые коррелируют с компонентами адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Удалось вывить специфические психологические эффекты иппотерапии, наблюдения за проявлениями которых велось родителями этих детей и иппотерапевтами. Также, мы предполагали, что психологическая эффективность иппотерапии обусловливается диагнозом детей. Оказалось, что несмотря на одинаковый адаптационный потенциал у детей с ДЦП и детей с другими диагнозами, у детей с ДЦП ярко выражен мотивационный эффект иппотерапии. Третья гипотеза заключалась в том, что в процессе иппотерапевтических занятий иппотерапевты в большей степени фиксируют внимание на энергетических эффектах, в то время как родители - на эмоциональных и коммуникативных. По результатам оказалось, что родители детей с ОВЗ и иппотерапевты акцентируют внимание на разных эффектах. Для родителей важным эффектом является – соматический, характеризующийся общим состоянием здоровья ребенка, а для иппотерапевтов – коммуникативный, заключающийся в обеспечении психологически комфортного климата на занятии.
Полученные данные показали большие возможности иппотерапии в психологической помощи детям с нарушенным развитием. Были выявлены взаимосвязи между компонентами адаптационного потенциала и психологическими эффектами иппотерапии, что позволило говорить о расширений возможности практического использования лечебной верховой езды.
Иппотерапия (лечебная верховая езда) для детей с нарушенным развитием является одним из инновационных методов помощи таким детям, поскольку имеет специфические особенности терапевтического процесса.
Критический анализ подходов к исследованию эффективности иппотерапии и практические наблюдения позволили выделить специфические принципы иппотерапии, отличающие ее от других видов анималотерапии. К ним относятся: ориентация на индивидуальную траекторию иппотерапевтического занятия, принцип опосредованной оценки эффективности иппотерапии, предварительная подготовка лошади, принцип иррадиации, принцип интеграции всех участников терапевтического воздействия. Эти принципы, в свою очередь, позволили нам обратить внимание на тот факт, что участие всех субъектов иппотерапевтического процесса, формируется 4–х компонентную систему «ребенок–лошадь–инструктор–родитель». Данная система основывается на комплексном подходе и, поэтому, активизирует интеграцию психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала. Каждый участник иппотерапевтического занятия сопровождения выполняет свои, никем не заменимые функции, которые в целом обеспечивают комплексное взаимодействие. С помощью комплексного подхода в исследовании удалось выявить особенности психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ, наблюдаемые родителями и иппотерапевтами.
В процессе исследования выдвигалось три гипотезы, однако, в силу трудностей организации и проведения занятий по иппотерапии, а также посредством анализа теоретических и методических работ, они подтвердились частично. Мы предполагали, что иппотерапевтические занятия, воздействуя на организм и психику ребенка с ОВЗ, сопровождаются психологическими эффектами, которые коррелируют с компонентами адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Удалось вывить специфические психологические эффекты иппотерапии, наблюдения за проявлениями которых велось родителями этих детей и иппотерапевтами. Также, мы предполагали, что психологическая эффективность иппотерапии обусловливается диагнозом детей. Оказалось, что несмотря на одинаковый адаптационный потенциал у детей с ДЦП и детей с другими диагнозами, у детей с ДЦП ярко выражен мотивационный эффект иппотерапии. Третья гипотеза заключалась в том, что в процессе иппотерапевтических занятий иппотерапевты в большей степени фиксируют внимание на энергетических эффектах, в то время как родители - на эмоциональных и коммуникативных. По результатам оказалось, что родители детей с ОВЗ и иппотерапевты акцентируют внимание на разных эффектах. Для родителей важным эффектом является – соматический, характеризующийся общим состоянием здоровья ребенка, а для иппотерапевтов – коммуникативный, заключающийся в обеспечении психологически комфортного климата на занятии.
Полученные данные показали большие возможности иппотерапии в психологической помощи детям с нарушенным развитием. Были выявлены взаимосвязи между компонентами адаптационного потенциала и психологическими эффектами иппотерапии, что позволило говорить о расширений возможности практического использования лечебной верховой езды.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



