Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №132330

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы148
Год сдачи2017
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 6
ГЛАВА 1 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИППОТЕРАПИИ 11
1.1 Необходимость психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 11
1.2 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3 Средства иппотерапии в обеспечении адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья 46
1.3 Психологические эффекты иппотерапевтических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья 58
1.3.1 Биомеханический эффект иппотерапии 59
1.3.2 Психологические эффекты иппотерапии 60
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 69
2.1 Обоснование выбранного направления исследования 69
2.2 Организация объекта исследования 76
2.3 Описание методов и методик исследования 79
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 91
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 91
3.1.1 Результаты исследования психологических эффектов иппотерапевтических занятий 91
3.1.2 Результаты исследования эмоциональных особенностей 101
иппотерапевтов и родителей детей с ОВЗ 101
3.1.3 Результаты исследования взаимосвязи оценки эффективности иппотерапевтических занятий иппотерапевтами и родителями 105
3.2.3 Результаты факторного анализа психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья 117
Выводы 121
Заключение 123
Список использованных источников 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 132
Приложение №1 132
Приложение №2 134
Приложение №3 135
Приложение №4 137
Приложение №5 138
Приложение №6 142
Приложение №7 143
Приложение №8 144
Приложение №9 145


В современной социо–культурной ситуации обостряется проблема интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Процесс адаптации и социализации детей, имеющих нарушенное развитие, также является одной из ведущих проблем. В связи с ежегодным увеличением числа таких детей, возрастает необходимость выбора метода специальной психологической помощи и сопровождения детей с разным видом дизонтогенеза.
Существует большое количество способов поддержки, реабилитации и адаптации для детей с особенностями в развитии. Все они вариабельны по своему содержанию. Их применение зависит, в первую очередь, от вида нарушенного развития, тяжести имеющейся патологии, возраст ребенка, возможности родителей. Важно отметить, что возможности методов психологической помощи определяются и характером болезни, его продолжительностью, показаниями и противопоказаниями к применению тех или иных методов. Среди современных методов существуют и такие, популярность которых с каждым днём возрастает. Сегодня, предпочтение часто отдается иппотерапии – лечебная верховая езда (ЛВЕ). Это сравнительно недавно появившийся метод психологической, реабилитационной и адаптационной помощи, несмотря на то, что об этом методе говорил ещё сам Гиппократ. В древней Греции в практике воплощалась идея о том, что воздействие лошади на организм человека помогает вылечить истерию. Последние 20-30 лет иппотерапия развивается как научно–обоснованный метод реабилитации и адаптации.
Реальная эффективность иппотерапии привела к тому, что этот метод интенсивно развивается в США, Германии, Великобритании, Италии, Франции и других странах. В России иппотерапия практикуется, начиная с 1990 года. Первое научное обоснование получает благодаря исследованию Дрёмовой Г.В. о влиянии иппотерапии на социальную интеграцию и реабилитацию лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата Дрёмова Г.В, 1996). (В дальнейшем исследуется эффективность воздействия иппотерапии на детей с задержкой развития (Жихарева Ю.Н., 2002 ), влияние иппотерапии на детско-родительские отношения (Филатова-Сафронова М.А., 2002), на динамику психического развития при детском церебральном параличе (Чеснокова Л.С., 2005).
Однако, несмотря на растущую популярность этого вида психотерапии, теоретических и методических работ в этой области чрезвычайно мало. И в первую очередь отсутствуют исследования, направленные на комплексное изучение воздействия иппотерапии, учитывающее формирование в процессе иппотерапевтических занятий системы «ребенок–лошадь–иппотерапевт–родитель». Научному анализу не подвергалось также изучение психологических эффектов иппотерапевтического процесса, его адаптационных возможностей, эмоциональных особенностей иппотерапевтов и родителей.
В связи с этим возникает определенный парадокс. Сегодня иппотерапия приобретает все большее социальное значение, используется как медицинский подход к лечению и оздоровлению. Однако исследований, направленных на изучение психологической эффективности иппотерапии, влияющей на результат лечение не так много. Вдобавок, мало изучены психологические эффекты лечебной верховой езды в формировании адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Данный парадокс определят проблему исследования, заключающаяся в установлении взаимосвязи психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Рассматривая проблему психологической эффективности иппотерапии мы столкнулись с методическими трудностями. Лечебная верховая езда показана детям с разными особенностями развития, в том числе со сложными и сочетанными нарушениями. Эти дети часто не способны к рефлексии и вербализации своих переживаний. В связи с этим к нашему исследованию привлекались те лица, которые участвуют в сопровождении иппотерапии детей с ОВЗ – это инструкторы и родители. Они являются ключевыми субъектами реабилитационного процесса, наблюдающие его с разных сторон, что позволяет увидеть разнообразие психологических эффектов иппотерапии.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть взаимосвязи психологических эффектов иппотерапевтических занятий, диагностируемых разными субъектами психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, с компонентами адаптационного потенциала.
Под психологическим сопровождением мы понимали совместное участие иппотерапевтов и родителей детей с ОВЗ в организации и проведении иппотерапевтических занятий, обеспечивающее психологическую и физическую безопасность, а также раскрытие адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Под психологическими эффектами иппотерапии мы понимали комплекс проявлений, сопровождающих иппотерапевтическое занятие. В него были включены: эмоциональные, коммуникативные, соматические, энергетические, регуляторные, рефлексивные, мотивационные, поведенческие, координационные проявления.
Гипотезы исследования:
1. Гипотеза 1: иппотерапевтические занятия, воздействуя на организм и психику ребенка с ОВЗ, сопровождаются психологическими эффектами, которые коррелируют с компонентами адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
2. Гипотеза 2: психологическая эффективность иппотерапии обусловливается диагнозом ребенка с ОВЗ. В процессе иппотерапевтических занятий у детей с ДЦП более выражены проявления эмоционального и соматического эффектов, а у детей с другими диагнозами – коммуникативного и регуляторного.
3. Гипотеза 3: в процессе иппотерапевтических занятий иппотерапевты в большей степени фиксируют внимание на энергетических эффектах, в то время как родители - на эмоциональных и коммуникативных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные исследования по проблеме психологических эффектов иппотерапии и адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
2. Раскрыть содержание и структуру психологических эффектов иппотерапевтических занятий, диагностируемых иппотерапевтами и родителями.
3. Выявить связи между психологическими эффектами иппотерапии и компонентами адаптационного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Сравнить проявления психологических эффектов иппотерапии детей с ДЦП и другими диагнозами.
7. Разработать комплекс методических средств для выявления психологических эффектов иппотерапии детей с ОВЗ.
Объект исследования – интеграция психологических эффектов иппотерапевтических занятий и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ.
Предмет исследования – психологические эффекты занятий по иппотерапии.
В исследовании были использованы следующие методы статистической обработки эмпирических данных:
• контент–анализ – для выявления содержания психологических эффектов иппотерапии;
• описательная статистика;
• подсчет средне групповых значений и стандартного отклонения;
• корреляционный анализ по методу Спирмена для независимых выборок;
• факторный анализ.
Подсчёт данных производился в программах: Microsoft Office Excel 2008 и статистический пакет для социальных наук SPSS Statistics 23 [43].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной социо–культурной ситуации обостряется проблема интеграции и инклюзии детей с ОВЗ. Процесс формирования адаптационного потенциала таких детей – является одной из ведущих проблем. В связи с ежегодным увеличением числа таких детей, возрастает необходимость выбора метода специальной психологической помощи и сопровождения детей с разным видом дизонтогенеза.
Иппотерапия (лечебная верховая езда) для детей с нарушенным развитием является одним из инновационных методов помощи таким детям, поскольку имеет специфические особенности терапевтического процесса.
Критический анализ подходов к исследованию эффективности иппотерапии и практические наблюдения позволили выделить специфические принципы иппотерапии, отличающие ее от других видов анималотерапии. К ним относятся: ориентация на индивидуальную траекторию иппотерапевтического занятия, принцип опосредованной оценки эффективности иппотерапии, предварительная подготовка лошади, принцип иррадиации, принцип интеграции всех участников терапевтического воздействия. Эти принципы, в свою очередь, позволили нам обратить внимание на тот факт, что участие всех субъектов иппотерапевтического процесса, формируется 4–х компонентную систему «ребенок–лошадь–инструктор–родитель». Данная система основывается на комплексном подходе и, поэтому, активизирует интеграцию психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала. Каждый участник иппотерапевтического занятия сопровождения выполняет свои, никем не заменимые функции, которые в целом обеспечивают комплексное взаимодействие. С помощью комплексного подхода в исследовании удалось выявить особенности психологических эффектов иппотерапии и компонентов адаптационного потенциала детей с ОВЗ, наблюдаемые родителями и иппотерапевтами.
В процессе исследования выдвигалось три гипотезы, однако, в силу трудностей организации и проведения занятий по иппотерапии, а также посредством анализа теоретических и методических работ, они подтвердились частично. Мы предполагали, что иппотерапевтические занятия, воздействуя на организм и психику ребенка с ОВЗ, сопровождаются психологическими эффектами, которые коррелируют с компонентами адаптационного потенциала детей с ОВЗ. Удалось вывить специфические психологические эффекты иппотерапии, наблюдения за проявлениями которых велось родителями этих детей и иппотерапевтами. Также, мы предполагали, что психологическая эффективность иппотерапии обусловливается диагнозом детей. Оказалось, что несмотря на одинаковый адаптационный потенциал у детей с ДЦП и детей с другими диагнозами, у детей с ДЦП ярко выражен мотивационный эффект иппотерапии. Третья гипотеза заключалась в том, что в процессе иппотерапевтических занятий иппотерапевты в большей степени фиксируют внимание на энергетических эффектах, в то время как родители - на эмоциональных и коммуникативных. По результатам оказалось, что родители детей с ОВЗ и иппотерапевты акцентируют внимание на разных эффектах. Для родителей важным эффектом является – соматический, характеризующийся общим состоянием здоровья ребенка, а для иппотерапевтов – коммуникативный, заключающийся в обеспечении психологически комфортного климата на занятии.
Полученные данные показали большие возможности иппотерапии в психологической помощи детям с нарушенным развитием. Были выявлены взаимосвязи между компонентами адаптационного потенциала и психологическими эффектами иппотерапии, что позволило говорить о расширений возможности практического использования лечебной верховой езды.



1. Анцупова И.И., Назначение: лошадь, кошка или собака? // Вокруг света. - 2006. - N 12. - С. 214-215
2. Багаева Г.Н.Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005, 451 с.
3. Бадалян Л.О. Невропатология. – 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. – 317 с. ;
4. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. 1988, С. 33;
5. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова серия: Библиотека актуальной психологии. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
6. Батышева Т.Т. Иппотерапия при детском церебральном параличе. Изд-во Москва, 2012;
7. Белоусова, Е. Д. Факторы риска, тактика лечения и прогноз судорожного синдрома и эпилепсии у детей с детским церебральным параличом : автореф. дис. д-ра мед. наук / Е. Д. Белоусова. – М., 2004. – 48 с.;
8. Беляченко А. Лечение с помощью собак. Научная книга, 2013. — 120 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995. С.157–162
10. Выготский Л.С. Развитие психических функций. – Изд–во: М., 1960
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – Изд–во: СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология . — Изд–во: М.: Педагогика, 1984. 196 с.
13. Выготский Л.С., Собрание сочинений в 6 т.: Т. 5: Основы дефектологии. — Изд–во: М.: Педагогика,1983, 368 с.
14. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. Изд–во: Академия, г. 2009. 272 с.
15. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Изд–во: СПб.: Речь, 2002. 694 с.
16. Горбунова Е.А., Косарева А.Н. Иппотерапия при заболеваниях опорно–двигательного аппарата. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова. Белгород, 1999
17. Горбунова Е.А., Косарева А.Н. Иппотерапия при заболеваниях опорно–двигательного аппарата //Сборник научных трудов студентов. Белгород, www.livingthread.ru
18. Денискина В.З., Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. 128 с.
19. Дерябо С.Д., В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. стр. 74-75
20. Диденко Е.Я. Детско–родительские отношения молодых людей с сенсорными–нарушениями и их родителей. Дисс. канд. психол. наук. Санкт–Петербургский государственный университет. г. Санкт–Петербург, 2016
21. Доктор Колине. "О верховой езде и ее действии на организм человека". МККИ, Москва 2000 г. 32 с.
22. Дрёмова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно–двигательного аппарата на основе иппотерапии: автореф. дис. канд. пед. наук Г.В. Дремова. М.:РГАФК, 1996. 23 с.
23. Дубровина И.В. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд. / Под ред. И.В.. Спб.: Питер, 2010 – c. 35
24. Жихарева Ю.Н. Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития: автореф. дисс. к. психол. наук Ю.Н. Жихарева, ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 2002
25. Завьялова Т.Н., Запорожец Е.В. «Коррекция психофизического состояния родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями на занятиях по иппотерапии» 21-22 мая в рамках ХVII Санкт-Петербургской международной выставки лошадей и пони, товаров и услуг для конного спорта и верховой езды «ИППОСФЕРА-2015»
26. Зейгарник Б.В. Практикум по патопсихологии. Москва: Изд-во Московского Университета, 1987. с. 92
27. Иванова В.С. Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка с ДЦП в психологическом сопровождении семьи // Вестник ТГПУ, Вып. 11 (89), 2009. С. 113–118.
28. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. «Речь», 2007, 392 с.
29. Климова В.К. Физическая реабилитация больных сахарным диабетом методом иппотерапии / В.К. Климова, Я.А. Стрелкова, М.В. Климова // Теория и практика физ. культуры. –– № 10, 2011. С. 34.
30. Коновальчук В.Н., Пополитов Р.А., Архангельская Е.В. Биомеханические основы иппотерапии. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. – Изд–во: Серия «Биология, химия». Том 23 (62). № 2., г.Симферополь, Украина, 2010. С. 104-107
31. Лапшина М.Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социокультурная проблема//Журнал «Социология культуры». М., 2012, URL:http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-kaksotsiokulturnaya-problema (дата обращения: 08.05.2017)
32. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. М., 1985
33. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей// Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». -Москва, 2000. -С.177-178
34. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. №1
35. Мамайчкук И.И, Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Изд–во: СПб.: Речь, 2008. 224 с.
36. Мамайчук И.И. Методы психологической помощи детей и подростков с нарушениями в развитии: учебное пособие. – Изд-во: СПб. Эко-вектор, 2015. 415 с.
37. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 1991. 159 с.
38. Медведев В.И. Адаптация человека // В.И. Медведев; Федеральная целевая программа "Гос. поддержка Ин-та психологии: Ин-т мозга человека, 2003. - 551 с.
39. Международная классификация болезней 10–го пересмотра (МКБ-10)
40. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Пер. Розанов И. В., Силаева И. В.// Академический проект, 2016, с. 139
41. Мишина В.В. Психологические особенности детей с ОВЗ. – Изд–во: М. 1998, с.66
42. Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Автореф. Дисс. Канд. Пед. Наук, – Изд–во: М. ИКП РАО, 1998
43. Наследов А.Д. SPSS Statistics и AMOS 20, – Изд–во: СПб.: «Питер», – 2006, 416 c.
44. Нестерова Д.В. Кошкотерапия: пушистое лекарство. - М.: РИПОЛ классик, 2006. стр.18-19
45. Никитина Н.А. Иппотерапия, или лечебная верховая езда, как метод физической реабилитации и адаптации инвалидов при инклюзивном образовании // Вестник УГНЭУ: наука, образование, экономика, – Изд–во: Вестник УГНЭУ, 2015
46. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — №1.— С.43-56
47. Полежаева А.Б. Иппотерапия: путь к здоровью: Лечение верховой ездой./в сб. «Учебник здоровья» - Ростов на Дону, 2003
48. Попова Е.В., Сладкова Н.А., Савин И.В., Цымбал А.В. Иппотерапия – путь к здоровью: учебно-методическое пособие, - Изд-во: СПб, 2013
49. Попова Е.В., Сладкова Н.А., Савин И.В., Цымбал А.В. Иппотерапия – путь к здоровью: учебно-методическое пособие, - Изд-во: СПб, 2013
50. Посохова С.Т., А.А. Манташева А.А. Психологические аспекты взаимодействия детей с ОВЗ и иппотерапевтов на коррекционных занятиях. Дипломная работа (ВКР) СПбГУ, 2014
51. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С.Т. Посохова. – СПб.: Изд-во РГПУ им Герцена, 2001. – 240 с.
52. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход. Автореф. Дисс 2001. 38 с.
53. Посохова С.Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика. // Сост. С.Т. Посохова. – СПб.: Сова, 2005. – 672 с
54. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации // монография – Изд-во: СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 208 с.
55. Сафонова М.Ю. Выбор и подготовка лошадей для занятий иппотерапией. Центр развития оздоровительной верховой езды «ПолиЭко», г. Санкт–Петербург, 2009, http://www.poly-eco.com/articles-7.html (дата посещения сайта - 02.03.2016)
56. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. – М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. – 616 с.
57. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение) // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. – М., 1991. – с. 20-21
58. Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах / К. А. Семенова. – М., 1976. – 314 с).
59. Сладкова Н. А., Попова Е.В., Цымбал А. В. Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы. Сборник статей по материалам IV межрегиональной конференции "Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы" , – Изд–во: Москва, 2010
60. Смолякова О. А. Проблема самоидентификации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на этапе младшего подросткового возраста [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 116-119
61. Танюхина Э.И., Шестаков В.П., Семёнова К.А. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. Мю; СПб., 1998
62. Терентьева И.Ю. Популярно об иппотерапии. Что выделяет иппотерапию среди других видов анималотерапии. ДЭЦ «Живая нить», Москва, 2009 http://www.livingthread.ru/content/view/31/9/ ( дата посещения сайта – 21.05.2017)
63. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Дефектология, Вып. № 4. 1998, – С. 3-9.
64. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007 – 318с. С.20
65. Филатова–Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско–родительских отношений: афтореф. дисс. к.психол.н. М.А. Филатова–Сафронова, КГПУ, Казань, 2002
66. Харчук Ю. Анималотерапия. Домашние животные и наше здоровье. – М.: Феникс, 2007. – 320 с.
67. Хэрриот, Д. О всех созданиях больших и малых. М. : Захаров, 2004, – 832 с.
68. Чеснокова Л.С. Динамика психического развития детей 6–7 лет с церебральным параличом в ходе иппотерапии: автореф. дисс. к. психол. наук Л.С. Чеснокова, Нижегородский государсвенный педагогический университет, Нижний Новгород, 2005
69. Чернышева Т.А. Внутренняя картина болезни при ДЦП в контексте социальной тревожности у лиц подросткового и раннего юношеского возраста // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXVIII научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. – Вып. 8. – Барнаул : Изд-во Алтайского университета, 2011
70. Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: рек. УМО в качестве учеб. для студентов вузов / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – Изд–во: М.: Академия, 2008, – 430 с.
71. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И Детский церебральный паралич. – Изд–во: СПб.: Дидактика Плюс, 2001, – 272 с.
72. Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – СПб.: «Речь», 2008;
73. Шипицына Л.М. Психологические аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития [Текст] : сборник / Л. М. Шипицына. - В кн.: Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова. - СПб, 1995
74. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды/ И. Штраус. – М.: Изд-во ИРПО, 2000. – 240c.
75. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Методическое руководство. – Изд–во: СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. — 80 с.
76. Borgi M., Loliva D., Cerino S. and colleges. Effectiveness of a Standardized Equine-Assisted Therapy Program for Children with Autism Spectrum Disorder. Springer Science+Business Media., New York, 2015
77. Gencheva N., Chavdarov Iv., KiriakovaM., Docheva N. Hippitherapy for cerebral palsy children // pilot study. Bulgaria, 2000
78. Margaret M. BassCatherine A. Duchowny, Maria M. Llabre. The Effect of Therapeutic Horseback Riding on Social Functioning in Children with Autism. Autism Dev Disord (2009) 39: 1261. doi:10.1007/s10803-009-0734-3
79. K. Tabares , FV Castro, SS Herrera, Analysis of psychophysiological changes as an effect of hippotherapy for children with developmental disabilities, Journal of Social and Behavioral Sciences, Vol.132. Netherlands, 2014, с.88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ