Классификация спортивных современных российских интернет-СМИ
|
Введение
Глава 1.Спортивная журналистика в сети Интернет………………………..9
1.1. История интернет-журналистики: от возникновения глобальной сети до появления мобильных технологий
1.2.Развитие спортивной интернет-журналистики в России: исторический аспект
1.3. Спортивные онлайн-СМИ: типологический аспект……………………31
Глава 2. Типологическая характеристика спортивных российских интернет-изданий…
2.1. Содержательная и жанровая структура спортивных онлайн-изданий...51
2.2. Наличие офлайн-версии и взаимодействие с ней…………………….....58
2.3. Авторский состав как фактор привлечения аудитории………………....63
2.4. Узнаваемый стиль издания…………………………………………….....66
2.5. Визуализация как фактор типологизации………………………………..74
2.6. Интерактивность и блоггинг……………………………………………...77
2.7. Особенности рекламы в спортивных СМИ
2.8. Формирование аудиторных векторов у спортивных онлайн-СМИ…….85
Заключение…
Список использованных источников
Глава 1.Спортивная журналистика в сети Интернет………………………..9
1.1. История интернет-журналистики: от возникновения глобальной сети до появления мобильных технологий
1.2.Развитие спортивной интернет-журналистики в России: исторический аспект
1.3. Спортивные онлайн-СМИ: типологический аспект……………………31
Глава 2. Типологическая характеристика спортивных российских интернет-изданий…
2.1. Содержательная и жанровая структура спортивных онлайн-изданий...51
2.2. Наличие офлайн-версии и взаимодействие с ней…………………….....58
2.3. Авторский состав как фактор привлечения аудитории………………....63
2.4. Узнаваемый стиль издания…………………………………………….....66
2.5. Визуализация как фактор типологизации………………………………..74
2.6. Интерактивность и блоггинг……………………………………………...77
2.7. Особенности рекламы в спортивных СМИ
2.8. Формирование аудиторных векторов у спортивных онлайн-СМИ…….85
Заключение…
Список использованных источников
Спортивная интернет-журналистика начинает свое развитие тогда, когда появляется Интернет: тогда в сети стали публиковаться первые авторские странички о спорте, наполненные преимущественно статистической информацией. Сейчас спортивные онлайн-издания – важная часть системы российского медиарынка, одна из крупнейших отраслей журналистики, которая пользуется повышенным вниманием аудитории и обладает своими специфическими чертами. Сетевые СМИ быстро завоевали признание аудитории благодаря оперативности, интерактивности, способности совмещать множество мультимедийных форматов. Новости, интервью, обзоры, репортажи – сейчас все первыми публикуют интернет-издания, а не традиционные медиа.
Процессы, происходящие в современной журналистике, существенно изменили структуру медиаиндустрии, характерными чертами которой стали использование мобильных платформ, социальных сетей, мессенджеров и тесное взаимодействие со сферой рекламы и PR. С развитием технологий и конвергентных процессов меняются формы подачи материалов онлайн-СМИ: сегодня медиакомпании не только создают разнообразный по тематической направленности контент, но активно используют различные способы коммуникации с аудиторией.
В связи с проведением в России целого ряда крупнейших спортивных соревнований, спрос на спортивную информацию растет. В поисках актуальных и достоверных сведений в первую очередь аудитория обращается к специализированным спортивным онлайн-ресурсам, которые с экономической и технической точки зрения являются наиболее влиятельными на рынке российской спортивной журналистики. Так, тираж газеты «Спорт-Экспресс» составляет 220 тысяч экземпляров , в то время как аудитория спортивного портала «Чемпионат.ком» (Championat.com) составляет 625 тысяч пользователей в день.
Несмотря на популярность спортивных интернет-СМИ среди читателей, многие теоретические аспекты спортивной онлайн-журналистики до сих пор полностью не изучены. Есть работы, посвященные истории спортивного телевидения или спортивной прессы, есть работы о развитии российских интернет-СМИ, однако пока в научном сообществе не представлено полное исследование, которое охватывало бы современное состояние спортивной интернет-журналистики в России.
Истории и развитию спортивного телевидения, радио и печати посвящали свои работы К.Алексеев, Е.Войтик, Д. Десюк, С.Ильченко, О. Панцырева, О.Шмидт. О проблемах интернет-журналистики писали А.Амзин, С. Балмаева, Е. Вартанова, И.Засурский, М.Лукина,Е. Малышева.
Однако, несмотря на доминирование спортивной интернет-журналистики в медийном пространстве и ее востребованность и популярность, полноценных и объемных исследований, посвященных данному феномену, пока нет. Исследователи Е. Вартанова, Л. Круглова, А. Замков, а также некоторые практики журналистики частично писали о данной проблеме, однако на сегодня еще не было представлено комплексного описания актуальных технологических и аудиторных сдвигов, меняющих структуру спортивной медиаиндустрии, определяющих конкурентные преимущества, функциональный потенциал и наиболее эффективные формы взаимодействия с аудиторией ведущих спортивных онлайн-СМИ.
В работе предпринимается попытка провести классификацию спортивных интернет-порталов с учетом исторической перспективы развития спортивных СМИ и современного состояния российского медиарынка. Работа направлена на комплексное исследование таких важных составляющих онлайн-СМИ, как: аудитория, социальные сети, наличие у издания офлайн-версии и ее роль, стиль, авторы, визуализация, интерактивность и блоги, реклама, содержательно-тематическое своеобразие.
Работа раскрывает функциональный потенциал спортивных онлайн-ресурсов, что поможет журналистам и владельцам СМИ максимально полно удовлетворить запросы целевой аудитории, а также понять, как более качественно создавать контент для подобных изданий, публиковать материалы в социальных сетях и общаться с аудиторией.
Объектом работы является современная российская спортивная журналистика в сети Интернет. Предметом работы выступают особенности функционирования и типологические характеристики спортивных онлайн-СМИ.
Среди методов, применяемых в исследовании, можно выделить следующие:
• Типологизация;
• Структурно-функциональный анализ;
• Наблюдение;
• Содержательный анализ;
• Сравнительный анализ
• Общенаучные методы – анализ, синтез, сравнение
Цель работы: выявить функциональные особенности и конкурентный потенциал спортивной журналистики в сети Интернет на основе выделения ключевых типологических факторов спортивных онлайн-СМИ.
Задачи работы: изучить основные формы и методы взаимодействия спортивных СМИ и аудитории в интернете; показать разнообразие контента, публикуемого в спортивных онлайн-медиа; выделить типы современных спортивных онлайн-медиа; определить особенности коммуникации между СМИ и аудиторией в социальных сетях.
Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященных интернет-журналистике, спортивной журналистике и типологии СМИ. Это работы М. Алексеевой, Р. Болотовой и Е. Вартановой «Масс-медиа в России», С. Мостова и С. Михайлова «Спортивная журналистика», А. Калмыкова и Л. Кохановой«Интернет-журналистика», М. Лукиной «Интернет-СМИ. Теория и практика», А. Амзина «Особенности медиапотребления», Е. Войтик «Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI века», К. Алексеева и С. Ильченко «Спортивная журналистика». В исследовании также использовались работы зарубежных исследователей А. Брайана, М. Варда, М. Николсона, посвященные интернет-журналистике, социальным сетям и спортивным медиа.
Эмпирическаябазаработысостоитизсовременныхспортивныхонлайн-медиа, такихкак: sovsport.ru (сайт газеты «Советский спорт»), championat.com («Чемпионат»), sport-express.ru (сайт газеты «Спорт-экспресс»), matchtv.ru («Матч!ТВ»), sportbox.ru («Спортбокс»), eurosport.ru («Евроспорт»), Р-Спорт, Men’sHealth, Газета.Ru:Спорт, Спорт-RT. Согласно рейтингу LiveInternet.ru за апрель-май 2018 года, данные порталы являются самыми посещаемыми в России. Для того чтобы получить наиболее актуальные данные, исследование проводилось с мая 2017 по май 2018 года, как в периоды, когда проходили крупные международные спортивные соревнования, так и во временной отрезок, когда спортивные медиа функционировали в привычном для них режиме.
Положения, выносимые на защиту:
1. Спортивные интернет-СМИ являются одними из самых популярными медиа в России. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатными СМИ, радио и телевидением: скорость подачи информации, разнообразие контента, использование визуальных средств, интерактивность, гипертекстуальность.
2. В России существуют несколько типов интернет-СМИ, которые можно классифицировать по ряду ключевых признаков: содержательно-тематическая модель издания, стилевые характеристики, наличие офлайн-версии, социальные сети, стиль, авторы, визуализация, интерактивность и блоги, реклама.
3. Активное использование спортивными медиа социальных сетей как новых форматов для привлечения и удержания аудитории, более плотного и качественно нового взаимодействия с ней, является характерной чертой современной спортивной онлайн-журналистики и одним из наиболее актуальных направлений ее развития.
В соответствии с поставленными целью и задачами диссертация состоит из следующих разделов:
• Введение, где рассказывается об актуальности, значимости и новизне исследования, определяется объект и предмет, методологическая и теоретическая база работы.
• В первой главе рассматривается история и развитие спортивной журналистики в России, выявляется процесс конвергенции и оцифровки средств массовой информации и изучаются особенности функционирования интернет-СМИ в России.
• Во второй главе представлена классификация спортивных онлайн-медиа по выбранным критериям, дается оценка состоянию спортивной онлайн-журналистики в России, определяются функциональный потенциал ведущих спортивных онлайн-СМИ.
• Заключение содержит выводы по выполненной работу, суммирует результаты и рассказывает о результатах всего исследования.
• Библиография включает список литературы, веб-сайтов, средств массовой информации, которые изучались в ходе этой работы.
Процессы, происходящие в современной журналистике, существенно изменили структуру медиаиндустрии, характерными чертами которой стали использование мобильных платформ, социальных сетей, мессенджеров и тесное взаимодействие со сферой рекламы и PR. С развитием технологий и конвергентных процессов меняются формы подачи материалов онлайн-СМИ: сегодня медиакомпании не только создают разнообразный по тематической направленности контент, но активно используют различные способы коммуникации с аудиторией.
В связи с проведением в России целого ряда крупнейших спортивных соревнований, спрос на спортивную информацию растет. В поисках актуальных и достоверных сведений в первую очередь аудитория обращается к специализированным спортивным онлайн-ресурсам, которые с экономической и технической точки зрения являются наиболее влиятельными на рынке российской спортивной журналистики. Так, тираж газеты «Спорт-Экспресс» составляет 220 тысяч экземпляров , в то время как аудитория спортивного портала «Чемпионат.ком» (Championat.com) составляет 625 тысяч пользователей в день.
Несмотря на популярность спортивных интернет-СМИ среди читателей, многие теоретические аспекты спортивной онлайн-журналистики до сих пор полностью не изучены. Есть работы, посвященные истории спортивного телевидения или спортивной прессы, есть работы о развитии российских интернет-СМИ, однако пока в научном сообществе не представлено полное исследование, которое охватывало бы современное состояние спортивной интернет-журналистики в России.
Истории и развитию спортивного телевидения, радио и печати посвящали свои работы К.Алексеев, Е.Войтик, Д. Десюк, С.Ильченко, О. Панцырева, О.Шмидт. О проблемах интернет-журналистики писали А.Амзин, С. Балмаева, Е. Вартанова, И.Засурский, М.Лукина,Е. Малышева.
Однако, несмотря на доминирование спортивной интернет-журналистики в медийном пространстве и ее востребованность и популярность, полноценных и объемных исследований, посвященных данному феномену, пока нет. Исследователи Е. Вартанова, Л. Круглова, А. Замков, а также некоторые практики журналистики частично писали о данной проблеме, однако на сегодня еще не было представлено комплексного описания актуальных технологических и аудиторных сдвигов, меняющих структуру спортивной медиаиндустрии, определяющих конкурентные преимущества, функциональный потенциал и наиболее эффективные формы взаимодействия с аудиторией ведущих спортивных онлайн-СМИ.
В работе предпринимается попытка провести классификацию спортивных интернет-порталов с учетом исторической перспективы развития спортивных СМИ и современного состояния российского медиарынка. Работа направлена на комплексное исследование таких важных составляющих онлайн-СМИ, как: аудитория, социальные сети, наличие у издания офлайн-версии и ее роль, стиль, авторы, визуализация, интерактивность и блоги, реклама, содержательно-тематическое своеобразие.
Работа раскрывает функциональный потенциал спортивных онлайн-ресурсов, что поможет журналистам и владельцам СМИ максимально полно удовлетворить запросы целевой аудитории, а также понять, как более качественно создавать контент для подобных изданий, публиковать материалы в социальных сетях и общаться с аудиторией.
Объектом работы является современная российская спортивная журналистика в сети Интернет. Предметом работы выступают особенности функционирования и типологические характеристики спортивных онлайн-СМИ.
Среди методов, применяемых в исследовании, можно выделить следующие:
• Типологизация;
• Структурно-функциональный анализ;
• Наблюдение;
• Содержательный анализ;
• Сравнительный анализ
• Общенаучные методы – анализ, синтез, сравнение
Цель работы: выявить функциональные особенности и конкурентный потенциал спортивной журналистики в сети Интернет на основе выделения ключевых типологических факторов спортивных онлайн-СМИ.
Задачи работы: изучить основные формы и методы взаимодействия спортивных СМИ и аудитории в интернете; показать разнообразие контента, публикуемого в спортивных онлайн-медиа; выделить типы современных спортивных онлайн-медиа; определить особенности коммуникации между СМИ и аудиторией в социальных сетях.
Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященных интернет-журналистике, спортивной журналистике и типологии СМИ. Это работы М. Алексеевой, Р. Болотовой и Е. Вартановой «Масс-медиа в России», С. Мостова и С. Михайлова «Спортивная журналистика», А. Калмыкова и Л. Кохановой«Интернет-журналистика», М. Лукиной «Интернет-СМИ. Теория и практика», А. Амзина «Особенности медиапотребления», Е. Войтик «Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI века», К. Алексеева и С. Ильченко «Спортивная журналистика». В исследовании также использовались работы зарубежных исследователей А. Брайана, М. Варда, М. Николсона, посвященные интернет-журналистике, социальным сетям и спортивным медиа.
Эмпирическаябазаработысостоитизсовременныхспортивныхонлайн-медиа, такихкак: sovsport.ru (сайт газеты «Советский спорт»), championat.com («Чемпионат»), sport-express.ru (сайт газеты «Спорт-экспресс»), matchtv.ru («Матч!ТВ»), sportbox.ru («Спортбокс»), eurosport.ru («Евроспорт»), Р-Спорт, Men’sHealth, Газета.Ru:Спорт, Спорт-RT. Согласно рейтингу LiveInternet.ru за апрель-май 2018 года, данные порталы являются самыми посещаемыми в России. Для того чтобы получить наиболее актуальные данные, исследование проводилось с мая 2017 по май 2018 года, как в периоды, когда проходили крупные международные спортивные соревнования, так и во временной отрезок, когда спортивные медиа функционировали в привычном для них режиме.
Положения, выносимые на защиту:
1. Спортивные интернет-СМИ являются одними из самых популярными медиа в России. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатными СМИ, радио и телевидением: скорость подачи информации, разнообразие контента, использование визуальных средств, интерактивность, гипертекстуальность.
2. В России существуют несколько типов интернет-СМИ, которые можно классифицировать по ряду ключевых признаков: содержательно-тематическая модель издания, стилевые характеристики, наличие офлайн-версии, социальные сети, стиль, авторы, визуализация, интерактивность и блоги, реклама.
3. Активное использование спортивными медиа социальных сетей как новых форматов для привлечения и удержания аудитории, более плотного и качественно нового взаимодействия с ней, является характерной чертой современной спортивной онлайн-журналистики и одним из наиболее актуальных направлений ее развития.
В соответствии с поставленными целью и задачами диссертация состоит из следующих разделов:
• Введение, где рассказывается об актуальности, значимости и новизне исследования, определяется объект и предмет, методологическая и теоретическая база работы.
• В первой главе рассматривается история и развитие спортивной журналистики в России, выявляется процесс конвергенции и оцифровки средств массовой информации и изучаются особенности функционирования интернет-СМИ в России.
• Во второй главе представлена классификация спортивных онлайн-медиа по выбранным критериям, дается оценка состоянию спортивной онлайн-журналистики в России, определяются функциональный потенциал ведущих спортивных онлайн-СМИ.
• Заключение содержит выводы по выполненной работу, суммирует результаты и рассказывает о результатах всего исследования.
• Библиография включает список литературы, веб-сайтов, средств массовой информации, которые изучались в ходе этой работы.
Спортивная онлайн-журналистика за короткий период времени стала одной из важнейших отраслей журналистики со своими особенностями развития, жанрами и форматами. Формирование и развитие спортивных онлайн-медиа проходило на фоне изменений в сфере спорта, дигитализации СМИ, появления социальных сетей.
В соответствии задачами, указанными во введении нашей работы, мы рассмотрели этапы исторического развития спортивных СМИ в Интернете. В результате можно сделать вывод, что ключевым фактором, оказавшим влияние на спортивные онлайн-издания, стал технологический, который заключался в появлении и распространении Сети Интернет в России. Это, в свою очередь, привело к открытию новых форм коммуникации в сети. Распространение и развитие Интернета оказывало не только количественное воздействие, что проявлялось в росте аудитории, но и качественное: у него появилась ценовая доступность.
Кроме того, аудитория Интернета стала широко использовать все его возможности: смотреть видеозаписи, пролистывать фотография, загружать большие файлов. Спортивная интернет-журналистика также начала активно пользоваться этими возможностями, например, вести прямые онлайн-трансляции, искать новые формы использования медиафайлов, развивая способы обратной связи.
В интернет-журналистике происходила трансформация жанров, на которую значительное влияние оказал процесс конвергенции. Появление новых жанров и стилей, широкое использование фото- и видеоконтента – все это существенно изменило спортивную интернет-журналистику.
В ходе нашей работы, мы выяснили, что в России существуют несколько типов интернет-СМИ, которые можно классифицировать по ряду ключевых признаков: наличие у издания офлайн-версии, социальные сети, содержательно-тематическое, авторский состав как фактор привлечения аудитории, визуализация, интерактивность и блоги, реклама.
У всех анализируемых нами СМИ общая тематика: спорт, однако в ее освещении есть различия.
Так, «Матч!ТВ», «Евроспорт» и «Спортбокс» активно используют видеотрансляции как способ подачи материала. Это и онлайн-трансляции, и видеонарезки. Что касается других СМИ, например, порталов «Чемпионат», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», то эти издания больше сосредоточены на создании качественных лонгридов, интервью и аналитических статей. Нельзя сказать, что сайты совсем не используют аудиовизуальные средства, но у сайтов нет таких ресурсов, как у «Матч!ТВ» или «Евроспорта».
Самой популярной социальной сетью у всех ресурсов является «ВКонтакте», но и здесь порталы придерживаются разной контентной стратегии. «Спортбокс» соблюдает однотипный стиль публикаций, который представляет собой сочетание текста и гиперссылки на сайт СМИ. А в аккаунтах всех остальных ресурсов можно встретить опросы, конкурсы, гифки и эмодзи в оформлении постов.
Подобные различия, на наш взгляд, связаны с различием целевой аудитории сайтов. Как показало исследование, направление экспансии того или иного СМИ в социальных сетях является отражением имеющихся данных о целевой аудитории (например, «Матч!ТВ» и «Чемпионат», с аудиторией, в которой больший процент подростков и молодых людей, активно использует Instagram и Telegram, а «Спортбокс», где аудитория старше, вообще не имеет аккаунтов в этих соцсетях).
В результате исследования было выявлено то, что при подаче материалов и развитии того или иного аккаунта в соцсетях порталы учитывают возраст, социальный статус и гендер своей аудитории, что помогает лучше понять запросы целевой аудитории и максимально удовлетворить ее информационные потребности.
У всех анализируемых нами СМИ общая тематика: спорт, однако в ее освещении есть различия. Так, «Матч!ТВ», «Евроспорт» и «Спортбокс» активно используют видеотрансляции как способ подачи материала. Это и онлайн-трансляции, и видеонарезки, и передачи телеканала (как, например, архивные выпуски различных телепрограмм «Матч!ТВ»), которые доступны пользователям сети в записи. Кроме того, большинство материалов основано именно на видеоконтенте и интервью: инфоповод может состоять из одной фотографии, обзора матча или даже отдельного эпизода. Кроме того, именно такой формат чаще всего используется при взаимодействии сайта и аудитории: пользователей просят выбрать самый лучший гол или придумать подпись к фотографии. Поэтому аудиовизуальные средства можно рассматривать еще и как способ наладить обратную связь с аудиторией
Что касается «Чемпионата», то на портале акцент сделан на лонгриды, фотоподборки, интервью и аналитические статьи и стиль подачи информации. Нельзя сказать, что сайт совсем не использует аудиовизуальные средства (в основном, он берет видео и фото для публикации в соцсетях), но у сайта нет таких ресурсов, как у «Матч!ТВ» или «Евроспорта». То же можно сказать и о Р-Спорт, где основной акцент делается на оперативности, эксклюзивных интервью и аналитических статьях.
Схожая ситуация у «Спорт-Экспресса» и «Советского спорта». Сайты активно используют фотогалереи как способ подачи информации, но у них нет возможности показать опасные моменты того или иного матча или сделать видеообзор. В таких случаях порталы пользуются публикациями в социальных сетях: Twitter или Instagram. Обычно фото или видео-контент с матча выкладывают в свои аккаунты сами спортивные клубы или федерации. Однако «Спорт-Экспресс» все равно использует видео на своем портале: приглашает в редакцию гостей, проводит аналитические беседы, отвечает на вопросы читателей в студии. Готовый контент издание выкладывает на сайт, а расшифровка интервью иногда публикуется и в газете.
Спортивное агентство Р-Спорт делает ставку на оперативность и на глубокие аналитические материалы. На сайте нет ярких заголовков, нет опросов и конкурсов для читателей. Это говорит о том, что функция сайта – в первую очередь информирование, а не развлечение. Это подтверждает и то, что ресурс почти не пользуется видеоконтентом, не публикует подборок с эротичными фотографиями болельщиц или спортсменок.
Рубрика спорт в «Газете.Ru» рассказывает не только о спорте, но и околоспортивных событиях, таких, как личная жизнь спортсменов, скандалы. Сайт пытается привлечь внимание не только болельщиков, пристально следящих за спортивными событиями, но и людей, которые лишь поверхностно интересуются спортом: вот почему на сайте присутствуют и околоспортивные материалы, и яркие заголовки, и основное внимание уделено российским спортсменам, национальным командам и крупным международным соревнованиям. В основном, портал освещает деятельность российских клубов на международных соревнованиях, игры национальных сборных, европейские турниры – Лигу Чемпионов, Лигу Европы.
Примерно такой же формы подачи информации придерживается и рубрика «Спорт» телеканала RT, где основными героями публикаций также становятся российские спортсмены и российские клубы. Подробно освещаются и события международного спорта, допинг-скандалы. Разумеется, освещение спортивных событий на сайте не такое детальное и подробное, как на универсальных спортивных порталах, однако, если предположить, что основной аудиторией сайта являются все же люди, лишь поверхностно интересующиеся спортом, то информация, представленная на сайте, вполне поможет пользователю сформировать картину о том, что происходит в современном мире спорта.
Men’sHealth значительно отличается от всех рассматриваемых ресурсов – это все же больше lifestyle-издание, которое «учит» мужчин правильно жить. Поэтому спортивная информация в нем появляется не с такой регулярностью, как в универсальных спортивных СМИ: несколько публикаций в день, даже через день. Кроме того, на ресурсе нет ни ленты новостей, ни матч-центра, которые уже давно стали главными атрибутами современного онлайн-издания.
Однако все же тему спорта ресурс рассматривает, и даже имеет отдельную рубрику. Отметим, что сайт публикует материалы о различных видах спорта – футболе (как российском, так и международном), хоккее, боксе, экстремальных видах спорта. В основном, все материалы представляют собой интервью, аналитические статьи, обзоры или отчеты. То есть, ресурс не обладает важным качеством спортивных СМИ – оперативностью, когда материал попадает на сайт спустя минуты после случившегося события.
Таким образом, можно выделить несколько факторов, которые определяют конкурентное преимущество СМИ:
• интерактивность и общение с аудиторией,
• наличие видеоконтента и возможность транслировать спортивные соревнования,
• разнообразный авторский коллектив.
Благодаря таким факторам издание способно формировать свою редакционную политику, привлекать новых читателей и сохранять уже имеющуюся аудиторию.
Сейчас российский медиарынок постоянно развивается, что повышает требования к средствам массовой информации. Сейчас руководителям интернет-проектов приходится осваивать новые формы взаимодействия с аудиторией, искать новые каналы распространения информации и способы подачи контента.
Для того чтобы соответствовать требованиям времени, интернет-изданиям нужно развиваться, учитывая технологические изменения и появления новых платформ для распространения контента в интернет-пространстве.
Например, сейчас все большую популярность у пользователей получают приложения для планшетов и смартфонов, что является достаточно новым явлением для российского медиарынка. В основном, приложения представляют собой оригинальный продукт, где присутствуют все важные составляющие сайта: фотографии, видео, тексты и др.
Кроме того, благодаря интеграции медиаплатформ, у издания появится больше возможностей получить доход и предложить рекламодателям больше возможностей для размещения рекламы не только на сайте, но и в приложениях.
Еще одной важной составляющей успешного развития издания на российском медиарынке является использование мессенджеров как дополнительной платформы для взаимодействия с аудиторией. Многие СМИ уже активно используют Telegram,Viber и другие мессенджеры в качестве площадки для распространения контента.
Таким образом, для того, чтобы максимально удовлетворить потребности аудитории, российским спортивным онлайн изданиям стоит не только придерживаться выбранной редакционной политики, но и следить за всеми изменениями на медиарынке, чтобы максимально соответствовать требованиям времени.
В соответствии задачами, указанными во введении нашей работы, мы рассмотрели этапы исторического развития спортивных СМИ в Интернете. В результате можно сделать вывод, что ключевым фактором, оказавшим влияние на спортивные онлайн-издания, стал технологический, который заключался в появлении и распространении Сети Интернет в России. Это, в свою очередь, привело к открытию новых форм коммуникации в сети. Распространение и развитие Интернета оказывало не только количественное воздействие, что проявлялось в росте аудитории, но и качественное: у него появилась ценовая доступность.
Кроме того, аудитория Интернета стала широко использовать все его возможности: смотреть видеозаписи, пролистывать фотография, загружать большие файлов. Спортивная интернет-журналистика также начала активно пользоваться этими возможностями, например, вести прямые онлайн-трансляции, искать новые формы использования медиафайлов, развивая способы обратной связи.
В интернет-журналистике происходила трансформация жанров, на которую значительное влияние оказал процесс конвергенции. Появление новых жанров и стилей, широкое использование фото- и видеоконтента – все это существенно изменило спортивную интернет-журналистику.
В ходе нашей работы, мы выяснили, что в России существуют несколько типов интернет-СМИ, которые можно классифицировать по ряду ключевых признаков: наличие у издания офлайн-версии, социальные сети, содержательно-тематическое, авторский состав как фактор привлечения аудитории, визуализация, интерактивность и блоги, реклама.
У всех анализируемых нами СМИ общая тематика: спорт, однако в ее освещении есть различия.
Так, «Матч!ТВ», «Евроспорт» и «Спортбокс» активно используют видеотрансляции как способ подачи материала. Это и онлайн-трансляции, и видеонарезки. Что касается других СМИ, например, порталов «Чемпионат», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», то эти издания больше сосредоточены на создании качественных лонгридов, интервью и аналитических статей. Нельзя сказать, что сайты совсем не используют аудиовизуальные средства, но у сайтов нет таких ресурсов, как у «Матч!ТВ» или «Евроспорта».
Самой популярной социальной сетью у всех ресурсов является «ВКонтакте», но и здесь порталы придерживаются разной контентной стратегии. «Спортбокс» соблюдает однотипный стиль публикаций, который представляет собой сочетание текста и гиперссылки на сайт СМИ. А в аккаунтах всех остальных ресурсов можно встретить опросы, конкурсы, гифки и эмодзи в оформлении постов.
Подобные различия, на наш взгляд, связаны с различием целевой аудитории сайтов. Как показало исследование, направление экспансии того или иного СМИ в социальных сетях является отражением имеющихся данных о целевой аудитории (например, «Матч!ТВ» и «Чемпионат», с аудиторией, в которой больший процент подростков и молодых людей, активно использует Instagram и Telegram, а «Спортбокс», где аудитория старше, вообще не имеет аккаунтов в этих соцсетях).
В результате исследования было выявлено то, что при подаче материалов и развитии того или иного аккаунта в соцсетях порталы учитывают возраст, социальный статус и гендер своей аудитории, что помогает лучше понять запросы целевой аудитории и максимально удовлетворить ее информационные потребности.
У всех анализируемых нами СМИ общая тематика: спорт, однако в ее освещении есть различия. Так, «Матч!ТВ», «Евроспорт» и «Спортбокс» активно используют видеотрансляции как способ подачи материала. Это и онлайн-трансляции, и видеонарезки, и передачи телеканала (как, например, архивные выпуски различных телепрограмм «Матч!ТВ»), которые доступны пользователям сети в записи. Кроме того, большинство материалов основано именно на видеоконтенте и интервью: инфоповод может состоять из одной фотографии, обзора матча или даже отдельного эпизода. Кроме того, именно такой формат чаще всего используется при взаимодействии сайта и аудитории: пользователей просят выбрать самый лучший гол или придумать подпись к фотографии. Поэтому аудиовизуальные средства можно рассматривать еще и как способ наладить обратную связь с аудиторией
Что касается «Чемпионата», то на портале акцент сделан на лонгриды, фотоподборки, интервью и аналитические статьи и стиль подачи информации. Нельзя сказать, что сайт совсем не использует аудиовизуальные средства (в основном, он берет видео и фото для публикации в соцсетях), но у сайта нет таких ресурсов, как у «Матч!ТВ» или «Евроспорта». То же можно сказать и о Р-Спорт, где основной акцент делается на оперативности, эксклюзивных интервью и аналитических статьях.
Схожая ситуация у «Спорт-Экспресса» и «Советского спорта». Сайты активно используют фотогалереи как способ подачи информации, но у них нет возможности показать опасные моменты того или иного матча или сделать видеообзор. В таких случаях порталы пользуются публикациями в социальных сетях: Twitter или Instagram. Обычно фото или видео-контент с матча выкладывают в свои аккаунты сами спортивные клубы или федерации. Однако «Спорт-Экспресс» все равно использует видео на своем портале: приглашает в редакцию гостей, проводит аналитические беседы, отвечает на вопросы читателей в студии. Готовый контент издание выкладывает на сайт, а расшифровка интервью иногда публикуется и в газете.
Спортивное агентство Р-Спорт делает ставку на оперативность и на глубокие аналитические материалы. На сайте нет ярких заголовков, нет опросов и конкурсов для читателей. Это говорит о том, что функция сайта – в первую очередь информирование, а не развлечение. Это подтверждает и то, что ресурс почти не пользуется видеоконтентом, не публикует подборок с эротичными фотографиями болельщиц или спортсменок.
Рубрика спорт в «Газете.Ru» рассказывает не только о спорте, но и околоспортивных событиях, таких, как личная жизнь спортсменов, скандалы. Сайт пытается привлечь внимание не только болельщиков, пристально следящих за спортивными событиями, но и людей, которые лишь поверхностно интересуются спортом: вот почему на сайте присутствуют и околоспортивные материалы, и яркие заголовки, и основное внимание уделено российским спортсменам, национальным командам и крупным международным соревнованиям. В основном, портал освещает деятельность российских клубов на международных соревнованиях, игры национальных сборных, европейские турниры – Лигу Чемпионов, Лигу Европы.
Примерно такой же формы подачи информации придерживается и рубрика «Спорт» телеканала RT, где основными героями публикаций также становятся российские спортсмены и российские клубы. Подробно освещаются и события международного спорта, допинг-скандалы. Разумеется, освещение спортивных событий на сайте не такое детальное и подробное, как на универсальных спортивных порталах, однако, если предположить, что основной аудиторией сайта являются все же люди, лишь поверхностно интересующиеся спортом, то информация, представленная на сайте, вполне поможет пользователю сформировать картину о том, что происходит в современном мире спорта.
Men’sHealth значительно отличается от всех рассматриваемых ресурсов – это все же больше lifestyle-издание, которое «учит» мужчин правильно жить. Поэтому спортивная информация в нем появляется не с такой регулярностью, как в универсальных спортивных СМИ: несколько публикаций в день, даже через день. Кроме того, на ресурсе нет ни ленты новостей, ни матч-центра, которые уже давно стали главными атрибутами современного онлайн-издания.
Однако все же тему спорта ресурс рассматривает, и даже имеет отдельную рубрику. Отметим, что сайт публикует материалы о различных видах спорта – футболе (как российском, так и международном), хоккее, боксе, экстремальных видах спорта. В основном, все материалы представляют собой интервью, аналитические статьи, обзоры или отчеты. То есть, ресурс не обладает важным качеством спортивных СМИ – оперативностью, когда материал попадает на сайт спустя минуты после случившегося события.
Таким образом, можно выделить несколько факторов, которые определяют конкурентное преимущество СМИ:
• интерактивность и общение с аудиторией,
• наличие видеоконтента и возможность транслировать спортивные соревнования,
• разнообразный авторский коллектив.
Благодаря таким факторам издание способно формировать свою редакционную политику, привлекать новых читателей и сохранять уже имеющуюся аудиторию.
Сейчас российский медиарынок постоянно развивается, что повышает требования к средствам массовой информации. Сейчас руководителям интернет-проектов приходится осваивать новые формы взаимодействия с аудиторией, искать новые каналы распространения информации и способы подачи контента.
Для того чтобы соответствовать требованиям времени, интернет-изданиям нужно развиваться, учитывая технологические изменения и появления новых платформ для распространения контента в интернет-пространстве.
Например, сейчас все большую популярность у пользователей получают приложения для планшетов и смартфонов, что является достаточно новым явлением для российского медиарынка. В основном, приложения представляют собой оригинальный продукт, где присутствуют все важные составляющие сайта: фотографии, видео, тексты и др.
Кроме того, благодаря интеграции медиаплатформ, у издания появится больше возможностей получить доход и предложить рекламодателям больше возможностей для размещения рекламы не только на сайте, но и в приложениях.
Еще одной важной составляющей успешного развития издания на российском медиарынке является использование мессенджеров как дополнительной платформы для взаимодействия с аудиторией. Многие СМИ уже активно используют Telegram,Viber и другие мессенджеры в качестве площадки для распространения контента.
Таким образом, для того, чтобы максимально удовлетворить потребности аудитории, российским спортивным онлайн изданиям стоит не только придерживаться выбранной редакционной политики, но и следить за всеми изменениями на медиарынке, чтобы максимально соответствовать требованиям времени.
Подобные работы
- Мультимедийные форматы в российских и зарубежных СМИ (на примере освещения Олимпиады-2016)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мультимедийные форматы в российских и зарубежных СМИ (на примере освещения Олимпиады-2016)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНТЕРНЕТ-СМИ: КРОСС-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертация , журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2015 - ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ О ТЕАТРЕ (НА
ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ: «ТЕАТР.», «ТЕАТРАЛ», «ТЕАТРАЛЬНАЯ
АФИША»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА SPORTBOX.RU И САЙТА ВВС SPORT
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - Медиатекст интернет-СМИ в социальных сетях: особенности
трансформации (на примере интернет-изданий Sportbox.ru, Sports.ru и
Sport24.ru)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Тенденции развития спортивной журналистики в России (Юго-Западный государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ОБРАЗ КИТАЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Силовые виды спорта в спортивной журналистике России
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



