ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Журнал как особая разновидность СМИ 9
1.1 Тип журнального издания как социальная категория 9
1.2 История развития российских и зарубежных глянцевых изданий 18
ГЛАВА 2. Позиционирование журнала для женщин на медиарынке 27
2.1 Роль фотографии в композиционно-графическом оформлении женского журнала 27
2.2 Особенности тематический концепции и композиционно-рафической модели журнала для женщин «Один день» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
В современном обществе наблюдается динамичное развитие процесса информационного воздействия и взаимодействия на всех этапах деятельности общественных кoнcтpyкций. Единое миpoвoe инфopмaциoннoe пpocтpaнcтвo cфopмиpoвaнo для того, чтобы в значительной степени влиять на внутренние и внешние информационные процессы и развитие.
Эффективным инструментом форсирования интегрирования личности и отдельных сообществ в мировом пространстве являются средства массовой информации, а информационное пространство становится глобальной площадкой, на которой происходят процессы различных типов коммуникаций, будь то межгосударственные, межкорпоративные, общественные или личные.
Информационно-технологическая революция, начавшаяся с семидесятых годов прошлого века, на сегодняшний день занимает главенствующее положение в общественных процессах. Радикальные изменения в преобразовании информационных технологий, включая глобализацию, способствуют переустройству общественных отношений и искоренению традиционных форм воспроизведения общественной жизни благодаря каналам СМИ, особенно периодической печати. На эти преобразования значительно влияет и журнальная периодика, создавая коммуникационные модели в глобальном смысле. Положительные и отрицательные стороны глобализации подействовали и на формирование концептуальных и коммуникативных стратегий глянцевых журналов.
В Российской Федерации с конца 90-х годов ХХ века произошли кардинальные изменения структуры журнального рынка, когда стало возможным говорить о распространении стандартов потребления и образа жизни, характерного для среднего класса развитых западных стран. Именно этому среднему классу, а также образовавшемуся в наших странах классу бизнес-элиты адресованы глянцевые журналы ( glossy magazines). Многие из них были внедрены на рынок глобальными издательскими концернами в период обновления национальной медиасистемы. Речь идет прежде всего о журналах Cosmopolitan, Elle, Harper's Bazaar, L'Officiel, Marie Claire и Vogue. Многие журналы, выходящие на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Космополитен», ELLE, «Лиза», «Отдохни!» и др.)
Актуальность исследования. Несмотря на экономический кризис, глянцевые журналы не только не уходят с медиарынка, но и демонстрируют постоянное появление новых изданий. Это свидетельствует о том, что глянцевые издания являются не только выгодным бизнес - проектом, но и востребованным СМИ, которое способно влиять на вкусы и убеждения массовой аудитории. Это выражается в том, что постоянно растет количество изданий, при этом растет конкуренция, увеличивается интерес к периодическим изданиям во всех сегментах. Справедливо мнение исследователей, что «мир журнальной периодики в силу огромного разнообразия типов и большого количества изданий описать и классифицировать гораздо труднее, чем ежедневные газеты»1. Более того - глянцевая журналистика в настоящее время представляет собой самостоятельный вид журналистики со своими правилами и своей историей. Поэтому глянцевые журналы рассматриваются не только с точки зрения СМИ, но и с точки зрения культурологии, психологии, философии.
Оставаясь на пике популярности и всегда влияя на настроение и поведение общества, «глянец» оставался и остается продуктом массового потребления. История его развития, достойна внимательного изучения. Мир глянцевой журналистики имеет свод четких правил, законов и требований, которые существуют со времен выхода первых образцов глянцевых изданий.
В данной paбoтe представлен авторский проект создания журнала для женщин. При всем многообразии женских глянцевых журналов существует потребность в издании, которое бы отображало жизнь современной женщины во всех ее проявлениях. Такое издание всегда будет пользоваться спросом. Особенностью издания является его адресность - для женщин российских мегаполисов. Предлагаемый авторский проект, женский журнал «Один день», будет интересен читательницам, так как в нем будут оригинальные, нетрадиционные для женских журналов рубрики.
Объект проекта - ежедневный мир современный женщины.
Предмет проекта - тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала для женщин.
Эмпирическую базу исследования составили российские и зарубежные глянцевые журналы: Vogue, ELLE, In style, Oops! / Упс! - издания, посвящённые женщинам и для женщин.
Цель проекта - на основе изученного материала разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель актуального женского журнала для обширной аудитории.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• провести сравнительный анализ российских и зарубежных женских журналов;
• показать влияние тематической концепции и композиционно-графической модели журнала на восприятие информации;
• создать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель журнала «Один день».
Новизна работы
В работе подчеркивается мысль о том, что в современный период печатная периодика постепенно уступает место новым платформам медиа, в частности, интернет - порталам, посвященным красоте и моде. Вместе с тем оценка значения глянцевых изданий для женщин только с точки зрения распространения «гламурной» информации является односторонней. Журналы данного типа необходимо рассматривать и как некоторую культурологическую составляющую современной жизни, откуда аудитория может почерпнуть действительно нужную и востребованную информацию. В дополнение к другим обычным темам женских журналов (модные тенденции, косметика, развлечения) в журнале «Один день» будут темы об истории костюма о кино и рекомендации для проведения свободного времени.
Методология исследования. Источники, используемые при анализе, отобраны непосредственно на основе материалов журналов, а также теоретических разработок российских ученых - исследователей СМИ: Е.П. Прохорова, А.Н. Акопова, А.М. Ямпольской, М.В. Шкондина, М.И. Шостак, Е.Л. Вартановой, Н.Н. Мироненко, И.Д. Ракипова, С.М. Черменской, В.В. Смеюхи, и др.
Структура работы предопределена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ннтернет - источников.
В первой главе излагаются результаты решения первых двух задач, рассматриваются ведущие женские глянцевые журналы России и дальнего зарубежья, особенности их контента. Проводится сравнительный анализ с точки зрения тематической концепции и композиционно-графического оформления.
Во второй главе представлена модель журнала «Один день». Автор рассматривает особенности и отличие данного журнала от других женских журналов, а также выявил основные тенденции развития глянцевых изданий, подтвердил гипотезу исследования, выявил экспертное мнение и сделал прогноз на дальнейшее развитие индустрии «глянца» на российском медиарынке.
В приложении представлен пилотный выпуск журнала.
Список литературы включает 52 наименования.
В связи с поставленными задачами автор данного дипломного проекта подробно изучил историю создания глянцевых изданий современности. Исходя из выявленных особенностей печатных и электронных версий журналов, есть смысл утверждать, что появление новых технологий внесло значительные коррективы в структуру, содержание и оформление современных журналов. На основе подробного исследования обложек американского «Vogue» раскрыт феномен присутствия фотографии в глянцевом издании. Ключевые особенности печатных и цифровых версий журналов подтверждают, что мировые и отечественные СМИ трансформируются, получая новые возможности для совершенствования.
1. Выявлено, что на основе проведения исторических параллелей с современными условиями функционирования СМИ представляется возможным выделить медиадизайн в качестве самостоятельной сферы деятельности на информационном рынке. Природа дизайна СМИ имеет тесные переплетения с сущностью всей журналистской сферы. Она призвана расти и развиваться вместе с обществом. Это означает, что качественный графический дизайн как особая сфера деятельности должен моментально реагировать на все происходящие изменения, соответствуя реалиям времени
2. Доказано, что переоценить роль графического оформления в продуктивной деятельности СМИ не представляется возможным. А потому каждая уважающая себя современная редакция должна считать своим долгом иметь в штате опытного дизайнера, благодаря которому процесс поддержания внешней привлекательности информационного продукта становится более организованным.
3. Доказано, что высокоэффективный дизайн любого типа СМИ предполагает результат выражения определенной идеи, для воплощения которой существует целый набор художественных и технических средств. Для того чтобы «заявить о себе» и установить прочный диалог с потребителем, информационный продукт должен иметь грамотно выстроенное единое визуальное пространство. Главная задача дизайна - привлечь внимание, способствовать появлению психологической направленности читателя на конкретный материал и сохранить эту направленность. После привлечения внимания важно удержать его, что возможно только в том случае, когда дизайн соответствует внутреннему наполнению издания. Только тогда может идти речь о понимании смысловой нагрузки материала в целом.
1. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специализированных журналов). Иркутск, 2005
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
3. Барт Р. Империя знаков / Пер. с франц. Я. Г. Бражниковой. - М.: Праксис, 2004
4. Беленко В.Е. Современные средства массовой информации: типологический аспект: учеб. пособие / В. Е. Беленко, Новосибирск, 2009.
5. Белинский В. Г. Полн. собр.соч. - Т.3. - С.57
6. Волкова В. В., Газанджиев С.Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. - М., 2003
7. Вартанова Е. Л. Саморегулирование в информационном обществе// Вестник Московского ун-та, сер. «Журналистика». 2006, № 3
8. Виноградский В. С. Глянцевая журналистика. Метод анализа: спецсеминар / В. С. Виноградский, Н. В. Куницына. - М., 2007
9. Гудова М. Ю. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности: монография / М. Ю. Гудова, И. Д. Ракипова. Екатеринбург, 2010
10. Дизайн периодических изданий. - М. 2001
11. Дзялошинский И. М. К вопросу о понятийном аппарате медиасследований// http://mediascope.ru/?q=node/1658
12. Засурский Я. Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования. 2005
13. Елинер И. Мультимедийная культура. Мультимедийные технологии и медиадизайн. - М. 2010
14. Корконосенко С. Г., Кудрявцева М. Е., Слуцкий П. С. Свобода личности в массовой коммуникации / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2010
15. Куликова А. С. Гламур как феномен моды и стиля жизни, 2008. С. 243-258.
...