Введение 6
1. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности 8
1.1. Понятие и сущность рыночной конкуренции 8
1.2 Конкурентоспособность предприятия 12
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 16
1.4. Особенности конкуренции в банковской сфере 22
2. Характеристика предприятия ОАО «Альфа-Банк» 32
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Альфа-Банк» 32
2.2 Основные операции ОАО «Альфа-Банк» 34
2.3 Основные показатели ОАО «Альфа-Банк» 35
2.4 Основные виды банковских услуг 38
2.5 Депозитная политика банка 40
2.6 Банковские операции 41
2.7 Система управления организацией 43
2.8 Анализ экономических показателей ОАО «Альфа-Банк» 46
3. Оценка конкурентоспособности ОАО «Альфа-Банк» 51
3.1 PEST-анализ ОАО «АЛЬФА-БАНК» 51
3.2 Матрица SWOT-анализа ОАО «Альфа-Банк» 53
3.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Альфа¬Банк» 56
Заключение 64
Список используемой литературы 63
Конкурентоспособность в маркетинге означает возможность противостоять конкурентам в долгосрочной перспективе и привлекать потребителей к товару (услугам) меньшими усилиями (ресурсами) компании. Майкл Портер считал что понятие «конкурентоспособность продукции, товара (услуги) означает способность предприятия максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и возможности для ведения бизнеса на рынке.
Основной вклад в изучение и определение конкурентоспособности товара (услуги) в маркетинге внес именно Майкл Портер. Он очень долго изучал все теоретические аспекты конкурентоспособности фирмы и даже разработал свою теорию конкурентоспособности товара под названием «модель конкурентных сил»
Если говорить в целом о понятии конкурентоспособности, то оно применимо не только для рынков товаров и услуг. Конкурентоспособность может быть у региона или целой страны, у конкретной личности и персонала компании, но в данной дипломной работе мы будем рассматривать именно понятие конкурентоспособности компании на рынке.
Актуальность темы: оценка и повышение конкурентоспособности позволит выдерживать организации конкуренцию по сравнению с аналогичными организациями на данном рынке. Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта.
Достоинством результатов исследования является их актуальность и высокая практическая значимость для развития рынка банковских услуг и повышения конкурентоспособности кредитных организаций в Российской Федерации.
Целями работы являются:
— исследовать сущность конкурентоспособности;
— определить конкурентные преимущества и конкурентоспособность предприятия;
— оценить конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «Альфа-Банк».
Исходя из целей работы, задачи работы следующие:
— провести обзор литературы по конкурентоспособности организации;
— рассмотреть конкурентоспособность как движущую силу развития общества;
— изучить методику анализа и оценки конкурентоспособности организации;
— исследовать классификацию, методику исследования конкурентов; оценку конкурентоспособности услуг.
Объектом исследования в работе является конкурентоспособность ОАО «Альфа-Банк».
Предметом работы являются возможные направления повышения конкурентоспособности организации.
Высокая конкурентоспособность банка обеспечивается за счет факторов конкурентоспособности, которые при их реализации становятся конкурентными преимуществами, позволяют банку завоевывать новых клиентов, максимизировать прибыль.
Важнейшим этапом алгоритма управления конкурентоспособностью банка является оценка действительной текущей конкурентоспособности. Данная методика должна позволять определить конкурентные преимущества и упущения.
Целью данной работы было изучение конкурентоспособности в банковской сфере. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия; методы оценки конкурентоспособности предприятия; проведен анализ экономических показателей ОАО «Альфа-Банк»; была проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Альфа-Банк»; разработаны рекомендации по совершенствованию продвижения банковских услуг ОАО «Альфа-Банк».
В результате выявлены недостатки в работе банка, к которым относятся: неправильное выделение целевых клиентов; отсутствие мониторинга конкурентов; недостаточные маркетинговые коммуникации.
Для устранения выявленных недостатков были предложены следующие мероприятия: интенсивная реклама; выпуск корпоративного информационно¬го бюллетеня; расширение связей с общественностью; участие в выставках.
Внедрение предложенных мероприятий позволит банку усилить свои конкурентные позиции.
1. Рузавин. Г.И. //Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2015.
2. Юданов А.Ю. //“Конкуренция: теория и практика”. М., 2014.
3. Борисов Е.Ф. //Конкуренция и монополия - М: Проспект, 2015.
4. Головачев А. С. //Конкурентоспособность организации; 2014. - 320 с.
5. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. // Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум; Инфра-М, Новое знание, 2015. - 192 c.
6. Лифиц И. М. // Конкурентоспособность товаров и услуг; Высшее образование, Юрайт, 2014. - 464 c.
7. Лифиц И. М. // Конкурентоспособность товаров и услуг; Юрайт, 2014. - 448 c.
8. Глухов А. /Оценка конкурентоспособности организации// Маркетинг. -2014.
9. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. - Банковская конкуренция // М.: Экзамен,2014.
10. Жуков Е.Ф. - Деньги, кредит, банки, // М: ЮНИТИ, 2015.
11. ОАО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс] сайт компании «Альфа- Банк»-режим доступа к сайту https://alfabank.ru/kemerovo/.
12. Ермолов М.О. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности М., 2014. — 189 с.
13. Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия //Маркетинг. — 2015. — 200 с.
14. Максимов И. Оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. — 2015. — 210 с.
15. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб.пос. / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2014. — 495 с.
16. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд. // М.: Гном-Пресс, 2015. — 309 с.
17. Яковлев С.М. Проблема конкурентоспособности организаций. М, Ялини.2015.— 187 с.