АННОТАЦИЯ 2
Введение 6
Глава 1 Теоретические подходы исследования характеристик чтения в связи с ценностно-смысловой сферой личности 10
1.1 Исследование чтения в психологии и смежных науках 10
1.2 Читательская направленность как характеристика читателя 19
1.3 Ценностно-смысловая сфера личности читателя 27
Глава 2 Методы и организация исследования 32
2.1 Описание выборки исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.2.1 Методика «Опросник читателя» 35
2.2.2 Методика «Книжная полка» 36
2.2.3 Методика «Система жизненных смыслов» 39
2.2.4 Методика «ЦО-36» 41
2.3 Процедура исследования 42
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 44
Глава 3 Обсуждение результатов эмпирического исследования характеристик чтения и ценностно-смысловой сферы 46
3.1 Особенности выраженности характеристик чтения в ранней и средней взрослости 46
3.2 Особенности выраженности ценностно-смысловой сферы личности читателя в ранней и средней взрослости 53
3.3 Сравнительный анализ читательских диспозиций у людей в ранней и средней взрослости 58
3.4 Анализ взаимосвязей читательских и ценностно-смысловых характеристик 62
3.4.1 Взаимосвязи между жизненными смыслами и характеристиками чтения 62
3.4.2 Взаимосвязи между ценностными ориентациями и характеристиками чтения 69
3.4.3 Взаимосвязи между качественными характеристиками чтения и читательскими диспозициями 78
3.5 Качественный анализ характеристик чтения 83
3.5.1 Характеристики чтения по «Опроснику читателя» 83
3.5.2 Предпочитаемые авторы у людей в ранней и средней взрослости 89
Выводы 93
Заключение 94
Список использованных источников 96
Приложения 102
Приложение A 102
Приложение B 105
Приложение C 107
Приложение D 109
Приложение E 111
Приложение F 115
Приложение G 133
Становление и развитие личности происходит не только в труде, общении и познании, но и в досуговых занятиях, которые по-особенному включают в себя все виды деятельности. С появлением свободного времени досуг все более приобретает значение жизненно важного занятия, одним из которых является чтение художественной литературы. Это особый вид жизненных занятий, являющийся одним из важных инструментов социализации и индивидуализации личности. Чтение влияет на характер и направленность личности, в основе которой лежат жизненные смыслы и ценностные ориентации, и наоборот, последние могут влиять на читательские предпочтения.
Проблемой чтения художественной литературы занимаются социологи, педагоги, психологи, филологи, культурологи и др. Проблема читателя и чтения в современной России по сей день остается актуальной в связи с ее малоизученностью с научной точки зрения, несмотря на признание влияния художественной литературы на личность, ее развитие. Много исследований в данной сфере проводилось во второй половине ХХ века (Асмус В.Ф, Беляева Л.И. и др.), и проводятся сейчас (Бородина В.А., Бородин С.М., Даниленко О.И., Китаева А.И. и др.). Как правило, многие проводимые исследования направлены на изучение особенностей чтения, читательских предпочтений у школьников. Вероятно, это связано с тем, что школьный период играет важнейшую роль в становлении личности, поэтому он требует более существенного обсуждения; также много исследований чтения касается социума в общем (различные крупные социологические исследования).
Наше исследование направлено на изучение чтения художественной литературы, а именно, читательских диспозиций и других характеристик чтения в связи с ценностно-смысловой сферой личности. Исследование опирается на то, что было сделано другими авторами, в том числе на факультете психологии СПбГУ. Мы хотим выяснить, есть ли различия в характеристиках чтения взрослых людей в зависимости от возраста, как данные характеристики связаны с ценностными ориентациями личности. Известно, что в период ранней взрослости продолжается становление личности, и, в связи с этим, существенна потребность в чтении художественной литературы, тогда как в период средней взрослости личность уже достаточно устойчива, особенно в ценностно-смысловой сфере.
Мы предполагаем, что постановка таких вопросов закономерна и обусловлена важностью чтения в жизни человека. В психологии уже найдены доказательства того, что для подрастающего поколения чтение является источником развития личности. Но мало изучено, сохраняется ли жизненное значение чтения у взрослых? Что и почему они читают и как это связано с их общим личностным развитием, в частности, с их ценностными и смысложизненными ориентациями? На эти вопросы мы не нашли ответа в научной литературе и в своей работе поставили цель, достижение которой в определенной мере может способствовать решению поставленных вопросов.
Цель исследования - изучить возрастные различия читательских диспозиций, характеристик чтения в связи с ценностно-смысловой сферой личности в ранней и средней взрослости.
Объект: качественные характеристики чтения, читательские диспозиции, ценностные ориентации и система жизненных смыслов личности.
Предмет исследования: возрастные различия характеристик чтения (включая читательские диспозиции) взрослых людей в связи с ценностно - смысловой сферой личности.
Выборка: в исследовании прияли участие 78 человек - 16 мужчин и 62 женщины в период ранней (18-25 лет) и средней взрослости (26-45 лет), имеющих высшее и среднее специальное образование, а также учащиеся ВУЗов по различным специальностям.
Были выдвинуты гипотезы о том, что а) существуют возрастные различия в характеристиках чтения и ценностно-смысловой сфере личности, б) есть связи между ценностно-смысловыми и читательскими характеристиками людей в ранней и средней взрослости.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить качественные характеристики чтения и читательские диспозиции в ранней и средней взрослости;
2. Диагностировать ценностные ориентации и систему жизненных смыслов личности в ранней и средней взрослости;
3. Провести оценку различий между характеристиками чтения и ценностно-смысловой сферой личности в ранней и средней взрослости;
4. Изучить связи читательских и ценностно-смысловых характеристик личности в двух возрастных группах;
5. Провести качественный анализ особенностей чтения по «Опроснику читателя» и методике «Книжная полка».
Так как мы изучаем характеристики чтения и ценностно-смысловую сферу личности, то использует две группы методов:
Методики, относящиеся к чтению:
1) Методика «Опросник читателя» Н.А. Логиновой - А.И. Коченовой, направленная на определение качества чтения;
2) Проективная методика «Книжная полка» О.И. Даниленко - А.И.Китаевой о читательских диспозициях.
Методики, относящиеся к ценностно-смысловой сфере личности:
3) Методика о ценностных ориентациях «ЦО-36» В.Н. Куницыной;
4) Методика о системе жизненных смыслов «СЖС» В.Ю. Котлякова.
Методы обработки:
• Качественный - контент-анализ высказываний испытуемых об их чтении;
• Количественные - статистическая обработка данных, в том числе критерий значимости различий U Манна-Уитни и корреляционный анализ по методу Спирмена.
В процессе исследования, относящегося к психологии чтения и личности читателя, поставленная нами цель и задачи были выполнены. Полученные результаты подтверждают, что чтение художественной литературы остается и в наши дни важным жизненным занятием людей, в том числе и взрослых.
Наше предположение о том, что есть возрастные различия в характеристиках чтения и ценностно-смысловой сфере личности подтверждена частично. В читательских диспозициях, ценностных ориентациях и системе жизненных смыслов обнаружены некоторые статистически значимые различия. Вместе с тем, в качественных характеристиках чтения их, по нашим данным, нет. Полученные результаты приводят к мысли о большем сходстве людей в ранней и средней взрослости по интересующим нас характеристикам, чем об их различиях. Это соответствует известным закономерностям развития взрослых, когда личностные особенности становятся более существенными, чем собственно возрастные.
Предположение о наличии связей между читательскими и ценностно-смысловыми характеристиками подтвердилась полностью: мы обнаружили значимые связи между читательскими диспозициями, качественными характеристиками чтения, ценностными ориентациями и жизненными смыслами перечисленных по всей выборке и, в частности, в ранней и средней взрослости. Достоин дальнейшего изучения вопрос о месте читательских характеристик в общей структуре личности.
В дальнейшем хотелось бы проверить и уточнить выявленные тенденции на разных выборках и разными методиками, соотнося их с общими законами индивидуального психического развития взрослых. Перспективным представляется сравнительное изучение всех возрастных групп читателей, включая пожилых и старых людей с разным жизненным и читательским опытом.
Также в процессе исследования укрепилось мнение, высказанное в науке, что существует читательский талант как особое качество глубокого, заинтересованного личностного чтения, которое приближается иногда к таланту автора художественного произведения. Этот вопрос требует специального психологического изучения.
1. Gaiman, N., Neil Gaiman lecture in full: Reading and obligation [Электронный ресурс] // Readingagency.org.uk: The Reading Agency, 2013
URL: https://readingagency.org.uk/news/blog/neil-gaiman-lecture-in-full.html (дата обращения: 17.08.2015)
2. Gottschall, J., Why fiction is good for you [Электронный ресурс] // Bostonglobe.com: The Boston Globe, 2015
URL: https://www.bostonglobe.com/ideas/2012/04/28/why-fiction-good-for-you-how-fiction-changes-your-world/nubDy1P3viDj2PuwGwb3KO/story.html (дата обращения: 02.11.2015)
3. Oatley, K., Change Yor Self: Read Fiction [Электронный ресурс] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2015
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201009/change-your-self-read-fiction (дата обращения: 03.11.2015)
4. Oatley, K., Empathy anf Fiction [Электронный ресурс] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2015
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201111/empathy-and-fiction (дата обращения: 03.11.2015)
5. Oatley, K., Why Read Fiction? [Электронный ресурс] // Psychologytoday.com: Psychology Today, 1991-2015
URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-psychology-fiction/201005/why-read- fiction (дата обращения: 03.11.2015)
6. Анкудович Я. Социальные механизмы формирования читательской культуры // Библиотека и чтение: проблемы и исследования / Сост. В.Д. Стельмах. - СПб., 1995. - С.112-117
7. Аскарова В.Я. О понятии «читательская мода» // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Сборник научных трудов. - Ленинград, 1984. - С. 29-38
8. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с
9. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. С.55-68
10. Балашова Е.В. Психология чтения: проблемы и аспекты рассмотрения // Вестн. АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - 2006. - №1. - С. 69
11. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э.Г.Храстецкого. М., 1975. С. 143-161
12. Белянин В.П. Библиопсихологический аспект оптимизации функционирования художественного текста // Оптимизация речевого воздействия / Ред. Р.Г. Котов. - М., 1990.- С. 169-180
13. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. - М., 2000. - 248 с.
14. Боранбаева З.И. Чтение взрослых - актуальная и социально-значимая проблема для общества. О монографии Т. Г. Браже "Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности" [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 2. - С. 69-77
15. Бородина В. А. Психологические методы в изучении читательского развития // Библиосфера, 2008. №2. С.18-23.
...