Введение
Глава I. Феномен «экономическая миграция»
1.1 Понятийный аппарат…………………………………………………………….9
1.2 Проблема миграции в теориях и концепциях
Глава II. Правовые и институционные аспекты в иммиграционной политике Испании
2.1 Иммиграционные законы Испании………………………………………………16
2.2 Проблемы интеграции иммигрантов в принимающее общество
2.3 Основные направления иммиграционной политики Испании в рамках ЕС
Глава III. Иммиграционная политика Франции
3.1 Правовая база
3.2 Французская модель интеграции иммигрантов……………………………….42
3.3 Общеевропейский контекст формирования миграционной политики Франции...46
Глава IV. Сравнение проблемных аспектов миграционной ситуации в Испании и Франции
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что миграция в современном мире превратилась в один из важных факторов жизни многих стран, оказывающее большое влияние на политическую, экономическую, юридическую и религиозную жизнь государств.
В настоящее время, когда мировой финансовый кризис затронул экономики ведущих стран мира, политические процессы и нестабильность в Центрально-Восточном регионе, в Африканских странах, привели к массовому потоку миграции в страны Евросоюза. Перед европейскими государствами встал вопрос о том, как следует решать проблемы, связанные с миграцией, а также как интегрировать их в социум, так как пути к интеграции, правительства сталкиваются с различными проблемами, угрожая стабильности самого государства.
В XXI веке проблема миграции стала глобальной, она оказывает влияние на облик стран ЕС, меняя её численность, а также, формируя занятое и не занятое трудоспособное население, поэтому требует создание новых подходов к себе для того, чтобы страны-реципиенты и страны-доноры эффективнее сотрудничали в данной области, так как иммиграция угрожает национальной и европейской идентичности.
Одной из стран, привлекательной для массовой иммиграции является Испания, это объясняется ее геостратегическим положением, так как она объединяет несколько континентов и является своеобразными воротами в Европу, также в целом лояльная иммиграционная политика Испании стала толчком для массовой иммиграцию в Испанию из Африки и ряда европейских стран. Однако в связи с экономическим кризисом в Испании, страна не справляется с массовыми потоками, так как они провоцируют безработицу, поэтому она ужесточает свою иммиграционную политику.
Также особое место среди стран Европы занимает Франция, отличающаяся этническим разнообразием, которое сложилось в течение нескольких десятилетий притока иммигрантов неевропейского происхождения, в частности иммигрантов из стран Северной Африки. Но с притоками легальных иммигрантов в страну прибывает большое количество иммигрантов, которые создают угрозу коренному населению, что повышает преступность, и, следовательно, негативное отношения французского населения к иммигрантам и восприятия их как чужаков, инородцев и людей «нижестоящих».
Для стран ЕС проблема миграции является одной из самых важных. В связи со своей развитостью, высоким уровнем жизни, они привлекают мигрантов различных категорий из стран с менее развитыми экономиками. Притоки мигрантов ставят перед государством определенные проблемы, которые требуют необходимых мер по урегулированию интеграционных процессов: рост социальной напряженности между иммигрантами различных поколений и коренным населением, иммиграция и преступность, развивающаяся исламофобия, дефицит системы социального обеспечения, расходы на иммиграцию, контроль за численностью иммигрантов, проблемы нелегальной иммиграции.
Особое место занимает нелегальная миграция, которая стала таким устойчивым и масштабным явлением, которое оказывает огромное влияние на развитие и благосостояние принимающего общества. Нелегальная миграция – является одной из самых серьезных проблем современности. Несмотря на то, что реализуются многочисленные меры по противостоянию нелегальной миграции, за прошедшие десятилетия её масштабы не только не уменьшились, а наоборот, значительно возросли и стали неконтролируемыми. Расширение масштабов нелегальной составляющей миграционных процессов вносит серьезный дисбаланс в обеспечении национальной безопасности государств. Все это обуславливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции, а также укрепления мер по борьбе с ней.
Страны как никогда должны нацеливать свои силы на решение проблем, связанных с миграцией, кооперируя силы путем общей миграционной политики ЕС, совместного контроля за внешними границами Евросоюза, борьбы с нелегальной иммиграцией и торговлей людьми, а также новой политики в области легальной миграции. Однако встаёт вопрос насколько это будет эффективно, так как, несмотря на положительные стороны членства в ЕС, в Европе усиливаются дезинтеграционные настроения. В данное время, многие политики и ученые высказываются и вовсе против существования Европейского Союза в связи с экономическими кризисами в странах Европы и миграционным кризисом, а тема влияния ЕС на развитие стран порождает острые политические дискуссии во всем мире.
Актуальность данной темы также заключается в том, что иммиграционные потоки стали массовым явлением, которые требуют к себе пристального внимания со стороны правительства с целью улучшения иммиграционной политики страны. Правительство должно создать такую систему регулирования вопросов иммиграции, которая была быть с одной стороны, либеральной к иммигрантам, но с другой стороны, политика должна быть жесткой и эффективной для того, чтобы не допустить рост криминальной ситуации в стране. Для этого необходимо постоянная, системная работа над улучшением иммиграционной политики Испании и Франции.
Целью работы является выявление причин и последствий изменения иммиграционной политики на современном этапе в Испании и Франции
Для решения данной цели мы поставили перед собой определенные задачи, а именно:
- раскрыть понятийный аппарат феномена экономическая миграция;
- охарактеризовать отношение коренного населения Испании и Франции по отношению к иммигрантам;
- рассмотреть основные причины экономической миграции;
- исследовать влияние мигрантов на экономическое положение принимающих стран;
- проанализировать правовую базу иммиграционной политики Испании и Франции;
- выявить изменения в миграционном законодательстве в исследуемых странах ЕС;
- оценка роли роль ЕС в решении проблемы миграции;
Гипотеза состоит в том, что такие современные тенденции как масштабность, незаконная миграция, борьба за рабочие места, культурные и религиозные различия между коренным населением и иммигрантами заставляют правительства данных стран ужесточать свою иммиграционную политику
Объектом исследования выступили экономические иммигранты, преимущественно из стран Северной Африки, в такие европейские страны как Испания и Франция;
Предметом исследования является характеристики иммиграционной политики Испании и Франции и их роль в ЕС, направленная на борьбу с потоками нелегальных иммигрантов и экономическую стабилизацию стран-доноров;
Методы исследования:
Автор применяет общенаучные методы, среди которых можно выделить дедукцию (логический вывод на основе общих заключений), и анализ (разделение проблемы на составные компоненты для их поэтапного изучения).Помимо этого, автор использует и специально - научные методы, среди которых имеет место метод сравнительного анализа (сопоставление двух изучаемых объектов, выявление схожих и противоположных взглядов на проблему), а также институциональный метод, благодаря которому производится анализ деятельности институтов, включая партии, занимающихся миграционными вопросами, что позволяет представить проблемы реализации миграционных задач и характер нормативно – правовой базы.
Хронологические рамки работы – 2000 г. – 2016 г. Данный период выбран для исследования в связи с тем, что именно в это время миграция стала таким неконтролируемым процессом, в последствие чего, либеральная политика по отношению к иммигрантам, которой страны придерживались в течение долгого времени, сильно ужесточилась;
Источниковая база исследования
В качестве основных источников в работе использованы :
- договоры(Амстердамский), тексты официальных программ ЕС ( Гаагской и Стокгольмской ). Данная группа источников позволяет осветить основные приоритеты политики ЕС, оценить результаты общего подхода стран ЕС против проблем, связанных с миграцией;
- предвыборные программы испанских партий (Programa Electoral del Partido Popular , Programa electoral de partidoSocialista ). Данные источники помогли разобраться в общих направлениях политики социалистов и народников, а также в принципиальных различиях. Благодаря этой группе источников, можно сделать вывод о том, чей подход является наиболее успешным.
Степень научной разработанности темы.
Миграционным сюжетам посвящено множество исследований, но, как правило, в них рассматриваются отдельно Франция и Испания, и практически нет работ, сравнивающих две страны.
Среди используемой литературы хотелось бы выделить книгу Синельщиковой И.Г. «Иммиграционная практика Испании: риски, масштабы, регламентации» и статью Абрамовой И.О «Испания – новый центр притяжения африканских мигрантов». В данных работах проведен анализ современной иммиграционной ситуации в Испании, исследована роль иммиграции в социально-экономическом развитии страны. Особое внимание уделяется анализу экономической и иной активности иммигрантов, проблемам сохранения культурно-цивилизационной идентичности принимающего общества, вопросам регулирования трудовой и ограничения нелегальной миграции и связанной с ней криминальной и теневой экономики.
В написании данной работы также помогло обращение к статье Шмелевой Н. под названием «Иммиграционная политика Франции в 2000-е годы : побуждение и принуждение к интеграции» В данной работе особое внимание уделяется вопросу возросшего присутствия мусульман в европейских странах, так какВ 2000-е годы для преодоления раскола, грозящего Франции в связи с этой проблемой, власти избирают курс на принудительную интеграцию, стремясь к тому, чтобы интеграция стала не только правом иммигрантов, но и их обязанностью.
Не существует однозначного взгляда на миграцию, данный процесс имеет как положительные черты, так и отрицательные. На феномен миграции можно смотреть с различных подходов и концепций. В этом помогли разобраться следующие статьи :«Коваль А. А. Анализ позитивных и негативных последствий иммиграции в фокусе экономического развития принимающих стран» и «MasseyD. AnEvaluationofInternationalMigrationTheory» ;
Авторами рассмотрены в большей степени вопросы, связанные с нелегальной мусульманской иммиграцией в страны ЕС, а также влияние миграции на экономику страны, в меньшей степени авторы освещали статистические данные, мнение коренных жителей, положение легальных мигрантов.
Работа состоит из введения, 4 глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка источников и литературы.
В настоящее время всё страны всё больше отходят от своей либеральной политики по отношению к иммигрантам. Если раньше для иммигрантов являлась возможность продления рабочей визы, правительство выделяло крупные суммы на строительство социального жилья для иммигрантов и на образовательные программы для детей-иммигрантов, то есть первоначальной задачей правительство видело в интегрировании иммигрантов в принимающее общество и предоставление равных прав и услуг иммигрантам и коренному населению, и, следовательно, иммигрантов привлекала такая политика по отношению к ним, то сейчас всё иначе. Отношение не только правительства меняется, то и коренного населения. Иммигранты всё чаще подвергаются дискриминации, коренные жители считают, что из-за них растет преступности, зачастую иммигрантов даже не обслуживают в кафе и в различных заведениях. Вряд ли можно говорить, что отношение к иммигрантам со стороны испанцев и французов поменяется в ближайшее время, так как правительство только всё больше ужесточает политику по отношению к иммигрантам, и, следовательно, ухудшается отношение и у коренного населения.
За последние годы участились острые дискуссии в Европе, да и во всем мире, по поводу вопроса миграции. Уже никто не отрицает ее влияние, влияние и на экономику, и на демографию, и на культурный обмен.
Правительства стран Европы в связи с миграционным кризисом начинают объединять свои усилия по решению иммиграционных проблем. В настоящее время страны не справляются с масштабами незаконной миграции, поэтому необходимо их уменьшить и поставить под контроль, однако это можно сделать лишь совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов.
Миграция – процесс, который имеет как положительное влияние, так и отрицательное.
Влияние миграции на экономическое положение стран-доноров очень существенное. Денежные переводы иммигрантов на родину оказывают глубокое воздействие на качество жизни бедных семей в развивающихся странах, уменьшая категории бедных. Эмиграция помогает множеству людей исправить свое материальное состояние и перебраться из группы бедных в группу с более высоким доходом.
Также, мигранты в развивающихся странах получают опыт работ и повышают квалификацию, в результате чего, по прибытию на родину, страна получает дополнительные квалифицированные кадры.
Несмотря на то, что у процесса миграции есть несомненные плюсы, можно выявить и явные минусы. К минусам относятся денежные переводы, которые зачастую являются неофициальными, а так же могут быть использованы для в террористической деятельности.
С увеличением потоков мигрантов, миграция и все, что с ней связано, соотносится в сознании общества с угрозами терроризма.
Нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцируют обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несут в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и являются питательной средой для ксенофобии и радикального национализма, а транзитная нелегальная миграция через страны Северной Африки превратилась в одну из самых доходных статей мирового криминального бизнеса.
Для совершенствования миграционного законодательства необходимо участие не только европейских стран, но и развивающихся стран-доноров. Только общей координацией можно вести эффективную борьбу с проблемами миграции. Для этого нужно разрабатывать общие законы и приходить к таким соглашениям, которые не будут противоречить друг другу.
Французская модель оказалась несостоятельной в отношении интеграции иммигрантов в общество, поэтому необходимо срочно разрабатывать меры по реконструкции иммигрантских районов. Примером могут служить массовые беспорядки в 2005 году во Франции, которые начались с реакции на гибель двух подростков североафриканского происхождения, пытавшихся скрыться от полиции.
И, если до 2005 г. иммиграционную политику стран ЕС оценивали как эффективную, иммигранты достигали успехов в странах приема, в отношении к ним у коренных жителей доминировали толерантность, политкорректность, гуманизм и либерализм, то события 2005 г. выявили серьезные недостатки в этой сфере. К числу основных причин волнений 2005 г. были отнесены экономические.
Правительства стран должны способствовать интеграции иммигрантов в общество, экономическую деятельность, необходимо повышать уровень жизни жителей, а также большое внимание уделять иммигрантским гетто, так как обособленность гетто может привести к росту организованной преступностью, к влиянию экстремистских сил и росту национализма.
Необходимо искать баланс, так как «щедрая» политика Франции и Испании потерпела провал, поэтому страны ужесточают свою иммиграционную политику, чтобы не повторить событий Франции и улучшать экономическое состояние своей страны.
В условиях, когда иммиграция диктует необходимость изменений, следует разработать комплексную, последовательную и эффективную политику, которую поддерживает все общество. Эта политика должна опираться на следующие основополагающие элементы:
- разумная и гибкая система управления миграционными потоками на границе;
- интеграция иммигрантов на основе их включенности в принимающее общество;
- оказание помощи странам, из которых приезжают иммигранты.
При благоприятном развитии событий возможно сосуществование, взаимодействие и взаимопроникновение культур местного и пришлого населения, при неблагоприятном - разрастание конфликтов на национальной почве, исход которого никто не в состоянии определить.
1. Европейский Союз: https://deloros.ru/assets/files/1-2016/reglament-n-810-2009-evropejskogo-parlamenta-i-soveta-evrope.pdf
2. Миграционный кризис в Европе : причины, последствия, перспективы разрешения : http://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426
3. Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, ministre de l'intérieur et de l'aménagement du territoire, surunbiland'étape de l'action des GIR, Paris le 19 octobre 2005. (2005-10-19) : https://lesdiscours.vic-publique.fr/pdf/053001871.pdf
4. European Union Treaty of Amstedam. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1997 : http://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_of_amsterdam_en.pdf
5. The Hague Programme : strengthening freedom, security and justice in the European Union : http://ec.europa.eu/councils/bx20050616/hague_programme_en.pdf
6. Le partenariatEuromed : dix ansdepuisBarcelone : http://www.eurosduvillage.eu/IMG/pdf/edv_-_policy_paper_euromed.pdf
7. Programa Electoral del Partido Popular : http://www.pp.es/sites/default/files/documentos/5751-20111101123811.pdf
8. Programa electoral de partidoSocialista : http://www.psoe.es/programa-electoral/estado-social/ http://www.psoe.es/
9. The Stockholm Programme : http://ec.europa.eu/anti-trafficking/sites/antitrafficking/files/the_stockholm_programme_-_an_open_and_secure_europe_en_0.pdf
Литература:
10. Абрамова И.О. Испания – новый центр притяжения африканских иммигрантов // Азия и Африка сегодня. – 2010. − № 6. – С. 18-25
11. Коваль А. А. Анализ позитивных и негативных последствий иммиграции в фокусе экономического развития принимающих стран // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 413-415.
12. Новая и новейшая история :Научнжурн/РАН.НАУКА. Ред. Кол .:Виноградов В.А.,гл.ред Севостьянов Г.Н.,и др.- М .,2013. -№4
13. Синельщикова И.Г. Иммиграционная практика Испании: риски, масштабы, регламентации. – М: ИЛА РАН,2012.
14. Урсуа Р. Социальные исследования и меры по взаимодействию в общественной политике. Международная миграция, социальные науки и общественная политика / Рауль Урсуа // Международный журнал социальных наук. – 2001. – № 32. – С. 207-217
15. Шмелева Н. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В 2000-Е ГОДЫ: ПОБУЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ К ИНТЕГРАЦИИ. ВестникМГИМО :Москва, 2011, №2
16. Bohning W. Employing foreign workers. Geneva, ILO, 1996
17. Calavita K., Immigrants at the Margins : Law, Race, and Exclusin in Southern Europe, Cambridge University Press, 2005, p.5.
18. CeaD'Ancona M.A., Valles Martinez M.S. Evolicion del racismo y la xenophobia en España.,Madrid, 2009, p. 172.
19. Gomez Crispo ., P.EchevarriaVecinoL.,Rico Donavan E. , Rubio Cayuela M. , Baretto C. ,Tovar Garcia L.A. Convivencia e intergracion social en barrios multiuculturales: La experia de un municipio del area metropolitan madrilène. – V Congresosobre la inmigracion en España.Migraciones y desarollohumano. Valencia, 2007, p. 1263.
20. Massey D. An Evaluation of International Migration Theory. The North American Case / Douglas Massey // Population and Development Review. – 1994. – № 20. – P. 699-751
21. Ravenstein E. The Laws of Migration / Ernest Ravenstein // Journal of the Royal Statistical Society. – 1889. – Vol. 52. – P. 241-301
22. Stark O. The New Economics of Labor Migration / Oded Stark // American Economic Review. – 1985. – Vol. 2 (75). – P. 173-178
23. Molho I. Theories of Migration – a Review / Ian Molho // Scottish Journal of Political Economy. – 1986. – № 33. – P. 396-419
СМИ:
24. Экономическая миграция :http://migration_law.academic.ru/363
25.Мигранты в Европе. Грозит ли кризис?: http://emigranto.ru/spravochnaya/emigraciya/migranty-v-evrope.html
26.Международная миграция как предмет междисциплинарного исследования: http://st-hum.ru/content/bureyko-nn-mezhdunarodnaya-migraciya-kak-predmet-mezhdisciplinarnogo-issledovaniya
27.Факторы, определяющие миграцию населения: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-migratsiyu-naseleniya
28.ВНЖ в Испании : как легализоваться ? : http://abcspain.ru/news-and-articles/ - 28.04.2015
29.Интеграция и миграция населения :https://repetitora.com/integraciya-i-migraciya-naseleniya
30.Андалусия объявила войну ксенофобии и расизму и объявила о создании «Сети слухов»:http://www.espanarusa.com/ru/news/article/543739http://www.espanarusa.com/ru/news/article/543739
31.Африканская миграция. Региональный вопрос или глобальная проблема? : http://www.m- economy.ru/art.php?nArtId=1635
32. Дональд Туск назвал миграционный кризис угрозой Шенгену // Интерфакс. – 12.11.2015. : http://www.interfax.ru/world/478965
33.Беженцы в Старом Свете: просчеты в решении миграционного кризиса в Европе //ТАСС. – 04.02.2016. – http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2636767
34.ЕС перед вызовом миграционного кризиса :http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2016/2016_010.pdf
35.Роль Франции в становлении ЕС: http://www.dslib.net/mezhdunarodnye-otnoshenia/rol-francii-v-stanovlenii-obwej-oboronnoj-politiki-evropejskogo-sojuza.html
36.Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2012 года :http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0513/analit03.php
37.Бенедиктов К. Ультраправый фланг Европы.//"Агенства политических новостей"- 2006: www.apn.ru
38.Выборы во Франции. Голоса Ле Пен :http://www.interfax.ru/russia/242347
39.Смертельная спираль Франции, или история внутренней колонизации :http://goldenfront.ru/articles/view/smertelnaya-spiral-francii-ili-istoriya-vnutrennej-kolonizacii/
40.Названы самые популярные люди Франции :http://tutitam.com/iz-zhizni/nazvany-
41.Магрибинцы во Франции : http://cheloveknauka.com/magribintsy-vo-frantsii
42.Половину постов в правительстве Франции заняли женщины :https://lenta.ru/news/2007/05/18/frenchgov/
43.Особенность политического курса Шарля де Голля: http://knowledge.allbest.ru/history/2c0b65625a3ac68b4d53b88421316d26_0.html
44.Трудовое право во Франции :https://sovetnik.eu/trudovoe-pravo-vo-francii.html
45.Барселонский процесс. Проблемы и перспективы: http://www.iimes.ru/?p=5977
46.Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС :http://www.ieras-library.ru/doc/liss1.pdf
47.Интеграция и миграция населения :https://repetitora.com/integraciya-i-migraciya-naseleniya
48.LeydeExtranjeria – http://www/congres.es/
49.GEES – http://www.gees.prg/articulo/4130/47
50.Ministerio de Trabalo e Inmigracion. Secretaria de Estado de Inmigracion : http://www.extranjeros.mtin.es/es/ImformacionEstadistica
51.Marina del Corral: «La integración de los extranjeros en Españaes un éxito» : http://www.pp.es/actualidad-noticia/marina-corral-integracion-extranjeros-espana-es-un-exito
52.Migrant crisis: EU at grave risk, warns France PM Valls // BBC. 22.01.2016. L: http://www.bbc.com/news/world-europe-35375303