Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭННЕАГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНФЛИКТЕ

Работа №132194

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ В КОНФЛИКТЕ И ЭННЕАГРАММЫ 8
1.1. Проблема эффективной коммуникации в конфликте 8
1.2. Эннеаграмма как типологическая модель структуры личности 15
1.3. Психодинамика личности по Эннеаграмме: Крылья и Линии Соединения 30
ГЛАВА 2. РАБОТА С ЭННЕАТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ В КОНФЛИКТЕ 40
2.1. Содержание эннеатипов и конфликтогенные аспекты их поведения 40
2.2. Особенности выстраивания эффективной коммуникации с эннеатипами 60
2.3. Исследование соотношения эннеатипов и стратегий поведения в конфликте 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Приложение 1. Содержание эннеатипов 91
Приложение 2. Конструктивные и деструктивные коммуникативные качества эннеатипов 106

Поиск новых инструментов для выстраивания и регулирования эффективной коммуникации в конфликте привел нас к изучению такой характерологической модели, как эннеаграмма, или эннеаграмма личности. Несмотря на то, что эта модель возникла и развивалась не в рамках конфликтологической науки, на сегодняшний день является возможной ее соответствующая интеграция. Популярность эннеаграммы стремительно набирает обороты, однако отсутствуют цельные подходы ее применения в науках гуманитарного спектра. Набирают все большую известность случаи применения эннеаграммы на практике - например, в сфере медиации - в связи с чем изучение ее конфликтологического потенциала становится невозможно игнорировать.
Актуальность исследования в связи с этим заключается в необходимости обобщения предыдущего опыта развития и применения эннеаграммы и выработки массива данных практической направленности, обосновывающего возможность применения эннеаграммы в практике регулирования коммуникативного взаимодействия субъектов конфликта в его межличностном преломлении на различных уровнях и в различных сферах социальной жизни.
Новизна исследования заключается в создании завершенного прецедента для внедрения эннеаграммы в конфликтологию, что несет в себе ряд преимуществ и предлагает новый угол зрения на природу коммуникации в конфликте. Несмотря на некоторый субъективизм, присущий инструментарию эннеаграммы, мы считаем, что невозможно регулировать коммуникацию в конфликте с позиций абсолютной объективности, обобщенных подходов и стандартов, если речь идет о психологии межличностного взаимодействия.
В качестве объекта исследования выступают характерологические особенности субъектов межличностного конфликтного взаимодействия.
Предметом исследования является эннеаграмма как характерологическая модель.
Цель исследования - изучить и продемонстрировать конфликтологический потенциал эннеаграммы как характерологической модели в целях ее практического применения для анализа и управления коммуникативными процессами в конфликте, а также дальнейшего совершенствования ее практического применения, внедрения для использования в рамках различных технологий урегулирования конфликтов с позиции непротиворечия их процедуре.
Достижению указанной цели исследования служат следующие задачи:
1. Рассмотреть базовые теоретические вопросы относительно коммуникации в конфликте: коммуникация в узком и широком значении этого слова; связка понятий «коммуникация - межличностная коммуникация - эффективная коммуникация»; соотношение коммуникации и конфликта; компоненты эффективной коммуникации как в рамках конфликта, так и вне его.
2. Определить ключевые понятия, используемые в работе: эффективная коммуникация, инструмент, эннеаграмма, эннеатип, эннеатипологическая структура личности и др.
3. Обосновать роль и ценность эннеаграммы как типологической модели структуры личности.
4. Отразить психодинамическую природу эннеаграммы в лице таких ее структурных элементов, как крылья и линии соединения.
5. Раскрыть содержание каждого из эннеатипов и конфликтогенные аспекты их поведения.
6. Указать рекомендации для выстраивания эффективной коммуникации в конфликте с носителями каждого из эннеатипов, а также те рекомендации, которые актуальны для использования непосредственно ими.
7. Проверить наличие взаимосвязи между склонностью к выбору той или иной стратегии поведения в конфликте и принадлежностью к тому или иному эннеатипу, по результатам анализа и обработки данных сформировать гипотезу.
Методологическая основа исследования:
1. Анализ необходимых литературных и иных источников в соответствии с темой исследования;
2. Метод синтеза;
3. Опросный метод с применением анкетирования (RHETI (Индикатор типа личности по эннеаграмме Д. Рисо и Р. Хадсона) и KTI (Опросник Томаса-Киллмена о предпочтительной стратегии поведения в конфликте), и последующая обработка полученных данных от группы респондентов численностью в 95 человек, обоих полов, возраст от 19 лет;
4. Статистический анализ данных (методы парной корреляции и однофакторного дисперсионного анализа с применением программного пакета IBM SPSS Statistics 24) и формирование гипотезы согласно полученным в ходе применения опросного метода данных.
Степень разработанности темы исследования можно охарактеризовать как относительно низкую. В силу специфики содержания, развития и распространения эннеаграммы в США, а также в ряде некоторых других стран, главные методические тенденции в использовании данной характерологической модели мы обнаруживаем в зарубежной литературе, и среди наиболее известных авторов здесь можно выделить такие имена, как К. Наранхо, Д. Рисо, Р. Тэллон, Дж. Лэпид-Богда, Х. Макани и др. Отечественная литература, посвященная эннеаграмме, представлена в малом количестве и в основном носит характер заимствования зарубежного опыта и его некоторой адаптации. Среди отечественных авторов могут быть названы М. Калдина, В. Рябухина, а также автор данного исследования, чьи предшествующие публикации касались и неконфликтологического контекста эннеаграммы. Кроме того, практическая деятельность некоторых отдельных тренеров и исследователей эннеаграммы, осуществляющих обучение ей вне издания собственной литературы, представляет интерес с точки зрения совершенствования авторского подхода к преподаванию этой модели.
В силу того, что эннеаграмма впервые вводится нами в конфликтологический оборот в формате большого исследования, это означает отсутствие каких-либо предшествующих крупных отечественных работ, посвященных эннеаграмме в рамках конфликтологии. Контент-анализ в рамках Российского индекса научного цитирования показал, что некоторые отечественные исследователи как представители других наук проявляют интерес к эннеаграмме, однако такой интерес имеет малые масштабы и является скорее поверхностным. Кроме того, нам известны некоторые случаи практического применения эннеаграммы вне научного контекста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности интеграции его содержания в конфликтологический образовательный процесс - например, в рамках учебного курса о психологических механизмах защиты в конфликте как в контексте обучения эннеаграмме, так и вне его. Также данное исследование может выступать в качестве основы для создания методического пособия по обучению эннеаграмме в рамках специального учебного курса, либо иного формата.
Отдельные положения исследования были апробированы в количестве девяти публикаций, относящихся к Российскому индексу научного цитирования, в рамках следующих научных конференций и отдельных изданий: XIV Международная научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения» (21-22 апреля 2016 г., г. Санкт-Петербург, Российская Федерация); IV Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (май 2016 г., г. Казань, Российская Федерация); XXII Международная научно-практическая конференция «Развитие науки среди молодого поколения: теория и практика» (14 апреля 2016 г. Новосибирск, Российская Федерация); «Достижения и перспективы развития науки»: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей (2016 г., г. Уфа, Российская Федерация); VIII Международная научно-практическая конференция «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» (1 июня 2016 г., г. Уфа, Российская Федерация); Международная научно-практическая конференция «Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики» (10 октября 2016 г., г. Нижний Новгород, Российская Федерация); ежеквартальный научно-практический журнал «Конфликтология» (№1, 2017 г., г. Санкт-Петербург, Российская Федерация).
Выносимые на защиту положения звучат следующим образом:
1. Выстраивание эффективной коммуникации в конфликте требует понимания характерологической специфики оппонента и системного взгляда на эти особенности, что и определяет ценность эннеаграммы.
2. Эннеаграмма позволяет изучать, предсказывать, направлять и трансформировать поведение участников конфликта, противодействовать возникновению межличностных конфликтов в процессе коммуникации.
3. Эннеаграмма выполняет позитивную функцию в вопросах изучения заложенных в носителя того или эннеатипа психологических механизмов, способствующих возникновению и эскалации конфликтов, и способов противодействия таким механизмам.
Структуру исследования составляют введение, две главы из шести параграфов, заключение, список использованных источников и два приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Своим содержанием эннеаграмма как характерологическая модель не противоречит процедуре применяющихся на сегодняшний день технологий урегулирования конфликтов. Соответственно, ее применение в рамках таких технологий является возможным. Подбор и совершенствование благодаря эннеаграмме подхода к взаимодействию с участниками коммуникации, в том числе и в рамках конфликта, следует осуществлять в рамках общечеловеческих принципов общения: важно понимать, что злоупотребление применением данной модели может пагубно отразиться на итоговых результатах коммуникации, поэтому главный критерий применения эннеаграммы на практике, помимо наличия в этом вопросе достаточной компетентности - это знание и отслеживание меры того, что допустимо в общении с людьми в рамках складывающейся ситуации, а что категорически не допустимо. Несмотря на то, что этический вопрос о допустимости манипуляций в процессе коммуникации мы склонны оставлять на суд сторонних дискуссий, всегда важно заблаговременно предвидеть, что может стремительно надломить коммуникацию, и что мы можем сделать, чтобы эффективно этому противодействовать.
Ценность эннеаграммы заключается прежде всего в том, что через систематическое осознание особенностей других человек становится способен лучше систематически осознать и свои, а также обратить внимание на те аспекты поведения, которые ранее им не были осознаны, в ряде случаев являясь в таком поведении ведущими, либо если таковым аспектам поведения ранее не уделялось достаточного внимания. Как следствие, знание и применение эннеаграммы способного изменить в лучшую сторону динамику конфликта.
Помимо комплексного содержания эннеатипов (девять компонентов и два дополнительных информационных блока), в эннеаграмме содержится информация и о конфликтогенных аспектах их поведения, что является особенно важным применительно к конфликтологии. Изучение нами имеющегося массива источников позволило с помощью соответствующего синтеза выделить четыре таких аспекта: система неравномерно выраженных эмоциональных компетенций каждого эннеатипа, слепые зоны эннеатипов (либо мертвые зоны или слепые пятна) применительно к структуре личности согласно «окну Джохари», наиболее знаковые проблемы эннеатипов во взаимоотношениях с другими и скрытые стороны эннеатипов применительно к структуре личности согласно «окну Джохари».
Эннеаграмма также содержит в себе информацию, какие личностные качества должны быть присущи профессиональному медиатору, переговорщику, консультанту и т. д.: при выработке профессиональной компетенции полезными будут являться ресурсы поведенческого потенциала каждого из эннеатипов без исключения, при условии, что эннеаграмма освоена на необходимом для этого уровне. Соответственно, профессиональная подготовка указанных видов специалистов предполагает и характерологические трансформации обучающихся, поскольку вне функционирования личности профессионал как субъект, реализующий стоящие перед ним задачи, не существует.
Приводя практические рекомендации, как применительно к каждому из эннеатипов эффективно выстраивать и регулировать коммуникацию в конфликте, мы не беремся утверждать, что такие приемы совершенно не действуют относительно других эннеатипов, однако на своем месте в тексте исследования они выглядят наиболее уместными с точки зрения своей действенности. Заметим, что подбор материалов по каждому конкретному эннеатипу осуществлялся нами с точки зрения уместности таких данных, которая понимается нами из авторского взгляда на природу эннеатипов. Применение эннеаграммы на практике всегда должно сопровождаться безусловного принятия следующего положения: неполная компетентность в вопросе применения эннеаграммы может представлять опасность для других людей, либо привнести в коммуникации элементы фальсификации и напряженности.
Следует остерегаться абсолютизирования значимости эннеатипа в поведении человека: к примеру, в случае конфликта тип 2 может проявлять как качества, свойственные непосредственные ей, так и эннеатипа, не связанного с ней по линиям соединения - например, типа 2. Автоматический характер реагирования и совершения действий без должного уровня самоконтроля - основная причина того, что большую часть жизни человек функционирует в рамках своего эннеатипа. На деле же он имеет все возможности задействовать более широкий потенциал своего поведения, который может быть лучше понят и отрегулирован с помощью эннеаграммы. Несомненно, решающую роль в этом отношении часто играет специфика жизненного опыта человека, что применимо в том числе и к паттернам поведения в конфликте. Пробелы в такого рода активности могут быть устранены путем обучения альтернативным поведенческим и когнитивным реакциям, а также обучения причинам формирования таких реакций.
Помимо того, что эннеаграмма является характерологической моделью в силу ее структурных и концептуальных особенностей, на уровне упрощенного восприятия она является и типологией. Часто можно слышать суждения, согласно которым отношение к партнеру по коммуникации как элементу той или иной применяемой типологии является недопустимым. Со своей же стороны заметим, что отказ признавать влияние характерологических особенностей людей на коммуникативные процессы, в которых они участвуют, является куда более серьезной ошибкой, нежели абсолютный нигилизм в этом вопросе. Как и любая другая система, эннеаграмма предлагает особый способ обобщения действительности с когнитивных позиций, то есть не только указывает на каждый эннеатип как уникальное характерологическое образование, но и содержит в себе сведения о том, как эти эннеатипы воспринимают действительность и других людей, как они в связи склонны действовать в рамках взаимоотношений с другими, что не исключает и ситуаций конфликта. Указанное не означает, что применение эннеаграммы должно осуществляться на непрерывной основе. На последствия подобного применения нами в общих чертах уже было указано выше.
В рамках данного исследования мы склонны рассматривать поставленные задачи как реализованные. Тем не менее, считаем важным указать, что в случае последней заявленной задачи - проверка наличия взаимосвязи предпочтительной стратегии поведения в конфликте и принадлежности к эннеатипу - мы ожидали получить несколько более подробные результаты проведенного практического исследования. Указанное может быть дополнительно реализовано в ходе дальнейших исследований. Существенный вклад в этом вопросе способна внести конфликтологическая практика применения эннеаграммы и дальнейшее совершенствование подхода к ее применению и обучению.


1. Барли-Аллен М. Как слышать людей насквозь. Минск, 2007. 256 с.
2. Вербальные проявления. //ECoach.by - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecoach.by/ennea-projects/ennea-hr/verbalyk (Дата обращения: 11.12.2016).
3. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. 291 с.
4. Герасимов С.И. Модель эннеаграммы в педагогической деятельности. //Инновационные педагогические технологии: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань, 2016. IV, 86 с. С. 75-82.
5. Герасимов С.И. История эннеаграммы Г.И. Гурджиева как синкретической модели. //Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 июня 2016 г., г. Уфа). В 4 ч. Ч.4 / Уфа, 2016. 344 с. С. 105-111.
6. Герасимов С.И. Нейробиологическое обоснование психологической модели эннеаграмма. //Достижения и перспективы развития науки: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Уфа, 2016. 380 с. С. 325-329.
7. Герасимов С.И. Новые методические тенденции в эннеаграмме. Часть вторая: оси Наранхо. //Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно­практической конференции (10 октября 2016 г., г. Нижний Новгород). В 2 ч. Ч. 1. Уфа, 2016. 182 с. С. 63-73.
8. Герасимов С.И. Новые методические тенденции в эннеаграмме. Часть первая: компоненты эннеатипа. //Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2016 г., г. Нижний Новгород). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа, 2016. 182 с. С. 60-63.
9. Герасимов С.И. Новые методические тенденции в эннеаграмме. Часть третья: деконструкция RHETI и структура EWDI как расширенный алгоритм определения базового эннеатипа. //Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2016 г., г. Нижний Новгород). В 2 ч. Ч. 1. Уфа, 2016. 182 с. С. 73-84.
10. Герасимов С.И. Эннеаграмма в воспитании детей. //Журнал «Международная научная школа психологии и педагогики». № 3 (22), 2016. С. 23-28.
11. Герасимов С.И. Эннеаграмма как инструмент многовекторного личностного роста. //Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международных научно-практических конференций, апрель 2016 г. СПб., 2016. С. 37-39.
12. Герасимов С.И., Иванова Е.Н. Применение эннеаграммы в анализе и управлении конфликтами. //Конфликтология, №1, 2017. С. 287-300.
13. Грегор О., Гельб Г., Зигель П., Беминг У. и др. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им (сборник). СПб., 1994. 384 с.
14. Делис Д. Парадокс страсти. Она его любит, а он ее нет. М., 2017. 320 с.
15. Захаров Е., Захарова И. Эннеа-грамматика. Минск, 2013. 92 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ