ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности понятийного аппарата и теория исследования политики природоохранного законотворчества 10
1.1 Особенности понятий «система», «природоохранное законотворчество», «Арктическая зона Российской Федерации» 10
1.2 Теория исследования политики природоохранного законотворчества 17
Глава 2. Процесс формирования экологического законотворчества в Российской Федерации и арктическое направление 27
2.1 Органы государственной власти РФ и природоохранная деятельность 27
2.2 Процесс формирования региональной Экологической модели в Межпарламентской Ассамблее СНГ 37
Глава 3. Природоохранный законотворческий процесс в Арктике 43
3.1 Особенность формирования природоохранного законотворчества в Арктике 43
3.3 Механизмы формирования экологической политики в отношении Российской Арктики 50
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Список аббревиатур и сокращений 76
Приложения 78
Глава 1. Особенности понятийного аппарата и теория исследования политики природоохранного законотворчества 10
1.1 Особенности понятий «система», «природоохранное законотворчество», «Арктическая зона Российской Федерации» 10
1.2 Теория исследования политики природоохранного законотворчества 17
Глава 2. Процесс формирования экологического законотворчества в Российской Федерации и арктическое направление 27
2.1 Органы государственной власти РФ и природоохранная деятельность 27
2.2 Процесс формирования региональной Экологической модели в Межпарламентской Ассамблее СНГ 37
Глава 3. Природоохранный законотворческий процесс в Арктике 43
3.1 Особенность формирования природоохранного законотворчества в Арктике 43
3.3 Механизмы формирования экологической политики в отношении Российской Арктики 50
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Список аббревиатур и сокращений 76
Приложения 78
Актуальность темы исследования. Сегодня Арктика представляет собой динамично развивающийся регион, входящий в сферу интересов множества стран, не только непосредственно арктических, но и находящихся в отдалении от этого региона, её роль в глобальной политике и экономике неукоснительно растет. Именно обширные запасы природных ресурсов являются причиной заинтересованности, сотрудничества, а иногда и противостояния многих государств. Сегодня в этом регионе сосредоточено от 25 до 30% общемировых запасов минерально-сырьевых ресурсов . Помимо энергоресурсов, в Арктике находятся многочисленные месторождения рудных полезных ископаемых. Нельзя игнорировать и тот факт, что через территорию Арктики проходит кратчайший морской путь между Атлантическим и Тихим океанами посредством Северного морского пути у берегов России, либо северо-западного прохода у берегов Канады. Однако наряду с этим Арктика является хрупкой экосистемой, подверженной негативному антропогенному воздействию. Многие ученые выражают опасения перерастания региональных проблем Арктики в глобальные, что может повлечь за собой необратимые последствия. Этот регион мира, сохранившийся до наших дней практически в первозданном виде, является ареалом обитания уникальных видов животных и растений, которые человечество имеет все шансы утратить. Арктика – это уникальный природный комплекс Земли, остро нуждающийся в сохранении.
Россия, как страна, обладающая самым обширной территорией в арктическом регионе и являющаяся, без преувеличения, ведущим участником Арктического Совета, должна проводить эффективную экологическую политику в данном регионе. Однако следует понимать, что для того, чтобы экологическая политика была эффективной, должна быть создана законодательно закрепленная система исполнения и контроля за исполнением соответствующих норм. В Российской Федерации, в соответствии с указом президента, 2017 год объявлен годом экологии . Безусловно, создание благоприятной экологической обстановки и устранение последствий халатного отношения к окружающей среде в предшествующий период истории нашей страны - это длительный процесс, который не должен ограничиваться рамками одного года, но именно поднятие этой проблемы на государственном уровне, привлечение внимания к острой экологической ситуации в нашей стране, информирование масс о необходимости изменения этой ситуации, создание комплекса мероприятий по осуществлению экологической безопасности, выделение бюджетных средств на проведение этих мероприятий и привлечение финансирования со стороны предприятий, наносящих наибольший вред экологии (таких как нефтяные, металлургические, горнодобывающие и др.)– это уже большой шаг на пути к созданию наилучшей экологической обстановки в нашей стране. В связи с этим, данное исследование представляется особенно актуальным.
Для России Арктика – стратегически важный регион, что подтверждает Т. М. Красовская, приводя некоторые статистические данные: «К северным регионам России относится 67% ее площади. Россия занимает половину всех территорий северных районов суши земного шара. На этой территории проживает около 10 млн. человек, что составляет 80% приполярного населения Земли. На её долю приходится почти 80% запасов всех полезных ископаемых. Значение Севера в экономике России трудно переоценить: он дает до 60% валютных поступлений. Перечисляемые регионом в федеральный бюджет финансовые средства существенно превышают объем обратного денежного потока. Север производит пятую часть национального дохода страны, в то время как проживает там лишь 8% населения России. Циркумполярное пространство Земли, в которой Арктика России занимает центральное место, является ключевым районом устойчивого развития всей планетарной геосистемы» .
Вместе с тем, в российской Арктике множатся экологические проблемы. Наиболее ярко среди них выделяется накопленный экологический ущерб, возникший в результате хозяйственной деятельности предприятий в прошлый период развития нашей страны. Так, одной из крупнейших проблем является ртутное загрязнение арктических территорий. Кроме того, Арктическая зона Российской Федерации остро нуждается в очистке земель, загрязненных нефтепродуктами, ликвидации свалок бочковой тары с остатками горюче-смазочных материалов, очистке акваторий от брошенных и затонувших плавательных средств. Остро стоит проблема обращения с отходами производства и потребления, несмотря на предпринимаемые властями меры, наблюдается увеличение количества отходов, усложнение их состава и возрастание количества экологически опасных компонентов. Нельзя не отметить возрастающую угрозу загрязнения морских вод по причине роста геологоразведочных работ и работ по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, а также ввиду увеличения объемов транспортировки грузов по Северному морскому пути. Предпринимаются меры по обеспечению экологической безопасности в арктических водах – создаются специализированных подразделения и базы, проводятся учения соответствующих служб, а также расширяется международное сотрудничество в этом направлении. Однако учеными констатируется отсутствие одного из важнейших условий в деле обеспечения экологической безопасности - развитой нормативно-правовой базы, которая устанавливала бы экологические требования, в особенности для безопасной разработки месторождений углеводородов, с учетом хрупкости арктических экосистем .
Исходя из этого, политико-правовое пространство в АЗРФ зависит от эффективной законотворческой деятельности в условиях активной экономической деятельности и инвестирования проектов крупными частными компаниями.
Объектом исследования является формирование системы природоохранного законотворчества Российской Федерации в целом.
Предмет исследования - процесс формирования системы экологического законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI века и до настоящего времени, однако, согласно задачам исследования, будет затронут и более ранний период.
Цель исследования: определение механизмов формирования природоохранной системы законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации, которые могли бы оказать существенное влияние на становление международной природоохранной системы в Арктике.
Реализация поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть основные понятия, используемые в рамках дипломной работы;
2. Истолковать теорию исследования политики природоохранного законотворчества;
3. Исследовать деятельность органов государственной власти РФ в экологической сфере;
4. Проанализировать процесс формирования региональной Экологической модели в Межпарламентской Ассамблее СНГ;
5. Изучить особенности формирования природоохранного законотворчества в Арктике;
6. Определить черты экологической политики в российской Арктике.
Методологические основы и методы исследования
Изучение основ природоохранного законотворчества и процесса формирования природоохранных норм основан на мирополитическом подходе, разработанным Н.К. Харлампьевой . Мирополитический метод исследования международного взаимодействия в Арктике включает в себя три основных направления: изучение принципов глобальной политики; положений формирования конкретного региона, представляющих собой правовую основу; практики международного сотрудничества. Данный подход позволил выявить уровни анализа и взаимопересекающиеся положения основ регионального природоохранного законотворчества. Кроме того, были использованы общенаучные методы, такие как: метод описания, который позволил систематизировать институты экологического законотворчества, касающиеся АЗРФ, а также деятельность Комиссии Госдумы, Совета Федерации, исполнительных органов власти в области природоохранной деятельности; сравнительный метод помог изучить механизмы формирования моделей экологической политики в МПА СНГ, Арктике и российской Арктике.
Источниковая база исследования довольно обширна. Следует отметить, что до настоящего времени не принят единый федеральный закон, регулирующий состав, границы, статус, а самое главное – систему управления Арктической зоной РФ на федеральном уровне. Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Штыров Вячеслав Анатольевич отметил, что к арктическому законодательству относится более 500 нормативно-правовых актов, среди которых более 50 сохраняет свою силу ещё с советских времён . Не принят к тому же и единый федеральный законодательный акт, объединяющий все имеющиеся отраслевые нормативно-правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в регионе российской Арктики. Итак, к источниковедческой базе относятся следующие документы:
1. Федеральные законы, благодаря которым удалось изучить направления экологической политики России, а также компетенцию органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
2. Указы Президента РФ, которые помогли определить стратегию и государственную политику РФ по защите окружающей среды в России в целом и в АЗРФ в частности;
3. Постановления Правительства РФ, раскрывающие экологические доктрины и концепции РФ, а также вносящие ясность в полномочия этого государственного органа в области охраны окружающей среды;
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ», благодаря которому удалось выявить специализированный орган, деятельность которого направлена на защиту окружающей среды;
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой содержатся основополагающие статьи о значении защиты окружающей среды во внутригосударственной политике РФ;
6. К вопросам уточнения терминов правовых отношений относятся: Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения», а также многие уже указанные выше нормативно-правовые акты;
7. Государственные доклады Министерства природы РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» и Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике», которые предоставили основополагающую информацию и помогли выявить современное состояние окружающей среды России и арктического экологического законотворчества;
8. Международные договоры, которые указывают на стремление арктических государств к сотрудничеству в области охраны окружающей среды: «Соглашение о сохранении белых медведей» 1973 г.,«Киркенесская декларация» 1993 г. об учреждении Совета Баренцева/ Евроарктического региона, «Илулиссатская декларация» 2008 г.;
9. «Модельный экологический кодекс для стран-участниц Содружества Независимых Государств», а также «Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников СНГ» помогли в определении направлений экологической политики стран-участниц данной региональной организации;
10. Стенограммы с пленарных заседаний Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ на тему развития Арктической зоны РФ, а также стенограмма выступлений на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» (29-30 марта 2017 г., Архангельск).
Указанный перечень источников помогает сформировать представление о роли, отведенной природоохранной деятельности, основных принципах и направлениях деятельности как в Российской Федерации в целом, так и в Арктической зоне РФ в частности во внутренней политике государства. А также провести анализ при помощи данных, предоставляющих информацию об успешности реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов и сделать вывод о состоятельности и комплексности природоохранного регулирования в Российской Федерации.
Степень изученности темы
В дипломной работе были изучены исследования многих ученых, которые можно условно подразделить на следующие группы:
• Проблеме выделения Арктической зоны РФ и включения территорий в ее состав посвящены работы М. А. Жукова, В. И. Кузнецова, А. И.Чистобаева иП. Ю. Малинина;
• Теоретические обоснования изучаемой темы наиболее полно раскрываются в работах Н. К. Харлампьевой. Кроме того, некоторые основополагающие теоретические положения содержатся в работах М. Л. Лагутиной, Т. П. Лебедевой и М. М. Лебедевой;
• Проблемам государственного управления в области охраны окружающей среды посвящены работы Т. Я. Хабриевой, С. А. Боголюбова, С. Н. Русина, Н. И.Хлудневой и А. И. Розенцвайга;
• Темезаконотворчества и сотрудничества в рамках Содружества независимых Государств посвящены работы Д. В. Доленко, В. А. Густова, Е. Л. Моревой. Кроме того, большую практическую значимость имеет издаваемый Межпарламентской Ассамблеей СНГ «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», а именно издания представляющие собой стенограмму невского международного экологического конгресса;
• Описание процесса формирования природоохранного законотворчества в Арктике освещается в трудах Т. И. Кондратьева, В. И. Павленко, А. Л. Демчук, Д. О. Сивакова, А. А. Соловьянова, А. К. Дорониной;
• Проблеме арктического экологического законодательства посвящены работы Д. О. Сивакова, Н. И. Хлудневой, С. А. Боголюбова и Л. В. Пушкаревой.
Наименее исследованными являются процессы формирования региональной экологической модели в СНГ и становления природоохранного законотворчества в Арктике.
Научная новизна
1. Определено применение мирополитического подхода международного сотрудничества к формированию природоохранной системы законотворчества в российской Арктике;
2. Проанализирована имеющаяся в Российской Федерации нормативно-правовая база в сфере экологии с точки зрения ее комплексности и эффективности;
3. Изучена экологическая модель стран-участниц СНГ, как потенциально применимая в будущем к региону Арктики;
4. Выявлены особенности и механизмы формирования природоохранного законотворчества в Арктике и в Арктической зоне РФ.
Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных источников и литературы, состоящего из 103 наименований, а также 5 приложений.
Россия, как страна, обладающая самым обширной территорией в арктическом регионе и являющаяся, без преувеличения, ведущим участником Арктического Совета, должна проводить эффективную экологическую политику в данном регионе. Однако следует понимать, что для того, чтобы экологическая политика была эффективной, должна быть создана законодательно закрепленная система исполнения и контроля за исполнением соответствующих норм. В Российской Федерации, в соответствии с указом президента, 2017 год объявлен годом экологии . Безусловно, создание благоприятной экологической обстановки и устранение последствий халатного отношения к окружающей среде в предшествующий период истории нашей страны - это длительный процесс, который не должен ограничиваться рамками одного года, но именно поднятие этой проблемы на государственном уровне, привлечение внимания к острой экологической ситуации в нашей стране, информирование масс о необходимости изменения этой ситуации, создание комплекса мероприятий по осуществлению экологической безопасности, выделение бюджетных средств на проведение этих мероприятий и привлечение финансирования со стороны предприятий, наносящих наибольший вред экологии (таких как нефтяные, металлургические, горнодобывающие и др.)– это уже большой шаг на пути к созданию наилучшей экологической обстановки в нашей стране. В связи с этим, данное исследование представляется особенно актуальным.
Для России Арктика – стратегически важный регион, что подтверждает Т. М. Красовская, приводя некоторые статистические данные: «К северным регионам России относится 67% ее площади. Россия занимает половину всех территорий северных районов суши земного шара. На этой территории проживает около 10 млн. человек, что составляет 80% приполярного населения Земли. На её долю приходится почти 80% запасов всех полезных ископаемых. Значение Севера в экономике России трудно переоценить: он дает до 60% валютных поступлений. Перечисляемые регионом в федеральный бюджет финансовые средства существенно превышают объем обратного денежного потока. Север производит пятую часть национального дохода страны, в то время как проживает там лишь 8% населения России. Циркумполярное пространство Земли, в которой Арктика России занимает центральное место, является ключевым районом устойчивого развития всей планетарной геосистемы» .
Вместе с тем, в российской Арктике множатся экологические проблемы. Наиболее ярко среди них выделяется накопленный экологический ущерб, возникший в результате хозяйственной деятельности предприятий в прошлый период развития нашей страны. Так, одной из крупнейших проблем является ртутное загрязнение арктических территорий. Кроме того, Арктическая зона Российской Федерации остро нуждается в очистке земель, загрязненных нефтепродуктами, ликвидации свалок бочковой тары с остатками горюче-смазочных материалов, очистке акваторий от брошенных и затонувших плавательных средств. Остро стоит проблема обращения с отходами производства и потребления, несмотря на предпринимаемые властями меры, наблюдается увеличение количества отходов, усложнение их состава и возрастание количества экологически опасных компонентов. Нельзя не отметить возрастающую угрозу загрязнения морских вод по причине роста геологоразведочных работ и работ по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, а также ввиду увеличения объемов транспортировки грузов по Северному морскому пути. Предпринимаются меры по обеспечению экологической безопасности в арктических водах – создаются специализированных подразделения и базы, проводятся учения соответствующих служб, а также расширяется международное сотрудничество в этом направлении. Однако учеными констатируется отсутствие одного из важнейших условий в деле обеспечения экологической безопасности - развитой нормативно-правовой базы, которая устанавливала бы экологические требования, в особенности для безопасной разработки месторождений углеводородов, с учетом хрупкости арктических экосистем .
Исходя из этого, политико-правовое пространство в АЗРФ зависит от эффективной законотворческой деятельности в условиях активной экономической деятельности и инвестирования проектов крупными частными компаниями.
Объектом исследования является формирование системы природоохранного законотворчества Российской Федерации в целом.
Предмет исследования - процесс формирования системы экологического законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI века и до настоящего времени, однако, согласно задачам исследования, будет затронут и более ранний период.
Цель исследования: определение механизмов формирования природоохранной системы законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации, которые могли бы оказать существенное влияние на становление международной природоохранной системы в Арктике.
Реализация поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть основные понятия, используемые в рамках дипломной работы;
2. Истолковать теорию исследования политики природоохранного законотворчества;
3. Исследовать деятельность органов государственной власти РФ в экологической сфере;
4. Проанализировать процесс формирования региональной Экологической модели в Межпарламентской Ассамблее СНГ;
5. Изучить особенности формирования природоохранного законотворчества в Арктике;
6. Определить черты экологической политики в российской Арктике.
Методологические основы и методы исследования
Изучение основ природоохранного законотворчества и процесса формирования природоохранных норм основан на мирополитическом подходе, разработанным Н.К. Харлампьевой . Мирополитический метод исследования международного взаимодействия в Арктике включает в себя три основных направления: изучение принципов глобальной политики; положений формирования конкретного региона, представляющих собой правовую основу; практики международного сотрудничества. Данный подход позволил выявить уровни анализа и взаимопересекающиеся положения основ регионального природоохранного законотворчества. Кроме того, были использованы общенаучные методы, такие как: метод описания, который позволил систематизировать институты экологического законотворчества, касающиеся АЗРФ, а также деятельность Комиссии Госдумы, Совета Федерации, исполнительных органов власти в области природоохранной деятельности; сравнительный метод помог изучить механизмы формирования моделей экологической политики в МПА СНГ, Арктике и российской Арктике.
Источниковая база исследования довольно обширна. Следует отметить, что до настоящего времени не принят единый федеральный закон, регулирующий состав, границы, статус, а самое главное – систему управления Арктической зоной РФ на федеральном уровне. Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Штыров Вячеслав Анатольевич отметил, что к арктическому законодательству относится более 500 нормативно-правовых актов, среди которых более 50 сохраняет свою силу ещё с советских времён . Не принят к тому же и единый федеральный законодательный акт, объединяющий все имеющиеся отраслевые нормативно-правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в регионе российской Арктики. Итак, к источниковедческой базе относятся следующие документы:
1. Федеральные законы, благодаря которым удалось изучить направления экологической политики России, а также компетенцию органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
2. Указы Президента РФ, которые помогли определить стратегию и государственную политику РФ по защите окружающей среды в России в целом и в АЗРФ в частности;
3. Постановления Правительства РФ, раскрывающие экологические доктрины и концепции РФ, а также вносящие ясность в полномочия этого государственного органа в области охраны окружающей среды;
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ», благодаря которому удалось выявить специализированный орган, деятельность которого направлена на защиту окружающей среды;
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой содержатся основополагающие статьи о значении защиты окружающей среды во внутригосударственной политике РФ;
6. К вопросам уточнения терминов правовых отношений относятся: Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения», а также многие уже указанные выше нормативно-правовые акты;
7. Государственные доклады Министерства природы РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» и Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике», которые предоставили основополагающую информацию и помогли выявить современное состояние окружающей среды России и арктического экологического законотворчества;
8. Международные договоры, которые указывают на стремление арктических государств к сотрудничеству в области охраны окружающей среды: «Соглашение о сохранении белых медведей» 1973 г.,«Киркенесская декларация» 1993 г. об учреждении Совета Баренцева/ Евроарктического региона, «Илулиссатская декларация» 2008 г.;
9. «Модельный экологический кодекс для стран-участниц Содружества Независимых Государств», а также «Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников СНГ» помогли в определении направлений экологической политики стран-участниц данной региональной организации;
10. Стенограммы с пленарных заседаний Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ на тему развития Арктической зоны РФ, а также стенограмма выступлений на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» (29-30 марта 2017 г., Архангельск).
Указанный перечень источников помогает сформировать представление о роли, отведенной природоохранной деятельности, основных принципах и направлениях деятельности как в Российской Федерации в целом, так и в Арктической зоне РФ в частности во внутренней политике государства. А также провести анализ при помощи данных, предоставляющих информацию об успешности реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов и сделать вывод о состоятельности и комплексности природоохранного регулирования в Российской Федерации.
Степень изученности темы
В дипломной работе были изучены исследования многих ученых, которые можно условно подразделить на следующие группы:
• Проблеме выделения Арктической зоны РФ и включения территорий в ее состав посвящены работы М. А. Жукова, В. И. Кузнецова, А. И.Чистобаева иП. Ю. Малинина;
• Теоретические обоснования изучаемой темы наиболее полно раскрываются в работах Н. К. Харлампьевой. Кроме того, некоторые основополагающие теоретические положения содержатся в работах М. Л. Лагутиной, Т. П. Лебедевой и М. М. Лебедевой;
• Проблемам государственного управления в области охраны окружающей среды посвящены работы Т. Я. Хабриевой, С. А. Боголюбова, С. Н. Русина, Н. И.Хлудневой и А. И. Розенцвайга;
• Темезаконотворчества и сотрудничества в рамках Содружества независимых Государств посвящены работы Д. В. Доленко, В. А. Густова, Е. Л. Моревой. Кроме того, большую практическую значимость имеет издаваемый Межпарламентской Ассамблеей СНГ «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», а именно издания представляющие собой стенограмму невского международного экологического конгресса;
• Описание процесса формирования природоохранного законотворчества в Арктике освещается в трудах Т. И. Кондратьева, В. И. Павленко, А. Л. Демчук, Д. О. Сивакова, А. А. Соловьянова, А. К. Дорониной;
• Проблеме арктического экологического законодательства посвящены работы Д. О. Сивакова, Н. И. Хлудневой, С. А. Боголюбова и Л. В. Пушкаревой.
Наименее исследованными являются процессы формирования региональной экологической модели в СНГ и становления природоохранного законотворчества в Арктике.
Научная новизна
1. Определено применение мирополитического подхода международного сотрудничества к формированию природоохранной системы законотворчества в российской Арктике;
2. Проанализирована имеющаяся в Российской Федерации нормативно-правовая база в сфере экологии с точки зрения ее комплексности и эффективности;
3. Изучена экологическая модель стран-участниц СНГ, как потенциально применимая в будущем к региону Арктики;
4. Выявлены особенности и механизмы формирования природоохранного законотворчества в Арктике и в Арктической зоне РФ.
Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных источников и литературы, состоящего из 103 наименований, а также 5 приложений.
В ходе работы автор пришел к следующему выводу: формирование природоохранной системы законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации – динамично развивающийся процесс. В наше время наблюдается повышенный интерес к региону Арктики в первую очередь со стороны российского правительства, причина этому – огромный ресурсный потенциал этого региона. Экспертами Российского Совета по Международным Делам отмечается, что «В Арктической зоне добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по разным оценкам, превышает30 трлн долл., причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей» .
В. В. Барбин, посол по особым поручениям Министерства Иностранных Дел РФ, занимающийся вопросами Арктики и являющийся старшим должностным лицом России в Арктическом Совете, указал на то, что «будущее России неразрывно связано с Арктикой, освоением ее потенциала. Сегодня этот регион дает более 15% ВВП и свыше 20% экспорта России. В ближайшем будущем этот вклад будет еще более весомым» , так как хозяйственная и другие виды деятельности в российском секторе Арктики будут набирать обороты. В то же время всеми заинтересованными в этом сторонами осознается, что процесс экономического освоения и развития этих первобытных полярных территорий должен эффективно сочетаться с действиями по охране окружающей среды, так как Арктика — это, «во-первых, регион экосистемного баланса Земли, и во-вторых, — регион био-, энергоресурсного резерва человечества» .
В первой главе дипломной работы были раскрыты основные теоретические положения. Во-первых, были даны определения основополагающим для работы терминам:
• Под системой в данной работе понимается совокупность таких компонентов, как институты, деятельность законодательных органов, а также правительственных и неправительственных структур с целью осуществления процесса принятия решений. В совокупности объекты данной системы обладают правом принимать властно-распорядительные решения на уровне всего государства, в то время как в отдельности – лишь в рамках одного элемента системы;
• Применительно к данному исследованию понятие «природоохранное законотворчество» в области наднационального управления, определяется как деятельность по продвижению природоохранных концепций региональных организаций и специальных учреждений ООН в том числе;
• Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть территории Арктики, в которую входят полностью или частично территории некоторых субъектов РФ, а также прилегающие к ним земли, острова, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ .
Во-вторых, механизм формирования системы природоохранного законотворчества в российской Арктике был изучен при помощи мирополитического подхода, сочетающего в себе исследование влияния характеристик глобальной политики, правовых положений региона и международного сотрудничества. Применение данного подхода к региону Арктики, обеспечивает учет интересов всех акторов, что обуславливает предотвращение возникновения конфликтов в регионе и решение существующих проблем.
Во второй главе было рассмотрена деятельность органов государственной власти РФ в природоохранной сфере и сделан вывод о ее неэффективности по причине существования слабых сторон российского экологического законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на правоприменительную деятельность. Кроме того, была рассмотрена Экологическая модель государств-участников СНГ и сделано заключение о возможности использования этого опыта Арктическим советом для создания эффективного механизма защиты окружающей среды Арктики на международном уровне. Россия в этом процессе может играть потенциально ключевую роль, как государство, обладающее значительным влиянием в Арктическом совете.
В третьей главе была выявлена особенность формирования природоохранного законотворчества в регионе Арктики, заключающаяся в том, что арктическими странами должен инициироваться процесс гармонизации экологических законодательств, в связи с тем, что в выработке единого нормативно-правового акта по регулированию природоохранной деятельности в этом регионе они, на сегодняшний день, не видят необходимости. Также в данной главе было определено, что эффективная система экологического законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации должна формироваться на трех уровнях:
1. Усовершенствование природоохранного законодательства арктического региона. Первым шагом на пути к этой цели является выявления масштаба декларируемой всеми учеными и исследователями уникальности Арктики. В зависимости от результата такого исследования необходимо принимать решение о форме природоохранного арктического законодательства: будет ли оно иметь вид единого головного законодательного акта или пакета таких актов;
2. Создание региональной экологической модели в Арктике по примеру уже существующей подобной модели в пространстве СНГ. В деятельности в рамках такой модели должны принимать участие, в первую очередь, арктические государства, а также территориально удаленные от Арктики (неарктические) государства, заинтересованные в деятельности внутри этого региона, общественные организации, транснациональные корпорации, широкая международная общественность. Главной целью создания экологической модели является создание механизма обмена опытом, технологиями и выстраивание общей системы действий по сохранению окружающей среды Арктики, ведь достижение этой цели возможно только при слаженности действий всех акторов;
3. Модернизация законотворческой, а затем и правоприментительной деятельности в субъектах АЗРФ. Именно благодаря созданию комплексного и эффективного законодательства в субъектах Арктической зоны РФ, с учетом индивидуальных экологических проблем, а также модернизации деятельности природоохранных структур и институтов, можно добиться качественной деятельности по сохранению экосистем Арктики. Кроме того, государство должно способствовать развитию сотрудничества, в том числе экологического, между арктическими регионами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что эти механизмы могли бы оказать существенное влияние на становление международной природоохранной системы в Арктике.
Стратегическая значимость региона Арктики в экономическом развитии России неоспорима, однако необходимо помнить о том, что «Российская Арктика – это не только огромная территория, но и российские граждане. В Арктической зоне живут и работают около 1 млн. человек, в том числе 150 тысяч представителей 17 коренных малочисленных народов» . Именно поэтому наряду с увеличением темпов хозяйственного освоения Арктики, должна совершенствоваться экологическая политика России в этом регионе.
В. В. Барбин, посол по особым поручениям Министерства Иностранных Дел РФ, занимающийся вопросами Арктики и являющийся старшим должностным лицом России в Арктическом Совете, указал на то, что «будущее России неразрывно связано с Арктикой, освоением ее потенциала. Сегодня этот регион дает более 15% ВВП и свыше 20% экспорта России. В ближайшем будущем этот вклад будет еще более весомым» , так как хозяйственная и другие виды деятельности в российском секторе Арктики будут набирать обороты. В то же время всеми заинтересованными в этом сторонами осознается, что процесс экономического освоения и развития этих первобытных полярных территорий должен эффективно сочетаться с действиями по охране окружающей среды, так как Арктика — это, «во-первых, регион экосистемного баланса Земли, и во-вторых, — регион био-, энергоресурсного резерва человечества» .
В первой главе дипломной работы были раскрыты основные теоретические положения. Во-первых, были даны определения основополагающим для работы терминам:
• Под системой в данной работе понимается совокупность таких компонентов, как институты, деятельность законодательных органов, а также правительственных и неправительственных структур с целью осуществления процесса принятия решений. В совокупности объекты данной системы обладают правом принимать властно-распорядительные решения на уровне всего государства, в то время как в отдельности – лишь в рамках одного элемента системы;
• Применительно к данному исследованию понятие «природоохранное законотворчество» в области наднационального управления, определяется как деятельность по продвижению природоохранных концепций региональных организаций и специальных учреждений ООН в том числе;
• Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть территории Арктики, в которую входят полностью или частично территории некоторых субъектов РФ, а также прилегающие к ним земли, острова, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ .
Во-вторых, механизм формирования системы природоохранного законотворчества в российской Арктике был изучен при помощи мирополитического подхода, сочетающего в себе исследование влияния характеристик глобальной политики, правовых положений региона и международного сотрудничества. Применение данного подхода к региону Арктики, обеспечивает учет интересов всех акторов, что обуславливает предотвращение возникновения конфликтов в регионе и решение существующих проблем.
Во второй главе было рассмотрена деятельность органов государственной власти РФ в природоохранной сфере и сделан вывод о ее неэффективности по причине существования слабых сторон российского экологического законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на правоприменительную деятельность. Кроме того, была рассмотрена Экологическая модель государств-участников СНГ и сделано заключение о возможности использования этого опыта Арктическим советом для создания эффективного механизма защиты окружающей среды Арктики на международном уровне. Россия в этом процессе может играть потенциально ключевую роль, как государство, обладающее значительным влиянием в Арктическом совете.
В третьей главе была выявлена особенность формирования природоохранного законотворчества в регионе Арктики, заключающаяся в том, что арктическими странами должен инициироваться процесс гармонизации экологических законодательств, в связи с тем, что в выработке единого нормативно-правового акта по регулированию природоохранной деятельности в этом регионе они, на сегодняшний день, не видят необходимости. Также в данной главе было определено, что эффективная система экологического законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации должна формироваться на трех уровнях:
1. Усовершенствование природоохранного законодательства арктического региона. Первым шагом на пути к этой цели является выявления масштаба декларируемой всеми учеными и исследователями уникальности Арктики. В зависимости от результата такого исследования необходимо принимать решение о форме природоохранного арктического законодательства: будет ли оно иметь вид единого головного законодательного акта или пакета таких актов;
2. Создание региональной экологической модели в Арктике по примеру уже существующей подобной модели в пространстве СНГ. В деятельности в рамках такой модели должны принимать участие, в первую очередь, арктические государства, а также территориально удаленные от Арктики (неарктические) государства, заинтересованные в деятельности внутри этого региона, общественные организации, транснациональные корпорации, широкая международная общественность. Главной целью создания экологической модели является создание механизма обмена опытом, технологиями и выстраивание общей системы действий по сохранению окружающей среды Арктики, ведь достижение этой цели возможно только при слаженности действий всех акторов;
3. Модернизация законотворческой, а затем и правоприментительной деятельности в субъектах АЗРФ. Именно благодаря созданию комплексного и эффективного законодательства в субъектах Арктической зоны РФ, с учетом индивидуальных экологических проблем, а также модернизации деятельности природоохранных структур и институтов, можно добиться качественной деятельности по сохранению экосистем Арктики. Кроме того, государство должно способствовать развитию сотрудничества, в том числе экологического, между арктическими регионами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что эти механизмы могли бы оказать существенное влияние на становление международной природоохранной системы в Арктике.
Стратегическая значимость региона Арктики в экономическом развитии России неоспорима, однако необходимо помнить о том, что «Российская Арктика – это не только огромная территория, но и российские граждане. В Арктической зоне живут и работают около 1 млн. человек, в том числе 150 тысяч представителей 17 коренных малочисленных народов» . Именно поэтому наряду с увеличением темпов хозяйственного освоения Арктики, должна совершенствоваться экологическая политика России в этом регионе.



