Технологии политического манипулирования в современной Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования технологий политического манипулирования
1.1 Понятие политического манипулирования
1.2 Гражданская активность и правовое сознание населения
1.3 Основные акторы в современном политическом процессе.
ГЛАВА 2. Политическое манипулирование как один из методов воздействия на гражданскую и политическую активность населения
2.1 Коммуникация власти и общества в современной России.
2.2 Особенности формирования образа власти и государства
2.3 Формальные и неформальные технологии политического манипулирования в современном политическом процессе
ГЛАВА 3. Применение технологий политического манипулирования в современной Российской Федерации: опыт эмпирического исследования........44
3.1 Политическое манипулирование в современной России
3.2 Сравнительный анализ технологий политического манипулирования на федеральном и региональном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования технологий политического манипулирования
1.1 Понятие политического манипулирования
1.2 Гражданская активность и правовое сознание населения
1.3 Основные акторы в современном политическом процессе.
ГЛАВА 2. Политическое манипулирование как один из методов воздействия на гражданскую и политическую активность населения
2.1 Коммуникация власти и общества в современной России.
2.2 Особенности формирования образа власти и государства
2.3 Формальные и неформальные технологии политического манипулирования в современном политическом процессе
ГЛАВА 3. Применение технологий политического манипулирования в современной Российской Федерации: опыт эмпирического исследования........44
3.1 Политическое манипулирование в современной России
3.2 Сравнительный анализ технологий политического манипулирования на федеральном и региональном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Актуальность исследования. Понятие «политическое манипулирование» занимает в современном мире положение одного из наиболее ангажированных атрибутов государственной системы управления и социальной коммуникации. Использование всевозможных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало распространенным явлением в повседневной жизни, экономике, политике, средствах массовой информации.
Несмотря на современное состояние нестабильности и всеобщего недоверия, возможности информационных технологий столь велики, что позволяют контролировать колебания уровня поддержки тех или иных течений общественной мысли, расширять или, наоборот, вытеснять из медиадискурса определенные направления и взгляды на какие-либо события, которые могут быть как довольно безобидными и касающимися лишь узких приверженностей, так и опасными для устойчивости интеграции целых социальных слоев. Подчиненными воздействию манипуляции становятся уже не только отдельные индивиды, но огромные массы людей.
Частные корпорации и государственные организации видят сложившуюся ситуацию всеобщего внимания к СМИ, общественным заявлениям или неформальным вещаниям как поле для серьезной борьбы, особенно учитывая конформизм и статичность в рядах массового мышления и ориентации на популистские течения.
Политическое манипулирование является одним из ключевых факторов успешного функционирования аппарата управления, позволяющим формировать заданные практической необходимостью нормы и воспроизводить уже устоявшиеся общественно значимые модели взаимодействия структур. Это важнейший канал коммуникации власти и общественности. Так, создание определенной программной стабильности в восприятии постоянно меняющихся обстоятельств обусловлено комплексным воздействием на массовое представление о наиболее приоритетных рядовых категориях, составляющих стратегическую и функциональную базу социокультурного образа государства.
Постановка независимости мышления населения под сомнение, с одной стороны, влечет признание неполной актуализации общественного потенциала как объективного компонента структуры социального организма, но, с другой стороны, это есть оформленное принятие власти и лиц, принимающих решения, как совокупности компетентных и результативных регулирующих механизмов.
Вопрос соотношения интересов частных организаций, кооперативов, общественных активистов, предпринимательских составов и прочих акторов реализуется в пространстве всестороннего давления на сознание и гражданское восприятие в гораздо большей степени, нежели в других областях. Идеологическая подтасовка зачастую играет решающее значение, подводя множество людей к сходным идеям, которые таким образом становятся гораздо более воспроизводимы на практике.
Вообще же, такое понятие как политическое манипулирование довольно многогранно и представляется в разных ракурсах, будь то благотворная необходимость для поддержания порядка или исключительно негативный компонент управления, уничтожающий самосознание граждан.
Манипулятивные конструкции напрямую связаны с воздействием на психо-эмоциональные уровни восприятия, которое зачастую малозаметно и порционно настолько, чтобы сохранить у населения ощущение независимости и индивидуальности принимаемых решений. Получаемая непрерывным потоком информация постепенно сознается как своя собственная убежденность, что позволяет корректировать или даже полностью перестраивать установки мышления.
По мнению большинства исследователей, с возникновением властных структур и управления неизбежно появилась потребность навязывания определенных установок населению, подчинение каким-либо порядкам сопутствует всей истории разумного человека и поддерживается в основном благодаря постоянным устойчивым стараниям предводителей.
Сейчас известно немалое количество различных техник, применяемых на профессиональном уровне в глобальных масштабах. Это позволяет формировать не просто «нужные» мысли, но абсолютно искреннюю веру, которую можно использовать как рабочий инструмент разновидных махинаций, что уже есть власть как широкая категория, позволяющая контролировать происходящие процессы на уровне их зарождения и развития.
Еще в Древнем Риме появилось искусство убеждения, основанное не только на классических приемах логики, но апелляциях ко внутренним психологическим установкам и возможным противоречиям, позволяющим найти слабое место в сознании и использовать его уязвимость в своих целях. Макиавелли прямым текстом призывал правителя поступаться моралью для успешного властвования, потому что люди непостоянны и лицемерны, на них нельзя полагаться, их любовь недолговечна, и можно погибнуть, пытаясь исповедовать исключительно добро. Поэтому необходима дальновидная, целенаправленная, осмысленная деятельность, зачастую требующая всевозможных ухищрений. Монтескье подробно изложил основные принципы формирования ветвей власти государства и их взаимодействие, подчеркнув особое значение манипулирования для «умеренного правления» при различных внутренних и внешних обстоятельствах. Г. Тард и Г. Лебон представили теорию массовой коммуникации как однонаправленное информационное воздействие на психику и поведение масс, что оказало огромное влияние на последующие труды в данной области. Впоследствии Г. Франке определил манипулирование как психическое воздействие, осуществляемое скрытно, поэтому имеющее негативное значение для объекта влияния .
«В тоталитарном обществе манипулирование могло принимать как грубо- командные формы (репрессии, устрашение и запугивание), так и использовать тончайшие духовно-суггестивные технологии, направленные на тайное завоевание господства в области человеческой духовности. В последнем случае манипуляции становились паллиативом – попыткой уйти от прямого насилия над людьми, сопряженной, однако, с духовным принуждением, с обращением людей в изощренное, невидимое рабство» .
В военное время техники поднятия боевого духа, плакаты, лозунги, листовки – все это вызывало неизгладимо сильное изменение в настрое и силе духа населения, которое было подчинено идее, вложенной в сознание людей. Наиболее широкое распространение указанная проблематика находит в работах политических социологов, психологов, политологов и психоаналитиков с XX столетия и по сегодняшний день, с каждым годом набирая популярность. Психоанализ З. Фрейда объяснил популярность радикализма не столько авторитарностью или угнетением, от которых невозможно уйти, если они захватят власть, но обращением к инстинктивным механизмам психики населения, которое принимает навязанные ценности как свои и само предоставляет возможность процветания подобным режимам в их государстве. «Юнг разработал важную для нашей темы характеристику коллективного субъекта – "коллективное бессознательное". Под ним он понимал совокупность "изначальных" психических структур (архетипов), не представленных в индивидуальном сознании, но априорно оказывающих влияние на поведение общностей людей. Стимулируя коллективное бессознательное, (например, чувства единства и веры в харизматического лидера), можно эффективно манипулировать большими массами людей» .
Коммуникация на массовом уровне осуществляется часто через посредников, каковыми выступают в большинстве своем СМИ. В начале ХХ века основная ставка в политической борьбе делалась именно на массы, которые представлялись политикам творцами истории. Для манипуляции их сознанием использовались лозунги, позволяющие выразить в краткой доступной форме глубокий смысл, несущие яркий эмоциональный заряд. Затем появился кинематограф, и воздействие стало осуществляться с помощью зрительных образов. Возникновение телевидения расширило возможности манипуляции: информация, поступающая по нескольким каналам (в данном случае по зрительному и слуховому) имеет большую силу воздействия, в то же время увеличивается иллюзия правдоподобия, создается атмосфера присутствия на месте событий, дикторы воспринимаются как старые знакомые, возникает эффект доверия. В настоящее время активно используется популярнейший канал воздействия – Интернет, позволивший обращаться напрямую к психике человека, не задействовав при этом сознательные механизмы во избежание диссонанса. Манипуляции возможны и на административном уровне. Ресурсом в данном случае выступает государственная машина, которая используется в интересах отдельных личностей и кланов .
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация настороженного недоверия и некоторой нестабильности общественного мнения наряду с экономической обстановкой, своеобразным кризисом личности, проявляющимся как спад ее духовности и нравственности, раскрывает широкие возможности государственного регулирования разнообразными методами колебаний уровня поддержки тех или иных течений общественной мысли, привнесения видения произошедших событий и их перспектив. Возможности воздействия информационных технологий, как одного из инструментов влияния, столь велики, что позволяют контролировать огромные массы людей более завуалировано и изящно.
Запрос на создание социальных постулатов и общественных представлений выявил необходимость исследования данной области во всей её полноте, что подразумевало углубление в актуализированные проявления определенных социальных и психологических явлений общества, и выход на кроссдисциплинарность в разработке проблематики.
Особое значение приобрели направления, касающиеся организации целостной системы воспитания правовой гражданской культуры, создания и согласования позиций властных структур и общественных институтов, индивидов как акторов политической жизни, наделенных своими убеждениями и преследующих часто несовпадающие между собой цели.
Поэтому исследование в указанной области позволяет определить возможности выхода общества на новый уровень из кризисной ситуации социального противостояния и неопределенности, избежать возможных негативных последствий отсутствия целостности взглядов населения. «С одной стороны, функционирование граждан нашей страны в глобальном информационном поле увеличивает возможности применения своих знаний, навыков, умений. Но с другой, информационное поле России размывается, подвергаясь культурным, политическим, экономическим и другим воздействиям извне. Оно становится ризомным, сложно структурируемым, а поэтому его организация и управление проблематичны, так как сложноконтролируемы».
Наиболее значимыми классиками манипулятивной теории с политологической точки зрения можно назвать А. Грамши , Г. Шиллера , У. Рикера , С. Московичи , А. Цуладзе , С. Кара-Мурза . Изначально манипулирование не было концептуализировано или включено в целостную систему государственного механизма. Постепенно начали прорабатываться основные принципы понимания данного феномена как формы коммуникации властных структур и населения. Однако «можно констатировать, что проблема политического манипулирования в современном политологическом дискурсе маргинализирована и мистифицирована. Она теоретически не встроена в систему политических отношений, при этом, с одной стороны, манипулированию не определено его "законное" место в теории политики, а с другой – оно тотально охватывает всю политическую сферу, и шире – все общество» .
Цель исследовательской работы. Исходя из степени разработанности проблемы, поставлена цель определить особенности технологий политического манипулирования как одного из инструментов идейно-политического воздействия на формирование общественного мнения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• Рассмотреть понятие политического манипулирования.
• Обозначить технологии политического манипулирования массовым сознанием.
• Проанализировать эффективность технологий политического манипулирования в современной России
• Выявить особенности гражданской активности и формирования правового сознания населения
• Определить основные интенции формирования образа власти и государства.
• Установить принципы коммуникации власти и общества в современной России.
Объектом дипломной работы являются технологии политического манипулирования.
Предметом исследования выступают основы формирования общественного мнения под воздействий различных технологий политического манипулирования.
В работе над материалом были использованы структурно-функциональный и сравнительный методы. Практическая часть выполнена с использованием контент-анализа и сравнительного исследования публикаций федерального и регионального уровня публикаций в интернет-СМИ. Она подчинена принципам взаимообусловленности и взаимосвязи явлений, написана с опорой на исследования социальной политики, результаты мониторингов общественного мнения и сравнительных анализов по заданной тематике.
Практическая значимость работы определяется указанными в ней выводами, положениями и обобщениями с целью получения более структурированного понимания механизмов функционирования технологий политического манипулирования, основанными на фактическом и статистическом материалах. Полученные данные можно использовать в дальнейших исследованиях на данную тему.
Несмотря на современное состояние нестабильности и всеобщего недоверия, возможности информационных технологий столь велики, что позволяют контролировать колебания уровня поддержки тех или иных течений общественной мысли, расширять или, наоборот, вытеснять из медиадискурса определенные направления и взгляды на какие-либо события, которые могут быть как довольно безобидными и касающимися лишь узких приверженностей, так и опасными для устойчивости интеграции целых социальных слоев. Подчиненными воздействию манипуляции становятся уже не только отдельные индивиды, но огромные массы людей.
Частные корпорации и государственные организации видят сложившуюся ситуацию всеобщего внимания к СМИ, общественным заявлениям или неформальным вещаниям как поле для серьезной борьбы, особенно учитывая конформизм и статичность в рядах массового мышления и ориентации на популистские течения.
Политическое манипулирование является одним из ключевых факторов успешного функционирования аппарата управления, позволяющим формировать заданные практической необходимостью нормы и воспроизводить уже устоявшиеся общественно значимые модели взаимодействия структур. Это важнейший канал коммуникации власти и общественности. Так, создание определенной программной стабильности в восприятии постоянно меняющихся обстоятельств обусловлено комплексным воздействием на массовое представление о наиболее приоритетных рядовых категориях, составляющих стратегическую и функциональную базу социокультурного образа государства.
Постановка независимости мышления населения под сомнение, с одной стороны, влечет признание неполной актуализации общественного потенциала как объективного компонента структуры социального организма, но, с другой стороны, это есть оформленное принятие власти и лиц, принимающих решения, как совокупности компетентных и результативных регулирующих механизмов.
Вопрос соотношения интересов частных организаций, кооперативов, общественных активистов, предпринимательских составов и прочих акторов реализуется в пространстве всестороннего давления на сознание и гражданское восприятие в гораздо большей степени, нежели в других областях. Идеологическая подтасовка зачастую играет решающее значение, подводя множество людей к сходным идеям, которые таким образом становятся гораздо более воспроизводимы на практике.
Вообще же, такое понятие как политическое манипулирование довольно многогранно и представляется в разных ракурсах, будь то благотворная необходимость для поддержания порядка или исключительно негативный компонент управления, уничтожающий самосознание граждан.
Манипулятивные конструкции напрямую связаны с воздействием на психо-эмоциональные уровни восприятия, которое зачастую малозаметно и порционно настолько, чтобы сохранить у населения ощущение независимости и индивидуальности принимаемых решений. Получаемая непрерывным потоком информация постепенно сознается как своя собственная убежденность, что позволяет корректировать или даже полностью перестраивать установки мышления.
По мнению большинства исследователей, с возникновением властных структур и управления неизбежно появилась потребность навязывания определенных установок населению, подчинение каким-либо порядкам сопутствует всей истории разумного человека и поддерживается в основном благодаря постоянным устойчивым стараниям предводителей.
Сейчас известно немалое количество различных техник, применяемых на профессиональном уровне в глобальных масштабах. Это позволяет формировать не просто «нужные» мысли, но абсолютно искреннюю веру, которую можно использовать как рабочий инструмент разновидных махинаций, что уже есть власть как широкая категория, позволяющая контролировать происходящие процессы на уровне их зарождения и развития.
Еще в Древнем Риме появилось искусство убеждения, основанное не только на классических приемах логики, но апелляциях ко внутренним психологическим установкам и возможным противоречиям, позволяющим найти слабое место в сознании и использовать его уязвимость в своих целях. Макиавелли прямым текстом призывал правителя поступаться моралью для успешного властвования, потому что люди непостоянны и лицемерны, на них нельзя полагаться, их любовь недолговечна, и можно погибнуть, пытаясь исповедовать исключительно добро. Поэтому необходима дальновидная, целенаправленная, осмысленная деятельность, зачастую требующая всевозможных ухищрений. Монтескье подробно изложил основные принципы формирования ветвей власти государства и их взаимодействие, подчеркнув особое значение манипулирования для «умеренного правления» при различных внутренних и внешних обстоятельствах. Г. Тард и Г. Лебон представили теорию массовой коммуникации как однонаправленное информационное воздействие на психику и поведение масс, что оказало огромное влияние на последующие труды в данной области. Впоследствии Г. Франке определил манипулирование как психическое воздействие, осуществляемое скрытно, поэтому имеющее негативное значение для объекта влияния .
«В тоталитарном обществе манипулирование могло принимать как грубо- командные формы (репрессии, устрашение и запугивание), так и использовать тончайшие духовно-суггестивные технологии, направленные на тайное завоевание господства в области человеческой духовности. В последнем случае манипуляции становились паллиативом – попыткой уйти от прямого насилия над людьми, сопряженной, однако, с духовным принуждением, с обращением людей в изощренное, невидимое рабство» .
В военное время техники поднятия боевого духа, плакаты, лозунги, листовки – все это вызывало неизгладимо сильное изменение в настрое и силе духа населения, которое было подчинено идее, вложенной в сознание людей. Наиболее широкое распространение указанная проблематика находит в работах политических социологов, психологов, политологов и психоаналитиков с XX столетия и по сегодняшний день, с каждым годом набирая популярность. Психоанализ З. Фрейда объяснил популярность радикализма не столько авторитарностью или угнетением, от которых невозможно уйти, если они захватят власть, но обращением к инстинктивным механизмам психики населения, которое принимает навязанные ценности как свои и само предоставляет возможность процветания подобным режимам в их государстве. «Юнг разработал важную для нашей темы характеристику коллективного субъекта – "коллективное бессознательное". Под ним он понимал совокупность "изначальных" психических структур (архетипов), не представленных в индивидуальном сознании, но априорно оказывающих влияние на поведение общностей людей. Стимулируя коллективное бессознательное, (например, чувства единства и веры в харизматического лидера), можно эффективно манипулировать большими массами людей» .
Коммуникация на массовом уровне осуществляется часто через посредников, каковыми выступают в большинстве своем СМИ. В начале ХХ века основная ставка в политической борьбе делалась именно на массы, которые представлялись политикам творцами истории. Для манипуляции их сознанием использовались лозунги, позволяющие выразить в краткой доступной форме глубокий смысл, несущие яркий эмоциональный заряд. Затем появился кинематограф, и воздействие стало осуществляться с помощью зрительных образов. Возникновение телевидения расширило возможности манипуляции: информация, поступающая по нескольким каналам (в данном случае по зрительному и слуховому) имеет большую силу воздействия, в то же время увеличивается иллюзия правдоподобия, создается атмосфера присутствия на месте событий, дикторы воспринимаются как старые знакомые, возникает эффект доверия. В настоящее время активно используется популярнейший канал воздействия – Интернет, позволивший обращаться напрямую к психике человека, не задействовав при этом сознательные механизмы во избежание диссонанса. Манипуляции возможны и на административном уровне. Ресурсом в данном случае выступает государственная машина, которая используется в интересах отдельных личностей и кланов .
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация настороженного недоверия и некоторой нестабильности общественного мнения наряду с экономической обстановкой, своеобразным кризисом личности, проявляющимся как спад ее духовности и нравственности, раскрывает широкие возможности государственного регулирования разнообразными методами колебаний уровня поддержки тех или иных течений общественной мысли, привнесения видения произошедших событий и их перспектив. Возможности воздействия информационных технологий, как одного из инструментов влияния, столь велики, что позволяют контролировать огромные массы людей более завуалировано и изящно.
Запрос на создание социальных постулатов и общественных представлений выявил необходимость исследования данной области во всей её полноте, что подразумевало углубление в актуализированные проявления определенных социальных и психологических явлений общества, и выход на кроссдисциплинарность в разработке проблематики.
Особое значение приобрели направления, касающиеся организации целостной системы воспитания правовой гражданской культуры, создания и согласования позиций властных структур и общественных институтов, индивидов как акторов политической жизни, наделенных своими убеждениями и преследующих часто несовпадающие между собой цели.
Поэтому исследование в указанной области позволяет определить возможности выхода общества на новый уровень из кризисной ситуации социального противостояния и неопределенности, избежать возможных негативных последствий отсутствия целостности взглядов населения. «С одной стороны, функционирование граждан нашей страны в глобальном информационном поле увеличивает возможности применения своих знаний, навыков, умений. Но с другой, информационное поле России размывается, подвергаясь культурным, политическим, экономическим и другим воздействиям извне. Оно становится ризомным, сложно структурируемым, а поэтому его организация и управление проблематичны, так как сложноконтролируемы».
Наиболее значимыми классиками манипулятивной теории с политологической точки зрения можно назвать А. Грамши , Г. Шиллера , У. Рикера , С. Московичи , А. Цуладзе , С. Кара-Мурза . Изначально манипулирование не было концептуализировано или включено в целостную систему государственного механизма. Постепенно начали прорабатываться основные принципы понимания данного феномена как формы коммуникации властных структур и населения. Однако «можно констатировать, что проблема политического манипулирования в современном политологическом дискурсе маргинализирована и мистифицирована. Она теоретически не встроена в систему политических отношений, при этом, с одной стороны, манипулированию не определено его "законное" место в теории политики, а с другой – оно тотально охватывает всю политическую сферу, и шире – все общество» .
Цель исследовательской работы. Исходя из степени разработанности проблемы, поставлена цель определить особенности технологий политического манипулирования как одного из инструментов идейно-политического воздействия на формирование общественного мнения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• Рассмотреть понятие политического манипулирования.
• Обозначить технологии политического манипулирования массовым сознанием.
• Проанализировать эффективность технологий политического манипулирования в современной России
• Выявить особенности гражданской активности и формирования правового сознания населения
• Определить основные интенции формирования образа власти и государства.
• Установить принципы коммуникации власти и общества в современной России.
Объектом дипломной работы являются технологии политического манипулирования.
Предметом исследования выступают основы формирования общественного мнения под воздействий различных технологий политического манипулирования.
В работе над материалом были использованы структурно-функциональный и сравнительный методы. Практическая часть выполнена с использованием контент-анализа и сравнительного исследования публикаций федерального и регионального уровня публикаций в интернет-СМИ. Она подчинена принципам взаимообусловленности и взаимосвязи явлений, написана с опорой на исследования социальной политики, результаты мониторингов общественного мнения и сравнительных анализов по заданной тематике.
Практическая значимость работы определяется указанными в ней выводами, положениями и обобщениями с целью получения более структурированного понимания механизмов функционирования технологий политического манипулирования, основанными на фактическом и статистическом материалах. Полученные данные можно использовать в дальнейших исследованиях на данную тему.
Несмотря на относительную независимость формирования основных предрасположенностей населения и культурных предпосылок, государственные структуры, по праву занимают положение важнейших формальных регуляторов и теневых координаторов направленностей самосознания граждан, работающих наиболее эффективно благодаря всесторонней осведомленности и большому ресурсному потенциалу наряду с грамотно выверенным инструментарием.
Особое значение приобрели направления, касающиеся организации целостной системы правового сознания и гражданской культуры, создания и согласования позиций властных структур и общественных институтов, индивидов как акторов политической жизни, наделенных своими убеждениями и преследующих часто несовпадающие между собой цели.
Наряду с этим, из-за постоянного информационного давления у населения изменяются не только взгляды, точки зрения, подвластные несложным логическим убеждениям, но и характер мышления, когда человек не замечает того факта, что кто-то думает за него, вкладывая в сознание дополнительные стереотипы, программные общественные установки, нормы, даже мораль. Индивидуальное мышление постепенно перестает существовать, подменяясь массовым, которое пронизано скорректированными макетами неких образцов поведения. За ними бывает сложно заметить истинные желания и мнения общественности, ставится под сомнение сам факт их наличия.
Наряду с воспроизводимыми и устоявшимися нормами, видится возможным привнесение необходимых на данном этапе новых моделей и структур взаимодействия, корректировка направлений общих тенденций традиционных идей, которая позволила бы достичь сплочения населения и преодолеть стагнацию, конформизм, общий эмоциональный и моральный упадок. Технологии политического манипулирования при этом находят наиболее эффективное применение.
Исследования в указанной области позволяет определить возможности выхода российского общества на новый уровень из кризисной ситуации социального противостояния и неопределенности, избежать возможных негативных последствий отсутствия моральной целостности и разобщенности взглядов населения. Совмещение государственного контроля населения с использованием подходящего инструментария и самоощущения людей создаст благоприятные условия для обращения их в своеобразную гражданскую нацию, что представляется более действенным, чем смена институтов или принципов государственной организации. При этом необходимо так же учитывать относительно стабильные и устойчивые интенции самосознания граждан.
Практическая часть работы дает общее видение применения различных методик политического манипулирования в современной России на примере сопоставления и контент-анализа публикаций в федеральных и региональных СМИ. Ключевыми элементами при построении текста выступают образ власти (зачастую нейтральный или аргументирующий характер информации), обоснование принятых решений государственного уровня, наиболее выгодное структурирование информации с исключением или дополнением данных по теме или второстепенного характера, но несущие определенные установки), оценочный элемент, присутствующий в явной или завуалированной форме, апелляции к мнениям экспертов, данным опросов, высокопарным понятиям общечеловеческого масштаба, безальтернативности в большей или меньшей степени.
Таким образом в работе были рассмотрены понятие и технологии политического манипулирования массовым сознанием, проанализирована их эффективность в современной России, а так же определены основные интенции формирования образа власти и государства, принципы их коммуникации с населением.
Глубокое и всестороннее знание психологических условий и механизмов формирования правового сознания и особенностей гражданской активности неизбежно способствуют процессу осмысления российской государственности, прогнозированию происходящих социально-политических процессов и предотвращению нежелательных последствий общественных трансформаций.
Особое значение приобрели направления, касающиеся организации целостной системы правового сознания и гражданской культуры, создания и согласования позиций властных структур и общественных институтов, индивидов как акторов политической жизни, наделенных своими убеждениями и преследующих часто несовпадающие между собой цели.
Наряду с этим, из-за постоянного информационного давления у населения изменяются не только взгляды, точки зрения, подвластные несложным логическим убеждениям, но и характер мышления, когда человек не замечает того факта, что кто-то думает за него, вкладывая в сознание дополнительные стереотипы, программные общественные установки, нормы, даже мораль. Индивидуальное мышление постепенно перестает существовать, подменяясь массовым, которое пронизано скорректированными макетами неких образцов поведения. За ними бывает сложно заметить истинные желания и мнения общественности, ставится под сомнение сам факт их наличия.
Наряду с воспроизводимыми и устоявшимися нормами, видится возможным привнесение необходимых на данном этапе новых моделей и структур взаимодействия, корректировка направлений общих тенденций традиционных идей, которая позволила бы достичь сплочения населения и преодолеть стагнацию, конформизм, общий эмоциональный и моральный упадок. Технологии политического манипулирования при этом находят наиболее эффективное применение.
Исследования в указанной области позволяет определить возможности выхода российского общества на новый уровень из кризисной ситуации социального противостояния и неопределенности, избежать возможных негативных последствий отсутствия моральной целостности и разобщенности взглядов населения. Совмещение государственного контроля населения с использованием подходящего инструментария и самоощущения людей создаст благоприятные условия для обращения их в своеобразную гражданскую нацию, что представляется более действенным, чем смена институтов или принципов государственной организации. При этом необходимо так же учитывать относительно стабильные и устойчивые интенции самосознания граждан.
Практическая часть работы дает общее видение применения различных методик политического манипулирования в современной России на примере сопоставления и контент-анализа публикаций в федеральных и региональных СМИ. Ключевыми элементами при построении текста выступают образ власти (зачастую нейтральный или аргументирующий характер информации), обоснование принятых решений государственного уровня, наиболее выгодное структурирование информации с исключением или дополнением данных по теме или второстепенного характера, но несущие определенные установки), оценочный элемент, присутствующий в явной или завуалированной форме, апелляции к мнениям экспертов, данным опросов, высокопарным понятиям общечеловеческого масштаба, безальтернативности в большей или меньшей степени.
Таким образом в работе были рассмотрены понятие и технологии политического манипулирования массовым сознанием, проанализирована их эффективность в современной России, а так же определены основные интенции формирования образа власти и государства, принципы их коммуникации с населением.
Глубокое и всестороннее знание психологических условий и механизмов формирования правового сознания и особенностей гражданской активности неизбежно способствуют процессу осмысления российской государственности, прогнозированию происходящих социально-политических процессов и предотвращению нежелательных последствий общественных трансформаций.
Подобные работы
- Масс-медиа как средства политической манипуляции в современном российском обществе (Институт Профессионального Образования)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Политический PR как фактор формирования электоральных предпочтений (на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Политический PR как фактор формирования электоральных предпочтений (на примере избирательной кампании по выборам в Государственную Думу)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности политической рекламы в избирательных кампаниях в РФ на примере выборов
президента РФ 2018
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Специфика медийного освещения современных политических процессов (на примере выборов президента Российской Федерации 2018 года)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В РФ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



