Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Католическая эстетика в творчестве Т. С. Элиота

Работа №132148

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Т. С. Элиот и значимость католической культуры в первой половине XX века. 5
1.1. Определение и основные особенности католической эстетики. 5
1.2. Процесс формирования христианской эстетики в первой половине ХХ века и его отражение в теоретических работах Т. С. Элиота. 8
1.3. Биографические факторы, оказавшие влияние на принятие Т. С. Элиотом англокатолической веры. 21
Глава II. Католическая эстетика в поэзии и драматургии Т. С. Элиота: на примере драмы «Убийство в Соборе» и поэмы «Пепельная Среда». 29
2. 1. Драма «Убийство в Соборе»: католическая литургия и театр. 29
2. 2. Католические аллюзии в поэме «Пепельная Среда». 41
Заключение 57
Список использованной литературы 59


В начале 20-го столетия европейская культура находилась в состоянии тяжелого кризиса. Модернистские концепции в философии, литературе и искусстве отрицали опыт, накопленный поколениями предшественников. Светский, секуляризированный характер культуры привел к тому, что традиционная европейская эстетика стремительно теряла свой авторитет. Философия выдвигала идеи о закате Европы - неминуемой гибели её культуры. Европа стала испытывать «духовной голод».
На фоне этих настроений началось развитие и становление христианской культуры в её современном виде, появилось направление в эстетике, основанное на христианской концепции бытия. Приверженцы этого направления видели в христианстве основу всей европейской эстетики. Истоки христианской эстетики ведут к Блаженному Августину, а также к временам античности, на которой основывается европейское искусство и культура.
Т. С. Элиот – значимый англо-американский поэт, драматург и критик работал над развитием концепции восстановления европейской культуры. Он видел неоспоримую ценность для культуры в католической форме христианства, которая развивалась вместе с европейским искусством и оказала влияние на живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу и т.д. Католическая эстетика представляет собой совокупность теологических, этических и эстетических принципов, которым следуют деятели искусства при создании своих произведений. Литература, написанная писателями, работающими в католической традиции, заметно отличается от литературы протестантской. Для неё характерна богатая образность и приверженность европейской традиции, соответствие стилевым особенностям эпох в истории искусств, и др.
Эстетические взгляды Т. С. Элиота, сформированные на основе христианского миропонимания, были отражены в его творчестве – поэзии и драматургии. В данном исследовании предпринята попытка демонстрации того, каким образом особенности католической эстетики отразились в художественных произведениях Элиота.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в нашем исследовании мы попытались проследить то, каким образом католицизм повлиял на формирование эстетической теории Т. С. Элиота и отразился на его творчестве. Элиот видел в христианстве основу художественного творчества; он настаивал на неразрывном единстве европейской культурной традиции и христианства, и важности именно католического христианства для сохранения единства западноевропейской культуры.
Эти убеждения привели Элиота к написанию ряда критических социокультурных работ и художественных текстов, ориентированных на традицию религиозной поэзии и драмы. На примере двух произведений - религиозной драмы «Убийство в соборе» и поэмы «Пепельная среда», мы показали то, как духовное и культурное наследие католицизма отразилось на творчестве Т. С. Элиота. Им была выработана целая система теоретических положений, касающихся вопросов взаимодействия религии и культуры, в частности религии и литературы. На примере анализа драмы «Убийство в соборе» видно, что драматическая форма была основана на средневековых театральных жанрах, которые в полной мере соответствовали религиозному типу мировидения в силу своего происхождения. Была сформирована «сакральная» поэтика драмы. Театральное действие разворачивалось по законам мессы. Литургические формулы были введены не только в драматургию, но и в поэзию («Пепельная среда».) Также в драме и поэме широко использовались библейские и прочие аллюзии на религиозные источники.
Кроме этого, на примере поэмы «Пепельное среда» было показано колоссальное влияние поэзии Данте на Т. С. Элиота. Все творчество Элиота было выстроено в соответствии с моделью миров «Божественной комедии». Поэма «Пепельная Среда» относится к периоду Чистилища, что подтверждается не только и церковной традицией, но многочисленными отсылками к дантовскому чистилищу в «Пепельной среде».
По ходу анализа произведений автора выявляются принципы католической эстетики и католического искусства, обозначенные нами в начале нашего исследования. Иконопочитание в католицизме привело к разработке необычайно богатой символической системы образов, что видно в поэме «Пепельная среда». Также в двух разобранных произведениях отражается принцип почитания святых и Девы Марии. «Убийство в Соборе» посвящено истории «рождения» святого Фомы Бекета, а образ Девы Марии является одним из главных в поэме «Пепельная Среда». Опора Т. С. Элиота на традицию при создании своих произведений отражает принцип традиционности католической эстетики. И в пьесе и в поэме в разных формах выражен принцип «сочетания начал мистичности и натурализма». Сохранение связи с античностью, его христианское переосмысление является отличительной особенностью католической культуры. Этому принципу следовал Элиот в своём творчестве, так как видел в наследии античности и христианства источник спасения европейской культуры.



1. Eliot T. S. Selected Prose. The Centenary Edition / Frank Kermode, ed. – New York: Farrar, Straus & Giroux, 1988. – 320 p.
2. Eliot T. S. Ash Wednesday/ The Complete Poems and Plays 1909 – 1950. – New York: HBJ, 1980. – 392 p.
3. Eliot T. S. Murder in the Cathedral / T. S. Eliot. London: Faber and Faber, 1982. - 94 p.
4. Элиот Т. С. Убийство в соборе / Томас Стернз Элиот Стихотворения и поэмы: [сборник, перевод с английского]. - М.: АСТ, 2013. - 605 с.
5. Элиот Т. С. Пепельная Среда / Томас Стернз Элиот Стихотворения и поэмы: [сборник, перевод с английского]. - М.: АСТ, 2013. - 605 с.
6. Элиот Т. С. Полые люди / Томас Стернз Элиот Стихотворения и поэмы: [сборник, перевод с английского]. - М.: АСТ, 2013. - 605 с.
7. AnsenА. The Table Talk of W. П. Auden / ed. byN. Jenkins. - Princeton :Ontario Review Press, 1990. - 119 p.
8. Asher К. T. S. Eliot and Ideology / K. Asher. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 196 p.
9. Beehler M. "Murder in the Cathedral": The Countersacramental Play of Signs// T.S.Eliot's "Murder in the Cathedral".- New York 1988. - pp. 95-103
10. Coghill N. Saint Thomas of Canterbury: A Poet's problem // Problemiattuali di scienza e di cultura. Roma 1972. - pp.19-32
11. Davidson C. "Murder in the Cathedral" and the Saint's Play Tradition // T. S. Eliot's "Murder in the Cathedral". New York 1988. - pp.123-136
12. Drew E. T. S. Eliot: the design of his poetry. New York 1959. - 215 p.
13. Eliot T. S. Dante / T. S. Eliot. London: Faber and Faber, 1965. - 64 p.
14. Eliot T. S. Notes towards the Definition of Culture / T. S. Eliot. New York: Harcourt, Brace and Company, 1949. - 128 p.
15. Eliot T. S. Selected Prose / T. S. Eliot. - London: Faber and Faber, 1975. - 320 p.
16. Eliot T. S. The Idea of a Christian Society / T. S. Eliot. London: Faber and Faber Ltd., 1946. - 99 p.
17. Eliot T. S. The Sacred Wood and Major Early Essays / T. S. Eliot. Mineola, New York: Dover Publications, Inc., 1998. - 130 p.
18. Eliot. T. S. Selected essays. New York, Harcourt, Brace 1950. – 460 p.
19. Ellmann M. The poetics of impersonality: T. S. Eliot and Ezra Pound. Cambridge (Mass.), 1987. - 207 p.
20. Essays / ed. by H. Kenner. - Prentice-Hall, Inc., 1962. - P. 129-135.
21. European Literature and Theology in the Twentieth Century: Ends of Time / ed. by D. Jasper, C. Crowder. London: Macmillan, 1990. - 191 p.
22. Gardner H. Religion and Literature / H. Gardner. New York: Oxford University Press, 1971. - 195 p.
23. Garner H. Four Quartets: A Commentary / T. S. Eliot. A study of his writings by Several Hands / RajanBalachandra, ed. – Dobson: London 1947. – Rpt. New York: Haskell House, 1964. – pp. 59-76.
24. Greely A. The Catholic Imagination. Los Angeles: University California Press, 2000. - 213 p.
25. Gregory E. Quotation and Modern American Poetry: Imaginary Gardens with Real Toads / E. Gregory. Houston: Rice University Press, 1996. - 238 p.
26. Hargrove N. Landscape as a Symbol in the Poetry of T. S. Eliot / N. Hargrove. Jackson, Miss.: University Press of Mississippi, 1978. - 234 p.
27. Kwan-Terry J. "Ash-Wednesday": A Poetry of Verification / J. Kwan-Terry // The Cambridge Companion to T. S. Eliot. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.-P. 132-141.
28. Labrie R. The Catholic Imagination in American Literature. Columbia: University of Missouri, 1997. - 320 p.
29. Manganiello D. T. S. Eliot and Dante / D. Manganiello. New York: St. Martin's Press, 1989.-212 p.
30. Maritain J. Art and Scholasticism with Other Essays – New York: Books for Libraries Press ,1971. - 177 p.
31. Martz L. The Saint as Tragic Hero: Saint Joan and Murder in the Cathedral // T. S. Eliot's "Murder in the Cathedral". New York 1988. - pp.23-39.
32. Mc Gill, A. C. The Celebration of Flesh: Poetry in Christian Life / A. McGill. -Derby: Smith, 1965 - 190 p.
33. Nash Cr. Myth and modern literature // The context of English literature. 1900-1930. Ed. By M. Bell. London 1980. - pp. 160-185
34. Phillips C. The Religious Quest in the Poetry of T.S. Eliot / C. Phillips. -Lewiston: Edwin Mellen Press, 1995. 102 p.
35. Reeves G. T. S. Eliot. A Virgilian Poet / G. Reeves. London; Basingstoke, Macmillan, 1989.- 181 p.
36. Saravia J. Non-Poetic Influences in T.S. Eliot's Four Quartets [ Buddhism, hinduism and Saint John of the Cross]. New York: LAP 2011. - 120 p.
37. Sayers D.. Towards a Christian Aesthetic / D. L. Sayers // The New Orpheus: Essays towards a Christian Poetic. New York: Sheed and Ward, 1964. - 320 p.
38. Spurr B. Anglo-Catholic in Religion: T.S.Eliot and Christianity. Cambridge: Lutterworth Press, 2010. - 340 p.
39. Tate A. On "Ash-Wednesday" / A. Tate // T. S. Eliot. A Collection of Critical
40. Virsis R. The Christian concept in "Murder in the Cathedral"// Modern Drama. Vol. XIV, no. 4, 1972, pp. 405-407
41. Waugh P. Legacies: from Literary Criticism to Literary Theory // T. S. Eliot in Context / ed. J. Harding. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 381-394.
42. Weales G. Religion in Modern English Drama / G. Weales. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1961. - 317 p.
43. Weston J. L. From Ritual to Romance / J. L. Weston. Mineola, New York: Dover Publications, INC., 1997. - 202 p.
44. Wilder A. Theology and Modern Literature / A. N. Wilder. Cambridge: Harvard University Press, 1958. - 145 p.
45. Words in Time: New Essays on Eliot's "Four Quartets" / ed. by E. Lobb. – Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993. - 210 p.
46. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (X - XIII вв.) - М.: Искусство, 1989. - 212 с.
47. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М., 1995. – 408 с.
48. Пробштей Я. Точка пересечения времени с вечностью: Т. С. Элиот / Томас Стернз Элиот Стихотворения и поэмы: [сборник, перевод с английского]. - М.: АСТ, 2013. – cтр. 5- 50.
49. Пробштейн Я. Комментарии к драме «Убийство в соборе» / Томас Стернз Элиот Стихотворения и поэмы: [сборник, перевод с английского]. - М.: АСТ, 2013. – cтр. 587 – 590.
50. Пробштейн Я. Комментарии к поэме «Пепельная среда / Томас Стернз Элиот Стихотворения и поэмы: [сборник, перевод с английского]. - М.: АСТ, 2013. – cтр. 567 – 574.
51. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. – М.: Прогресс, 1995. – 624 с.
52. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993. — 464 с.
53. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
54. Ярхо Б. И. Из книги "Средневековые латинские видения" / Б. И. Ярхо // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Паука, 1989. – стр. 18-55.
55. The Catholic Encyclopedia Dictionary. New York, 1941. + URL: http://www.bartleby.com/200/ (дата обращения: 11.12. 2016 г.)
56. Бачинин В. А. Католическая эстетика / Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. Спб.: издательство Михайлова В. А., 2005. + URLhttp://aesthetics_ru.academic.ru/115/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: (15. 05. 2017. )
57. Данте А. Божественная комедия / Электронная библиотека +URL: http://www.infoliolib.info/flit/dante/bz_ind.html (дата обращения: 04. 05. 2017
58. Катехизис католической церкви +URL: http://www.katolik.ru/katekhizis-k-ts/item/1471-posmertnoe-ochischenie.html (дата обращения: 04.05. 2017 г.)
59. Классицизм, монархизм, католицизм + URL http://www.james-joyce.ru/articles/vek-joyce32.htmn( дата обращения 20. 05. 2017 г.)
60. Маритен Ж. Религия и культура +URLhttp://kk.convdocs.org/docs/index-317967.html( дата обращения 20. 05. 2017 г)
61. Сартр Ж. П Бодлер / Едиториал УРСС 2004 +URLhttps://www.livelib.ru/book/1000089037-bodler-zhanpol-sart
62. Ушакова О. М. Проблема взаимодействия религии и культуры в критике Т. С. Элиота / Вестник тюменского государственного университета. 2006. – cтр. 10 – 20. +URL https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vzaimodeystviya-religii-i-kultury-v-kritike-ts-eliota
63. Элиот Т. С. Назначение поэзии + URL: http://www.rulit.me/books/naznachenie-poezii-read-206365-99.html (дата обращения: 12. 03. 2017 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ