Актуальные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц (Южно-Уральский государственный университет)
|
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………9
1.1 История становления и развития института несостоятельности (банкротства) юридических лиц.………… 9
1.2 Правовая природа и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц..…26
2 ПРОЦЕДУРЫ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ….......35
2.1 Наблюдение………………………………………… 35
2.2 Финансовое оздоровление и внешнее управление…………… 38
2.3 Конкурсное производство и мировое соглашение……………. 44
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………49
3.1 Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц 49
3.2 Перспективы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….… 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Функции несостоятельности (банкротства)…… 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Виды несостоятельности (банкротства) юридических лиц………………… 65
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………9
1.1 История становления и развития института несостоятельности (банкротства) юридических лиц.………… 9
1.2 Правовая природа и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц..…26
2 ПРОЦЕДУРЫ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ….......35
2.1 Наблюдение………………………………………… 35
2.2 Финансовое оздоровление и внешнее управление…………… 38
2.3 Конкурсное производство и мировое соглашение……………. 44
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………49
3.1 Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц 49
3.2 Перспективы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….… 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Функции несостоятельности (банкротства)…… 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Виды несостоятельности (банкротства) юридических лиц………………… 65
Актуальность темы. Институт несостоятельности (банкротства) естественным образом начал формироваться еще древние времена одновременно с развитием торговли, и чем больше расширялась и усложнялась торговля, тем больше она влияла на отношения между должниками и кредиторами.
В римском праве была окончательно закреплена имущественная форма взыскания долга. Именно в римском праве был сформирован институт конкурсного производства. Нормы о несостоятельности можно встретить еще в Русской Правде – законодательном источнике, который возник и действовал в Древней Руси XI–XII веков.
Первое упоминание о банкротстве, которое в то время называлось несостоятельностью, можно увидеть именно там. В развитии законодательства о несостоятельности (банкротстве) выделяется три главных этапа. В качестве первого полноценного правового акта, регулирующего процедуру банкротства в России, выступает Закон РФ от 19.11.1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Законом определялись условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, учитывая установление очередности удовлетворения требований кредиторов.
Законом о банкротстве 8 января 1998 года не смогла обеспечиться эффективная правовая защита интересов предприятий-должников и их кредиторов, а также не было оказано необходимое оздоровительное воздействие на экономику страны в целом. Содержащимися в нем правовыми нормами создавались заинтересованным лицам условия для захвата имущества платежеспособных предприятий через признание их банкротами.
Третий этап ознаменован принятием в 2002 году ныне действующего Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023).
Несмотря на то, что в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) постоянно вносятся изменения и дополнения, как и прежде, наблюдается возникновение проблем в применении каких-либо норм, их толкования.
Также институт банкротства является осложненным его экономико-юридической сущностью – в современных условиях экономика характеризуется высокой мобильностью, и для достаточного урегулирования отношений, с ней связанных, целесообразно не только разработать и принять изменения и дополнения, а и проанализировать их действие в практической деятельности.
В качестве немаловажного аспекта выступает и несовершенство законодательства о банкротстве юридических лиц.
В условиях современного экономического кризиса все более востребованной становится процедура банкротства юридических лиц. Особое значение в рамках рассматриваемого вопроса приобретает необходимость грамотного проведения данной процедуры, так как от результата зависит дальнейшая возможность эффективного функционирования организации. Популярность банкротства как одного из способов решения вопроса финансовой несостоятельности юридического лица объясняется также тем, что проведение процедуры в строгом соответствии с нормами законодательства эффективно защищает интересы всех участников.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц внесли такие исследователи как П.В. Бочков, А.А. Гриднева, М.Д. Перхурова, Т.А. Рымарчик и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих как процедуру, так и порядок несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Целью исследования является комплексное и всестороннее исследование актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть историю становления и развития института несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– изучить правовую природу и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– охарактеризовать наблюдение как процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– рассмотреть финансовое оздоровление и внешнее управление;
– исследовать конкурсное производство и мировое соглашение;
– проанализировать проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– определить перспективы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие вопросы актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Методологическая основа исследования состоит их совокупности общенаучных методов научного познания объективной реальности (анализ, синтез, методы сравнения, индукции/дедукции, обобщения), специализированных методов научного познания (формально-логический, исторический).
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений относительно актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц, в частности:
1) постановка изучаемой проблемы и избранных подходов к ее разработке;
2) комплексный анализ несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
3) предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, представленные предложения по совершенствованию норм гражданского права, имеют теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключена в обобщении взглядов ведущих ученых правоведов на выбранную тему, а также работа содержит рекомендации, которые могут использоваться при совершенствовании законодательства в данной сфере.
Практическая значимость исследования связана с тем, что выводы и предложения, связанные с изменением и дополнением законодательства в рассматриваемой сфере, могут быть использованы в правоприменительной деятельности и для совершенствования правовых норм.
Структура исследования определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенные на семь параграфов, заключения, библиографического списка.
В римском праве была окончательно закреплена имущественная форма взыскания долга. Именно в римском праве был сформирован институт конкурсного производства. Нормы о несостоятельности можно встретить еще в Русской Правде – законодательном источнике, который возник и действовал в Древней Руси XI–XII веков.
Первое упоминание о банкротстве, которое в то время называлось несостоятельностью, можно увидеть именно там. В развитии законодательства о несостоятельности (банкротстве) выделяется три главных этапа. В качестве первого полноценного правового акта, регулирующего процедуру банкротства в России, выступает Закон РФ от 19.11.1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Законом определялись условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, учитывая установление очередности удовлетворения требований кредиторов.
Законом о банкротстве 8 января 1998 года не смогла обеспечиться эффективная правовая защита интересов предприятий-должников и их кредиторов, а также не было оказано необходимое оздоровительное воздействие на экономику страны в целом. Содержащимися в нем правовыми нормами создавались заинтересованным лицам условия для захвата имущества платежеспособных предприятий через признание их банкротами.
Третий этап ознаменован принятием в 2002 году ныне действующего Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023).
Несмотря на то, что в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) постоянно вносятся изменения и дополнения, как и прежде, наблюдается возникновение проблем в применении каких-либо норм, их толкования.
Также институт банкротства является осложненным его экономико-юридической сущностью – в современных условиях экономика характеризуется высокой мобильностью, и для достаточного урегулирования отношений, с ней связанных, целесообразно не только разработать и принять изменения и дополнения, а и проанализировать их действие в практической деятельности.
В качестве немаловажного аспекта выступает и несовершенство законодательства о банкротстве юридических лиц.
В условиях современного экономического кризиса все более востребованной становится процедура банкротства юридических лиц. Особое значение в рамках рассматриваемого вопроса приобретает необходимость грамотного проведения данной процедуры, так как от результата зависит дальнейшая возможность эффективного функционирования организации. Популярность банкротства как одного из способов решения вопроса финансовой несостоятельности юридического лица объясняется также тем, что проведение процедуры в строгом соответствии с нормами законодательства эффективно защищает интересы всех участников.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в анализ актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц внесли такие исследователи как П.В. Бочков, А.А. Гриднева, М.Д. Перхурова, Т.А. Рымарчик и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих как процедуру, так и порядок несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Целью исследования является комплексное и всестороннее исследование актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть историю становления и развития института несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– изучить правовую природу и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– охарактеризовать наблюдение как процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– рассмотреть финансовое оздоровление и внешнее управление;
– исследовать конкурсное производство и мировое соглашение;
– проанализировать проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– определить перспективы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие вопросы актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.
Методологическая основа исследования состоит их совокупности общенаучных методов научного познания объективной реальности (анализ, синтез, методы сравнения, индукции/дедукции, обобщения), специализированных методов научного познания (формально-логический, исторический).
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений относительно актуальных проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц, в частности:
1) постановка изучаемой проблемы и избранных подходов к ее разработке;
2) комплексный анализ несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
3) предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, представленные предложения по совершенствованию норм гражданского права, имеют теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключена в обобщении взглядов ведущих ученых правоведов на выбранную тему, а также работа содержит рекомендации, которые могут использоваться при совершенствовании законодательства в данной сфере.
Практическая значимость исследования связана с тем, что выводы и предложения, связанные с изменением и дополнением законодательства в рассматриваемой сфере, могут быть использованы в правоприменительной деятельности и для совершенствования правовых норм.
Структура исследования определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенные на семь параграфов, заключения, библиографического списка.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц имеет давнюю историю правового регулирования в России и на сегодня выступает в качестве одного из наиболее спорных вопросов в науке права.
Банкротство юридических лиц выступает в качестве совокупности норм и правил, направленных, прежде всего, на восстановление платежеспособности должника в целях погашения долгов и продолжения деятельности компании.
Анализ законодательства, судебных правовых позиций и доктринальных источников позволяет выделить следующие атрибутивные признаки банкротства: минимальный размер задолженности лица официально презюмирует, что права кредиторов могут подлежать правовой защите в рамках банкротных процедур только в том случае, когда налицо некий минимум долговых требований; неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения; в общем массиве долговых обязательств юридическую значимость имеют только монетарные (денежные) обязательства; в общем массиве долговых обязательств не подлежат учету имущественные и финансовые санкции; в общем массиве долговых обязательств должны учитываться не только гражданско-правовые обязательства, но и задолженности публично-правовой природы: наличие задолженности и иных признаков банкротства должно быть официально подтверждено арбитражным судом.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) в качестве процедур, применяемых в деле о банкротстве, называет: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. Перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
Правовые категории «банкротство» и «несостоятельность» соотносятся между собой как часть и целое. Концепт «несостоятельности» возможно применить ко всем неплатежеспособным лицам, в то время как концепт «банкротства» – исключительно к должникам, имеющим непогашенные обязательства перед кредиторами. В целом же несостоятельность как правовая категория, шире по объему, чем банкротство; предшествует банкротству; у них различна правовая природа и правовые последствия.
Итак, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство не однородно, в ходе подобного дела могут использоваться пять различных процедур: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, мировое соглашение и конкурсное производство.
Наблюдение выступает в качестве одного из самостоятельного вида стадий банкротства, применяется после установления судом обоснованности заявленных фактов недобросовестности. Главной целью процедуры является сохранение имущества должника и обеспечение информационного оповещения кредиторов.
Стадия наблюдения – один из важнейших этапов в процессе признания компании банкротом. Именно от качества работы временного управляющего и содействия должника зависит возможность восстановления платежеспособности юридического лица. По нашему мнению, целесообразно уделить внимание пересмотру срока, в течение которого осуществляется наблюдение с соблюдением баланса интересов, как должника, так и кредиторов.
Финансовое оздоровление считается одним из этапов признания финансовой несостоятельности. Процедура имеет конкретную цель – оказать должнику помощь в расчете с кредиторами и восстановление платежеспособности. Если оздоровление реализуется по грамотно составленному плану, процедура позволяет изыскать средства для погашения образовавшихся долгов или реорганизовать компанию. Если оздоровление в перспективе не считается оптимальным вариантом, суд, как правило, принимает решение о начале конкурсного производства или об открытии внешнего финансового управления.
Внешнее управление, точно так же, как финансовое оздоровление, направлено на восстановление деятельности компании, ее платежеспособности, погашение долгов. На этом этапе руководят фирмой не ее учредители или начальствующий состав, а управляющий. В его руки переходят все правомочия, а руководство отстраняется от выполнения своих функций.
Конкурсное производство можно назвать завершающим этапом банкротства должника. Его открывают по решению Арбитражного суда одновременно с объявлением лица несостоятельным при наличии признаков банкротства. Если кредитор или финансовый управляющий не согласен с судебным решением, он может обжаловать его в порядке, установленным законом.
Цели и задачи процедуры конкурсного производства вытекают из главной ее миссии – избавить должника от существующих обязательств и выполнить требования всех кредиторов. Она направлена на: выявление имущества, находящегося в собственности у лица; формирование конкурсной массы; оценку собственности; выполнение обязательств перед кредиторами; ликвидацию предприятия.
Федеральным законом от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) соблюдается баланс интересов одних кредиторов перед другими, что выражено установлением очередности удовлетворения требований, а также их пропорциональным удовлетворением, в случае, когда имущества должника будет недостаточно.
По завершению этой процедуры закрывается реестр требований кредиторов и арбитражным судом выносится определение о завершении конкурсного производства, а в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись, о ликвидации хозяйственного общества должника.
Мировое соглашение – это процедура, которая может быть проведена на любом этапе в деле о банкротстве. Это процесс достижения компромисса, взаимовыгодных уступок между кредиторами и должником. Если мировое соглашение устанавливается и утверждается судом, то процесс банкротства останавливается.
Нами были выявлены и проблемные аспекты, которые приводят к неоднозначным подходам в судебной практике, из чего следует необходимость более подробного анализа законодателем названных положений действующего законодательства о несостоятельности и внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство.
Считаем целесообразным закрепление в нормах Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) обязательной подачи общему собранию должником ходатайства о том, чтобы в отношении него было введено внешнее управление. В случае, когда общее собрание сочтет нужным его удовлетворить, о чем вынесет соответствующее решение, то введение внешнего управления арбитражным судом осуществляется на основании такого решения общего собрания кредиторов.
Считаем целесообразным внести изменения в ч. 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ ((ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023), указав, что в конкурсную массу должно быть включено не только все имущество должника, но также и все материальные права на объекты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Следует внести изменения в ст. 126, закрепить в ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) обязанность руководителя должника непосредственно передать все имущество и всю документацию конкурсному управляющему.
Основываясь на общих принципах удовлетворения требований кредиторов, законодателю необходимо, по нашему мнению, внести дополнения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023), разъясняя проблемные аспекты в порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов, и тем самым устранить основания для возникновения противоречий в судебной практике по этому вопросу.
Также, на наш взгляд, целесообразно внести положение в ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) о том, что конкурсные кредиторы, как заинтересованные лица, могут оспорить результаты торгов в том случае, когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов итоговая стоимость продажи имущества должника уменьшилась.
Целесообразно внесение в ст. 158 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) дополнения, излагая его следующим образом: «Арбитражный суд утверждает мировое соглашение только после того, как должник погасит текущие платежи, связанные с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатит вознаграждение арбитражному управляющему и погасит требования кредиторов, входящих в первую и вторую очередь».
Банкротство юридических лиц выступает в качестве совокупности норм и правил, направленных, прежде всего, на восстановление платежеспособности должника в целях погашения долгов и продолжения деятельности компании.
Анализ законодательства, судебных правовых позиций и доктринальных источников позволяет выделить следующие атрибутивные признаки банкротства: минимальный размер задолженности лица официально презюмирует, что права кредиторов могут подлежать правовой защите в рамках банкротных процедур только в том случае, когда налицо некий минимум долговых требований; неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения; в общем массиве долговых обязательств юридическую значимость имеют только монетарные (денежные) обязательства; в общем массиве долговых обязательств не подлежат учету имущественные и финансовые санкции; в общем массиве долговых обязательств должны учитываться не только гражданско-правовые обязательства, но и задолженности публично-правовой природы: наличие задолженности и иных признаков банкротства должно быть официально подтверждено арбитражным судом.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) в качестве процедур, применяемых в деле о банкротстве, называет: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. Перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
Правовые категории «банкротство» и «несостоятельность» соотносятся между собой как часть и целое. Концепт «несостоятельности» возможно применить ко всем неплатежеспособным лицам, в то время как концепт «банкротства» – исключительно к должникам, имеющим непогашенные обязательства перед кредиторами. В целом же несостоятельность как правовая категория, шире по объему, чем банкротство; предшествует банкротству; у них различна правовая природа и правовые последствия.
Итак, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Банкротство не однородно, в ходе подобного дела могут использоваться пять различных процедур: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, мировое соглашение и конкурсное производство.
Наблюдение выступает в качестве одного из самостоятельного вида стадий банкротства, применяется после установления судом обоснованности заявленных фактов недобросовестности. Главной целью процедуры является сохранение имущества должника и обеспечение информационного оповещения кредиторов.
Стадия наблюдения – один из важнейших этапов в процессе признания компании банкротом. Именно от качества работы временного управляющего и содействия должника зависит возможность восстановления платежеспособности юридического лица. По нашему мнению, целесообразно уделить внимание пересмотру срока, в течение которого осуществляется наблюдение с соблюдением баланса интересов, как должника, так и кредиторов.
Финансовое оздоровление считается одним из этапов признания финансовой несостоятельности. Процедура имеет конкретную цель – оказать должнику помощь в расчете с кредиторами и восстановление платежеспособности. Если оздоровление реализуется по грамотно составленному плану, процедура позволяет изыскать средства для погашения образовавшихся долгов или реорганизовать компанию. Если оздоровление в перспективе не считается оптимальным вариантом, суд, как правило, принимает решение о начале конкурсного производства или об открытии внешнего финансового управления.
Внешнее управление, точно так же, как финансовое оздоровление, направлено на восстановление деятельности компании, ее платежеспособности, погашение долгов. На этом этапе руководят фирмой не ее учредители или начальствующий состав, а управляющий. В его руки переходят все правомочия, а руководство отстраняется от выполнения своих функций.
Конкурсное производство можно назвать завершающим этапом банкротства должника. Его открывают по решению Арбитражного суда одновременно с объявлением лица несостоятельным при наличии признаков банкротства. Если кредитор или финансовый управляющий не согласен с судебным решением, он может обжаловать его в порядке, установленным законом.
Цели и задачи процедуры конкурсного производства вытекают из главной ее миссии – избавить должника от существующих обязательств и выполнить требования всех кредиторов. Она направлена на: выявление имущества, находящегося в собственности у лица; формирование конкурсной массы; оценку собственности; выполнение обязательств перед кредиторами; ликвидацию предприятия.
Федеральным законом от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) соблюдается баланс интересов одних кредиторов перед другими, что выражено установлением очередности удовлетворения требований, а также их пропорциональным удовлетворением, в случае, когда имущества должника будет недостаточно.
По завершению этой процедуры закрывается реестр требований кредиторов и арбитражным судом выносится определение о завершении конкурсного производства, а в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись, о ликвидации хозяйственного общества должника.
Мировое соглашение – это процедура, которая может быть проведена на любом этапе в деле о банкротстве. Это процесс достижения компромисса, взаимовыгодных уступок между кредиторами и должником. Если мировое соглашение устанавливается и утверждается судом, то процесс банкротства останавливается.
Нами были выявлены и проблемные аспекты, которые приводят к неоднозначным подходам в судебной практике, из чего следует необходимость более подробного анализа законодателем названных положений действующего законодательства о несостоятельности и внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство.
Считаем целесообразным закрепление в нормах Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) обязательной подачи общему собранию должником ходатайства о том, чтобы в отношении него было введено внешнее управление. В случае, когда общее собрание сочтет нужным его удовлетворить, о чем вынесет соответствующее решение, то введение внешнего управления арбитражным судом осуществляется на основании такого решения общего собрания кредиторов.
Считаем целесообразным внести изменения в ч. 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ ((ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023), указав, что в конкурсную массу должно быть включено не только все имущество должника, но также и все материальные права на объекты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Следует внести изменения в ст. 126, закрепить в ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) обязанность руководителя должника непосредственно передать все имущество и всю документацию конкурсному управляющему.
Основываясь на общих принципах удовлетворения требований кредиторов, законодателю необходимо, по нашему мнению, внести дополнения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023), разъясняя проблемные аспекты в порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов, и тем самым устранить основания для возникновения противоречий в судебной практике по этому вопросу.
Также, на наш взгляд, целесообразно внести положение в ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) о том, что конкурсные кредиторы, как заинтересованные лица, могут оспорить результаты торгов в том случае, когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов итоговая стоимость продажи имущества должника уменьшилась.
Целесообразно внесение в ст. 158 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127–ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) дополнения, излагая его следующим образом: «Арбитражный суд утверждает мировое соглашение только после того, как должник погасит текущие платежи, связанные с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатит вознаграждение арбитражному управляющему и погасит требования кредиторов, входящих в первую и вторую очередь».
Подобные работы
- Ответственность учредителей при банкротстве(Южно-Уральский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Создание юридического лица по законодательству РФ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2024 - Гражданско-правовое регулирование кредитных отношений (Российская таможенная академия)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование деятельности электронных торговых площадок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус должника в деле о банкротстве
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2022 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Договор хранения: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ДОКТРИНА СНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ВУАЛИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



