Введение 3
Глава 1. Феноменология восприятия: тело как причина
многообразия 6
Глава 2. Многообразие восприятия искусства 16
Глава 3. Китч или попытка внести однозначность 25
Глава 4. Соцреализм и эволюция китча 36
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение: К. Гринберг, «Модернистская живопись» (перевод
О.А.Николайчук) 44
Затрагивая некоторые философские вопросы, мы замечаем, что ответы на них весьма обрывочны и нечетки. Они не убеждают нас окончательно и бесповоротно, и вследствие этого мы пытаемся снова поставить уже десятки раз задававшийся вопрос. Мы стремимся ответить на него убедительно и окончательно, но зачастую выходит так, что обнаруживаем невозможность такого предприятия.
В конце концов, всегда можно вернуться назад, и сказать, что все ответы уже даны. Однако сомнение подсказывает, что существует иной путь. Можно не решать уже поставленную проблему, а проследить откуда идут её корни. Это попытка взглянуть на оборотную сторону, увидеть скрытые намерения за по ставленными целями.
Можно на это возразить, что то, что происходит в голове автора, недоступно для нас, что читать его работу следует как самобытный, безотносительно к его биографии постулат. Это безусловно верно. Тем не менее, уже внутри текста мы можем выделить определенную цель, ради которой вводятся определенные концепты. Одним из ярких примеров подобных концептов является китч.
Существует множество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, которые стремятся разобраться в сути этого концепта. Например, Томас Кулка пристально исследует его свойства в различных областях культуры: в визуальных искусствах, литературе, музыке и архитектуре. Также похожее исследование предпринимает А.Ф.Поляков, который указывает "на наличие будущих китчевых элементов в предыдущих эпохах». Он приходит к выводу о том, что в каждой художественной эпохе существуют китчевые элементы и указывает на широту этого явления: оно может определяться исходя как из художественных, так и из политических установок. Вопреки этому С. Зонтаг отмечает, что излишняя стилизация не всегда будет китчем, и скорее всего — это другое художественное направление, именуемое кэмпом. Когда мы говорим о рисунках Обри Бердслея, работах Эрте, картинах Больдини, как мы можем быть уверены, что не ошиблись и дали правильную характеристику этим произведениям?
И даже более того, китч используется по отношению к огромному количеству разнородных предметов. Мы часто слышим его в повседневной речи по отношению к телевизионным передачам, предметам гардероба, литературе, но мало кто может похвастаться тем, что по-настоящему понимает, что это. В таком случае всегда есть возможность указать на леность и необразованность, но, возможно, причина такого положения вещей кроется несколько глубже.
В этой работе мы попытаемся проследить генезис понятия китча. Вслед за авторитетными авторами, мы проследим то, как существовала пара «искусство—китч», как последний вырос из первого, и почему, не смотря на свои корни, он не может считаться таковым. Однако мы попробуем усомниться в авторитетных словах и указать на то, что проблематичность китча лежит в проблематичности самого искусства. И в этом смысле, данная работа может представлять некоторый интерес.
Мы будем начинать очень далеко — с рассмотрения восприятия человека — чтобы затем, перейдя к объектам искусства, мы уловили их неоднозначность. Нам повезло, что феноменология уже открыла многие положения, которые указывают на многогранность интенциональных нитей, связывающих объект с воспринимающим субъектом. Именно феноменология указала нам на то, что человеческое восприятие ни в коем случае не однозначно: даже по отношению к одному и тому же предмету оно может быть как эстетическим, так и политическим и экономическим. Она так же указала на пассивность такого выбора: зачастую он производится телом, а не сознанием.
Таким образом, многие объекты, в том числе и предметы искусства могут включаться в совершенно неожиданные отношения. Вскрытию этих отношений и посвящена вторая глава этой работы. Её выводы позволяют максимально приблизить китч и искусство друг к другу. Это приближение позволяет нам увидеть, в чем действительно состоит разница между этими двумя антагонистами. Пример соцреализма ярко показывает, вследствие чего устанавливается это напряжение и почему оно может сойти на нет.
В этой работе не было дано определение китча. В ней так же не были указаны его характеристики. С такой целью было уже написано множество статей. Это размышление должно было, во- первых, еще раз указать на проблематичность такого концепта как китч, и во-вторых, разъяснить причину таких затруднений.
Феноменология имела своей целью указать на разнообразные аспекты человеческого восприятия. Многие факторы влияют на то как видит человек, и его восприятие многогранно, и никогда не окончательно сформировано даже в отношении одного предмета. Предмет, даже будучи объектом искусства, всегда будет включен во множество различных отношений. Мы никогда не можем быть уверены в том, что он ограничен только одной сферой деятельности человека. Он вступает во множество других отношений, которые не всегда очевидны.
Теории китча зачастую указывают на этот момент и осуждают его. Нам говорят: китч — это не искусство, оно служит целям политики, целям рынка, целям масс. Все это, конечно, есть. Сознательно или нет, искусство служит всем этим целям. Но только лишь на таком основании, мы не можем выделять китч как особое направление живописи. Даже высокое искусство не свободно. В наше время, оно является символом капитализма. Работы импрессионистов и кубистов, классицистов и романтиков, служили и служат тем же самым требованиям, что и ранее, в эпоху масляной живописи. Однако теперь зритель-владелец уступил свое место множеству потенциальных зрителей-владельцев. Уже не важно для кого написана картина. Имя художника стало символом престижа, богатства, образованности, капитала.
Раз уж речь зашла о манипуляции, и системе противоестественных искусству отношений, то разве не стоит признать и другую сторону медали: мир высокого «чистого» искусства также ему причастен, как и портреты Сталина вместе с обложками «Saturday Evening Post» ?
1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.
2. Бергер Д. Искусство видеть. СПб: Клаудберри, 2015.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006.
4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
5. Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал. №60. 2005. URL: http://xz.gif.ru/numbers/60/avangard-i-kitch/ (дата обращения: 3.04.2016)
6. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
7. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб: Наука. 1998.
8. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р Соч. в 2х т. М., 1989-94. Т.2.
9. Зонтаг С. Заметки о кэмпе // Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. М.: Русское феноменологическое общество. 1997.
10. Мерло-ПонтиМ. Феноменология восприятия. СПб.: Наука. 1999.
11. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
12. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир. 1966.
13. Поляков А.Ф. Китч в историко-культурной перспективе // Философия. Социология. Культурология. № 18. 2010. C. 53-59.
14. Радеев А.Е. «Художественный треугольник» и варианты его преодоления // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Философия. №3, 2011. С.179-186.
15. Рыков А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». М.: Алетейя, 2007.
16. Фуко М. Живопись Мане. ОПб: Владимир Даль, 2011.
17. Biaggio M.K., Supplee K.A. Dimensions of Aesthetic Perceptions // The Journal of Psychology. №114, 1983. pp. 29-35.
18. Greenberg K. Modernist painting // Art and Literature. №4, 1965. pp. 193-201.
19. Kulka T. Kitsch and Art. USA: The Pennsylvania State University Press. 1996.