ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Реклама инноваций: специфика рекламного продвижения ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 8
1.2 КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ 25
1.3 Продвижение информационных технологий в образовании 29
ГЛАВА 2. РЕКЛАМНАЯ ПОЛИТИКА «РОББО» ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1 Специфика рекламного продвижения «РОББО» 33
2.2 Анализ конкурентной среды 35
2.3 S.W.O.T.-АНАЛИЗ и стратегия позиционирования «РОББО» 40
2.4 Целевая аудитория рекламы 41
2.5 Выбор основных каналов рекламного продвижения 44
2.6 Пример выбора рекламного продвижения «РОББОёлок». Пример сметы 54
2.7 Digital-маркетинг как основа рекламного продвижения в интернете 56
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «РОББО» ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 64
3.1 Связи с общественностью как канал продвижения «РОББО» 64
3.2 Организация мероприятия 68
3.3 Медиаизмерения как фактор успешного продвижения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Изучение робототехники - фундаментальная основа технической грамотности и залог успешного будущего любого ребёнка. Уже сейчас происходит замена ряда профессий и рабочих мест роботами: например, в 2017 году из-за введения роботов-юристов в Сбербанке под сокращения попадут три тысячи сотрудников банка1. Согласно докладу «Furute of Jobs», представленном на Всемирном экономическом форуме 20162, к 2020 году повсеместная роботизация приведёт к потере работы среди 5 млн человек, учитывая появление новых профессий и должностей в связи с ростом технического прогресса. Следовательно, в ближайшем будущем специалисты по робототехнике станут одними из самых востребованных на рынке труда.
Исследователи Международной федерации робототехники (IFR) полагают, что к 2019 году количество роботов на производстве достигнет более 2,5 млн штук. На 2016 год объем мирового рынка робототехники составлял 35 млрд долларов, а число роботов, занятых на производстве, превысила 1,5 млн штук. Возглавляет список самых роботизированных стран Корея, где на 10 тысяч работников приходится 531 робот. В России этому же числу занятых на производстве сотрудников только один роботизированный помощник.
Важность инженерного мышления и образования сейчас осознается на самом высоком уровне - в последнем послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин особо подчеркнул необходимость воссоздания исследовательской и инженерной школы и обозначил направление «информационные технологии» как одно и ключевых отраслей дальнейшего развития страны.
Так, по инициативе правительства по всей стране начались открываться ЦМИТы - Центры молодёжного инновационного творчества (по данным The Robot Report их уже порядка 200)3. Этот формат был почерпнут из истории MIT и именно Нила Гершенфильда, который в 1998 году создал концепцию свободных образовательных мастерских - фаблабов, где совершенно бесплатно собраны все инструменты для научно-инженерного творчества - резаки, станки с ЧПУ, SD-принтеры и другое. Главным принципом фаблаба является открытость - любое изделие, создающееся внутри пространство обязано быть открытым, то есть основным на свободном программном и аппаратном обеспечении. Это позволяет любому мастеру или конкретно в данном случае - мейкеру делиться своими исследованиями, наработками или готовыми изделиями со всем миром и/или использовать и дорабатывать идеи других единомышленников.
К сожалению, российские ЦМИТы в большинстве своём отходят от концепции открытости и предлагают ученикам обучение на закрытых платформах. Так, несмотря на тотальную цифровизацию окружающего мира, современные выпускники, обучающиеся на закрытых технологиях, оказываются потребителями, зависимыми от зарубежных производителей оборудования и программного обеспечения.
Если говорить об обязательном образовании, то российские школы внедряют инновации достаточно медленно и безынициативно. Опираться здесь можно на школы-локомотивы, которые самостоятельно прокладывают путь к цифровой трансформации и делятся опытом. Примерами таких организаций могут послужить Президентский физико-математический лицей №239, гимназия №70, школа №169 с углублённым изучением английского языка в Санкт-Петербурге и Губернаторский Светленский лицей в Томске. Эти организации и их опыт будут рассмотрены нами ниже.
Помимо нехватки бюджетов и личной неготовности к переменам среди персонала образовательных учреждений, одной из проблем становится донесение информации о процессе переустройства школ и образовательных институтов. С одной стороны, специфика государственных образовательных учреждений состоит в спускании инноваций сверху - от РАНО, муниципалитетов, глав администрации города, и продвижение инновационных технологий в буквальном смысле становится делом государственной важности. С другой - инициатива, поступающая от детей и педагогов часто останавливается на уровне менеджмента школы или муниципалитета, замыкая таким образом цепочку, и введение каких-либо инноваций становится просто невозможным. Здесь роль играет не только продвижение, но и способность поддержать коммуникацию и на других уровнях. Описанная ситуация на рынке образования России демонстрирует актуальность данной работы.
Объектом исследования станет система продвижения инновационных технологий в сфере образования в Российской Федерации. Хотя мы и рассмотрим мировой опыт, ввиду самобытности этой сферы в нашей стране, опираться на международную систему мы не будем.
Предметом исследования послужит рекламно-информационная политика компании-разработчика робототехнических комплектов для образования «РОББО». Организация была выбрана ввиду нескольких причин. Во-первых, компания является одним из клиентов авторов этого документа, и нам кажется логичным использованием экспертного опыта и собственных наработок автора по продвижению «РОББО» и продукции компании на рынке. Во-вторых, задачей компании является обучение детей любого возраста основам робототехники и программирования для дальнейшего использования этих навыков в будущем. В-третьих, «РОББО» апробирует собственное оборудование не только в образовательных учреждениях в России, но и в Финляндии и странах ближнего зарубежья, и этот опыт будет учтён в данной работе.
Оговоримся, что частные образовательные учреждения менее зависимы от мнения муниципалитета и различных комитетов по образованию, а также от бюджета, и внедрение инноваций в таких школах гораздо легче. Тем не менее, в рамках данной работы мы остановимся именно на общедоступном образовании, поскольку цель этого исследования - осветить продвижение инновационных технологий в рамках всей сферы образования и выработать конкретные методы и способы донесения информации как до потребителя, так и для покупателя, которые были бы полезны специалистам в данной сфере.
Достижение этой цели требует выполнения ряда задач:
• Определение специфики работы компании «РОББО» в России и мире;
• Анализ существующих методов продвижения компании информационных технологий в сфере образования;
• Выработка оптимального комплекса продвижения для компании на рынке;
• Выявление методологических рекомендаций для профессионалов в этой области.
Теоретико-методологическую базу данной работы составят как работы авторов, занимающихся актуальными проблемами внедрением инноваций в современные образовательные институты (М.А. Губарец, Е.И. Мазилкина, А.В. Голубков, В.С. Гурьянова, Ю.А. Павлинова, Н.В. Корсун, А.М. Дубровская, и др.), так и статьи, монографии зарубежных и российских авторов, занимающихся изучением комплексом рекламно-информационного продвижения на рынке, построения систем стратегических коммуникаций и брендинга (Л. Г. Фещенко, У. Уэллс, Дж. Бернет и С. Мориарти и др.).
Эмпирической базой послужат печатная рекламная продукция (листовка А4, евробуклет, брошюра, стенды с образцами, POS-материалы), онлайн-реклама (рекламные посты в соцсетях, баннеры, Яндекс.Директ), PR- материалы (статьи, комментарии, пресс-релизы). Отдельно будет рассмотрено продвижение через мероприятия, в том числе и пресс-ивенты.
Для анализа данных будет использоваться графический и аналитический методы анализа. Часть данных получены с помощью различной системы метрик, таких как Яндекс.Метрика, Google.Analytics, SemilarWeb, системы аналитики «ВКонтакте», Facebook и других.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система продвижения информационных технологий в образовании выстроена слабо. К факторам неудачи можно отнести традиционализм и закрытость системы образования в России, отсутствие высоких бюджетов, и как следствие, высокого притока специалистов в эту сферу, отсутствие широкой научной проработанности работы, уровень образования современных специалистов, отсутствие наработанных методик и профессиональных навыков в сфере. Тем не менее, передовые школы активно вводят инновации, побуждая к действию всех остальных.
2. Рекламное и PR-продвижение инноваций в образовании выстроено некорректно, ввиду отсутствия профессиональных компетенций у специалистов, которые им занимаются. Часто выстраиванием коммуникаций между образовательным учреждением и обществом занимаются сами преподаватели, а внутри поставщиков технологий в школы эти занимается наименее занятый сотрудник. Эта работа призвана выработать практические рекомендации не только для специалистов, которые собираются работать в этой сфере, но и для непрофессионалов, осуществляющих задачи специалиста по коммуникациям.
3. Несмотря на то, что бюджеты в сфере образования не высокие, инновации в образовательных организациях нужно продвигать. Для этого существует ряд бесплатных инструментов, которые были рассмотрены в работе. Даже бесплатная статья об инновации, сообщения на форумах и соцсетях могут повлиять на успешность внедрения той или иной инновационной системы.
Робототехника - ультрасовременная научная отрасль, которая будет играть определяющую роль в науке и инженерно-технической деятельности ХХI века. Исходя из доклада Международной Федерации Робототехники за последние пять лет было продано 100000 обслуживающих роботов для профессионального использования, по сравнению с 63500 обслуживающих роботов, которые были проданы за более чем 12 лет до 2008 года. Очевидно, мировой рынок профессиональной робототехники демонстрирует ускоряющийся рост продаж.
Современная робототехника применяется в различных отраслях, включая оборонно- промышленный комплекс (45% всех роботов, проданных в 2013). Существуют роботы для доения, роботы для полевых работ (25% всех роботов, проданных в 2013), медицины (6%), логистических систем (9%), строительства и сноса, роботы для подводных работ (3%).
В 2013 году было продано около 4 миллионов роботов для частного и домашнего использования, на 28% больше по сравнению с 2012 г. Стоимость проданных роботов выросла до 1.7 миллиарда долларов.
В настоящее время роботы для частного и домашнего использования в основном представлены домашними роботами. В 2013 году продавалось около 700 различных типов этих роботов, что по сравнению со 160 типами, продававшимися в 2012 году, составляет рост в 345%. По оценкам, в 2013 году было продано около 2.7 миллионов домашних роботов всех типов. Стоимость продаж составила 799 миллионов долларов, что на 15% больше по сравнению с 2012 годом.
Что касается роботов, используемых в индустрии развлечений, около 1.2 миллиона единиц было продано в 2013 году, что на 12% больше чем в 2012 году. Общая стоимость продаж роботов в индустрии развлечений составила в 2013 году 911 миллионов долларов.
Что касается периода 2014-2017 гг., то по оценкам продажи вырастут до 135000 единиц с общей стоимостью в 18.9 миллиардов долларов. В соответствии с этими оценками, продажи всех типов роботов для домашнего использования (уборка пыли, стрижка газонов, мытье окон и другие типы) достигнут почти 23.9 миллионов единиц в период 2014-2017 гг., с общей стоимостью в 6.5 миллиардов долларов.
В то же время, несмотря на быстрый рост робототехники, в данный момент не существует проверенных методов воспитания будущих профессиональных инноваторов в этой области. И продвижение инновационных услуг в образовании призвано повлиять на эту проблему: с одной стороны, система продвижения способствует формированию инноваций в сознании целевой аудитории, внедрению новых форм взаимодействия, поведения и образования в обществе, а также отбору этих инноваций - что служит фактором быстрого усвоения новых технологий и отказа от устаревших (чем, в нашем случае, является, например, язык программирования Pascal). Вне зависимости от формы, продвижение инноваций весьма хаотично - это обусловлено быстрой заменой одних технологий другими. Тем не менее, характер апелляций подобных коммуникаций направлен только на то, чтобы способствовать усвоению инновационных технологий в сознании потребителя.
Как мы уже отмечали в Главе 1 данной работы, препятствием успешного продвижения информационных услуг на рынке образования в России служит не только не только недостаток научной проработки темы, но и специфика взаимодействия с целевыми аудиториями, которая выражена в закрытости сообщества, выбор каналов продвижения, недостаток бюджета на крупные коммуникационные кампании, непонимание в образовательных институтах целей и задач внедрения инновационных технологий в систему образования. Тем не менее, успешное выстраивание систему коммуникаций, продемонстрированное в Главах 2 и 3 способствует облегчению коммуникаций с образовательными организациями и внедрения инноваций.
Несмотря на небольшой бюджет продвижения, добиться хорошего результата возможно. Залог успешной деятельности - постоянство. Здесь показателен пример «РОББО»: написав в редакцию «Секрета фирмы» компания не только добилась выхода в одном из популярнейших СМИ в России, но и способствовала заключению эксклюзивного контракта на рынке Казахстана. Небольшой бюджет на рекламу «РОББОёлок» в социальных сетях обеспечил такой приток детей на мастер-классы, что компании пришлось переносить сроки некоторых записей на январь.
Переработка научного материала и опыт компании «РОББО» в продвижении информационных технологий в образовании, которые были приведены в данной работе, может послужить не только основой для научно-практической деятельности для специалистов, собирающих работать в этой сфере, но и практическим руководством для тех, кто занимается продвижением инноваций в образовании уже сейчас.
1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logos-pravo.ru/page.php?id=3093. - Загл. с экрана (08.05.2016)
2) Ю.А. Антохина, А.М. Колесников. Управление стоимостью ИТ- компаний: монография. - Спб.: ГУАП, 2015. - 109 с.
3) Аренс У.Ф., Вейгольд М.Ф., Аренс К. Современная реклама. М., 2011.
4) Баженова Т.А., Карнаева Е.П. Информационно-образовательная среда обучения в сельской школе: успехи и проблемы// Информационные и коммуникационные технологии в образовании: материалы Международной научно-практической конференции/ отв. Ред. Л.И. Долинер; Г осударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2015 - 244 с.
5) Барлетта, М. Как покупают женщины: чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин / М. Барлетта М.: Вершина, 2004. - 265 с.
6) Батра, Р. Рекламный менеджмент. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 784 с.
7) Воронов ЕЮ. Социально-экономические условия предоставления инновационных технологий в рекламном бизнесе/ Экономика и управление. - СПб: Санкт-Петербургский академический университет. 2012. - С. 88-93.
8) Гайденко Т.А. Маркетинговое управление. - М.: Эксмо, 2008.
9) Герлесвкая Л.Е., Секерин В.Д. Научная деятельность рекламных агентств как фактор надежности их развития/ Надежность. - М.: Издательство «Надежда», 2008. - С. 63-72.
10) Голубков А.В., Гурьянова В.С., Павлинова Ю.А., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск. Обучение программированию в школе и вузе// Информационные технологии в образовании: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (30 апреля 2015 г., г. Ульяновск)./ Под ред. Ю. И. Титаренко. - Ульяновск: УлГПУ, 2015. - 223 с.
11) Гончарова Л. М. К вопросу о типологических характеристиках рекламных текстов/дискурсов (на материале печатной рекламы сферы туризма). URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1428434826_0682.pdf.
12) Горячев А. А. Моделирование речевого воздействия в рекламной коммуникации: Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2010. - URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394718605_3091 .pdf.
13) Губарец М.А. Продвижение и позиционирование в маркетинге, или Как продвинуть любой товар: Учебно-практическое пособие/ М.А. Губарец, Е.И. Мазилкина/ - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Саратов, ООО «Либро», 2011. - 224 с.
14) Девятова С.Е. Особенности развития инновационной рекламы в сфере услуг рекламы/ Наука и бизнес: пути развития. - Тамбов: Фонд развития науки и культуры, 2013. - С. 54 - 57.
15) Дорский А. Ю. Этика рекламы в зеркале российских СМИ // Медиаскоп. - 2013. - Вып. 4. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1465.
...