ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Миграционная политика: теоретические основания и правовые особенности
1.1 Теоретические основания миграционной политики
1.2 Политико-правовые особенности регулирования миграционных процессов европейских государств
ГЛАВА 2.Миграционная политика в Великобритании и Скандинавских странах
2.1 Особенности регулирования миграционных процессов в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии
2.2 Миграционная политика в Королевстве Дании, Королевстве Швеции и Королевстве Норвегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Миграция населения как явление существует достаточно давно. Перемещение людей с целью изменения места жительства, поиска лучших условий жизни, подходящей трудовой деятельности происходит и в повседневной современности, при этом приобретая глобальный, международный масштаб. Исследованию миграции посвящены труды политологов, социологов, демографов и других ученых. Будучи достаточно хорошо изученной с научной точки зрения, международная миграция населения оставляет большое пространство для дискуссий по самым разным вопросам, как теоретическим - основной мотив миграции, последствия массового передвижения народов, роль государства и других факторов в этом процессе, так и практическим – разработка эффективного законодательства, осуществление миграционного контроля, привлечение ценных иностранных кадров, уменьшение эмиграции и т.д.
Такие характерные явления глобализации, как создание общего интернационального рынка с передвижением капиталов, товаров, услуг; наднациональный характер принятия важнейших решений и создание мирового рынка труда раньше имели более локальный, региональный характер. Глобализация коснулась и миграционных процессов– распространение потоков мигрантов на весь мир, оказание влияния на государственную, экономическую, социальную, культурную политику развитых и развивающихся стран. Современные военные конфликты, гуманитарные катастрофы, экономические кризисы вынуждают людей искать лучшей жизни вдали от привычной среды обитания. Помимо практически бесконечного потока беженцев, существенное влияние на экономическую жизнь государств оказывает международная трудовая миграция.
Война и, как следствие, гуманитарная катастрофа в Ближневосточном регионе и странах Северной Африки, привели к началу процесса миграции больших масс беженцев в благополучные и развитые страны. 2015 год завершился почти миллионом заявок от беженцев на получение убежище. У границ европейских государств образовалась масса желающих сбежать от войны, голода, социальной несправедливости. Поэтому на данный момент для государств-членов Европейского союза вопрос адекватной и корректной миграционной политики по приему рабочих иммигрантов и беженцев является жизненно важным по целому ряду причин: система welfarestate распространяет социальные льготы на граждан европейских государств и сосредоточена именно на ограниченном с демографической точки зрения числе граждан; европейские государства переживают ряд серьезных трудностей с интеграцией уже имеющихся масс трудовых иммигрантов; население Старого Света переживает демографический кризис – население неминуемо стареет, а естественный прирост не отвечает современным требованиям. Эти и многие другие причины, существующие на фоне проблем политической интеграции ЕС, экономического кризиса еврозоны, вынуждают европейских лидеров обращаться к пересмотру нормативно правовой базы, реформированию, обновлению и внедрению нового комплекса мер по эффективному регулированию миграционных потоков с учетом всех объективных обстоятельств. Только это будет способствовать сохранению политической и экономической стабильности европейского региона.
Для объективной оценки современной миграционной ситуации следует обратиться к исследованию генезиса данного явления в Европе. Встав на путь восстановления и модернизации экономики, послевоенная Европа нуждалась в рабочих мигрантах. Часть государств использовала свои бывшие колониальные владения и экономически стимулировали иммиграцию (Франция, Великобритания), другие справлялись иначе с помощью приглашений на работу с некоторыми социальными гарантиями. Увеличиваясь, миграционные потоки заставляли государства развивать соответствующее законодательства и тщательно регулировать процесс миграционного прироста населения. Существуя в контексте евроинтеграции, развитие национального миграционного законодательства является препятствием для создания единого общеевропейского правового регулирования соответствующего процесса. Великобритания как главный евроскептик, сильнее других бережет свой суверенитет во всех сферах: экономической, политической и т.д. Таким же путем идет Швеция, не пользующаяся евровалютой; Норвегия дважды на референдумах 1972 и 1994 годов высказалась отрицательно по вопросу вступления в ЕС (ранее ЕЭС);Дания хорошо известна своим строгим миграционным законодательством по приему и интеграции иммигрантов и беженцев. Однако историческая судьба у Великобритании и стран Скандинавии сильно, если не кардинально, различаются, как и экономические, политические ресурсы, национальные интересы. Стремление «быть с Европой, но не Европой» прослеживается в британской внешней политике еще со времен У. Черчилля. Скептическая позиция Великобритании по вопросу евроинтеграции отражается как на формировании общеевропейской миграционной политики, так и на характере миграционной политики самого Королевства. Данный факт актуализирует исследование миграционной политики Великобритании. Специфика внешней и внутренней политики каждой из скандинавских стран и малая разработанность темы миграционной политики данных стран делает данный регион особенно важным для исследования. Именно эти страны представляют научный интерес для исследования и по причине отличия их политики от континентальной европейской. Но в то же время, их национальное законодательство переняло некоторые черты континентально-европейской: политика Швеции знаменита своим либеральным характером, как в ФРГ; датская является антиподом шведской и норвежской; евроскептицизм Великобритании оппозиционен Французской и Итальянской политике. Стоит заметить, что исследованию миграционных процессов в Скандинавии в научной отечественной и западной литературе посвящено не так много работ, что делает этот регион особенно ценным и интересным для исследования. Для полноценности и комплексности исследования необходимо провести и краткий анализ континентальной миграционной политики: Италия, Греция, Франция и Германия являются одними из самых приоритетных для иммигрантов стран. Находясь в непосредственной близости к основным миграционным артериям, эти государства имеют большой опыт как по борьбе с нелегальной миграцией, так и в регулировании трудовой иммиграцией.
Российская Федерация на протяжении всего своего существования как государственное образование испытывает трудности с регуляцией потока иммигрантов из стран Средней Азии. Это влечет за собой перманентные конфликты в обществе на этно-религиозной почве и общую фрагментацию социума. Исследование европейского опыта миграционной политики в этом контексте выглядит очень актуально.
Степень научной разработанности. Зарубежные исследователи занимаются изучением миграции населения уже больше века. Первые теоретические исследования основывались на работах социологов и экономистов: Э. Г. Равенштайн, Д. Хикс, С. Стоффер, Д. К. Зипф, Э. С. Ли занимались выявлением основных законов миграции, побуждающих мотивов, исследованием причин и последствий. М. Тодаро, Д. Харрис занимались изучением возникновения миграции рабочей силы с позиции неоклассической экономики, как и М. Пиоре (теория двойного рынка труда), Д. Массей (теория сети). Современные миграционные теоретические разработки принадлежат таким ученым, как Н. Ойши (теория гендерной миграции), С. Сассен (транснациональная теория) и другие.
Отечественное направление исследование теории миграции представлено как советскими научными разработками В. А. Ионцева, Л. Л. Рыбаковского, так и новейшими российскими: из социологов следует выделить вклад экономистовО. Д. Воробьевой и А. В. Топилин, социологов Т. Н. Юдиной, В. В.Костенко, О. Е. Бредниковой, политологов В. С. Малахова, В. А. Ачкасова, М. С. Блинова.
Выдвигаемая гипотеза. По вопросу решения проблемы с иммигрантами у европейских стран централизованно не выработан единый подход. В европейских СМИ в полной мере не освещаются и умалчиваются чрезвычайные происшествия или преступления, в которых замешаны иммигранты. Законодательство в области миграции не отвечает тем вызовам, с которым сейчас сталкивается Европа. Общественное недовольство, насущная необходимость перестроить миграционную политику, кадровый голод, экономический долговой кризис в еврозоне, рост влияния евроскептиков и правоконсервативных партий свидетельствует о назревающем кризисе дальнейшей политической интеграции в Европе на почве нерешенности, в частности, миграционной проблемы и трудностей с принятием все новых и новых потоков беженцев.
Объект, предмет исследования. Объектом выступает миграционная политика Великобритании, Дании, Швеции и Норвегии в исторической и современной перспективе. Предметом исследования является нормативная правовая база национального миграционного законодательства в этих государствах и отличительные черты миграционной политики.
Методологической основой исследования является сравнительный, исторический и системный подход по отношению к объекту изучения.
Цели и задачи исследования. Гипотеза подтвердится при достижении основной цели исследования: изучение основных аспектов миграционной политики избранных государств. Для достижения цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Представить и проанализировать основные теоретические подходы к пониманию миграции;
2. Провести анализ законодательства и рассмотреть характер миграционной политики европейских государств;
3. Проследить историю развития миграционного потока в страны Европы и исследовать характер современной миграции с помощью статистики;
4. Ознакомиться с опытом регулирования миграционных потоков в интересующих нас государствах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно демонстрирует факторы, оказавшие влияние на формирование миграционной политики в Европе. Подробное рассмотрение данной проблематики на примере Великобритании и стран Скандинавии позволяет получить представление о современных типах миграционной политики развитых стран и эффективных способах регулирования иммиграционных потоков.
Структура исследования. Исследование состоит введения, двух глав по два параграфа в каждом, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследования рассматривается история изучения миграции, представлены основные западные и отечественные теоретические разработки этой проблемы, освещена законодательная база и миграционная политика главных европейских стран-реципиентов иммигрантов. Вторая глава посвящена анализу миграционной политики Великобритании, Дании, Швеции и Норвегии.
На основании проанализированной научной литературы можно сделать вывод о том, что феномен миграции является хорошо изученным явлением, до сих пор привлекающим внимание исследователей в силу разных причин. Междисциплинарный характер проблематики свидетельствует о влиянии миграционных процессов на экономику стран мира, на демографию государств, на отношения власти и общества. Именно благодаря своему существенному влиянию на окружающую действительность миграция и стала таким актуальным для исследования процессом. В силу ранее невиданного подъема уровня транснационализма растет важность изучения и дальнейшего углубления теоретических и практических знаний о межгосударственных миграционных потоках, мотивах и последствиях передвижений людей, социальных отношений мигрантов и постоянного населения и т.п.
В конце ХХ – начале ХХI века мир успел столкнуться столкнулся с рядом военных и гуманитарных катастроф, геополитических трансформаций, социокультурных преобразований. Эти факторы наряду с процессом глобализации спровоцировали невероятных масштабов международную миграцию населения. Очевидно, что в приоритете у потенциальных иммигрантов именно развитые страны. В своем исследовании я рассмотрел основные теоретические подходы к понимаю проблематики темы моей работы, историю формирования международных миграционных процессов в Европе, характер и особенности соответствующей политики в странах, регулярно сталкивающихся с потоками новых иммигрантов. Был проведен тщательный анализ законодательной базы европейских государств и подробно разобрана специфика миграционной политики в наиболее интересных для изучения странах.
Один из выводов исследования заключается в том, что Европейский Союз столкнулся с волной гуманитарных беженцев с еще до конца не оформившейся единой миграционной политикой в отношении иммигрантов. Действующие на данный момент нормы в полной мере не отвечают тем вызовам, с которыми столкнулись государства Европы. После применения не самой удачной системы распределения беженцев согласно квотамновая четвертая редакция Дублинского регламента будет являться логичным решением.
Действительно, потребность в обновлении документа наглядно демонстрирует категорично отрицательна позиция Великобритании и Дании по вопросу приема у себя беженцев. Соединенное Королевство давно знакомо с международной трудовой миграцией благодаря тесным связам с бывшими колониями. Сознательно проводя рестриктивную политику по отношению въезда иммигрантов, страна в итоге противопоставила себя позиции Евросоюза в этом вопросе в условиях ощутимого увеличения потока беженцев. Регулярно обновляя базу миграционного законодательства, традиционный евроскептик Великобритания придерживается самостоятельной миграционной политики, отстаивая свой суверенитет у наднационального европейского института в этом вопросе.
Специфика и эффективность скандинавского интеграционного проекта на удивление слабо сказывается на разработке совместной миграционной политики в данном регионе. Различие позиций по вопросу приема иммигрантов между Данией с одной стороны и Швецией, Норвегией с другой удивительно напоминает аналогичную ситуацию у Великобритании со странами континентальной Европы. Дания проводит политику аналогичную рестриктивную политику, привлекая в страну так необходимые Королевству квалицированные кадры. Обороняя свой суверенитет, Дания выступает как заметный евроскептик. Стоит вспомнить, что датские власти так и не учувствуют в режиме работы Дублинского регламента II, так как воспользовались опт-аутом (opt-out). С другой стороны, Швеция и Норвегия, проводящие либерально-умеренную миграционную политику. Беженцы от которых отказалась Дания достались Швеции, что в некотором роде сказывается на экономической обстановке в небольшой стране. Не входящая в ЕС страна, однако участвующая во многих его проектах, Норвегия относительно недавно стала вводить новые строгие меры в свое миграционное законодательство. Будет ли это иметь ожидаемый эффект пока рано говорить, однако функционируя как полностью суверенное государство, норвежское Королевство имеет более выгодные позиции чем, например, Дания.
1. Ачкасов В. А. Мегаполисы перед вызовами иммиграции из мусульманских стран. Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Т.Г.Туманян. СПб., 2013. Стр. 17-27.
2. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография / под ред. В.И. Добренькова. – М.: КДУ, 2009. 160 стр.
3. БьёрнГустафссон. Современный опыт Швеции в области международной миграции: проблемы и исследования. Журнал исследований социальной политики. Том 1 (2). 185-211 стр.
4. Вандамм М. О проблемах миграции в России и во Франции. Оценка направлений сотрудничества в области миграционной политики. Проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов международной молодежной конференции. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. C. 137-141.
5. Васильев А. М., Копченко И. Е., Гринева Ю. А. Европейский миграционный кризис (2014–2015): причины и основные параметры. Общество: политика, экономика, право. 2016. №2. Стр. 99-103.
6. Василевская И. В. Миграционная политика в системе современного государственного управления // Вестник РГГУ. 2014. №3 Стр. 102-109
7. Волков А. М. Особенности шведской модели // Северная Европа. Проблемы истории. Вып. 3. – М.: Наука, 1999. Стр. 250-265.
8. Воробьева О. Д., Топилин А. В. Миграционное движение населения: теория, политика, практика, перспективы. Московский психолого-социальный университет. М., 2013. 257 стр.
9. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ – 2003. - №9 202 стр.
10. Воронов К. Северные страны и ЕС: формула и конфигурация внутренней безопасности. // Мировая экономика и международные отношения, 2012. №6. Стр. 23-33.
11. Дворниченко Д. Ю. Эволюция законодательство Греции по борьбе с нелегальной миграцией в контексте европейской интеграции. Вестник Одесского национального университета. Том 15, №14 Одесса: Астрапринт, 2010. Стр. 184-190.
12. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. Москва, 2003. 314 стр.
13. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог - Изд-во МГУ, 1999. - С. 34.С.19.
14. Кайзер М., Бредникова О. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии). Под ред. Бараулиной Т., Карпенко О. СПб. : ЦНСИ. 2004. С. 133—146.
15. Колпинская Е. Г. Социально-политическая активность мусульман Великобритании // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №312. Стр. 84-88.
16. Костенко В. В. Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 3. С.62-76.
17. Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании / И. Ю. Котин. – СПб. Петербургское Востоковедение, 2008. Стр. 288.
18. Котин И.Ю. Побеги баньяна: Миграция населения из Индии и формирование «узлов» южноазиатской диаспоры / И.Ю. Котин. – СПб. Петербургское Востоковедение, 2003. 272 стр.
19. Любин В. Миграция как один из вызовов европейской безопасности // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2005. Выпуск 1 (17). Стр. 12-15.
20. Манцерев К. А. Политико-правовые модели регулирования иммиграции Великобритании и Германии: сравнительный анализ // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №4. Стр. 20-28.
21. Матвеевская А. С. Региональные особенности миграционной политики в Северной Европе // Царскосельские чтения. 2012. №XVI. Стр.179-182.
22. Мелконян В. А. Главные теоретические обоснования и подходы к международной миграции рабочей силы // ЭТАП. 2015. №3. С.143-154.
23. Наумкин В.В. Вместо предисловия: круговорот Арабского пробуждения // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? С. 3–20.
24. Орехова С. В. Миграционная политика Франции: история и современность // Власть. 2015. №3 Стр. 149-151.
25. Погорельская С.В. Германия и мультикультурализм. - Актуальные проблемы Европы, 2011, №4, стр. 100.
26. Погребинский М.Б., Толпыго А.К. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. -М: «Весь мир», 2013. – 400 стр.
27. Пронякина Е. Д. «Чужие в «Доме Народов»: кризис мультикультурализма в Норвегии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №6, ч.1. стр. 142-145.
28. Пронякина Е. Д. Скандинавская интеграция и будущее национального государства на севере Европы. ПОЛИТЭКС. 2013, т. 9, №4, стр. 207-216.
29. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.: Статистика. 1973. 159 стр.
30. Сакеян Л. А. Алжирская миграционная политика Жана Ширака и Николя Саркози. Перспективы направления развития современной науки. Евразийское научное объединение. №3. Март 2015. Стр. 162-165.
31. Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Европе. Мировая экономика и международные отношения –, 2009, №10. Стр. 52-62.
32. Трыканова С. А. Тенденции организационно-правового регулирования миграционной политики ЕС // Право и управление. XXI век. 2008. №3 (8). Стр. 130-135.
33. Цапенко И. На перекрестках иммиграционной политики. Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 10, стр. 29-39.
34. Энтин Л. М. Лиссабонский договор и реформа Европейского Союза // Журнал российского права. 2010. №3 (159) С.104-115.
35. Юдина Т. Н. Социология: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. 272 стр.
36. Basch L., Glick Schiller N., Blanc-Szanton C. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and Deterritoralized Nation-States. London: Gordon and Breach. 1994. P. 344.
37. Bauböck R. Towards a Political Theory of Migrant Transnationalism, International Migration Review, 2003, 37(3), pp. 700–723.
38. Bloch A. The migration and settlement of refugees in Britain. – New York, Palgrave Macmillan, 2002. P. 229.
39. Bodvarsson Ö. B., Van den Berg H. The Economics of Immigration: Theory and Policy. Second Edition // New York. 2013. P. 474
40. Control of Immigration: Statistics United Kingdom 2006. Control of immigration. October-December 2009.
41. Deleva Z. Conceptualizing Migration in Europe: Selected Theoretical Approaches // Institute of European Studies and International Relations Faculty of Social and Economic Sciences. Comenius University Working Paper. 2010. №4. P. 3-40.
42. Fedorowich K., Thompson A.S. (eds.) Empire, migration and identity in the British World. Manchester University Press, 2013. P. 336.
43. Foner N. Beyond the Melting Pot Three Decades Later: Recent Immigrants and New York’s New Ethnic Mixture, International Migration Review, 2000, 34(1), P. 255–262.
44. Glick Schiller N., Basch L., Szanton Blanc C. From Immigrant to Transmigrant: Theorizing Transnational Migration, Anthropological Quarterly, 1995, 68(1), pp. 48–63.
45. Grigg D. B. E. G. Ravenstein and the “laws of migration” // Journal of Historical Geography. 1977. №3. P. 41-54.
46. Hampshire J. Disembedding Liberalism? Immigration Politics and Security in Britain since 9/11 // Immigration Policy and Security. Ed. by T. Givens, G. Freeman, D. Leal. N.Y.: Routledge, 2008. P. 109 - 129.
47. Harris, John R. &Todaro, Michael P. (1970), "Migration, Unemployment and Development: A Two-Sector Analysis". American Economic Review 60 (1): 126–142.
48. Hyam R., Louis W.R. (eds.) British Documents on the End of Empire (BDEE). Series A. Vol. 3. Part I-II. London, 1994; BDEE. Series A. Vol. 4. Part I-II. London, 2000.
49. Lee E. A Theory of Migration // Demography. 1966. №3. P. 47-57.
50. Mason, D. Race and Ethnicity in Modern Britain / D. Mason. – Oxford: Oxford University Press, 2000. – 152 P.
51. Massey D. A Synthetic Theory of International Migration. World in the Mirror of International Migration. 2002. №10. P. 143-153.
52. Massey D. S., Arango J., Hugo G., Kouaouci A., Pellegrino A., Taylor E. J. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and Development Review. 1993. №19. P. 431-466.
53. Nordic Journal of Migration Research. Volume 1, Issue 1, Pages 13–24, ISSN 1799-649X, ISSN (Print)
54. Oishi N. Gender and Migration: An Integrative Approach // The Center of Comparative Immigration Studies. CCIS University of California working paper. 2002. №49. P. 1-18.
55. Piore, Michael J. Birds of Passage: Migrant Labor in Industrial Societies. 1979 Cambridge: Cambridge University Press.
56. Power C. Poles Apart. Polish migrants are leaving Britain in droves, many returning home to enjoy the fruits of Poland’s boom // TIME. – 15 September 2008.
57. Ravenstein E. The Birthplace of the People and the Laws of Migration// The Geographical Magazine. 1876. №3. P. 173-177, 201-206, 229-233
58. Ravenstein, E. The Laws of Migration// Journal of the Statistical Society. 1885. №48. P. 167-235.
59. Ravenstein, E. The Laws of Migration: Second Paper// Journal of the
Royal Statistical Society. 1889. №52. P. 241-305.
60. Sarstrand A.-M. De förstainvandrarbyråerna. Om invandraresinkorporering på kommunalnivren 1965-1984. Växjö universitetFakultetenförhumanioraochsamhällsvetenskap. Institutionenförsamhällsvetenskap. 2007.
61. Sassen S. The Mobility of Labor and Capital: A Study in International Investment and Labor Flow. New York: Cambridge University Press. 1988. P. 240.
62. Sejersted F. 2005, Sosialdemokratietstidsalder. Norge ogSverigeidet 20. århundre, Pax, Oslo.
63. Stark O., Bloom D. E. The New Economics of Labor Migration. American Economic Review. 1985. P. 173-178.
64. Statistical Yearbook 2015. Copenhagen: Denmark Statistic, 2015
65. Stouffer S. Intervening Opportunities: A Theory Relating Mobility and Distance // American Sociological Review. 1940. №5. P. 845-867.
66. Stratton A. Immigration to the UK: facts and figures // Guardian. 01.04.08.
67. Wallerstein I. The Modern World System I. Capitalist Agriculture and the Origins of the European World Economy in the Sixteenth Century. // New-York. Academic Press. 1974. P. 410.
68. Zelinsky W. The Hypothesis of the Mobility Transition // Geographical Review. 1971. №61. P. 219-249.
69. Zipf G. Human Behavior and the Principle of Least Effort. Cambridge: Addison-Wesley Press. 1949. 573 p.
70. Zlotnik H. 1992. "Empirical identification of international migration systems," in Mary Kritz, Lin Lean Lim, and HaniaZlotnik (eds.), International Migration Systems: A Global Approach. Oxford: Clarendon Press, P. 19-40.
Нормативно правовые акты
71. Директива 2008/115/ЕС Европейского Парламента и Совета от 16 декабря 2008 г. об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах к возврату незаконно пребывающих граждан третьих стран. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/repatriants.htm (дата обращения: 07.05.2016)
72. Директива 2009/52/ЕС Европейского Парламента и Совета от 18 июня 2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/svob_peredv/penalty_illegal.htm (дата обращения: 07.05.2016)
73. Директива 2009/50/ЕС Совета от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/svob_peredv/blue_card.htm (дата обращения: 07.05.2016)
74. Директива 2003/109/ЕС Совета от 25 ноября 2003 г. О статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе. Директива 2003/86/ЕС Совета от 22 сентября 2003 г. О праве на семейное воссоединение. URL: http://www.trudsud.ru/ru/docs/legislation/A11/ (дата обращения: 07.04.2016)
75. Дублинская Конвенция 1990 года, определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/russian/asylum/Reunion3.3.1.html (дата обращения: 11.04.16)
76. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. 1977. URL: http://moscow.iom.int/russian/Legislation/ETS93_ru.pdf (дата обращения 10.05.2016)
77. Закон о Британском гражданстве 1948 года. URL: http://www.uniset.ca/naty/BNA1948.htm (дата обращения: 11.04.16)
78. Закон о занятости по месту жительства, и интеграции иностранцев на федеральной территории / Закон об иммиграции. Июнь, 2002. Последнее обновление: 03.03.2004 URL: http://www.documentarchiv.de/brd/2002/zuwanderungsgesetz.html#1_1 (дата обращения: 10.04.16)
79. Конвенция Международной Организации Труда N 97 о трудящихся-мигрантах. 1949. URL: http://moscow.iom.int/russian/Legislation/ILO97_ru.pdf (дата обращения 10.05.2016)
80. Конвенция Международной Организации Труда №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения. 1975. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c143_ru.htm (дата обращения 10.05.2016)
81. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества. (2007/С 306/01). URL: http://eulaw.ru/treaties/lisbon (дата обращения: 10.05.2016)
82. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. 18 декабря 1990 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения: 10.05.2016)
83. Asylum and Immigration Appeals Act 1993. URL: http://www.refworld.org/pdfid/3ae6b4d310.pdf (дата обращения: 11.04.16)
84. Borders, Citizenship and Immigration Act 2009. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2009/11/contents (дата обращения: 12.04.16)
85. British Nationality Act 1981. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/61 (дата обращения: 11.04.16)
86. CirculaireGuéant du 31.05.2011. URL: http://circulaire.legifrance.gouv.fr/pdf/2011/06/cir_33321.pdf (Дата обращения: 10.04.16)
87. Codification of Legislation on the Entry, Residence and Social Integration of Third-Country Nationals on Greek Territory. Law 3386/2005. P. 2. (42) URL: http://www.mfa.gr/switzerland/images/docs/ethnikes_theoriseis/codification_of_legislation_en.pdf (дата обращения: 07.04.16)
88. Commonwealth Immigration Act 1962. URL: http://web.archive.org/web/20110927012831/http://www.britishcitizen.info/CIA1962.pdf (дата обращения: 11.04.16)
89. Communication from the Commission on Policy priorities in the fight against illegal immigration of third-country nationals /* COM/2006/0402 final *// Brussels, 19.7.2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52006DC0402 (дата обращения: 07.04.2016)
90. Commonwealth Immigration Act 1968. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1468-2230.1968.tb01201.x/pdf (дата обращения: 11.04.16)
91. Council Regulation №539/2001. 15.03.2001. Listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2001:081:0001:0007:EN:PDF (дата обращения: 07.05.2016)
92. Council Regulation (EC) No 343/2003 of 18 February 2003 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an asylum application lodged in one of the Member States by a third-country national. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV%3Al33153 (дата обращения: 10.05.2016)
93. Council Directive 2004/81/EC of 29 April 2004 on the residence permit issued to third-country nationals who are victims of trafficking in human beings or who have been the subject of an action to facilitate illegal immigration, who cooperate with the competent authorities. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32004L0081:EN:HTML (дата обращения: 07.04.2016)
94. Immigration Act 1971. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1971/77/pdfs/ukpga_19710077_en.pdf (дата обращения: 11.04.16)
95. Immigration Act 2014. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/22/contents/enacted (дата обращения: 12.04.16)
96. Immigration and Asylum Act 1999. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1999/33/pdfs/ukpga_19990033_en.pdf (датаобращения: 11.04.16)
97. Immigration, Asylum and Nationality Act 2006. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/13/pdfs/ukpga_20060013_en.pdf (дата обращения: 11.04.16)
98. La Circulaire du Ministère de l'Intérieur du 5 août 2010 // Ministère de l'Intérieur. URL: http://www.lecanardsocial.com/upload/IllustrationsLibres/Circulaire_du_5ao%C3%BBt_2010.pdf (дата доступа: 10.04.16).
99. Law 2910/2001 Entry and Stay of Aliens in Greek Territory. Acquisition of Greek Citizenship by Naturalisation and Other Provisions. 2001. P. 47 URL: http://www.refworld.org/pdfid/3b209fd54.pdf (дата обращения: 07.04.16)
100. Nationality, Immigration and Asylum Act 2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/41/contents (дата обращения: 11.04.16)
101. Regulation (EU) No 604/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person (recast) URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=celex%3A32013R0604 (дата обращения: 10.05.2016)
102. The HaugeProgramme 2004. http://ec.europa.eu/home-affairs/doc_centre/docs/hague_programme_en.pdf (дата обращения 10.05.2016)
103. Treaty of Amsterdam (2 October 1997). URL: http://www.cvce.eu/obj/treaty_of_amsterdam_2_october_1997-en-578ebb8e-d641-4650-b1e3-3b3a795e01c9.html (дата обращения: 07.04.2016)
104. UK Borders Act 2007. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/100521/annex-b-2.pdf (дата обращения: 11.04.16)
Источники на электронных носителях удаленного доступа
105. «Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов. Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов». Международная организация по миграции. Перевод с английского. – М.: 2011, 196 стр. URL: http://moscow.iom.int/russian/publications/CARMP/iomrf%20pub/Politika_integracii_migrantov_19_stran.pdf (дата обращения: 12.04.16)
106. Безработица, Дания. 2007-2013. Всемирный банк. 30.03.2016. URL: https://www.google.ru/publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=sp_pop_totl&idim=country:DNK:SWE:NOR&hl=ru&dl=ru#!ctype=l&strail=false&bcs=d&nselm=h&met_y=unemployment&scale_y=lin&ind_y=false&rdim=region&idim=country:DNK&ifdim=region&tstart=1176325200000&tend=1365714000000&hl=ru&dl=ru&ind=false (дата обращения: 12.04.16)
107. Бонифацци К., Строцци С. Опыт легализации нелегальных мигрантов в Италии. Миграция угроза или благо? Журнал «Отечественные записки». №4 (19). 2004. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/4/opyt-legalizacii-nelegalnyh-migrantov-v-italii (дата обращения: 09.04.16)
108. В ФРГ вступает в силу новое законодательство о двойном гражданстве. DeutscheWelle. 19.12.2014. URL: http://dw.com/p/1E7UK (дата обращения: 10.04.16)
109. Валерия Перассо. Запрет на паранджу: где ее нельзя носить и почему? Всемирная служба Би-би-си. 20.11.15. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/11/151119_burka_ban_story_gch (дата обращения: 10.04.16)
110. Великобритания отказалась принимать беженцев по программе ЕС по распределению мигрантов. Коммерсант.ru 07.03.2016. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2932400 (дата обращения: 12.04.16)
111. Великобритания увеличила квоты по приему беженцев и готова разместить 15 тысяч человек. Русская планета. 06.09.2015. URL: http://rusplt.ru/news/velikobritaniya--uvelichila-kvotyi-po-priemu-bejentsev-i-gotova-razmestit-u-sebya--15-tyisyach-chelovek-426749.html (дата обращения: 12.04.16)
112. Греция. Основные принципы иммиграционной политики Греции. URL: http://eurabota.com/job-permissions-greece/ (дата обращения: 07.04.16)
113. Дания за неделю: 50 тыс. нелегалов и шантаж мэра Копенгагена. NewsBalt. 02.04.2012. URL: http://newsbalt.ru/analytics/2012/04/daniya-za-nedelyu-50-tys-nelegalov-i-shanta/ (дата обращения: 12.04.16)
114. Дания отказалась принимать беженцев по системе квот. Интерфакс. 11.09.2015. URL: http://www.interfax.ru/world/466133 (дата обращения: 12.04.16)
115. Дания. Организационное устройство миграционной политики. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/org_ustroistvo/Denmark/ (дата обращения: 12.04.16)
116. Демографический взрыв в Африке и его последствия. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/127766/99/Maksakovskiii_-_Geograficheskaya_kartina_mira_Posobie_dlya_vuzov_Kn._II__Regional'naya_harakteristika_mira.html (дата обращения: 10.04.16)