Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН И ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Работа №132034

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
1.1 Стратегические задачи и возможные угрозы устойчивому развитию 5
1.2 Особенности современного состояния экономики 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА ПУТИ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ВТО 25
2.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности страны 25
2.2 Регулирование экспорта и импорта товаров 31
2.3 Регулирование торговли товарами и услугами 33
2.4 Регулирование других форм ВЭД 36
ГЛАВА 3. ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К ВТО 38
3.1 Ход переговорного процесса по присоединению 38
3.2 Возможные выгоды и риски для государства и бизнеса при вступлении страны в ВТО 40
Список литературы 54

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Более 20 лет назад распался Советский Союз. В начале 1990-х годов происходило бурное развитие интеграции и глобализации в мировой экономике, а так же процессы экономического транзита в странах-участницах ШОС. Проявлялось желание данных стран присоединиться к Всемирной торговой организации. Актуальность темы данной впускной квалификационной работы состоит в стремлении новых государств, появившихся на территории бывшего СССР примкнуть к структуре мировой экономики и развиваться, вместе с этим принимать участие в процессах глобализации, обозначая свою позицию в международном разделении труда. Они тянутся к равноправной интеграции, придерживаясь единых рыночных правил и режима, а также стандартов и используя равные права и обязанности. Таким образом, среди событий за последние 20 лет для стран с переходной экономикой важнейшим шагом стало намерение присоединиться к ВТО и примкнуть к системе многосторонней мировой торговли.
У каждой модели развития стран-участниц ШОС есть свои особенности, поэтому эти страны в период официального заявления до подтверждения о присоединении к ВТО, прошли более, чем десятилетний сложный путь, за исключением Кыргызстана, которому понадобилось всего два года для того, чтобы вступить в организацию. Однако в данном процессе наблюдается стремление этих стран защитить собственную промышленность, стремление к объединению. Следовательно, каждое государство выборочно и последовательно желает защищать интересы своей экономики, обговаривая условия присоединения в ВТО, а не добиться вступления любой ценой.
Республика Узбекистан получила статус наблюдателя в ГАТТ в июне 1994 года. В то же время правительство страны предоставило заявление о вхождении в генеральное соглашение ГАТТ и о намерении в будущем стать членом ВТО. В конце 1995 года Генеральный совет ВТО принял резолюцию о формировании рабочей группы по вступлению в ВТО. В сентябре – декабре 1998 года правительство Узбекистана официально передало секретариату организации меморандум о внешнеторговой и внутренней торговых системах страны. Далее был сформирован рабочий межведомственный комитет по вопросу присоединения к ВТО.
В последующие годы созданная рабочая группа по вопросам вступления страны в ВТО уже несколько раз собиралась на заседания. Кроме того, вопросы присоединения к ВТО активно обсуждались с представителями других международных экономических организаций. Например, 4 – 5 октября 2012 года министерство по внешнеэкономическим отношениям, инвестициям и торговле Узбекистана совместно с Программой развития ООН организовало в Ташкенте тренинг-конференцию, где обсуждались вопросы доступа на рынки товаров и услуг, а также вопросы, связанные с международным опытом разработки перечня тарифов, документов по обязательствам в сфере услуг и других документов, связанных с процессом присоединения к ВТО. На сегодняшний день государство прилагает все усилия, что бы ускорить переговорный процесс. Однако, у разных стран свои условия и обязательства при присоединении к организации, что оказывает различное влияние на дальнейшее развитие этих стран.
Узбекистан расположен в самом сердце Центральной Азии. Он граничит со всеми остальными четырьмя центрально-азиатскими государствами: Казахстаном, Кыргызской Республикой, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном. Узбекистан является наиболее густонаселенной страной в Центральной Азии и обладает второй по величине (после Казахстана) экономикой региона. Соответственно торговый режим (правила, нормы и процедуры, влияющие на экспорт и импорт) и изменения в сфере торговли в Узбекистане в значительной степени затрагивают экономическую активность в остальных странах и оказывают существенное влияние на региональное экономическое сотрудничество в Центральной Азии и в мире.
Целью данной ВКР является выявление возможных проблем и перспектив членства Республики Узбекистан в ВТО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику социально-экономического положения Республики Узбекистан;
2. выявить перспективы развития современного состояния страны;
3. дать оценку внешнеэкономической деятельности страны;
4. определить проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан при присоединении к ВТО;
5. определить преимущества и риски для государства при вступлении в ВТО;
6. дать оценку возможным последствиям при вступлении Узбекистана в ВТО.
Объект исследования: экономика Республики Узбекистан
Предмет исследования: внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оценив ситуацию в целом по стране, можно сделать вывод о том, что на протяжении более 20-ти лет структура экономики Узбекистана в корне изменилась. За годы независимости, важными достижениями то, что страна стала независима от хлопка, а так же добилась энергетической и продовольственной самообеспеченности, путем диверсификации экономики по направлениям: промышленность, машиностроение и химия.
По целому ряду показателей Узбекистан является одной из самых успешных, в экономическом отношении стран на постсоветском пространстве. В 2013 г. ВВП страны более, чем вдвое, превысил уровень 1989 г. Среди стран Восточной Европы и СНГ только Туркменистан и Азербайджан смогли увеличить ВВП вдвое, но они – крупные ресурсо - экспортеры, а Узбекистан таковым не является, хоть и экспортирует газ и золото. Из переходных экономик только Китай и Вьетнам добились более впечатляющего роста. Внешний и государственный долг Узбекистана низок, валютные резервы значительны, валютный курс не завышен.
Стоит отметить, что в Узбекистане правительство с помощью решительной промышленной политики добилось масштабных прогрессивных структурных сдвигов – была достигнута энергетическая и продовольственная самообеспеченность, повысилась доля промышленности в ВВП, машиностроения – в промышленности, машино -технической продукции – в экспорте. Целая отрасль машиностроения – автопромышленность – была создана с нуля, стала конкурентоспособной и экспортирует половину производимой продукции. В 2013 году Узбекистан продал за границу свыше 100 тыс. автомобилей, почти столько же, сколько и Россия, у которой ВВП в 25 раз больше. Распределение доходов в Узбекистане более равномерно, чем в большинстве других стран со схожей экономикой, миллиардеров нет вообще, преступность низка, а продолжительность жизни намного выше, чем в странах со схожим уровнем подушевого дохода.
Что же касается последствий, то важно отметить, что после снижения импортных тарифов, некоторые узкие группы населения могут пострадать. Это относится к владельцам капитала и работающим в импортозамещающих отраслях, зависящих от протекционизма внутреннего рынка. Необходимо усилить программы занятости, переподготовки кадров и социальной помощи безработным. Рост экспортных отраслей и сектора услуг поможет предоставить новые рабочие места. Вступление в ВТО благоприятно скажется на привлекательности экономики Узбекистана для иностранных инвесторов, в том числе в секторе телекоммуникационных и финансовых услуг, но этот эффект сложно оценить количественно. Более благоприятный инвестиционный климат приведет к росту экономики, и налоговые потери могут быть компенсированы большими поступлениями в будущем. Для либерального сценария характерно большее, но все же не существенное ухудшение платежного баланса и сокращение бюджетных поступлений. В значительном выигрыше оказываются потребители импортной продукции и экспортеры, чье благосостояние вырастет. Таким образом, полученные результаты, в целом, говорят о том, что либерализация торгового режима в сторону снижения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров для импорта не приведет к большим потерям в налоговых поступлениях от импортных пошлин, акцизов и НДС, или к существенному ухудшению платежного баланса.
В целом, можно сказать, что экономика Узбекистана выглядит как достаточно успешная, так что главная задача сегодня, видимо, должна состоять в том, чтобы не допустить «головокружения от успехов», предусмотреть возможные экономические риски на будущий период и адекватные ответные меры правительства, необходимые для сохранения экономического роста на уровне последних 10 лет (8%). А так же более тщательно изучить все условия, на которых состоится вступление Узбекистана в ВТО.



1. Р.Ф. Абдуллин //Доклад: Динамика экономического развития стран СНГ и горизонты европейской интеграции //Международный экономический форум государств-участников СНГ «Вызовы современности и перспективы развития интеграции на пространстве Содружества» 15 марта 2013 года, Москва, Центр Международной Торговли.
2. Альманах Узбекистан 2013, подготовлен при поддержке проекта ПРООН «Содействие модернизации, ускорению реформ и трансформации (СМАРТ)» Центр экономических исследований, 2013 г., г. Ташкент.
3. М. Барбасов // Интеграция государств Евразийского экономического сообщества и ВТО // Центральная Азия и Кавказ №2, 2001, SWEDEN.
4. В.В. Батурина. ЦЭЭП // Вступление Узбекистана в ВТО: государственное регулирование и защита национальных отраслей // с.87 – 92.
5. ВТО: механизмы взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. / под ред. С.Ф. Сутырина. – М.: ЭКСМО, 2008. – 400с. (Профессиональные издания для бизнеса).
6. Б. Ганиев, Ю. Юсупов //Доклад Узбекистан: торговый режим и последние события в сфере торговли // Университет Центральной Азии, 2012г..
7. М.Ю. Головнин ИЭ РАН, МШЭ МГУ,  Д.И. Ушкалова ИЭ РАН // Макроэкономические итоги 20 лет трансформации стран СНГ: роль инвестиций // Журнал  НЭА, № 1 (21),  2014. с. 196–200, Москва.
8. Доклад по целям развития тысячелетия Узбекистан 2015/под общ.ред. Г. Саидовой. - Ташкент: Центр экономических исследований, 2015. - 100 с.
9. П. Домбровски //Экономическая политика в странах Центральной Азии после приобретения независимости. //Доклад CASE, 1999.
10. И.А. Каримов // Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса // Узбекистан, 1997 год – стр. 277-278
11. И.А. Каримов //Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. – Т.: Узбекистан, 2009, 56 с.
12. Д.Курбанов // Перспективы привлечения ПИИ в условиях вступления КНР в ВТО// Экономическое обозрение, №11, 2001г.
13. В. Попов // Доклад профессора Российской экономической школы (РЭШ) СОХРАНИТ ЛИ ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РОСТА? Сценарии развития в 2015-2030 гг., //PONARSEurasia, Декабрь 2014г.
14. В.В. Попов // Экономическое чудо переходного периода: как Узбекистану удалось то, что не удалось ни одной постсоветской экономик  // Журнал новой экономической ассоциации №1 (21) с.136-159, Высшая школа  международного  бизнеса РАНХ и ГС, РЭШ, г. Москва.
15. Л. В. Попова // Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты // Вестник СПБГУ, Сер. 5. Вып. 2., с. 109 – 119. 2006г..
16. Н.Н. Расулов, С.С. Отамуратов // Развитие внешнеэкономических связей Республики Узбекистан // Экономический вестник ростовского государственного университета, Том 3 № 2, с. 120 – 125, 2005г.
17. А.С. Салиев, М. Файзуллаев // Статья: Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан за годы независимости // Вестник АРГО, 2013г.
18. Cоциально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия. – М.: ИЭ РАН, 2012. – 400 с.
19. Ш. Сабитов // Экономика Китая: вчера и сегодня // Экономический вестник Узбекистана. №10/11, 2001г.
20. Н.М. Умаров. Ответственный за выпуск Председатель Государственного комитета Республики Узбекистана по охране природы //Узбекистан на пути к устойчивому развитии // Национальное сообщение, с. 75, 28 октября 2011г., г. Ташкент
21. Членство в ВТО- новый этап Россия в международной торговой системы. /Под ред. С.Ф. Сутырина и Н.А Ломагина. Научное издание. – Издательский центр экономического факультета СПБГУ. Санкт-Петербург, с. 243, 2013г..
22. В.Г. Шеров – Игнатьев // Современные тенденции региональной интеграции. // Вестник СПБГУ, Сер. 5. Вып. 2., с. 53 – 62. 2008г.
23. V.I. Kapustkin 俄罗斯加入WTO对其与独联体国家及上合组织成员国贸易的影响 Influences of Russia’s Accession to the WTO on the Trade of the CIS and SCO Members (на китайском языке).俄罗斯研究, 2014, 188(4): 20-43. Russian Studies, 2014, 188(4): 20-43.
24. World Bank. World Development Report 1987 (New York: Oxford University Press, 1987)
Интернет ресурсы:
1 А.П. Кобзев. Проблемы перехода к устойчивому развитию в Узбекистане, достижения и возможностиURL: http://sustainabledevelopment.ru/index.php?cnt=239( Дата обращения: 18.11.2015)
2 ВБU RL: http://www.worldbank.org/eca/russian/( Дата обращения: 18.11.2015)
3 ВТО URL: https://www.wto.org/( Дата обращения: 28.09.2015)
4 Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
URL: http://www.stat.uz/ru/104-diagrammy/885-demograficheskie-dannye-za-2009-god-9-
(Дата обращения 19.10.2015)
5 ЕБРР URL: http://www.ebrd.com/ru/home.html( Дата обращения: 18.11.2015)
6 Министерства внешнеэкономической деятельности, инвестиций и торговли Республики Узбекистан URL: http://www.mfer.uz/rus/mejdunarodnoe_sotrudnichestvo/sotrudnichestvo_s_regionalnimi_i_mejdunarodnimi_organizaiyami/informaiya_o_vstuplenii_uzbekistana_v_vto/-
(Дата обращения: 11.11.2015)
7 Министерства финансов Республики Узбекистан URL: https://www.mf.uz/( дата обращения 18.11.2015)
8 Министерства экономики Республики УзбекистанURL: http://www.mineconomy.uz/ru/taxanomy/term/48 (Дата обращения: 16.11.2015)
9 Межгосударственный статистический комитет СНГ URL: http://www.cisstat.com/ (Дата обращения: 12.11.2015)
10 МВФ URL: http://www.imf.org/external/index.htm( Дата обращения: 18.11.2015)
11 ООН URL: http://www.un.org/ru/index.html( Дата обращения: 18.11.2015)
12 Программа развития ООН в Узбекистане URL: http://www.undp.uz/ru/publications/index.php?&page=12( Дата обращения: 18.11.2015)
13 Подготовлено в рамках проекта Центра «Эко-Согласие» и Международного института устойчивого развития «Глобализация, ВТО и ННГ: расширение диалога для устойчивого развития», осуществляемого при поддержке Фонда Форда
URL: http://trade.ecoaccord.org/wtoandsd/uzbekistan.htm(Дата обращения: 15.09.2015)
14 Пресс- служба Президента Республики Узбекистан URL: http://www.press-service.uz/ru/news/5079/(Дата обращения: 18.11.2015)
15 ЦРУ URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/uz.html(Дата обращения 18.11.2015)
16 ЮНКТАД URL: http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx( Дата обращения: 18.11.2015)
17 URL:http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015(Дата обращения 10.12.2015)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ