Введение 2
I. Валаамский монастырь и деревянное строительство в XVIII – начале XXI в. 3
II. Обзор источников и литературы по памятникам 14
III. Памятники деревянной архитектуры на островах Валаамского архипелага 26
1. Скит Александра Свирского 27
2. Предтеченский скит 31
3. Ильинский скит 37
4. Коневский скит 39
5. Авраамиевский скит 42
6. Гефсиманский скит 44
Заключение 49
Список сокращений 49
Список использованных архивных источников 49
Список использованной литературы 52
Список иллюстраций 54
Иллюстрации 54
Русская земля имеет долгую историю, и почти на всем протяжении своего государственного существования эта история связанна с православной традицией . Традиция эта проявлялась в разных аспектах жизни, в том числе и в архитектуре. Одним из ярких примеров такого творчества является древний Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в водах Ладожского озера и носивший гордое наименование "жемчужина Ладоги". К концу 1910-х гг. полностью сформировался композиционно-архитектурный образ Старого Валаама. Восприятие этого образа можно проследить в творениях прозаиков Зайцева и Шмелева, в живописи Шишкина, Куинджи, Ге. Затем последовали годы войны и атеистического лихолетья. С 90-х годов XX века начинается период активного возрождения обители и восстановления разрушенных храмов. В настоящее время практически все восстановлено либо в первоначальном виде, либо с использованием новых архитектурных решений. Можно сказать, что уже сформировался новый композиционно-архитектурный образ Современного Валаама. Сопоставление Валаама Старого и Валаама современного, изменение архитектурных тенденций и подходов, изучение картины восприятия обители нашими современниками и поколением дореволюционной России представляется задачей важной и интересной. Столь глобальную проблематику, очевидно, невозможно полностью раскрыть в рамках дипломной работы. В настоящей работе мы сконцентрировались на культовом деревянном зодчестве Валаамского архипелага как области, наиболее подверженной временным изменениям, и провели анализ всех скитских культовых деревянных построек Старого Валаама по состоянию на конец XIX – начало XX века и тех из них, что были отреставрированы или восстановлены по историческому образцу. К сожалению, за рамками настоящей работы остались построенные в наши дни храмы и часовни по современным оригинальным проектам, а также часовни Старого Валаама, не относящиеся к скитским комплексам.
Практически все культовые деревянные постройки Валаама можно отнести к так называемому русскому стилю, понимаемому как направление, основанное на использовании традиций национального русского искусства. В течение длительного периода означенное направление имело негативные коннотации и не принималось критиками конца XIX – начала XX вв., в советское время позиция по отношению к архитектуре этого периода и стиля приобрела еще более резкий характер. Этим объясняется сравнительно малая степень изученности подобных памятников, как в целом по России, так и на Валааме в частности . Актуальность выбранной темы подтверждается еще и отсутствием искусствоведческой литературы, посвященной церквям и часовням Валаама, а также активным освоением островов архипелага нашими современниками, что требует соотнесения с уже имеющимися строениями и понимания их сущности.
Предметом данного исследования являются применявшиеся в XIXв. архитектурные решения культовых деревянных построек, возводившихся под руководством профессиональных архитекторов и утверждавшихся Синодом. Объектами исследования являются деревянные церкви и часовни, образующие скитские комплексы на островах Валаамского архипелага и построенные в период с 40-х гг. XIXв. до 1917 г.
Основная цель дипломной работы – проведение комплексного анализа известных нам культовых деревянных построек Валаамского архипелага, построенных в указанные хронлогические рамки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить историю культового деревянного строительства на островах Валаамского архипелага в контексте истории монастыря;
2. Проанализировать литературу, содержащую сведения о церквях и часовнях архипелага;
3. Рассмотреть и проанализировать имеющиеся архивные источники по указанной теме;
4. Проследить историю возникновения и бытования конкретных памятников культового деревянного зодчества Валаама;
5. Описать и проанализировать использованные архитектором конструктивные и декоративные решения постройки;
6. Выявить причины использованных в памятнике решений и приемов;
7. Сравнить сохранившиеся чертежи построек с архивными фотографиями и современным обликом здания;
8. Проанализировать валаамские постройки в контексте предлагаемых министерствами типовых проектов церквей;
9. Сравнить культовые деревянные постройки Валаама друг с другом, выявить их общие черты и различия.
В работе использованы культурно-исторический, формальный методы, а также метод сравнительного анализа. Работа основана в первую очередь на неопубликованных архивных источниках, таких как архитектурные чертежи, из собраний АВМ и АНВМ, которые ранее не использовались в научных работах. В связи с этим мы надеемся, что данный труд
В данной работе автором была прослежена история культового деревянного зодчества на островах Валаамского архипелага в рамках истории этой территории в целом. Были рассмотрены пять предложенных предшествующими исследователями периодов строительства на Валааме, выявлены времена расцвета и упадка монастыря, выяснено наиболее благоприятное для деревянного строительства время (вторая половина XIXв., начиная с игуменства Дамаскина), выявлены даты сохранившихся до наших дней построек.
В следующем разделе были подробно разобраны архивные собрания, имеющие ценные документы по интересующей нас тематике, выявлены наиболее значимые собрания - АНВМ и АВМ, охарактеризованы важные для понимания темы фонды и приведены документы, на которых основывалось дальнейшее исследование. Была дана характеристика литературы, затрагивающей культовые валаамские постройки, последняя была разделена на категории (путеводители, брошюры, исторические исследования), по каждой из которых указаны характерные черты.
В главе, посвященной собственно памятникам, была прослежена история построек, выявлены неизвестные моменты из их истории, сделаны описания и проанализированы использованные архитекторами конструктивные и декоративные решения. В ряде случаев были выяснены их причины, часто связанные с вопросами финансирования. Постройки были также проанализированы в контексте типовых проектов, сравнены друг с другом, выявлены общие для всех валаамских построек черты.
В работе не были отражены одиночные часовни, что является перспективой для дальнейших исследований. Интерес представляет также современная деревянная архитектура, возведенная на острове в последние десятилетия.
1. Авраамиевский скит на Валааме и житие преподобного Авраамия Ростовского. СПб., 1890.
2. Ареев М. А. Монастырские острова Валаам и Коневец. СПб., 1895.
3. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень. М., 1899.
4. Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от департамента сельского хозяйства М. Г. И. СПб., 1853.
5. Атлас сельских деревянных церквей по высочайшему повелению издан Главным Управлением Путей Сообщения и Публичных Зданий. СПб., 1858.
6. Багратид Л. В. Валаам/Valamo. Петрозаводск, 1991.
7. Багратид Л. В. Путешествие на Валаам. Л., 1978.
8. Бахтиаров А. Валаамская обитель (поездка на Валаам). СПб., 1893.
9. Берташ А. Валаамский монастырь и его подвижники. СПб, 2011.
10. Бронзов А. А. Рай на земле. СПб., 1912.
11. Берташ А. В. Основные тенденции в развитии церковной архитектуры Северо-запада России в период с 1825 по 1917 гг. и их значение для русского храмостроительства. Дисс… канд. богословия. СПб., 2016 г.
12. Валаамская обитель. СПб., 1896.
13. Валаамский монастырь. Краткое историческое описание. Петроград, 1915.
14. Валаамский скит во имя Коневской иконы Божией Матери и и краткое сказание о земной жизни и безсмертном Успении Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. СПб., 1904.
15. Валаамский скит во имя святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна и жизнеописание тамошняго подвижника схимонаха о. Иоанна. СПб., 1896.
16. Ванчурова М. Ю., Засекова И. И., Кутькова Е. Н., Ягодкина В. А. Валаам. Библиографический указатель литературы. Петрозаводск, 2007.
17. Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре. Краткое описание. СПб., 1913.
18. Замечательная жизнь и деятельность настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина и поучительные его слова. СПб., 1904.
19. Записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова. Журнал о походах на Соловки и Валаам. Острова (в 1744, 1752, 1764, 1777 и 1784 гг.) СПб., 1888.
20. Ильинский скит на Валааме и житие святаго славного пророка Илии. СПб., 1902.
21. Кондратьев И. К. Святыни Валаамского монастыря, места подвижничества преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. История монастыря с древнейших времен по настоящее время. М., 1896.
22. Левиаш Т. Л. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Валаам». Путеводитель. Петрозаводск, 1989.
23. Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005.
24. Описание Валаамского монастыря и скитов его. СПб., 1904.
25. Паялин Н. П. Материалы для составления истории Валаамского монастыря. Выборг, 1916.
26. Приложение к спутнику на Валаам. Вид и описание обители. СПб., 1886.
27. Пустынька игумена Назария на Валааме и священные ея окрестности. СПб., 1890.
28. Путешествие на Валаам во святую обитель и подробное обозрение всех его достопримечательностей. СПб., 1902.
29. Рывкин В. Р. Валаам. Петрозаводск, 1981.
30. Рывкин В. Р. По Валааму. Петрозаводск, 1990.
31. Рывкин В.Р. Формирование архитектурно-ландшафтной среды в условиях Карелии на примере Валаамского комплекса. Автореф. дис. к. арх. М, 1982.
32. Святоостровский скит на Валааме и житие преподобного Александра Свирского. СПб., 1902.
33. Слово о Валаамском монастыре. Исторический очерк. СПб., 1888.
34. Стасов В. В. А.М. Горностаев: статья В. В. Стасова // Вестник изящных искусств, Т. 6, вып. 6. 1888.
35. Церкви, сочиненные архитектором... профессором архитектуры Академии художеств... Константином Тоном. СПб., 1838.
36. Часовня во имя преподобных Сергия и Германа валаамских чудотворцев, построенная в память в Бозе почивающего царя-миротворца Александра III . СПб., 1896.
1. АВМ. Ф. 10. Оп. 1.1. Д. 6. Историческая справка об архитектурных комплексах, архитектурных ансамблях и памятниках архипелага Валаам. Т. 2 ч. 1.
2. АВМ . Ф. 10. Оп. 10 – 11.Д. 5. Историческая справка об архитектурных комплексах, архитектурных ансамблях и памятниках архипелага Валаам (сокращенный вариант).
3. АВМ. Ф. 10 – 1.1. Оп. 10 – 1.1. Д. 28. Историко-архивные и натурные исследования по территориям архитектурных ансамблей, хозяйственным комплексам и отдельно стоящим объектам.
4. АВМ. Ф. 48 оп . 48-11 д. 1. Архипелаг Валаам. Монастырская бухта. Т.1. историко-архивное исследование.
5. АНВМ. Ea:1-10. Дело по предмету составления новых описей, церковному и ризничному и монастырскому экономическому имуществам. 1836 – 1852.
6. АНВМ. Ea:16a-58. Дело об обновлении часовни, во имя Преподобнаго Александра Свирскаго находящейся на принадлежащем монастырю, Святом острове. 1853 – 1858.
7. АНВМ. Ea:45a-28. Дело со срочными донесениями сего монастыря за 1882 г.
8. АНВМ. Ea:56a-25. Дело со срочными донесениями сего монастыря. 1893 г.
9. АНВМ. Ea:65b-106. Дело со срочными донесениями за 1902 г.
10. АНВМ. Ea:74a-18. Гефсиманская часовня в Никонове, об ея обращении в церковь Успения Божией Матери. Начато в 1911 г.
11. АНВМ. Ea:86-24. Дело о пожертвовании Авраамиевской церкви Тиурульскому приходу, начато в 1923 г.
12. АНВМ. Ea:104-9. Дело о состоянии возвращенного в сентябре 1941 года Валаама.
13. АНВМ. Ia11. Копия карты Колонира и Фон-Дрейдера. Валаамские острова с указанием построек и качества земель.
14. АНВМ. Ia12. Финская военная карта 1939 г.
15. АНВМ. Ia1L. Историческое описание Валаамского монастыря монаха Илария. 1839 г.
16. АНВМ. Ia31D. План и фасад существующей ныне часовни на Святом острове во имя Преподобнаго Александра Свирскаго, принадлежащем Валаамскому монастырю.
17. АНВМ. Ia34a. План и фасады деревянной часовни во имя Коневской Божией Матери.
18. АНВМ. Ia39C. Архитектурные материалы и чертежи.
19. АНВМ. Ia39E. План и фасад часовни в местности Трастеное.
20. АНВМ. Ia47B. Церковь Иоанна Предтечи. Фасад.
21. АНВМ. Ia49B. План и фасад часовни во имя св. Сергия на Сергиевском острове.
22. АНВМ. Ia49D. План и фасад кельи в Железняках и часовни во имя св. Авраамия Ростовского.
23. АНВМ. Ia61. Чертежи кельи и часовни на о. Предтеченском.
24. АНВМ. Ia66. Чертеж деревянной часовни Покрова Пресвятыя Богородицы.
25. АНВМ. Ia72D. Описание Валаамского монастыря, 1863 г., Дамаскин.
26. НАРК. Ф. 762 Оп. 1. Д. 74. Отчеты о хозяйственном и финансовом состоянии монастыря.
27. РГИА. Ф. 1102. Оп. 3. Д. 157. Полежаев Михаил Николаевич, купец. Фотографии членов семьи М. Н. Полежаева, скитов на о. Валааме, открытки с видами Петербурга, города Егорьевска Рязанской губернии и другое.
28. РГИА. Ф. 1661. Оп. 1.Д. 304. Краткое описание Валаамского и Коневского монастырей.
29. РНБ ОР. Ф. 15 (Собр. Ал.Нев. Лавр.), А-64. Краткое описание Валаамского общежительного монастыря.
30. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 33. Д. 159. Рапорт благочинного монастырей архим. Игнатия.
31. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 35. Д. 44. О состоянии монастырей СПб епархии за 1842 г.
32. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 49. Д. 25. Отчет об обозрении монастырей СПб епархии за 1857 г.
33. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 51. Д. 50. Отчет по Валаамскому монастырю за 1858 год.